НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652300 - СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
275 тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652300 - СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Системы управления
движением и навигация
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
181000 - Управляющие, пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов;
181200 - Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации;
210500 - Системы управления летательными аппаратами.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Системы управления движением и навигация при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности по направлению подготовки - Системы управления движением и навигация есть область науки и техники, основанная на объединении взаимодействующих информационных, вычислительных, энергетических и механических систем, построенных на элементах и узлах высокоточной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающем проектирование и производство качественно новых адаптивных, оптимальных и интеллектуальных систем управления движением и навигационных комплексов для подвижных объектов различного назначения.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются приборы и системы ориентации и управления, пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов, морских и речных судов и подвижных объектов других типов, методы их исследования, принципы и способы их проектирования и производства, методы и средства испытаний и контроля приборов, систем и комплексов в целом.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки - Системы управления движением и навигация может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению - Системы управления движением и навигация подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность:
- анализ летательных и подвижных аппаратов различного назначения как объектов ориентации, стабилизации и управления;
- создание математических моделей движения подвижного объекта и комплексов взаимодействующих подвижных объектов, позволяющих прогнозировать тенденцию развития их как объектов управления и тактики их применения;
- разработка методик математического и полунатурного моделирования динамических систем "подвижной объект - комплекс ориентации, управления, навигации и электроэнергетических систем подвижных объектов";
- разработка программ и методик испытания приборов, систем и комплексов по соответствующему профилю деятельности.
Проектно-конструкторская деятельность:
- формулирование целей проектирования приборов, систем и комплексов, обеспечение выбора критериев и показателей проектирования, построение их структур и схем с учетом специфики объекта назначения и экологических аспектов;
- разработка вариантов решения проблемы, системный анализ этих вариантов, определение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности и с целью планирования реализации проекта;
- разработка опытных образцов приборов, систем и комплексов соответствующего профиля;
- использование компьютерных технологий при разработке новых образцов элементов, приборов, систем и комплексов;
- разработка технических условий, стандартов и технических описаний элементов, приборов, систем и комплексов.
Производственно-технологическая деятельность:
- разработка технологических процессов изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем управления, пилотажно-навигационных и электроэнергетических комплексов подвижных объектов;
- организация эффективного входного контроля комплектующих элементов, узлов и агрегатов систем управления и навигации и электроэнергетических комплексов;
- организация метрологического контроля основных параметров прецизионных приборов, систем управления, навигационных и электроэнергетических комплексов в процессе их изготовления;
- использование компьютерных технологий в процессе подготовки производства, изготовления и контроля приборов и комплексов соответствующего направления.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация в опытном, серийном производстве и на испытательных базах работы коллектива исполнителей, принятие решений по управлению в условиях рыночной экономики, нахождение компромиссных решений;
- оценка затрат на производство, отладку и внедрение в серийное производство разработанных образцов новой техники, осуществление кооперации с исполнителями смежных специальностей в решении комплексных задач, связанных с приборами, системами и комплексами.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- выполнение на основе системного подхода научно-исследовательских, проектно-конструкторских, организационно-технологических и производственно-управленческих работ в своей профессиональной деятельности;
- разработка и исследование моделей описания и прогнозирования развития систем управления движением и методов навигации подвижных объектов;
- организация на научной основе своего труда, применение компьютерных методов сбора, хранения, обработки и анализа информации, применяемых в сфере его профессиональной деятельности;
- формулировка задач, связанных с реализацией профессиональных функций, с использованием для их решения методов изучаемых им наук;
- использование специальной литературы и других информационных данных (в том числе на иностранных языках) для решения профессиональных задач;
- принятие профессиональных решений на базе комплекса данных о требуемых свойствах проектируемой техники;
- технико-экономическое обоснование и анализ разрабатываемой техники и технологических процессов.
Инженер методически и психологически подготовлен к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, приборам, системам и комплексам в целом;
- современные достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт по принципам построения, проектирования, исследования, испытания и эксплуатации приборов, систем и комплексов управления движением, навигационных и электроэнергетических комплексов;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты и экологии.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Системы управления движением и навигация, подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Системы управления движением и навигация
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
- ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Системы управления
движением и навигация
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транск- ¦ ¦
¦ ¦рипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. Понятие дифференциации ¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, терми- ¦ ¦
¦ ¦нологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦другая). Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об обиход- ¦ ¦
¦ ¦но-литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура ¦ ¦
¦ ¦и традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых лекси- ¦ ¦
¦ ¦ко-грамматических средств в основных коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кативных ситуациях неофициального и официаль- ¦ ¦
¦ ¦ного общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад). Аудирование. Понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых произведе-¦ ¦
¦ ¦ний: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федера- ¦ ¦
¦ ¦ции о физической культуре и спорте. Физическая¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и специ- ¦ ¦
¦ ¦альная подготовка в системе физического вос- ¦ ¦
¦ ¦питания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоя- ¦ ¦
¦ ¦тельных занятий и самоконтроль за состоянием ¦ ¦
¦ ¦своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ- ¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого пересе- ¦ ¦
¦ ¦ления народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государст- ¦ ¦
¦ ¦венности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий- ¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-¦ ¦
¦ ¦вание сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолю- ¦ ¦
¦ ¦тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общенаци- ¦ ¦
¦ ¦онального кризиса. Революция 1917 г. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е гг. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, обществен- ¦ ¦
¦ ¦но-политическая жизнь, культура, внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственнос-¦ ¦
¦ ¦ти (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикаль-¦ ¦
¦ ¦ной социально-экономической модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Культура в современной России. Внешне- ¦ ¦
¦ ¦политическая деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культу- ¦ ¦
¦ ¦ры. Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитарная ¦ ¦
¦ ¦и массовая культуры. Восточные и западные типы¦ ¦
¦ ¦культур. Специфические и "серединные" культу- ¦ ¦
¦ ¦ры. Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. Инкульту- ¦ ¦
¦ ¦рация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская политическая традиция: истоки, социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные основания, историческая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Современные политологические школы. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ское общество, его происхождение и особен- ¦ ¦
¦ ¦ности. Особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России. Институциональные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Политическая власть. Политическая ¦ ¦
¦ ¦система. Политические режимы, политические ¦ ¦
¦ ¦партии, электоральные системы. Политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы. Политические конфликты ¦ ¦
¦ ¦и способы их разрешения. Политические техно- ¦ ¦
¦ ¦логии. Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзакон-¦ ¦
¦ ¦ные акты. Система российского права. Отрасли ¦ ¦
¦ ¦права. Правонарушение и юридическая ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность. Значение законности и правопорядка¦ ¦
¦ ¦в современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния. Взаимные права и обязанности супругов, ¦ ¦
¦ ¦родителей и детей. Ответственность по семей- ¦ ¦
¦ ¦ному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые ¦ ¦
¦ ¦основы защиты государственной тайны. Законо- ¦ ¦
¦ ¦дательные и нормативно-правовые акты в области¦ ¦
¦ ¦защиты информации и государственной тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психо- ¦ ¦
¦ ¦логии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика ¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и деятельность.¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая регу- ¦ ¦
¦ ¦ляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгруп- ¦ ¦
¦ ¦повые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как обще- ¦ ¦
¦ ¦человеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели,¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообра- ¦ ¦
¦ ¦зования. Педагогический процесс. Образова- ¦ ¦
¦ ¦тельная, воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. Воспитание в педагогическом процес- ¦ ¦
¦ ¦се. Общие формы организации учебной деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Урок, лекция, семинарские, практические¦ ¦
¦ ¦и лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда воспи- ¦ ¦
¦ ¦тания и развития личности. Управление образо- ¦ ¦
¦ ¦вательными системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его функци- ¦ ¦
¦ ¦онирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы уни- ¦ ¦
¦ ¦фикации языка служебных документов. Интерна- ¦ ¦
¦ ¦циональные свойства русской официально-деловой¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядительных¦ ¦
¦ ¦документов. Язык и стиль коммерческой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов. Реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ- ¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления совершен-¦ ¦
¦ ¦ствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. Общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты. Мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность.¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная органи- ¦ ¦
¦ ¦зация. Социальные движения. Социальное нера- ¦ ¦
¦ ¦венство, стратификация и социальная мобиль- ¦ ¦
¦ ¦ность. Понятие социального статуса. Социальное¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. Общест-¦ ¦
¦ ¦венное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России ¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и необхо- ¦ ¦
¦ ¦димость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси- ¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци- ¦ ¦
¦ ¦ональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные революции¦ ¦
¦ ¦и смены типов рациональности. Наука и техника.¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме- ¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его факто- ¦ ¦
¦ ¦ры. Закон убывающей предельной производитель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. ¦ ¦
¦ ¦Выручка и прибыль. Принцип максимизации при- ¦ ¦
¦ ¦были. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Моно- ¦ ¦
¦ ¦полистическая конкуренция. Олигополия. Анти- ¦ ¦
¦ ¦монопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предло- ¦ ¦
¦ ¦жение труда. Заработная плата и занятость. ¦ ¦
¦ ¦Рынок капитала. Процентная ставка и инвести- ¦ ¦
¦ ¦ции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в эконо- ¦ ¦
¦ ¦мике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1678 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1533 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01.01 ¦Математика (общий курс) ¦612 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; операционное исчис- ¦ ¦
¦ ¦ление; вероятность и статистика: теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, случайные процессы, статисти- ¦ ¦
¦ ¦ческое оценивание и проверка гипотез, статис- ¦ ¦
¦ ¦тические методы обработки экспериментальных ¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01.02 ¦Системы аналитических вычислений ¦88 ¦
¦ ¦ Классификация систем аналитических вычисле- ¦ ¦
¦ ¦ний. Основные алгоритмы, обеспечивающие сис- ¦ ¦
¦ ¦темы аналитических вычислений. Системы ¦ ¦
¦ ¦аналитических вычислений REDUCE, MAPLE, ¦ ¦
¦ ¦MathCad и т.п. управление системами. Структура¦ ¦
¦ ¦данных и объекты. Алгоритмы автоматизированно-¦ ¦
¦ ¦го получения уравнений, описывающих системы ¦ ¦
¦ ¦управления движением и навигации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦204 ¦
¦ ¦ Понятие, общая характеристика процессов ¦ ¦
¦ ¦сбора, передачи, обработки и накопления ин- ¦ ¦
¦ ¦формации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач;¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных;¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦425 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦136 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсионные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализа- ¦ ¦
¦ ¦торы, каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры. Химическая термодинамика и кинети- ¦ ¦
¦ ¦ка: энергетика химических процессов, химичес- ¦ ¦
¦ ¦кое и фазовое равновесие, скорость реакции и ¦ ¦
¦ ¦методы ее регулирования, колебательные реак- ¦ ¦
¦ ¦ции. Реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦Периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, компли- ¦ ¦
¦ ¦ментарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, анали- ¦ ¦
¦ ¦тический сигнал, химический, физико-химический¦ ¦
¦ ¦и физический анализ, химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦68 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и среды;¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды; экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природоиспользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права; ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международ- ¦ ¦
¦ ¦ное сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦75 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦70 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2187 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00. ¦Федеральный компонент ¦1956 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦221 ¦
¦ ¦ 1. Начертательная геометрия ¦ ¦
¦ ¦ Введение. Предмет начертательной геометрии. ¦ ¦
¦ ¦Задание точки, прямой, плоскости и многогран- ¦ ¦
¦ ¦ников на комплексном чертеже Монжа. Позицион- ¦ ¦
¦ ¦ные задачи. Метрические задачи. Способы ¦ ¦
¦ ¦преобразования чертежа. Многогранники. Кривые ¦ ¦
¦ ¦линии. Поверхности. Поверхности вращения. ¦ ¦
¦ ¦Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Циклические поверхности. Обобщенные позицион- ¦ ¦
¦ ¦ные задачи. Метрические задачи. Построение ¦ ¦
¦ ¦разверток поверхностей. Касательные линии и ¦ ¦
¦ ¦плоскости к поверхности. Аксонометрические ¦ ¦
¦ ¦проекции. ¦ ¦
¦ ¦ 2. Инженерная графика ¦ ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. Изобра- ¦ ¦
¦ ¦жения, надписи, обозначения. Аксонометрические¦ ¦
¦ ¦проекции деталей. Изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦элементов деталей. Изображение и обозначение ¦ ¦
¦ ¦резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение ¦ ¦
¦ ¦эскизов деталей машин. Изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц. Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦411 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теоретическая механика ¦190 ¦
¦ ¦ Кинематика. Предмет кинематики. Векторный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Естественный ¦ ¦
¦ ¦способ задания движения точки. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦абсолютно твердом теле. Вращение твердого ¦ ¦
¦ ¦тела вокруг неподвижной оси. Плоское движение ¦ ¦
¦ ¦твердого тела и движение плоской фигуры в ее ¦ ¦
¦ ¦плоскости. Движение твердого тела вокруг ¦ ¦
¦ ¦неподвижной точки или сферическое движение. ¦ ¦
¦ ¦Общий случай движения свободного твердого ¦ ¦
¦ ¦тела. Абсолютное и относительное движение ¦ ¦
¦ ¦точки. Сложное движение твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦ Динамика и элементы статики. Предмет динамики¦ ¦
¦ ¦и статики. Законы механики Галилея - Ньютона. ¦ ¦
¦ ¦Задачи динамики. Свободные прямолинейные ¦ ¦
¦ ¦колебания материальной точки. Относительное ¦ ¦
¦ ¦движение материальной точки. Механическая ¦ ¦
¦ ¦система. Масса системы. Дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения механической системы. ¦ ¦
¦ ¦Количество движения материальной точки и ¦ ¦
¦ ¦механической системы. Момент количества ¦ ¦
¦ ¦движения материальной точки относительно ¦ ¦
¦ ¦центра и оси. Кинетическая энергия материаль- ¦ ¦
¦ ¦ной точки и механической системы. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦силовом поле. Система сил. Аналитические ¦ ¦
¦ ¦условия равновесия произвольной системы сил. ¦ ¦
¦ ¦Центр тяжести твердого тела и его координаты. ¦ ¦
¦ ¦Принцип Даламбера для материальной точки. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения поступательного ¦ ¦
¦ ¦движения твердого тела. Определение динами- ¦ ¦
¦ ¦ческих реакций подшипников при вращении ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной оси. Движение¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной точки. ¦ ¦
¦ ¦Элементарная теория гироскопа. Связи и их ¦ ¦
¦ ¦уравнения. Принцип возможных перемещений. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные координаты системы. Дифференциаль- ¦ ¦
¦ ¦ные уравнения движения механической системы в ¦ ¦
¦ ¦обобщенных координатах или уравнения Лагранжа ¦ ¦
¦ ¦второго рода. Принцип Гамильтона - Остроград- ¦ ¦
¦ ¦ского. Понятие об устойчивости равновесия. ¦ ¦
¦ ¦Малые свободные колебания механической сис- ¦ ¦
¦ ¦темы с двумя (или n) степенями свободы и их ¦ ¦
¦ ¦свойства, собственные частоты и коэффициенты ¦ ¦
¦ ¦формы. ¦ ¦
¦ ¦ Явление удара. Теорема об изменении кинети- ¦ ¦
¦ ¦ческого момента механической системы при ударе¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.02¦Детали машин и основы конструирования ¦119 ¦
¦ ¦ Классификация узлов, механизмов и деталей. ¦ ¦
¦ ¦Основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки. Требования к деталям, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности и влияющие на них факторы. ¦ ¦
¦ ¦Механические передачи: зубчатые, червячные, ¦ ¦
¦ ¦планетарные, волновые, рычажные, фрикционные, ¦ ¦
¦ ¦ременные, цепные, передачи винт-гайка; расчеты¦ ¦
¦ ¦ты передач на прочность. Валы и оси, конструк-¦ ¦
¦ ¦ция и расчеты на прочность. Подшипники качения¦ ¦
¦ ¦и скольжения, выбор и расчеты на прочность. ¦ ¦
¦ ¦Уплотнительные устройства. Конструкции ¦ ¦
¦ ¦подшипниковых узлов. Соединения деталей: ¦ ¦
¦ ¦резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, ¦ ¦
¦ ¦клеевые, с натягом, шпоночные, зубчатые, ¦ ¦
¦ ¦штифтовые, клеммовые, профильные; конструкция ¦ ¦
¦ ¦и расчеты соединений на прочность. Упругие ¦ ¦
¦ ¦элементы. Муфты механических приводов. ¦ ¦
¦ ¦Корпусные детали механизмов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.03¦Прикладная гидроаэродинамика и ¦102 ¦
¦ ¦термогазодинамика ¦ ¦
¦ ¦ Основные уравнения гидроаэродинамики; аэро- ¦ ¦
¦ ¦динамические силы и моменты, действующие на ¦ ¦
¦ ¦подвижный объект; распределение возмущений в ¦ ¦
¦ ¦газовой среде; обтекание твердых тел сверх- ¦ ¦
¦ ¦звуковым потоком; физическая картина возник- ¦ ¦
¦ ¦новения аэродинамических сил и моментов; ¦ ¦
¦ ¦экспериментальное определение аэродинамических¦ ¦
¦ ¦коэффициентов. Определение летных и ¦ ¦
¦ ¦маневренных характеристик подвижного объекта; ¦ ¦
¦ ¦основные уравнения гидродинамики; первый и ¦ ¦
¦ ¦второй законы термодинамики; приложение пер- ¦ ¦
¦ ¦вого закона термодинамики к идеальным газам; ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы течения газов в каналах ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦136 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦ Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металле, формирование структуры металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов при кристаллизации, пластическая ¦ ¦
¦ ¦деформация, влияние нагрева на структуру и ¦ ¦
¦ ¦свойства деформированного металла, механичес- ¦ ¦
¦ ¦кие свойства металлов и сплавов. Конструк- ¦ ¦
¦ ¦ционные металлы и сплавы. Теория и технология ¦ ¦
¦ ¦термической обработки стали. Химико-термичес- ¦ ¦
¦ ¦кая обработка. Жаропрочные, износостойкие, ¦ ¦
¦ ¦инструментальные и штамповочные сплавы. ¦ ¦
¦ ¦Электротехнические материалы, резина, пласт- ¦ ¦
¦ ¦массы. Специальные материалы (например: ¦ ¦
¦ ¦бериллий, сапфир и т.д. и их сплавы) в ¦ ¦
¦ ¦приборах, системах и комплексах управления и ¦ ¦
¦ ¦методы обработки этих материалов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Электротехника и электроника ¦510 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04.01¦ Теоретические основы электротехники ¦374 ¦
¦ ¦ Основные понятия и законы электромагнитного ¦ ¦
¦ ¦поля и теории электрических и магнитных ¦ ¦
¦ ¦цепей; теория линейных электрических цепей ¦ ¦
¦ ¦(цепи постоянного, синусоидального и несину- ¦ ¦
¦ ¦соидального токов), методы анализа линейных ¦ ¦
¦ ¦цепей с двухполюсными и многополюсными ¦ ¦
¦ ¦элементами; трехфазные цепи; переходные ¦ ¦
¦ ¦процессы в линейных цепях и методы их ¦ ¦
¦ ¦расчета; нелинейные электрические и магнитные ¦ ¦
¦ ¦цепи постоянного и переменного тока; переход- ¦ ¦
¦ ¦ные процессы в нелинейных цепях; аналитические¦ ¦
¦ ¦и численные методы анализа нелинейных цепей; ¦ ¦
¦ ¦цепи с распределенными параметрами ¦ ¦
¦ ¦(установившийся и переходный режимы); цифровые¦ ¦
¦ ¦(дискретные) цепи и их характеристики; теория ¦ ¦
¦ ¦электромагнитного поля, электростатическое ¦ ¦
¦ ¦поле; стационарное электрическое и магнитное ¦ ¦
¦ ¦поля; переменное и электромагнитное поле; ¦ ¦
¦ ¦поверхностный эффект и эффект близости; ¦ ¦
¦ ¦электромагнитное экранирование; численные ¦ ¦
¦ ¦методы расчета электромагнитных полей при ¦ ¦
¦ ¦сложных граничных условиях; современные пакеты¦ ¦
¦ ¦прикладных программ расчета электрических ¦ ¦
¦ ¦цепей и электромагнитных полей на ЭВМ ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04.02¦Общая электротехника и электроника ¦136 ¦
¦ ¦ Введение. Электрические и магнитные цепи. ¦ ¦
¦ ¦Основные определения, топологические параметры¦ ¦
¦ ¦и методы расчета электрических цепей. Анализ и¦ ¦
¦ ¦расчет линейных цепей переменного тока. Анализ¦ ¦
¦ ¦и расчет электрических цепей с нелинейными ¦ ¦
¦ ¦элементами. Анализ и расчет магнитных цепей. ¦ ¦
¦ ¦Электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины. Электромагнитные устройства. ¦ ¦
¦ ¦ Трансформаторы. Машины постоянного тока ¦ ¦
¦ ¦(МПТ). Асинхронные машины. Синхронные машины. ¦ ¦
¦ ¦Основы электроники и электрические измерения. ¦ ¦
¦ ¦ Элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств. Источники вторичного электропита- ¦ ¦
¦ ¦ния. Усилители электрических сигналов. ¦ ¦
¦ ¦Импульсные и автогенераторные устройства. ¦ ¦
¦ ¦Основы цифровой электроники. Микропроцессорные¦ ¦
¦ ¦средства. Электрические измерения и приборы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Метрология, стандартизация и сертификация

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650500 - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также