НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 657500 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
257 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
657500 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления
подготовки дипломированного специалиста
"Организационно-технические системы"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
072200 - Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организационно-технические системы" при очной форме обучения - 5,5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Место направления в области науки и техники.
Направление "Организационно-технические системы" - это область науки и техники, которая включает совокупность методов и средств человеческой деятельности, направленной на анализ, проектирование и управление сложными организационно-техническими системами (ОТС), а также создание алгоритмического и программного обеспечения их функционирования.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению "Организационно-технические системы" являются: модели организационно-технических систем, процессов их функционирования и эксплуатации, методы их проектирования, разработки и реализации.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению "Организационно-технические системы" в соответствии с базовой и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторскую;
- научно-исследовательскую;
- организационно-управленческую;
- производственно-технологическую.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
а) проектно-конструкторские:
- разрабатывает, используя средства автоматизации проектирования и передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также применение в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;
- проводит, используя вычислительную технику, технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых объектов, систем, подсистем, составляет инструкции по эксплуатации объектов, систем, подсистем и другую техническую документацию;
- проводит исследования в выбранной научно-технической области с помощью разработанного модельного аппарата;
- согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, экономически обосновывает разрабатываемые проекты;
- обобщает опыт внедрения результатов исследований и разработанных технических решений;
- участвует во внедрении разработанных технических проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
б) научно-исследовательские:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники по вопросам исследований и разработок в области функционирования организационно-технических систем;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
- разрабатывает модели технических объектов и выполняет их программную реализацию;
- проводит исследования в выбранной научно-технической области с помощью разработанного модельного аппарата;
- участвует в проведении научных исследований, испытаниях опытных образцов изделий и обработке и анализе полученных результатов, составляет по ним технические отчеты и оперативные сведения;
- участвует в экспертизе научных работ, в работе семинаров, конференций, научно-технических обществ;
- проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;
- составляет разделы научно-технических отчетов о выполненных работах;
- принимает участие в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия;
в) организационно-управленческие:
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- разрабатывает рабочие планы и программы проведения отдельных этапов работ;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;
- подготавливает исходные данные для составления планов, заявок на материалы;
г) производственно-технологические:
- разрабатывает, применяя средства автоматизации проектирования, и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды работ, обеспечивая производство конкурентоспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на ее изготовление;
- устанавливает порядок выполнения работ и пооперационный маршрут изготовления деталей и сборки изделий;
- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий.
1.4.5. Для решения профессиональных задач инженер должен знать:
- методы создания организационно-технических систем изучаемого типа;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- современное математическое обеспечение вычислительной техники, в том числе языки программирования, системы проведения научно-технических расчетов и формирования выходных материалов;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- порядок пользования реферативными и справочно-информационными изданиями, а также другими источниками научно-технической информации;
- технологию производства соответствующей отрасли экономики;
- назначение, состав, конструкцию, принцип работы, условия технической эксплуатации проектируемых объектов, систем, подсистем;
- оборудование подразделения учреждения (организации), особенности его эксплуатации;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- методы и средства выполнения технических расчетов и вычислительных работ;
- отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний;
- методы анализа технического уровня организационно-технических систем изучаемого типа;
- основные требования организации труда при проектировании организационно-технических систем конкретного типа и технологических процессов их производства;
- основы экономики, организации труда и организации производства;
- порядок и методы проведения патентных исследований, основы изобретательства;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Организационно-технические системы", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Организационно-технические системы"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста
"Организационно-технические системы"
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при письменном¦ ¦
¦ ¦и устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦ Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦ Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы.¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦ Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности.¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, бытия. Понятия¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время.¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм ¦ ¦
¦ ¦и индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2150 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1720 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦640 ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения, ¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры. ¦ ¦
¦ ¦ Геометрия: аналитическая геометрия, многомерная¦ ¦
¦ ¦евклидова геометрия, дифференциальная геометрия ¦ ¦
¦ ¦кривых и поверхностей, элементы топологии. ¦ ¦
¦ ¦ Математический анализ: дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисление, элементы теории функций¦ ¦
¦ ¦и функционального анализа, теория функций ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного, дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, операционное исчисление ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Численные методы исследования операций ¦180 ¦
¦ ¦ Особенности математических вычислений, ¦ ¦
¦ ¦реализуемых на ЭВМ: представление чисел в форме ¦ ¦
¦ ¦с фиксированной и плавающей запятой, диапазон и ¦ ¦
¦ ¦погрешности представления, операции над числами,¦ ¦
¦ ¦свойства арифметических операций; теоретические ¦ ¦
¦ ¦основы численных методов: погрешности ¦ ¦
¦ ¦вычислений; устойчивость и сложность алгоритма ¦ ¦
¦ ¦(по памяти, по времени); численные методы ¦ ¦
¦ ¦линейной алгебры; решение нелинейных уравнений ¦ ¦
¦ ¦и систем; интерполяция функций; численное ¦ ¦
¦ ¦интегрирование и дифференцирование; решение ¦ ¦
¦ ¦обыкновенных дифференциальных уравнений; методы ¦ ¦
¦ ¦приближения функций; преобразование Фурье, ¦ ¦
¦ ¦Лапласа, быстрое преобразование Фурье; ¦ ¦
¦ ¦равномерное приближение функций; приближение ¦ ¦
¦ ¦обобщенными рядами Грама-Шарлье; обзор и анализ ¦ ¦
¦ ¦численных методов, применяемых в пакетах ¦ ¦
¦ ¦программ линейной алгебры на ПЭВМ ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Информатика ¦250 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; компьютер как техническое¦ ¦
¦ ¦средство реализации технологий, структура ¦ ¦
¦ ¦компьютера и программного обеспечения с точки ¦ ¦
¦ ¦зрения конечного пользователя, средства и ¦ ¦
¦ ¦алгоритмы представления, хранения и обработки ¦ ¦
¦ ¦текстовой и числовой информации; операционные ¦ ¦
¦ ¦системы и операционные оболочки; алгоритмизация ¦ ¦
¦ ¦и программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных, программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технология программирования; ¦ ¦
¦ ¦среды конечного пользователя; организация и ¦ ¦
¦ ¦средства человекомашинного интерфейса; понятие ¦ ¦
¦ ¦о сетях ЭВМ, информационных технологиях на ¦ ¦
¦ ¦сетях; основы телекоммуникаций и распределенной ¦ ¦
¦ ¦обработки информации; понятие об экономических ¦ ¦
¦ ¦и правовых аспектах информационных технологий; ¦ ¦
¦ ¦основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики: понятие состояния ¦ ¦
¦ ¦в классической механике, уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, основы релятивистской ¦ ¦
¦ ¦механики, принцип относительности в механике, ¦ ¦
¦ ¦кинематика и динамика твердого тела, жидкостей ¦ ¦
¦ ¦и газов. ¦ ¦
¦ ¦ Электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦форме, материальные уравнения, квазистационарные¦ ¦
¦ ¦токи, принцип относительности в электродинамике.¦ ¦
¦ ¦ Физика колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, нормальные моды, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн, элементы Фурье-оптики. ¦ ¦
¦ ¦ Квантовая физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, принцип суперпозиции, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, операторы физических ¦ ¦
¦ ¦величин, энергетический спектр атомов и молекул,¦ ¦
¦ ¦природа химической связи. ¦ ¦
¦ ¦ Статистическая физика и термодинамика: три ¦ ¦
¦ ¦начала термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, фазовые равновесия и фазовые ¦ ¦
¦ ¦превращения, элементы неравновесной ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, классическая и квантовые ¦ ¦
¦ ¦статистики, кинетические явления, системы ¦ ¦
¦ ¦заряженных частиц, конденсированное состояние; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Теоретическая механика ¦180 ¦
¦ ¦ Статика. ¦ ¦
¦ ¦ Кинематика точки; кинематика твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦сложное движение точки и твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦ Динамика материальной точки; общие теоремы ¦ ¦
¦ ¦динамики, элементы аналитической механики, ¦ ¦
¦ ¦устойчивость равновесия и малые колебания ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек, глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов ¦ ¦
¦ ¦и охраны природы; ¦ ¦
¦ ¦основы экономики природопользования; ¦ ¦
¦ ¦экозащитная техника и технологии; ¦ ¦
¦ ¦основы экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦215 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦215 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1580 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 01.01¦Начертательная геометрия ¦80 ¦
¦ ¦ Основные способы получения обратимых ¦ ¦
¦ ¦изображений (чертеж Монжа и аксонометрический ¦ ¦
¦ ¦чертеж); ¦ ¦
¦ ¦обзор основных геометрических фигур и их ¦ ¦
¦ ¦задание на чертеже; ¦ ¦
¦ ¦задачи на принадлежность; основные способы ¦ ¦
¦ ¦преобразования чертежа; ¦ ¦
¦ ¦теория и алгоритмы решения основных позиционных ¦ ¦
¦ ¦и метрических задач ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 01.02¦Инженерная графика ¦120 ¦
¦ ¦ Изображения (виды, разрезы, сечения, выносные ¦ ¦
¦ ¦элементы); геометрические основы форм деталей; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические чертежи и технические ¦ ¦
¦ ¦рисунки; ¦ ¦
¦ ¦изображение соединений деталей; ¦ ¦
¦ ¦чертежи и эскизы деталей и сборочных единиц; ¦ ¦
¦ ¦нормативно-техническая документация; ¦ ¦
¦ ¦стандартизация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦150 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 02.01¦Прикладная механика ¦150 ¦
¦ ¦ Предмет дисциплины; основы механики и теории ¦ ¦
¦ ¦механизмов; кинематический анализ механизмов; ¦ ¦
¦ ¦основы расчета точности механизмов; допуски; ¦ ¦
¦ ¦виды посадок; основы расчета на прочность; ¦ ¦
¦ ¦механические характеристики конструкционных ¦ ¦
¦ ¦материалов; усталость и предел выносливости ¦ ¦
¦ ¦материалов; виды передаточных механизмов и их ¦ ¦
¦ ¦конструирование; оси; валы; механические ¦ ¦
¦ ¦соединения; направляющие движения; упругие ¦ ¦
¦ ¦элементы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Электротехника и электроника ¦200 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 03.01¦Общая электротехника и электроника ¦200 ¦
¦ ¦ Основы теории цепей постоянного и переменного ¦ ¦
¦ ¦тока, теория магнетизма; трансформаторы, ¦ ¦
¦ ¦электрические машины постоянного и переменного ¦ ¦
¦ ¦тока, источники и преобразователи ¦ ¦
¦ ¦электроэнергии; системы электроснабжения общего ¦ ¦
¦ ¦и специального назначения; радиоматериалы ¦ ¦
¦ ¦и элементы радиоэлектронной аппаратуры; ¦ ¦
¦ ¦радиотехнические цепи и сигналы: методы анализа ¦ ¦
¦ ¦линейных цепей, нелинейные цепи, сигналы и их ¦ ¦
¦ ¦преобразования, техническая электродинамика и ¦ ¦
¦ ¦распространение радиоволн; электронные приборы; ¦ ¦
¦ ¦статистическая радиотехника и радиоавтоматика; ¦ ¦
¦ ¦основы схемотехники и микроЭВМ; управляющие ¦ ¦
¦ ¦сигналы, модуляция сигнала; распространение ¦ ¦
¦ ¦радиоволн; селекция каналов связи; основные ¦ ¦
¦ ¦характеристики антенных систем; детектирование ¦ ¦
¦ ¦колебаний; преобразование частоты сигнала; ¦ ¦
¦ ¦тактико-технические характеристики ¦ ¦
¦ ¦радиолокационных станций; эффективная площадь ¦ ¦
¦ ¦рассеивания объекта; обнаружение сигнала, ¦ ¦
¦ ¦теорема Котельникова; характеры устройств ¦ ¦
¦ ¦обнаружения сигнала; селекция движущихся ¦ ¦
¦ ¦объектов, эффект Доплера; методы измерения ¦ ¦
¦ ¦дальности до объекта, определения его угловых ¦ ¦
¦ ¦координат; системы автосопровождения по ¦ ¦
¦ ¦дальности и угловым координатам ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦80 ¦
¦ ¦ Система предпочтительных чисел; параметрические¦ ¦
¦ ¦ряды; унификация; агрегатирование; ¦ ¦
¦ ¦стандартизация; система нормирования соединений ¦ ¦
¦ ¦изделий техники; основные средства измерений ¦ ¦
¦ ¦параметров изделий техники; методики выполнения ¦ ¦
¦ ¦измерений; методы обработки и анализа ¦ ¦
¦ ¦результатов измерений и оценки их погрешности; ¦ ¦
¦ ¦анализ источников погрешностей измерений, методы¦ ¦
¦ ¦и средства их исключения или уменьшения; ¦ ¦
¦ ¦нормоконтроль и метрологическая экспертиза ¦ ¦
¦ ¦конструкторской документации; основные положения¦ ¦
¦ ¦системы сертификации ГОСТ; схемы сертификации; ¦ ¦
¦ ¦методика сертификации продукции и ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания; основы физиологии ¦ ¦
¦ ¦труда и комфортные условия жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦безопасность и экологичность технических ¦ ¦
¦ ¦систем; опасные, вредные и поражающие факторы, ¦ ¦
¦ ¦их классификация и характеристики; принципы ¦ ¦
¦ ¦классификации и возникновения чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; организация и проведение защитных ¦ ¦
¦ ¦мер при чрезвычайных ситуациях; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическая оценка последствий чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; методы и средства обеспечения ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности; основы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности технологических ¦ ¦
¦ ¦процессов: правовые и социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦аспекты обеспечения безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; основы управления ¦ ¦
¦ ¦обеспечением безопасности жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в данной области ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Исследование операций ¦180 ¦
¦ ¦ Концептуальные и методологические основы ¦ ¦
¦ ¦исследования организационно-технических систем: ¦ ¦
¦ ¦принципы исследования, концептуализация и ¦ ¦
¦ ¦методологизация - две фазы исследования; модели ¦ ¦
¦ ¦и методы решения задач анализа и синтеза ¦ ¦
¦ ¦организационно-технических систем: задачи ¦ ¦
¦ ¦анализа и синтеза организационно-технических ¦ ¦
¦ ¦систем и их модели, методы решения задач; ¦ ¦
¦ ¦концептуальные и методологические основы ¦ ¦
¦ ¦исследования операций функционирования ¦ ¦
¦ ¦организационно-технических систем; модели, ¦ ¦
¦ ¦методы и задачи в исследовании операций ¦ ¦
¦ ¦функционирования организационно-технических ¦ ¦
¦ ¦систем: математического программирования ¦ ¦
¦ ¦(линейного, нелинейного, динамического), теории ¦ ¦
¦ ¦массового обслуживания, теории игр ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Системы искусственного интеллекта ¦100 ¦
¦ ¦ Задачи и методы их решения: поиск в ¦ ¦
¦ ¦пространстве состояний, редукция, дедуктивный ¦ ¦
¦ ¦вывод; продукционные системы: компоненты, ¦ ¦
¦ ¦стратегия решений, организация поиска; метод

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653800 - СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также