НАПРАВЛЕНИЕ 561100 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА (утв. Минобразованием РФ 23.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
23 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по рыболовству
В.В.ГАЛАГАН
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
190с/маг
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 561100 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Общая характеристика направления
561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр рыбного хозяйства.
Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки магистра по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
экосистемы естественных и искусственных водоемов, гидробионты; технологические процессы искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, оборудование предприятий аквакультуры.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы - к научно-педагогической деятельности).
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр рыбного хозяйства подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
- осуществление сложных экспериментов и наблюдений;
- обработка, анализ результатов экспериментов и наблюдений;
- участие в составлении планов и методических программ исследований и разработок;
- участие в составлении практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области водных биоресурсов и аквакультуры;
- принимает участие в полевых и экспериментальных рыбохозяйственных исследовательских работах;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок;
- консультирует по вопросам проектирования предприятий аквакультуры, разработки прогрессивных технологических процессов, производства конкурентоспособной продукции аквакультуры.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
03.00.10 - Ихтиология;
03.00.19 - Паразитология;
03.00.13 - Физиология;
03.00.18 - Гидробиология.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
561101 - Ихтиология
Современные проблемы систематики, филогении и зоогеографии рыб; внутрипопуляционная дифференциация рыб; экологическая структура видов и популяций; современные методы фаунистических исследований; исследование сукцессионных процессов в рыбных сообществах; продуктивность видов в ареале; трофодинамический подход в ихтиологии; современные проблемы моделирования популяций и экосистем; закономерности формирования численности основных промысловых видов рыб; системный подход в ихтиологических исследованиях; экологическое состояние рыбохозяйственных водоемов России; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
561102 - Аквакультура
Пастбищная аквакультура в морях, озерах и водохранилищах, биотехника воспроизводства ценных промысловых проходных, полупроходных и туводных рыб, проектирование рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств; технические, биологические, химические методы поддержания экологического равновесия в рыбоводных системах; оценка интенсификационных мероприятий, проводимых на хозяйствах; прогрессивные методы выращивания объектов товарного рыбоводства; оценка продуктивных качеств выращиваемых рыб на основных этапах развития; использование комбинированных методов выращивания рыб; сокращение сроков выращивания товарной рыбы; разработка новых, совершенствование действующих рецептур искусственных кормов; разработка норм кормления и оценка эффективности кормов; оптимизация режимов эксплуатации маточного стада; оценка селекционно-племенных качеств выращиваемых рыб; методы отбора племенных рыб; использование эффекта гетерозиса для увеличения выхода товарной продукции; скрещивание, гибридизация; разработка новых форм поликультуры в прудовых и озерных хозяйствах; разработка методов совместного выращивания различных видов рыб в индустриальных хозяйствах; оценка влияния биологических стимуляторов на выращиваемых рыб; разработка новых биотехнических приемов при выращивании рыб; оценка ростовой и адаптационной потенции объектов аквакультуры; методы выращивания водных беспозвоночных; методика исследований и обработки результатов экспериментов; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
561103 - Ихтиопатология
Принципы лабораторной и клинико-эпизоотологической диагностики болезней рыб и дифференциация их от болезней другой этиологии; изучение возбудителей инфекционных болезней рыб; основы иммунологии рыб; инвазионные болезни, морфология и биология возбудителей; новейшие достижения в изучении различных групп паразитических организмов; современные методы профилактики и терапии инвазионных заболеваний в хозяйствах различного типа; зависимость паразитофауны рыб от уровня эвтрофикации водоема и от других факторов внешней среды; формы проявления специфичности паразитов; паразитофауна рыб - как один из элементов экологического мониторинга водоема; пути формирования паразитофауны рыб в водоемах различного типа; влияние антропогенных факторов на паразитофауну рыб в водоемах; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
561104 - Физиология рыб
Экологическая гематология рыб, система крови рыб, состав и функции крови, морфология клеток, связь показателей крови с условиями обитания и выращивания рыб, сезоном года, полом, видом рыбы, характеристика крови рыб - объектов аквакультуры, реакция системы крови рыб на воздействие токсикантов, характеристика крови рыб при стрессе и заболеваниях, методы гематологических исследований, использование гематологических показателей в селекции рыб, для оценки физиологического состояния объектов рыбоводства, качества корма, условий выращивания, мониторинга водоемов; гормональная регуляция полового цикла у рыб; физиология питания и пищеварения, методы изучения переваримости; пищевые потребности рыб; химическое чувство рыб; сенсорные основы пищевого поведения рыб; пищевые реакции рыб на химические пищевые стимулы; особенности поведения рыб в ответ на стрессирующие воздействия; методы обработки результатов исследований на ПЭВМ; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
561105 - Гидробиология
Современные методы научного исследования эколого-физиологических характеристик гидробионтов; состав, закономерности изменения и функционирования сообществ гидробионтов; первичная продукция; методы ее определения; вторичная продукция; количественные характеристики роста гидробионтов; темпы роста; продолжительность развития беспозвоночных, способы расчета сроков развития; методы определения продукции популяций водных животных; продукция биоценозов; трофологические исследования в гидробиологии при изучении продуктивности водоемов; использование эколого-физиологических параметров гидробионтов при изучении биотического круговорота в водных экосистемах; применение энергетического принципа при оценке экологической эффективности водных экосистем; закономерности перехода энергии по трофическим уровням; основы прогнозирования состояния и продуктивности водных экосистем; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
561106 - Охрана и рациональное использование водных биоресурсов
Теория динамики стада рыб; методы анализа эксплуатируемых популяций рыб и других гидробионтов; моделирование популяций и экосистем; мониторинг промысловых запасов; методология разработки мероприятий по рациональному ведению рыболовства; задачи и пути управления поведением и численностью рыб в целях развития рыбного хозяйства; биологическое обоснование использования продуктивных свойств гидробионтов; направленное формирования гидрофауны водоемов; международное сотрудничество в области рационального использования водных биоресурсов; методология сбора, системный анализ биологической информации; научные основы контроля за состоянием рыбохозяйственных водоемов и эксплуатируемых популяций гидробионтов; организация рыбохозяйственных исследований в России и за рубежом; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
561107 - Охрана и воспроизводство мировых запасов осетровых
Перспективные направления научных исследований и конструкторских разработок в осетроводстве; биохимия, генетика, селекция и гибридизация осетровых; криоконсервация половых продуктов элитных производителей; сохранение и восстановление структуры популяций; акклиматизация осетровых; создание и поддержание кормовой базы для производителей и молоди в природных и искусственных водоемах; заболевания осетровых, меры их профилактики и лечения; особенности ЦНС и поведения осетровых на разных этапах онтогенеза, регуляция поведения - хоминга, покатной и нерестовой миграции; эколого-физиологические исследования осетровых, повышение их жизнеспособности; возможности иммуномодуляции и повышения токсикорезистентности; основы менеджмента осетрового хозяйства; возможности применения новейших достижений фундаментальных и прикладных наук для сохранения и повышения мировых запасов осетровых; основы обучения специальности и методика преподавания специальных дисциплин.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой
для освоения программы специализированной подготовки
магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 561100 - Водные биоресурсы
и аквакультура
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
---------T---------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму ¦Объем ¦
¦ ¦содержания основной образовательной программы¦часов ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по данному направлению ¦теорети- ¦
¦ ¦определены в государственном образовательном ¦ческого ¦
¦ ¦стандарте высшего профессионального ¦обучения ¦
¦ ¦образования подготовки бакалавра по ¦- 7344 ¦
¦ ¦направлению 561100 - Водные биоресурсы и ¦часа; ¦
¦ ¦аквакультура ¦не менее ¦
¦ ¦ ¦12 недель¦
¦ ¦ ¦практики ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ Требования к обязательному минимуму ¦
¦ содержания специализированной подготовки ¦
+--------T---------------------------------------------T---------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы рыбохозяйственной науки ¦100 ¦
¦ ¦ Проблемы ихтиологии, аквакультуры, ¦ ¦
¦ ¦ихтиопатологии, физиологии рыб, ¦ ¦
¦ ¦гидробиологии, охраны и рационального ¦ ¦
¦ ¦использования водных биоресурсов; проблемы ¦ ¦
¦ ¦международного сотрудничества в ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственной науке ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦ ¦
¦ ¦ Важнейшие этапы развития ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучного, гуманитарного и ¦ ¦
¦ ¦социально-экономического знания; основные ¦ ¦
¦ ¦научные школы, направления, концепции, ¦ ¦
¦ ¦источники знания и приемы работы с ними; ¦ ¦
¦ ¦методология научных исследований; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного метода познания; теория ¦ ¦
¦ ¦познания - философские аспекты; роль интуиции¦ ¦
¦ ¦в научном познании; история выдающихся ¦ ¦
¦ ¦открытий; классификация науки и научных ¦ ¦
¦ ¦исследований: поисковые, фундаментальные и ¦ ¦
¦ ¦прикладные исследования; функции науки: ¦ ¦
¦ ¦эмпирические, теоретические, производственные¦ ¦
¦ ¦(практические); принцип воспроизводимости ¦ ¦
¦ ¦результатов; инновационная (изобретательская)¦ ¦
¦ ¦деятельность в развитии науки; программно- ¦ ¦
¦ ¦целевые методы решения научных проблем; ¦ ¦
¦ ¦структура научно-технических программ, стадии¦ ¦
¦ ¦разработок; наука и общество, влияние науки ¦ ¦
¦ ¦на развитие общественного производства и ¦ ¦
¦ ¦социальные условия жизни людей; основные ¦ ¦
¦ ¦проблемы развития цивилизации; парадигмы в ¦ ¦
¦ ¦науке; затраты на проведение научных ¦ ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании¦100 ¦
¦ ¦ Аппаратные и программные средства в новых ¦ ¦
¦ ¦информационных технологиях; технические ¦ ¦
¦ ¦средства ЭВМ; операционная система; пути ¦ ¦
¦ ¦развития информационных систем; обработка ¦ ¦
¦ ¦текстов; машинная графика; особенности ¦ ¦
¦ ¦разработки прикладных программ; программная ¦ ¦
¦ ¦документация; электронные таблицы; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; примеры баз данных учебно- ¦ ¦
¦ ¦методического назначения; экспертные системы;¦ ¦
¦ ¦представление знаний; примеры экспертных ¦ ¦
¦ ¦систем соответствующей научной области; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные компьютерные сети, ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникации ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.04 ¦Глобальная экология ¦100 ¦
¦ ¦ История развития биосферы; роль солнечной ¦ ¦
¦ ¦энергии, климата, влагооборота, растений и ¦ ¦
¦ ¦животных в функционировании биосферы; ¦ ¦
¦ ¦современное состояние и прогноз развития ¦ ¦
¦ ¦биосферы с учетом антропогенного воздействия ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.05 ¦Системный анализ ¦100 ¦
¦ ¦ Соотношение системных исследований и ¦ ¦
¦ ¦системного анализа; понятия системы, ¦ ¦
¦ ¦подсистемы, структуры, проблемы, цели, ¦ ¦
¦ ¦критерия, функции, задачи; классы систем: ¦ ¦
¦ ¦большие сложные, хорошо структурированные, ¦ ¦
¦ ¦диффузные, самоорганизующиеся; этапы ¦ ¦
¦ ¦системного анализа; закономерности систем; ¦ ¦
¦ ¦методы и модели системного анализа; методики ¦ ¦
¦ ¦анализа проблемных ситуаций; применение ¦ ¦
¦ ¦системного анализа при изучение водных ¦ ¦
¦ ¦экосистем ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.06 ¦Система организации рыбохозяйственных ¦100 ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦
¦ ¦ Обзор рыбохозяйственных исследований и ¦ ¦
¦ ¦система организации рыбохозяйственных ¦ ¦
¦ ¦исследований в России; организация ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственных исследований за рубежом; ¦ ¦
¦ ¦современные тенденции рыбохозяйственных ¦ ¦
¦ ¦исследований в России и за рубежом; ¦ ¦
¦ ¦региональные и международные организации по ¦ ¦
¦ ¦рыболовству и управлению водными ¦ ¦
¦ ¦биоресурсами; основные международные ¦ ¦
¦ ¦соглашения России по вопросам рыболовства и ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственных исследований ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.07 ¦Оптимизация технологических процессов в ¦100 ¦
¦ ¦аквакультуре ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об оптимизации; объект оптимизации; ¦ ¦
¦ ¦критерий оптимальности; этапы решения задач ¦ ¦
¦ ¦оптимизации; виды задач оптимизации ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; аналитические ¦ ¦
¦ ¦методы оптимизации; многокритериальные задачи¦ ¦
¦ ¦оптимизации; оценка технологической схемы ¦ ¦
¦ ¦хозяйства аквакультуры и обоснование ¦ ¦
¦ ¦целесообразности его реконструкции; методы ¦ ¦
¦ ¦построения оптимальной технологической схемы;¦ ¦
¦ ¦оценка биотехнической и экономической ¦ ¦
¦ ¦эффективности технологий в аквакультуре ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) ¦434 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.08 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦300 ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.09 ¦Дисциплины по выбору студента ¦134 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+---------------------------------------------+---------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L--------+---------------------------------------------+----------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 561100 - Водные
биоресурсы и аквакультура
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
- образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные
работы - 72 недели,
экзаменационные сессии - не менее 2 недель,
практики: - не менее 11 недель,
научно-исследовательская - 8 недель,
научно-педагогическая - 3 недели,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту магистерской диссертации - не менее 2 недель,
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусмотренные учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
Высшее учебное заведение должно проводить научные исследования по направлению магистратуры и тематике магистерских программ. При этом:
- более половины общего объема НИР по соответствующему направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования;
- научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ;
- в вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре, т.е. более 50% магистерских программ должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры;
- по тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов, съездов, конгрессов, известные научной общественности.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами; руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не более, чем пятью студентами-магистрантами.
Научные руководители должны читать основные или специальные курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к источникам учебной информации, предусмотренных в качестве обязательных в учебных программах дисциплин магистерских профессиональных образовательных программ, наличием рабочих мест информационных систем, терминалов национальной академической сети, Европейского и международного банков данных.
Уровень лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса должен обеспечивать условия для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей.
Библиотечный фонд должен содержать следующие профессиональные и реферативные журналы, сборники научных трудов:
- Вопросы ихтиологии,
- Рыбное хозяйство,
- Рыбоводство и рыболовство,
- Гидробиологический журнал,
- Зоологический журнал,
- Биология. Сводный том. Реферативный журнал,
- Биология моря,
- Бюллетень МОИП,
- Паразитология,
- Ветеринария,
- Сборник научных трудов ВНИИПРХ,
- Сборник научных трудов ГосНИОРХ,
- Биология внутренних вод (ИБВВ РАН),
- Аквакультура. Проблемы и достижения. Серия ВНИИЭРХ,
- Рыбохозяйственное использование внутренних водоемов. Серия ВНИИЭРХ.
- Рыбохозяйственное использование ресурсов Мирового океана. Серия ВНИИЭРХ.
- Aquacultura,
- Journal of Fich Biology.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормами материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными приборами и оборудованием, позволяющими изучать технологические процессы и проводить научные исследования в соответствии с реализуемым вузами направлением.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской практики: подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к преподаванию дисциплин специализации.
Место проведения практики: кафедры высшего учебного заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра.
Магистр по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура должен:
а) знать:
- основные закономерности функционирования водных экосистем;
- биологию и особенности промысла основных объектов рыбоводства и рыболовства, их экологию;
- современное состояние аквакультуры и перспективы ее развития;
- современные методы и приборы для измерений, исследования и контроля водной среды, водных биоресурсов и объектов аквакультуры;
- методы оценки качества объектов аквакультуры;
- теорию и практику управления качеством водной среды и объектов аквакультуры;
- цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам;
- методы автоматизации исследовательских работ;
- рациональные приемы поиска научно-технической информации, патентного поиска;
- схемы контроля технологического процесса в аквакультуре, автоматизацию и механизацию технологических процессов, оборудование и аппаратуру для оснащения предприятий аквакультуры, включая микропроцессоры и ЭВМ;
- методы диагностики объектов аквакультуры с использованием современных приборов и аппаратуры;
б) уметь:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- обеспечить реализацию основных технологических процессов на предприятиях аквакультуры;
- разрабатывать малоотходные, энергосберегающие, экологически чистые технологии аквакультуры;
- осуществлять биологический контроль на рыбохозяйственных водоемах и предприятиях аквакультуры;
- определять место собственных исследований в системе биологических наук;
- разрабатывать технические задания на научно-исследовательскую работу;
- осуществлять экологическую экспертизу технико-экономических обоснований новых технологий, производств, предприятий;
- разрабатывать мероприятия по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду в пределах конкретного предприятия, региона;
в) владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и/или научно-педагогической деятельности, требующей широкого образования в направлении 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура.
7.1.3. Специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра рыбного хозяйства включает защиту магистерской диссертации и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра рыбного хозяйства к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 настоящего стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям:
03.00.10 - Ихтиология;
03.00.19 - Паразитология;
03.00.13 - Физиология;
03.00.18 - Гидробиология.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации магистра.
Магистерская диссертация магистра должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяется высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура и методических рекомендаций УМО по образованию в области рыбного хозяйства.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра рыбного хозяйства.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области рыбного хозяйства, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей:
03.00.10 - Ихтиология;
03.00.19 - Паразитология;
03.00.13 - Физиология;
03.00.18 - Гидробиология.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области рыбного хозяйства.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Учебно-методического объединения по образованию в области рыбного хозяйства 19.01.2000, протокол N 1.

НАПРАВЛЕНИЕ 561000 - РЫБОЛОВСТВО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЫБОЛОВСТВА (утв. Минобразованием РФ 23.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также