НАПРАВЛЕНИЕ 551000 - АВИА- И РАКЕТОСТРОЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
327 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551000 - АВИА- И РАКЕТОСТРОЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
551000 - Авиа- и ракетостроение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение при очной форме обучения - 6 лет.
Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются летательные аппараты (самолеты, вертолеты, ракеты, космические и другие аппараты), способные устойчиво перемещаться в атмосфере и вне ее, технические системы, обеспечивающие их нормальное функционирование (силовые установки, системы жизнеобеспечения и защиты, стартовые и наземные системы), а также технологические процессы их производства.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- проведению научных исследований по отдельным разделам (заданиям) научной работы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
- осуществлению сложных экспериментов и наблюдений;
- обработке и анализу результатов экспериментов и наблюдений;
- участию в составлении планов и программ исследований и разработок;
- участию в составлении практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области авиационной и ракетной техники и технологии;
- принимает участие в фундаментальных и прикладных исследованиях по решению проблем, возникающих при ее проектировании и опытно-конструкторских разработках;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки прогрессивных технологических процессов.
Магистр должен знать:
- современное состояние авиационной и ракетной техники;
- цели и задачи, стоящие перед авиационной и ракетной отраслью промышленности в области внедрения новейших технологий и научных решений;
- достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, соответствующей выполняемой работе;
- рациональные приемы поиска научно-технической информации, патентного поиска;
- методы автоматизации и компьютеризации исследовательских работ, проектирования и проведения эксперимента;
- основы изобретательства;
- методы диагностики экспериментального оборудования с использованием современных приборов и аппаратуры.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности:
05.01.01 - Инженерная геометрия и компьютерная графика;
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин;
05.02.04 - Трение и износ в машинах;
05.02.05 - Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
05.07.01 - Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов;
05.07.02 - Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов;
05.07 03 - Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов;
05.07.05 - Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов;
05.07.07 - Контроль и испытание летательных аппаратов и их систем;
05.07.09 - Динамика, баллистика, дистанционное управление движением летательных аппаратов.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
551001 - Аэродинамика, гидродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов
Научные проблемы аэро- и гидродинамики и процессов теплообмена применительно к летательным аппаратам. Методы расчета аэродинамических характеристик и температур на поверхности летательных аппаратов, теплопроводности и температур элементов их конструкций при отсутствии и в условиях активного охлаждения. Экспериментальная аэро- и гидромеханика. Комплексное физико-математическое моделирование процессов.
551002 - Проектирование и конструкция летательных аппаратов
Теория и методы проектирования летательных аппаратов и элементов их конструкций. Проблемы выбора основных параметров, расчет технико-экономических показателей, разработка компоновки на стадии проекта и расчет характеристик летательного аппарата. Расчеты напряженно-деформированного состояния и прочностных характеристик элементов конструкций летательных аппаратов. Расчеты на статическую и динамическую прочность их деталей, узлов и агрегатов, разработка математических моделей. Технология производства летательных аппаратов.
551003 - Динамика полета и управление движением летательных аппаратов
Динамика и управление полетом пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и аэродинамических систем. Моделирование и управление космическими комплексами. Прикладное и системное программирование задач управления полетом и аэрогидромеханики.
551004 - Аэродинамика, гидродинамика и процессы теплообмена двигателей летательных аппаратов.
Научные и прикладные проблемы аэрогидромеханики и процессов теплообмена применительно к двигателям и энергетическим установкам летательных аппаратов. Методы расчета аэро- и гидродинамических характеристик двигателей летательных аппаратов, теплопроводности элементов и температур при отсутствии и в условиях активного охлаждения. Комплексное физико-математическое моделирование процессов в двигателях и энергетических установках летательных аппаратов и элементов их конструкций. Терморегулирование в энергетических системах. Наземное применение и экологичность авиационных двигателей.
551005 - Проектирование и конструкция двигателей и энергетических установок летательных аппаратов
Исследование и разработка двигателей и энергетических установок как подсистем летательных аппаратов определенного назначения. Комплекс проектно-конструкторских разработок, направленных на оптимизацию параметров двигателей и установок, многоуровневый подход к решению задач их оптимизации, разработка алгоритмов решения. Проектирование и конструирование авиационных двигателей и энергетических установок. Конструкция авиационных силовых установок, газо- и паротурбинные энергетические установки. Авиационные двигатели внутреннего сгорания. Наземное применение авиационных двигателей и энергетических установок. Ракетные двигатели на жидком и твердом топливе. Двигатели двухсредных аппаратов.
551006 - Электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Исследования и разработки в области электроракетных двигателей. Ядерные, солнечные, химические и другие энергетические установки для летательных аппаратов.
551007 - Динамика и прочность элементов конструкций летательных аппаратов
Научные и прикладные проблемы механики конструкций летательных аппаратов. Прочность, трещиностойкость, надежность и долговечность материалов и элементов конструкций летательных аппаратов, задачи их расчета и прогнозирования. Сопротивление усталостному разрушению элементов конструкций в статическом аспекте.
551008 - Прикладная геометрия в авиа- и ракетостроении
Геометрические аспекты проектирования, конструирования и производства летательных аппаратов и элементов их конструкций. Разработка и применение компьютерной графики применительно к авиа- и ракетостроению.
551009 - Проблемы трения и износа в летательных аппаратах
Проектирование, производство и оценка работоспособности узлов трения в летательных аппаратах. Теории трения и износа, основные проблемы триботехники, исследования и разработки фрикционных и антифрикционных материалов, покрытий и смазок применительно к производству и эксплуатации летательных аппаратов.
551010 - Контроль и испытания летательных аппаратов и их систем
Техника и методология эксперимента применительно к контролю и испытаниям летательных аппаратов. Экспериментальные методы и средства исследования и математическое моделирование сложных технических систем. Летные испытания пилотируемых авиационных и воздушно-космических летательных аппаратов. Испытания дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов.
551011 - Дистанционные аэрокосмические исследования
Особенности проектирования производства авиационной и ракетной техники для аэрокосмических исследований и мониторинга поверхности земли и океанов применительно к картографии, экологии и др. Техника и методики эксперимента и компьютерного моделирования в аэрокосмических исследованиях и мониторинге.
551012 - Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
Научные проблемы авиационной и ракетно-космической теплотехники. Разработка теплотехнических систем современных летательных аппаратов и средств их диагностики. Теплофизика высокотемпературных и низкотемпературных рабочих и технологических процессов и установок на летательных аппаратах. Комплексное физико-математическое моделирование термодинамических и теплообменных процессов в условиях функционирования систем в составе летательного аппарата.
551013 - Физическое и вычислительное моделирование теплоаэродинамических и теплогидравлических процессов
Методы и средства физического и компьютерного моделирования теплоаэродинамических и теплогидравлических процессов при проектировании и производстве летательных аппаратов, их двигателей и других объектов. Методы оптимизации процессов жизнедеятельности и термостабилизации. Экспериментальные методы измерения параметров ламинарных и турбулентных потоков.
551014 - Технология производства летательных аппаратов
Технология производства и технологическая надежность самолетов, вертолетов, ракет, ракетных транспортных и авиационно-ракетных систем, двухсредных летательных и скоростных подводных аппаратов, пилотируемых и автоматических космических аппаратов и систем. Конструкторско-технологическая отработка и технологическое проектирование летательных аппаратов и их систем.
551015 - Технология производства двигателей летательных аппаратов
Технология и организация производства, технологическая надежность авиационных и ракетных двигателей, энергетических установок и их агрегатов. Конструкторско-технологическая доводка и технологическое проектирование двигателей и энергетических установок летательных аппаратов.
551016 - Прогрессивные процессы производства летательных аппаратов, энергетических установок и двигателей
Исследования технологических процессов заготовительно-штамповочного производства на физических и математических моделях с целью интенсификации этих процессов, включая методы совмещения операций, электрофизического воздействия, штамповки в режиме сверхпластичности, изготовления деталей из сплавов с термомеханической памятью. Прогрессивные технологии сборки объектов аэрокосмической техники, разработки и исследования технологических процессов на физических и математических моделях, теоретические и организационные вопросы сборки, базирования, выполнения соединений, проектирования технологии и оснащение сборочных работ, обеспечение точности и взаимозаменяемости в процессах сборки. Современные прогрессивные технологические процессы, технологические методы повышения эксплуатационных характеристик двигателей, энергетических установок и агрегатов летательных аппаратов с учетом специфических условий их производства и эксплуатации.
551017 - Комплексные автоматизированные производства летательных аппаратов, энергетических установок и двигателей
Автоматизированные и компьютеризированные интегрированные производства летательных аппаратов, двигателей, энергетических установок и агрегатов, автоматизированная отработка конструкций на технологичность, проектирование технологических процессов, оборудования и оснастки. Технология и оборудование автоматизированного производства летательных аппаратов, двигателей, энергетических установок и агрегатов, анализ технологичности конструкций изделий при автоматизированном производстве, выполнение автоматизированной технологической подготовки производства на оборудовании с ЧПУ и ГПС с учетом обеспечения стабильности, точности обработки и т.п. Разработка баз данных конструкторско-технологического назначения, создание информационных, технологических и программных интерфейсов для интегрированных систем автоматизированного проектирования и производства.
551018 - Технология испытаний летательных аппаратов, обеспечение качества и сертификации продукции авиа- и ракетостроения
Технология испытаний летательных аппаратов. Конструкторско-технологическая отработка и испытания объектов авиационной и ракетно-космической техники, полигонные испытания летательных аппаратов, летные испытания пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Теоретические и практические методы управления и обеспечение качества продукции авиа- и ракетостроения и ее сертификация.
551019 - Информационные технологии в авиа- и ракетостроении
Автоматизация информационных потоков в авиа- и ракетостроении. Создание и обслуживание баз данных конструкторского и технологического назначения. Разработка систем автоматизированного проектирования сложных технических объектов и технологических процессов с использованием специальных и инструментальных программно-методических средств объектно-ориентированного проектирования. Информационные системы на летательных аппаратах. Информационные технологии в системах испытаний летательных аппаратов. Информационные средства и системы радиоэлектронной борьбы. Защита информации.
551020 - Системы приводов летательных аппаратов
Исследования и разработки в области расчета, проектирования, производства, испытания и эксплуатации приводов на летательных аппаратах и их систем. Резервирование и повышение надежности приводных систем.
551021 - Роботы, манипуляторы и робототехнические системы летательных аппаратов
Исследования и разработки в области производства и применения роботов, манипуляторов и робототехнических систем в авиационной, ракетной и авиакосмической технике. Робототехнические системы авиационного вооружения. Пилотажно-навигационно-прицельные комплексы. Автоматизированные системы управления боевыми авиационными комплексами. Системы интеллектуальной поддержки экипажа при проведении операций.
551022 - Электромагнитная совместимость и экология систем летательных аппаратов
Решение научных и прикладных проблем электромагнитной совместимости. Экология бортовых комплексов, средств радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронных систем летательных аппаратов. Распространение и подавление электромагнитных возмущений в автономных системах, их диагностика и прогнозирование.
551023 - Безопасность летательных аппаратов и их систем
Системы жизнеобеспечения и защиты летательных аппаратов, регенерационные системы жизнеобеспечения и обеспечения теплового режима, эргономика. Системы защиты от средств радиоэлектронной борьбы.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Объем в¦
¦ ¦ ¦ часах ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по направлению 551000 - ¦ ¦
¦ ¦Авиа- и ракетостроение ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T-----------------------------------------------T-------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы авиационной и ракетной ¦70 ¦
¦ ¦науки, техники и технологии ¦ ¦
¦ ¦ Значение авиационной и ракетно-космической ¦ ¦
¦ ¦техники для народного хозяйства России; история¦ ¦
¦ ¦развития авиационной и ракетной отрасли ¦ ¦
¦ ¦промышленности в нашей стране; современное ¦ ¦
¦ ¦состояние авиационной, ракетной и космической ¦ ¦
¦ ¦техники; современные проблемы; роль ¦ ¦
¦ ¦рационального использования новых наукоемких ¦ ¦
¦ ¦технологий и научных решений в научно- ¦ ¦
¦ ¦техническом прогрессе авиационной и ¦ ¦
¦ ¦ракетостроительной отрасли промышленности; ¦ ¦
¦ ¦передовые технологии; пути повышения ¦ ¦
¦ ¦эффективности авиационной и ракетно-космической¦ ¦
¦ ¦техники; роль отраслевой, академической и ¦ ¦
¦ ¦вузовской науки; научно-педагогические школы; ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития авиационной, ракетной и ¦ ¦
¦ ¦космической техники ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦70 ¦
¦ ¦ Методология науки. Методология исследований и ¦ ¦
¦ ¦проектирования. Дисциплинарная организация ¦ ¦
¦ ¦науки. Место технических наук в системе ¦ ¦
¦ ¦научного знания. Понятие научной теории в ¦ ¦
¦ ¦современной методологии науки. Структура и ¦ ¦
¦ ¦развитие технической теории. Системный подход ¦ ¦
¦ ¦как общенаучный метод познания. Основные ¦ ¦
¦ ¦подходы философии техники. Основные принципы ¦ ¦
¦ ¦научного и технического творчества. Роль ¦ ¦
¦ ¦системного подхода в системотехнике и для ¦ ¦
¦ ¦анализа концептуальных схем математического ¦ ¦
¦ ¦моделирования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦350 ¦
¦ ¦ Основы современных компьютерных технологий, ¦ ¦
¦ ¦способы хранения, обработки и передачи ¦ ¦
¦ ¦информации. Принципы математического ¦ ¦
¦ ¦моделирования различных систем и процессов в ¦ ¦
¦ ¦науке, технике и образовании. Исследование ¦ ¦
¦ ¦математических моделей с учетом иерархических ¦ ¦
¦ ¦структур. Оценка пределов достоверности ¦ ¦
¦ ¦полученных результатов. Современные системы ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного проектирования, научного ¦ ¦
¦ ¦эксперимента и технологической подготовки ¦ ¦
¦ ¦производства, применяемые в авиа- и ¦ ¦
¦ ¦ракетостроительной промышленности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.04 ¦Современные проблемы и методология науки ¦70 ¦
¦ ¦ Основные этапы развития естественнонаучных, ¦ ¦
¦ ¦гуманитарных и социально-экономических знаний. ¦ ¦
¦ ¦Методология научных исследований. Особенности ¦ ¦
¦ ¦научного метода познания природных явлений и ¦ ¦
¦ ¦процессов. Роль практики в теории познания и ¦ ¦
¦ ¦воспроизводимости результатов. Современное ¦ ¦
¦ ¦состояние знаний по направлению подготовки ¦ ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.05 ¦Разработка, планирование и обработка ¦140 ¦
¦ ¦результатов экспериментов ¦ ¦
¦ ¦ Принципы постановки научных и технических ¦ ¦
¦ ¦задач. Корректность выбора граничных условий. ¦ ¦
¦ ¦Методы и приемы планирования экспериментов. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная обработка экспериментальных ¦ ¦
¦ ¦данных. Оценка корректности полученных ¦ ¦
¦ ¦результатов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДМН.06 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)¦234 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДМН.07 ¦Дисциплины по выбору студента ¦200 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦ Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяется требованиями к специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной магистерской¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 551000 -
Авиа- и ракетостроение
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
- образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы - 72 недели,
- экзаменационные сессии - не менее 3 недель,
- практики - не менее 10 недель,
в том числе:
научно-исследовательская - 5 недель,
научно-педагогическая - 5 недель,
- итоговая аттестация, включая защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель,
- каникулы, включая 8 недель
последипломного отпуска, - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Научно-исследовательская часть образовательной программы, включенная в индивидуальный учебный план подготовки магистра техники и технологии по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение, предусматривает:
- подготовку тематических научно-технических обзоров опубликованных работ по выбранной магистерской программе;
- проведение экспериментальных (или расчетных) исследований;
- подготовку магистерской диссертации.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором и доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не более чем пятью студентами магистрантами.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ.
Научные руководители должны читать основные или специальные курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация вузом основной образовательной программы магистра должна быть обеспечена необходимым лабораторно-практическим и информационным содержанием учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечнем профессиональных журналов, реферативных журналов, научной литературой, наличием информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.
Количество источников учебной информации, предусмотренных рабочими программами учебных дисциплин рабочего учебного плана по каждой магистерской программе должно быть не менее 1 экз./чел.
Более половины общего объема НИР по соответствующему направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования.
Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться наличием читаемых основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем студента-магистранта, доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам, наличием в вузе терминалов национальной академической сети, Европейского и международного банков данных.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Техническая информация ЦАГИ";
"Экспресс информация ВИНИТИ";
"Крылья Родины";
"Airplane";
"Interavia";
"Aviation Week";
"Техника воздушного флота";
Известия ВУЗов "Авиационная техника";
"Полет";
Известия РАН "Механика жидкости и газа";
"Ракетная техника и космонавтика";
"Стандарты и качество";
"Авиационная и ракетная техника";
"Теплофизика высоких температур";
"Авиакосмическая техника и технология".
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренной примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и техническим нормам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы и проводить научные исследования в соответствии с реализуемым вузом направлением.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской практики - подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к преподаванию специальных дисциплин.
Место проведения практики: специальные кафедры высшего учебного заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- анализировать информацию о спросе и предложении на авиационную и ракетно-космическую технику в России и за ее пределами; использовать эту информацию в условиях отечественного рынка;
- оценивать состояние и перспективы развития авиационной и ракетно-космической техники и технологии;
- использовать современные компьютерные технологии в науке, технике и технологии авиационной и ракетно-космической отрасли;
- применять информационные образовательные технологии, способы информатизации и компьютерной педагогики.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО АРК может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра техники и технологии включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 настоящего стандарта.
По желанию студента вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям указанным в п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи и графического материала.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение и методических рекомендаций УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующих научных направлений.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения в области авиации, ракетостроения и космоса 30 марта 2000 г., протокол N 2-2000.

НАПРАВЛЕНИЕ 522400 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также