НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 657000 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР-МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный
N 277 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
657000 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР-МЕНЕДЖЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Управление качеством"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
340100 - Управление качеством.
1.3. Квалификация выпускника - инженер-менеджер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Управление качеством" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: проектирование и поддержание эффективного функционирования систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций, а также поддержание режима постоянного совершенствования.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускники по направлению подготовки дипломированного специалиста "Управление качеством" могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая,
- организационно-управленческая,
- научно-исследовательская,
- проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Управление качеством" в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
- непрерывное исследование производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь;
- выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества;
- технологические основы формирования качества и производительности труда;
- метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем;
- разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;
- организация информационных технологий в управлении качеством и защита информации;
- осуществление сертификации систем управления качеством;
- проведение метрологической поверки средств измерений технологических процессов производства;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством;
- организация службы управления персоналом;
- содержание управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции;
- инвестиции и методы оценки их экономической эффективности;
- управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;
- организация контроля и проведения испытаний в процессе производства;
- организация мероприятий по улучшению качества продукции и оказания услуг;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов;
- разработка и исследование моделей систем управления качеством;
- анализ состояния и динамика показателей развития систем управления качеством продукции и услуг;
- анализ и разработка новых, более эффективных методов и средств контроля за технологическими процессами;
- разработка и анализ эффективных методов обеспечения качества;
- исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение их эффективного функционирования;
- исследование, анализ и разработка статистических методов контроля качества;
- исследование методов планирования качества;
- исследование и разработка принципов обеспечения и управления качеством продукции и услуг;
г) проектная деятельность:
- разработка современных методов проектирования систем управления качеством, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;
- проектирование и совершенствование коммуникационных процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;
- проектирование процессов с целью разработки стратегии никогда не прекращающегося улучшения качества;
- использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода;
- проектирование моделей систем управления качеством с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер-менеджер:
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
- владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
- способен разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижения трудоемкости, повышение производительности труда;
- может анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества, разрабатывать мероприятия по их предупреждению;
- способен разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции;
- знает методы управления персоналом, умеет организовать работу исполнителей, находить и применять управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- способен к практической деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- знает и умеет использовать методы теории вероятности и математической статистики при анализе технологических процессов;
- знает основные свойства операционных систем и умеет их использовать для выполнения операций с файлами;
- имеет представление об аппаратных средствах персональных ЭВМ, локальных и глобальных вычислительных сетях;
- владеет навыками работы с распространенными программными оболочками и утилитами для персональных ЭВМ, текстовыми редакторами и электронными таблицами;
- знает основные возможности управления базами данных и умеет их использовать в профессиональной деятельности;
- владеет методами оценки и контроля качества в своей деятельности;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер-менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Управление качеством" подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Управление качеством"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера-менеджера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера-менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера-менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера-менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера-менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программе по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Управление качеством"
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦360 ¦
¦ ¦ Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 лексических ¦ ¦
¦ ¦единиц общего и терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦обучающая, официальная и др.). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. Грамматические ¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию общего ¦ ¦
¦ ¦характера без искажения смысла при письменном и ¦ ¦
¦ ¦устном общении, основные грамматические явления,¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Аудирование. Понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение.¦ ¦
¦ ¦Виды текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и низкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. ¦ ¦
¦ ¦ Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальные период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.) Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, культурогенез, динамика ¦ ¦
¦ ¦культуры, язык и символы культуры, культурные ¦ ¦
¦ ¦коды, межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация, социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция; истоки, ¦ ¦
¦ ¦соцкультурные основания, историческая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Современные политологические школы. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество, его происхождение и особенности. ¦ ¦
¦ ¦Особенности становления гражданского общества в ¦ ¦
¦ ¦России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы. Политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦решения. Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Соцкультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые аспекты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзаконные¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные ¦ ¦
¦ ¦права и обязанности супругов, родителей и детей.¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение сознания¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, функции, методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Основные категории педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультации. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды документов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. Виды¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, стратификация ¦ ¦
¦ ¦и социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение, ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс, личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя политика и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1404 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1116 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦576 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика; теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных. Дискретная математика ¦ ¦
¦ ¦и математическая логика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦216 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦216 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития;¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; внутреннее строение и история ¦ ¦
¦ ¦геологического развития земли; современные ¦ ¦
¦ ¦концепции развития геосферных оболочек; ¦ ¦
¦ ¦литосфера как абиотическая основа жизни; ¦ ¦
¦ ¦экологические функции литосферы: ресурсная, ¦ ¦
¦ ¦геодинамическая, геофизико-геохимическая; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка Земли; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Экология ¦108 ¦
¦ ¦ Понятие об экологии. Человечество и биосфера. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие животного и растительного мира с ¦ ¦
¦ ¦неживой природой. Основные компоненты и законы ¦ ¦
¦ ¦существования биосферы. Роль литосферы, ¦ ¦
¦ ¦гидросферы и атмосферы в жизни биосферы. ¦ ¦
¦ ¦Круговорот основных элементов в замкнутых ¦ ¦
¦ ¦циклах в биосфере. Влияние хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности на биосферу. Определение понятия ¦ ¦
¦ ¦техносферы. Промышленность, транспорт и ¦ ¦
¦ ¦энергетика как основные источники загрязнения ¦ ¦
¦ ¦воздушного бассейна. Гидросфера. Характеристика ¦ ¦
¦ ¦состояния мирового океана и внутренних водоемов.¦ ¦
¦ ¦Техносфера и здоровье населения. Экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы охраны природы и рациональное ¦ ¦
¦ ¦использование ее ресурсов. Основы ¦ ¦
¦ ¦природопользования. Проблемы использования и ¦ ¦
¦ ¦воспроизводство природных ресурсов, их связь с ¦ ¦
¦ ¦размещением производства. Эколого-экономическая ¦ ¦
¦ ¦сбалансированность региона как государственная ¦ ¦
¦ ¦задача. Малоотходные и безотходные технологии ¦ ¦
¦ ¦производства. Управление качеством окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды, ИСО 14000 ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦144 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦144 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2844 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2268 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦144 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 01.01¦Инженерная графика ¦ ¦
¦ ¦ Конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; элементы геометрии деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображения, надписи, обозначения; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические проекции деталей; изображение ¦ ¦
¦ ¦и обозначение резьбы; рабочие чертежи деталей; ¦ ¦
¦ ¦выполнение эскизов деталей машин; изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц; сборочный чертеж изделий ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦108 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 02.01¦Теоретическая механика ¦ ¦
¦ ¦ Кинематика. Предмет кинематики. Векторный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Естественный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦абсолютно твердом теле. Вращение твердого тела ¦ ¦
¦ ¦вокруг неподвижной оси. Плоское движение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела и движение плоской фигуры в ее ¦ ¦
¦ ¦плоскости. Движение твердого тела вокруг ¦ ¦
¦ ¦неподвижной точки или сферическое движение. ¦ ¦
¦ ¦Общий случай движения свободного твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦Абсолютное и относительное движение точки. ¦ ¦
¦ ¦Сложное движение твердого тела. Динамика и ¦ ¦
¦ ¦элементы статики. Предмет динамики и статики. ¦ ¦
¦ ¦Законы механики Галилея - Ньютона. Задачи ¦ ¦
¦ ¦динамики. Свободные прямолинейные колебания ¦ ¦
¦ ¦материальной точки. Относительное движение ¦ ¦
¦ ¦материальной точки. Механическая система. Масса ¦ ¦
¦ ¦системы. Дифференциальные уравнения движения ¦ ¦
¦ ¦механической системы. Количество движения ¦ ¦
¦ ¦материальной точки и механической системы. ¦ ¦
¦ ¦Момент количества движения материальной точки ¦ ¦
¦ ¦относительно центра и оси. Кинетическая энергия ¦ ¦
¦ ¦материальной точки и механической системы. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о силовом поле. Система сил. ¦ ¦
¦ ¦Аналитические условия равновесия произвольной ¦ ¦
¦ ¦системы сил. Центр тяжести твердого тела и его ¦ ¦
¦ ¦координаты. Принцип Даламбера для материальной ¦ ¦
¦ ¦точки. Дифференциальные уравнения ¦ ¦
¦ ¦поступательного движения твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦Определение динамических реакций подшипников ¦ ¦
¦ ¦при вращении твердого тела вокруг неподвижной ¦ ¦
¦ ¦оси. Движение твердого тела вокруг неподвижной ¦ ¦
¦ ¦точки. Элементарная теория гироскопа. Связи и ¦ ¦
¦ ¦их уравнения. Принцип возможных перемещений. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные координаты системы. Дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения механической системы в ¦ ¦
¦ ¦обобщенных координатах или уравнения Лагранжа ¦ ¦
¦ ¦второго рода. Принцип Гамильтона - ¦ ¦
¦ ¦Остроградского. Понятие об устойчивости ¦ ¦
¦ ¦равновесия. Малые свободные колебания ¦ ¦
¦ ¦механической системы с двумя (или n) степенями ¦ ¦
¦ ¦свободы и их свойства, собственные частоты и ¦ ¦
¦ ¦коэффициенты формы. Явление удара. Теорема об ¦ ¦
¦ ¦изменении кинетического момента механической ¦ ¦
¦ ¦системы при ударе ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦144 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 03.01¦Материаловедение ¦ ¦
¦ ¦ Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металле, формирование структуры металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов при кристаллизации, пластическая ¦ ¦
¦ ¦деформация, влияние нагрева на структуру и ¦ ¦
¦ ¦свойства деформированного металла, механические ¦ ¦
¦ ¦свойства металлов и сплавов. Конструкционные ¦ ¦
¦ ¦металлы и сплавы. Теория и технология ¦ ¦
¦ ¦термической обработки стали. Химико-термическая ¦ ¦
¦ ¦обработка. Жаропрочные, износостойкие, ¦ ¦
¦ ¦инструментальные и штамповочные сплавы. ¦ ¦
¦ ¦Электротехнические материалы, резина, пластмассы¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦144 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 04.01¦Общая электротехника и электроника ¦ ¦
¦ ¦ Введение. Электрические и магнитные цепи. ¦ ¦
¦ ¦Основные определения, топологические параметры ¦ ¦
¦ ¦и методы расчета электрических цепей. Анализ и ¦ ¦
¦ ¦расчет линейных цепей переменного тока. Анализ ¦ ¦
¦ ¦и расчет электрических цепей с нелинейными ¦ ¦
¦ ¦элементами. Анализ и расчет магнитных цепей. ¦ ¦
¦ ¦Электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины. Электромагнитные устройства. ¦ ¦
¦ ¦Трансформаторы. Машины постоянного тока. ¦ ¦
¦ ¦Асинхронные машины. Синхронные машины. Основы ¦ ¦
¦ ¦электроники. Электрические измерения. Элементная¦ ¦
¦ ¦база современных электронных устройств. ¦ ¦
¦ ¦Источники вторичного электропитания. Усилители ¦ ¦
¦ ¦электрических сигналов. Импульсные и ¦ ¦
¦ ¦автогенераторные устройства. Основы цифровой ¦ ¦
¦ ¦электроники. Микропроцессорные средства. ¦ ¦
¦ ¦Электрические измерения и приборы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦180 ¦
¦ ¦ Теоретические основы метрологии; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, связанные с объектами измерения: ¦ ¦
¦ ¦свойство, величина, количественные и ¦ ¦
¦ ¦качественные проявления свойств объектов ¦ ¦
¦ ¦материального мира; основные понятия, связанные ¦ ¦
¦ ¦со средствами измерений (СИ); закономерности ¦ ¦
¦ ¦формирования результата измерения, понятие ¦ ¦
¦ ¦погрешности, источники погрешностей; понятие ¦ ¦
¦ ¦многократного измерения; алгоритмы обработки ¦ ¦
¦ ¦многократных измерений; понятие метрологического¦ ¦
¦ ¦обеспечения; организационные, научные и ¦ ¦
¦ ¦методические основы метрологического ¦ ¦
¦ ¦обеспечения; правовые основы обеспечения ¦ ¦
¦ ¦единства измерений; основные положения Закона ¦ ¦
¦ ¦РФ об обеспечении единства измерений; структура ¦ ¦
¦ ¦и функции метрологической службы предприятия, ¦ ¦
¦ ¦организации, учреждения, являющихся юридическими¦ ¦
¦ ¦лицами; исторические основы развития ¦ ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации; сертификация, ¦ ¦
¦ ¦ее роль в повышении качества продукции и ¦ ¦
¦ ¦развитие на международном, региональном и ¦ ¦
¦ ¦национальном уровнях; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; международные организации по ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; основные положения ¦ ¦
¦ ¦государственной системы стандартизации ГСС; ¦ ¦
¦ ¦научная база стандартизации; определение ¦ ¦
¦ ¦оптимального уровня унификации и стандартизации;¦ ¦
¦ ¦государственный контроль и надзор за соблюдением¦ ¦
¦ ¦требований государственных стандартов; основные ¦ ¦
¦ ¦цели и объекты сертификации; термины и ¦ ¦
¦ ¦определения в области сертификации; качество ¦ ¦
¦ ¦продукции и защита потребителя; схемы и системы ¦ ¦
¦ ¦сертификации; правила и порядок проведения ¦ ¦
¦ ¦сертификации; органы по сертификации и ¦ ¦
¦ ¦испытательные лаборатории; аккредитация органов ¦ ¦
¦ ¦по сертификации и испытательных (измерительных) ¦ ¦
¦ ¦лабораторий; сертификация услуг; сертификация ¦ ¦
¦ ¦систем качества. Общие сведения о квалиметрии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦108 ¦
¦ ¦ Физиология труда и рациональные условия ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; особенности психологического ¦ ¦
¦ ¦состояния человека в чрезвычайных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦анатомо-физиологическое воздействие на человека ¦ ¦
¦ ¦опасных и вредных факторов, среды обитания, ¦ ¦
¦ ¦поражающих факторов; характеристики ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций, принципы организации мер ¦ ¦
¦ ¦по их ликвидации; методы и средства повышения ¦ ¦
¦ ¦безопасности и экологичности технических систем ¦ ¦
¦ ¦и технологических процессов, правовые, ¦ ¦
¦ ¦нормативно-технические и организационные основы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Технология и организация производства продукции ¦108 ¦
¦ ¦и услуг ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы производства изделий, ¦ ¦
¦ ¦технические процессы изготовления деталей, ¦ ¦
¦ ¦сборки, испытаний и регулирования; ¦ ¦
¦ ¦технологическая оснастка; технологичность ¦ ¦
¦ ¦конструкций; технологические основы формирования¦ ¦
¦ ¦качества и производительности труда; ¦ ¦
¦ ¦экономическая эффективность техпроцессов. ¦ ¦
¦ ¦Цикл "исследование производства", роль науки в ¦ ¦
¦ ¦техническом процессе и совершенствовании ¦ ¦
¦ ¦производства; комплекс задач и работ по созданию¦ ¦
¦ ¦новой техники; основы организации ¦ ¦
¦ ¦рационализации, изобретательства и патентного ¦ ¦
¦ ¦дела; организация НИР и ОКР, конструкторская ¦ ¦
¦ ¦подготовка производства; организация ¦ ¦
¦ ¦технологической подготовки; организация ¦ ¦
¦ ¦подготовки производства и процесс перехода на ¦ ¦
¦ ¦выпуск новой продукции; планирование процессов ¦ ¦
¦ ¦создания и освоения новых изделий; организация ¦ ¦
¦ ¦основного производства; организация технического¦ ¦
¦ ¦обслуживания; научная организация труда; ¦ ¦
¦ ¦организация технического нормирования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦Основы обеспечения качества ¦144 ¦
¦ ¦ Семейство международных стандартов ИСО 9000. ¦ ¦
¦ ¦Их роль в обеспечении качества, тенденция их ¦ ¦
¦ ¦совершенствования. Филосо

НАПРАВЛЕНИЕ 560900 - ЛЕСНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЛЕСНОГО ДЕЛА (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также