НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 552600 - КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный номер
323 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
552600 - КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
552600 - Кораблестроение и океанотехника
1.1. Направление подготовки утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки бакалавра по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр по направлению подготовки 552600 - Кораблестроение и океанотехника может занимать в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих следующие должности: младший научный сотрудник, инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-энергетик, инженер по подготовке производства, инженер по ремонту и прочие.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает исследования, проектирование, конструирование, постройку, подготовку и организацию производства, техническое обслуживание и ремонт морской техники.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются суда и средства морского и речного флотов, энергетические комплексы, машины, механизмы и оборудование, а также технологические процессы их проектирования и конструирования, постройки, изготовления и монтажа, испытаний, технического обслуживания и ремонта.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская,
- проектно-конструкторская,
- конструкторско-технологическая,
- организационно-управленческая,
- производственно-технологическая,
- технико-эксплуатационная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием основной образовательной профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в профессиональных образовательных учреждениях, заключать контракты для службы в технических частях и на кораблях ВМФ.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Бакалавр по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника, в зависимости от содержания конкретной основной образовательной программы, может быть подготовлен к участию в решении следующих типов задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- прогнозирование основных направлений развития техники судостроения, определение новых технических задач и способов их решения;
- анализ проблемы и постановка задачи исследований в области морской техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных отраслей науки и техники, с учетом позиций и мнений других специалистов;
- построение математических моделей простого уровня для анализа свойств объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
б) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ поставленной проектной задачи в области морской техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных областей науки и техники, с учетом позиций и мнений других специалистов;
- оценка возможных рисков и прогнозирование результатов с учетом условий выполнения проектов;
в) конструкторско-технологическая деятельность:
- технологическая проработка проектируемых судов, средств океанотехники, их корпусных конструкций, энергетического оборудования, общесудовых устройств, систем и оборудования;
- разработка и планирование технологических процессов изготовления и ремонта морской техники;
г) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы производственных коллективов;
- разработка планов на отдельные виды проектно-конструкторских и конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
д) производственно-технологическая деятельность:
- организация и осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции различного назначения;
- расчет норм выработки, технологических нормативов на расход конструкционных материалов, заготовок, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности технологических процессов;
е) технико-эксплуатационная деятельность:
- разработка технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания и ремонта судов, энергетических установок, средств океанотехники, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем с использованием типовых методик расчета;
- определение технического состояния и остаточного ресурса морской техники.
1.3.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- под руководством ведущего (старшего) инженера, ответственного исполнителя или руководителя темы (задания) участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
- разрабатывает рабочие планы и программы проведения отдельных этапов работ, осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- проектирует кинематические, электрические, электронные, монтажные и другие схемы различного назначения, рассчитывает необходимые параметры и величины;
- составляет описания конструкции и принципов действия проектируемых изделий, объектов, а также обоснования принятых технических решений;
- проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление; принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий, установке и наладке оборудования при проведении исследований и экспериментов;
- выполняет настройку и регулировку аппаратуры, осуществляет контроль за ее состоянием и правильным использованием; следит за работой оборудования, проводит опыты и измерения, ведет записи по проводимым экспериментам, выполняет необходимые расчеты, анализирует и обобщает результаты, составляет по ним технические отчеты и оперативные сведения;
- подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование; разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
- участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
- обобщает опыт внедрения результатов исследований и разработанных технических решений, изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники по вопросам исследований или разработок;
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию; участвует в экспертизе научных работ, в работе семинаров, конференций, научно-технических обществ;
- составляет разделы научно-технических отчетов о выполненных работах; принимает участие в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия;
- под руководством ответственного исполнителя проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками <*>;
- участвует в выполнении экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы <*>;
- изучает научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике <*>;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или по ее разделу (этапу, заданию) <*>;
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок <*>.
Бакалавр должен знать:
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок; порядок пользования реферативными и справочно-информационными изданиями, а также другими источниками научно-технической информации;
- технологию производства соответствующей отрасли;
- назначение, состав, конструкцию, принцип работы, условия монтажа, эксплуатации и технического обслуживания проектируемых изделий, объектов;
- оборудование подразделения учреждения (организации, предприятия), особенности его эксплуатации;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- методы и средства выполнения технических расчетов и вычислительных работ;
- отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний;
- требования к организации труда при проектировании;
- основы экономики, организации труда и организации производства;
- основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда;
- способы формулирования целей и задач проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам <*>;
- современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники <*>.
--------------------------------
<*> Дополнительные требования к бакалавру, обеспечиваемые дисциплинами по выбору и глубиной изучения дисциплин.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Бакалавр подготовлен:
- к продолжению образования в магистратуре по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника;
- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках направлений подготовки дипломированного специалиста:
652900 - Кораблестроение и океанотехника;
653000 - Системы объектов морской инфраструктуры;
653100 - Корабельное вооружение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
552600 - Кораблестроение и океанотехника
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных, научных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна содержать следующие циклы дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины,
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины,
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления,
цикл СД - специальные дисциплины,
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент (см. пункт 6.1.2) ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения: ¦ ¦
¦ ¦бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая. Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта или систем ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное. Общественная мысль ¦ ¦
¦ ¦и особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. ¦ ¦
¦ ¦Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦мировом современном процессе. Культура и ¦ ¦
¦ ¦природа. Культура и общество. Культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности. Культура и ¦ ¦
¦ ¦личность. Инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности. Международное право как особая ¦ ¦
¦ ¦система права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федерального ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица. Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны.¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология. Предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика ¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. Структура ¦ ¦
¦ ¦психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельность. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика. Объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. Образование как общечеловеческая ¦ ¦
¦ ¦ценность. Образование как социокультурный ¦ ¦
¦ ¦феномен и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философия и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы; ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложения труда. Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразование ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.0.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1980 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1700 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра. ¦ ¦
¦ ¦Последовательности и ряды. Дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления. Векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля. Гармонический анализ. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения. Численные методы. ¦ ¦
¦ ¦Основы вычислительного эксперимента. Функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного. Элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа. Вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных. Вариационное ¦ ¦
¦ ¦исчисление и оптимальное управление. Уравнения¦ ¦
¦ ¦математической физики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных;¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования, локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну, методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации. Компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦370 ¦
¦ ¦ Физические основы механики. Колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны. Молекулярная физика и термодинамика. ¦ ¦
¦ ¦Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика. Физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦130 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; реакционная способность¦ ¦
¦ ¦веществ: химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая¦ ¦
¦ ¦связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ. ¦ ¦
¦ ¦Химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды, ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики природопользования; ¦ ¦
¦ ¦экозащитная техника и технологии; основы ¦ ¦
¦ ¦экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество ¦ ¦
¦ ¦в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Техническая физика ¦230 ¦
¦ ¦ Теплофизические основы судовой энергетики. ¦ ¦
¦ ¦Предмет и метод технической термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦уравнения состояния идеальных газов; истинная ¦ ¦
¦ ¦и средняя теплоемкости; первый закон ¦ ¦
¦ ¦термодинамики; энтальпия; термодинамические ¦ ¦
¦ ¦процессы; второй закон термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦термический коэффициент полезного действия ¦ ¦
¦ ¦цикла; цикл Карно; энтропия; изменение ¦ ¦
¦ ¦энтропии в обратимых и необратимых процессах; ¦ ¦
¦ ¦сжатие газов в компрессоре; циклы тепловых ¦ ¦
¦ ¦двигателей; реальные газы и пары; процесс ¦ ¦
¦ ¦парообразования; диаграмма и таблицы воды и ¦ ¦
¦ ¦водяного пара; фазовые равновесия и фазовые ¦ ¦
¦ ¦переходы; основные характеристики и процессы ¦ ¦
¦ ¦влажного воздуха; циклы холодильных установок;¦ ¦
¦ ¦скорость звука и характерные скорости газового¦ ¦
¦ ¦потока; законы сохранения; параметры ¦ ¦
¦ ¦торможения; газодинамические функции; скачки ¦ ¦
¦ ¦уплотнения; истечение и дросселирование газов ¦ ¦
¦ ¦и паров; сопло и диффузор; характеристики ¦ ¦
¦ ¦струйных течений; процессы смешения; явление ¦ ¦
¦ ¦эжекции; основные понятия тепломассообмена; ¦ ¦
¦ ¦передача теплоты теплопроводностью; ¦ ¦
¦ ¦конвективный теплообмен; законы излучения; ¦ ¦
¦ ¦тепломассообменные аппараты. ¦ ¦
¦ ¦ Гидромеханика. Свойства жидкости и уравнения ¦ ¦
¦ ¦ее движения; гидростатика; кинематика ¦ ¦
¦ ¦жидкости; динамика невязкой жидкости; ¦ ¦
¦ ¦безвихревые движения жидкости; определение ¦ ¦
¦ ¦гидродинамических реакций при движении тела в ¦ ¦
¦ ¦невязкой жидкости; вихревые движения жидкости;¦ ¦
¦ ¦динамика вязкой жидкости; турбулентные течения¦ ¦
¦ ¦жидкости; внутренняя задача гидромеханики ¦ ¦
¦ ¦вязкой жидкости; теория пограничного слоя; ¦ ¦
¦ ¦теория крыла; теория волн и волновых ¦ ¦
¦ ¦гидродинамических сил; глиссирование, ¦ ¦
¦ ¦кавитация и удар о поверхность жидкости. ¦ ¦
¦ ¦ Физика твердого деформируемого тела. Модели ¦ ¦
¦ ¦твердого деформируемого тела. Одномерные ¦ ¦
¦ ¦балочные и стержневые модели. Двумерные ¦ ¦
¦ ¦модели пластин и оболочек. Внешние воздействия¦ ¦
¦ ¦и их классификация. Виды предельных ¦ ¦
¦ ¦напряженно-деформированных состояний и методы ¦ ¦
¦ ¦их исследования. Расчет параметров ¦ ¦
¦ ¦сопротивления инженерных сооружений на внешние¦ ¦
¦ ¦воздействия ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦150 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦130 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.0.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1580 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1230 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
¦ ¦ Начертательная геометрия. Введение. Предмет ¦ ¦
¦ ¦начертательной геометрии. Задание точки, ¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на ¦ ¦
¦ ¦комплексном чертеже Монжа. Позиционные ¦ ¦
¦ ¦задачи. Метрические задачи. Способы ¦ ¦
¦ ¦преобразования чертежа. Многогранники. Кривые ¦ ¦
¦ ¦линии. Поверхности. Поверхности вращения. ¦ ¦
¦ ¦Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Циклические поверхности. Обобщенные ¦ ¦
¦ ¦позиционные задачи. Метрические задачи. ¦ ¦
¦ ¦Построение разверток поверхностей. Касательные¦ ¦
¦ ¦линии и плоскости к поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции. ¦ ¦
¦ ¦ Инженерная графика. Конструкторская ¦ ¦
¦ ¦документация. Оформление чертежей. Элементы ¦ ¦
¦ ¦геометрии деталей. Изображения, надписи, ¦ ¦
¦ ¦обозначения. Аксонометрические проекции ¦ ¦
¦ ¦деталей. Изображения и обозначения элементов ¦ ¦
¦ ¦деталей. Изображение и обозначение резьбы. ¦ ¦
¦ ¦Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов ¦ ¦
¦ ¦деталей машин. Изображения сборочных единиц. ¦ ¦
¦ ¦Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦ Компьютерная графика. Компьютерная графика, ¦ ¦
¦ ¦геометрическое моделирование и решаемые ими ¦ ¦
¦ ¦задачи; графические объекты, примитивы и их ¦ ¦
¦ ¦атрибуты; представление видеоинформации и ее ¦ ¦
¦ ¦машинная генерация; графические языки; ¦ ¦
¦ ¦метафайлы; архитектура графических терминалов ¦ ¦
¦ ¦и графических рабочих станций; реализация ¦ ¦
¦ ¦аппаратно-программных модулей графической ¦ ¦
¦ ¦системы; базовая графика; пространственная ¦ ¦
¦ ¦графика; современные стандарты компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики; графические диалоговые системы; ¦ ¦
¦ ¦применение интерактивных графических систем ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦450 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теоретическая механика ¦160 ¦
¦ ¦ Кинематика. Предмет кинематики. Векторный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Естественный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦абсолютно твердом теле. Вращение твердого ¦ ¦
¦ ¦тела вокруг неподвижной оси. Плоское движение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела и движение плоской фигуры в ее ¦ ¦
¦ ¦плоскости. Движение твердого тела вокруг ¦ ¦
¦ ¦неподвижной точки или сферическое движение. ¦ ¦
¦ ¦Общий случай движения свободного твердого ¦ ¦
¦ ¦тела. Абсолютное и относительное движение ¦ ¦
¦ ¦точки. Сложное движение твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦ Динамика и элементы статики. Предмет динамики¦ ¦
¦ ¦и статики. Законы механики Галилея - Ньютона. ¦ ¦
¦ ¦Задачи динамики. Свободные прямолинейные ¦ ¦
¦ ¦колебания материальной точки. Относительное ¦ ¦
¦ ¦движение материальной точки. Механическая ¦ ¦
¦ ¦система. Масса системы. Количество движения ¦ ¦
¦ ¦материальной точки и механической системы. ¦ ¦
¦ ¦Момент количества движения материальной точки ¦ ¦
¦ ¦относительно центра и оси. Кинетическая ¦ ¦
¦ ¦энергия материальной точки и механической ¦ ¦
¦ ¦системы. Понятие о силовом поле. Система сил. ¦ ¦
¦ ¦Аналитические условия равновесия произвольной ¦ ¦
¦ ¦системы сил. ¦ ¦
¦ ¦ Центр тяжести твердого тела и его координаты.¦ ¦
¦ ¦Принцип Даламбера для материальной точки. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения поступательного ¦ ¦
¦ ¦движения твердого тела. Определение ¦ ¦
¦ ¦динамических реакций подшипников при вращении ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной оси. Движение¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной точки. ¦ ¦
¦ ¦ Элементарная теория гироскопа. Связи и их ¦ ¦
¦ ¦уравнения. Принцип возможных перемещений. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные координаты системы. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения движения ¦ ¦
¦ ¦механической системы в обобщенных координатах ¦ ¦
¦ ¦или уравнения Лагранжа второго рода. Принцип ¦ ¦
¦ ¦Гамильтона - Остроградского. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦устойчивости равновесия. Малые свободные ¦ ¦
¦ ¦колебания механической системы с двумя (или ¦ ¦
¦ ¦n) степенями свободы и их свойства, ¦ ¦
¦ ¦собственные частоты и коэффициенты формы. ¦ ¦
¦ ¦Явление удара. Теорема об изменении ¦ ¦
¦ ¦кинетического момента механической

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660300 - АГРОИНЖЕНЕРИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также