НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
288 пед/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 540600 - ПЕДАГОГИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ
1. Общая характеристика направления 540600 - Педагогика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр педагогики (с указанием программы специализированной подготовки).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540600 - Педагогика при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать результаты процесса обучения в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности. Деятельность выпускника направлена на психологическое обеспечение образовательных систем посредством оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускники по направлению 540600 - Педагогика подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:
- научно-исследовательской;
- преподавательской;
- коррекционно-развивающей;
- консультационной;
- культурно-просветительской;
- организационно-воспитательной;
- социально-педагогической.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
13.00.00 - Педагогические науки,
19.00.00 - Психологические науки.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) <*>:
--------------------------------
<*> Список (перечень) аннотированных магистерских программ является открытым и может быть дополнен в установленном порядке.
Дошкольное образование.
Программа направлена на расширение и углубление знаний психолого-педагогических теорий и систем, повышение уровня компетентности специалиста в области содержания и технологии дошкольного образования.
Начальное образование.
Программа направлена на расширение и углубление знаний и повышение общепрофессиональной и специальной компетентности в области начального образования.
Социальная педагогика.
Программа предусматривает углубленную подготовку в области социальной педагогики: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществить социально-педагогическое проектирование. Ориентирована на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области социально-педагогической науки и практики, преподавателей социально-педагогических дисциплин в профессиональных учебных заведениях.
Высшее образование.
Программа направлена на подготовку специалистов, готовых к исследованию психолого-педагогических проблем системы высшего образования, к педагогической и научной деятельности в высших учебных заведениях.
Педагогическая психология.
Программа предусматривает углубленную подготовку в области педагогической психологии: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществить психолого-педагогическое проектирование. Ориентирована на подготовку специалистов способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Психология развития.
Программа предполагает углубленную подготовку в области психологии развития: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществлять проектирование сопровождения развития человека. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Социальная психология в образовании.
Программа направлена на углубленную подготовку в области социальной психологии: расширение теоретических знаний, формирование умения планировать и проводить исследование, осуществлять социально-психологическое проектирование основных форм межличностного, внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях разного типа.
Организационная психология в образовании.
Программа направлена на угл<...>дование, осуществлять организационную диагностику и психологическое проектирование организационного развития. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях разного типа.
Психологическое консультирование в образовании.
Программа предполагает углубленную подготовку в области психологического консультирования: расширение теоретических и методологических знаний, формирование умений и навыков индивидуального и группового консультирования. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую деятельность и оказывать психологическую помощь в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании.
Программа предусматривает углубленную подготовку в области дифференциальной психологии и психодиагностики: расширение теоретических знаний, формирование умений проводить психологические исследования и психодиагностические обследования, разрабатывать и адаптировать психодиагностические средства. Направлена на подготовку специалистов, способных работать в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Психология речи и психолингвистика.
Программа предусматривает углубленную подготовку специалистов, работающих на стыке психологии и лингвистики, в области психологии речи и лингвистики текста: расширение теоретических знаний междисциплинарного характера, формирование умений проводить психологические исследования и психодиагностические обследования с помощью методов гуманистической психологии, использующей вербальный и символический материалы, а также создавать психодиагностические методы на основе психолингвистического анализа текстов. Программа ориентирована на подготовку специалистов в области разработки и использования новейших методов психолингвистики.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 540600 - Педагогика, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 540600 - Педагогика
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик, программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 540600 - Педагогика
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования подготовки¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 540600 - Педагогика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T------------------------------------------------T------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.01¦Современные проблемы науки ¦400 ¦
¦ ¦ Современные представления о предмете и ¦ ¦
¦ ¦структуре психолого-педагогических наук. ¦ ¦
¦ ¦Обоснование категориально-понятийного аппарата. ¦ ¦
¦ ¦Проблема согласования и выбора психолого- ¦ ¦
¦ ¦педагогических теорий, концепций, идей. Критерии¦ ¦
¦ ¦достоверности научного знания. Проблема ¦ ¦
¦ ¦построения эксперимента. Эвристическая ценность ¦ ¦
¦ ¦эксперимента в психологии и педагогике. Проблема¦ ¦
¦ ¦методов получения нового знания. Актуальность ¦ ¦
¦ ¦научной проблемы становления человека как ¦ ¦
¦ ¦субъекта образования. Проблема интеграции ¦ ¦
¦ ¦междисциплинарных знаний. Исследование ¦ ¦
¦ ¦современных междисциплинарных проблем педагогики¦ ¦
¦ ¦и психологии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.02¦Педагогика и психология высшей школы ¦100 ¦
¦ ¦ Роль педагогики и психологии в непрерывном ¦ ¦
¦ ¦педагогическом образовании. Задачи педагогики и ¦ ¦
¦ ¦психологии высшей школы. Содержание высшего ¦ ¦
¦ ¦педагогического образования. Образовательный ¦ ¦
¦ ¦стандарт высшей школы. Учебная программа, ¦ ¦
¦ ¦учебный план. Образовательный процесс в высшей ¦ ¦
¦ ¦школе. Методы и формы обучения студентов. ¦ ¦
¦ ¦Педагог как организатор образовательного ¦ ¦
¦ ¦процесса. Студент как субъект учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности и самообразования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.03¦Информационные технологии в науке и образовании ¦100 ¦
¦ ¦ Наука и познание, основные методологические ¦ ¦
¦ ¦принципы. Общая и частная картины мира в ¦ ¦
¦ ¦информационной парадигме. Информационная и ¦ ¦
¦ ¦информационно-педагогическая картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Основные положения информационно-педагогической ¦ ¦
¦ ¦картины мира. Информационная картина мира и ¦ ¦
¦ ¦электронно-коммуникативные системы и технологии ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования. Информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии научных исследований. Научные ¦ ¦
¦ ¦исследования и научная информация в педагогике. ¦ ¦
¦ ¦Информационные технологии в образовании. ¦ ¦
¦ ¦Аудиовизуальные, компьютерные и ¦ ¦
¦ ¦видеокомпьютерные технологии в образовании ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.Ф.04¦Методология психолого-педагогических ¦100 ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦
¦ ¦ Исследователь как субъект творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Сущность психолого-педагогических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Объекты методологии в педагогике ¦ ¦
¦ ¦и психологии (теория, концепция, парадигмы). ¦ ¦
¦ ¦Соотношение общенаучной и частнонаучной ¦ ¦
¦ ¦методологии. Круг актуальных методологических ¦ ¦
¦ ¦вопросов в педагогике и психологии. Значение ¦ ¦
¦ ¦методологических оснований в конкретном ¦ ¦
¦ ¦исследовании. Общая характеристика методов ¦ ¦
¦ ¦исследования. Обработка, интерпретация, ¦ ¦
¦ ¦оформление научных данных ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦ Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяется требованиями специализации магистра¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДМВ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ИГАМ.00 ¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦2 ¦
¦ ¦числе защита выпускной квалификационной работы ¦недели¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L--------+------------------------------------------------+-------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 540600 - Педагогика
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
- основная образовательная программа
подготовки бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
подготовку выпускной квалификационной
работы - 72 недели,
экзаменационные сессии - не более 2 недель,
практики - не менее 11 недель,
в том числе:
научно-исследовательская практика - не менее 5 недель,
научно-педагогическая практика - не менее 6 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель,
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 7 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе подготовки бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра - 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 540600 - Педагогика
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплинам рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Научно-исследовательская работа предполагает самостоятельную исследовательскую работу студента под руководством высококвалифицированного научного руководителя.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Научно-исследовательская работа предполагает самостоятельную исследовательскую работу студента под руководством высококвалифицированного научного руководителя.
Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра должна обеспечить овладение студентами следующими умениями:
- ставить задачи и формировать план психолого-педагогического исследования;
- выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий;
- выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, докладов и т.д.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью; УМО, на основании реальных данных, может установить необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна осуществляться на высоком уровне, предполагающем наличие необходимого лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов, требования к научной литературе; указание о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
6.2.5. Требования к организации практик.
Научно-исследовательская практика проводится на базе образовательных учреждений, психологических центров, учреждений социальной реабилитации, социальной помощи и защиты, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области психологического образования. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения исследований по разработанной ими программе. Предпочтительным является выполнение исследований по теме магистерской диссертации. По итогам практики студентом предоставляется аналитический отчет с описанием методики и полученных результатов исследования.
Научно-педагогическая практика проводится на базе специализированных школ, школ-гимназий, лицеев, средних специальных и высших (педагогических) учебных заведений. В ходе практики студенты должны спланировать и реализовать план образовательной деятельности с группой учащихся, разработать и провести систему уроков, отражающих завершенный отрезок процесса обучения на базе содержания одной из профильных дисциплин. При этом они должны показать владение современными технологиями и методиками обучения. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
540600 - Педагогика
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 540600 - Педагогика.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра.
Магистр педагогики подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие выпускнику возможность выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра педагогики включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра педагогики к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру.
Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по отраслям науки 13.00.00 - Педагогические науки; 19.00.00 - Психологические науки.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации магистра.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации магистра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540600 - Педагогика и методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для магистра не менее двадцати недель.
7.2.3. Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 540600 - Педагогики определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 540600 - Педагогика.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующего научного направления.

НАПРАВЛЕНИЕ 552200 - МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также