НАПРАВЛЕНИЕ 551000 - АВИА- И РАКЕТОСТРОЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный номер
326 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551000 - АВИА- И РАКЕТОСТРОЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
551000 "Авиа- и ракетостроение"
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 551000 "Авиа- и ракетостроение" при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место направления в области науки и техники.
Авиа- и ракетостроение - область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание летательных аппаратов (ЛА), предназначенных для транспортировки грузов как в атмосфере, так и вне ее, и систем, обеспечивающих нормальное функционирование и использование ЛА и их комплексов.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются летательные аппараты (самолеты, вертолеты, ракеты, космические и другие аппараты, способные устойчиво перемещаться в атмосфере и вне ее), технические системы, обеспечивающие их нормальное функционирование (силовые установки, системы жизнеобеспечения и защиты, стартовые и наземные системы), а также технологические процессы их производства.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение подготовлен к профессиональной деятельности (конструкторской, расчетной, производственной, исследовательской) на предприятиях, занимающихся исследованиями, разработкой и производством авиационных ракетных и космических летательных аппаратов и двигателей.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Научно-исследовательская деятельность:
- участие в проведении экспериментальных исследований процессов, агрегатов и продукции для их совершенствования;
- выполнение литературного и патентного поиска, подготовка технических отчетов, информационных обзоров, заключений.
Производственно-технологическая деятельность:
- участие в разработке и осуществлении технологических процессов изготовления деталей, а также изделий из них;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите окружающей среды от техногенных воздействий;
- выполнение мероприятий по обеспечению качества продукции.
Организационно-управленческая деятельность:
- информационное обеспечение организации производства, труда и управления, метрологическое обеспечение;
- участие в составлении необходимой технической документации;
- участие в работах по управлению качеством продукции;
При выполнении всех видов деятельности бакалавр должен знать соответствующие стандарты, директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы, а также уметь использовать современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 551000 "Авиа- и ракетостроение";
- к освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по любому из нижеследующих направлений подготовки дипломированного специалиста:
652100 - "Авиастроение";
652200 - "Двигатели летательных аппаратов";
652400 - "Интегрированные авиационные системы";
652500 - "Гидроаэродинамика и динамика полета";
652600 - "Ракетостроение и космонавтика";
652700 - "Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники";
657500 - "Организационно-технические системы".
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
551000 "Авиа- и ракетостроение"
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 551000 "Авиа- и ракетостроение"
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном стилях,¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. Общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦ Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. ¦ ¦
¦ ¦ Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е гг.¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в ¦ ¦
¦ ¦начальный период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоенные ¦ ¦
¦ ¦годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология познания ¦ ¦
¦ ¦политической реальности. Парадигмы политического ¦ ¦
¦ ¦знания. Экспертное политическое знание; ¦ ¦
¦ ¦политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦ Источники российского права. Закон и подзаконные¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология. Предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг ¦ ¦
¦ ¦и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные психические¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение; педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отношения.¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вне научное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики. ¦ ¦
¦ ¦ Экономика предприятия. Виды предприятий. Виды ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка¦ ¦
¦ ¦результатов хозяйственной деятельности. Понятие ¦ ¦
¦ ¦банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. ¦ ¦
¦ ¦Налоги. Налоговая система ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2350 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2020 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦720 ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения; ¦ ¦
¦ ¦ геометрия: аналитическая геометрия, многомерная ¦ ¦
¦ ¦евклидова геометрия, дифференциальная геометрия ¦ ¦
¦ ¦кривых и поверхностей, элементы топологий; ¦ ¦
¦ ¦ дискретная математика: логические исчисления, ¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; ¦ ¦
¦ ¦ анализ: дифференциальное и интегральное ¦ ¦
¦ ¦исчисление, элементы теории функций и ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа, теория функций ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного, дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, операционное исчисление; ¦ ¦
¦ ¦ вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦180 ¦
¦ ¦ Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦
¦ ¦ технические и программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦ модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы защиты¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦370 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 03.01¦Общая физика ¦240 ¦
¦ ¦ Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, законы¦ ¦
¦ ¦сохранения, основы релятивистской механики, ¦ ¦
¦ ¦принцип относительности в механике, кинематика и ¦ ¦
¦ ¦динамика твердого тела, жидкостей и газов; ¦ ¦
¦ ¦ электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦форме, материальные уравнения, квазистационарные ¦ ¦
¦ ¦токи, принцип относительности в электродинамике; ¦ ¦
¦ ¦ физика колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, нормальные моды, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн, элементы Фурье-оптики; ¦ ¦
¦ ¦ квантовая физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, принцип суперпозиции, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, операторы физических величин,¦ ¦
¦ ¦энергетический спектр атомов и молекул, природа ¦ ¦
¦ ¦химической связи; ¦ ¦
¦ ¦ статистическая физика и термодинамика: три ¦ ¦
¦ ¦начала термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, фазовые равновесия и фазовые ¦ ¦
¦ ¦превращения, элементы неравновесной ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, классическая и квантовые ¦ ¦
¦ ¦статистики, кинетические явления, системы ¦ ¦
¦ ¦заряженных частиц, конденсированное состояние; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 03.02¦Термодинамика и теплопередача ¦130 ¦
¦ ¦ Законы термодинамики; теплоемкость, энтальпия и ¦ ¦
¦ ¦энтропия; тепловые свойства рабочих тел; рабочие ¦ ¦
¦ ¦процессы; идеальные термодинамические циклы ¦ ¦
¦ ¦двигателей - Карно, Брайтона и др.; идеальные ¦ ¦
¦ ¦обратные циклы; бинарные процессы и бинарные ¦ ¦
¦ ¦циклы; ¦ ¦
¦ ¦ теплопроводность, конвективный теплообмен при ¦ ¦
¦ ¦движении среды в каналах, теплообмен при движении¦ ¦
¦ ¦среды с большой скоростью, теплообмен при ¦ ¦
¦ ¦химических реакциях в пограничном слое, лучистый ¦ ¦
¦ ¦теплообмен, методы тепловой защиты поверхностей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Теоретическая механика ¦220 ¦
¦ ¦ Статика; ¦ ¦
¦ ¦ кинематика точки; кинематика твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦сложное движение точки и твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦ динамика материальной точки; общие теоремы ¦ ¦
¦ ¦динамики; элементы аналитической механики; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость равновесия и малые колебания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Аэрогидрогазодинамика ¦350 ¦
¦ ¦ Основы механики сплошных и разреженных сред; ¦ ¦
¦ ¦ аэрогидрогазодинамика тел различной формы при ¦ ¦
¦ ¦дозвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых ¦ ¦
¦ ¦скоростях; ¦ ¦
¦ ¦ элементы газовой динамики; ¦ ¦
¦ ¦ устойчивость и управляемость тел в средах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Химия ¦110 ¦
¦ ¦ Основы квантовой химии - строение и свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ, их реакционная способность; ¦ ¦
¦ ¦ химические системы; химическая термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦энергетика и направленность химических процессов,¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие; ¦ ¦
¦ ¦ химическая кинетика - скорость реакции и методы ¦ ¦
¦ ¦ее регулирования, каталитические процессы; ¦ ¦
¦ ¦ дисперсные системы - истинные и коллоидные ¦ ¦
¦ ¦растворы; электрохимические системы; ¦ ¦
¦ ¦ коррозия металлов и способы защиты от нее; ¦ ¦
¦ ¦ химическая идентификация: качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ, физико-химические методы ¦ ¦
¦ ¦анализа; химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек, глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; ¦ ¦
¦ ¦ экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики природопользования; ¦ ¦
¦ ¦экозащитная техника и технологии; ¦ ¦
¦ ¦ основы экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; ¦ ¦
¦ ¦ международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦165 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦165 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2120 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1740 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 01.01¦Начертательная геометрия ¦80 ¦
¦ ¦ Предмет начертательной геометрии. Задание точки,¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на комплексном¦ ¦
¦ ¦чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Способы преобразования чертежа. ¦ ¦
¦ ¦Многогранники. Кривые линии. Поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Поверхности вращения. Линейчатые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Винтовые поверхности. Циклические поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Построение разверток поверхностей. ¦ ¦
¦ ¦Касательные линии и плоскости к поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 01.02¦Инженерная графика ¦220 ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. Изображения и¦ ¦
¦ ¦обозначения элементов деталей. Изображение и ¦ ¦
¦ ¦обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение эскизов деталей машин. Изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦390 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 02.01¦Теория механизмов и машин ¦100 ¦
¦ ¦ Структурный, кинематический, динамический и ¦ ¦
¦ ¦силовой анализ механизмов, синтез механизмов по ¦ ¦
¦ ¦заданным структурным, кинематическим и ¦ ¦
¦ ¦динамическим свойствам ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 02.02¦Сопротивление материалов ¦150 ¦
¦ ¦ Основные гипотезы; напряженное и деформированное¦ ¦
¦ ¦состояние; расчетные схемы; ¦ ¦
¦ ¦ виды и принципы инженерных расчетов; растяжение-¦ ¦
¦ ¦сжатие; чистый сдвиг; кручение; изгиб; ¦ ¦
¦ ¦ статически неопределимые системы; теории ¦ ¦
¦ ¦прочности; безмоментная теория оболочек; ¦ ¦
¦ ¦ устойчивость; стержневые системы при ударных ¦ ¦
¦ ¦нагрузках ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 02.03¦Детали машин и основы конструирования ¦140 ¦
¦ ¦ Классификация машин и механизмов, их ¦ ¦
¦ ¦структурный, кинематический и силовой анализ; ¦ ¦
¦ ¦критерии работоспособности деталей машин, ¦ ¦
¦ ¦принципы их инженерных расчетов; допуски и ¦ ¦
¦ ¦посадки, размерные цепи; механические передачи, ¦ ¦
¦ ¦валы и втулки, муфты и другие детали машин и ¦ ¦
¦ ¦механизмов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦300 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 03.01¦Материаловедение ¦150 ¦
¦ ¦ Строение металлических материалов; термическая и¦ ¦
¦ ¦химико-термическая обработка стали; механические ¦ ¦
¦ ¦свойства и конструкционная прочность металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов; ¦ ¦
¦ ¦ стали и цветные металлы для конструкций ¦ ¦
¦ ¦летательных аппаратов; ¦ ¦
¦ ¦ полимеры - основа неметаллических ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов; ¦ ¦
¦ ¦ неметаллические, композиционные материалы и ¦ ¦
¦ ¦пластмассы для конструкций летательных аппаратов;¦ ¦
¦ ¦ поведение материалов в различных условиях ¦ ¦
¦ ¦внешних воздействий; ¦ ¦
¦ ¦ полуфабрикаты из различных материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 03.02¦Технология конструкционных материалов ¦150 ¦
¦ ¦ Литье, порошковая металлургия, обработка ¦ ¦
¦ ¦материалов давлением, обработка материалов ¦ ¦
¦ ¦резанием; ¦ ¦
¦ ¦ сварка, пайка, формирование защитных покрытий; ¦ ¦
¦ ¦ влияние технологии обработки материалов на ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационные свойства и надежность изделий; ¦ ¦
¦ ¦ методы контроля качества изделий; оборудование ¦ ¦
¦ ¦и инструмент; проблемы экономичности и экологии ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦150 ¦
¦ ¦ Основы теории цепей постоянного и переменного ¦ ¦
¦ ¦тока; источники и преобразователи электроэнергии;¦ ¦
¦ ¦основы систем электроснабжения, электроприводов, ¦ ¦
¦ ¦электромагнитной и электрокоммутационной ¦ ¦
¦ ¦аппаратуры, основы электроники и электрические ¦ ¦
¦ ¦измерения; элементная база современных ¦ ¦
¦ ¦электронных устройств; усилители электрических ¦ ¦
¦ ¦сигналов; основы цифровой электроники; ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорные средства; электрические ¦ ¦
¦ ¦измерения и приборы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦120 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 05.01¦Метрология, стандартизация ¦50 ¦
¦ ¦ Стандартизация и взаимозаменяемость; методы и ¦ ¦
¦ ¦средства контроля гладких цилиндрических ¦ ¦
¦ ¦поверхностей; нормирование отклонений формы; ¦ ¦
¦ ¦расположения и шероховатости поверхностей ¦ ¦
¦ ¦деталей; методы расчета линейных размерных цепей;¦ ¦
¦ ¦ метрологическое обеспечение, основы метрологии и¦ ¦
¦ ¦прикладной статистики; ¦ ¦
¦ ¦ государственная и международная системы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 05.02¦Сертификация авиационной техники ¦70 ¦
¦ ¦ Система сертификации авиационной техники с целью¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности полетов; ¦ ¦
¦ ¦ нормативные документы обеспечения летной ¦ ¦
¦ ¦годности воздушных судов; ¦ ¦
¦ ¦ сертификация производства, материалов и ¦ ¦
¦ ¦эксплуатанта ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания; ¦ ¦
¦ ¦ основы физиологии труда и комфортные условия ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦ безопасность и экологичность технических систем;¦ ¦
¦ ¦ безопасность в чрезвычайных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦ управление безопасностью жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦ анатомо-физические воздействия на человека ¦ ¦
¦ ¦электромагнитных излучений и других вредных ¦ ¦
¦ ¦факторов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Прочность конструкций ¦120 ¦
¦ ¦ Определение нагрузок в элементах силовых ¦ ¦
¦ ¦конструкций; ¦ ¦
¦ ¦ выбор расчетных схем; построение математических ¦ ¦
¦ ¦моделей; ¦ ¦
¦ ¦ расчет напряженно-деформированного состояния; ¦ ¦
¦ ¦ определение запасов прочности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Устройство и проектирование летательных ¦200 ¦
¦ ¦аппаратов ¦ ¦
¦ ¦ Несущий комплекс; энергетический комплекс; ¦ ¦
¦ ¦ электро-, гидро- и пневмосистемы; ¦ ¦
¦ ¦ системы управления полетом ЛА; ¦ ¦
¦ ¦ целевой комплекс - системы жизнеобеспечения, ¦ ¦
¦ ¦защиты и спасения экипажа, пассажиров и груза; ¦ ¦
¦ ¦ принципы конструирования деталей, узлов и ¦ ¦
¦ ¦агрегатов ЛА; проектировочные расчеты основных ¦ ¦
¦ ¦элементов конструкций и агрегатов; ¦ ¦
¦ ¦ конструирование различных элементов ЛА с учетом ¦ ¦
¦ ¦технологических и эксплуатационных требований; ¦ ¦
¦ ¦ основные этапы проектирования ЛА: предэскизный, ¦ ¦
¦ ¦эскизный и рабочий; решаемые задачи и критерии ¦ ¦
¦ ¦оценки результатов процесса проектирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Экономика и организация промышленности ¦60 ¦
¦ ¦ Основные понятия о предприятии и ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской деятельности; ресурсы ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦
¦ ¦ производственный процесс создания изделий ¦ ¦
¦ ¦авиационной техники; ¦ ¦
¦ ¦ управление кадрами; технология и методы принятия¦ ¦
¦ ¦управленческих решений; ¦ ¦
¦ ¦ планирование НИОКР; ¦ ¦
¦ ¦ юридические основы деятельности предприятия, ¦ ¦
¦ ¦финансовые отношения, налогообложение, ¦ ¦
¦ ¦внешнеэкономическая деятельность ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦190 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦190 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦624 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Дисциплины цикла устанавливаются вузом, включая ¦ ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
551000 "Авиа- и ракетостроение"
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы,
в том числе лабораторные - 136 недель,
- экзаменационные сессии - не менее 12 недель,
- практики - не менее 6 недель,
в том числе:

НАПРАВЛЕНИЕ 551000 - АВИА- И РАКЕТОСТРОЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также