НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
296 пед/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общая характеристика направления 540700 -
Художественное образование
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр художественного образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540700 - Художественное образование при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Степень, квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию бакалавра художественного образования, должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра художественного образования, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических и художественно-практических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предметов и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по направлению 540700 - Художественное образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательской;
- организационно-воспитательной;
- преподавательской;
- коррекционно-развивающей;
- культурно-просветительской.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен:
- к продолжению образования в магистратуре по направлениям, входящим в область знаний 540000 - Педагогические науки;
- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:
030700 - Музыкальное образование;
030800 - Изобразительное искусство;
032800 - Культурология.
1.5. Перечень профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавров <*>:
Музейная педагогика;
Искусствоведение;
Театрально-сценические искусства;
Экранные искусства;
Музыкальное искусство.
-------------------------------
<*> Список профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавра является открытым и может быть дополнен в установленном порядке.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме по направлению 540700 - Художественное образование высшее учебное заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
540700 - Художественное образование
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается в соответствии с государственным образовательным стандартом и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 540700 - Художественное образование
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1050 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальный выбор видов спорта или система ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблемы этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя в Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурлогии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культуры. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культуры. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административное правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор ¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы его ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс: личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная ¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль ¦ ¦
¦ ¦в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самопознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Деятельность, мышление, логика ¦ ¦
¦ ¦и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смена типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦225 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦225 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, ¦ ¦
¦ ¦математические модели, алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, стандартное программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦120 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок ¦ ¦
¦ ¦в природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; внутреннее строение и история ¦ ¦
¦ ¦геологического развития земли; современные ¦ ¦
¦ ¦концепции развития геосферных оболочек; ¦ ¦
¦ ¦литосфера как абиотическая основа жизни; ¦ ¦
¦ ¦экологические функции литосферы: ресурсная, ¦ ¦
¦ ¦геодинамическая, геофизико-геохимическая; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка Земли; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ¦ ¦
¦ ¦ноосфера, необратимость времени, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы ¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3394 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2036 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Педагогика ¦356 ¦
¦ ¦ Введение в педагогическую деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Психолого-педагогический практикум. ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая деятельность. Сущностные ¦ ¦
¦ ¦характеристики понятия. Педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в структуре жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦человека. Педагогические основы различных видов ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Гуманистическая ¦ ¦
¦ ¦природа педагогической деятельности и культура ¦ ¦
¦ ¦педагога. Источники педагогических идей. ¦ ¦
¦ ¦Современная педагогическая публицистика, научная ¦ ¦
¦ ¦и художественная литература. Современная система ¦ ¦
¦ ¦отечественного образования: стратегия развития. ¦ ¦
¦ ¦Спектр педагогических профессий в современном ¦ ¦
¦ ¦мире. Педагогические учебные заведения. ¦ ¦
¦ ¦Образовательно-профессиональный путь студента ¦ ¦
¦ ¦педагогического вуза. Мастерство и техника ¦ ¦
¦ ¦в профессии педагога. Карьера педагога. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретическая педагогика. Педагогика в системе ¦ ¦
¦ ¦гуманитарных знаний и наук о человеке. ¦ ¦
¦ ¦Методология педагогической науки и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Структура педагогической науки. Категориально- ¦ ¦
¦ ¦понятийный аппарат современной педагогики. ¦ ¦
¦ ¦Методы педагогических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс как основная категория ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Теории целостного педагогического ¦ ¦
¦ ¦процесса. Современные концепции образования ¦ ¦
¦ ¦личности. Различные подходы к конструированию ¦ ¦
¦ ¦содержания образования. Теории обучения и ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Многообразие образовательных ¦ ¦
¦ ¦программ. Теории педагогической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Практическая педагогика. Взаимосвязь теорий и ¦ ¦
¦ ¦практики в педагогике. Методология практической ¦ ¦
¦ ¦педагогической деятельности. Ценностно-смысловое ¦ ¦
¦ ¦самоопределение педагога в профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Педагогическое проектирование. ¦ ¦
¦ ¦Технологии решения педагогических задач. Оценка ¦ ¦
¦ ¦выбора решения педагогических задач. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальное и коллективное творчество ¦ ¦
¦ ¦педагогов. Позиция педагога в инновационных ¦ ¦
¦ ¦процессах. Формы взаимодействия субъектов ¦ ¦
¦ ¦в педагогических процессах. Технология ¦ ¦
¦ ¦профессионального развития педагога. ¦ ¦
¦ ¦ История образования и педагогической мысли. ¦ ¦
¦ ¦Исторический подход в изучении педагогических ¦ ¦
¦ ¦явлений. Современная трактовка истории ¦ ¦
¦ ¦педагогики как области педагогической науки, ¦ ¦
¦ ¦ведущие педагогические идеи в истории ¦ ¦
¦ ¦человечества на разных этапах его развития. ¦ ¦
¦ ¦Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи ¦ ¦
¦ ¦свободы, права, демократии, гуманизма в ¦ ¦
¦ ¦педагогической мысли за рубежом и в России. ¦ ¦
¦ ¦Основные авторские педагогические системы ¦ ¦
¦ ¦прошлого, развитие школы как социального ¦ ¦
¦ ¦института, становление высшего образования. ¦ ¦
¦ ¦ Характеристики образовательных систем в разные ¦ ¦
¦ ¦эпохи в России и за рубежом. Реформаторская ¦ ¦
¦ ¦педагогика конца XIX - начала XX века. ¦ ¦
¦ ¦ Основные реформы образовательной политики XX ¦ ¦
¦ ¦века. Отечественные и зарубежные педагогические ¦ ¦
¦ ¦воззрения в современном мире. Процесс интеграции ¦ ¦
¦ ¦национальных систем образования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Психология ¦360 ¦
¦ ¦ Психология человека. Понятие о человеке. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальность, личность, индивид. Организм и ¦ ¦
¦ ¦психика. Сознание и самосознание. Функциональная ¦ ¦
¦ ¦и структурная организация психики; процессы, ¦ ¦
¦ ¦состояния, свойства. Интегративные психические ¦ ¦
¦ ¦образования: мотивационные, аффективные, ¦ ¦
¦ ¦темпераментные, сенсорные, мнемические, речевые, ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальные, коммуникативные, регулярные, ¦ ¦
¦ ¦креативные, нравственные, психомоторные. ¦ ¦
¦ ¦ Психология развития. Проблема развития: ¦ ¦
¦ ¦методологический и исторический аспекты. ¦ ¦
¦ ¦Детерминанты развития. Созревание и развитие. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурный фон развития. Понятие возраста. ¦ ¦
¦ ¦Возрастная периодизация. Закономерности ¦ ¦
¦ ¦психического развития. Психическое развитие в ¦ ¦
¦ ¦разные возрастные периоды (новорожденность, ¦ ¦
¦ ¦младенчество, дошкольное детство, младший ¦ ¦
¦ ¦школьник, подросток, юноша, период зрелости, ¦ ¦
¦ ¦старость): биологические основы развития, ¦ ¦
¦ ¦социальная ситуация развития, основные ¦ ¦
¦ ¦психические новообразования. Кризисы развития, ¦ ¦
¦ ¦развитие общения, развитие познавательной сферы, ¦ ¦
¦ ¦развитие личности, ведущий вид деятельности, ¦ ¦
¦ ¦развитие Я-концепции. Проявление закономерностей ¦ ¦
¦ ¦развития в каждом периоде. Психологическое ¦ ¦
¦ ¦сопровождение развития человека. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная психология. Социально- ¦ ¦
¦ ¦психологические явления. Социализация, ¦ ¦
¦ ¦социальное поведение, социальное познание, ¦ ¦
¦ ¦социальные качества личности; социальная ¦ ¦
¦ ¦психология личности. Виды и феномены ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия, человек как субъект ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; общение и взаимодействие. ¦ ¦
¦ ¦Групповые феномены. Практическая социальная ¦ ¦
¦ ¦психология. Социальная психология в образовании. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогическая психология. Передача ¦ ¦
¦ ¦общественного опыта и адаптация человека. ¦ ¦
¦ ¦Подражание, учение, обучение, научение. Модели ¦ ¦
¦ ¦обучения (познавательная, коммуникативная, ¦ ¦
¦ ¦кибернетическая). Обучение и развитие. Научение. ¦ ¦
¦ ¦Учебная деятельность. Ученик как субъект учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Мотивы учения, способы учения, ¦ ¦
¦ ¦активность и ответственность. Типы неуспевающих ¦ ¦
¦ ¦учащихся. Психологические детерминанты ¦ ¦
¦ ¦отставания в учении. Психология взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦в системе. Учитель - ученик - класс. ¦ ¦
¦ ¦Психологические характеристики профессии ¦ ¦
¦ ¦учитель. Профессионально важные качества. ¦ ¦
¦ ¦Педагогические способности. Личностные ¦ ¦
¦ ¦характеристики учителя и их влияние на процесс ¦ ¦
¦ ¦и результат труда. Профессиональное самосознание ¦ ¦
¦ ¦и самосознание педагога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Технологии и методики обучения (по дисциплинам ¦300 ¦
¦ ¦профильной подготовки) ¦ ¦
¦ ¦ Технологии и методики как сфера деятельности, ¦ ¦
¦ ¦связанная: с научным поиском, разработкой, ¦ ¦
¦ ¦обоснованием исходных положений, категорий, ¦ ¦
¦ ¦закономерностей, на основе которых решается та ¦ ¦
¦ ¦или иная проблема образования. Предмет, цели, ¦ ¦
¦ ¦задачи технологий и методик профильной ¦ ¦
¦ ¦подготовки. Общие положения, принципы ¦ ¦
¦ ¦формирования учебного предмета для ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательной школы. Характеристика ¦ ¦
¦ ¦различных, многовариантных технических средств ¦ ¦
¦ ¦и приемов обучения. Дифференцированные подходы ¦ ¦
¦ ¦в художественном образовании. Планирование ¦ ¦
¦ ¦художественно-воспитательной работы со ¦ ¦
¦ ¦школьниками. Технология проведения урока. ¦ ¦
¦ ¦Организация внеклассных и внешкольных занятий. ¦ ¦
¦ ¦Средства и методы организации самообразования ¦ ¦
¦ ¦школьников. Организация педагогического контроля ¦ ¦
¦ ¦за художественным развитием учащихся ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦История и теория художественного образования ¦180 ¦
¦ ¦ История художественного образования как наука ¦ ¦
¦ ¦и учебный предмет. Сущность цивилизационного и ¦ ¦
¦ ¦парадигмально-педагогического подходов к ¦ ¦
¦ ¦изучению истории образования в области ¦ ¦
¦ ¦искусства, их многоуровневый и взаимодополняемый ¦ ¦
¦ ¦характер. Развитие отечественной и зарубежной ¦ ¦
¦ ¦художественно-педагогической мысли и ¦ ¦
¦ ¦художественно-образовательной практики в ¦ ¦
¦ ¦контексте развития культуры и искусства. ¦ ¦
¦ ¦ Традиции и новаторство в эволюции ¦ ¦
¦ ¦педагогической мысли. Особенности их ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия на разных этапах развития ¦ ¦
¦ ¦художественного образования. Взаимосвязь трех ¦ ¦
¦ ¦основных направлений художественного образования ¦ ¦
¦ ¦(народного, религиозного, светского) в процессе ¦ ¦
¦ ¦их исторического развития. ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы становления образования в ¦ ¦
¦ ¦области искусства в России и зарубежных странах ¦ ¦
¦ ¦от истоков до современности. Понятие "Древний ¦ ¦
¦ ¦Восток". Модели древневосточной цивилизации. ¦ ¦
¦ ¦Мифологические и космологические представления ¦ ¦
¦ ¦об искусстве и их роль в системе художественного ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Культура и образование в Древней ¦ ¦
¦ ¦Греции. Учение об этносе - одна из ведущих ¦ ¦
¦ ¦философско-педагогических теорий античности. ¦ ¦
¦ ¦Образование в области искусства в эпоху ¦ ¦
¦ ¦средневековья. Художественно-историческая ¦ ¦
¦ ¦характеристика эпохи и особенности образования ¦ ¦
¦ ¦в XVII веке. Особенности искусства эпохи ¦ ¦
¦ ¦Просвещения. Идеи эстетического воспитания и ¦ ¦
¦ ¦проблемы педагогики во Франции, Германии, ¦ ¦
¦ ¦Великобритании в XVIII веке. Романтизм. Новый ¦ ¦
¦ ¦взгляд на проблемы образования личности. ¦ ¦
¦ ¦Дидактические установки в системе ¦ ¦
¦ ¦художественного образования и просвещения в XIX ¦ ¦
¦ ¦веке. Русская культура, художественное ¦ ¦
¦ ¦образование на рубеже XIX - XX веков. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦педагогики и образования в области искусства в ¦ ¦
¦ ¦XX веке. ¦ ¦
¦ ¦ Различные теории художественного воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Дидактические установки в системе образования и ¦ ¦
¦ ¦просвещения. ¦ ¦
¦ ¦ Значимость историко-педагогических знаний для ¦ ¦
¦ ¦решения актуальных проблем образования в области ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦История искусств ¦324 ¦
¦ ¦ Предмет и содержание курса. Введение в ¦ ¦
¦ ¦искусствознание. Многообразие путей ¦ ¦
¦ ¦исторического развития культур различных ¦ ¦
¦ ¦регионов и стран. ¦ ¦
¦ ¦ История зарубежного искусства. Искусство ¦ ¦
¦ ¦Древнего мира. Эпоха античности, ее значение ¦ ¦
¦ ¦для последующего развития европейского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Средневековье. Западноевропейское ¦ ¦
¦ ¦искусство эпохи Возрождения. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления и художественные школы XVII - XVIII ¦ ¦
¦ ¦веков. Развитие искусства в XIX веке. Стилевое ¦ ¦
¦ ¦многообразие европейского искусства XX века. ¦ ¦
¦ ¦Проникновение европейской традиции за пределы ¦ ¦
¦ ¦Европы. ¦ ¦
¦ ¦ История отечественного искусства. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы развития русской культуры. Их соотношение ¦ ¦
¦ ¦с основными этапами развития культуры Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы. Древнерусское искусство. Русское ¦ ¦
¦ ¦искусство XVII века. Характерные особенности ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры XVIII - середины XIX ¦ ¦
¦ ¦веков. Развитие русского искусства во второй ¦ ¦
¦ ¦половине XIX века. Прогрессивные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития отечественного искусства XX века. ¦ ¦
¦ ¦Основные периоды, стилевое и жанровое ¦ ¦
¦ ¦многообразие. Индивидуальные особенности стилей ¦ ¦
¦ ¦ведущих мастеров XX столетия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦История художественной культуры ¦200 ¦
¦ ¦ Искусство в системе культуры. Понятие ¦ ¦
¦ ¦"художественная культура". Система и структура ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры и способы изучения ее ¦ ¦
¦ ¦компонентов. Целостность мира художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Значение художественной культуры в ¦ ¦
¦ ¦гуманизации человека. Сложность и многомерность ¦ ¦
¦ ¦мирового историко-художественного процесса: ¦ ¦
¦ ¦основные этапы и закономерности развития мировой ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. Типы художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры (традиционные и личностно-креативные, ¦ ¦
¦ ¦восточные и европейские и т.д.). Культурные ¦ ¦
¦ ¦эпохи и художественное развитие европейского ¦ ¦
¦ ¦общества. Основные варианты развития ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры культура России в ¦ ¦
¦ ¦контексте развития мировой культуры. ¦ ¦
¦ ¦Общечеловеческое достояние русской ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. Этнические культуры ¦ ¦
¦ ¦современной России. Диалогическое взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦искусства в современной мировой культуре. Охрана ¦ ¦
¦ ¦и использование художественно-культурного ¦ ¦
¦ ¦наследия. Смысл культуротворчества в искусстве. ¦ ¦
¦ ¦Художественная культура личности. Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура первобытного общества. Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура Древнего Востока, Евразии, Африки ¦ ¦
¦ ¦и Америки. Античная художественная культура. ¦ ¦
¦ ¦Художественная культура средневекового мира. ¦ ¦
¦ ¦Христианская художественная культура, ¦ ¦
¦ ¦ее православная ветвь (Византия, Русь и др.). ¦ ¦
¦ ¦Возрождение как универсальный тип художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Художественная культура эпохи Барокко ¦ ¦
¦ ¦(классицизм, реализм, барокко). Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура эпохи Просвещения. Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура эпохи Романтизма. Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура эпохи Позитивизма. Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура эпохи Модернизма и Постмодернизма. ¦ ¦
¦ ¦Художественная культура мира и российская ¦ ¦
¦ ¦художественная культура на рубеже XXI в. ¦ ¦
¦ ¦Методика культурологического анализа ¦ ¦
¦ ¦произведений искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Эстетика ¦100 ¦
¦ ¦ Эстетика в системе философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Универсальность эстетического отношения, предмет ¦ ¦
¦ ¦эстетики, ее задачи. Эстетика как самосознание ¦ ¦
¦ ¦культуры и теория творчества. Эстетическое ¦ ¦
¦ ¦сознание, его структура и функции. Понятие ¦ ¦
¦ ¦эстетической ценности: объективные основания ¦ ¦
¦ ¦и субъективная значимость. Эстетическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности: потребности, чувства. Суждения, ¦ ¦
¦ ¦мотивации, творчество. Основные эстетические ¦ ¦
¦ ¦категории. Эстетический образ. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦проблемы искусства. Личность художника: ¦ ¦
¦ ¦одаренность, талант, гений. Исторические типы ¦ ¦
¦ ¦эстетического сознания. История мировой ¦ ¦
¦ ¦эстетической мысли: ее предмет, способы ¦ ¦
¦ ¦интерпретации эстетических и художественных ¦ ¦
¦ ¦текстов; основные этапы и концепции. Эстетическая¦ ¦
¦ ¦мысль в России. Эстетика в современном мире. ¦ ¦
¦ ¦Гуманизм как этико-эстетическая антропология. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы эстетического образования. Эстетика ¦ ¦
¦ ¦педагогического творчества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Анализ и интерпретация произведения искусства ¦180 ¦
¦ ¦ Восприятие как художественное сотворчество: ¦ ¦
¦ ¦впечатление, понимание, истолкование ¦ ¦
¦ ¦художественного образа как динамической ¦ ¦
¦ ¦целостности. Этапы и методика работы с ¦ ¦
¦ ¦произведением искусства в различных ¦ ¦
¦ ¦педагогических ситуациях. Практическая работа с ¦ ¦
¦ ¦произведением искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Безопасность жизнедеятельности ¦36 ¦
¦ ¦ Теоретические основы безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Экологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности. Классификация ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций. Российская система ¦ ¦
¦ ¦предупреждения и действий в чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях. Окружающий мир. Опасности, ¦ ¦
¦ ¦возникающие в повседневной жизни, и безопасное ¦ ¦
¦ ¦поведение. Транспорт и его опасности. ¦ ¦
¦ ¦Экстремальные ситуации в природных и городских ¦ ¦
¦ ¦условиях. Чрезвычайные ситуации природного и ¦ ¦
¦ ¦техногенного характера и защита населения от их ¦ ¦
¦ ¦последствий, действия учителя при авариях, ¦ ¦
¦ ¦катастрофах и стихийных бедствиях. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданская оборона и ее задача. Современные ¦ ¦
¦ ¦средства поражения. Средства индивидуальной ¦ ¦
¦ ¦защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. ¦ ¦
¦ ¦Организация защиты населения в мирное и военное ¦ ¦
¦ ¦время. Приборы радиационной и химической ¦ ¦
¦ ¦разведки, дозиметрический контроль. Организация ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ 550800 - ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также