НАПРАВЛЕНИЕ 520800 - ИСТОРИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ИСТОРИИ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
328 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520800 - ИСТОРИЯ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ИСТОРИИ
1. Общая характеристика направления 520800 - История
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр истории.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520800 - История - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Практическая и исследовательская деятельность бакалавра истории направлена на изучение истории Отечества и мировых цивилизаций, отечественной и зарубежной историографии, источниковедения, теории и методологии исследования с целью профессионального понимания социокультурных и политических условий развития современного мира, выявления устойчивых тенденций исторической динамики, прогнозирования будущего.
Бакалавр истории должен быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности в органах государственного управления, архивах, музеях, учреждениях образования и культуры. В установленном порядке может работать в качестве преподавателя в средних общеобразовательных учреждениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 520800 - История;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям: 020700 - История, 020800 - Историко-архивоведение, 052800 - Музейное дело и охрана памятников, 021000 - Музеология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 520800 - История
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520800 - История
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент <1> ¦1260 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦не ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦менее ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦500 <2> ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальный выбор видов спорта или систем ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизации, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической ¦ ¦
¦ ¦реальности. Парадигмы политического знания. ¦ ¦
¦ ¦Экспертное политическое знание; политическая ¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. Законодательные и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект и индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие. Представление. Воображение. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды ¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы ¦ ¦
¦ ¦и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизации бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научная ¦ ¦
¦ ¦революция и смена типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦не менее¦
¦ ¦компонент ¦270 <3> ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦не менее¦
¦ ¦устанавливаемые решением Ученого совета вуза ¦270 <4> ¦
¦ ¦(факультета) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦380 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не менее¦
¦ ¦ ¦300 <5> ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки и ¦ ¦
¦ ¦программирование, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; ¦ ¦
¦ ¦панорама современного естествознания; ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития; корпускулярная и ¦ ¦
¦ ¦континуальная концепции описания природы; ¦ ¦
¦ ¦порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; ¦ ¦
¦ ¦микро-, макро- и мегамиры; пространство, ¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статические ¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принципы возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦системы, энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика; человек, ¦ ¦
¦ ¦биосфера и космические циклы; ноосфера; ¦ ¦
¦ ¦необратимость времени; самоорганизация в ¦ ¦
¦ ¦живой и неживой природе; принципы ¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦не ¦
¦ ¦компонент ¦менее ¦
¦ ¦ ¦40 <6> ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦не ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦менее ¦
¦ ¦ ¦40 <7> ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3798 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2300 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.01¦История мировых цивилизаций (всеобщая ¦ ¦
¦ ¦история) <8> ¦ ¦
¦ ¦ Понятие "первобытное общество", дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦его месте в человеческой истории; проблемы ¦ ¦
¦ ¦антропогенеза и социогенеза; переход к ¦ ¦
¦ ¦социально-стратифицированному обществу; ¦ ¦
¦ ¦основные эпохи мировых цивилизаций в ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическом, политическом и ¦ ¦
¦ ¦культурном аспектах; типы цивилизаций в ¦ ¦
¦ ¦древности: Древний Восток, античность; место ¦ ¦
¦ ¦Средневековья во всемирно-историческом ¦ ¦
¦ ¦процессе, его хронологические рамки и ¦ ¦
¦ ¦периодизация; западно- и восточноевропейские ¦ ¦
¦ ¦варианты средневекового исторического ¦ ¦
¦ ¦развития; страны и народы Азии, Африки и ¦ ¦
¦ ¦доколумбовой Америки в эпоху Средневековья; ¦ ¦
¦ ¦история Нового времени, хронологические рамки ¦ ¦
¦ ¦и периодизация; переход европейской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации от доиндустриального мира к ¦ ¦
¦ ¦новому этапу развития; европейская ¦ ¦
¦ ¦цивилизация и традиционные общества Америки, ¦ ¦
¦ ¦Азии и Африки, складывание колониальной ¦ ¦
¦ ¦системы; место XX в. во всемирно-историческом ¦ ¦
¦ ¦процессе; асинхронность общественного ¦ ¦
¦ ¦развития и новый уровень исторического ¦ ¦
¦ ¦синтеза; глобальная история; основные ¦ ¦
¦ ¦проблемы и процессы развития западной ¦ ¦
¦ ¦цивилизации; Восточная Европа в контексте ¦ ¦
¦ ¦новейшей истории; фашизм и тоталитаризм; типы ¦ ¦
¦ ¦и особенности традиционалистических обществ в ¦ ¦
¦ ¦постиндустриальном мире, их место в мировой ¦ ¦
¦ ¦системе хозяйства и мировой политике; военно- ¦ ¦
¦ ¦политические союзы и мировые войны; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности ("История ¦ ¦
¦ ¦мировых цивилизаций" как учебная дисциплина ¦ ¦
¦ ¦может реализовываться как единый курс либо ¦ ¦
¦ ¦как система согласованных курсов) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.02¦История России ¦ ¦
¦ ¦ Россия в системе мировых цивилизаций; ¦ ¦
¦ ¦характерные черты цивилизационного процесса в ¦ ¦
¦ ¦России; этногенез славян и этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦процессы в восточном славянстве; ¦ ¦
¦ ¦древнерусское государство, характер его ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия с западными, восточными и ¦ ¦
¦ ¦степными цивилизациями; русские земли в ¦ ¦
¦ ¦период феодальной раздробленности, характер ¦ ¦
¦ ¦экономических, политических и культурных ¦ ¦
¦ ¦процессов; объединение русских земель вокруг ¦ ¦
¦ ¦Москвы; Московское царство в XV - XVII вв., ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое, политическое и ¦ ¦
¦ ¦культурное развитие; особенности российской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации в XVIII в.; Россия в Новое время, ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы общественно-исторического ¦ ¦
¦ ¦развития и способы их решения; советское ¦ ¦
¦ ¦государство, противоречия общественного и ¦ ¦
¦ ¦духовного развития, характер взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦власти и общества, причины кризиса ¦ ¦
¦ ¦тоталитаризма; современная Россия, ¦ ¦
¦ ¦становление гражданского общества ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.03¦История мировой и отечественной культуры ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных культурно-исторических ¦ ¦
¦ ¦эпохах; Восток и Запад как типы мировой ¦ ¦
¦ ¦культуры; культура Древнего Востока; культура ¦ ¦
¦ ¦Древней Греции и Древнего Рима; культура ¦ ¦
¦ ¦средневековой Европы; культура Киевской Руси; ¦ ¦
¦ ¦язычество и христианство в истории ¦ ¦
¦ ¦древнерусской культуры; роль Византии и ¦ ¦
¦ ¦Европы; европейская культура эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; европейская культура Нового ¦ ¦
¦ ¦времени; основные этапы истории культуры ¦ ¦
¦ ¦России; проблемы культуры XX в. ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.04¦Источниковедение ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические проблемы источниковедения; ¦ ¦
¦ ¦типология источников по разным историческим ¦ ¦
¦ ¦эпохам; характеристика отдельных типов ¦ ¦
¦ ¦источников; закономерности возникновения и ¦ ¦
¦ ¦эволюции источниковой базы; методологические ¦ ¦
¦ ¦принципы изучения источников; методы работы с ¦ ¦
¦ ¦источниками; проблемы критики источников; ¦ ¦
¦ ¦современные методы накопления и анализа ¦ ¦
¦ ¦источниковой информации; современные центры ¦ ¦
¦ ¦хранения исторических источников и принципы ¦ ¦
¦ ¦их организации; методика самостоятельной ¦ ¦
¦ ¦работы с источниками ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.05¦История исторической науки ¦ ¦
¦ ¦ Процесс и основные этапы возникновения и ¦ ¦
¦ ¦развития исторических знаний, превращения их ¦ ¦
¦ ¦в науку; функции исторической науки как ¦ ¦
¦ ¦составной части общественно-научной мысли и ¦ ¦
¦ ¦духовной культуры общества; предмет ¦ ¦
¦ ¦историографии как одной из исторических ¦ ¦
¦ ¦дисциплин; становление и эволюция различных ¦ ¦
¦ ¦направлений и школ в отечественной и ¦ ¦
¦ ¦зарубежной историографии, их связь с идейно- ¦ ¦
¦ ¦политическими течениями; общие проблемы ¦ ¦
¦ ¦развития цивилизаций и обществ в исторической ¦ ¦
¦ ¦мысли; наиболее крупные конкретные ¦ ¦
¦ ¦исторические и социологические проблемы в ¦ ¦
¦ ¦историографии различных направлений ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.06¦Сравнительная история мировых религий ¦ ¦
¦ ¦ Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозного сознания; сравнительная история ¦ ¦
¦ ¦индуизма и буддизма; сравнительная история ¦ ¦
¦ ¦конфуцианства и даосизма; христианство и его ¦ ¦
¦ ¦роль в истории Запада и Востока, основные ¦ ¦
¦ ¦христианские конфессии; история ислама и ¦ ¦
¦ ¦специфика исламской культуры; история ¦ ¦
¦ ¦православия в Византии и России; современные ¦ ¦
¦ ¦религиозные движения, фундаментализм и ¦ ¦
¦ ¦культура межконфессионального диалога ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦51 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания; безопасность в ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайной ситуации, критерии комфортности ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦752 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦746 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦2050 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦8478 ¦
L--------+----------------------------------------------+---------
--------------------------------
<1> В соответствии с требованиями к федеральному компоненту обязательного минимума содержания и уровня подготовки бакалавра по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (см. п. 6.1.2) обязательными для изучения являются иностранный язык, физическая культура и философия.
<2> Решением УМО по направлению "История" (РГГУ) и по специальности "История" (МГУ) объем часов, отводимый на изучение иностранного языка по направлению и специальности "История", не может быть ниже 500 часов.
<3> В состав дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента могут включаться как дисциплины из вышепоименованного списка, так и предложенные вузом (Управлением образования республики, области, края), например: логика, этика, эстетика и др.
<4> В состав дисциплин по выбору студентов могут включаться дисциплины, предложенные стандартом и данные для выбора студента на альтернативной основе (например, политология - социология) или предложенные вузом (факультетом).
<5> Решением УМО по направлению "История" (РГГУ) и по специальности "История" (МГУ) объем федерального компонента по циклу ЕН установлен 300 часов (в качестве обязательного минимума).
<6> В состав дисциплин, включенных в национально-региональный (вузовский) компонент, могут входить как дисциплины, рекомендованные стандартом, так и предложенные вузом.
<7> В состав дисциплин, включенных в блок дисциплины и курсы по выбору, устанавливаемые вузом (факультетом), могут входить как дисциплины, рекомендованные стандартом, так и предложенные вузом на альтернативной основе.
<8> Совет факультета может принимать решения о постановке курсов по истории мировых цивилизаций или всеобщей истории в соответствии с общеобразовательной концепцией, наличием необходимого кадрового потенциала и обеспечением литературой.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 520800 - История
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
- Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 153 недели;
- Практики:
Археологическая или этнологическая
Библиографическая
Архивная или музейная
Педагогическая в школе - 13 недель;
- Итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 8 недель;
- Каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 34 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520800 - История
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра истории на основе настоящего Государственного образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из 11 базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие четыре дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки специалиста, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами:
- имеющими, как правило, базовое историческое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;
- систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью;
- не менее 65% от общего кадрового состава должны иметь степень доктора или кандидата наук.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Право вуза на реализацию основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению История должно подкрепляться:
- наличием необходимой информационной базы, способной обеспечить доступ студентов к новейшим отечественным и зарубежным разработкам в области истории;
- наличием компьютерных классов с числом мест, достаточным для организации занятий по информатике, а также современными информационными технологиями в сфере истории;
- наличием лингафонных кабинетов с числом мест, достаточным для организации преподавания иностранного языка на современном уровне;
- наличием библиотечных фондов с современной и классической литературой по истории, соответствующей полному перечню дисциплин основной образовательной программы;
- наличием полного комплекта методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий;
- наличием научной периодики (журналы "Отечественная история", "Вопросы истории", "Новая и новейшая история", реферативные сборники ИНИОН и др.), доступной для пользования студентов;
- наличием необходимого минимума исторических карт, а также пособий, аудио-, видеоматериалов.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее образовательную программу подготовки бакалавра по направлению история, должно:
- располагать долгосрочными договорами с организациями и учреждениями, на базе которых возможна организация и проведение археологической (этнологической), архивной (музейно-экскурсионной), библиографической и др. видов практик;
- иметь необходимые кадры, обладающие опытом практической работы в данных сферах;
- иметь необходимое учебно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, дневники производственных практик и др.);
- использовать материалы производственных практик в решении научно-исследовательских задач.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра истории
по направлению 520800 - История
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра истории.
Бакалавр истории должен:
- иметь необходимый объем знаний в области общепрофессиональных и специальных дисциплин в соответствии с требованиями настоящего стандарта, свободно ориентироваться в современных представлениях и подходах к изучению истории Отечества и мировых цивилизаций; понимать содержание и основные этапы и тенденции развития историографического процесса;
- быть подготовленным к профессиональному пониманию социальных, культурных, экономических и политических условий развития современного мира, к выявлению устойчивых тенденций исторической динамики и прогнозированию будущего;
- владеть навыками и умениями профессиональной деятельности в области истории;
- быть подготовленным для продолжения образования по программе специалиста, а также для обучения в магистратуре по направлению история;
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии;
- уметь использовать теоретические знания для решения практических задач;
- быть способным в современных условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
- уметь приобретать новые знания, используя новейшие образовательные технологии;
- быть методически и психологически подготовленным к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра истории.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач <9>.
--------------------------------
<9> В соответствии с рекомендациями УМО по направлению история совет факультета может принимать решение об итоговой государственной аттестации либо на основе трех государственных экзаменов (тогда два из них должны быть, соответственно, по отечественной истории и всеобщей истории), либо на основе защиты бакалаврского сочинения (выпускной квалификационной работы) и одного государственного экзамена.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна представлять собой законченное письменное сочинение, посвященное разработке актуальной научно-исследовательской проблемы, выполненное под руководством ведущего специалиста в данной области, и должна отражать:
- умение бакалавра ставить научную проблему, обосновывать ее актуальность, давать историографическую и источниковедческую характеристику;
- умение работать с различными видами (типами) исторических источников;
- умение аргументировать собственную позицию;
- умение делать самостоятельные выводы;
- уровень современных знаний по изучаемой проблеме;
- навыки библиографического описания используемой литературы и источников.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Совет факультета имеет право принимать решение об итоговой государственной аттестации бакалавра истории либо на основе трех государственных экзаменов (тогда два из них должны быть, соответственно, по отечественной истории и всеобщей истории), либо на основе защиты бакалаврского сочинения (выпускной квалификационной работы) и одного государственного экзамена.
Государственный квалификационный экзамен должен содержать перечень вопросов, позволяющих:
- выявлять знания бакалавра в соответствующей предметной области на уровне современного развития научных представлений;
- сопоставлять различные точки зрения, имеющиеся в историографии, и аргументировать собственную позицию;
- использовать различные виды информации, содержащиеся в исторических источниках;
- опираться на знания в смежных дисциплинах.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области истории.
Государственный образовательный стандарт подготовки бакалавра разработан и одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 520800 - История на базе Российского государственного гуманитарного университета (протокол заседания N 3 от 30.10.99) и Учебно-методического совета по специальности История на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (протокол заседания N 2 от 15.11.99).

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652900 - КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также