СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 031300 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
388пед/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 031300 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
1. Общая характеристика специальности
031300 Социальная педагогика
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - социальный педагог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога по специальности 031300 Социальная педагогика при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по специальности 031300 Социальная педагогика подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.
Виды профессиональной деятельности специалиста:
научно-методическая;
социально-педагогическая;
воспитательная;
культурно-просветительская;
коррекционно-развивающая;
управленческая.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - социального педагога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 031300 Социальная педагогика.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
031300 Социальная педагогика
3.1. Основная образовательная программа подготовки социального педагога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального педагога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки социального педагога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки социального педагога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки социального педагога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки социального педагога по специальности
031300 Социальная педагогика
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1050 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, акцен-¦ ¦
¦ ¦туации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля про- ¦ ¦
¦ ¦изношения, характерные для сферы профессиональ-¦ ¦
¦ ¦ной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам приме-¦ ¦
¦ ¦нения (бытовая, терминологическая, общенаучная,¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати-¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. Зако- ¦ ¦
¦ ¦нодательство Российской Федерации о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. Физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. Особен-¦ ¦
¦ ¦ности использования средств физической культуры¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготов-¦ ¦
¦ ¦ка студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест-¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория исто- ¦ ¦
¦ ¦рической науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российско-¦ ¦
¦ ¦го государства. Возвышение Москвы. Формирование¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особен- ¦ ¦
¦ ¦ности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения в России XIX в. Реформы и реформаторы ¦ ¦
¦ ¦в России. Русская культура XIX века и ее вклад ¦ ¦
¦ ¦в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и послед- ¦ ¦
¦ ¦ствия. Российская эмиграция. Социально-экономи-¦ ¦
¦ ¦ческое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формиро-¦ ¦
¦ ¦вание однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй миро-¦ ¦
¦ ¦вой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческих реформ. НТР и ее влияние на ход общест- ¦ ¦
¦ ¦венного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, циви-¦ ¦
¦ ¦лизация, морфология культуры, функции культуры,¦ ¦
¦ ¦субъект культуры, культурогенез, динамика куль-¦ ¦
¦ ¦туры, язык и символы культуры, культурные коды,¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная ¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная модер- ¦ ¦
¦ ¦низация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за- ¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и роль¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции культурной¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современной процессе.¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализа-¦ ¦
¦ ¦ция ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская поли- ¦ ¦
¦ ¦тическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политичес- ¦ ¦
¦ ¦кая власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политичес-¦ ¦
¦ ¦кая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Политичес-¦ ¦
¦ ¦кие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современ- ¦ ¦
¦ ¦ном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответствен-¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисцип- ¦ ¦
¦ ¦лина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуникатив-¦ ¦
¦ ¦ные, этические аспекты устной и письменной ре- ¦ ¦
¦ ¦чи. Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элемен- ¦ ¦
¦ ¦тов различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль распоря- ¦ ¦
¦ ¦дительных документов. Язык и стиль коммерческой¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов. Реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совершенст-¦ ¦
¦ ¦вования навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и социа- ¦ ¦
¦ ¦льная мобильность. Понятие социального статуса.¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния. Общественное мнение как институт граждан- ¦ ¦
¦ ¦ского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. ¦ ¦
¦ ¦Место России в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистичес- ¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. По-¦ ¦
¦ ¦нятия материального и идеального. Пространство,¦ ¦
¦ ¦время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс: ¦ ¦
¦ ¦личность и массы, свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ставления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль ¦ ¦
¦ ¦в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного позна- ¦ ¦
¦ ¦ния, его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности.¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замеще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Эластичность. Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности. ¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства.¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое равно- ¦ ¦
¦ ¦весие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная политика.¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. Прива-¦ ¦
¦ ¦тизация. Формы собственности. Предприниматель- ¦ ¦
¦ ¦ство. Теневая экономика. Рынок труда. Распре- ¦ ¦
¦ ¦деление и доходы. Преобразования в социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Структурные сдвиги в экономике. ¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦225 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦225 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦100 ¦
¦ ¦Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, матема- ¦ ¦
¦ ¦тические модели, алгоритмы и языки програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования, стандартное программное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦120 ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции разви- ¦ ¦
¦ ¦тия; корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в при- ¦ ¦
¦ ¦роде; хаос; структурные уровни организации ма- ¦ ¦
¦ ¦терии; микро-, макро- и мегамиры; пространство,¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические процессы, ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ; внутреннее ¦ ¦
¦ ¦строение и история геологического развития Зем-¦ ¦
¦ ¦ли; современные концепции развития геосферных ¦ ¦
¦ ¦оболочек; литосфера как абиотическая основа ¦ ¦
¦ ¦жизни; экологические функции литосферы: ресур- ¦ ¦
¦ ¦сная, геодинамическая, геофизико-геохимическая;¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка Земли; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, здо- ¦ ¦
¦ ¦ровье, эмоции, творчество; работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические ¦ ¦
¦ ¦циклы: ноосфера, необратимость времени, само- ¦ ¦
¦ ¦организация в живой и неживой природе; принципы¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Технические средства и аудиовизуальные средства¦100 ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦
¦ ¦Аудиовизуальная информация: природа, источники,¦ ¦
¦ ¦преобразователи, носители. Аудиовизуальная ¦ ¦
¦ ¦культура: история, концепции, структура, ¦ ¦
¦ ¦функционирование. ¦ ¦
¦ ¦Психофизиологические основы восприятия аудиови-¦ ¦
¦ ¦зуальной информации человеком. Аудиовизуальные ¦ ¦
¦ ¦технологии: фотография и фотографирование; оп- ¦ ¦
¦ ¦тическая проекция (статическая и динамическая);¦ ¦
¦ ¦звукозапись (аналоговая и цифровая); телевиде- ¦ ¦
¦ ¦ние и видеозапись (аналоговая и цифровая); ¦ ¦
¦ ¦компьютеры и мультимедийные средства. ¦ ¦
¦ ¦Аудиовизуальные технологии обучения: типология ¦ ¦
¦ ¦аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; ¦ ¦
¦ ¦типология учебных видеозаписей; банк аудио-, ¦ ¦
¦ ¦видео-, компьютерных материалов; дидактические ¦ ¦
¦ ¦принципы построения аудио-, видео-, компьютер- ¦ ¦
¦ ¦ных учебных пособий. ¦ ¦
¦ ¦Интерактивные технологии обучения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦80 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1600 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1280 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01¦Педагогика ¦580 ¦
¦ ¦Введение в профессию ¦ ¦
¦ ¦Социальный педагог как педагогическая профес- ¦ ¦
¦ ¦сия, его роль и функции (организационная, ¦ ¦
¦ ¦прогностическая, предупредительно-профильная, ¦ ¦
¦ ¦социально-терапевтическая, организационно- ¦ ¦
¦ ¦коммуникабельная, охранно-защитная). Профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональный портрет. Сфера деятельности социа- ¦ ¦
¦ ¦льного педагога. Специализация в работе. Виды ¦ ¦
¦ ¦социальных институтов. Развитие современной ¦ ¦
¦ ¦системы служб социальной помощи населению. ¦ ¦
¦ ¦Общие основы педагогики ¦ ¦
¦ ¦Педагогика как область гуманитарного, антропо- ¦ ¦
¦ ¦логического, философского знания. Категориаль- ¦ ¦
¦ ¦ный аппарат педагогики: воспитание, образова- ¦ ¦
¦ ¦ние, обучение, самовоспитание, социализация, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Философские принципы воспитания и образования: ¦ ¦
¦ ¦антропологический, аксиологический, культуро- ¦ ¦
¦ ¦логический, гуманистический, синергетический, ¦ ¦
¦ ¦герменевтический. Естественная природа и ¦ ¦
¦ ¦социальная сущность человека. Воспитание как ¦ ¦
¦ ¦общественное явление и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание как социально организованный процесс¦ ¦
¦ ¦интеграции человеческих ценностей. Воспитание ¦ ¦
¦ ¦как процесс целенаправленного развития личнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Цель воспитания - личность развивающаяся и ¦ ¦
¦ ¦самореализующаяся в гармонии с собой, природой ¦ ¦
¦ ¦и социумом. Взаимосвязь и иерархия общечелове- ¦ ¦
¦ ¦ческих, конкретно-исторических и индивидуальных¦ ¦
¦ ¦ценностей в воспитании и образовании. Образова-¦ ¦
¦ ¦ние как социокультурный феномен. Образование ¦ ¦
¦ ¦как ведущий механизм присвоения социального ¦ ¦
¦ ¦опыта. Соотношение наследственности и социаль- ¦ ¦
¦ ¦ной среды, национальных и культурно-историчес- ¦ ¦
¦ ¦ких факторов в воспитании и образовании. ¦ ¦
¦ ¦Концепции народности воспитания. Религиозно- ¦ ¦
¦ ¦философская мысль о цели и назначении ¦ ¦
¦ ¦воспитания и образования в обществе. ¦ ¦
¦ ¦Теория и методика воспитания ¦ ¦
¦ ¦Сущность воспитания и его место в целостной ¦ ¦
¦ ¦структуре образовательного процесса. Движущие ¦ ¦
¦ ¦силы и логика воспитательного процесса. Базовые¦ ¦
¦ ¦теории воспитания и развития личности. Законо- ¦ ¦
¦ ¦мерности и принципы воспитания: персонификация,¦ ¦
¦ ¦природосообразность, культуросообразность, ¦ ¦
¦ ¦гуманизация, дифференциация. Национальное ¦ ¦
¦ ¦своеобразие воспитания. Система форм и методов ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Понятие о воспитательных системах. ¦ ¦
¦ ¦Педагогическое взаимодействие в воспитании. ¦ ¦
¦ ¦Коллектив как объект и субъект воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание культуры межнационального общения. ¦ ¦
¦ ¦Функции и основные направления деятельности ¦ ¦
¦ ¦классного руководителя. ¦ ¦
¦ ¦Теория обучения ¦ ¦
¦ ¦Сущность, движущие силы, противоречия и логика ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса. Закономерности и ¦ ¦
¦ ¦принципы обучения. Анализ современных дидак- ¦ ¦
¦ ¦тических концепций. Единство образовательной, ¦ ¦
¦ ¦воспитательной и развивающей функций обучения. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы целостности учебно-воспитательного ¦ ¦
¦ ¦процесса. Двусторонний и личностный характер ¦ ¦
¦ ¦обучения. Единство преподавания и учения. ¦ ¦
¦ ¦Обучение как сотворчество учителя и ученика. ¦ ¦
¦ ¦Содержание образования как фундамент базовой ¦ ¦
¦ ¦культуры личности. Государственный образовате- ¦ ¦
¦ ¦льный стандарт. Базовая, вариативная и допол- ¦ ¦
¦ ¦нительная составляющие содержания образования. ¦ ¦
¦ ¦Методы обучения. Современные модели организации¦ ¦
¦ ¦обучения. Типология и многообразие образовате- ¦ ¦
¦ ¦льных учреждений. Авторские школы. Инновацион- ¦ ¦
¦ ¦ные образовательные процессы. Классификация ¦ ¦
¦ ¦средств обучения. ¦ ¦
¦ ¦Педагогические технологии ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая технология как упорядоченная ¦ ¦
¦ ¦совокупность действий, операций и процедур, ¦ ¦
¦ ¦инструментально обеспечивающих прогнозируемый ¦ ¦
¦ ¦и диагностируемый результат в изменяющихся ¦ ¦
¦ ¦условиях образовательного процесса. Основные ¦ ¦
¦ ¦педагогические технологии: адаптивные, разви- ¦ ¦
¦ ¦вающие, личностно-ориентированные, диалоговые, ¦ ¦
¦ ¦модульные, контекстные, информационные, уровне-¦ ¦
¦ ¦вой дифференциации обучения, группового воздей-¦ ¦
¦ ¦ствия, суггестологии, мультимедиатехнологии, ¦ ¦
¦ ¦игротехники, технологии педагогического обще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Диагностика прогнозирования, гаморазвития ¦ ¦
¦ ¦и коррекции. Задачный подход как технологичес- ¦ ¦
¦ ¦кая основа целостного педагогического процесса.¦ ¦
¦ ¦Педагогическая ситуация и педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. Виды педагогических задач. Технология ¦ ¦
¦ ¦конструирования педагогического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Диагностирование, проектирование и планирование¦ ¦
¦ ¦педагогического процесса. Технология организа- ¦ ¦
¦ ¦ции развивающей деятельности (учебно-познавате-¦ ¦
¦ ¦льной, ценностно-ориентированной, технической, ¦ ¦
¦ ¦спортивно-оздоровительной и др.). Технология ¦ ¦
¦ ¦педагогического воздействия на личность. ¦ ¦
¦ ¦Технология учета и анализа результатов ¦ ¦
¦ ¦функционирования педагогического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Коррекционная педагогика с основами специальной¦ ¦
¦ ¦психологии ¦ ¦
¦ ¦Предмет, задачи, принципы, категории, основные ¦ ¦
¦ ¦научные теории коррекционной педагогики. Норма ¦ ¦
¦ ¦и отклонение в физическом, психологическом, ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальном и моторном развитии человека. ¦ ¦
¦ ¦Первичный и вторичный дефект. Комбинированные ¦ ¦
¦ ¦нарушения, их причины. Профилактика, диагности-¦ ¦
¦ ¦ка, коррекция недостатков личностного развития ¦ ¦
¦ ¦детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение ¦ ¦
¦ ¦детей. Система консультативно-диагностической, ¦ ¦
¦ ¦коррекционно-педагогической, реабилитационной ¦ ¦
¦ ¦работы ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02¦Психология ¦310 ¦
¦ ¦Общая психология ¦ ¦
¦ ¦Психология как наука. Предмет психологии. ¦ ¦
¦ ¦Принципы психологии. Методология и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Пространство психологии и условия ¦ ¦
¦ ¦работы в нем. ¦ ¦
¦ ¦Этапы становления психологии. Основные ¦ ¦
¦ ¦психологические теории и их взаимосвязь. ¦ ¦
¦ ¦Теория деятельности. Деятельность и психика. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и деятельность. Психика и мозг. Дея- ¦ ¦
¦ ¦тельность и личность. Познавательная деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность. Ведущая деятельность и психологический ¦ ¦
¦ ¦возраст. Деятельность и обучение. Способности ¦ ¦
¦ ¦и деятельность. Общение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Проблема личности в психологии. Теории личнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Человек и культура. Структура личности в ¦ ¦
¦ ¦различных психологических теориях. Типология ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Воля и произвольность. ¦ ¦
¦ ¦Когнитивная психология. Познание и отражение. ¦ ¦
¦ ¦Опосредствование в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение и восприятие. Их свойства. Теории. ¦ ¦
¦ ¦Мышление. Теории мышления. Виды мышления. ¦ ¦
¦ ¦Мыслительный образ. Творческое мышление. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и обучение. ¦ ¦
¦ ¦Образ в восприятии, мышлении и воображении. ¦ ¦
¦ ¦Творческое мышление и воображение. Методы ¦ ¦
¦ ¦исследования познавательных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Память. Теории памяти. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Теории внимания. Виды внимания. ¦ ¦
¦ ¦Методы исследования внимания. ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая психология ¦ ¦
¦ ¦Предмет и задачи педагогической психологии, ¦ ¦
¦ ¦концепции педагогического процесса и их психо- ¦ ¦
¦ ¦логические основания. Проблемы профессиональной¦ ¦
¦ ¦подготовки и личностного развития учителя. ¦ ¦
¦ ¦Мотивы педагогической деятельности. Педаго- ¦ ¦
¦ ¦гические способности. Стили педагогического ¦ ¦
¦ ¦руководства. Педагогическое общение. Индиви- ¦ ¦
¦ ¦дуальные стили педагогической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Психология педагогического коллектива. Психо- ¦ ¦
¦ ¦логические основы организации педагогической ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Структура педагогической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Психология педагогического воздействия. Приемы ¦ ¦
¦ ¦и техника управления учащимися на уроке. Основ-¦ ¦
¦ ¦ные понятия психологии воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Психологические механизмы формирования ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Психологические аспекты воспитательных ¦ ¦
¦ ¦технологий. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия психологии обучения. Концепции¦ ¦
¦ ¦обучения и их психологические основания. Учеб- ¦ ¦
¦ ¦ная деятельность. Мотивы учения. Психологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие основы развивающего обучения. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦обучения и воспитания. Проблемы дифференцирова-¦ ¦
¦ ¦ния и индивидуализации обучения. Психологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие аспекты компьютеризации обучения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03¦Психолого-педагогический практикум ¦80 ¦
¦ ¦Решение психолого-педагогических задач, ¦ ¦
¦ ¦конструирование различных форм психолого- ¦ ¦
¦ ¦педагогической деятельности, моделирования ¦ ¦
¦ ¦образовательных и педагогических ситуаций. ¦ ¦
¦ ¦Психолого-педагогические технологии и методики ¦ ¦
¦ ¦диагностики, прогнозирования и проектирования, ¦ ¦
¦ ¦накопления профессионального опыта. Развитие ¦ ¦
¦ ¦интеллектуально-творческого, диагностического, ¦ ¦
¦ ¦коммуникационного, профессиональной компетенции¦ ¦
¦ ¦личности социального педагога ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04¦Возрастная анатомия, физиология и гигиена ¦100 ¦
¦ ¦Предмет и содержание курса. Общие закономер- ¦ ¦
¦ ¦ности роста и развития организма. Анатомия и ¦ ¦
¦ ¦физиология нервной системы. Высшая нервная ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Нейрофизиологические основы ¦ ¦
¦ ¦поведения человека. Анатомия, физиология и ¦ ¦
¦ ¦гигиена сенсорных систем. Гигиена учебно- ¦ ¦
¦ ¦воспитательного процесса в школе. Гигиенические¦ ¦
¦ ¦основы режима дня учащихся. Анатомия и физиоло-¦ ¦
¦ ¦гия желез внутренней секреции. Анатомия, физио-¦ ¦
¦ ¦логия и гигиена опорно-двигательного аппарата. ¦ ¦
¦ ¦Гигиенические требования к оборудованию школ. ¦ ¦
¦ ¦Анатомия и физиология органов пищеварения. ¦ ¦
¦ ¦Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности¦ ¦
¦ ¦крови. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-¦ ¦
¦ ¦сосудистой системы, органов дыхания. Гигиени- ¦ ¦
¦ ¦ческие требования к воздушной среде учебных ¦ ¦
¦ ¦заведений. Анатомия, физиология и гигиена кожи ¦ ¦
¦ ¦ребенка. Гигиена одежды и обуви. Состояние ¦ ¦
¦ ¦здоровья детей и подростков. ¦ ¦
¦ ¦Гигиена трудового обучения и производительного ¦ ¦
¦ ¦труда учащихся. Гигиенические требования к ¦ ¦
¦ ¦планировке школьного здания, земельного участка¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05¦Основы медицинских знаний ¦120 ¦
¦ ¦Понятие о неотложных состояниях. Причины ¦ ¦
¦ ¦и факторы, их вызывающие. Оказание первой ¦ ¦
¦ ¦медицинской помощи при неотложных состояниях. ¦ ¦
¦ ¦Физиологические пробы определения здоровья. ¦ ¦
¦ ¦Применение лекарственных средств. Характерис- ¦ ¦
¦ ¦тика детского травматизма. Меры профилактики. ¦ ¦
¦ ¦Терминальные состояния. Реанимация. Основы ¦ ¦
¦ ¦микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. ¦ ¦
¦ ¦Меры профилактики инфекционных болезней. ¦ ¦
¦ ¦Здоровый образ жизни как биологическая и социа-¦ ¦
¦ ¦льная проблема. Человек и окружающая среда. ¦ ¦
¦ ¦Система "природа - человек". Здоровье и факто- ¦ ¦
¦ ¦ры, его определяющие. Социально-психологические¦ ¦
¦ ¦аспекты здорового образа жизни. Этапы форми- ¦ ¦
¦ ¦рования здоровья. Психолого-педагогические ¦ ¦
¦ ¦аспекты здорового образа жизни. Роль учителя и ¦ ¦
¦ ¦его место в первичной, вторичной и третичной ¦ ¦
¦ ¦профилактике заболеваний ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦90 ¦
¦ ¦Теоретические основы безопасности жизнедеяте- ¦ ¦
¦ ¦льности. Экологические аспекты безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций. Российская система предупреждения ¦ ¦
¦ ¦и действий в чрезвычайных ситуациях. Окружающий¦ ¦
¦ ¦мир. Опасности, возникающие в повседневной ¦ ¦
¦ ¦жизни, и безопасное поведение. Транспорт и его ¦ ¦
¦ ¦опасности. Экстремальные ситуации в природных ¦ ¦
¦ ¦и городских условиях. Чрезвычайные ситуации ¦ ¦
¦ ¦природного и техногенного характера и защита ¦ ¦
¦ ¦населения от их последствий. Действия учителя ¦ ¦
¦ ¦при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.¦ ¦
¦ ¦Гражданская оборона и ее задача. Современные ¦ ¦
¦ ¦средства поражения. Средства индивидуальной за-¦ ¦
¦ ¦щиты. Защитные сооружения гражданской обороны. ¦ ¦
¦ ¦Организация защиты населения в мирное и военное¦ ¦
¦ ¦время. Приборы радиационной и химической ¦ ¦
¦ ¦разведки, дозиметрический контроль. Организация¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны в образовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждениях. Средства и способы защиты ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.00¦Национальный региональный (вузовский) ¦160 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦160 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДПП ¦Дисциплины предметной подготовки ¦4934 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДПП.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3947 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДПП.Ф.01¦Социальная педагогика ¦350 ¦
¦ ¦Социальное воспитание и социализация личности. ¦ ¦
¦ ¦Сущность, принципы, ценности, механизмы и ¦ ¦
¦ ¦факторы социального воспитания. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦в социальном воспитании. Жизнедеятельность ¦ ¦
¦ ¦институтов социального воспитания. Семья как ¦ ¦
¦ ¦субъект педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦ребенка. Оказание индивидуальной помощи в ¦ ¦
¦ ¦различных институтах воспитания ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДПП.Ф.02¦История социальной педагогики ¦180 ¦
¦ ¦Истоки социально-педагогической мысли и ¦ ¦
¦ ¦практики. Зарождение социально-педагогической ¦ ¦
¦ ¦мысли на ранних этапах развития человечества. ¦ ¦
¦ ¦Социальное воспитание в античном мире. Проблемы¦ ¦
¦ ¦социального воспитания в эпоху Средневековья. ¦ ¦
¦ ¦Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения.¦ ¦
¦ ¦Развитие социального аспекта в воспитании в ¦ ¦
¦ ¦XVIII веке. Социальная педагогика П. Наторпа. ¦ ¦
¦ ¦Теория и практика социального воспитания в ¦ ¦
¦ ¦России после Октябрьской революции (1917 г.). ¦ ¦
¦ ¦Педагогика среды. Развитие социально-педаго- ¦ ¦
¦ ¦гической практики в России в 20 - 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Возрождение социальной педагогики (вторая ¦ ¦
¦ ¦половина XX в.) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДПП.Ф.03¦Социальная политика ¦300 ¦
¦ ¦Основные направления социальной политики ¦ ¦
¦ ¦современной России. Нормативно-правовая база. ¦ ¦
¦ ¦Политика государства по защите здоровья ¦ ¦
¦ ¦населения; в области занятости населения; по ¦ ¦
¦ ¦обеспечению права граждан на образование; по ¦ ¦
¦ ¦защите интересов семьи; по защите детства; по ¦ ¦
¦ ¦защите интересов женщин; поддержке инвалидов. ¦ ¦
¦ ¦Обеспечение социальной поддержки и социального ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651500 - ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также