НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651700 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
254 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651700 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Материаловедение, технологии
материалов и покрытий
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
071000 - Материаловедение и технология новых материалов;
120800 - Материаловедение в машиностроении;
121000 - Конструирование и производство изделий из композиционных материалов.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста по направлению - Материаловедение, технологии материалов и покрытий при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область деятельности выпускника.
Исследования и разработка материалов различного назначения, а также технологических процессов производства, обработки, переработки материалов и нанесения покрытий.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
основные типы современных материалов различной природы и назначения заданного химического и фазового состава и структуры с различными механическими, химическими, физическими и технологическими свойствами;
технологические процессы получения, обработки и переработки современных материалов и нанесения покрытий, оборудование и технологическая оснастка;
методы и средства контроля качества и определения характеристик материалов и покрытий, полуфабрикатов и изделий;
нормативно-техническая документация и системы сертификации материалов и покрытий, а также технологических процессов их получения, обработки, переработки, нанесения.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению подготовки - Материаловедение, технологии материалов и покрытий должны быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: производственно-технологическая; научно-исследовательская; проектно-конструкторская; организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием профессиональной образовательной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста - Материаловедение, технологии материалов и покрытий в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) в производственно-технологической деятельности:
типовое и нетиповое проектирование технологических процессов производства, обработки и переработки традиционных и нетрадиционных материалов и нанесения покрытий;
разработка программ, организация и проведение технологических экспериментов, обработка и анализ их результатов с целью выработки технологических рекомендаций;
разработка программ исследований и испытаний новых материалов и покрытий при внедрении процессов их производства, обработки, переработки и нанесения;
проектирование установок и устройств, а также технологической оснастки для процессов получения, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий;
участие в сертификации материалов и покрытий, полуфабрикатов и изделий, технологических процессов их производства и нанесения;
проведение технико-экономического анализа альтернативных технологических вариантов; организация технологических процессов производства, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий, оценки и управления качеством продукции;
проведение комплексных технологических и проектных расчетов, в том числе с использованием программных продуктов; выполнение инновационной материаловедческой и технологической деятельности;
участие в работе многопрофильной группы специалистов при разработке комплексных проектов;
б) в научно-исследовательской деятельности:
разработка программ моделирования многокомпонентных материалов, технологических процессов получения, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий, а также проведение модельных исследований;
участие в выполнении теоретического анализа явлений и процессов, связанных с исследованиями материаловедческой и технологической направленности;
организация и выполнение экспериментальных исследований материалов и покрытий, их характеристик, технологических параметров изготовления и последующей обработки или переработки материалов и нанесения покрытий;
организация, разработка программ и проведение комплексных исследований и испытаний материалов и покрытий, полуфабрикатов и деталей;
проведение литературного и патентного поиска по поставленной профессиональной проблеме, оформление документации по итогам изобретательской деятельности;
выполнение технического отчета (или его раздела) о результатах научно-исследовательской работы, написание материалов для научно-технических публикаций;
участие в работе многопрофильной группы специалистов при выполнении комплексных исследований или испытаний;
в) в проектно-конструкторской деятельности:
обоснование и выполнение технических проектов в части рационального выбора материалов и покрытий, технологий их обработки, переработки и нанесения;
конструирование технологической оснастки, включая проведение конструкторских расчетов оснастки в целом и ее элементов (узлов, деталей);
проектирование композитных материалов и изделий в соответствии с заданными параметрами условий эксплуатации;
расчет и проектирование нетиповых средств для испытаний материалов и покрытий, полуфабрикатов и изделий;
г) в организационно-управленческой деятельности:
организация работы производственного подразделения или группы;
осуществление связей (в качестве представителя цеха, отдела, лаборатории или предприятия) с соисполнителями конкретной производственной или научно-технической программы (проекта) - другими подразделениями предприятия или другими предприятиями;
управление исследованиями и (или) технологическими процессами в соответствии с должностными обязанностями;
обеспечение безопасности и экологичности производства на участке своей профессиональной деятельности.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста - Материаловедение, технологии материалов и покрытий, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Материаловедение, технологии материалов и покрытий
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Материаловедение,
технологии материалов и покрытий
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритм нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая,¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах, понятие об ¦ ¦
¦ ¦основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматичес- ¦ ¦
¦ ¦кие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ- ¦ ¦
¦ ¦ника. ¦ ¦
¦ ¦ Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов.¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Принятие христианства. Распространение ¦ ¦
¦ ¦ислама. Эволюция восточнославянской государст-¦ ¦
¦ ¦венности в ХI - ХII вв. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика формиро- ¦ ¦
¦ ¦вания единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I.¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦XX в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века.¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общенаци- ¦ ¦
¦ ¦онального кризиса. Революция 1917 г. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на строитель- ¦ ¦
¦ ¦ство социализма в одной стране и его послед- ¦ ¦
¦ ¦ствия. Социально-экономические преобразования ¦ ¦
¦ ¦в 30-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР ¦ ¦
¦ ¦накануне и в начальный период второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. СССР в середине ¦ ¦
¦ ¦60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственнос-¦ ¦
¦ ¦ти (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ¦ ¦
¦ ¦радикальной социально-экономической модерни- ¦ ¦
¦ ¦зации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоиден- ¦ ¦
¦ ¦тичность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитарная ¦ ¦
¦ ¦и массовая культуры. Восточные и западные ¦ ¦
¦ ¦типы культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции культур- ¦ ¦
¦ ¦ной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. Социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности.¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его функци- ¦ ¦
¦ ¦онирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразитель- ¦ ¦
¦ ¦ность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система российского¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в совре- ¦ ¦
¦ ¦менном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физиче- ¦ ¦
¦ ¦ские и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследствен- ¦ ¦
¦ ¦ное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные¦ ¦
¦ ¦права и обязанности супругов, родителей и ¦ ¦
¦ ¦детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и админи- ¦ ¦
¦ ¦стративная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны.¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид и ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество.¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. Управление образовательными¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские пред- ¦ ¦
¦ ¦посылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. Общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты. Мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей.¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные¦ ¦
¦ ¦движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и ¦ ¦
¦ ¦социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистиче-¦ ¦
¦ ¦ские концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и необхо- ¦ ¦
¦ ¦димость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и нена- ¦ ¦
¦ ¦силие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци- ¦ ¦
¦ ¦ональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные революции¦ ¦
¦ ¦и смены типов рациональности. Наука и техника.¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические систе- ¦ ¦
¦ ¦мы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной произво- ¦ ¦
¦ ¦дительности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на ¦ ¦
¦ ¦факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2100 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1695 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Основные элементы алгебры: алгебраические ¦ ¦
¦ ¦структуры, векторные пространства и линейные ¦ ¦
¦ ¦отображения, булевы алгебры; разделы геомет- ¦ ¦
¦ ¦рии: аналитическая геометрия, многомерная ¦ ¦
¦ ¦евклидова геометрия, дифференциальная ¦ ¦
¦ ¦геометрия кривых и поверхностей, элементы ¦ ¦
¦ ¦топологий; элементы дискретной математики: ¦ ¦
¦ ¦логические исчисления, графы, теория ¦ ¦
¦ ¦алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, ¦ ¦
¦ ¦комбинаторика; основы математического анализа:¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦основы теории вероятностей и математической ¦ ¦
¦ ¦статистики: элементарная теория вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦математические основы статистики, модели ¦ ¦
¦ ¦случайных процессов, проверка гипотез, принцип¦ ¦
¦ ¦максимального правдоподобия, статистические ¦ ¦
¦ ¦методы обработки экспериментальных данных; ¦ ¦
¦ ¦методы аналитического и численного решения ¦ ¦
¦ ¦алгебраических и обыкновенных дифференциальных¦ ¦
¦ ¦уравнений, основных уравнений математической ¦ ¦
¦ ¦физики; основы программирования и использова- ¦ ¦
¦ ¦ния возможностей вычислительной техники и ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накоп- ¦ ¦
¦ ¦ления информации; технические и программные ¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; ¦ ¦
¦ ¦языки программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования; компьютерная графика; ¦ ¦
¦ ¦локальные сети и их использование в решении ¦ ¦
¦ ¦задач обработки данных; защита информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦425 ¦
¦ ¦ Основы механики: понятие состояния в класси- ¦ ¦
¦ ¦ческой механике, уравнения движения, законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения, основы релятивистской механики, ¦ ¦
¦ ¦принцип относительности в механике, кинематика¦ ¦
¦ ¦и динамика твердого тела, жидкостей и газов. ¦ ¦
¦ ¦Электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦форме, материальные уравнения, квазистационар-¦ ¦
¦ ¦ные токи, принцип относительности в ¦ ¦
¦ ¦электродинамике. Физика колебаний и волн: ¦ ¦
¦ ¦гармонический и ангармонический осциллятор, ¦ ¦
¦ ¦физический смысл спектрального разложения, ¦ ¦
¦ ¦кинематика волновых процессов, нормальные ¦ ¦
¦ ¦моды, интерференция и дифракция волн, элементы¦ ¦
¦ ¦Фурье-оптики. Основные представления квантовой¦ ¦
¦ ¦физики: корпускулярно-волновой дуализм, ¦ ¦
¦ ¦принцип неопределенности, квантовые состояния,¦ ¦
¦ ¦принцип суперпозиции, квантовые уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения, операторы физических величин, ¦ ¦
¦ ¦строение атома, энергетический спектр атомов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы статистической и молекулярной физики: ¦ ¦
¦ ¦классическая и квантовая статистики, кинети- ¦ ¦
¦ ¦ческие явления, системы заряженных частиц. ¦ ¦
¦ ¦ Основы физики твердого тела: конденсированное¦ ¦
¦ ¦состояние, структура и симметрия кристаллов, ¦ ¦
¦ ¦основные типы кристаллических структур, ¦ ¦
¦ ¦реальные кристаллы, дефекты, связи между ¦ ¦
¦ ¦структурой и физическими свойствами ¦ ¦
¦ ¦кристаллов, фазовые превращения и критические ¦ ¦
¦ ¦явления; микрокристаллические и аморфные ¦ ¦
¦ ¦твердые тела, стеклование и стеклообразное ¦ ¦
¦ ¦состояние. Физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦400 ¦
¦ ¦ Неорганическая химия: электронное строение ¦ ¦
¦ ¦атомов элементов, периодический закон и пери- ¦ ¦
¦ ¦одическая система; представления о химических ¦ ¦
¦ ¦связях: ковалентные, металлические, ионные ¦ ¦
¦ ¦связи, химическая связь в комплексных ¦ ¦
¦ ¦соединениях, связи Ван-дер-Ваальса, методы ¦ ¦
¦ ¦расчета химических связей: методы молекулярных¦ ¦
¦ ¦орбиталей и валентных схем; атомно-молекуляр- ¦ ¦
¦ ¦ное строение элементов и неорганических ¦ ¦
¦ ¦веществ, строение вещества в конденсированном ¦ ¦
¦ ¦состоянии, основы кристаллохимии; химия ¦ ¦
¦ ¦элементов групп периодической системы, их ¦ ¦
¦ ¦структура и реакционная способность; водные ¦ ¦
¦ ¦растворы в неорганической химии: способы ¦ ¦
¦ ¦выражения концентраций; идеальные и неидеаль- ¦ ¦
¦ ¦ные растворы, активность; растворы ¦ ¦
¦ ¦электролитов, соли, кислоты и основания, ¦ ¦
¦ ¦равновесия в растворах, рН растворов, ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные реакции, ¦ ¦
¦ ¦гидролиз. ¦ ¦
¦ ¦ Аналитическая химия: представления об ¦ ¦
¦ ¦элементном, молекулярном, фазовом анализе; ¦ ¦
¦ ¦качественный анализ; методы разделения и ¦ ¦
¦ ¦концентрирования веществ; методы количествен- ¦ ¦
¦ ¦ного анализа; физико-химические и электрохи- ¦ ¦
¦ ¦мические методы анализа; хроматография, масс- ¦ ¦
¦ ¦спектрометрия, в т.ч. вторичная ионная масс- ¦ ¦
¦ ¦спектрометрия, электронная спектроскопия, ¦ ¦
¦ ¦рентгеноспектральный микроанализ. ¦ ¦
¦ ¦ Органическая химия и химия высокомолекулярных¦ ¦
¦ ¦соединений: особенности электронного строения ¦ ¦
¦ ¦атома углерода и образуемых им ковалентных ¦ ¦
¦ ¦связей, классификация, строение и номенклатура¦ ¦
¦ ¦органических соединений; классификация и ¦ ¦
¦ ¦основные типы органических реакций; структура,¦ ¦
¦ ¦способы синтеза и свойства основных классов ¦ ¦
¦ ¦органических соединений: алканов, циклоалка- ¦ ¦
¦ ¦нов, алкенов, алкинов, алкадиенов, галоген- ¦ ¦
¦ ¦производных углеводородов, спиртов, фенолов, ¦ ¦
¦ ¦альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, ¦ ¦
¦ ¦простых и сложных эфиров, серу и азотсодержа- ¦ ¦
¦ ¦щих органических соединений, гетероциклических¦ ¦
¦ ¦и элементоорганических соединений; молекуляр- ¦ ¦
¦ ¦ное строение высокомолекулярных соединений, ¦ ¦
¦ ¦реакции их образования, химические ¦ ¦
¦ ¦превращения. ¦ ¦
¦ ¦ Физическая химия: начала химической ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, параметры и функции состояния ¦ ¦
¦ ¦закрытых и открытых, химический потенциал и ¦ ¦
¦ ¦общие условия равновесия систем, химическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; термодинамические свойства газов ¦ ¦
¦ ¦и газовых смесей; фазовые равновесия и ¦ ¦
¦ ¦состояния одно- и многокомпонентных систем; ¦ ¦
¦ ¦термодинамические свойства растворов, водные ¦ ¦
¦ ¦и неводные, идеальные и реальные растворы, ¦ ¦
¦ ¦равновесия в растворах электролитов; термоди- ¦ ¦
¦ ¦намическая теория Э.Д.С.; направленность ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, элементы термодинамики ¦ ¦
¦ ¦неравновесных процессов и химической кинети- ¦ ¦
¦ ¦ки, формальная кинетика, теории химической ¦ ¦
¦ ¦кинетики, кинетика сложных гомогенных, фото- ¦ ¦
¦ ¦химических, цепных и гетерогенных реакций; ¦ ¦
¦ ¦гомогенный и ферментативный катализ, адсорбция¦ ¦
¦ ¦и гетерогенный катализ; основы химии ¦ ¦
¦ ¦поверхностей раздела фаз: термодинамическое ¦ ¦
¦ ¦описание границ раздела фаз и их свойств, ¦ ¦
¦ ¦свободные поверхности жидких и твердых фаз, ¦ ¦
¦ ¦границы раздела жидкость-пар (газ) и твердое ¦ ¦
¦ ¦тело-жидкость, внутрифазовые границы, основные¦ ¦
¦ ¦параметры и явления. Химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды; экология и здоровье человека; глобаль- ¦ ¦
¦ ¦ные проблемы окружающей среды; экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международ- ¦ ¦
¦ ¦ное сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦200 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦205 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1985 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1804 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦170 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.01¦Начертательная геометрия ¦102 ¦
¦ ¦ Предмет начертательной геометрии; задание ¦ ¦
¦ ¦точки, прямой, плоскости и многогранников на ¦ ¦
¦ ¦комплексном чертеже Монжа; позиционные задачи;¦ ¦
¦ ¦метрические задачи; способы преобразования ¦ ¦
¦ ¦чертежа; многогранники; кривые линии; ¦ ¦
¦ ¦поверхности; поверхности вращения; линейчатые ¦ ¦
¦ ¦поверхности; винтовые поверхности; циклические¦ ¦
¦ ¦поверхности; обобщенные позиционные задачи; ¦ ¦
¦ ¦метрические задачи; построение разверток ¦ ¦
¦ ¦поверхностей; касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности; аксонометрические проекции ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.02¦Инженерная графика ¦68 ¦
¦ ¦ Конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; элементы геометрии деталей; изобра- ¦ ¦
¦ ¦жения, надписи, обозначения; аксонометрические¦ ¦
¦ ¦проекции деталей; изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦элементов деталей; изображение и обозначение ¦ ¦
¦ ¦резьбы; рабочие чертежи деталей; выполнение ¦ ¦
¦ ¦эскизов деталей машин; изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц; сборочный чертеж изделий ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦306 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теория механизмов и машин ¦68 ¦
¦ ¦ Основные понятия теории механизмов и машин; ¦ ¦
¦ ¦основные виды механизмов; структурный анализ ¦ ¦
¦ ¦и синтез механизмов; кинематический анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; кинетостатический анализ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; динамический анализ и синтез ¦ ¦
¦ ¦механизмов; колебания в механизмах; линейные ¦ ¦
¦ ¦уравнения в механизмах; нелинейные уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения в механизмах; колебания в рычажных и ¦ ¦
¦ ¦кулачковых механизмах; пневмопривод механиз- ¦ ¦
¦ ¦мов; выбор типа приводов; синтез рычажных ¦ ¦
¦ ¦механизмов; методы оптимизации в синтезе ¦ ¦
¦ ¦механизмов с применением ЭВМ; синтез механиз- ¦ ¦
¦ ¦мов по методу приближения функций; синтез ¦ ¦
¦ ¦передаточных механизмов; синтез по положениям ¦ ¦
¦ ¦звеньев; синтез направляющих механизмов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.02¦Сопротивление материалов ¦119 ¦
¦ ¦ Основные понятия; метод сечений; центральное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие; сдвиг; геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечений; прямой поперечный ¦ ¦
¦ ¦изгиб; кручение; косой изгиб, внецентренное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие; элементы рационального ¦ ¦
¦ ¦проектирования простейших систем; расчет ¦ ¦
¦ ¦статически определимых стержневых систем; ¦ ¦
¦ ¦метод сил, расчет статически неопределимых ¦ ¦
¦ ¦стержневых систем; анализ напряженного и ¦ ¦
¦ ¦деформированного состояния в точке тела; ¦ ¦
¦ ¦сложное сопротивление, расчет по теориям ¦ ¦
¦ ¦прочности, расчет безмоментных оболочек ¦ ¦
¦ ¦вращения; устойчивость стержней; продольно- ¦ ¦
¦ ¦поперечный изгиб; расчет движущихся с ускоре- ¦ ¦
¦ ¦нием элементов конструкций; удар; усталость; ¦ ¦
¦ ¦расчет по несущей способности ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.03¦Детали машин и основы конструирования ¦119 ¦
¦ ¦ Классификация механизмов, узлов и деталей. ¦ ¦
¦ ¦Основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки. Требования к деталям, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности и влияющие на них факторы. ¦ ¦
¦ ¦Механические передачи: зубчатые, червячные, ¦ ¦
¦ ¦планетарные, волновые, рычажные, фрикционные, ¦ ¦
¦ ¦ременные, цепные, передача винт-гайка; расчеты¦ ¦
¦ ¦передач на прочность и жесткость. ¦ ¦
¦ ¦ Подшипники качения и скольжения, выбор и ¦ ¦
¦ ¦расчеты на прочность. Уплотнительные ¦ ¦
¦ ¦устройства. ¦ ¦
¦ ¦ Конструкция подшипниковых узлов. Соединения ¦ ¦
¦ ¦деталей: резьбовые, заклепочные, сварные, ¦ ¦
¦ ¦паяные, клеевые, с натягом, шпоночные, зубча- ¦ ¦
¦ ¦тые, штифтовые, клеммовые, профильные; кон- ¦ ¦
¦ ¦струкция и расчеты соединений на прочность. ¦ ¦
¦ ¦Упругие элементы. Муфты механических приводов.¦ ¦
¦ ¦Корпусные детали механизмов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Электротехника и электроника ¦272 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Общая электротехника и электроника ¦272 ¦
¦ ¦ Электрические и магнитные цепи; основные ¦ ¦
¦ ¦определения, топологические параметры и ¦ ¦
¦ ¦методы расчета электрических цепей; анализ и ¦ ¦
¦ ¦расчет линейных цепей переменного тока; анализ¦ ¦
¦ ¦и расчет электрических цепей с нелинейными ¦ ¦
¦ ¦элементами; анализ и расчет магнитных цепей; ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины; электромагнитные устройства; ¦ ¦
¦ ¦трансформаторы; машины постоян

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652300 - СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также