ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 - 2001 ГГ. (Заключено 20.03.2000) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 21.03.2000 n 1840-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2000 - 2001 ГГ.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее именуемое Соглашением) заключено между Советом профсоюза работников специального строительства России (далее именуемым Советом профсоюза) и Федеральной службой специального строительства при Правительстве Российской Федерации (далее именуемой Спецстроем России) в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. N 2490-1, "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ.
1.2. Соглашение разработано и заключено сторонами на основе соблюдения норм законодательства Российской Федерации, полномочности представителей сторон, свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих его содержание.
Сторонами Соглашения являются:
от работников - Совет профсоюза работников
специального строительства России;
от работодателей - Федеральная служба специального
строительства при Правительстве
Российской Федерации.
1.3. Соглашение является правовым актом. Условия настоящего Соглашения распространяются на работодателей и работников организаций, предприятий и учреждений отрасли специального строительства Российской Федерации (далее именуемых организациями отрасли), делегировавших свои полномочия, являются для них обязательными и должны быть учтены при заключении коллективных договоров.
1.4. Соглашение устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работникам отрасли, которые реализуются за счет средств организаций отрасли, и не ограничивает права работодателей и работников в расширении этих гарантий.
1.5. Спецстрой России совместно с Советом профсоюза доводит настоящее Соглашение до сведения организаций отрасли и соответствующих территориальных комитетов профсоюза, а в необходимых случаях - заказчиков строительства.
1.6. Стороны признают, что нормой для оценки их деятельности является повышение уровня жизни работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующих регионах Российской Федерации.
II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Спецстрой России обязуется:
2.1.1. Обосновывать потребности в выделении бюджетных ассигнований, осуществлять контроль за их освоением и соблюдением сроков продолжительности строительства жилья и объектов социальной сферы, финансируемых из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Осуществлять собственное капитальное строительство по развитию производственной базы.
2.1.2. Организовывать методическое и информационное обеспечение служб охраны труда организаций отрасли.
2.1.3. Своевременно доводить до организаций отрасли задания по государственному заказу, не допускать в течение года необоснованной корректировки утвержденных заданий в сторону их снижения.
2.1.4. Ежеквартально информировать трудовые коллективы о выполнении производственных и финансовых показателей.
Предоставлять Совету профсоюза и профсоюзным органам установленную статистическую отчетность (данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, средней зарплате за отчетный период по категориям работающих), а также любую другую информацию, затрагивающую интересы работников по социально - экономическим вопросам.
2.1.5. Осуществлять передачу учреждений здравоохранения и объектов социально - культурного назначения системы Спецстроя России сторонним организациям по согласованию с Советом профсоюза в установленном порядке.
2.1.6. Установить контроль за финансированием и содержанием объектов соцкультбыта, спортивных сооружений и учреждений здравоохранения системы Спецстроя России.
2.1.7. Обеспечить выполнение запланированных объемов строительно - монтажных работ по собственному капитальному строительству и вводу жилых домов в соответствии с утвержденными плановыми заданиями.
Совместно с Советом профсоюза добиваться в соответствующих государственных и местных исполнительных органах власти разрешения на использование жилья, построенного за счет прибыли организаций отрасли по усмотрению трудовых коллективов.
2.1.8. Совместно с Советом профсоюза участвовать, в соответствии с действующим законодательством, в подготовке проектов нормативных актов, касающихся прав и интересов работников отрасли.
2.1.9. Систематически анализировать положение с обеспечением занятости работников в регионах со сложной ситуацией на рынке труда и совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принимать все возможные меры по предупреждению массового высвобождения работников.
2.1.10. Осуществлять необходимые мероприятия по прогнозированию массового высвобождения работников и разрабатывать предложения по оздоровлению и поддержке организаций отрасли.
2.1.11. Информировать Совет профсоюза об изменениях структуры Спецстроя России и организаций отрасли.
2.1.12. Проводить анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществлять меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.1.13. Обеспечить организацию надлежащего санитарно - бытового и лечебно - профилактического обслуживания работников. Особое внимание обратить на периодические медицинские обследования работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
2.1.14. Проводить работу с органами заказчиков строительства по реализации условий настоящего Соглашения.
2.1.15. Обеспечить заключение коллективных договоров в организациях отрасли в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
2.2. Совет профсоюза обязуется:
2.2.1. Проводить работу по защите интересов членов профсоюза и их семей по вопросам труда и социально - экономическим вопросам за счет средств профсоюза.
2.2.2. Добиваться:
- улучшения условий труда и санитарно - бытового обслуживания работников отрасли;
- проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- осуществления контроля за состоянием охраны труда через техническую инспекцию профсоюза по охране труда, действующую на основании положения, утвержденного профсоюзным органом.
2.2.3. Осуществлять защиту законных прав и интересов членов профсоюза в государственных органах власти.
2.2.4. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, трудовом договоре (контракте), рабочем времени, оплате труда, предоставлении гарантий и компенсаций, льготах и преимуществах, а также по другим вопросам в области трудовых отношений работников отрасли.
Совместно со Спецстроем России принимать меры, предупреждающие возникновение забастовок. Оказывать помощь организациям отрасли в реализации настоящего Соглашения, способствовать снижению социальной напряженности и укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах.
2.2.5. Обеспечивать участие своих представителей в работе собраний и комиссий, создаваемых в Спецстрое России, по проблемам трудовых коллективов организаций отрасли.
2.2.6. Добиваться отмены решений администрации организаций отрасли, нарушающих права и интересы работников.
2.2.7. Содействовать расширению сети санаторно - курортных учреждений, развитию семейного отдыха.
2.2.8. Оказывать:
- помощь работникам отрасли в изучении и правильном применении законодательства о труде, гражданского и жилищного законодательства;
- консультативную помощь работникам по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, при получении травм и увечий в результате несчастных случаев на производстве.
2.2.9. Совместно со Спецстроем России вносить предложения в государственные органы по вопросам экономической и социальной защиты работников отрасли и другим вопросам, направленным на повышение эффективности производства.
2.2.10. Информировать Спецстрой России об изменении структуры профсоюзных органов и направлении их деятельности.
2.2.11. Принимать участие в разработке, пересмотре и согласовании разрабатываемых Спецстроем России программ, отраслевых нормативных актов, правил и инструкций по улучшению условий и охраны труда, быта и здоровья работников.
2.2.12. Совместно со Спецстроем России осуществлять учет и анализ производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости работников отрасли.
2.2.13. Своей деятельностью способствовать созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.
2.2.14. Совместно с профсоюзными органами (территориальными комитетами профсоюза и профсоюзными комитетами) активизировать работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и настоящем Соглашении.
2.3. Спецстрой России и Совет профсоюза обязуются при осуществлении процессов акционирования, ликвидации и реорганизации организаций отрасли проводить совместные переговоры для достижения приемлемых решений с целью соблюдения прав и интересов работников отрасли.
2.4. В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и письмом Минтруда России от 25 сентября 1996 г. N 2115-КВ в системе Спецстроя России порядок разрешения коллективных трудовых споров устанавливается в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Соглашению.
Указанный порядок разрешения коллективных трудовых споров обязателен для всех организаций отрасли и должен быть предусмотрен в заключаемых коллективных договорах.
2.5. В целях повышения престижности профессий работников отрасли Спецстрой России и Совет профсоюза обязуются совместно отмечать профессиональный праздник "День строителя".
2.6. Руководители организаций отрасли:
- обеспечивают получение прибыли в размерах, необходимых для выполнения установленных данным Соглашением минимальных гарантий и льгот работникам;
- при заключении коллективных договоров предусматривают реализацию права работников в управлении организациями отрасли в соответствии с их учредительными документами.
III. ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ
Спецстрой России и Совет профсоюза с целью сохранения трудовых коллективов и улучшения использования рабочей силы контролируют и направляют деятельность организаций отрасли по сохранению и закреплению кадров, имея в виду:
3.1. Массовое высвобождение работников (более 10 процентов списочного состава), связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, реорганизацией и ликвидацией, перепрофилированием организаций отрасли, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за 3 месяца) письменного уведомления органов службы занятости и соответствующих профсоюзных органов о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.
3.2. При массовом высвобождении производить увольнение в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом мер социальной защиты работников, разрабатывая с участием органов службы занятости, для обеспечения занятости и сохранения квалифицированного кадрового потенциала, план мероприятий по проведению опережающего обучения граждан, высвобождаемых из организаций отрасли (за исключением случаев ликвидации организаций), в целях обеспечения их занятости, а также другие действия, направленные на социальную защиту работников, принимая все возможные меры для защиты прав и интересов следующих категорий работников:
- лиц предпенсионного возраста (женщин - 53 года, мужчин - 58 лет);
- женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, кроме случаев увольнения работников при передислокации воинских частей;
- родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей;
- родителей, воспитывающих детей - инвалидов;
- одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 18 лет;
- работающих инвалидов.
3.3. При ухудшении финансово - экономического положения по независящим от организаций отрасли причинам обращаться в органы государственной службы занятости для решения вопроса о выделении средств фонда занятости на мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест согласно заключаемым договорам.
3.4. За работниками, обучающимися другой профессии с отрывом от производства в связи с изменением структуры работ, выполняемых организациями отрасли, сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения.
3.5. О предстоящем высвобождении из организаций отрасли в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работники предупреждаются под расписку не менее чем за два месяца.
3.6. С целью смягчения социальных последствий вследствие несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами стороны будут всемерно способствовать:
3.6.1. Созданию новых рабочих мест.
3.6.2. Информированию организаций отрасли о рынке труда в отрасли, в том числе о перспективной потребности в кадрах.
3.6.3. Организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.
3.7. В предвидении несостоятельности (банкротства) организации работодатель предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения организации.
3.8. Профсоюзные комитеты организаций отрасли, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль за проведением санации, процедур акционирования, реорганизации и ликвидации организаций отрасли, заключением мирового соглашения.
3.9. Вопросы, связанные с удовлетворением претензий коллектива в связи с ликвидацией организации, должны решаться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральными законами Российской Федерации: "О несостоятельности (банкротстве)", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "Об исполнительном производстве".
3.10. Привлечение иностранной рабочей силы для выполнения строительно - монтажных работ осуществляется в установленном порядке по согласованию с соответствующим территориальным комитетом профсоюза.
3.11. Спецстрой России с участием Совета профсоюза осуществляют разработку отраслевой программы содействия занятости, в которой предусматривают меры по содействию занятости высвобождаемых с ликвидируемых организаций работников путем создания новых рабочих мест, в том числе и в других регионах страны, их внутриотраслевого перераспределения, переобучения, содействия предпринимательской деятельности, организации общественных работ.
IV. ГАРАНТИИ РАБОТНИКОВ ОТРАСЛИ ПРИ АКЦИОНИРОВАНИИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛИ
4.1. Спецстрой России и Совет профсоюза в целях обеспечения социальных гарантий работникам акционируемых организаций отрасли обязуются:
4.1.1. Осуществлять соответствующим органом профсоюза представительство по защите прав и интересов членов профсоюза при акционировании организаций отрасли.
4.1.2. Включать в комиссию по акционированию организации отрасли с согласия трудового коллектива представителей соответствующего органа профсоюза.
4.1.3. Осуществлять соответствующим органом профсоюза общественный контроль за распределением продаваемых акций совместно с органом, уполномоченным трудовым коллективом.
4.1.4. Выдвигать на конференции (собрания) трудового коллектива кандидатов от соответствующего органа профсоюза для избрания в совет директоров акционерного общества.
4.1.5. Осуществлять соответствующим органом профсоюза представительство интересов трудового коллектива и защиту его прав при акционировании и в иных случаях, предусмотренных законодательством и решениями трудового коллектива.
4.2. В учредительных документах организации, преобразованной в акционерное общество, должны предусматриваться:
- права соответствующего органа профсоюза акционерного общества и гарантии его деятельности;
- возможность ежегодно заключать коллективный договор между работниками и органом управления акционерного общества.
4.3. Условия трудового договора (контракта) с руководителем акционируемой организации отрасли действуют в течение срока до первого собрания акционеров.
4.4. При изменении формы собственности в организациях отрасли выполнять обязательства ранее заключенного коллективного договора до заключения нового в соответствии с законодательством.
4.5. С момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на акционирование предприятия и до момента возникновения права собственности не допускается увольнение более чем 10 процентов численности работников указанной организации отрасли в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании организации в акционерное общество, и до момента государственной регистрации этого общества.
4.6. Освобожденные выборные профсоюзные работники организации отрасли, а по решению трудового коллектива и наемные работники органа профсоюза имеют право на приобретение акций соответствующей приватизируемой организации отрасли, продаваемых или передаваемых трудовому коллективу, наряду с работниками этой организации.
4.7. Порядок и способы акционирования объектов имущества, принадлежащих профсоюзу, определяются самостоятельно профсоюзом с учетом действующего законодательства.
4.8. Рекомендовать трудовым коллективам при заключении коллективных договоров предусматривать в них пункты, определяющие льготы по приобретению акций, при преобразовании организаций отрасли в акционерные общества, бывшим работникам организаций, уволившимся на пенсию по старости, инвалидности, семьям погибших при несчастных случаях, а также лицам, уволенным в порядке перевода в организации отрасли.
V. ОПЛАТА ТРУДА
5.1. Стороны пришли к соглашению по вопросам:
5.1.1. Организации отрасли устанавливают минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда при работе в нормальных условиях на строительно - монтажных работах в размере, достигнутом на момент заключения трудового договора, но не ниже минимального размера тарифной ставки основной категории рабочих, установленных совместным решением Госстроя России и профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, занятых на этих работах.
Минимальный размер тарифной ставки ежеквартально индексируется исходя из фактического роста на этот период потребительских цен в Российской Федерации с корректировкой соответствующего индекса на коэффициент 0,8.
5.1.2. В организациях отрасли, применяющих тарифные ставки других отраслей, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается в следующем порядке: определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок в соответствии с действующим Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115, к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно - монтажных и ремонтно - строительных работах. Полученное соотношение умножается на минимальный размер заработной платы, определенный п. 5.1.1 настоящего Соглашения.
5.1.3. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других профессионально - квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих в организациях отрасли межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.
5.1.4. Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по отраслям и видам работ соответственно изменяются в зависимости от сложности и условий труда по каждой профессионально - квалификационной группе работников.
5.1.5. Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим производится в соответствии с требованиями Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
5.1.6. Оплата труда работников учреждений культуры, спорта, образования и здравоохранения, непроизводственной сферы, находящихся на балансе организаций отрасли, осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.99 N 309.
5.1.7. Темпы роста заработной платы и социальных выплат руководителей, специалистов и служащих увеличиваются пропорционально темпам роста зарплаты и социальных выплат рабочих. Соотношение темпов по кварталам года (другим учетным периодам) оговаривается коллективным договором.
5.1.8. Размер должностного оклада руководителя организации отрасли устанавливается начальником Спецстроя России.
Оплата труда руководителя организации производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)".
5.1.9. Организации отрасли определяют с заказчиком размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги) и в любых согласованных размерах с учетом требований нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, но не ниже исчисленных, исходя из тарифных ставок и окладов, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением.
5.1.10. В случае задержки заказчиком финансирования по объекту строительства и расчета за выполненные работы (услуги) несвоевременно выплаченная в связи с этим заработная плата индексируется и предъявляется заказчику подрядной организацией в соответствии с условиями, предусмотренными конкретным договором подряда.
В иных случаях задержки выплаты заработной платы сумма индексации выплачивается за счет собственных средств организации отрасли.
5.1.11. В случае задержки выплаты заработной платы работодатель выплачивает работникам причитающуюся сумму задолженности по заработной плате и компенсацию из прибыли за каждый день просрочки выплаты, рассчитанную по учетной ставке ЦБ РФ за пользование кредитом, действующей на 15-е число месяца, предшествующего выплате.
Профсоюзный комитет и работники вправе обжаловать противоправные действия работодателя, нарушающего сроки выплаты заработной платы.
5.1.12. Работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, производятся доплаты к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:
- на работах с вредными и тяжелыми условиями труда - не менее 12 процентов;
- на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда - не менее 24 процентов.
Перечень рабочих мест и конкретных работ с вредными и тяжелыми, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда устанавливается организациями отрасли по результатам аттестации рабочих мест и оценке условий труда на них и включается в коллективный договор.
Доплата за работы начисляется за время фактической занятости работников на таких местах.
5.1.13. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), других выплат работникам, а также нормы труда устанавливаются администрацией организации отрасли по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, действующим в организации.
5.1.14. Производить выплату компенсационных надбавок за подвижной и разъездной характер при вахтовом методе работ в соответствии с перечнем, утвержденным в организации отрасли по согласованию с профсоюзным комитетом, за каждый день нахождения на линии (трассе), в процентах к действующим ставкам (окладам), но не более установленного размера суточных в командировках.
Выплата денежных средств за вахтовый и полевой характер работ производится в размере не менее полной нормы командировочных расходов за каждый день нахождения вне места постоянного жительства.
Конкретные размеры и порядок выплаты определяются коллективным договором.
5.1.15. Рекомендовать организациям отрасли предусматривать в коллективных договорах выплату работникам, проработавшим в системе Спецстроя России более 25 лет (женщинам - 20 лет), при выходе их на пенсию, единовременного пособия в размере не менее 5 месячных окладов по основной работе (месячных тарифных ставок рабочего 1 разряда, установленных Соглашением) за счет прибыли организации отрасли.
5.1.16. Размеры тарифных ставок и должностных окладов работников, установленные в настоящем Соглашении, являются минимальным гарантированным уровнем оплаты труда, ниже которого ни одна организация отрасли соответствующего региона не имеет право платить лицам, занятым на условиях найма, при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнения работником установленных трудовых обязанностей или норм труда. Конкретные условия оплаты труда организации отрасли определяют самостоятельно и закрепляют их в коллективных договорах.
5.1.17. Введение, замена и пересмотр норм труда могут производиться по согласованию с профсоюзным комитетом только с экономическим обоснованием и после проведения соответствующих организационно - технических мероприятий.
5.2. Стороны обязуются соблюдать права трудовых коллективов, предоставленные им действующим законодательством, в том числе в вопросах определения условий трудовых договоров (контрактов) с руководителями организаций отрасли, с учетом особенностей настоящего Соглашения.
VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, РЕЖИМ РАБОТЫ И ОТДЫХА
6.1. Нормальная продолжительность рабочего времени в организациях отрасли устанавливается в соответствии с КЗоТ Российской Федерации из расчета 40-часовой рабочей недели.
6.2. Режим рабочего времени устанавливается графиками работы, согласованными с профсоюзными комитетами, с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период.
6.3. Для лиц, занятых на рабочих местах, по результатам аттестации которых имеется заключение о превышении предельно допустимых норм вредных для здоровья факторов (веществ), нормальная продолжительность рабочей смены сокращается на 1 час с сохранением при этом льгот и оплаты труда за полную рабочую смену.
6.4. Для женщин, имеющих 2-х и более детей дошкольного возраста, по их просьбе, администрация обязана устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, с оплатой труда пропорционально отработанному времени.
6.5. Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 55 КЗоТ Российской Федерации). К сверхурочным работам могут привлекаться только работники, имеющие стаж работы не менее одного года, с ограничениями, предусмотренными статьей 54 КЗоТ Российской Федерации.
6.6. Привлечение отдельных работников к сверхурочным работам и работам в выходные дни допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст. ст. 55, 63 КЗоТ Российской Федерации, и только с разрешения соответствующего профсоюзного органа.
6.7. Продолжительность ежегодных отпусков устанавливается в соответствии с действующим законодательством, но не менее 24 рабочих дней. Организации отрасли, исходя из своих производственных и финансовых возможностей, могут предоставлять работникам более продолжительные отпуска.
6.8. Продолжительность дополнительных отпусков отдельным категориям работников, занятых на работах с вредными условиями труда, за непрерывный стаж работы в одной организации отрасли, за ненормированный рабочий день, за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях регулируется действующим законодательством и коллективными договорами.
6.9. Отпуск предоставляется по утвержденному администрацией графику, согласованному с профсоюзным органом организации отрасли.
Коллективным договором может быть предусмотрена возможность использования работниками ежегодного отпуска по частям.
6.10. Руководители организаций отрасли по согласованию с соответствующими территориальными комитетами профсоюза (профсоюзными комитетами), исходя из производственной необходимости, а также в целях обеспечения оптимального режима отдыха работников вправе в соответствии с действующим законодательством и соблюдением установленного баланса рабочего времени осуществлять перенос рабочих и выходных дней в связи с праздничными датами.
6.11. Для работников, не пользующихся правом на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда, в соответствии с действующим законодательством, может осуществляться досрочный выход на пенсию за счет средств организации отрасли.
6.12. Если по вине работодателя, должностных лиц организации отрасли работник был фактически лишен права на льготное пенсионное обеспечение ненадлежащим оформлением документов (трудовой книжки, нарядов, путевых листов и т.д.), устанавливающих льготный характер работы, администрация обязана осуществить его досрочный выход на пенсию за счет средств организации отрасли.
6.13. Работникам организации отрасли:
- за счет их собственных средств реализуются товары народного потребления, выпускаемые в отрасли, по ценам без торговой наценки;
- возмещаются расходы на санаторно - курортное лечение, отдых детей, лечебное питание в размерах не менее 50%, а для проживающих в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, - 100% их стоимости.
6.14. Профсоюзный орган совместно с комиссией по социальному страхованию осуществляет контроль за правильностью выплат бухгалтериями организаций пособий по социальному страхованию, оплаты путевок в санаторно - курортные учреждения и финансированием других мероприятий по социальному страхованию.
6.15. Всем рабочим и служащим из числа гражданского персонала, работающим в системе Спецстроя России, а также профсоюзным работникам, работникам отраслевого фонда социального страхования неотложная, амбулаторная и стационарная помощь оказывается в лечебно - профилактических учреждениях Спецстроя России бесплатно в объеме, установленном для данного медицинского учреждения (за исключением платы за медикаменты). При невозможности оказать лечебно - профилактическую помощь необходимого объема больной направляется в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Членам семей (муж, жена, дети) работников из числа гражданского персонала медицинская помощь в лечебно - профилактических учреждениях Спецстроя России оказывается в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Неработающие инвалиды труда, получившие увечье в организациях отрасли, неработающие ветераны труда, проработавшие в системе Спецстроя России (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет), награжденные медалью "Ветеран труда СССР" и знаком "Ветеран труда Спецстроя России", пользуются правом на медицинское обслуживание и получают медицинскую помощь в лечебно - профилактических учреждениях Спецстроя России.
VII. ОХРАНА ТРУДА
В целях создания условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имея в виду, что взаимные обязательства работодателя и работников организаций отрасли по обеспечению сохранения здоровья и безопасных условий труда предусматриваются в коллективных договорах, Спецстрой России и Совет профсоюза договорились выполнять согласованные действия по направлениям:
7.1. Осуществления управления деятельностью организаций отрасли в области охраны труда и контроля за реализацией намеченных мероприятий в системе Спецстроя России.
7.2. Организации проведения семинаров для руководителей организаций отрасли и территориальных комитетов профсоюза, осуществления методического руководства в проведении сертификации организаций отрасли на соответствие требованиям безопасности труда, оказание содействия в обучении работников правилам охраны труда.
7.3. Осуществления совместного расследования групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом на производстве.
7.4. Обеспечения работающих с вредными условиями труда молоком и другими равноценными пищевыми продуктами в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда".
7.5. Осуществления контроля за:
7.5.1. Выделением организациями отрасли необходимых сумм на охрану труда, спецодежду, спецобувь, средства индивидуальной защиты, обеспечением санитарно - бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормами.
7.5.2. Проведением аттестации рабочих мест, профилактических мероприятий по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве.
7.5.3. Предоставлением первоочередного права в оказании организациями отрасли различных видов материальной помощи, выделением бесплатных путевок на санаторно - курортное лечение и т.п. участникам войны, семьям погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям.
7.5.4. Предоставлением организациями отрасли гарантий работникам по сохранению за ними рабочих мест и средней заработной платы за время приостановки работ на участках (рабочих местах) вследствие нарушений Правил охраны труда не по вине этих работников.
Отказ работника от выполнения работ в случае непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренными трудовыми договорами, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.
7.5.5. Созданием в организациях отрасли необходимых условий для работы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда, обеспечением их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда.
7.5.6. Предоставлением уполномоченным лицам по охране труда и членам комитета (комиссии) по охране труда возможности выполнения ими своих общественных обязанностей по охране труда в рабочее время в согласованном режиме. Администрация организаций отрасли освобождает этих работников от работы с сохранением среднего заработка на период их обучения выполнению своих общественных обязанностей по охране труда.
7.5.7. Выплатой единовременного пособия, предусмотренного Правилами, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1, при утрате трудоспособности в результате трудового увечья или профессионального заболевания работникам (а в случае их смерти - членам семьи).
Предусмотренные этими Правилами выплаты денежных сумм в возмещение вреда, размеры компенсаций дополнительных расходов и единовременных пособий могут быть увеличены на основании коллективного договора.
7.5.8. Оказанием материальной помощи, при наличии иждивенцев, семьям погибших в результате несчастного случая на производстве в размере 6-месячного заработка погибшего.
В случае смерти работника от общего заболевания или несчастного случая в быту семье умершего должна выплачиваться, из средств организации, материальная помощь в размере среднемесячного заработка умершего.
7.6. Администрация организаций отрасли:
7.6.1. Информирует профсоюзные органы о групповых несчастных случаях, а также случаях со смертельным исходом.
7.6.2. Совместно с профсоюзным органом создает, на паритетных началах, комиссии по охране труда и здоровья, решения которых являются обязательными для работодателя.
7.6.3. Организует обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в соответствии с законодательством.
7.6.4. Выплачивает в случае гибели работника на производстве гражданам, имеющим право на возмещение вреда, единовременное пособие в размере не менее 60-кратной минимальной заработной платы, определенное законодательством.
Единовременное пособие выплачивается в месячный срок со дня смерти кормильца.
7.6.5. Возмещает семье, потерявшей кормильца вследствие трудового увечья, моральный вред в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 151, ч. 1 ГК РФ).
7.6.6. Выплачивает при стойкой утрате трудоспособности в результате полученного трудового увечья (при отсутствии вины пострадавшего) или профессионального заболевания единовременное пособие в размере, определенном в соответствии с решением врачебно - трудовой экспертной комиссии о степени утраты профессиональной трудоспособности.
7.7. Обеспечивает финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда в размере, определенном соглашением по охране труда к коллективному договору.
VIII. ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА
8.1. Члены профсоюза пользуются со стороны профсоюзной организации правом на защиту своих интересов по вопросам:
- оплаты труда, ее гарантий и компенсаций;
- приема на работу, увольнения и занятости;
- профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки;
- режима рабочего времени и времени отдыха;
- безопасности труда и охраны здоровья;
- социально - бытовым и другим вопросам применительно к различным профессиям.
8.2. Член профсоюза в соответствующих органах профсоюза может:
8.2.1. Получить консультацию и юридическую помощь по всем интересующим вопросам, а также в случаях рассмотрения трудовых споров в суде.
8.2.2. На льготных условиях или бесплатно:
- приобрести путевки на лечение и отдых, долечивание в связи с различными заболеваниями;
- пользоваться имуществом профсоюзных организаций, спорт- и культинвентарем, услугами профсоюзных библиотек, клубов, домов и дворцов культуры, спортсооружениями, другими льготами и услугами.
IX. ПРОФСОЮЗНЫЕ ПРАВА И ГАРАНТИИ
Исходя из положений действующего законодательства, стороны пришли к соглашению по вопросам:
9.1. Права профсоюза работников специального строительства России и гарантии его деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законами субъектов Российской Федерации, настоящим Соглашением и коллективными договорами.
9.2. Администрация Спецстроя России и организаций отрасли:
9.2.1. Предоставляет Совету профсоюза, комитетам профсоюза в бесплатное пользование помещения со всем необходимым оборудованием для их деятельности и проведения собраний членов профсоюза, транспортные средства и средства связи. Обеспечивает уборку и охрану помещений, а также печатание и размножение необходимых материалов.
Здания, помещения и сооружения, предназначенные для ведения культурно - просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников организации отрасли и членов их семей, а также лагеря отдыха для детей, находящиеся на балансе организации отрасли, передаются в бесплатное пользование соответствующему профсоюзному органу на период проведения этих мероприятий.
9.2.2. При наличии письменного заявления членов профсоюза (и не членов профсоюза) <*> обеспечивает взимание профсоюзных взносов через бухгалтерию организации отрасли и перечисляет их ежемесячно и бесплатно на расчетный счет соответствующего профсоюзного комитета одновременно с перечислением денежных средств для расчетов по оплате труда. Администрация не вправе задерживать перечисление указанных средств.
--------------------------------
<*> Сбор членских взносов с не членов профсоюза производится только при наличии этого пункта в коллективных договорах организаций отрасли.
9.2.3. Перечисляет профсоюзным органам денежные средства на культурно - массовую и физкультурную работу в размере 0,3 процента от фонда оплаты труда в соответствии со ст. 232 КЗоТ РФ.
9.2.4. Освобождает от производственной работы с сохранением среднего заработка членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, заседаний профсоюзных органов и их комиссий, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы.
9.2.5. Распространяет на профсоюзных работников, работников объектов соцкультбыта (клуб, стадион, профилакторий, лыжная база, спорткомплекс и др.), финансируемых полностью или частично за счет профсоюзного бюджета и бюджета государственного социального страхования, социально - бытовые и трудовые льготы, все виды материального стимулирования труда соответствующего трудового коллектива.
По согласованию с вышестоящим профсоюзным органом производит премирование и иные поощрительные выплаты освобожденным работникам профсоюзных органов в порядке и на условиях, установленных для руководителей, специалистов и служащих данной организации отрасли.
9.2.6. Предоставляет работникам, освобожденным от работы в связи с избранием на выборные должности в профсоюзные органы, после окончания их выборных полномочий, прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации отрасли.
9.3. Профсоюз работников специального строительства России:
9.3.1. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), ликвидации, приватизации или акционировании организации отрасли профсоюзная организация и профсоюзный комитет продолжают осуществление своих полномочий до их переизбрания.
9.3.2. При ухудшении финансового положения организации отрасли принимает участие в обсуждении намеченных мероприятий по выходу из сложившейся ситуации.
В случае непринятия руководством организации отрасли всех возможных мер по недопущению сокращения численности работников, сохранению рабочих мест, многомесячных задержек выплаты заработной платы профсоюзная организация и профсоюзный комитет имеют право выйти с инициативой перед вышестоящим органом управления о принятии соответствующих мер, вплоть до увольнения руководителя организации.
9.3.3. При нарушениях, угрожающих жизни и здоровью работников, вправе требовать от администрации организаций отрасли немедленного их устранения, а также потребовать полного прекращения производства работ. Профсоюзная организация и комитет профсоюза оставляют за собой право обратиться в государственную инспекцию труда для принятия более строгих мер.
9.3.4. В случае длительной задержки или несвоевременного выполнения администрацией организации отрасли пункта 9.2.2 настоящего Соглашения и пункта коллективного договора, касающегося перечислений профсоюзных взносов и влияющего на финансовое состояние профсоюза, профсоюзная организация имеет право выйти с инициативой перед вышестоящим органом управления о принятии соответствующих мер, вплоть до увольнения руководителя организации, за невыполнение обязательств коллективного договора.
В случае задержки перечисления удержанных профсоюзных взносов по выплаченной заработной плате работников администрация выплачивает профсоюзной организации сумму задолженности и компенсацию в размере 0,1 процента за каждый день просрочки как за использование кредита, предоставленного профсоюзной организацией (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
9.4. Члены совместных комитетов (комиссий) по охране труда организации, профсоюза и иного уполномоченного работниками представительного органа обеспечиваются защитой от увольнения и других неблагоприятных для них дисциплинарных мер, правовых, экономических и других санкций, связанных с выполнением ими функций представителей коллектива в соответствии с действующим законодательством.
X. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ
10.1. Контрольные функции за выполнением настоящего Соглашения осуществляются непосредственно сторонами, подписавшими его, а также администрацией организаций отрасли и соответствующими комитетами профсоюза.
Ответственность администрации и конкретных должностных лиц за невыполнение обязательств по коллективным договорам осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
10.2. Стороны определили состав отраслевой комиссии для ведения переговоров, заключения соглашения и контроля за ходом его выполнения (приложение N 2) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
10.3. Отраслевая комиссия рассматривает ход выполнения Соглашения не реже одного раза в полугодие.
10.4. Ответственность сторон за выполнение настоящего Соглашения и возникающие между ними споры в процессе его выполнения регулируются Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". Изменения и дополнения Соглашения производятся по взаимному согласию сторон.
10.5. Стороны согласились разрешать все спорные вопросы, которые могут возникнуть при выполнении настоящего Соглашения, путем взаимных консультаций, с целью недопущения конфликтных ситуаций.
XI. СРОКИ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ
11.1. Соглашение заключено на 2000 - 2001 годы и вступает в силу со дня его подписания сторонами.
11.2. Настоящее Соглашение может быть продлено, изменено, дополнено по взаимной договоренности сторон.
11.3. Условия соглашений и коллективных договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, недействительны.
11.4. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Соглашение может быть аннулировано только по взаимной договоренности сторон. Толкование и разъяснение положений настоящего Соглашения осуществляются по взаимному согласию сторон.
11.5. Стороны обязуются обсудить вопрос о продлении срока действия или о принятии нового соглашения за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения. Сторона, получившая письменное уведомление, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.
Председатель Совета профсоюза
работников специального
строительства России
С.Н.БОГДАНОВ
20 марта 2000 года
Начальник Федеральной
службы специального
строительства при Правительстве
Российской Федерации
Н.П.АБРОСЬКИН
20 марта 2000 года
Настоящее Соглашение не противоречит законодательству Российской Федерации. Регистрационный N 1840-ВЯ от 21.03.2000.
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ



Приложение N 1
к Отраслевому тарифному
соглашению на 2000 - 2001 годы
ПОРЯДОК
РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
СПЕЦСТРОЯ РОССИИ
При возникновении в подведомственной организации Спецстроя России коллективного трудового спора, оформленного в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", руководство данной организации и профсоюзный орган обязаны в двухдневный срок сообщить о данном трудовом споре в вышестоящие по подчиненности хозяйственный и профсоюзный органы, вплоть до Совета профсоюза и Спецстроя России.
Стороны спорных отношений совместно с вышестоящими органами проводят обязательные консультации или предварительное рассмотрение предмета спора, после чего принимается решение о необходимости прибытия в подразделение представителей вышестоящих органов.
До прибытия представителей вышестоящих органов приказом руководителя организации и решением представителя работников (профсоюзного органа) создается примирительная комиссия, которая в течение пяти рабочих дней с момента создания совместно с представителями вышестоящих органов рассматривает данный коллективный трудовой спор.
При недостижении согласия в примирительной комиссии с участием представителей вышестоящих органов коллективный трудовой спор рассматривается с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
При этом в качестве посредника для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается представитель вышестоящего по подчиненности органа, в том числе Совета профсоюза и Спецстроя России.
При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур с участием представителей вышестоящих органов, в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", создается трудовой арбитраж, в качестве арбитров которого выступают представители Совета профсоюза, Спецстроя России и Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Минтруда России.
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия и обязательства сторон коллективного трудового спора, в том числе об обязательном выполнении его рекомендаций по урегулированию коллективного трудового спора, оформляются совместным решением сторон спорных отношений и вышеупомянутого департамента.
Указанный порядок разрешения коллективных трудовых споров обязателен для всех организаций Спецстроя России.
Руководителям организаций, непосредственно подчиненных Спецстрою России, территориальных комитетов профсоюза:
1. Объявить для руководства законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам урегулирования коллективных трудовых споров и установить контроль за их исполнением.
2. Обеспечивать при необходимости своевременное направление в подведомственные организации представителей для разрешения коллективных трудовых споров.
3. Использовать в случаях возникновения коллективных трудовых споров все предусмотренные законодательством возможности для урегулирования разногласий и возобновления нормальной жизнедеятельности организаций.
4. Производить допуск посредников, трудовых арбитров и представителей Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства в подразделениях, предоставление им необходимых документов и сведений, касающихся коллективного трудового спора, с соблюдением установленного в Спецстрое России режима секретности.
Начальник Спецстроя России
Н.П.АБРОСЬКИН
20 марта 2000 года
Председатель Совета профсоюза
С.Н.БОГДАНОВ
20 марта 2000 года

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мингосимущества РФ от 21.03.2000 n 384-р О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНГОСИМУЩЕСТВА РОССИИ ОТ 08.07.98 n 647-Р  »
Постановления и Указы »
Читайте также