НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651200 ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
213 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651200 ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста по направлению
Энергомашиностроение
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
101100 - Плазменные энергетические установки;
101200 - Двигатели внутреннего сгорания;
101300 - Котло- и реакторостроение;
101400 - Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели;
101700 - Холодильная, криогенная техника и кондиционирование.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста Энергомашиностроение при очной форме обучения - 5 лет (по образовательной программе 101100 - Плазменные энергетические установки - 5 лет 6 месяцев).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Проектирование, исследование, наладка и монтаж энергетического оборудования, организационно-управленческая деятельность.
1.4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
1. Машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:
- паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;
- парогенераторы;
- ядерные реакторы и энергетические установки;
- паровые, газовые турбины и двигатели;
- камеры сгорания;
- теплообменные аппараты;
- тепловые двигатели и установки;
- системы кондиционирования;
- плазменные энергетические установки;
- холодильные установки;
- компрессоры и вакуумные установки.
2. Исполнительные устройства систем управления работы энергетических машин, установок, двигателей и аппаратов.
3. Вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических установок и двигателей.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускники по направлению подготовки Энергомашиностроение могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская и производственно-технологическая;
- исследовательская;
- эксплуатационное и сервисное обслуживание;
- монтажно-наладочная;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по направлению подготовки Энергомашиностроение подготовлен к решению следующих видов задач:
а) проектно-конструкторская и производственно-технологическая деятельность:
- разработка узлов и элементов энергетических машин, аппаратов и установок;
- расчет элементов энергетического оборудования;
- разработка технических условий и технических заданий на проектирование нового и замещающего энергетического оборудования;
- выбор критериев оценки и сравнения проектируемого оборудования с учетом требований надежности, технологичности, экономичности, безопасности, охраны окружающей среды и конкурентоспособности;
- организация планирования и хода реализации проектных и конструкторских работ;
- использование информационных технологий при проектировании и конструировании технологического оборудования;
б) исследовательская деятельность:
- исследование рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках, в том числе по заданным программам;
- применение методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества и сертификации продукции;
- разработка математических моделей физических процессов, протекающих в энергетических машинах, аппаратах и установках;
- применение методов анализа, синтеза, оптимизации и элементов теории статистики и вероятности при постановке, проведении эксперимента и анализе его результатов;
- разработка алгоритмов и математического обеспечения инженерных расчетов энергетического оборудования;
- использование компьютерных технологий ведения эксперимента и обработки опытных данных;
- анализ состояния динамических характеристик объектов сферы профессиональной деятельности;
в) эксплуатационное и сервисное обслуживание:
- проведение испытаний по определению параметров назначения и оценки работоспособности оборудования;
- выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации;
- наладка энергетических машин, аппаратов и установок;
- руководство проведением работ по техническому обслуживанию двигателей, энергетического оборудования и систем;
- разработка инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования;
г) монтажно-наладочная деятельность:
- организация планирования подготовки хода и контроля монтажных работ по вводу в эксплуатацию энергетического оборудования;
- разработка монтажной и пусконаладочной документации;
- разработка программ и проведение приемосдаточных испытаний энергетического оборудования;
д) организационно-управленческая деятельность:
- внедрение инженерных и конструктивных решений в практику;
- осуществление технического контроля, испытаний и управления качеством в процессе производства;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов ИСО 9000;
- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
- выполняет работы по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- способствует полезному использованию природных и материальных ресурсов;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием, потоками информации;
- разрабатывает методические, нормативные материалы и техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;
- участвует в работах по осуществлению, разработке проектов и программ исследований, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытанием оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, использует современные технические средства и информационные технологии;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, контрольные карты, схемы и другую техническую документацию;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в работе оборудования, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста Энергомашиностроение, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ Государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного
специалиста Энергомашиностроение
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста Энергомашиностроение
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦ лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦
¦ ¦ понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦ понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦ понятие об основных способах словообразо- ¦ ¦
¦ ¦вания; грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи; понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦ говорение; диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦ аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; ¦ ¦
¦ ¦ письмо; виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического источ- ¦ ¦
¦ ¦ника; отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное; методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки; история России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории; ¦ ¦
¦ ¦ античное наследие в эпоху Великого переселе- ¦ ¦
¦ ¦ния народов; проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности; Древняя Русь и кочевники; ¦ ¦
¦ ¦византийско-древнерусские связи; особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси; этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности; принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства; распространение ислама; эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв.; социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв.; Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии; специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства; возвышение Москвы; ¦ ¦
¦ ¦формирование сословной организации общества; ¦ ¦
¦ ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолю- ¦ ¦
¦ ¦тизма; дискуссии о генезисе самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦ особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю; структура федерального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния; крепостное право в России; мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство; становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное; общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в.; реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России; русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦ роль XX столетия в мировой истории; глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов; проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации; революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в.; объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России; ¦ ¦
¦ ¦российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века; политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика; ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса; революция 1917 г.; ¦ ¦
¦ ¦гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия; российская эмиграция; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима; образование СССР; ¦ ¦
¦ ¦культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика; ¦ ¦
¦ ¦ курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг.; ¦ ¦
¦ ¦усиление режима личной власти Сталина; ¦ ¦
¦ ¦сопротивление сталинизму; ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦ социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР и послевоенные годы; ¦ ¦
¦ ¦холодная война; ¦ ¦
¦ ¦ попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80 гг.; нарастание кризисных явлений; ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестрой- ¦ ¦
¦ ¦ка; попытка государственного переворота ¦ ¦
¦ ¦1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения; октябрьские события 1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦ становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности (1993 - 1999 гг.); Россия на пути ¦ ¦
¦ ¦радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации; культура в современной России; ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания; культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культур, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; теоретическая и прикладная культуро-¦ ¦
¦ ¦логия; методы культурологических исследований;¦ ¦
¦ ¦основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦ топология культур; этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные ¦ ¦
¦ ¦и западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой культуре; ¦ ¦
¦ ¦тенденции культурной универсализации в мировом¦ ¦
¦ ¦современном процессе; ¦ ¦
¦ ¦ культура и природа; культура и общество; ¦ ¦
¦ ¦культура и глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; инкультуризация и ¦ ¦
¦ ¦социолизация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; ¦ ¦
¦ ¦ политическая жизнь и властные отношения; роль¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ; ¦ ¦
¦ ¦социальные функции политики; ¦ ¦
¦ ¦ история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности; особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; политичес-¦ ¦
¦ ¦кая власть; политическая система; политические¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; политические отношения и процессы; ¦ ¦
¦ ¦политические конфликты и способы их разре- ¦ ¦
¦ ¦шения; политические технологии; политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент; политическая модернизация; поли- ¦ ¦
¦ ¦тическая организация и движения; политические ¦ ¦
¦ ¦элиты; политическое лидерство; социокультурные¦ ¦
¦ ¦аспекты политики; мировая политика и ¦ ¦
¦ ¦международные отношения; особенности мирового ¦ ¦
¦ ¦политического процесса; национально-государст-¦ ¦
¦ ¦венные интересы России в новой геополитической¦ ¦
¦ ¦ситуации; методология познания политической ¦ ¦
¦ ¦реальности; парадигмы политического знания; ¦ ¦
¦ ¦экспертное политическое знание; политическая ¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право; их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества; норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; основные правовые системы современности;¦ ¦
¦ ¦международное право как особая система права; ¦ ¦
¦ ¦источники российского права; ¦ ¦
¦ ¦ закон и подзаконные акты; система российского¦ ¦
¦ ¦права; отрасли права; правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность; значение закон- ¦ ¦
¦ ¦ности и правопорядка в современном обществе; ¦ ¦
¦ ¦ правовое государство; Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства; ¦ ¦
¦ ¦особенности федеративного устройства России; ¦ ¦
¦ ¦система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические лица;¦ ¦
¦ ¦ право собственности; обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение; наследственное право; брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения; взаимные права и обязан- ¦ ¦
¦ ¦ности супругов, родителей и детей; ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦ трудовой договор (контракт); трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦ понятие преступления; уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦ экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦ особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦ правовые основы защиты государственной тайны;¦ ¦
¦ ¦законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; место психологии в системе наук; ¦ ¦
¦ ¦история развития психологического анализа и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии; индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность; психика ¦ ¦
¦ ¦и организм; психика, поведение и деятельность;¦ ¦
¦ ¦основные функции психики; развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика; структура психики; соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного; основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприятие;¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект; творчество; внимание; мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы; эмоции и чувства; психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности; общение и ¦ ¦
¦ ¦речь; психология личности; межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; психология малых групп; межгруп- ¦ ¦
¦ ¦повые отношения и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦ педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача; образование как ¦ ¦
¦ ¦общественная ценность; образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс; образовательная система России; цели,¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообра- ¦ ¦
¦ ¦зования; педагогический процесс; образова- ¦ ¦
¦ ¦тельная, воспитательная и развивающая функция ¦ ¦
¦ ¦обучения; воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе; общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация; методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческим процессом; семья как субъект педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческого воздействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности; управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦ речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи; ¦ ¦
¦ ¦ функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка; взаимодействие функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦ научный стиль; специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи; речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦
¦ ¦ официально-деловой стиль, сфера его функци- ¦ ¦
¦ ¦онирования, жанровое разнообразие; языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов; приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов; ¦ ¦
¦ ¦интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов; реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи; правила оформления документов;¦ ¦
¦ ¦речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦ жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле; особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи; оратор и его аудитория;¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов; подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи; ¦ ¦
¦ ¦основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов; словесное оформ- ¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления; понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи; ¦ ¦
¦ ¦ разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦ культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские пред- ¦ ¦
¦ ¦посылки социологии как науки; социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта; классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории; современные социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦русская социологическая мысль; общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты; мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации; социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности; виды общностей; общность и личность;¦ ¦
¦ ¦малые группы и коллективы; социальная ¦ ¦
¦ ¦организация; социальные движения; социальное ¦ ¦
¦ ¦первенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность; понятие социального статуса; ¦ ¦
¦ ¦социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; взаимодействие экономи- ¦ ¦
¦ ¦ки, социальных отношений и культуры; личность ¦ ¦
¦ ¦как социальный тип; социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация; личность как деятельный субъект; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; концепция социального прогресса; ¦ ¦
¦ ¦формирование мировой системы; место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе; методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского¦ ¦
¦ ¦знания; ¦ ¦
¦ ¦ учение о бытии; монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия; самоорганизация бытия;¦ ¦
¦ ¦понятия материального и идеального; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика; детерминизм и индетерминизм; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статические закономерности; ¦ ¦
¦ ¦научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира; ¦ ¦
¦ ¦ человек, общество, культура; человек и ¦ ¦
¦ ¦природа; общество и его структура; гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство; человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей; человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость; формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦ смысл человеческого бытия; насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие; свобода и ответственность; мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право; нравственные ценности; ¦ ¦
¦ ¦представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах; эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни; религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода личности; ¦ ¦
¦ ¦ сознание и познание; сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности; проблема истины; действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык; научное и ¦ ¦
¦ ¦ненаучное знание; критерии научности; структу-¦ ¦
¦ ¦ра научного познания, его методы и формы; рост¦ ¦
¦ ¦научного знания; научные революции и смена ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности; наука и техника; ¦ ¦
¦ ¦ будущее человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические ¦ ¦
¦ ¦системы; основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории; методы экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦ микроэкономика; рынок; спрос и предложение; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос; эффект дохода и эффект замеще-¦ ¦
¦ ¦ния; эластичность; предложение и его факторы; ¦ ¦
¦ ¦закон убывающей предельной производительности;¦ ¦
¦ ¦эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка¦ ¦
¦ ¦и прибыль; принцип максимизации прибыли; ¦ ¦
¦ ¦предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли; эффективность конкурентных рынков; ¦ ¦
¦ ¦рыночная власть; монополия; монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция; олигополия; антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование; спрос на факторы производства; ¦ ¦
¦ ¦рынок труда; спрос и предложение труда; ¦ ¦
¦ ¦заработная плата и занятость; рынок капитала; ¦ ¦
¦ ¦процентная ставка и инвестиции; рынок земли; ¦ ¦
¦ ¦рента; общее равновесие и благосостояние; ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; неравенство; высшие ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага; роль ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦
¦ ¦ макроэкономика; национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения; инвестиции; государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги; эффект мультипликатора; ¦ ¦
¦ ¦бюджетно-налоговая политика; деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции; равновесие на денежном рынке; ¦ ¦
¦ ¦денежный мультипликатор; банковская система; ¦ ¦
¦ ¦денежно-кредитная политика; экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦ особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательство; теневая экономика; рынок труда; ¦ ¦
¦ ¦распределение и доходы; преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере; структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике; формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2200 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1980 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения,¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры; ¦ ¦
¦ ¦ геометрия: аналитическая геометрия, много- ¦ ¦
¦ ¦мерная евклидова геометрия, дифференциальная ¦ ¦
¦ ¦геометрия кривых и поверхностей, элементы ¦ ¦
¦ ¦топологий; ¦ ¦
¦ ¦ дискретная математика: логические исчисления,¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; анализ: ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного перемен- ¦ ¦
¦ ¦ного, дифференциальные уравнения; вероятность ¦ ¦
¦ ¦и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы обработки¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Информатизация и компьютеризация общества, ¦ ¦
¦ ¦информационные ресурсы и информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии, базовые понятия алгоритмизации и ¦ ¦
¦ ¦программирования задач, языки программирова- ¦ ¦
¦ ¦ния, основы современной технологии разработки ¦ ¦
¦ ¦алгоритмов и программ, операционные системы и ¦ ¦
¦ ¦среды и их эволюция (на примере MS-DOS, Norton¦ ¦
¦ ¦Commander , Windows); прикладное программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ЭВМ на примере 1 - 2 систем, ¦ ¦
¦ ¦функционирующих в среде Windows (Excel, Win ¦ ¦
¦ ¦Word); компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03.01 ¦Общая физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики: понятие состояния¦ ¦
¦ ¦в классической механике, уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, основы релятивистской ¦ ¦
¦ ¦механики, принцип относительности в механике, ¦ ¦
¦ ¦кинематика и динамика твердого тела, жидкостей¦ ¦
¦ ¦и газов; электричество и магнетизм: ¦ ¦
¦ ¦электростатика и магнетостатика в вакууме и ¦ ¦
¦ ¦веществе, уравнения Максвелла в интегральной и¦ ¦
¦ ¦дифференциальной формах, материальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения, квазистационарные токи, принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в электродинамике; физика ¦ ¦
¦ ¦колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, нормальные моды, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн, элементы Фурье-оптики; ¦ ¦
¦ ¦квантовая физика: корпускулярно-волновой ¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, принцип суперпозиции, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, операторы физических ¦ ¦
¦ ¦величин, энергетический спектр атомов и ¦ ¦
¦ ¦молекул, природа химической связи; физический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03.02 ¦Термодинамика и тепломассообмен ¦200 ¦
¦ ¦ Первый закон термодинамики; виды энергии; ¦ ¦
¦ ¦теплота и работа, внутренняя энергия, ¦ ¦
¦ ¦энтальпия; термодинамические свойства и ¦ ¦
¦ ¦процессы идеального газа, молекулярно-кине- ¦ ¦
¦ ¦тическая теория теплоемкости газов, основные ¦ ¦
¦ ¦процессы идеальных газов, смеси газов; второй ¦ ¦
¦ ¦закон термодинамики; термодинамические циклы ¦ ¦
¦ ¦и их КПД; цикл Карно; обратимые и необратимые ¦ ¦
¦ ¦процессы; энтропия; энергия тепла и потока ¦ ¦
¦ ¦вещества; общие свойства реальных газов и ¦ ¦
¦ ¦жидкостей; критические параметры; сжимаемость;¦ ¦
¦ ¦фазовые переходы; правило Гиббса, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Клапейрона - Клаузиуса и Ван-дер-Ваальса; ¦ ¦
¦ ¦характеристические функции и основные ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦термодинамические свойства рабочих тел ¦ ¦
¦ ¦энергетических установок и аппаратов; циклы ¦ ¦
¦ ¦энергетических установок и аппаратов; ¦ ¦
¦ ¦внутренний КПД цикла; термодинамика потока; ¦ ¦
¦ ¦газовые и комбинированные циклы; истечение из ¦ ¦
¦ ¦сопел; способы распространения теплоты; ¦ ¦
¦ ¦теплопроводность; механизм процесса, темпера- ¦ ¦
¦ ¦турное поле, тепловой поток и его плотность; ¦ ¦
¦ ¦закон Фурье; коэффициент теплопроводности; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное уравнение теплопроводности; ¦ ¦
¦ ¦закон Ньютона - Рихмана; передача теплоты ¦ ¦
¦ ¦через стенку; способы интенсификации ¦ ¦
¦ ¦теплопередачи; математическое описание и ¦ ¦
¦ ¦методы решения задач конвективного теплообмена¦ ¦
¦ ¦в однофазной среде; основы теории подобия и ¦ ¦
¦ ¦моделирования; отдельные задачи конвективного ¦ ¦
¦ ¦теплообмена в однофазной среде; теплообмен при¦ ¦
¦ ¦фазовых превращениях; основы теплообмена ¦ ¦
¦ ¦излучением; расчет теплопередачи в аппаратах ¦ ¦
¦ ¦энергетических установок ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катали- ¦ ¦
¦ ¦заторы и каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры; химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦ реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, комплемен-¦ ¦
¦ ¦тарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико- ¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; глобаль- ¦ ¦
¦ ¦ные проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международ- ¦ ¦
¦ ¦ное сотрудничество в области охраны окружающей¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теоретическая механика ¦260 ¦
¦ ¦ Статика: приведение системы сил к простейшему¦ ¦
¦ ¦виду; условия равновесия абсолютно твердого ¦ ¦
¦ ¦тела и системы тел; центр тяжести; трение ¦ ¦
¦ ¦скольжения и трение качения; ¦ ¦
¦ ¦ кинематика: кинематика точки; кинематика ¦ ¦
¦ ¦твердого тела (поступательное, вращательное, ¦ ¦
¦ ¦плоскопараллельное, сферическое, произвольное ¦ ¦
¦ ¦движения); сложное движение точки и твердого ¦ ¦
¦ ¦тела; ¦ ¦
¦ ¦ динамика: динамика точки в инерциальной и ¦ ¦
¦ ¦неинерциальной системах отсчета; уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения системы материальных точек; общие ¦ ¦
¦ ¦теоремы динамики механических систем; динамика¦ ¦
¦ ¦твердого тела (поступательное, вращательное, ¦ ¦
¦ ¦плоскопараллельное, сферическое, произвольное ¦ ¦
¦ ¦движения); принцип Даламбера; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦гироскопов; теория удара; ¦ ¦
¦ ¦ аналитическая механика: принцип возможных ¦ ¦
¦ ¦перемещений; общее уравнение динамики; ¦ ¦
¦ ¦уравнения Лагранжа второго рода в обобщенных ¦ ¦
¦ ¦координатах; вариационные принципы механики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦220 ¦
¦ ¦компонент, включая дисциплины по выбору ¦ ¦
¦ ¦студента ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2060 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1860 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
¦ ¦ Методы проецирования; координатный метод; ¦ ¦
¦ ¦позиционные задачи; метрические свойства ¦ ¦
¦ ¦прямоугольных проекций; преобразование проек- ¦ ¦
¦ ¦ций и изображений; многогранники; поверхности ¦ ¦
¦ ¦вращения; винтовые поверхности; аксонометри- ¦ ¦
¦ ¦ческие проекции; решение задач инженерной ¦ ¦
¦ ¦графики средствами компьютерной графики; ¦ ¦
¦ ¦конструкторская документация, стандарты, ¦ ¦
¦ ¦ЕСКД; стадии и основы разработки конструктор- ¦ ¦
¦ ¦ской документации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦237 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦ Методы получения материалов, металлургические¦ ¦
¦ ¦способы производства материалов; физические ¦ ¦
¦ ¦основы материаловедения; свойства материалов ¦ ¦
¦ ¦и их связь с типом химических связей, ¦ ¦
¦ ¦кристаллическим строением, дефектами решеток, ¦ ¦
¦ ¦фазово-структурным состоянием; свойства ¦ ¦
¦ ¦структур; механизм деформации и разрушения, ¦ ¦
¦ ¦наклеп, рекристаллизация, деформационное ¦ ¦
¦ ¦старение; сверхпластичность; формирование ¦ ¦
¦ ¦структуры и свойств сплавов, поверхностного ¦ ¦
¦ ¦слоя; материалы машино- и приборостроения: ¦ ¦
¦ ¦виды, состав, структура, механические и ¦ ¦
¦ ¦технологические свойства, поведение в ¦ ¦
¦ ¦эксплуатационных условиях, маркировка, область¦ ¦
¦ ¦применения; экономическая и экологическая ¦ ¦
¦ ¦эффективность материалов; получение заготовок ¦ ¦
¦ ¦и деталей литьем и обработкой давлением; ¦ ¦
¦ ¦основы технологии прокатки, свободной ковки, ¦ ¦
¦ ¦объемной и листовой штамповки, прессования; ¦ ¦
¦ ¦виды сварки металлов; расчет параметров режима¦ ¦
¦ ¦сварки; виды контроля и дефектоскопии сварных ¦ ¦
¦ ¦швов и соединений; кислородная резка металла; ¦ ¦
¦ ¦общие сведения о технологии процесса резания; ¦ ¦
¦ ¦токарная обработка металлов; обработка ¦ ¦
¦ ¦отверстий сверлением, зенкерованием и ¦ ¦
¦ ¦развертыванием; фрезерование; организация ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих технологических линий ¦ ¦
¦ ¦энергомашиностроительного производства ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Механика ¦560 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Механика материалов и конструкций ¦240 ¦
¦ ¦ Понятие о прочности, жесткости и устойчивости¦ ¦
¦ ¦элементов конструкции; гипотезы механики ¦ ¦
¦ ¦деформируемого твердого тела; внутренние ¦ ¦
¦ ¦силовые факторы; методы сечений; расчет ¦ ¦
¦ ¦стержней на растяжение (сжатие); статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимые системы; метод сил; предельное ¦ ¦
¦ ¦состояние и предельные напряжения, коэффициент¦ ¦
¦ ¦запаса; геометрические характеристики плоских ¦ ¦
¦ ¦сечений; виды изгибов, нормальные напряжения, ¦ ¦
¦ ¦расчет на прочность; кручение; условия ¦ ¦
¦ ¦прочности и жесткости; основы теории ¦ ¦
¦ ¦напряженно-деформированного состояния; сложные¦ ¦
¦ ¦виды деформаций; расчет резервуаров, корпусных¦ ¦
¦ ¦конструкций трубопроводов и дисков; расчеты ¦ ¦
¦ ¦на усталость; динамические расчеты элементов ¦ ¦
¦ ¦конструкций; устойчивость элементов ¦ ¦
¦ ¦конструкций; основные уравнения линейной ¦ ¦
¦ ¦теории упругости; вариационные принципы ¦ ¦
¦ ¦механики деформируемого твердого тела; метод ¦ ¦
¦ ¦конечных элементов; основные уравнения теории ¦ ¦
¦ ¦пластичности; основы механики разрушения; ¦ ¦
¦ ¦ползучесть; малоцикловая усталость ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.02¦Детали машин и основы конструирования ¦320 ¦
¦ ¦ Общая методология и логика решения проектных ¦ ¦
¦ ¦задач; системный подход в проектировании ¦ ¦
¦ ¦технических систем; понятие элементной базы; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия теории механизмов и машин; ¦ ¦
¦ ¦основные виды механизмов; структурный анализ ¦ ¦
¦ ¦и синтез механизмов; взаимозаменяемость; ¦ ¦
¦ ¦система допусков и посадок; передачи механиче-¦ ¦
¦ ¦ского движения: классификация, структурные ¦ ¦
¦ ¦схемы, сравнительные характеристики, ¦ ¦
¦ ¦параметры, критерии работоспособности; валы и ¦ ¦
¦ ¦оси: варианты исполнения, критерии проектиро- ¦ ¦
¦ ¦вания, расчет на прочность; подшипники: типы, ¦ ¦
¦ ¦режим работы, область применения, расчет, ¦ ¦
¦ ¦посадки; соединения и муфты; техническое ¦ ¦
¦ ¦задание, исходные данные и структура процесса ¦ ¦
¦ ¦проектирования; параметрический синтез

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650900 - ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также