НАПРАВЛЕНИЕ 560900 - ЛЕСНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЛЕСНОГО ДЕЛА (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
251 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 560900 - ЛЕСНОЕ ДЕЛО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЛЕСНОГО ДЕЛА
1. Общая характеристика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр лесного дела.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 560900 - Лесное дело при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по данному направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются леса, технологические процессы по воспроизводству, улучшению породного состава, качества лесных насаждений и повышению их продуктивности; сбережение, охрана, защита и рациональное использование земель лесного фонда.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Выпускники по направлению 560900 - Лесное дело могут также быть подготовлены к следующим видам профессиональной деятельности:
- проектной;
- организационно-управленческой.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разработанной вузом.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр техники и технологии по направлению 550900 - Лесное дело может быть подготовлен к решению следующих задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- исследование процессов рационального воспроизводства лесных ресурсов и устойчивого управления лесами, лесными экосистемами и ландшафтами;
- исследование процессов лесовыращивания с целью их совершенствования;
- исследование лесонасаждений и их компонентов с целью улучшения их качества, рационализации методов лесозащиты;
- исследование методов учета и оценки лесонасаждений и лесоматериалов с целью совершенствования методов учета, разработки современной нормативной базы;
- исследование современных методов садово-паркового и ландшафтного строительства с целью совершенствования его в соответствии с современными подходами к целям такого строительства, разработки необходимой нормативной базы;
б) проектная деятельность:
- разработка рациональных технологий процессов лесовозобновления, посева, посадки и ухода за лесными культурами, защиты и охраны леса, выполнения лесохозяйственных мероприятий;
- разработка лесоводственно рациональных и средозащитных технологий лесоразработок;
- разработка проектов организации и проведения регионального экологического мониторинга лесов;
- разработка проектов лесомелиоративных систем;
в) организационно-управленческая деятельность:
- организация и проведение всестороннего анализа состояния лесохозяйственного производства на предприятиях различных форм собственности и ведомственной принадлежности;
- организация и проведение экспертизы выполненных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области лесного хозяйства, лесоустройства, лесной экологии и лесного мониторинга, лесных культур и защитного лесоразведения и других лесохозяйственных, лесохозяйственной части проектов лесных предприятий различных форм собственности;
- оказание консультативных услуг в области рационального, неистощительного, устойчивого ведения лесного хозяйства и воспроизводства лесных ресурсов.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
03.00.05 Ботаника
03.00.09 Энтомология
03.00.16 Экология
06.01.11 Защита растений
06.03.01 Лесные культуры, селекция и семеноводство
06.03.02 Лесоустройство и лесная таксация
06.03.03 Лесоведение, лесоводство, лесные пожары и борьба с ними.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле) направления подготовки:
560901 - Лесные культуры, селекция и семеноводство
Программа подготовки предусматривает изучение теоретических проблемных вопросов сохранения и рекомбинации генетической информации при половом размножении, генетики количественных признаков и индивидуального развития, генетических основ эволюции популяций, методов селекции, размножения и апробации селекционного материала, теоретических вопросов лесосеменного дела, биоэкологических основ и новых технологий выращивания посадочного материала, теории и новейших достижений практики России и в зарубежных странах по искусственному лесоразведению.
Предметная область: лесные культуры, лесные питомники, методы аналитической и синтетической селекции на основе генетики популяций и особей.
Объекты исследования:
- теория лесосеменного дела;
- технологии выращивания посадочного материала;
- искусственное лесоразведение;
- наследственность и изменчивость в популяциях древесно-кустарниковых видов;
- генетические основы эволюции популяций;
- селекция древесно-кустарниковых видов с целью повышения и устойчивости и продуктивности.
560902 - Лесоустройство, лесная таксация, управление лесами и природопользование
Программа подготовки предусматривает изучение закономерностей строения древостоев и их моделирование, способов инвентаризации лесов на основе дистанционных методов, оптимизационных расчетов объемов лесопользования, разработки систем ведения лесного хозяйства на ландшафтной основе и лесоуправления, организации региональных геоинформационных систем "Лесные ресурсы", методов расчета объемов лесопользования, многовариантного лесоустроительного проектирования, оптимизации расчетов, проблем управления лесами, экономических и правовых аспектов лесной политики, пользование базами данных о лесах.
Предметная область: методы оценки, учета, обследования и измерений характеристик деревьев, древостоев, насаждений и их совокупностей, лесного фонда и ландшафтов, учет и инвентаризация растительных (лесных) ресурсов, рациональное использование природных ресурсов, многоцелевое пользование лесами, устойчивое управление лесами, организация лесного хозяйства и лесоуправление.
Объекты исследований:
- теория и методы лесоустройства и инвентаризации лесов;
- оптимизация воспроизводства лесных ресурсов;
- системы ведения лесного хозяйства на ландшафтной основе;
- организация и использование региональных геоинформационных систем;
- организация и ведение мониторинга лесов;
- закономерности строения древостоев;
- методы учета и инвентаризации лесного фонда;
- дистанционные методы инвентаризации лесов;
- приборы и инструменты лесотаксационных измерений.
560903 - Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
Программа подготовки предусматривает изучение проблемных вопросов лесоведения и лесоводства, включая строение лесных биогеоценозов, факторы лесообразования, средообразующую роль леса, закономерности динамики, роста и формирования древостоев, особенности естественного лесовозобновления, смену породы, моделирование лесных экосистем, теории рубок леса, новых технологий и экологических последствий рубок, новейших достижений в области естественного возобновления леса и охраны леса от пожаров, изучение теоретических вопросов зоологии (систематика, биология и экология позвоночных животных лесных сообществ), овладение теорией охотоведения, практическими навыками полевых исследований.
Предметная область: лесоведение и лесоводство на биогеоценологической основе.
Объекты исследований:
- средообразующая роль леса;
- закономерности роста и формирования древостоев;
- теория рубок леса, естественного возобновления и охрана лесов от пожаров;
- систематика, биология позвоночных животных лесных сообществ;
- охотоведение.
560904 - Садово-парковое и ландшафтное строительство
Программа подготовки предусматривает изучение теоретических проблемных вопросов озеленения и благоустройства городов и поселков, индустриальные методы эколого-ландшафтной организации садов, парков и жилых территорий, реконструкции и реставрации исторических объектов ландшафтной архитектуры, биоэкологическое проектирование зеленых насаждений и методы эффективного их устройства и содержания, теоретических вопросов ландшафтно-архитектурной организации пригородных территорий, эколого-ландшафтной планировки и строительства зон отдыха и туризма, национальных парков, преобразованию и рекультивации бывших военных полигонов, реконструкции и реставрации загородных дворцов, биоэкологическое проектирование и ландшафтно-эстетической организации озелененных территорий производственных зон, лесопарковых поясов, участков индивидуального строительства.
Предметная область: проблематика озеленения и благоустройства городов и поселков, ландшафтно-архитектурная организация городских и пригородных территорий, зон отдыха и труда, национальных парков.
Объекты исследований:
- эколого-ландшафтная организация садов, парков и жилых территорий;
- реконструкция и реставрация исторических объектов ландшафтной архитектуры;
- ландшафтная организация территорий;
- эстетическое обоснование принципов озеленения;
- эколого-ландшафтное планирование;
- биоэкологическое проектирование зеленых насаждений.
560905 - Лесная энтомология, фитопатология и защита растений
Программа подготовки предусматривает изучение теоретических вопросов энтомологии - общей энтомологии, систематики, физиологии и экологии насекомых, лесной фитопатологии (систематика, биология и экология, и теория прогнозирования размножения животных и грибов в лесных сообществах), овладение практическими навыками полевых исследований и методикой постановки лабораторных экспериментов (идентификация повреждений, работа с лабораторными штаммами грибов, определение эффекта воздействия различных веществ и т.д.). Овладение практическими навыками полевых исследований, методикой постановки лабораторных экспериментов и современными методами лесозащиты.
Предметная область: теоретические вопросы лесной энтомологии и лесозащита, теоретические и прикладные проблемы лесной фитопатологии и защиты растений.
Объекты исследований:
- теория и методика постановки лабораторных экспериментов;
- современные методы лесозащиты;
- энтомологический мониторинг;
- систематика, биология патогенных микроорганизмов и грибов в лесных сообществах;
- вопросы микологии;
- методы борьбы с болезнями и вредителями леса;
- систематика и биология насекомых.
560906 - Лесная ботаника
Программа подготовки предусматривает изучение теоретических и проблемных вопросов современной ботаники, в том числе систематики растений, динамики видового разнообразия фитоценозов, фенетики популяций растений, а также овладение современными методами геоботанических исследований, приобретение навыков определения видовой принадлежности растений.
Предметная область: современная проблематика ботаники, в основном дендрологии, биоразнообразия.
Объекты исследований:
- систематика растений и фитопатология;
- фенетика растительных популяций;
- геоботаника и методы учета биологического разнообразия.
560907 - Лесная экология и охрана природы
Программа подготовки предусматривает изучение проблемных вопросов по всем разделам лесной экологии как фундаментальной науки, а также углубленное изучение таких специальных дисциплин как системные исследования, моделирование и прогнозирование экологических процессов, биоиндикация, охрана окружающей среды, экологический мониторинг лесных экосистем и биотехнология.
Предметная область: процессы и объекты, определяющие закономерности функционирование, динамику и устойчивость лесных экосистем, охрана природы в отраслях лесного комплекса, экологические и природоохранные функции лесов в биосфере, биотехнология.
Объекты исследований:
- круговороты веществ, рост и продуктивность лесов в условиях действия комплекса экономических факторов;
- воздействие отраслей лесного комплекса на лесные экосистемы и природные комплексы в целом;
- биоиндикация антропогенных воздействий на лесные экосистемы;
- структура, динамика и функционирование лесных экосистем;
- принципы и методы организации безотходных производств и биотехнологии в лесном комплексе.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 560900 - Лесное дело, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 560900 - Лесное дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
цикл ЕН - общих математических и естественнонаучных дисциплин;
цикл ОПД - общепрофессиональных дисциплин направления;
цикл ФТД - факультативных дисциплин;
цикл СД - специальных дисциплин;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплин направления специализированной магистерской подготовки;
цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 550900 - Лесное дело
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки бакалавра¦ ¦
¦ ¦по направлению 550900 - Лесное дело ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Теоретическое обучение ¦7020 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки о лесе ¦100 ¦
¦ ¦ Основные концепции современного естествознания. ¦ ¦
¦ ¦Системности и уровня организации материи, ¦ ¦
¦ ¦относительность пространства - времени, ¦ ¦
¦ ¦неопределенность в квантовой механике детерминизма¦ ¦
¦ ¦и статистических законов, термодинамической ¦ ¦
¦ ¦необратимости, эволюции космологической и ¦ ¦
¦ ¦биологической биосферы. ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы формализации науки. Принципы ¦ ¦
¦ ¦невозможности и лженаука. Современные тенденции в ¦ ¦
¦ ¦развитии науки ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦100 ¦
¦ ¦ Определение и методология науки. Определение ¦ ¦
¦ ¦науки как формы общественного сознания; ¦ ¦
¦ ¦периодизация развития науки: античность и ¦ ¦
¦ ¦средневековье, возрождение и ньютоновский период, ¦ ¦
¦ ¦современность. Структура естественнонаучных ¦ ¦
¦ ¦революций. ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматика научных методологий. Классификация ¦ ¦
¦ ¦исследований, организация научно-исследовательских¦ ¦
¦ ¦работ (НИР). Поиск, накопление и обработка ¦ ¦
¦ ¦информации, особенности НИР и качества необходимые¦ ¦
¦ ¦исследователю. ¦ ¦
¦ ¦ Этика и эстетика исследований. Правила и ¦ ¦
¦ ¦эвристика. Этапы НИР ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании в ¦200 ¦
¦ ¦лесном комплексе ¦ ¦
¦ ¦ Роль компьютерных технологий в науке и ¦ ¦
¦ ¦образовании; информация как стратегический ресурс;¦ ¦
¦ ¦современные средства обработки информации; ¦ ¦
¦ ¦электронные таблицы, базы данных; глобальные ¦ ¦
¦ ¦информационные системы и технологии и тенденции их¦ ¦
¦ ¦развития; экспертные системы и их роль в ¦ ¦
¦ ¦технических и биологических науках; теле- и ¦ ¦
¦ ¦видеоконференции; Интернет; системы ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного проектирования; системы ввода ¦ ¦
¦ ¦и вывода информации; компьютерные системы хранения¦ ¦
¦ ¦и записи информации; обучающие программы; ¦ ¦
¦ ¦компьютерные мультимедиа-энциклопедии и справочные¦ ¦
¦ ¦издания; тестовые программы; информационные потоки¦ ¦
¦ ¦лесном комплексе ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Современные проблемы биологии ¦200 ¦
¦ ¦ Основные проблемы в биологии: традиционные ¦ ¦
¦ ¦(натуралистические), физико-биологические, ¦ ¦
¦ ¦эволюционные, системные. Особенности живой ¦ ¦
¦ ¦материи. ¦ ¦
¦ ¦ Пути создания теоретической биологии. Перспективы¦ ¦
¦ ¦математизации и физиколизации биологии. Структура ¦ ¦
¦ ¦биологического знания. Таксономическая ¦ ¦
¦ ¦неопределенность. Время в биологии, филогенез и ¦ ¦
¦ ¦онтогенез. Биогеография и понятие биологического ¦ ¦
¦ ¦пространства. Экоморфология. Прикладные вопросы ¦ ¦
¦ ¦теоретической биологии ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦История лесного дела ¦100 ¦
¦ ¦ Интерес к лесному делу у древних народов. ¦ ¦
¦ ¦Петровские реформы. Указ Петра I о сохранении ¦ ¦
¦ ¦лесов и выращивании корабельных лесов. Организация¦ ¦
¦ ¦подготовки специалистов лесного дела. Учреждение ¦ ¦
¦ ¦Санкт-Петербургского лесного института в России, ¦ ¦
¦ ¦во Франции - Нанси, в Германии - Таранд. ¦ ¦
¦ ¦ Становление науки о лесе. Работы Ф.К. Арнольда, ¦ ¦
¦ ¦М.К. Турского. Создание лесного департамента. ¦ ¦
¦ ¦Лесоохранительный закон 1888 года. Достижение ¦ ¦
¦ ¦дореволюционного лесного хозяйства России в ¦ ¦
¦ ¦области лесоустройства, степного лесоразведения. ¦ ¦
¦ ¦ Советское лесное хозяйство. Национализация лесов.¦ ¦
¦ ¦Создание "Главлесохраны" в 1936 году. Разработка ¦ ¦
¦ ¦учения о лесе и лесной типологии. Работы ¦ ¦
¦ ¦Г.Ф. Мороза, М.Е. Ткаченко, В.Н. Сукачева. ¦ ¦
¦ ¦Организация Министерства лесного хозяйства (1947).¦ ¦
¦ ¦Развитие полезащитного лесоразведения. Достижение ¦ ¦
¦ ¦в лесном хозяйстве России и зарубежных странах ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.06 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦234 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.07 ¦Дисциплины по выбору студента ¦200 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦ ¦определяется требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки магистра¦3888 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦10908¦
L-------+--------------------------------------------------+------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 560900 - Лесное дело
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы - 72 недели,
экзаменационные сессии - не менее 2 недель,
практики: - 9 недель,
научно-исследовательская - 5 недель,
научно-педагогическая - 4 недели,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель,
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 560900 - Лесное дело
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Научно-исследовательская работа студента в семестре реализуется за счет часов, предусмотренных на самостоятельную работу по выполнению НИР (в среднем не менее 70% от общего объема НИР в семестре за весь период теоретического обучения) и в процессе выполнения различных видов учебных занятий в вузе (не более 30%) под руководством преподавателя. Для выполнения НИР студенту должны быть предоставлены необходимые условия (материально-техническое обеспечение, консультации преподавателей и пр.).
Содержание научно-исследовательской части образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим стандартом.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, а для отдельных дисциплин в цикле - в пределах 10%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и иметь соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень или большой опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Не менее 70% преподавателей должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук и звание профессора или доцента.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором и доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами.
Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет. Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не более, чем пятью студентами магистрантами.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ.
Научные руководители должны читать основные или специальные курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных пособий по данной магистерской программе.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью, по проблемам и дисциплинам отнесенным к конкретной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 1,0 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам, базам данных, сетям Интернета, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
По каждой из реализуемых магистерских программ высшее учебное заведение должно обеспечить доступ магистрам к современным лабораторно-практическим и информационным базам по изучаемым проблемам, в том числе библиотечным фондам с необходимой научной литературой, профессиональным и реферативным журналам и различным сетевым источникам информации.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Лесоведение"
"Лесной журнал"
"Лесное хозяйство"
"Физиология растений"
"Почвоведение"
"Ботанический журнал"
"Экология".
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.2.5. Требования к организации практик.
Организация научно-исследовательской практики студентов должна обеспечивать приобретение ими практического опыта проведения научно-исследовательских работ в области лесного хозяйства, садово-паркового и ландшафтного строительства с учетом требований, обусловленных специализированной подготовкой магистра, изложенных в п. 7.1.2 настоящего стандарта.
Высшее учебное заведение, реализующее образовательную программу магистра, должно располагать условиями для прохождения студентами научно-исследовательской и научно-педагогической практики в соответствии со сроками ее проведения и графиком учебного процесса.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Научно-исследовательская практика должна предусматривать получение студентом навыков самостоятельного проведения экспериментальных исследований с участием в выполнении конкретных научных разработок.
Цель научно-исследовательской практики - подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: предприятия лесного хозяйства, сады, парки и другие ландшафтные комплексы, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов и проведение исследований, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Научно-педагогическая практика должна дать студенту знания преподавательской и воспитательной работы со студентами путем самостоятельного проведения лабораторных занятий, практикумов, семинаров, курсового проектирования, чтения пробных лекций по предложенной тематике.
Цель научно-педагогической практики: подготовить магистров к преподавательской деятельности.
Организация научно-педагогической практики должна обеспечивать возможность выполнения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".
Место проведения практики: кафедры высшего учебного заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 560900 - Лесное дело
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра.
Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 560900 - Лесное дело.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- решать задачи профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, указанными в п. 1.3 настоящего стандарта.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО по образованию в области лесного дела может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по направлениям, указанным в п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
По желанию студента вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным направлениям, указанным в п. 1.4 настоящего стандарта. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по научным направлениям: 03.00.05 Ботаника, 03.00.09 Энтомология, 06.00.16 Защита растений, 06.01.01 Лесные культуры, селекция и семеноводство, 06.03.02 Лесоустройство и лесная таксация, 06.03.03 Лесоведение, лесоводство, лесные пожары и борьба с ними.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО по образованию в области лесного дела, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа магистра - магистерская диссертация представляется в виде рукописи с необходимым иллюстративным материалом (схемы, графики). Объем и состав магистерской диссертации определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 560900 - Лесное дело и методических рекомендаций УМО по образованию в области лесного дела.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, составляет не менее 20 недель.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 560900 - Лесное дело определяется вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области лесного дела, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 560900 - Лесное дело.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных направлений: 03.00.05 Ботаника, 03.00.09 Энтомология, 06.00.16 Защита растений, 06.01.01 Лесные культуры, селекция и семеноводство, 06.03.02 Лесоустройство и лесная таксация, 06.03.03 Лесоведение, лесоводство, лесные пожары и борьба с ними.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела 15 декабря 1999 года, протокол N 14.

НАПРАВЛЕНИЕ 560900 - ЛЕСНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ЛЕСНОГО ДЕЛА (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также