НАПРАВЛЕНИЕ 553500 - ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 21.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
248 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 553500 - ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления подготовки бакалавра
"Защита окружающей среды"
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 2 марта 2000 г.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению "Защита окружающей среды" при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Области профессиональной деятельности: разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование экобезопасной техники и технологии, организация и управление природоохранной работой на предприятиях, сертификация продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности человека, снижение риска антропогенного воздействия на окружающую среду.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- источники выделения загрязняющих веществ, энергии и другие факторы воздействия на окружающую среду (технологические аппараты, отдельные процессы, производства и территории в целом);
- потоки загрязняющих веществ, сточных вод, отходящих газов, твердых, жидких и газообразных отходов, системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ;
- системы размещения, переработки или захоронения отходов, включая средства и методы мониторинга и контроля воздействия на окружающую среду;
- оборудование и технология для очистки вредных производственных выбросов в атмосферу и сточные воды;
- энергосбережение и снижение энергетических воздействий на окружающую среду;
- утилизация и переработка отходов промышленных предприятий, организационно-технические мероприятия по повышению экологической безопасности промышленных производств.
Выпускники по направлению "Защита окружающей среды" могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Задачи профессиональной деятельности:
- проектирование, информационное обслуживание, организация производства, труда и управления, метрологическое обеспечение, технический контроль;
- рациональное использование материальных и энергетических ресурсов;
- разработка методических и нормативных материалов, технической документации, предложений и мероприятий по осуществлению разработанных проектов и программ;
- проведение технико-экономического анализа, комплексное обоснование принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможности сокращения цикла выполнения работ, содействие их выполнению, обеспечение необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участие в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями природоохранного оборудования и внедрением его в эксплуатацию, в работах по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, материалов и веществ, по рассмотрению различной технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений;
- изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов, используя современные технические средства;
- составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации;
- осуществление экспертизы технической документации, надзора и контроля за состоянием средоохранного оборудования, выявление резервов;
- надзор за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организация работы по повышению научно-технических знаний сотрудников;
- развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта для обеспечения эффективной работы учреждения, организации, предприятия.
Бакалавр должен знать:
- основы экологического законодательства;
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе, области знаний;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 553500 - Защита окружающей среды;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлениям подготовки дипломированного специалиста 656600 - Защита окружающей среды и 656500 - Безопасность жизнедеятельности.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или о высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
"Защита окружающей среды"
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению "Защита окружающей среды"
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении общего ¦ ¦
¦ ¦характера; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие ¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной литературы.¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). Аудирование. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи в ¦ ¦
¦ ¦сфере бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа жизни¦ ¦
¦ ¦студента. Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и символы¦ ¦
¦ ¦культуры, культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение сознания¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. Виды¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, стратификация ¦ ¦
¦ ¦и социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2482 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2176 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Высшая математика ¦561 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика; теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦204 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и программные¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦408 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦697 ¦
¦ ¦ Общая и неорганическая химия. ¦ ¦
¦ ¦ Периодическая система и строение атомов ¦ ¦
¦ ¦элементов; химическая связь (ковалентная связь, ¦ ¦
¦ ¦метод валентных связей, гибридизация, метод ¦ ¦
¦ ¦молекулярных орбиталей, ионная связь, химическая¦ ¦
¦ ¦связь в комплексных соединениях); строение ¦ ¦
¦ ¦вещества в конденсированном состоянии; растворы ¦ ¦
¦ ¦(способы выражения концентраций, идеальные и ¦ ¦
¦ ¦неидеальные растворы, активность); растворы ¦ ¦
¦ ¦электролитов; равновесия в растворах; ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные реакции; ¦ ¦
¦ ¦протолитическое равновесие; гидролиз солей; ¦ ¦
¦ ¦скорость химических реакций; химия элементов ¦ ¦
¦ ¦групп периодической системы. ¦ ¦
¦ ¦ Органическая химия. ¦ ¦
¦ ¦ Классификация, строение и номенклатура ¦ ¦
¦ ¦органических соединений; классификация ¦ ¦
¦ ¦органических реакций; равновесия и скорости, ¦ ¦
¦ ¦механизмы, катализ органических реакций. ¦ ¦
¦ ¦Свойства основных классов органических ¦ ¦
¦ ¦соединений: алканы, циклоалканы, алкены, алкины,¦ ¦
¦ ¦алкадиены, ароматические соединения, ¦ ¦
¦ ¦галогенпроизводные углеводородов, спирты, ¦ ¦
¦ ¦фенолы, эфиры, тиоспирты, тиофенолы, тиоэфиры, ¦ ¦
¦ ¦нитросоединения, амины и азосоединения, ¦ ¦
¦ ¦альдегиды и кетоны, хиноны, карбоновые кислоты, ¦ ¦
¦ ¦гетероциклические соединения, ¦ ¦
¦ ¦элементоорганические соединения. Элементы ¦ ¦
¦ ¦биоорганической химии: пептиды, белки, ¦ ¦
¦ ¦протеиногенные аминокислоты, углеводы; основные ¦ ¦
¦ ¦методы синтеза органических соединений. ¦ ¦
¦ ¦ Аналитическая химия и физико-химические методы ¦ ¦
¦ ¦анализа. ¦ ¦
¦ ¦ Элементный, молекулярный, фазовый анализ; ¦ ¦
¦ ¦качественный анализ; методы разделения и ¦ ¦
¦ ¦концентрирования веществ. Методы количественного¦ ¦
¦ ¦анализа (гравиметрический анализ, ¦ ¦
¦ ¦титриметрический анализ, кислотно-основное, ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительное, осадительное и ¦ ¦
¦ ¦комплексонометрическое титрование). Физико- ¦ ¦
¦ ¦химические методы анализа; электрохимические ¦ ¦
¦ ¦методы анализа; хроматографический анализ. ¦ ¦
¦ ¦ Физическая химия. ¦ ¦
¦ ¦ Основы химической термодинамики: начала ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, термодинамические функции, ¦ ¦
¦ ¦химический потенциал и общие условия равновесия ¦ ¦
¦ ¦систем, термодинамические свойства газов и ¦ ¦
¦ ¦газовых смесей. Фазовые равновесия и свойства ¦ ¦
¦ ¦растворов: равновесия в однокомпонентных ¦ ¦
¦ ¦системах, термодинамические свойства растворов, ¦ ¦
¦ ¦равновесия в двухфазных двухкомпонентных ¦ ¦
¦ ¦системах, равновесие в трехкомпонентных ¦ ¦
¦ ¦системах; химическое равновесие. ¦ ¦
¦ ¦Термодинамическая теория химического сродства; ¦ ¦
¦ ¦равновесия в растворах электролитов; ¦ ¦
¦ ¦термодинамическая теория Э.Д.С. Химическая ¦ ¦
¦ ¦кинетика: формальная кинетика, теории химической¦ ¦
¦ ¦кинетики, кинетика сложных гомогенных, ¦ ¦
¦ ¦фотохимических, цепных и гетерогенных реакций; ¦ ¦
¦ ¦катализ: гомогенный и ферментативный катализ, ¦ ¦
¦ ¦адсорбция и гетерогенный катализ. ¦ ¦
¦ ¦ Коллоидная химия. ¦ ¦
¦ ¦ Термодинамика поверхностных явлений; адсорбция,¦ ¦
¦ ¦смачивание и капиллярные явления (адсорбция на ¦ ¦
¦ ¦гладких поверхностях и пористых адсорбентах, ¦ ¦
¦ ¦капиллярная конденсация); адгезия и смачивание; ¦ ¦
¦ ¦поверхностно-активные вещества; механизмы ¦ ¦
¦ ¦образования и строение двойного электрического ¦ ¦
¦ ¦слоя; электрокинетические явления; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦дисперсных систем (седиментация в дисперсных ¦ ¦
¦ ¦системах, термодинамические и кинетические ¦ ¦
¦ ¦факторы агрегативной устойчивости); ¦ ¦
¦ ¦мицеллообразование; оптические явления в ¦ ¦
¦ ¦дисперсных системах; системы с жидкой и ¦ ¦
¦ ¦газообразной дисперсионной средой; золи, ¦ ¦
¦ ¦суспензии, эмульсии, пены, пасты; ¦ ¦
¦ ¦структурообразование в коллоидных системах ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Общая экология ¦136 ¦
¦ ¦ Основные понятия экологии: популяция, ¦ ¦
¦ ¦сообщество, абиотическая среда, биогеоценоз, ¦ ¦
¦ ¦экологическая система. Энергия в экосистемах, ¦ ¦
¦ ¦трофические цепи и уровни; структура и основные ¦ ¦
¦ ¦компоненты экосистемы; свойства экологических ¦ ¦
¦ ¦систем и закономерности их функционирования; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз экосистем. Популяционный анализ; ¦ ¦
¦ ¦искусственные экосистемы; моделирование ¦ ¦
¦ ¦экосистем; строение биосферы; живое, косное и ¦ ¦
¦ ¦биокосное вещество; систематика растений и ¦ ¦
¦ ¦животных. Основные закономерности роста и ¦ ¦
¦ ¦развития растений; фотосинтез; транспирация; ¦ ¦
¦ ¦дыхание растений; основные закономерности ¦ ¦
¦ ¦водопотребления растений; основы климатологии. ¦ ¦
¦ ¦Основы почвоведения; роль почвы в биосферных ¦ ¦
¦ ¦процессах; факторы и условия почвообразования; ¦ ¦
¦ ¦эрозия и деградация почв; основы биогеохимии; ¦ ¦
¦ ¦биогеохимический круговорот вещества и связанные¦ ¦
¦ ¦с ним формы удержания, перераспределения и ¦ ¦
¦ ¦накопления энергии; биогеохимические круговороты¦ ¦
¦ ¦основных биогенных элементов и их нарушение ¦ ¦
¦ ¦человеком. Основные понятия системной экологии; ¦ ¦
¦ ¦экология человека и проблемы экоразвития; ¦ ¦
¦ ¦экологическое нормирование; глобальные и ¦ ¦
¦ ¦региональные экологические проблемы; принципы ¦ ¦
¦ ¦экологического подхода к оценке и анализу ¦ ¦
¦ ¦процессов и явлений, происходящих в окружающей ¦ ¦
¦ ¦среде ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Науки о земле ¦170 ¦
¦ ¦ Почвоведение. ¦ ¦
¦ ¦ Роль почвы в биосферных процессах; факторы и ¦ ¦
¦ ¦условия почвообразования; основные почвенные ¦ ¦
¦ ¦процессы; обмен энергией и веществом между ¦ ¦
¦ ¦литосферой, биосферой и внешней средой; закон ¦ ¦
¦ ¦зональности. Основные типы и свойства почв по ¦ ¦
¦ ¦почвенно-географическим законам; строение и ¦ ¦
¦ ¦состав почв; моделирование и прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦почвенных процессов; изменения почв при ¦ ¦
¦ ¦освоении, мелиорации и рекультивации. ¦ ¦
¦ ¦Бонитировка и экономическая оценка почв; ¦ ¦
¦ ¦окультуривание почв; эрозия и деградация почв. ¦ ¦
¦ ¦ Гидрология. ¦ ¦
¦ ¦ Основы гидрометрии; общие закономерности ¦ ¦
¦ ¦гидрологических процессов; способы определения ¦ ¦
¦ ¦расчетных характеристик годового стока и его ¦ ¦
¦ ¦распределения по месяцам; определение ¦ ¦
¦ ¦максимального и минимального стока. Методика ¦ ¦
¦ ¦расчета испарения с водной поверхности и суши; ¦ ¦
¦ ¦водно-балансовые расчеты при наличии, недостатке¦ ¦
¦ ¦и отсутствии гидрологических наблюдений. Расчет ¦ ¦
¦ ¦регулирования стока и трансформации паводков ¦ ¦
¦ ¦водохранилищами; расчет потерь воды из ¦ ¦
¦ ¦водохранилищ. ¦ ¦
¦ ¦ Климатология и метеорология. ¦ ¦
¦ ¦ Климат и климатообразующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦формирование и динамика климата; антропогенное ¦ ¦
¦ ¦влияние на климат Земли; солнечная радиация, ¦ ¦
¦ ¦радиационный баланс, фотосинтетически активная ¦ ¦
¦ ¦радиация; микроклимат и фитоклимат; ¦ ¦
¦ ¦метеорологические наблюдения и прогнозы. ¦ ¦
¦ ¦ Геология и гидрогеология. ¦ ¦
¦ ¦ Строение, состояние Земли и Земной коры; ¦ ¦
¦ ¦эндогенные и экзогенные геологические процессы; ¦ ¦
¦ ¦процессы формирования, состав и свойства ¦ ¦
¦ ¦подземных вод; прогноз изменения количества и ¦ ¦
¦ ¦качества подземных вод. ¦ ¦
¦ ¦ Ландшафтоведение. ¦ ¦
¦ ¦ Классификация геосистем; функционирование, ¦ ¦
¦ ¦продуктивность, устойчивость ландшафтов; ¦ ¦
¦ ¦ландшафт и этногенетические процессы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦153 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦153 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1836 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1496 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦170 ¦
¦ ¦ 1. Начертательная геометрия. ¦ ¦
¦ ¦ Введение. Предмет начертательной геометрии. ¦ ¦
¦ ¦Задание точки, прямой, плоскости и ¦ ¦
¦ ¦многогранников на комплексном чертеже Монжа. ¦ ¦
¦ ¦Позиционные задачи. Метрические задачи. Способы ¦ ¦
¦ ¦преобразования чертежа. Многогранники. Кривые ¦ ¦
¦ ¦линии. Поверхности. Поверхности вращения. ¦ ¦
¦ ¦Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Циклические поверхности. Обобщенные позиционные ¦ ¦
¦ ¦задачи. Метрические задачи. Построение разверток¦ ¦
¦ ¦поверхностей. Касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Аксонометрические проекции. ¦ ¦
¦ ¦ 2. Инженерная графика. ¦ ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. Изображения ¦ ¦
¦ ¦и обозначения элементов деталей. Изображение и ¦ ¦
¦ ¦обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение эскизов деталей машин. Изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦170 ¦
¦ ¦ Теоретическая механика. ¦ ¦
¦ ¦ Аксиомы статики; приведение систем сил к ¦ ¦
¦ ¦простейшему виду; условия равновесия; кинематика¦ ¦
¦ ¦точки; кинематика твердого тела; сложное ¦ ¦
¦ ¦движение точки; динамика материальной точки; ¦ ¦
¦ ¦общие теоремы динамики; динамика твердого тела. ¦ ¦
¦ ¦ Теория машин и механизмов. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия теории механизмов и машин; ¦ ¦
¦ ¦основные виды механизмов; структурный анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; линейные уравнения в ¦ ¦
¦ ¦механизмах; нелинейные уравнения движения в ¦ ¦
¦ ¦механизмах; методы оптимизации в синтезе ¦ ¦
¦ ¦механизмов с применением ЭВМ. ¦ ¦
¦ ¦ Сопротивление материалов. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия; метод сечений; центральное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие; сдвиг; геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечений; прямой поперечный изгиб.¦ ¦
¦ ¦Кручение; косой изгиб, внецентренное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие; элементы рационального ¦ ¦
¦ ¦проектирования простейших систем. ¦ ¦
¦ ¦ Детали машин и основы конструирования. ¦ ¦
¦ ¦ Классификация механизмов, узлов и деталей; ¦ ¦
¦ ¦основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки; требования к деталям, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности и влияющие на них факторы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Гидравлика и теплотехника ¦255 ¦
¦ ¦ Основы теории переноса импульса, теплоты, ¦ ¦
¦ ¦массы; теория физического и математического ¦ ¦
¦ ¦моделирования процессов переноса; гидродинамика ¦ ¦
¦ ¦и гидродинамические процессы: основные уравнения¦ ¦
¦ ¦движения жидкостей, гидродинамическая структура ¦ ¦
¦ ¦потоков, перемещение жидкостей, сжатие и ¦ ¦
¦ ¦перемещение газов, разделение жидких и газовых ¦ ¦
¦ ¦неоднородных систем, перемешивание в жидких ¦ ¦
¦ ¦средах. ¦ ¦
¦ ¦ Тепловые процессы и аппараты: основы теории ¦ ¦
¦ ¦передачи теплоты, промышленные способы подвода и¦ ¦
¦ ¦отвода теплоты; массообменные процессы и ¦ ¦
¦ ¦аппараты в системах со свободной границей ¦ ¦
¦ ¦раздела фаз. Основы теории массопередачи и ¦ ¦
¦ ¦методы расчета массообменной аппаратуры: ¦ ¦
¦ ¦абсорбция, перегонка и ректификация, экстракция.¦ ¦
¦ ¦Массообменные процессы с неподвижной ¦ ¦
¦ ¦поверхностью контакта фаз: адсорбция, сушка, ¦ ¦
¦ ¦ионный обмен, растворение и кристаллизация; ¦ ¦
¦ ¦мембранные процессы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦119 ¦
¦ ¦ Теоретические основы электротехники. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия и законы электромагнитного ¦ ¦
¦ ¦поля и теории электрических и магнитных цепей; ¦ ¦
¦ ¦теория линейных электрических цепей (цепи ¦ ¦
¦ ¦постоянного, синусоидального и несинусоидального¦ ¦
¦ ¦токов); методы анализа линейных цепей с ¦ ¦
¦ ¦двухполюсными и многополюсными элементами. ¦ ¦
¦ ¦Трехфазные цепи; переходные процессы в линейных ¦ ¦
¦ ¦цепях и методы их расчета; нелинейные ¦ ¦
¦ ¦электрические и магнитные цепи постоянного и ¦ ¦
¦ ¦переменного тока. Переходные процессы в ¦ ¦
¦ ¦нелинейных цепях; аналитические и численные ¦ ¦
¦ ¦методы анализа нелинейных цепей; цепи с ¦ ¦
¦ ¦распределенными параметрами (установившийся и ¦ ¦
¦ ¦переходный режимы). Цифровые (дискретные) цепи и¦ ¦
¦ ¦их характеристики. Теория электромагнитного ¦ ¦
¦ ¦поля, электростатическое поле; стационарное ¦ ¦
¦ ¦электрическое и магнитное поля; переменное ¦ ¦
¦ ¦магнитное поле; поверхностный эффект и эффект ¦ ¦
¦ ¦близости; электромагнитное экранирование; ¦ ¦
¦ ¦численные методы расчета электромагнитных полей ¦ ¦
¦ ¦при сложных граничных условиях; современные ¦ ¦
¦ ¦пакеты прикладных программ расчета электрических¦ ¦
¦ ¦цепей и электромагнитных полей на ЭВМ. ¦ ¦
¦ ¦ Общая электротехника и электроника. ¦ ¦
¦ ¦ Введение; электрические и магнитные цепи; ¦ ¦
¦ ¦основные определения, топологические параметры ¦ ¦
¦ ¦и методы расчета электрических цепей; анализ и ¦ ¦
¦ ¦расчет линейных цепей переменного тока; анализ ¦ ¦
¦ ¦и расчет электрических цепей с нелинейными ¦ ¦
¦ ¦элементами; анализ и расчет магнитных цепей; ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины; электромагнитные устройства; ¦ ¦
¦ ¦трансформаторы; машины постоянного тока (МПТ); ¦ ¦
¦ ¦асинхронные машины; синхронные машины. Основы ¦ ¦
¦ ¦электроники и электрические измерения; ¦ ¦
¦ ¦элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств; источники вторичного электропитания; ¦ ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 553500 - ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 21.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также