НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652900 - КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный N 318 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652900 - КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Кораблестроение
и океанотехника
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
140100 - Кораблестроение;
140200 - Судовые энергетические установки;
140300 - Судовое оборудование;
140500 - Техническая эксплуатация судов и судового оборудования;
141200 - Океанотехника.
1.3. Квалификация выпускника - морской инженер.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки морского инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста - Кораблестроение и океанотехника при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника
Морской инженер по направлению подготовки - Кораблестроение и океанотехника может занимать в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих следующие должности: инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-энергетик, инженер по подготовке производства, инженер по ремонту, инженер-программист и пр.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности включает исследования, проектирование, постройку, изготовление, техническое обслуживание и ремонт морской техники.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются суда и средства морского и речного флотов, энергетические комплексы, машины, механизмы и оборудование, а также технологические процессы их проектирования и конструирования, постройки, изготовления и монтажа, испытаний, технического обслуживания и ремонта.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускники по направлению подготовки - Кораблестроение и океанотехника подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- конструкторско-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- производственно-технологическая;
- технико-эксплуатационная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональных программ, разрабатываемых вузом.
Выпускники могут, в установленном порядке, работать в профессиональных образовательных учреждениях, заключать контракты для службы в технических частях и на кораблях ВМФ.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Морской инженер по направлению - Кораблестроение и океанотехника, в зависимости от содержания конкретной основной образовательной программы, подготовлен к решению следующих типов задач:
а) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования морской техники и технологий на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных отраслей науки и техники, с учетом позиций и мнений других специалистов;
- проектирование и модернизация кораблей и судов, средств океанотехники, их энергетических установок, главного и вспомогательного оборудования, систем и устройств - с выполнением всех необходимых расчетов;
- расчет мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств кораблей, судов и морской техники;
- обеспечение технологичности и ремонтопригодности морской техники, уровня унификации и стандартизации;
- разработка методик и оценка технико-экономической эффективности принимаемых проектно-конструкторских решений;
- использование информационных технологий при разработке объектов морской техники;
- разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний;
б) конструкторско-технологическая деятельность:
- технологическая проработка проектируемых судов (кораблей), средств океанотехники, их корпусных конструкций, энергетических установок, устройств, систем и оборудования;
- разработка и планирование технологических процессов изготовления и ремонта морской техники;
- использование современных методов контроля качества материалов и выпускаемой продукции, их сертификация;
- проектирование, конструирование и эксплуатация линий и участков судостроительного, машиностроительного и судоремонтного производств;
- использование автоматизированных систем технологической подготовки производства, управления технологическими процессами и предприятием, современной вычислительной техники;
в) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы производственного коллектива, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- разработка научно обоснованных планов конструкторско-технологических работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании морской техники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения и безопасности жизнедеятельности;
- установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения деталей, узлов, агрегатов и блоков морской техники;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
г) научно-исследовательская деятельность:
- анализ проблемы и постановка задачи исследований в области морской техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных отраслей науки и техники, с учетом позиций и мнений других специалистов;
- построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
- разработка прикладных программ и их пакетов для решения различных судостроительных и эксплуатационных задач, включая проектирование, исследование и диагностику объектов морской техники и их подсистем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации объектов морской техники на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
- выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение лабораторных и натурных испытаний с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка отчетов, обзоров и другой технической документации;
- участие в разработке и организации новых методов исследований, контроля качества и испытаний морской техники и технологий;
д) производственно-технологическая деятельность:
- организация и техническое осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции;
- эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;
- проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов и изделий;
- осуществление метрологической проверки основных средств измерений и контроля материалов и объектов морской техники;
е) технико-эксплуатационная деятельность:
- разработка технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания и ремонта кораблей и судов, энергетических установок, средств океанотехники, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем с выполнением всех необходимых расчетов;
- выполнение модельных и натурных экспериментальных работ по оценке прочности и надежности морской техники в эксплуатационных условиях;
- определение технического состояния и остаточного ресурса морской техники;
- планирование эксплуатационного, технического обслуживания и ремонта кораблей и судов и средств океанотехники, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем;
- применение информационных систем и вычислительной техники при разработке и проектировании процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта морской техники.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач морской инженер:
- выполняет работы по проектированию морской техники, используя системы автоматизированного проектирования, передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие создаваемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизированных и унифицированных компонентов, деталей и сборочных единиц;
- проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых объектов морской техники и технологий;
- проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчетов рисков при разработке новых изделий; составляет инструкции по эксплуатации объектов морской техники, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию;
- изучает и анализирует поступающую от других предприятий проектно-конструкторскую документацию в целях ее использования при проектировании и конструировании объектов морской техники;
- согласовывает разрабатываемую документацию с другими подразделениями предприятия, представителями заказчика и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые системы и конструкции;
- разрабатывает и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства выпускаемой продукции, обеспечивая изготовление конкурентоспособной морской техники и сокращение материальных и трудовых затрат на ее создание;
- составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;
- участвует в разработке технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков, в отработке систем и конструкций изделий морской техники на технологичность, рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, топлива, энергии), экономическую эффективность проектируемых технологических процессов;
- разрабатывает технологические нормативы, инструкции, схемы сборки, маршрутные карты, карты технического уровня и качества продукции и другую технологическую документацию, вносит изменения в техническую документацию в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства;
- разрабатывает технические задания на проектирование специальной оснастки, инструмента и приспособлений, предусмотренных технологией; технические задания на производство нестандартного оборудования, средств автоматизации и механизации;
- участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций выпускаемой продукции, в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство; в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию, модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов, в разработке проектов стандартов и сертификатов, программ совершенствования организации труда, внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий по своевременному освоению производственных мощностей, совершенствованию технологии и контролирует их выполнение;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации в области морской инфраструктуры, разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства и эксплуатации морской техники, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда и снижение эксплуатационных расходов;
- анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую продукцию;
- разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции;
- дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц, совершенствования технологии производства.
Морской инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся проектно-конструкторской и технологической подготовки производства;
- современные системы и методы проектирования объектов морской техники, технологических процессов и режимов производства, средства автоматизации проектирования; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы систем автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и управления эксплуатацией;
- принципы работы, конструкцию, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых объектов морской техники, технологию их производства;
- перспективы технического развития предприятия, основное технологическое оборудование и принципы его работы;
- организацию, методы управления, перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта морской техники и ее подсистем;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов морской техники, технологий их изготовления; передовой отечественный и зарубежный опыт исследования, проектирования, конструирования и изготовления морской техники;
- стандарты, технические условия, методики и инструкции по разработке, оформлению и представлению чертежей и другой технической документации;
- материалы, применяемые в объектах морской техники, их свойства; технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции; порядок ее сертификации;
- методы проведения технических расчетов при проектировании и конструировании; типовые технологические процессы и режимы производства;
- нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии;
- виды брака и способы его предупреждения;
- порядок и методы проведения патентных исследований, основы изобретательства, методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;
- основные требования к организации труда при проектировании морской техники, а также технологических процессов ее изготовления;
- основы технической эстетики и художественного конструирования;
- основы экономики, организацию и управление производством;
- основы трудового законодательства;
- правила экологической безопасности и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Морской инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках подготовки дипломированного специалиста - Кораблестроение и океанотехника, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе по направлению подготовки дипломированного
специалиста - Кораблестроение и океанотехника
3.1. Основная образовательная программа подготовки морского инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта подготовки дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки морского инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки морского инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки морского инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки морского инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста -
Кораблестроение и океанотехника
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент (см. пункт 6.1.2) ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ак- ¦ ¦
¦ ¦центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля про-¦ ¦
¦ ¦изношения, характерные для сферы профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения: бытовая, терминологическая,¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие комму- ¦ ¦
¦ ¦никацию без искажения смысла при письменном и ¦ ¦
¦ ¦устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной речи. Понятие об обиходно-лите- ¦ ¦
¦ ¦ратурном, официально-деловом, научном стилях, ¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. Культура и тради- ¦ ¦
¦ ¦ции стран изучаемого языка, правила речевого ¦ ¦
¦ ¦этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и моно- ¦ ¦
¦ ¦логической речи в сфере бытовой и профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматичес- ¦ ¦
¦ ¦кие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов. Ее соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-биологические основы. Физическая куль- ¦ ¦
¦ ¦тура и спорт как социальные феномены общества.¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о физи- ¦ ¦
¦ ¦ческой культуре и спорте. Физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт, индиви-¦ ¦
¦ ¦дуальный выбор видов спорта или систем физи- ¦ ¦
¦ ¦ческих упражнений. Профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов. Основы мето- ¦ ¦
¦ ¦дики самостоятельных занятий и самоконтроль за¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ- ¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселе- ¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государст- ¦ ¦
¦ ¦венности. Древняя Русь и кочевники. Византий- ¦ ¦
¦ ¦ско-древнерусские связи. Особенности социаль- ¦ ¦
¦ ¦ного строя Древней Руси. Этнокультурные и со- ¦ ¦
¦ ¦циально-политические процессы становления рус-¦ ¦
¦ ¦ской государственности. Принятие христианства.¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточносла- ¦ ¦
¦ ¦вянской государственности в XI - XII вв. Соци-¦ ¦
¦ ¦ально-политические изменения в русских землях ¦ ¦
¦ ¦в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимо- ¦ ¦
¦ ¦влияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий- ¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-¦ ¦
¦ ¦вание сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютиз-¦ ¦
¦ ¦ма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-про- ¦ ¦
¦ ¦мышленное производство. Становление индустри- ¦ ¦
¦ ¦ального общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, демок-¦ ¦
¦ ¦ратии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е гг. Усилие режима¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, обществен- ¦ ¦
¦ ¦но-политическая жизнь, культура, внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и экономи-¦ ¦
¦ ¦ческих реформ. НТР и ее влияние на ход общест-¦ ¦
¦ ¦венного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственнос-¦ ¦
¦ ¦ти (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикаль-¦ ¦
¦ ¦ной социально-экономической модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Культура в современной России. Внешнеполити- ¦ ¦
¦ ¦ческая деятельность в условиях новой геополи- ¦ ¦
¦ ¦тической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культу- ¦ ¦
¦ ¦ры. Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные понятия культурологии: культура, циви- ¦ ¦
¦ ¦лизация, морфология культуры, функции культу- ¦ ¦
¦ ¦ры, субъект культуры, культурогенез, динамика ¦ ¦
¦ ¦культуры, язык и символы культуры, культурные ¦ ¦
¦ ¦коды, межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "сере- ¦ ¦
¦ ¦динные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современ-¦ ¦
¦ ¦ном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социали- ¦ ¦
¦ ¦зация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская политическая традиция: истоки, социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные основания, историческая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Современные политологические школы. Гражданс- ¦ ¦
¦ ¦кое общество, его происхождение и особенности.¦ ¦
¦ ¦Особенности становления гражданского общества ¦ ¦
¦ ¦в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая власть. Политическая система. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие режимы, политические партии, электо- ¦ ¦
¦ ¦ральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческий менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особен- ¦ ¦
¦ ¦ности мирового политического процесса. Нацио- ¦ ¦
¦ ¦нально-государственные интересы России в новой¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология познания¦ ¦
¦ ¦политической реальности. Парадигмы политичес- ¦ ¦
¦ ¦кого знания. Экспертное политическое знание; ¦ ¦
¦ ¦политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система российского¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и юриди- ¦ ¦
¦ ¦ческая ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федерального ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов государст- ¦ ¦
¦ ¦венной власти в Российской Федерации. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения. Физические и юри-¦ ¦
¦ ¦дические лица. Право собственности. Обязатель-¦ ¦
¦ ¦ства в гражданском праве и ответственность за ¦ ¦
¦ ¦их нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и обязан- ¦ ¦
¦ ¦ности супругов, родителей и детей. Ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность по семейному праву. Трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за ее нарушение. Административные право-¦ ¦
¦ ¦нарушения и административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны.¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология. Предмет, объект и методы психо- ¦ ¦
¦ ¦логии. Место психологии в системе наук. Исто- ¦ ¦
¦ ¦рия развития психологического знания и основ- ¦ ¦
¦ ¦ные направления в психологии. Индивид, лич- ¦ ¦
¦ ¦ность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. Структура психики. Соотноше- ¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного. Основные пси-¦ ¦
¦ ¦хические процессы. Структура сознания. Позна- ¦ ¦
¦ ¦вательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические про- ¦ ¦
¦ ¦цессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. Психическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельность. Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика. Объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как обще- ¦ ¦
¦ ¦человеческая ценность. Образование как социо- ¦ ¦
¦ ¦культурный феномен и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная система России. Цели, содержа-¦ ¦
¦ ¦ние, структура непрерывного образования, един-¦ ¦
¦ ¦ство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лаборатор-¦ ¦
¦ ¦ные занятия, диспут, конференция, зачет, экза-¦ ¦
¦ ¦мен, факультативные занятия, консультация. Ме-¦ ¦
¦ ¦тоды, приемы, средства организации и управле- ¦ ¦
¦ ¦ния педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. Управление образовательными¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы об- ¦ ¦
¦ ¦щения. Устная и письменная разновидности ли- ¦ ¦
¦ ¦тературного языка. Нормативные, коммуникатив- ¦ ¦
¦ ¦ные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его функцио- ¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унифи- ¦ ¦
¦ ¦кации языка служебных документов. Интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нальные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядительных¦ ¦
¦ ¦документов. Язык и стиль коммерческой коррес- ¦ ¦
¦ ¦понденции. Язык и стиль инструктивно-методи- ¦ ¦
¦ ¦ческих документов. Реклама в деловой речи. ¦ ¦
¦ ¦Правила оформления документов. Речевой этикет ¦ ¦
¦ ¦в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, нача- ¦ ¦
¦ ¦ло, развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления совер- ¦ ¦
¦ ¦шенствования навыков грамотного письма и гово-¦ ¦
¦ ¦рения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. Общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты. Мировая система и про- ¦ ¦
¦ ¦цессы глобализации. Социальные группы и общ- ¦ ¦
¦ ¦ности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная органи- ¦ ¦
¦ ¦зация. Социальные движения. Социальное нера- ¦ ¦
¦ ¦венство, стратификация и социальная мобиль- ¦ ¦
¦ ¦ность. Понятие социального статуса. Социальное¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. Общест-¦ ¦
¦ ¦венное мнение как институт гражданского об- ¦ ¦
¦ ¦щества. Культура как фактор социальных измене-¦ ¦
¦ ¦ний. Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный кон- ¦ ¦
¦ ¦троль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ре- ¦ ¦
¦ ¦волюции и реформы. Концепция социального прог-¦ ¦
¦ ¦ресса. Формирование мировой системы. Место ¦ ¦
¦ ¦России в мировом сообществе. Методы социологи-¦ ¦
¦ ¦ческого исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные нап-¦ ¦
¦ ¦равления, школы философии и этапы ее истори- ¦ ¦
¦ ¦ческого развития. Структура философского зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия, самоорганизация бытия.¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. Простран- ¦ ¦
¦ ¦ство, время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, фило- ¦ ¦
¦ ¦софские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический про-¦ ¦
¦ ¦цесс; личность и массы; свобода и необходи- ¦ ¦
¦ ¦мость. Формационная и цивилизационная концеп- ¦ ¦
¦ ¦ции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси- ¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, спра- ¦ ¦
¦ ¦ведливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в различ-¦ ¦
¦ ¦ных культурах. Эстетические ценности и их роль¦ ¦
¦ ¦в человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Рацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное и иррациональное в познавательной дея-¦ ¦
¦ ¦тельности. Проблема истины. Действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов рацио-¦ ¦
¦ ¦нальности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. Пот- ¦ ¦
¦ ¦ребности, ресурсы. Экономический выбор. Эконо-¦ ¦
¦ ¦мические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замеще-¦ ¦
¦ ¦ния. Эластичность. Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности.¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регу-¦ ¦
¦ ¦лирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложения труда. Зара- ¦ ¦
¦ ¦ботная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. Рас-¦ ¦
¦ ¦пределение доходов. Неравенство. Внешние эф- ¦ ¦
¦ ¦фекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Без- ¦ ¦
¦ ¦работица и ее формы. Инфляция и ее виды. Эко- ¦ ¦
¦ ¦номические циклы. Макроэкономическое равнове- ¦ ¦
¦ ¦сие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразование в соци-¦ ¦
¦ ¦альной сфере. Структурные сдвиги в экономике. ¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.0.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2100 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1700 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра. ¦ ¦
¦ ¦Последовательности и ряды. Дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления. Векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля. Гармонический анализ. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения. Численные методы. ¦ ¦
¦ ¦Основы вычислительного эксперимента. Функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного. Элементы функцио- ¦ ¦
¦ ¦нального анализа. Вероятность и статистика: ¦ ¦
¦ ¦теория вероятностей, случайные процессы, ¦ ¦
¦ ¦статистическое оценивание и проверка гипотез, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки эксперимен- ¦ ¦
¦ ¦тальных данных. Вариационное исчисление и ¦ ¦
¦ ¦оптимальное управление. Уравнения математи- ¦ ¦
¦ ¦ческой физики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накоп- ¦ ¦
¦ ¦ления информации; технические и программные ¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; ¦ ¦
¦ ¦языки программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования, локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну, методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации. Компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦370 ¦
¦ ¦ Физические основы механики. Колебания и вол- ¦ ¦
¦ ¦ны. Молекулярная физика и термодинамика. Элек-¦ ¦
¦ ¦тричество и магнетизм. Оптика. Атомная и ядер-¦ ¦
¦ ¦ная физика. Физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦130 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализа- ¦ ¦
¦ ¦торы и каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры; химическая термодинамика и кинети- ¦ ¦
¦ ¦ка: энергетика химических процессов, химичес- ¦ ¦
¦ ¦кое и фазовое равновесие, скорость реакции и ¦ ¦
¦ ¦методы ее регулирования, колебательные реак- ¦ ¦
¦ ¦ции; реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно-ос- ¦ ¦
¦ ¦новные и окислительно-восстановительные свой- ¦ ¦
¦ ¦ства веществ, химическая связь, комплементар- ¦ ¦
¦ ¦ность; химическая идентификация: качественный ¦ ¦
¦ ¦и количественный анализ, аналитический сигнал,¦ ¦
¦ ¦химический, физико-химический и физический ¦ ¦
¦ ¦анализ. Химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, эко- ¦ ¦
¦ ¦системы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проб-¦ ¦
¦ ¦лемы окружающей среды, экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов¦ ¦
¦ ¦и охраны природы; основы экономики природо- ¦ ¦
¦ ¦пользования; экозащитная техника и технологии;¦ ¦
¦ ¦основы экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество ¦ ¦
¦ ¦в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Техническая физика ¦230 ¦
¦ ¦ Теплофизические основы судовой энергетики. ¦ ¦
¦ ¦Предмет и метод технической термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦уравнения состояния идеальных газов; истинная ¦ ¦
¦ ¦и средняя теплоемкости; первый закон термоди- ¦ ¦
¦ ¦намики; энтальпия; термодинамические процессы;¦ ¦
¦ ¦второй закон термодинамики; термический коэф- ¦ ¦
¦ ¦фициент полезного действия цикла; цикл Карно; ¦ ¦
¦ ¦энтропия; изменение энтропии в обратимых и ¦ ¦
¦ ¦необратимых процессах; сжатие газов в компрес-¦ ¦
¦ ¦соре; циклы тепловых двигателей; реальные газы¦ ¦
¦ ¦и пары; процесс парообразования; диаграмма и ¦ ¦
¦ ¦таблицы воды и водяного пара; фазовые равнове-¦ ¦
¦ ¦сия и фазовые переходы; основные характерис- ¦ ¦
¦ ¦тики и процессы влажного воздуха; циклы холо- ¦ ¦
¦ ¦дильных установок; скорость звука и характер- ¦ ¦
¦ ¦ные скорости газового потока; законы сохране- ¦ ¦
¦ ¦ния; параметры торможения; газодинамические ¦ ¦
¦ ¦функции; скачки уплотнения; истечение и дрос- ¦ ¦
¦ ¦селирование газов и паров; сопло и диффузор; ¦ ¦
¦ ¦характеристики струйных течений; процессы сме-¦ ¦
¦ ¦шения; явление эжекции; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦тепломассообмена; передача теплоты теплопро- ¦ ¦
¦ ¦водностью; конвективный теплообмен; законы ¦ ¦
¦ ¦излучения; тепломассообменные аппараты. ¦ ¦
¦ ¦ Гидромеханика. Свойства жидкости и уравнения ¦ ¦
¦ ¦ее движения; гидростатика; кинематика жидкос- ¦ ¦
¦ ¦ти; динамика невязкой жидкости; безвихревые ¦ ¦
¦ ¦движения жидкости; определение гидродинамичес-¦ ¦
¦ ¦ких реакций при движении тела в невязкой ¦ ¦
¦ ¦жидкости; вихревые движения жидкости; динамика¦ ¦
¦ ¦вязкой жидкости; турбулентные течения жидкос- ¦ ¦
¦ ¦ти; внутренняя задача гидромеханики вязкой ¦ ¦
¦ ¦жидкости; теория пограничного слоя; теория ¦ ¦
¦ ¦крыла; теория волн и волновых гидродинамичес- ¦ ¦
¦ ¦ких сил; глиссирование, кавитация и удар о ¦ ¦
¦ ¦поверхность жидкости. ¦ ¦
¦ ¦ Физика твердого деформируемого тела. Модели ¦ ¦
¦ ¦твердого деформируемого тела. Одномерные ¦ ¦
¦ ¦балочные и стержневые модели. Двумерные модели¦ ¦
¦ ¦пластин и оболочек. Внешние воздействия и их ¦ ¦
¦ ¦классификация. Виды предельных напряженно- ¦ ¦
¦ ¦деформированных состояний и методы их иссле- ¦ ¦
¦ ¦дования. Расчет параметров сопротивления инже-¦ ¦
¦ ¦нерных сооружений на внешние воздействия ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦200 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦200 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.0.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1960 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1610 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦230 ¦
¦ ¦ Начертательная геометрия. Введение. Предмет ¦ ¦
¦ ¦начертательной геометрии. Задание точки, пря- ¦ ¦
¦ ¦мой, плоскости и многогранников на комплексном¦ ¦
¦ ¦чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические¦ ¦
¦ ¦задачи. Способы преобразования чертежа. Много-¦ ¦
¦ ¦гранники. Кривые линии. Поверхности. Поверх- ¦ ¦
¦ ¦ности вращения. Линейчатые поверхности. Винто-¦ ¦
¦ ¦вые поверхности. Циклические поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Построение разверток поверхностей. ¦ ¦
¦ ¦Касательные линии и плоскости к поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции. ¦ ¦
¦ ¦ Инженерная графика. Конструкторская докумен- ¦ ¦
¦ ¦тация. Оформление чертежей. Элементы геометрии¦ ¦
¦ ¦деталей. Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. Изображе- ¦ ¦
¦ ¦ния и обозначения элементов деталей. Изобра- ¦ ¦
¦ ¦жение и обозначение резьбы. Рабочие чертежи ¦ ¦
¦ ¦деталей. Выполнение эскизов деталей машин. ¦ ¦
¦ ¦Изображения сборочных единиц. Сборочный чертеж¦ ¦
¦ ¦изделий. ¦ ¦
¦ ¦ Компьютерная графика. Компьютерная графика, ¦ ¦
¦ ¦геометрическое моделирование и решаемые ими ¦ ¦
¦ ¦задачи; графические объекты, примитивы и их ¦ ¦
¦ ¦атрибуты; представление видеоинформации и ее ¦ ¦
¦ ¦машинная генерация; графические языки; мета- ¦ ¦
¦ ¦файлы; архитектура графических терминалов и ¦ ¦
¦ ¦графических рабочих станций; реализация аппа- ¦ ¦
¦ ¦ратно-программных модулей графической системы;¦ ¦
¦ ¦базовая графика; пространственная графика; ¦ ¦
¦ ¦современные стандарты компьютерной графики; ¦ ¦
¦ ¦графические диа

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653600 ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 05.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также