НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651500 - ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
332 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651500 - ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Прикладная механика"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
071100 - Динамика и прочность машин;
071200 - Триботехника.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Прикладная механика" при очной форме обучения - 5 лет 6 месяцев (по специальности 071100) и 5 лет (по специальности 071200).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Прикладная механика" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 за N 37, может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности:
- инженер;
- научный сотрудник;
- инженер-конструктор;
и другие должности, соответствующие его квалификации.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
"Прикладная механика" - исследовательское направление в области фундаментальных наук и наукоемкого технического образования в сфере обеспечения прочности, надежности машин, конструкций и приборов и безопасности техники, включая совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на исследование, создание и эксплуатацию машин с высокой долговечностью и эффективностью функционирования.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Прикладная механика" являются:
- расчеты и проектирование новой техники, в том числе предназначенной для работы в экстремальных условиях;
- экспериментальные исследования создаваемых образцов новой техники, приборов, машин, конструкций и новых материалов;
- создание и развитие аналитических и численных методов расчета новой техники, приборов, машин и конструкций;
- теоретическое и экспериментальное исследование динамики и устойчивости механических систем;
- исследование надежности, ресурса и безопасности машин, конструкций и приборов;
- разработка математических моделей расчета конструкций из композиционных и перспективных материалов, находящихся в экстремальных условиях эксплуатации.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки "Прикладная механика" может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Прикладная механика" подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская:
- статистические методы обработки результатов экспериментов на прочность, усталость, трение и износ;
- диагностика состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;
- создание математических и физических моделей процессов и оборудования;
- планирование эксперимента и использование методик математической обработки результатов;
- использование информационных технических средств при разработке новых изделий машиностроения.
Проектно-конструкторская:
- формулирование целей и задач расчетной программы при выданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения;
- разработка обобщенных вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности;
- расчет проектов изделий с учетом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических параметров;
- использование информационных технологий для выбора необходимых материалов изготавливаемых изделий.
Организационно-управленческая:
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции;
- составление нормативно-технической документации.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;
- использование современных методов, средств и технологий разработки объектов профессиональной деятельности;
- взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий проектирования объектов профессиональной деятельности;
- участие в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами;
- проведение комплексного технико-экономического анализа для обоснованного принятия решений, изыскание возможности сокращения цикла работ, содействие подготовке процесса их реализации с обеспечением необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участие в работах по осуществлению исследований, в разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, в рассмотрении различной технической документации.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов;
- методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства и гражданского права;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Прикладная механика", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по направлению "Прикладная механика"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
- ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Прикладная механика"
(в скобках - часы для специальности 071200)
-------------T--------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных ¦ ¦
¦ ¦и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. Культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая ¦ ¦
¦ ¦и монологическая речь с использованием ¦ ¦
¦ ¦наиболее употребительных и относительно ¦ ¦
¦ ¦простых лексико-грамматических средств в ¦ ¦
¦ ¦основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. ¦ ¦
¦ ¦Основы публичной речи (устное сообщение, ¦ ¦
¦ ¦доклад). Аудирование. Понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности. Письмо. ¦ ¦
¦ ¦Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство РФ о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. Физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента. Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. Спорт. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Цивилизационные особенности ¦ ¦
¦ ¦становления философии. Исторические типы и ¦ ¦
¦ ¦направления в философии, основные этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития философии, структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. Бытие. Понятия духа, ¦ ¦
¦ ¦материи и сознания; пространства и времени, ¦ ¦
¦ ¦движения. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Диалектика, ее ¦ ¦
¦ ¦принципы и законы. Развитие, его модели и ¦ ¦
¦ ¦законы. Человек, общество, культура. ¦ ¦
¦ ¦Человек и природа. Производство и его роль ¦ ¦
¦ ¦в жизни человека. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. ¦ ¦
¦ ¦Человек как творец и творение культуры. ¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и ¦ ¦
¦ ¦массы; свобода и необходимость. Познание. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение мнения, веры, понимания, ¦ ¦
¦ ¦интерпретации и знания. Становление ¦ ¦
¦ ¦субъектно-объектного видения мира. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное; интуиция. ¦ ¦
¦ ¦Мистицизм в познании. Отражение. Истина и ¦ ¦
¦ ¦ее критерии. Практика. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Научные революции и смена ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности. Познавательные, ¦ ¦
¦ ¦этические и эстетические ценности. Смысл ¦ ¦
¦ ¦существования человека. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный ¦ ¦
¦ ¦доход. Располагаемый личный доход. Индексы ¦ ¦
¦ ¦цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее ¦ ¦
¦ ¦виды. Экономические циклы. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическое равновесие. Совокупный ¦ ¦
¦ ¦спрос и совокупное предложение. ¦ ¦
¦ ¦Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и ¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. Особенности переходной ¦ ¦
¦ ¦экономики России. Приватизация. Формы ¦ ¦
¦ ¦собственности. Предпринимательство. Теневая ¦ ¦
¦ ¦экономика. Рынок труда. Распределение и ¦ ¦
¦ ¦доходы. Преобразования в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности. Международное право как ¦ ¦
¦ ¦особая система права. Источники российского ¦ ¦
¦ ¦права. Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица. Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения ¦ ¦
¦ ¦и административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое ¦ ¦
¦ ¦право. Особенности правового регулирования ¦ ¦
¦ ¦будущей профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. Законодательные и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения ¦ ¦
¦ ¦истории. Понятие и классификация ¦ ¦
¦ ¦исторического источника. Отечественная ¦ ¦
¦ ¦историография в прошлом и настоящем: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория ¦ ¦
¦ ¦исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления государственности. Древняя Русь ¦ ¦
¦ ¦и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм ¦ ¦
¦ ¦собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право ¦ ¦
¦ ¦в России. Мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство. Становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура ХIХ века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад ¦ ¦
¦ ¦СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной ¦ ¦
¦ ¦России. Внешнеполитическая деятельность в ¦ ¦
¦ ¦условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и ¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. Методы ¦ ¦
¦ ¦культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая ¦ ¦
¦ ¦и национальная, элитарная и массовая ¦ ¦
¦ ¦культуры. Восточные и западные типы ¦ ¦
¦ ¦культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и ¦ ¦
¦ ¦личность. Инкультурация и социализация ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные ¦ ¦
¦ ¦функции политики. История политических ¦ ¦
¦ ¦учений. Российская политическая традиция: ¦ ¦
¦ ¦истоки, социокультурные основания, ¦ ¦
¦ ¦историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество, его происхождение и особенности. ¦ ¦
¦ ¦Особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России. Институциональные ¦ ¦
¦ ¦аспекты политики. Политическая власть. ¦ ¦
¦ ¦Политическая система. Политические режимы, ¦ ¦
¦ ¦политические партии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Особенности мирового ¦ ¦
¦ ¦политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе ¦ ¦
¦ ¦наук. История развития психологического ¦ ¦
¦ ¦знания и основные направления в психологии. ¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие. Представление. Воображение. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. ¦ ¦
¦ ¦Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и ¦ ¦
¦ ¦развивающая функции обучения. Воспитание в ¦ ¦
¦ ¦педагогическом процессе. Общие формы ¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в ¦ ¦
¦ ¦становлении и функционировании ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей.¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных ¦ ¦
¦ ¦документов. Интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Условия функционирования разговорной ¦ ¦
¦ ¦речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. ¦ ¦
¦ ¦Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты. Мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. Концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса. Формирование мировой ¦ ¦
¦ ¦системы. Место России в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2057 ¦
¦ ¦дисциплины ¦(1598)¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1717 ¦
¦ ¦ ¦(1394)¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦1020 ¦
¦ ¦ ¦(697) ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01.01 ¦Математика (общий курс) ¦714 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦(612) ¦
¦ ¦определители и матрицы; системы линейных ¦ ¦
¦ ¦уравнений; квадратичные формы; линейные ¦ ¦
¦ ¦пространства, евклидовы пространства; ¦ ¦
¦ ¦ортогональный базис, собственные векторы и ¦ ¦
¦ ¦собственные значения. Основы ¦ ¦
¦ ¦математического анализа; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦исчисление и его геометрические приложения; ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисление и его приложения, ¦ ¦
¦ ¦несобственные интегралы; экстремумы функций ¦ ¦
¦ ¦нескольких независимых переменных; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; числовые ряды, ¦ ¦
¦ ¦функциональные ряды; ряды Фурье, интеграл ¦ ¦
¦ ¦Фурье. Обыкновенные дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, линейные дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; методы решения дифференциальных ¦ ¦
¦ ¦уравнений. Функции комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, аналитические функции; ряды ¦ ¦
¦ ¦Тейлора и Лорана, теория вычетов; ¦ ¦
¦ ¦преобразование Лапласа и его применения. ¦ ¦
¦ ¦Кратные интегралы; скалярные и векторные ¦ ¦
¦ ¦поля; операторы в векторном анализе; ¦ ¦
¦ ¦интегральные теоремы. Основные понятия ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей; случайные величины и ¦ ¦
¦ ¦их распределения; элементы математической ¦ ¦
¦ ¦статистики ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01.02 ¦Уравнения математической физики ¦238 ¦
¦ ¦Уравнения математической физики и их ¦(85) ¦
¦ ¦классификация. Уравнения эллиптического ¦ ¦
¦ ¦типа, постановка задач, корректность; ¦ ¦
¦ ¦гармонические функции, функция Грина, ¦ ¦
¦ ¦теория потенциала; краевые задачи для ¦ ¦
¦ ¦уравнения Лапласа, Гельмгольца и для ¦ ¦
¦ ¦бигармонического уравнения; метод ¦ ¦
¦ ¦разделения переменных; применения в ¦ ¦
¦ ¦теоретической физике. Уравнения ¦ ¦
¦ ¦параболического типа, уравнения ¦ ¦
¦ ¦теплопроводности и диффузии. Уравнения ¦ ¦
¦ ¦гиперболического типа, волновое уравнение; ¦ ¦
¦ ¦метод характеристик, метод Римана, метод ¦ ¦
¦ ¦разделения переменных; применение в ¦ ¦
¦ ¦теоретической физике. Нормированные ¦ ¦
¦ ¦пространства и пространства Банаха; ¦ ¦
¦ ¦линейные функции и операторы. Интегральные ¦ ¦
¦ ¦уравнения Фредгольма. Задача Штурма - ¦ ¦
¦ ¦Лиувилля; собственные функции и собственные ¦ ¦
¦ ¦значения эллиптических операторов. ¦ ¦
¦ ¦Цилиндрические и сферические функции ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01.03 ¦Основы вариационного исчисления ¦68 ¦
¦ ¦Задачи, приводящие к вариационному ¦(0) ¦
¦ ¦исчислению; функционал. Простейшая задача ¦ ¦
¦ ¦вариационного исчисления на плоскости; ¦ ¦
¦ ¦необходимые условия экстремума; лемма ¦ ¦
¦ ¦Лагранжа; уравнение Эйлера; условия ¦ ¦
¦ ¦Лежандра и Якоби; упрощенное условие ¦ ¦
¦ ¦сильного экстремума; уравнение Эйлера - ¦ ¦
¦ ¦Пуассона. Функционал от векторной функции; ¦ ¦
¦ ¦система уравнений Эйлера. Функционал от ¦ ¦
¦ ¦функции двух переменных. Уравнение ¦ ¦
¦ ¦Остроградского - Эйлера; принцип Гамильтона.¦ ¦
¦ ¦Задача об условном экстремуме; ¦ ¦
¦ ¦изопериметрическая задача. Функционалы с ¦ ¦
¦ ¦подвижными концевыми точками; условия ¦ ¦
¦ ¦трансверсальности. Прямые методы решения ¦ ¦
¦ ¦вариационных задач ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦204 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и ¦ ¦
¦ ¦технологии программирования; локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум. Способы ¦ ¦
¦ ¦проектирования алгоритмов, структуризация ¦ ¦
¦ ¦алгоритмов; процедуры, отладка и ¦ ¦
¦ ¦тестирование программ, применение и ¦ ¦
¦ ¦модификация программных продуктов; ¦ ¦
¦ ¦текстовые редакторы и их применение ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦425 ¦
¦ ¦Физические основы механики; колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная ¦ ¦
¦ ¦и ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Экология ¦68 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды, ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦охраны окружающей среды ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦170 ¦
¦ ¦компонент ¦(102) ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦170 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦(102) ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1989 ¦
¦ ¦ ¦(1921)¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1717 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия ¦153 ¦
¦ ¦Инженерная графика ¦ ¦
¦ ¦1. Начертательная геометрия ¦ ¦
¦ ¦Введение. Предмет начертательной геометрии. ¦ ¦
¦ ¦Задание точки, прямой, плоскости и ¦ ¦
¦ ¦многогранников на комплексном чертеже Монжа.¦ ¦
¦ ¦Позиционные задачи. Метрические задачи. ¦ ¦
¦ ¦Способы преобразования чертежа. ¦ ¦
¦ ¦Многогранники. Кривые линии. Поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Поверхности вращения. Линейчатые ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Винтовые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Циклические поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Построение разверток поверхностей. ¦ ¦
¦ ¦Касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Аксонометрические проекции. ¦ ¦
¦ ¦2. Инженерная графика ¦ ¦
¦ ¦Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения и обозначения элементов ¦ ¦
¦ ¦деталей. Изображение и обозначение резьбы. ¦ ¦
¦ ¦Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов ¦ ¦
¦ ¦деталей машин. Изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц. Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика, геометрическое ¦ ¦
¦ ¦моделирование и решаемые ими задачи; ¦ ¦
¦ ¦графические объекты, примитивы и их ¦ ¦
¦ ¦атрибуты; представление видеоинформации и ¦ ¦
¦ ¦ее машинная генерация; графические языки; ¦ ¦
¦ ¦метафайлы; архитектура графических ¦ ¦
¦ ¦терминалов и графических рабочих станций; ¦ ¦
¦ ¦реализация аппаратно-программных модулей ¦ ¦
¦ ¦графической системы; базовая графика; ¦ ¦
¦ ¦пространственная графика; современные ¦ ¦
¦ ¦стандарты компьютерной графики; графические ¦ ¦
¦ ¦диалоговые системы; применение ¦ ¦
¦ ¦интерактивных графических систем ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦816 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.01 ¦Теоретическая механика ¦221 ¦
¦ ¦Векторный способ задания движения точки. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об абсолютно твердом теле. Вращение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной оси. ¦ ¦
¦ ¦Плоскопараллельное движение твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦Движение твердого тела вокруг неподвижной ¦ ¦
¦ ¦точки. Общий случай движения свободного ¦ ¦
¦ ¦твердого тела. Абсолютное и относительное ¦ ¦
¦ ¦движение точки. Сложное движение твердого ¦ ¦
¦ ¦тела. Предмет динамики и статики. Задачи ¦ ¦
¦ ¦динамики. Свободные колебания материальной ¦ ¦
¦ ¦точки. Относительное движение материальной ¦ ¦
¦ ¦точки. Уравнения движения механической ¦ ¦
¦ ¦системы. Количество движения механической ¦ ¦
¦ ¦системы. Момент количества движения ¦ ¦
¦ ¦относительно центра и оси. Кинетическая ¦ ¦
¦ ¦энергия механической системы. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦силовом поле. Аналитические условия ¦ ¦
¦ ¦равновесия произвольной системы сил. Центр ¦ ¦
¦ ¦тяжести твердого тела и его координаты. ¦ ¦
¦ ¦Принцип Даламбера. Определение динамических ¦ ¦
¦ ¦реакций подшипников при вращении твердого ¦ ¦
¦ ¦тела вокруг неподвижной оси. Движение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной точки. ¦ ¦
¦ ¦Элементарная теория гироскопа. Связи и их ¦ ¦
¦ ¦условия. Принцип возможных перемещений. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные координаты системы. Уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения механической системы в обобщенных ¦ ¦
¦ ¦координатах или уравнения Лагранжа второго ¦ ¦
¦ ¦рода. Принцип Гамильтона - Остроградского. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об устойчивости равновесия. Малые ¦ ¦
¦ ¦свободные колебания механической системы с ¦ ¦
¦ ¦конечным числом степеней свободы и их ¦ ¦
¦ ¦свойства, собственные частоты и собственные ¦ ¦
¦ ¦формы. Элементарная теория удара ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.02 ¦Сопротивление материалов ¦289 ¦
¦ ¦Внешние и внутренние силы. Уравнения ¦ ¦
¦ ¦равновесия. Метод сечений. Деформации и ¦ ¦
¦ ¦напряжения в сплошной среде. Стержни, ¦ ¦
¦ ¦пластины и оболочки. Элементарные виды ¦ ¦
¦ ¦нагружения стержней: растяжение, сжатие, ¦ ¦
¦ ¦сдвиг, изгиб и кручение. Понятие о принципе ¦ ¦
¦ ¦Сен-Венана. Диаграммы растяжения ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов и их характерные ¦ ¦
¦ ¦параметры; сравнение механических свойств ¦ ¦
¦ ¦пластичных и хрупких материалов при ¦ ¦
¦ ¦растяжении и сжатии. Вопросы надежности в ¦ ¦
¦ ¦механике материалов и конструкций и расчеты ¦ ¦
¦ ¦на прочность; коэффициенты запаса; принцип ¦ ¦
¦ ¦равнопрочности при проектировании ¦ ¦
¦ ¦конструкций. Изгиб и кручение стержней; ¦ ¦
¦ ¦напряжения и условия прочности; ¦ ¦
¦ ¦рациональные сечения стержней из пластичных ¦ ¦
¦ ¦и хрупких материалов; внецентренное ¦ ¦
¦ ¦растяжение (сжатие). Энергетические ¦ ¦
¦ ¦теоремы, интеграл Мора. Расчет статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимых стержневых систем методом ¦ ¦
¦ ¦сил. Теории начала текучести, теории начала ¦ ¦
¦ ¦разрушения. Расчет осесимметрично ¦ ¦
¦ ¦нагруженных оболочек вращения по ¦ ¦
¦ ¦безмоментной теории. Расчет толстостенных ¦ ¦
¦ ¦труб. Прочность при циклических ¦ ¦
¦ ¦напряжениях; эмпирические формулы для ¦ ¦
¦ ¦предела выносливости; конструктивные и ¦ ¦
¦ ¦технологические меры повышения предела ¦ ¦
¦ ¦выносливости деталей машин; расчет вала на ¦ ¦
¦ ¦прочность с учетом переменных напряжений. ¦ ¦
¦ ¦Расчеты на устойчивость; формула Эйлера для ¦ ¦
¦ ¦критической силы сжатого стержня. Расчеты ¦ ¦
¦ ¦продольно сжатых стержней по коэффициенту ¦ ¦
¦ ¦понижения допускаемых напряжений. ¦ ¦
¦ ¦Продольно-поперечный изгиб. Приближенные ¦ ¦
¦ ¦расчеты стержней при ударном нагружении ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.03 ¦Детали машин и основы конструирования ¦170 ¦
¦ ¦Классификация механизмов, узлов и деталей. ¦ ¦
¦ ¦Основы проектирования механи

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651600 - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также