НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653000 - СИСТЕМЫ ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. КВАЛИФИКАЦИЯ - МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный номер
319 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
653000 - СИСТЕМЫ ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КВАЛИФИКАЦИЯ - МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Системы объектов
морской инфраструктуры"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
140400 - Системы электроэнергетики и автоматизации судов;
140600 - Системотехника объектов морской инфраструктуры.
1.3. Квалификация выпускника - морской инженер.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста "Системы объектов морской инфраструктуры" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Морской инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Системы объектов морской инфраструктуры" может занимать в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих следующие должности: инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, младший научный сотрудник, программист и прочие.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает исследования, разработку, подготовку и организацию производства, эксплуатацию сложных информационно-сопряженных систем, обеспечивающих нормальное функционирование судов, иных объектов морской инфраструктуры, их комплексов и систем.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника, в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) направления подготовки, являются: искусственные информационно-сопряженные системы морской инфраструктуры различного назначения, процессы их исследования, разработки, изготовления, монтажа, испытаний, эксплуатации, модернизации и ликвидации, а также связанное с этим программное обеспечение и компьютерные технологии.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Системы объектов морской инфраструктуры" подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская,
- организационно-управленческая,
- научно-исследовательская,
- производственно-технологическая,
- эксплуатационное и техническое обслуживание.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональных программ, разрабатываемых вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в профессиональных образовательных учреждениях, заключать контракты для службы в технических частях и на кораблях ВМФ.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Морской инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Системы объектов морской инфраструктуры", в зависимости от содержания конкретной основной образовательной программы, подготовлен к решению следующих типов задач:
а) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования морской техники и технологий на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных отраслей науки и техники, с учетом позиций и мнений других специалистов;
- разработка функциональных и структурных схем систем с определением физических принципов действия элементов, их структур и установлением технических требований на отдельные компоненты;
- информационное и энергетическое согласование компонентов систем, решение вопросов электромагнитной, эргономической и экологической совместимости;
- проектирование различных типов систем с использованием средств компьютерного проектирования; проведение проектных расчетов и технико-экономического обоснования проектных решений;
- оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов монтажа и испытаний систем объектов морской инфраструктуры и их подсистем;
- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию систем объектов морской инфраструктуры, участие в комплексных испытаниях и сдаче в эксплуатацию самих объектов;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы производственного коллектива, принятие исполнительских решений;
- разработка научно обоснованных планов научных, проектных, монтажных и наладочных работ, управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании систем с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения и безопасности жизнедеятельности;
- установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов при монтаже и модернизации систем;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ проблемы и постановка задачи исследований в области анализа и синтеза систем на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- построение математических моделей объектов исследования и выбор метода моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
- разработка отдельных программ и их блоков для решения различных задач, включая задачи проектирования, исследования, испытаний и оперативного контроля качества функционирования систем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации объектов на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
- выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
- участие в разработке и организации новых методов исследований, контроля качества и испытаний систем объектов морской инфраструктуры, их компонентов и комплексных испытаний самих объектов;
г) производственно-технологическая деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач разработки технологий функционирования, монтажа, испытаний, эксплуатации, модернизации и ликвидации систем объектов морской инфраструктуры на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- разработка и внедрение технологий функционирования, монтажа, испытаний, эксплуатации, модернизации и ликвидации систем объектов морской инфраструктуры, оперативного контроля качества функционирования систем и их компонентов;
- разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, инструмента, выбор оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;
- разработка технических заданий на проектирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов;
д) эксплуатационное и техническое обслуживание:
- разработка технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания и ремонта систем объектов морской инфраструктуры;
- определение технического состояния и остаточного ресурса систем;
- планирование работ по эксплуатационному, техническому обслуживанию и ремонту.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач морской инженер:
- выполняет работы по проектированию морской техники, используя системы автоматизированного проектирования, передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие создаваемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизированных и унифицированных компонентов, деталей и сборочных единиц;
- проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых объектов морской техники и технологий;
- проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчетов рисков при разработке новых изделий; составляет инструкции по эксплуатации объектов морской техники, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе, патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию;
- изучает и анализирует поступающую от других предприятий проектно-конструкторскую документацию в целях ее использования при проектировании и конструировании объектов морской техники;
- согласовывает разрабатываемую документацию с другими подразделениями предприятия, представителями заказчика и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые системы и конструкции;
- разрабатывает и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства выпускаемой продукции, обеспечивая изготовление конкурентоспособной морской техники и сокращение материальных и трудовых затрат на ее создание; составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;
- участвует в разработке технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков, в отработке систем и конструкций изделий морской техники на технологичность, рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, топлива, энергии), экономическую эффективность проектируемых технологических процессов; разрабатывает технологические нормативы, инструкции, схемы сборки, маршрутные карты, карты технического уровня и качества продукции и другую технологическую документацию, вносит изменения в техническую документацию в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства;
- разрабатывает технические задания на проектирование специальной оснастки, инструмента и приспособлений, предусмотренных технологией; технические задания на производство нестандартного оборудования, средств автоматизации и механизации;
- участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций выпускаемой продукции, в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство; в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию, модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов, в разработке проектов стандартов и сертификатов, программ совершенствования организации труда, внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий по своевременному освоению производственных мощностей, совершенствованию технологии и контролирует их выполнение;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации в области морской инфраструктуры, разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства и эксплуатации морской техники, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда и снижение эксплуатационных расходов;
- анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую продукцию;
- разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции;
- дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц, совершенствования технологии производства.
Морской инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся проектно-конструкторской и технологической подготовки производства;
- современные системы и методы проектирования объектов морской техники, технологических процессов и режимов производства, средства автоматизации проектирования; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы систем автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и управления эксплуатацией;
- принципы работы, конструкцию, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых объектов морской техники, технологию их производства;
- перспективы технического развития предприятия, основное технологическое оборудование и принципы его работы;
- организацию, методы управления, перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта морской техники и ее подсистем;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов морской техники, технологий их изготовления; передовой отечественный и зарубежный опыт исследования, проектирования, конструирования и изготовления морской техники;
- стандарты, технические условия, методики и инструкции по разработке, оформлению и представлению чертежей и другой технической документации;
- материалы, применяемые в объектах морской техники, их свойства; технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции; порядок ее сертификации;
- методы проведения технических расчетов при проектировании и конструировании; типовые технологические процессы и режимы производства;
- нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии;
- виды брака и способы его предупреждения;
- порядок и методы проведения патентных исследований, основы изобретательства, методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;
- основные требования к организации труда при проектировании морской техники, а также технологических процессов ее изготовления;
- основы технической эстетики и художественного конструирования;
- основы экономики, организацию и управление производством;
- основы трудового законодательства;
- правила экологической безопасности и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Системы объектов морской инфраструктуры", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Системы объектов морской инфраструктуры"
3.1. Основная образовательная программа подготовки морского инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта подготовки дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки морского инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки морского инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки морского инженера должна содержать следующие циклы дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки морского инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Системы объектов
морской инфраструктуры"
------------T---------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент (см. пункт 6.1.2) ¦1260 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения: ¦ ¦
¦ ¦бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая. Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера;¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта или систем ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное. Общественная мысль¦ ¦
¦ ¦и особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. ¦ ¦
¦ ¦Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усилие режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности.¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы.¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы. Политические конфликты ¦ ¦
¦ ¦и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. Методология¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности. Международное право как особая¦ ¦
¦ ¦система права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность.¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федерального ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица. Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология. Предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика ¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦Основные психические процессы. Структура ¦ ¦
¦ ¦сознания. Познавательные процессы. Ощущение. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие. Представление. Воображение. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. Психическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельность. Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. Межличностные отношения.¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика. Объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. Образование как общечеловеческая ¦ ¦
¦ ¦ценность. Образование как социокультурный ¦ ¦
¦ ¦феномен и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и научной¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов.¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и ¦ ¦
¦ ¦виды вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. ¦ ¦
¦ ¦Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философия и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы; ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представление о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины.¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложения труда. Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразование в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.0.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1700 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра. ¦ ¦
¦ ¦Последовательности и ряды. Дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления. Векторный анализ ¦ ¦
¦ ¦и элементы теории поля. Гармонический анализ.¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения. Численные методы.¦ ¦
¦ ¦Основы вычислительного эксперимента. Функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного. Элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа. Вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных. ¦ ¦
¦ ¦Вариационное исчисление и оптимальное ¦ ¦
¦ ¦управление. Уравнения математической физики. ¦ ¦
¦ ¦Математическая логика. Теория алгоритмов. ¦ ¦
¦ ¦Теория чисел. Числовые системы ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования, локальные и глобальные ¦ ¦
¦ ¦сети ЭВМ. Основы защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦сведений, составляющих государственную ¦ ¦
¦ ¦тайну, методы защиты информации. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦250 ¦
¦ ¦ Физические основы механики. Колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны. Молекулярная физика и термодинамика. ¦ ¦
¦ ¦Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика. Физический практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦130 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико- ¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ. Химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды, ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Техническая физика ¦350 ¦
¦ ¦ Теория колебаний. Физика электронных цепей. ¦ ¦
¦ ¦Физические поля. Физика морской среды. ¦ ¦
¦ ¦Физические основы измерений и диагностики. ¦ ¦
¦ ¦Физические основы защиты информации. ¦ ¦
¦ ¦Оптические методы измерений ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦150 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦150 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.0.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2340 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2070 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦100 ¦
¦ ¦ Начертательная геометрия. Введение. Предмет ¦ ¦
¦ ¦начертательной геометрии. Задание точки, ¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на ¦ ¦
¦ ¦комплексном чертеже Монжа. Позиционные ¦ ¦
¦ ¦задачи. Метрические задачи. Способы ¦ ¦
¦ ¦преобразования чертежа. Многогранники. ¦ ¦
¦ ¦Кривые линии. Поверхности. Поверхности ¦ ¦
¦ ¦вращения. Линейчатые поверхности. Винтовые ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Циклические поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Построение разверток поверхностей. ¦ ¦
¦ ¦Касательные линии и плоскости к поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции. ¦ ¦
¦ ¦ Инженерная графика. Конструкторская ¦ ¦
¦ ¦документация. Оформление чертежей. Элементы ¦ ¦
¦ ¦геометрии деталей. Изображения, надписи, ¦ ¦
¦ ¦обозначения. Аксонометрические проекции ¦ ¦
¦ ¦деталей. Изображения и обозначения элементов ¦ ¦
¦ ¦деталей. Изображение и обозначение резьбы. ¦ ¦
¦ ¦Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов ¦ ¦
¦ ¦деталей машин. Изображения сборочных единиц. ¦ ¦
¦ ¦Сборочный чертеж изделий ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦400 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02.01¦Прикладная механика (сопротивление ¦200 ¦
¦ ¦материалов, теория механизмов и машин, ¦ ¦
¦ ¦детали машин и основы конструирования) ¦ ¦
¦ ¦ Машины и механизмы, структурный, ¦ ¦
¦ ¦кинематический, динамический и силовой ¦ ¦
¦ ¦анализ. Синтез механизмов. Особенности ¦ ¦
¦ ¦проектирования изделий: виды изделий, ¦ ¦
¦ ¦требования к ним, стадии разработки. ¦ ¦
¦ ¦Принципы инженерных расчетов: расчетные ¦ ¦
¦ ¦модели геометрической формы, материала и ¦ ¦
¦ ¦предельного состояния, типовые элементы ¦ ¦
¦ ¦изделий. Напряженное состояние детали и ¦ ¦
¦ ¦элементарного объема материала. Механические ¦ ¦
¦ ¦свойства конструкционных ма

НАПРАВЛЕНИЕ 551600 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также