НАПРАВЛЕНИЕ 522400 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
316 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522400 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
1. Общая характеристика направления 522400 - Религиоведение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр религиоведения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 522400 - Религиоведение при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Деятельность бакалавра направлена на логический, методологический и философский анализ развития и функционирования различных сфер жизни общества и его социальных институтов, на научное обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в общественных организациях и в коммерческих структурах, на формирование нравственных качеств учащейся молодежи средней школы. Бакалавр подготовлен к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельностям.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 522400 - Религиоведение;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям 522400 - Религиоведение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 522400 - Религиоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 522400 - Религиоведение
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦132 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социльно-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система ¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль ¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. Будущее человечества. ¦ ¦
¦ ¦Глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦132 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦240 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦700 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦530 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦250 ¦
¦ ¦Геометрия Евклида как первая естественнонаучная ¦ ¦
¦ ¦теория; аксиоматический метод; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления современной математики; структура ¦ ¦
¦ ¦современной математики; основные черты ¦ ¦
¦ ¦математического мышления; математические ¦ ¦
¦ ¦доказательства; элементы, множества, отношения, ¦ ¦
¦ ¦отображения; числа; комбинаторика; конечные и ¦ ¦
¦ ¦бесконечные множества; основные структуры на ¦ ¦
¦ ¦множестве; неэвклидовы геометрии; геометрия ¦ ¦
¦ ¦микро- и макромира; основные идеи ¦ ¦
¦ ¦математического анализа; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; общая постановка задачи о принятии ¦ ¦
¦ ¦решения; математические методы в ¦ ¦
¦ ¦целенаправленной деятельности; математика ¦ ¦
¦ ¦случайного; элементы теории вероятностей; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия математической статистики; ¦ ¦
¦ ¦математические методы проверки гипотез; роль ¦ ¦
¦ ¦математики в гуманитарных науках; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия и методы теории информации и ¦ ¦
¦ ¦кодирования; аппаратные программные средства ¦ ¦
¦ ¦персональных ЭВМ, предназначенные для обработки ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины; ¦ ¦
¦ ¦история естествознания; панорама современного ¦ ¦
¦ ¦естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство,¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические системы, ¦ ¦
¦ ¦энергетика химических процессов; реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; особенности биологического ¦ ¦
¦ ¦уровня организации материи; принципы эволюции, ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и развития живых систем; ¦ ¦
¦ ¦многообразие живых организмов - основа ¦ ¦
¦ ¦организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦антропосоциогенез и генетика человека; ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принцип универсального эволюционизма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦70 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦110 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3700 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3060 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Философия религии ¦234 ¦
¦ ¦Становление и развитие философских знаний о ¦ ¦
¦ ¦религии в древности, в средние века и в эпоху ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; воззрения на религию в философии ¦ ¦
¦ ¦XVII - XVIII вв. (Б. Спиноза, П. Бейль, ¦ ¦
¦ ¦Г. Лейбниц, Д. Юм, П. Гольбах); философия ¦ ¦
¦ ¦религии в трудах И. Канта, Г.Ф. Гегеля, ¦ ¦
¦ ¦Л. Фейербаха, неокантианцев; понимание религии ¦ ¦
¦ ¦К. Марксом и Ф. Энгельсом; концепции религии в ¦ ¦
¦ ¦философии культуры, философии мифа, философии ¦ ¦
¦ ¦жизни, философской антропологии, феноменологии, ¦ ¦
¦ ¦герменевтике; теория религии в школах ¦ ¦
¦ ¦"аналитической философии" Б. Рассела, ¦ ¦
¦ ¦Л. Витгенштейна и теологический "анализ ¦ ¦
¦ ¦религиозного языка"; критический реализм и ¦ ¦
¦ ¦натурализм о религии; религия в философии ¦ ¦
¦ ¦психоанализа и экзистенциализма; ¦ ¦
¦ ¦религиоведческие аспекты философии неореализма; ¦ ¦
¦ ¦концепции религии в русской философии XIX - ХХ ¦ ¦
¦ ¦вв.; гносеология религиозного сознания; ¦ ¦
¦ ¦философский анализ религиозной онтологии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Социология религии ¦234 ¦
¦ ¦Исследование религии в трудах родоначальников ¦ ¦
¦ ¦социологии Г. Спенсера и О. Конта; становление ¦ ¦
¦ ¦социологии религии как отрасли религиоведения; ¦ ¦
¦ ¦социология религии М. Вебера, Э. Дюркгейма, ¦ ¦
¦ ¦Г. Зиммеля; основные направления и школы в ¦ ¦
¦ ¦социологии религии; светская и конфессиональная ¦ ¦
¦ ¦социология религии; социология и теология; ¦ ¦
¦ ¦феноменологическое направление в социологии ¦ ¦
¦ ¦религии; компаративистика; структурно- ¦ ¦
¦ ¦функциональный анализ в социологии религии; ¦ ¦
¦ ¦социологический анализ религии, его уровни; ¦ ¦
¦ ¦социологическая теория религии; методология и ¦ ¦
¦ ¦методика конкретно-социологических исследований ¦ ¦
¦ ¦религиозности; результаты социологических ¦ ¦
¦ ¦исследований религии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Психология религии ¦200 ¦
¦ ¦Становление психологии религии как отрасли ¦ ¦
¦ ¦религиоведения; анализ религии в трудах ¦ ¦
¦ ¦В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джеймса, ¦ ¦
¦ ¦Е.Д. Старбека, Дж.А. Леуба; основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии религии; светская и конфессиональная¦ ¦
¦ ¦психология религии; общепсихологические и ¦ ¦
¦ ¦социально-психологические подходы к изучению ¦ ¦
¦ ¦религии; бихевиоризм, гештальтпсихология, ¦ ¦
¦ ¦теория поля, психоанализ в психологии религии; ¦ ¦
¦ ¦пастырская психология; возрастная психология ¦ ¦
¦ ¦религии; психологические предпосылки религии; ¦ ¦
¦ ¦религиозная вера как психологический феномен; ¦ ¦
¦ ¦религиозный опыт; психология религиозного культа ¦ ¦
¦ ¦и общения; религиозная медитация; психология ¦ ¦
¦ ¦религиозных групп и индивида; религиозная ¦ ¦
¦ ¦личность и ее типы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Феноменология религии ¦146 ¦
¦ ¦Предмет феноменологии религии; становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие феноменологии религии; формулировка ¦ ¦
¦ ¦программных установок феноменологии религии; ее ¦ ¦
¦ ¦отличие от философии религии и истории религии; ¦ ¦
¦ ¦описательная и интерпретативная феноменология, ¦ ¦
¦ ¦роль экзегетики и герменевтики в ¦ ¦
¦ ¦феноменологическом исследовании религии; ¦ ¦
¦ ¦проблема классификации религиозных феноменов, ¦ ¦
¦ ¦феноменологическая типология религии; влияние ¦ ¦
¦ ¦философии Э. Гуссерля на феноменологию религии, ¦ ¦
¦ ¦М. Шелер о религиозном акте и коррелятивном ему ¦ ¦
¦ ¦предмете; развитие идей Э. Гуссерля и М. Шелера ¦ ¦
¦ ¦в современной феноменологии религии; ¦ ¦
¦ ¦экзистенциальная феноменология религии, ¦ ¦
¦ ¦использование идей М. Хайдеггера и К. Ясперса ¦ ¦
¦ ¦при анализе религиозного сознания; ¦ ¦
¦ ¦неофеноменология Ж. Ваарденбурга и перспективы ¦ ¦
¦ ¦феноменологического исследования религии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦История религии ¦510 ¦
¦ ¦Основные подходы к решению проблемы ¦ ¦
¦ ¦происхождения религии; генезис и эволюция ¦ ¦
¦ ¦религии в истории общества; мифологическое ¦ ¦
¦ ¦сознание; первобытные формы религиозных ¦ ¦
¦ ¦верований (фетишизм, тотемизм, магия, анимализм, ¦ ¦
¦ ¦анимизм) и их роль в становлении человека и ¦ ¦
¦ ¦общества; племенные религии; развитие ¦ ¦
¦ ¦религиозных представлений в эпоху разложения ¦ ¦
¦ ¦родовых отношений; политеистические религии ¦ ¦
¦ ¦Древнего мира; национально-государственные ¦ ¦
¦ ¦религии Востока (конфуцианство, даосизм, ¦ ¦
¦ ¦синтоизм, брахманизм, зороастризм); становление ¦ ¦
¦ ¦монотеистических религий (иудаизм); формирование ¦ ¦
¦ ¦и эволюция мировых религий (буддизм, ¦ ¦
¦ ¦христианство, ислам); вероучение и культ мировых ¦ ¦
¦ ¦религий; вероучительные тексты мировых религий; ¦ ¦
¦ ¦экуменистическое движение; современные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития религии; религия в современном мире ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦История философии ¦234 ¦
¦ ¦История философии - объективный процесс развития ¦ ¦
¦ ¦философского знания; преемственность и ¦ ¦
¦ ¦противоречивый характер развития философской ¦ ¦
¦ ¦мысли; разнообразие типов философствования; ¦ ¦
¦ ¦зарождение философии; философия и мифология; ¦ ¦
¦ ¦философия в древнем мире; философия в средние ¦ ¦
¦ ¦века; философия Возрождения и Нового времени; ¦ ¦
¦ ¦основные направления зарубежной философии ХХ ¦ ¦
¦ ¦века: философия жизни, неогегельянство, ¦ ¦
¦ ¦феноменология, прагматизм, аналитическая ¦ ¦
¦ ¦философия, философский натурализм, ¦ ¦
¦ ¦экзистенциализм, герменевтика, персонализм, ¦ ¦
¦ ¦неотомизм и др.; история философии в России: ¦ ¦
¦ ¦развитие философских идей до XVIII века; процесс ¦ ¦
¦ ¦секуляризации философии в Новое время; русская ¦ ¦
¦ ¦философия в XIX и ХХ вв. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Религиозная антропология ¦136 ¦
¦ ¦Специфика религиозной антропологии, ее основные ¦ ¦
¦ ¦аспекты; эволюция религиозной антропологии; типы ¦ ¦
¦ ¦религиозно-антропологических учений; человек в ¦ ¦
¦ ¦этнических, региональных и мировых религиях; ¦ ¦
¦ ¦православная, католическая и протестантская ¦ ¦
¦ ¦антропология; проблема онтогенеза человека; ¦ ¦
¦ ¦индивид, личность, индивидуальность; тело, душа, ¦ ¦
¦ ¦дух человека в богословском и философском ¦ ¦
¦ ¦понимании; теологическая танатология; теология и ¦ ¦
¦ ¦философия о бессмертии человека; теология об ¦ ¦
¦ ¦антропологических основах религии; поиски ¦ ¦
¦ ¦антропологических корней религии, ¦ ¦
¦ ¦антропологического доказательства бытия Бога; ¦ ¦
¦ ¦теология и антропология о среде обитания ¦ ¦
¦ ¦человека и перспективах цивилизации; ноосфера и ¦ ¦
¦ ¦антропосфера; антропологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦милосердия и каритативной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Религиозная этика ¦200 ¦
¦ ¦Основания религиозной этики; анализ ¦ ¦
¦ ¦теологических точек зрения; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦религиозной этики; место религиозно-этических ¦ ¦
¦ ¦учений в системе мировой культуры; этический ¦ ¦
¦ ¦теоцентризм и антропоцентризм: отличия и ¦ ¦
¦ ¦сходства; основные школы этического теоцентризма ¦ ¦
¦ ¦и антропоцентризма; либеральные и ¦ ¦
¦ ¦фундаменталистские концепции этических проблем: ¦ ¦
¦ ¦история, современность; борьба тенденций в ¦ ¦
¦ ¦современных либеральных и фундаменталистских ¦ ¦
¦ ¦этических теологических школах; понятие ¦ ¦
¦ ¦"теодицеи"; эволюция концепций теодицеи; ¦ ¦
¦ ¦основные школы современной концепции теодицеи; ¦ ¦
¦ ¦ситуативная и абсолютная этика в современных ¦ ¦
¦ ¦религиях ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Эстетические проблемы в религиоведении ¦200 ¦
¦ ¦Светские и религиозные эстетические концепции; ¦ ¦
¦ ¦"Теология прекрасного"; богословское понимание ¦ ¦
¦ ¦искусства; религиозное истолкование основных ¦ ¦
¦ ¦эстетических категорий; искусство и религия в их ¦ ¦
¦ ¦генезисе и истории; сходство и различие ¦ ¦
¦ ¦религиозного и художественного освоения ¦ ¦
¦ ¦действительности; особенности использования ¦ ¦
¦ ¦различных видов искусства для удовлетворения ¦ ¦
¦ ¦религиозных потребностей; художественно- ¦ ¦
¦ ¦эстетический аспект религиозного культа; ¦ ¦
¦ ¦религиозное и церковное искусство; канон в ¦ ¦
¦ ¦церковном искусстве и его творческие ¦ ¦
¦ ¦возможности; характер использования в искусстве ¦ ¦
¦ ¦религиозных сюжетов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Наука и религия ¦200 ¦
¦ ¦Наука и религия в системе культуры; особенности ¦ ¦
¦ ¦выражения в религии знаний о человеке, обществе, ¦ ¦
¦ ¦мире; становление и развитие науки и ее влияние ¦ ¦
¦ ¦на религию; религиозная и научная картины мира; ¦ ¦
¦ ¦конфликты науки и религии; от конфликтов к ¦ ¦
¦ ¦диалогу; теологические интерпретации достижений ¦ ¦
¦ ¦современного человековедения, обществознания, ¦ ¦
¦ ¦естествознания; особенности богословских ¦ ¦
¦ ¦обоснований теизма, креационизма, телеологии, ¦ ¦
¦ ¦финализма с помощью данных наук ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Свобода совести ¦136 ¦
¦ ¦Возникновение представлений о свободе совести; ¦ ¦
¦ ¦выступление за независимость светской власти от ¦ ¦
¦ ¦церкви, за веротерпимость в Средние века; ¦ ¦
¦ ¦требования свободы религии и свободы ¦ ¦
¦ ¦вероисповедания в эпоху Возрождения и ¦ ¦
¦ ¦Реформации; проблемы свободы совести в Новое и ¦ ¦
¦ ¦Новейшее время: обоснование принципов отделения ¦ ¦
¦ ¦церкви от государства и светскости образования, ¦ ¦
¦ ¦провозглашение равенства прав граждан независимо ¦ ¦
¦ ¦от отношения к религии; осознание права не ¦ ¦
¦ ¦исповедовать никакую религию, быть атеистом, ¦ ¦
¦ ¦понимание свободы совести как одного из прав ¦ ¦
¦ ¦человека; конституции и законодательные акты ¦ ¦
¦ ¦зарубежных государств о свободе совести и ¦ ¦
¦ ¦вероисповеданий; свобода мысли, совести, религии ¦ ¦
¦ ¦и убеждений в международных правовых документах; ¦ ¦
¦ ¦развитие представлений о свободе совести и ее ¦ ¦
¦ ¦государственно-правовое обеспечение в истории ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦История свободомыслия ¦182 ¦
¦ ¦Свободомыслие как явление духовной культуры; ¦ ¦
¦ ¦формы свободомыслия (богоборчество, религиозный ¦ ¦
¦ ¦индифферентизм, скептицизм, нигилизм, ¦ ¦
¦ ¦антиклерикализм, атеизм и т.д.); элементы ¦ ¦
¦ ¦свободомыслия в народном творчестве, искусстве, ¦ ¦
¦ ¦естествознании, художественной литературе, ¦ ¦
¦ ¦философии, теологии; этапы развития ¦ ¦
¦ ¦свободомыслия; свободомыслие в духовной жизни ¦ ¦
¦ ¦древних народов (Египет, Вавилон, Китай, Греция, ¦ ¦
¦ ¦Рим); свободомыслие в культуре древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦вольнодумная культура еврейского и арабского ¦ ¦
¦ ¦средневековья; свободомыслие в странах Европы в ¦ ¦
¦ ¦эпоху Возрождения и в Новое время; история ¦ ¦
¦ ¦свободомыслия в отечественной культуре XVIII - ¦ ¦
¦ ¦XIX вв.; свободомыслие в социально-политической ¦ ¦
¦ ¦и духовной жизни России в ХХ в.; свободомыслие в ¦ ¦
¦ ¦странах Запада и Востока в ХХ в. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Эзотерические учения ¦136 ¦
¦ ¦Понятие эзотеризма, эзотеризм и экзотеризм; ¦ ¦
¦ ¦предмет эзотерических учений; формы ¦ ¦
¦ ¦эзотерического знания и механизмы его ¦ ¦
¦ ¦формирования; классификация эзотерических ¦ ¦
¦ ¦явлений; моральные и научные стороны тайных ¦ ¦
¦ ¦учений; эзотеризм и религия; эзотеризм и ¦ ¦
¦ ¦философия; история эзотерических учений; ¦ ¦
¦ ¦эзотерические традиции Востока и Запада; ¦ ¦
¦ ¦оккультизм и его виды; астрология и алхимия в ¦ ¦
¦ ¦системе оккультных и эзотерических учений; ¦ ¦
¦ ¦основные разновидности спиритизма; розенкрейцеры ¦ ¦
¦ ¦и масоны; теософия и антропософия; астротеология ¦ ¦
¦ ¦и астромифология; "Высшая магия" и др.; ¦ ¦
¦ ¦эзотерические учения и современная наука ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Современные нетрадиционные религиозные движения ¦112 ¦
¦ ¦и культы ¦ ¦
¦ ¦Социально-исторические и социокультурные условия ¦ ¦
¦ ¦формирования и развития нетрадиционных ¦ ¦
¦ ¦религиозных движений и культов; характерные ¦ ¦
¦ ¦черты этих движений и культов; типы ¦ ¦
¦ ¦нетрадиционных движений и культов: ¦ ¦
¦ ¦неохристианские, ориенталистские, ¦ ¦
¦ ¦синкретические, территориально-региональные, ¦ ¦
¦ ¦сатанинские и демонические культы и другие ¦ ¦
¦ ¦направления; нетрадиционные религиозные ¦ ¦
¦ ¦движения: неденоминированные христианские ¦ ¦
¦ ¦объединения, "Церковь Христа", "Армия спасения", ¦ ¦
¦ ¦"Ассоциация Св. Духа за Объединение Мирового ¦ ¦
¦ ¦Христианства" - Церковь Объединения, "Дети ¦ ¦
¦ ¦Бога", церковь Сайентологии, "Международное ¦ ¦
¦ ¦Общество Сознания Кришны", "Трансцендентальная ¦ ¦
¦ ¦медитация", "Миссия Божественного Света", "Культ ¦ ¦
¦ ¦Раджниши" (Ошо), "Ананда Марга", Миссия ¦ ¦
¦ ¦Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности", ¦ ¦
¦ ¦"Церковь Последнего Завета" (последователи ¦ ¦
¦ ¦Виссариона), "Великое Белое Братство", Центр ¦ ¦
¦ ¦йоги "Крылья Совершенства", "Аум Синрике", ¦ ¦
¦ ¦"Церковь Сатаны" и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦420 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦420 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦586 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+---

НАПРАВЛЕНИЕ 520800 - ИСТОРИЯ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ИСТОРИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также