НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652700 - ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
240 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652700 - ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ
И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Испытания и эксплуатация
авиационной и ракетно-космической техники
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
130300 - Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
131000 - Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
130900 - Испытания летательных аппаратов.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники при очной форме обучения - 5,5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- по специальности - Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей: силовая установка, планер (корпус) летательного аппарата (ЛА), функциональные системы ЛА как объекты технической эксплуатации;
- по специальности - Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов: бортовые системы электроснабжения, электрифицированное оборудование, информационно-измерительные приборы, системы и комплексы, вычислительные устройства и системы, системы автоматического управления и пилотажно-навигационные комплексы, системы отображения информации и бортовые средства регистрации полетных данных как объекты технической эксплуатации;
- по специальности - Испытания летательных аппаратов: испытательные средства летательных аппаратов; комплексы систем подготовки и проведения пуска; технологические процессы испытаний, подготовки и проведения пуска летательных аппаратов.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению - Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- эксплуатационно-техническая;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по испытаниям и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники (АРКТ) подготовлен к решению следующих типовых задач:
а) эксплуатационно-техническая деятельность:
- поддержание и сохранение летной годности АРКТ в целях обеспечения безопасности полетов на этапах ее испытаний и технической эксплуатации (ИТЭ);
- обеспечение и повышение эффективности технической эксплуатации АРКТ: эксплуатационной надежности, регулярности полетов, интенсивности и экономичности использования, обеспечение эффективности испытаний АРКТ;
- обеспечение необходимых условий для решения задач подтверждения и сохранения летной годности и эффективного использования АРКТ по назначению на этапах испытаний и эксплуатации;
- надзор и контроль за соблюдением государственных требований по сохранению летной годности и обеспечению безопасности полетов при испытаниях и эксплуатации АРКТ;
- регулирование и управление в сфере испытаний и эксплуатации АРКТ на основе принципов сертификации, лицензирования, аттестации, аккредитации, гармонизации и инспектирования объектов в рамках действующих государственных систем контроля качества продукции и услуг;
б) производственно-технологическая деятельность:
- проведение комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности АРКТ к испытаниям и использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными расходами;
- анализ результатов испытаний и технической эксплуатации АРКТ и разработка рекомендаций по повышению уровня эксплуатационно-технических характеристик и эффективности эксплуатации АРКТ;
в) организационно-управленческая деятельность:
- организация и планирование испытаний и использования по назначению АРКТ с учетом потребного уровня исправности;
- управление техническим состоянием на этапах испытаний и эксплуатации АРКТ;
- управление эффективностью процессов испытаний и технической эксплуатации АРКТ;
- управление информационным, метрологическим и материально-техническим обеспечением процессов испытаний и технической эксплуатации АРКТ;
- управление качеством технического обслуживания и ремонта АРКТ;
- управление производством на этапах испытаний и эксплуатации АРКТ с применением автоматизированных систем;
г) научно-исследовательская деятельность:
- проведение научных исследований систем и процессов технической эксплуатации и испытаний АРКТ на основе системного подхода;
- разработка теоретических моделей, позволяющих прогнозировать изменение технического состояния объектов АРКТ и динамику параметров эффективности ее технической эксплуатации;
- разработка проектов и программ предприятия, проведение мероприятий, связанных с испытаниями и технической эксплуатацией АРКТ;
- проведение анализа состояния и динамики объектов деятельности (включая технологические процессы и соответствующее оборудование) с использованием необходимых методов и средств анализа;
- разработка планов, программ и методик проведения испытаний и технической эксплуатации АРКТ;
- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать характеристики объектов деятельности.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
- выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ испытаний и технической эксплуатации;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями и технической эксплуатацией АРКТ;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов испытаний и технического обслуживания;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия;
- способствует внедрению систем комплексного технического обслуживания и прогрессивной технологии ремонта;
- разрабатывает мероприятия, направленные на совершенствование организации испытаний, обслуживания и ремонта АРКТ.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- конструкцию, эксплуатационно-технические характеристики, принципы работы конкретных типов самолетов, вертолетов, авиадвигателей и их систем, правила технической эксплуатации;
- методы и средства оценки и управления техническим состоянием авиационной техники;
- систему информационного обеспечения и управления процессом технической эксплуатации АРКТ;
- структуру, принцип работы, правила эксплуатации средств встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния АРКТ;
- особенности электро-, электронного, приборного оборудования и электроэнергетических систем, взаимосвязи с другими элементами данной системы и с другими системами, правила их эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности, методы выявления и устранения неисправностей;
- основы вычислительной техники и построения цифровых систем управления на базе микропроцессоров;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации и порядку ее ведения;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в области испытаний и технической эксплуатации АРКТ;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Испытания и эксплуатация авиационной
и ракетно-космической техники
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
- ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания основной образовательной программы
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Испытания и эксплуатация авиационной
и ракетно-космической техники
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изу- ¦ ¦
¦ ¦чаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транск- ¦ ¦
¦ ¦рипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦основных способах словообразования. Граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческие навыки, обеспечивающие коммуникацию без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении общего характера; основные граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной речи. Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные особен- ¦ ¦
¦ ¦ности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с исполь- ¦ ¦
¦ ¦зованием наиболее употребительных и относитель-¦ ¦
¦ ¦но простых лексико-грамматических средств в ¦ ¦
¦ ¦основных коммуникативных ситуациях неофициаль- ¦ ¦
¦ ¦ного и официального общения. Основы публичной ¦ ¦
¦ ¦речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи ¦ ¦
¦ ¦в сфере бытовой и профессиональной коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции. Чтение. Виды текстов: несложные прагмати- ¦ ¦
¦ ¦ческие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов. Ее соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-биологические основы. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦и спорт как социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и специль- ¦ ¦
¦ ¦ная подготовка в системе физического воспита- ¦ ¦
¦ ¦ния. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоя- ¦ ¦
¦ ¦тельных занятий и самоконтроль за состоянием ¦ ¦
¦ ¦своего организма ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦ Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христианст-¦ ¦
¦ ¦ва. ¦ ¦
¦ ¦ Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в ХI - ХII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российско-¦ ¦
¦ ¦го государства. Возвышение Москвы. Формирование¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. ¦ ¦
¦ ¦ Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и основные¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. ¦ ¦
¦ ¦ Эволюция форм собственности на землю. Струк- ¦ ¦
¦ ¦тура феодального землевладения. Крепостное ¦ ¦
¦ ¦право в России. ¦ ¦
¦ ¦ Мануфактурно-промышленное производство. Ста- ¦ ¦
¦ ¦новление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в. ¦ ¦
¦ ¦ Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX века и ее вклад в мировую куль- ¦ ¦
¦ ¦туру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная трансформация общества. Столкно- ¦ ¦
¦ ¦вение тенденций интернационализма и национа- ¦ ¦
¦ ¦лизма, интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общена- ¦ ¦
¦ ¦ционального кризиса. Революция 1917 г. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на строитель- ¦ ¦
¦ ¦ство социализма в одной стране и его послед- ¦ ¦
¦ ¦ствия. Социально-экономические преобразования ¦ ¦
¦ ¦в 30-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). ¦ ¦
¦ ¦ Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культуро- ¦ ¦
¦ ¦логического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры.¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитарная ¦ ¦
¦ ¦и массовая культуры. Восточные и западные ¦ ¦
¦ ¦типы культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦мировом современном процессе. Культура и ¦ ¦
¦ ¦природа. Культура и общество. Культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности. Культура и ¦ ¦
¦ ¦личность. Инкультурация и социализация ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политиче- ¦ ¦
¦ ¦ская власть. Политическая система. Политические¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менедж- ¦ ¦
¦ ¦мент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подза- ¦ ¦
¦ ¦конные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и право- ¦ ¦
¦ ¦порядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотно- ¦ ¦
¦ ¦шения. Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния. Взаимные права и обязанности супругов, ¦ ¦
¦ ¦родителей и детей. Ответственность по семейному¦ ¦
¦ ¦праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психо- ¦ ¦
¦ ¦логии. Место психологии в системе наук. История¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. Психология малых ¦ ¦
¦ ¦групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. ¦ ¦
¦ ¦Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, средства¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. Речевое¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦этические аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов, ¦ ¦
¦ ¦интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи, правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. Жан- ¦ ¦
¦ ¦ровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления, понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. ¦ ¦
¦ ¦ Классические социологические теории. Совре- ¦ ¦
¦ ¦менные социологические теории. Русская социо- ¦ ¦
¦ ¦логическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная¦ ¦
¦ ¦организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦и социальные отношения. Общественное мнение ¦ ¦
¦ ¦как институт гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные революции и реформы. Концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса. Формирование мировой ¦ ¦
¦ ¦системы. Место России в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралис- ¦ ¦
¦ ¦тические концепции бытия, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и необхо- ¦ ¦
¦ ¦димость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и нена- ¦ ¦
¦ ¦силие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в раз- ¦ ¦
¦ ¦личных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци- ¦ ¦
¦ ¦ональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные революции ¦ ¦
¦ ¦и смены типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме- ¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его факторы.¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности. ¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства.¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безра-¦ ¦
¦ ¦ботица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономи-¦ ¦
¦ ¦ческие циклы. Макроэкономическое равновесие. ¦ ¦
¦ ¦ Совокупный спрос и совокупное предложение. ¦ ¦
¦ ¦Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦ Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦ Государственные расходы и налоги. Эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. ¦ ¦
¦ ¦ Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦ Рынок труда. Распределение и доходы. Преобра- ¦ ¦
¦ ¦зования в социальной сфере. Структурные сдвиги ¦ ¦
¦ ¦в экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра. ¦ ¦
¦ ¦Последовательности и ряды. Дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления. Векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля. Гармонический анализ. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения. Численные методы. ¦ ¦
¦ ¦Основы вычислительного эксперимента. Функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного. Элементы функци- ¦ ¦
¦ ¦онального анализа. Вероятность и статистика: ¦ ¦
¦ ¦теория вероятностей, случайные процессы, ста- ¦ ¦
¦ ¦тистическое оценивание и проверка гипотез, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки эксперимен- ¦ ¦
¦ ¦тальных данных. Вариационное исчисление и ¦ ¦
¦ ¦оптимальное управление. Уравнения математи- ¦ ¦
¦ ¦ческой физики. Специальные разделы математики ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦220 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накоп- ¦ ¦
¦ ¦ления информации; технические и программные ¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; ¦ ¦
¦ ¦языки программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации. Компьютерный практикум ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики. Колебания и волны.¦ ¦
¦ ¦Молекулярная физика и термодинамика. Электри- ¦ ¦
¦ ¦чество и магнетизм. Оптика. Атомная и ядерная ¦ ¦
¦ ¦физика. Физический практикум. Специальные ¦ ¦
¦ ¦разделы физики ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦100 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализа- ¦ ¦
¦ ¦торы и каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры; химическая термодинамика и кинетика:¦ ¦
¦ ¦энергетика химических процессов, химическое и ¦ ¦
¦ ¦фазовое равновесие, скорость реакции и методы ¦ ¦
¦ ¦ее регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, компле- ¦ ¦
¦ ¦ментарность; химическая идентификация: качест- ¦ ¦
¦ ¦венный и количественный анализ, аналитический ¦ ¦
¦ ¦сигнал, химический, физико-химический ¦ ¦
¦ ¦и физический анализ. Химический практикум ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦100 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, эко- ¦ ¦
¦ ¦системы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника ¦ ¦
¦ ¦и технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Моделирование систем и процессов ¦180 ¦
¦ ¦ Основные понятия и задачи моделирования ¦ ¦
¦ ¦процессов и систем. Организация и методология ¦ ¦
¦ ¦моделирования сложных технических систем с ¦ ¦
¦ ¦учетом особенности структуры и функциональных ¦ ¦
¦ ¦задач. Обобщенные математические модели про- ¦ ¦
¦ ¦цессов и систем. Типы моделей процессов. ¦ ¦
¦ ¦Алгоритм моделирования процессов. Типы моделей ¦ ¦
¦ ¦систем. Применение моделированных процессов и ¦ ¦
¦ ¦систем для задач авиационной и ракетно- ¦ ¦
¦ ¦космической техники ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦200 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2000 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.1¦Начертательная геометрия ¦50 ¦
¦ ¦ Введение. Предмет начертательной геометрии. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды обратимых изображений. Задание ¦ ¦
¦ ¦точки, прямой, плоскости и многогранников на ¦ ¦
¦ ¦комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи. ¦ ¦
¦ ¦Метрические задачи. Способы преобразования ¦ ¦
¦ ¦чертежа. Многогранники. Кривые линии. Поверх- ¦ ¦
¦ ¦ности. Поверхности вращения. Линейчатые поверх-¦ ¦
¦ ¦ности. Винтовые поверхности. Циклические ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Обобщенные позиционные задачи. ¦ ¦
¦ ¦Метрические задачи. Построение разверток ¦ ¦
¦ ¦поверхностей. Касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Аксонометрические проекции ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.2¦Инженерная графика ¦150 ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. Изобра- ¦ ¦
¦ ¦жения, надписи, обозначения. Аксонометрические ¦ ¦
¦ ¦проекции деталей. Изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦элементов деталей. Изображение и обозначение ¦ ¦
¦ ¦резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение ¦ ¦
¦ ¦эскизов деталей машин. Изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц. Сборочный чертеж изделий. Составление ¦ ¦
¦ ¦и чтение сборочного чертежа общего вида. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦150 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.1¦Теоретическая механика ¦150 ¦
¦ ¦ Кинематика. Предмет кинематики. Векторный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Естественный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦абсолютно твердом теле. Вращение твердого ¦ ¦
¦ ¦тела вокруг неподвижной оси. Плоское движение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела и движение плоской фигуры в ее ¦ ¦
¦ ¦плоскости. Движение твердого тела вокруг ¦ ¦
¦ ¦неподвижной точки или сферическое движение. ¦ ¦
¦ ¦Общий случай движения свободного твердого ¦ ¦
¦ ¦тела. Абсолютное и относительное движение ¦ ¦
¦ ¦точки. Сложное движение твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦Динамика и элементы статики. Предмет динамики и¦ ¦
¦ ¦статики. Законы механики Галилея - Ньютона. ¦ ¦
¦ ¦Задачи динамики. Свободные прямолинейные ¦ ¦
¦ ¦колебания материальной точки. Относительное ¦ ¦
¦ ¦движение материальной точки. Механическая ¦ ¦
¦ ¦система. Масса системы. Дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения механической системы. ¦ ¦
¦ ¦Количество движения материальной точки и ¦ ¦
¦ ¦механической системы. Момент количества ¦ ¦
¦ ¦движения материальной точки относительно ¦ ¦
¦ ¦центра и оси. Кинетическая энергия материальной¦ ¦
¦ ¦точки и механической системы. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦силовом поле. Система сил. Аналитические ¦ ¦
¦ ¦условия равновесия произвольной системы сил. ¦ ¦
¦ ¦Центр тяжести твердого тела и его координаты. ¦ ¦
¦ ¦Принцип Даламбера для материальной точки. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения поступательного ¦ ¦
¦ ¦движения твердого тела. Определение динами- ¦ ¦
¦ ¦ческих реакций подшипников при вращении ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной оси. Движение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной точки. ¦ ¦
¦ ¦Элементарная теория гироскопа. Связи и их ¦ ¦
¦ ¦уравнения. Принцип возможных перемещений. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные координаты системы. Дифференциальные¦ ¦
¦ ¦уравнения движения механической системы в ¦ ¦
¦ ¦обобщенных координатах или уравнения Лагранжа ¦ ¦
¦ ¦второго рода. Принцип Гамильтона - Остроград- ¦ ¦
¦ ¦ского. Понятие об устойчивости равновесия. ¦ ¦
¦ ¦Малые свободные колебания механической системы ¦ ¦
¦ ¦с двумя (или n) степенями свободы и их свойст- ¦ ¦
¦ ¦ва, собственные частоты и коэффициенты формы. ¦ ¦
¦ ¦Явление удара. Теорема об изменении кинетичес- ¦ ¦
¦ ¦кого момента механической системы при ударе ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦200 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.1¦Материаловедение ¦100 ¦
¦ ¦ Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металле, формирование структуры металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов при кристаллизации, пластическая ¦ ¦
¦ ¦деформация, влияние нагрева на структуру и ¦ ¦
¦ ¦свойства деформированного металла, механические¦ ¦
¦ ¦свойства металлов и сплавов. Конструкционные ¦ ¦
¦ ¦металлы и сплавы. Теория и технология ¦ ¦
¦ ¦термической обработки стали. Химико-термическая¦ ¦
¦ ¦обработка. Жаропрочные, износостойкие, ¦ ¦
¦ ¦инструментальные и штамповочные сплавы. Элект- ¦ ¦
¦ ¦ротехнические материалы, резина, пластмассы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.2¦Технология конструкционных материалов ¦100 ¦
¦ ¦ Введение. Теоретические и технологические ¦ ¦
¦ ¦основы производства материалов. Материалы, ¦ ¦
¦ ¦применяемые в машиностроении и приборостроении.¦ ¦
¦ ¦Основные методы получения твердых тел. ¦ ¦
¦ ¦Основы металлургического производства. Основы ¦ ¦
¦ ¦порошковой металлургии. Напыление материалов. ¦ ¦
¦ ¦Теория и практика формообразования заготовок. ¦ ¦
¦ ¦Классификация способов получения заготовок. ¦ ¦
¦ ¦Производство заготовок способом литья. Произ- ¦ ¦
¦ ¦водство заготовок пластическим деформиро- ¦ ¦
¦ ¦ванием. Производство неразъемных соединений. ¦ ¦
¦ ¦Сварочное производство. Физико-химические ¦ ¦
¦ ¦основы получения сварочного соединения. Пайка ¦ ¦
¦ ¦и склеивание материалов. Получение неразъемных ¦ ¦
¦ ¦соединений склеиванием. Изготовление полуфабри-¦ ¦
¦ ¦катов и деталей из композиционных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Физико-технологические основы получения ¦ ¦
¦ ¦композиционных материалов. Изготовление ¦ ¦
¦ ¦изделий из металлических и порошковых компо- ¦ ¦
¦ ¦зиционных материалов. Особенности получения ¦ ¦
¦ ¦деталей из композиционных порошковых ¦ ¦
¦ ¦материалов. Изготовление полуфабрикатов и ¦ ¦
¦ ¦изделий из эвтектических композиционных мате- ¦ ¦
¦ ¦риалов. Изготовление деталей из полимерных ¦ ¦
¦ ¦композиционных материалов. Изготовление рези- ¦ ¦
¦ ¦новых деталей и полуфабрикатов. Формообразо- ¦ ¦
¦ ¦вание поверхностей деталей резанием, электро- ¦ ¦
¦ ¦физическими и электрохимическими способами ¦ ¦
¦ ¦обработки. Кинематические и геометрические ¦ ¦
¦ ¦параметры процесса резания. Физико-химические ¦ ¦
¦ ¦основы резания. Обработка лезвийным инстру- ¦ ¦
¦ ¦ментом. Обработка поверхностей деталей абра- ¦ ¦
¦ ¦зивным инструментом. Условие непрерывности и ¦ ¦
¦ ¦самозатачиваемости. Электрофизические и ¦ ¦
¦ ¦электрохимические методы обработки поверхностей¦ ¦
¦ ¦заготовок. Выбор способа обработки ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Электротехника и электроника ¦300 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04.1¦Теоретические основы электротехники ¦150 ¦
¦ ¦ Основные понятия и законы электромагнитного ¦ ¦
¦ ¦поля и теории электрических и магнитных цепей; ¦ ¦
¦ ¦теория линейных электрических цепей (цепи ¦ ¦
¦ ¦постоянного, синусоидального и несинусоидаль- ¦ ¦
¦ ¦ного токов), методы анализа линейных цепей ¦ ¦
¦ ¦с двухполюсными и многополюсными элементами; ¦ ¦
¦ ¦трехфазные цепи; переходные процессы в линейных¦ ¦
¦ ¦цепях и методы их

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651100 - ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также