ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (утв. Минобразованием РФ 20.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
А.Ф.КИСЕЛЕВ
20 марта 2000 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе "Менеджмент в образовании" согласованы с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, Департаментом общего среднего образования, Управлением дошкольного образования Минобразования России, Учебно-методическим объединением высших учебных заведений по педагогическому образованию.
Данные Требования рассмотрены на Совете по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России.
1. Общая характеристика
профессиональной переподготовки руководителей
дошкольных образовательных и общеобразовательных
учреждений
1.1. Назначением Требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки (далее - Требования) является переподготовка руководителей образовательных учреждений по программе "Менеджмент в образовании". Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. 12-ФЗ, разработаны на основе Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 1221 от 18 июня 1997 года "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).
Оформление Требований (макет) соответствует утвержденным макетам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ МО РФ N 286 от 14.09.1999 "Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований - федерального компонента - к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника").
1.2. Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления действующих руководителей учреждений дошкольного и общего (школьного) образования, а также подготовку резерва кадров. Профессиональная переподготовка по дополнительным образовательным программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на базе высшего профессионального образования. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности 061200 - Менеджмент в социальной сфере.
1.3. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы - 1200 часов.
1.4. Целью данной программы является подготовка руководителя учреждения образования к следующим видам деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.5. Сферами профессиональной деятельности лиц, освоивших программу, являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения.
1.6. Профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент в образовании" при наличии высшего профессионального образования предоставляет возможность занятия должностей директора, заместителя директора, руководителя структурного подразделения педагогических учреждений.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших освоение дополнительной
профессиональной образовательной программы
"Менеджмент в образовании"
Менеджеру образования необходимо:
знать:
- Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты (ОПД.02);
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (ОПД.04);
- правовые аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьей, общественными, общественно-государственными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.02, ОПД.02);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02);
- перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (ОД.01, СД.04, СД.02);
- основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития (ОПД.05, СД.04, СД.02);
- закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02, СД.04);
- закономерности возрастной психологии (ОПД.03);
- особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02);
- сущность и основные задачи управленческой деятельности (ОПД.03, СД.02, СД.03);
- базовые варианты организационных структур образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- основные принципы построения системы управления образовательным учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03);
- эффективные методы контроля качества образования и деятельности сотрудников образовательного учреждения (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02);
- основы планирования: виды планов, назначение, принципы и методы их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03);
- основы аттестации педагогических кадров; подготовку и проведение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (СД.02);
- принципы эффективного распределения полномочий и ответственности при управлении образовательным учреждением (СД.06, СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06);
- эффективные стили руководства коллективом (ОПД.05, ОПД.06, СД.03);
- методы создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07,
СД.03, СД.06);
- виды и закономерности общения; коммуникативные процессы в образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования (СД.04, СД.05, СД.11, СДФ.01);
- основы организации экономической деятельности учреждения (ОПД.01, СД.07);
- методы привлечения дополнительных внебюджетных средств (СД.07);
- основы бухгалтерского учета (СД.07);
- основы организации труда и заработной платы работников образовательных учреждений (СД.07);
- основы делопроизводства в образовательном учреждении (СД.08);
- информационные технологии, применяемые в образовательном процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09);
уметь:
- выделять актуальные и перспективные цели развития образовательного учреждения, планировать мероприятия по их достижению (СД.04);
- разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.02);
- организовать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01);
- анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений (СД.05);
- выделить полное (системное) описание образовательного учреждения (СД.04);
- давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния (ОПД.07);
- оценивать качество организации управления учреждением и выделять направления организационного совершенствования (ОПД.05, СД.02, СД.03);
- определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03);
- адекватно оценивать качество планов деятельности образовательных учреждений и выделять направления совершенствования планирования (ОПД.05, СД.03);
- принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих решений (СД.03);
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07, СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными учреждениями (СД.09);
- контролировать и анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц (СД.07);
- осуществлять посредничество между различными общественными государственными структурами (ОПД.02, СД.02);
владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- средствами анализа уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06);
- методами разработки программ развития образовательных учреждений (СД.04);
- методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и т.д. (СД.04);
- навыками по организации безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях (ОПД.04);
- методами психолого-педагогической диагностики; методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем (с учетом различных социокультурных условий) (ОПД.06, ОПД.07, СД.04, СД.03);
- методами маркетинговых исследований в социальной сфере (ОПД.06);
- технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения (ОПД.08);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- приемами психодиагностики и психической саморегуляции (ОПД.07);
- методами составления сметы доходов и расходов образовательного учреждения (СД.07);
- основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований (СД.04, СД.03, СД.11).
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной переподготовки руководителей
дошкольных и общеобразовательных учреждений
по программе "Менеджмент в образовании"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 510 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Экономическая теория ¦ 70 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки; введение в ¦ ¦
¦ ¦экономику (основы экономического анализа, ¦ ¦
¦ ¦основы обмена, функционирование конкурентного ¦ ¦
¦ ¦рынка, основы государственного сектора); ¦ ¦
¦ ¦основные понятия собственности: экономические и¦ ¦
¦ ¦правовые аспекты; введение в макроэкономику; ¦ ¦
¦ ¦деньги, денежное обращение и денежная политика;¦ ¦
¦ ¦национальный доход, совокупные расходы, спрос, ¦ ¦
¦ ¦предложение, ценовой уровень, фискальная ¦ ¦
¦ ¦политика: макроэкономические проблемы инфляции ¦ ¦
¦ ¦и безработицы; основные макроэкономические ¦ ¦
¦ ¦школы; мировая экономика и экономический рост; ¦ ¦
¦ ¦спрос, потребительский выбор, издержки и ¦ ¦
¦ ¦предложение; формы конкуренции; структура ¦ ¦
¦ ¦бизнеса; регулирование и дерегулирование; ¦ ¦
¦ ¦факторные рынки и распределение доходов; ¦ ¦
¦ ¦сравнительные экономические системы, ¦ ¦
¦ ¦особенности экономики переходного периода ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Основы права ¦ 90 ¦
¦ ¦Конституционные основы правовой системы и ее ¦ ¦
¦ ¦структура. Право в социальной и образовательной¦ ¦
¦ ¦сфере. Закон Российской Федерации "Об ¦ ¦
¦ ¦образовании". Права ребенка. Конвенция о правах¦ ¦
¦ ¦ребенка. Международные правовые нормы в сфере ¦ ¦
¦ ¦образования. Правовые основы деятельности ¦ ¦
¦ ¦работников образования, механизмы реализации и ¦ ¦
¦ ¦защиты их прав. Основы административного права.¦ ¦
¦ ¦Понятие административного права. ¦ ¦
¦ ¦Административно-правовой механизм регулирования¦ ¦
¦ ¦общественных отношений. Административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Административное взыскание. ¦ ¦
¦ ¦Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Правовые основы управления в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Гражданское право. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского права, основы его регулирования, ¦ ¦
¦ ¦гражданское процессуальное право, Гражданский ¦ ¦
¦ ¦кодекс. ¦ ¦
¦ ¦Трудовое право. Предмет, источники и субъекты ¦ ¦
¦ ¦трудового права. Понятие трудового ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Трудовой коллектив. Права и ¦ ¦
¦ ¦роль профсоюзов. Понятие коллективного ¦ ¦
¦ ¦договора, его роль. Правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦трудоустройства. Понятие трудового договора. ¦ ¦
¦ ¦Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее ¦ ¦
¦ ¦время и время отдыха. Система заработной платы.¦ ¦
¦ ¦Правила внутреннего трудового распорядка. ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина. Материальная ¦ ¦
¦ ¦ответственность сторон трудового ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Охрана труда. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦конфликты и порядок их разрешения. Правовые ¦ ¦
¦ ¦основы управления образовательным учреждением. ¦ ¦
¦ ¦Управление образованием в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦Законодательство об образовании. Структура ¦ ¦
¦ ¦нормативных актов об образовании. Правовой ¦ ¦
¦ ¦статус образовательного учреждения. Защита прав¦ ¦
¦ ¦и законных интересов образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Особенности применения трудового ¦ ¦
¦ ¦законодательства в системе образования. Охрана ¦ ¦
¦ ¦прав и защита интересов несовершеннолетних ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Основы здорового образа жизни ¦ 70 ¦
¦ ¦Закономерности возрастной психологии детей. ¦ ¦
¦ ¦Понятия "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в ¦ ¦
¦ ¦иерархии потребностей. Мотивация здоровья и ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни. Понятие нормы. ¦ ¦
¦ ¦Концепции и основные составляющие здорового ¦ ¦
¦ ¦образа жизни. Сознание и здоровье. Движение и ¦ ¦
¦ ¦здоровье. Питание и здоровье. Информация и ¦ ¦
¦ ¦здоровье. Труд и здоровье. Экология и здоровье ¦ ¦
¦ ¦Культура и здоровье. Возраст и здоровье. ¦ ¦
¦ ¦Вредные привычки, их профилактика и коррекция. ¦ ¦
¦ ¦Система самооздоровления и ¦ ¦
¦ ¦самосовершенствования. Традиционные и ¦ ¦
¦ ¦нетрадиционные методы оздоровления. Лекарства ¦ ¦
¦ ¦для здоровых. Основные факторы риска, их ¦ ¦
¦ ¦причины, распространенность среди различных ¦ ¦
¦ ¦возрастных групп населения России и других ¦ ¦
¦ ¦стран, связь с образом жизни. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития детей с ограничениями по здоровью. ¦ ¦
¦ ¦Основы коррекционной педагогики и специальной ¦ ¦
¦ ¦психологии. Дошкольные и школьные формы ¦ ¦
¦ ¦патологии: нарушение осанки, сколиоз, ¦ ¦
¦ ¦близорукость, нервные расстройства и др. ¦ ¦
¦ ¦Профилактика наркомании и токсикомании. ¦ ¦
¦ ¦Инфекционные болезни в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Эпидемии. Основные принципы профилактики. СПИД ¦ ¦
¦ ¦и его профилактика. Венерические болезни и их ¦ ¦
¦ ¦профилактика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Безопасность и защита человека в чрезвычайных ¦ 40 ¦
¦ ¦ситуациях ¦ ¦
¦ ¦Опасные и вредные факторы в окружающей среде: ¦ ¦
¦ ¦характеристика, закономерности появления и ¦ ¦
¦ ¦способы защиты от их последствий. Чрезвычайные ¦ ¦
¦ ¦ситуации природного, техногенного и социального¦ ¦
¦ ¦происхождения. Правовые, нормативно-технические¦ ¦
¦ ¦и организационные основы обеспечения ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦оборона, ее структура, задачи. Защита от ¦ ¦
¦ ¦последствий чрезвычайных ситуаций военного и ¦ ¦
¦ ¦мирного времени ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Менеджмент в сфере образования ¦ 60 ¦
¦ ¦Развитие науки об управлении, эволюция ¦ ¦
¦ ¦управленческой мысли; методологические основы ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; инфраструктура менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦социофакторы и этика менеджмента; природа и ¦ ¦
¦ ¦состав функций менеджмента; стратегическое и ¦ ¦
¦ ¦тактическое планирование в системе менеджмента;¦ ¦
¦ ¦организационные отношения в системе ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; формы организации; мотивация ¦ ¦
¦ ¦деятельности; регулирование и контроль в ¦ ¦
¦ ¦системе менеджмента; моделирование ситуаций и ¦ ¦
¦ ¦разработка решений; динамика групп и лидерство;¦ ¦
¦ ¦управление человеком и управление группой; ¦ ¦
¦ ¦руководство: власть и партнерство; стиль и ¦ ¦
¦ ¦имидж менеджера; конфликтность; факторы ¦ ¦
¦ ¦эффективности менеджмента ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06 ¦Образовательный маркетинг ¦ 30 ¦
¦ ¦Сущность образовательного маркетинга. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки маркетинга. Современная концепция ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой ¦ ¦
¦ ¦деятельности; комплексное исследование рынка ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг; методические основы ¦ ¦
¦ ¦исследования рынка, сегментация рынка. Оценка ¦ ¦
¦ ¦возможностей рынка; формирование политики ¦ ¦
¦ ¦выбора образовательных услуг и рыночной ¦ ¦
¦ ¦стратегии; роль маркетинговой деятельности в ¦ ¦
¦ ¦процессе разработки и создания услуг рыночной ¦ ¦
¦ ¦новизны. Разработка ценовой политики; ¦ ¦
¦ ¦продвижение образовательных услуг, сервис в ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой деятельности; формирование спроса¦ ¦
¦ ¦и стимулирование сбыта. Организация ¦ ¦
¦ ¦деятельности маркетинговой службы в образовании¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07 ¦Социальная психология и психология управления ¦ 60 ¦
¦ ¦Теоретические и прикладные задачи социальной ¦ ¦
¦ ¦психологии. Социальная психология управления ¦ ¦
¦ ¦как отрасль психологической науки. Психология ¦ ¦
¦ ¦общения. Содержание, цели и средства общения. ¦ ¦
¦ ¦Виды и уровни общения. Основные закономерности ¦ ¦
¦ ¦общения. Социально-психологический анализ ¦ ¦
¦ ¦восходящих и нисходящих коммуникаций. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие и понимание человека человеком в ¦ ¦
¦ ¦системе коммуникаций. Приемы и техники ¦ ¦
¦ ¦управления партнером в процессе общения. Группа¦ ¦
¦ ¦как социально-психологический феномен. Виды ¦ ¦
¦ ¦групп. Формальная и неформальная структура ¦ ¦
¦ ¦группы. Нормативно-ролевые феномены малой ¦ ¦
¦ ¦группы. Лидерство. Групповая совместимость. ¦ ¦
¦ ¦Проблема групповой сплоченности. Проблема ¦ ¦
¦ ¦эффективности групповой деятельности. Феномены ¦ ¦
¦ ¦межгруппового взаимодействия. Механизмы ¦ ¦
¦ ¦развития группы. Эффективные способы управления¦ ¦
¦ ¦малой группой. Коллектив как объект управления.¦ ¦
¦ ¦Формальная и неформальная структуры трудового ¦ ¦
¦ ¦коллектива. Факторы эффективности деятельности ¦ ¦
¦ ¦коллектива. Социально-психологический климат ¦ ¦
¦ ¦коллектива. Социально-психологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦руководства коллективом в образовании. Феномены¦ ¦
¦ ¦больших социальных групп. Проблема группового ¦ ¦
¦ ¦сознания. Социально-психологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦этнопсихологии. Психология массовидных явлений.¦ ¦
¦ ¦Личность и общество. Понятие социализации. ¦ ¦
¦ ¦Конфликтология. Конфликты: классификация, ¦ ¦
¦ ¦причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и¦ ¦
¦ ¦структура деятельности руководителя ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения. ¦ ¦
¦ ¦Социально-психологические аспекты принятия ¦ ¦
¦ ¦управленческого решения. Стили руководства и их¦ ¦
¦ ¦эффективность. Личность руководителя и его ¦ ¦
¦ ¦организаторские способности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08 ¦Деловое общение ¦ 50 ¦
¦ ¦Деловое общение как средство реализации ¦ ¦
¦ ¦управленческих функций руководителя ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения. Структура ¦ ¦
¦ ¦коммуникативного акта. Цели, вербальные и ¦ ¦
¦ ¦невербальные средства и барьеры общения. ¦ ¦
¦ ¦Деловая беседа как форма делового общения. Цели¦ ¦
¦ ¦беседы, ее фазы и средства, позволяющие ¦ ¦
¦ ¦наиболее эффективно реализовать цель на каждой ¦ ¦
¦ ¦из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции ¦ ¦
¦ ¦совещания в образовательном учреждении, его ¦ ¦
¦ ¦особенности как формы делового общения. Задачи ¦ ¦
¦ ¦руководителя по ведению совещания. Структура и ¦ ¦
¦ ¦участники совещания, их основные ¦ ¦
¦ ¦характеристики. Цели руководителя на совещании ¦ ¦
¦ ¦и средства их достижения. Критерии ¦ ¦
¦ ¦эффективности проведения совещания. Публичное ¦ ¦
¦ ¦выступление как форма делового общения. ¦ ¦
¦ ¦Структура выступления и критерии его ¦ ¦
¦ ¦эффективности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.09 ¦Финансы, денежное обращение и кредит ¦ 40 ¦
¦ ¦Сущность и роль финансов и кредита. ¦ ¦
¦ ¦Государственный бюджет. Формирование и ¦ ¦
¦ ¦использование денежных накоплений. Безналичные ¦ ¦
¦ ¦расчеты между образовательными структурами и ¦ ¦
¦ ¦организациями. Краткосрочный кредит в ¦ ¦
¦ ¦хозяйственном механизме управления ¦ ¦
¦ ¦образовательным учреждением. Финансовая работа ¦ ¦
¦ ¦и финансовое планирование в системе управления ¦ ¦
¦ ¦образовательным учреждением. Многоканальное ¦ ¦
¦ ¦финансирование образовательного учреждения ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 520 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Философия и развитие образования ¦ 80 ¦
¦ ¦Социальная природа образования, его ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческий конкретно-исторический ¦ ¦
¦ ¦характер. Общечеловеческое, национальное и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное в образовании и воспитании. ¦ ¦
¦ ¦Непрерывность воспитания и образования. ¦ ¦
¦ ¦Системный и функциональный подходы к ¦ ¦
¦ ¦образованию, онтология образования. ¦ ¦
¦ ¦Социально-деятельностная сущность личности и ее¦ ¦
¦ ¦отношения с окружающим миром. Философские ¦ ¦
¦ ¦аспекты целеполагания в образовании. ¦ ¦
¦ ¦Познаваемость образовательного процесса и ¦ ¦
¦ ¦образовательных систем, проблема истинности в ¦ ¦
¦ ¦образовании, кризис образования. ¦ ¦
¦ ¦Естественно-физиологические и ¦ ¦
¦ ¦морально-этические пределы образования. ¦ ¦
¦ ¦Феноменология образования. Основные ¦ ¦
¦ ¦противоречия и закономерности развития ¦ ¦
¦ ¦образования. Современные теории и концепции ¦ ¦
¦ ¦развития образования и воспитания. Развивающее ¦ ¦
¦ ¦образование. Идеи гуманизации в образовании. ¦ ¦
¦ ¦Личностно ориентированное образование, ¦ ¦
¦ ¦нравственные и духовные ценности личности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Основы управления образовательными учреждениями¦ 70 ¦
¦ ¦Образовательное учреждение как объект ¦ ¦
¦ ¦управления. Внешняя среда образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Органы управления образованием. ¦ ¦
¦ ¦Типы и виды образовательных учреждений, ¦ ¦
¦ ¦особенности их как объектов управления. Базовые¦ ¦
¦ ¦варианты организационных структур ОУ. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия управления образовательным учреждением ¦ ¦
¦ ¦с учетом его специфики. Управление ¦ ¦
¦ ¦функционированием и управление развитием ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения. Функции ¦ ¦
¦ ¦управления. Система управления. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦управления образовательным учреждением. ¦ ¦
¦ ¦Системный, процессный и ситуационный подходы к ¦ ¦
¦ ¦управлению. Эволюция управленческой мысли: ¦ ¦
¦ ¦классическая теория управления; теория ¦ ¦
¦ ¦человеческих отношений; теория системного ¦ ¦
¦ ¦управления; теория ситуационного управления. ¦ ¦
¦ ¦Новые поиски идей эффективного управления. ¦ ¦
¦ ¦Лицензирование, аттестация и аккредитация ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения; подготовка ¦ ¦
¦ ¦документации, роль коллектива в подготовке ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения к государственной ¦ ¦
¦ ¦аттестации. Особенности управления дошкольным ¦ ¦
¦ ¦учреждением: специфика структуры, кадрового ¦ ¦
¦ ¦состава, взаимодействия с семьями детей, ¦ ¦
¦ ¦психология детского возраста и учет ее в ¦ ¦
¦ ¦построении образовательного процесса в ДОУ. ¦ ¦
¦ ¦Специфика управления общеобразовательным ¦ ¦
¦ ¦учреждением: модель (тип и вид) ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения, кадровый состав ¦ ¦
¦ ¦сотрудников, выделение "трудных детей" и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие с ПМС-центрами, возрастная ¦ ¦
¦ ¦психология и ее учет в построении ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса. Управление ¦ ¦
¦ ¦воспитательным процессом, социальная практика ¦ ¦
¦ ¦обучаемых ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Методы управления образовательными учреждениями¦ 70 ¦
¦ ¦Планирование функционирования и развития ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения. Виды и типы ¦ ¦
¦ ¦планов, иерархия планов. Методы планирования. ¦ ¦
¦ ¦Разработка управленческих решений: функции ¦ ¦
¦ ¦решения в методологии и организации процесса ¦ ¦
¦ ¦управления; типология управленческих решений; ¦ ¦
¦ ¦условия и факторы качества управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений; модели, методология и организация ¦ ¦
¦ ¦процесса разработки управленческого решения; ¦ ¦
¦ ¦целевая ориентация управленческих решений; ¦ ¦
¦ ¦анализ альтернатив действий; анализ внешней ¦ ¦
¦ ¦среды и ее влияния на реализацию альтернатив; ¦ ¦
¦ ¦условия неопределенности и педагогического ¦ ¦
¦ ¦риска; приемы разработки и выбора ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений в условиях ¦ ¦
¦ ¦неопределенности и риска; эффективность ¦ ¦
¦ ¦решений; контроль реализации управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений; управленческие решения и ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Организационные структуры ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений и механизмы ¦ ¦
¦ ¦управления. Распределение полномочий и ¦ ¦
¦ ¦ответственности. Миссия организации. ¦ ¦
¦ ¦Руководство трудовым коллективом ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения. Качества ¦ ¦
¦ ¦эффективного руководителя. Стили руководства. ¦ ¦
¦ ¦"Команда" руководителя. ¦ ¦
¦ ¦Социально-психологические характеристики ¦ ¦
¦ ¦коллектива и уровень его развития. Групповые ¦ ¦
¦ ¦нормы и ценности как регулятор отношений в ¦ ¦
¦ ¦коллективе. Формирование организационной ¦ ¦
¦ ¦культуры коллектива. Мотивация организационного¦ ¦
¦ ¦поведения. Методы стимулирования трудовой ¦ ¦
¦ ¦активности. Контроль в управлении ¦ ¦
¦ ¦образовательным учреждением. Виды и формы ¦ ¦
¦ ¦контроля. Методы контроля ¦ ¦
¦ ¦учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности и исполнения решений ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Проектирование образовательных систем. ¦ 50 ¦
¦ ¦Образовательные технологии ¦ ¦
¦ ¦Понятие образовательной системы. Виды ¦ ¦
¦ ¦образовательных систем и их особенности. ¦ ¦
¦ ¦Определение функционального назначения ¦ ¦
¦ ¦образовательных систем. Образовательные ¦ ¦
¦ ¦технологии: классификация, особенности ¦ ¦
¦ ¦применения, мониторинг и оценка качества ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса. Технологии обучения ¦ ¦
¦ ¦и воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Системное управление развитием образовательного¦ ¦
¦ ¦учреждения: принципы, целевая образовательная ¦ ¦
¦ ¦программа. Разработка целевой программы ¦ ¦
¦ ¦развития. Управление реализацией целевой ¦ ¦
¦ ¦программы. Целевое педагогическое ¦ ¦
¦ ¦проектирование. Этапы проектирования ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Управление инновациями в образовательном ¦ 50 ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦
¦ ¦Основные стратегии инновационного развития. ¦ ¦
¦ ¦Инновации в дошкольных учреждениях: новые ¦ ¦
¦ ¦подходы (концепции) к воспитанию дошкольников, ¦ ¦
¦ ¦авторские программы, новые виды ДОУ и ¦ ¦
¦ ¦инновационные образовательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Инновации в школе: образовательные учреждения ¦ ¦
¦ ¦нового вида (модели, структура, содержание ¦ ¦
¦ ¦образования); новые воспитательные парадигмы, ¦ ¦
¦ ¦инновационные технологии; экологическая, ¦ ¦
¦ ¦валеологическая, коррекционная направленность ¦ ¦
¦ ¦педагогических процессов. Управление ¦ ¦
¦ ¦экспериментальной работой в образовательном ¦ ¦
¦ ¦учреждении: оценка и выбор приоритетного ¦ ¦
¦ ¦нововведения для экспериментального освоения, ¦ ¦
¦ ¦планирование и управление реализацией ¦ ¦
¦ ¦эксперимента, оценка результатов (механизм и ¦ ¦
¦ ¦критерии). Сопротивление нововведениям и пути ¦ ¦
¦ ¦устранения сопротивлений ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦Управление персоналом в образовательном ¦ 50 ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦
¦ ¦Персонал образовательного учреждения как объект¦ ¦
¦ ¦управления. Содержание и принципы управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом. Функциональное разделение труда в ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях. Подбор и ¦ ¦
¦ ¦расстановка кадров. Управление работой ¦ ¦
¦ ¦методических объединений, кафедр, цикловых ¦ ¦
¦ ¦ассоциаций. Профессиональная и организационная ¦ ¦
¦ ¦адаптация молодых специалистов. Становление ¦ ¦
¦ ¦педагога. Управление работой с молодыми ¦ ¦
¦ ¦кадрами. Подготовка, переподготовка и повышение¦ ¦
¦ ¦квалификации персонала. Обучение новым ¦ ¦
¦ ¦технологиям. Мотивация персонала к повышению ¦ ¦
¦ ¦профессионального мастерства. Мотивация и ¦ ¦
¦ ¦стимулирование труда персонала. Аттестация и ¦ ¦
¦ ¦оценка работы персонала. Оценка эффективности ¦ ¦
¦ ¦управления персоналом ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.07 ¦Организация финансово-хозяйственной ¦ 70 ¦
¦ ¦деятельности образовательных учреждений. ¦ ¦
¦ ¦Бухгалтерский учет. ¦ ¦
¦ ¦Основы организации экономической деятельности ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений. Хозяйственный ¦ ¦
¦ ¦механизм. Приемы и методы хозяйствования, формы¦ ¦
¦ ¦и структуры организации экономической ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Бухгалтерский учет. Учет ¦ ¦
¦ ¦материальных ценностей. Учет заработной платы. ¦ ¦
¦ ¦Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо. ¦ ¦
¦ ¦Современные методы бухгалтерского учета. ¦ ¦
¦ ¦Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности ¦ ¦
¦ ¦экономических единиц. Налоговая система. ¦ ¦
¦ ¦Сметное финансирование и бюджетное нормирование¦ ¦
¦ ¦расходов. Смета доходов и расходов ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения. Сметное ¦ ¦
¦ ¦планирование. Нормативы, расчет нормативов. ¦ ¦
¦ ¦Внебюджетные средства образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения, их виды и источники поступлений. ¦ ¦
¦ ¦Основы предпринимательства в образовании. ¦ ¦
¦ ¦Организация труда и заработной платы в ¦ ¦
¦ ¦образовании: основные принципы, модели и ¦ ¦
¦ ¦механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная ¦ ¦
¦ ¦система оплаты. Системы материального ¦ ¦
¦ ¦стимулирования и принципы их построения ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.08 ¦Организация делопроизводства в образовательных ¦ 30 ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦
¦ ¦Содержание, значение делопроизводства. Службы: ¦ ¦
¦ ¦документации и секретарская. Государственные ¦ ¦
¦ ¦стандарты по документированию: документ, формы,¦ ¦
¦ ¦классификация и унификация, реквизиты, ¦ ¦
¦ ¦требования к бланкам, формулярам. Основные виды¦ ¦
¦ ¦документов: служебные письма, телеграммы и ¦ ¦
¦ ¦телефонограммы, справки, акты, записки, приказы¦ ¦
¦ ¦и выписки из них, протоколы и выписки из них, ¦ ¦
¦ ¦другие виды. Организация документооборота, ¦ ¦
¦ ¦работа с документами. Дела: номенклатура дел, ¦ ¦
¦ ¦формирование дел. Средства составления ¦ ¦
¦ ¦текстовых документов, средства копирования и ¦ ¦
¦ ¦оперативного размножения, средства хранения и ¦ ¦
¦ ¦поиска документов, средства передачи ¦ ¦
¦ ¦информации, использование ПК в ¦ ¦
¦ ¦делопроизводстве, программное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦делопроизводства. Деловая переписка ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.09 ¦Информационные технологии в образовательной ¦ 50 ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦Назначение и области применения ЭВМ в ¦ ¦
¦ ¦учебно-воспитательном процессе. Информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии в образовании (классификация, ¦ ¦
¦ ¦характеристика). Применение информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий в образовательных процессах с учетом¦ ¦
¦ ¦возрастной специфики, психологии, здоровья и ¦ ¦
¦ ¦личностных особенностей учащихся. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированные обучающие системы. ¦ ¦
¦ ¦Мониторинг и экспертиза результатов учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Электронный учебник. ¦ ¦
¦ ¦Дистанционное обучение. Интернет. ¦ ¦
¦ ¦Программно-методическое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СДФ.00 <*>¦Специальные дисциплины по выбору ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СДФ.01 ¦Методика социологических исследований ¦ 40 ¦
¦ ¦Понятие социологического исследования и его ¦ ¦
¦ ¦роль в педагогическом эксперименте. Метод, ¦ ¦
¦ ¦методика и процедура в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании. Выборка в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании. Социологические показатели и их ¦ ¦
¦ ¦измерения. Анализ документов. Метод наблюдения.¦ ¦
¦ ¦Опрос, социометрия. Социальный эксперимент в ¦ ¦
¦ ¦образовании. Методы анализа и обработки ¦ ¦
¦ ¦социологической информации и ее роль для ¦ ¦
¦ ¦развития образовательных систем ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СДФ.02 ¦Методика педагогического исследования ¦ 40 ¦
¦ ¦Педагогическое исследование: назначение, ¦ ¦
¦ ¦научный аппарат, методы, критерии оценки ¦ ¦
¦ ¦эффективности. Педагогический эксперимент как ¦ ¦
¦ ¦метод педагогического исследования. ¦ ¦
¦ ¦Репрезентативность педагогического исследования¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СДФ.03 ¦Социодинамика культуры ¦ 40 ¦
¦ ¦Содержание и особенность социокультурных ¦ ¦
¦ ¦явлений; динамика культуры, типы культурных ¦ ¦
¦ ¦изменений, источники культурной динамики, ¦ ¦
¦ ¦динамические характеристики социокультурных ¦ ¦
¦ ¦явлений; факторы изменения и развития культуры;¦ ¦
¦ ¦показатели и индикаторы культурного развития ¦ ¦
¦ ¦личности, группы, территориальной общности, ¦ ¦
¦ ¦понятие культурного уровня; информация о ¦ ¦
¦ ¦социокультурных изменениях; понятия ¦ ¦
¦ ¦субкультуры, контркультуры, альтернативной ¦ ¦
¦ ¦культуры; традиционная, массовая, элитарная ¦ ¦
¦ ¦культура; интеллигенция как субъект культуры; ¦ ¦
¦ ¦городская культура и сельская; управление ¦ ¦
¦ ¦социокультурными процессами; прогнозирование и ¦ ¦
¦ ¦моделирование социокультурных процессов, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, учреждения ¦ ¦
¦ ¦культуры, управление социокультурными ¦ ¦
¦ ¦процессами ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СДФ.04 ¦Теория организации ¦ 40 ¦
¦ ¦Образовательная организация как система; ¦ ¦
¦ ¦организация и управление; теория организации и ¦ ¦
¦ ¦ее место в системе научных знаний; закон ¦ ¦
¦ ¦синергии; закон информированности ¦ ¦
¦ ¦упорядоченности; закон самосохранения; закон ¦ ¦
¦ ¦единства анализа (синтеза); закон развития; ¦ ¦
¦ ¦закон композиции и пропорциональности; ¦ ¦
¦ ¦специфические законы образовательной ¦ ¦
¦ ¦организации; принципы статической организации; ¦ ¦
¦ ¦принципы динамической организации; ¦ ¦
¦ ¦проектирование организационных систем; развитие¦ ¦
¦ ¦организаторской и организационно-управленческой¦ ¦
¦ ¦мысли; организационная культура; субъекты ¦ ¦
¦ ¦организаторской деятельности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализаций ¦ 50 ¦
¦ ¦(определяются в соответствии со специализацией ¦ ¦
¦ ¦должности слушателя) ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ДР.00 ¦Выпускная (дипломная) работа слушателей ¦ 80 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦1200 ¦
L----------+-----------------------------------------------+------
--------------------------------
<*> Курсы, включающиеся в программу по выбору образовательного учреждения или обучающихся (один из них обязателен); образовательные учреждения могут разрабатывать их с учетом потребностей региона или слушателей.
4. Условия реализации программы
4.1. Порядок и продолжительность обучения
Дополнительная образовательная программа составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Введение новых факультативных курсов, предлагаемых курсов по выбору слушателей, а также расширение и дополнение содержания обучения по отношению к данным Требованиям является правом образовательного учреждения (ИПК или вуза). Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания образовательных программ.
Учебное заведение, осуществляющее профессиональную переподготовку слушателей по данной программе, может осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий по самообразованию, тренингов и тому подобных, но должно обязательно обеспечивать реализацию минимума содержания образования, определяемого настоящими Требованиями.
4.2. Учебный план (примерный) профессиональной переподготовки руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений по программе "Менеджмент в образовании"
----T--------------T-----T-----------------T-------T-------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Всего¦Лекции, семинары,¦Самост.¦ Форма ¦
¦п/п¦ разделов ¦часов¦ практ. занятия, ¦работа ¦ контроля ¦
¦ ¦ программы ¦ ¦ тренинги ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (аудиторн.) ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
¦1 ¦Общепрофессио-¦ 510 ¦ 260 ¦ 250 ¦Зач. по изу- ¦
¦ ¦нальные ¦ ¦ ¦ ¦чаемым дис- ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦циплинам ¦
+---+--------------+-----+-----------------+-------+ ¦
¦2 ¦Специальные ¦ 520 ¦ 280 ¦ 240 ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
¦3 ¦Дисциплины ¦ 40 ¦ 24 ¦ 16 ¦Зачет ¦
¦ ¦по выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
¦4 ¦Дисциплины ¦ 50 ¦ 24 ¦ 26 ¦Зачет ¦
¦ ¦специализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦со специализа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цией должности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
¦5 ¦Государствен- ¦ 80 ¦ 16 ¦ 64 ¦Защита дипло-¦
¦ ¦ная аттестация¦ ¦ ¦ ¦ма ¦
¦ ¦- выпускная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(дипломная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
¦ ¦Итого ¦1200 ¦ 604 ¦ 596 ¦ ¦
L---+--------------+-----+-----------------+-------+--------------
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ПРИМЕРНЫЙ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
-------T------------------T-----T----------------------T---------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Всего¦ В том числе ¦ Форма ¦
¦ п/п ¦ разделов и ¦часов+------T---------T-----+ контроля¦
¦ ¦ дисциплин ¦ ¦лекции¦семинары,¦ сам.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(ауд.)¦ практ. ¦ раб.¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.00¦Общепрофессиональ-¦ 510 ¦ 140 ¦ 120 ¦ 250 ¦ ¦
¦ ¦ные дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.01¦Экономическая ¦ 70 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 38 ¦Зачет ¦
¦ ¦теория ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.02¦Основы права ¦ 90 ¦ 24 ¦ 24 ¦ 42 ¦Зачет ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.03¦Основы здорового ¦ 70 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 38 ¦Зачет ¦
¦ ¦образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.04¦Безопасность и за-¦ 40 ¦ 12 ¦ 8 ¦ 20 ¦Зачет ¦
¦ ¦щита человека в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных си- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.05¦Менеджмент в сфере¦ 60 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 28 ¦Интегр. ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зачет ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.06¦Образовательный ¦ 30 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 14 ¦Зачет ¦
¦ ¦маркетинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.07¦Социальная ¦ 60 ¦ 24 ¦ 8 ¦ 28 ¦Зачет ¦
¦ ¦психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.08¦Деловое общение ¦ 50 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 18 ¦Зачет ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ОПД.09¦Финансы, денежное ¦ 40 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 24 ¦Сам. раб.¦
¦ ¦обращение и кредит¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.00 ¦Специальные ¦ 520 ¦ 152 ¦ 128 ¦ 240 ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.01 ¦Философия и разви-¦ 80 ¦ 32 ¦ 16 ¦ 32 ¦Зачет ¦
¦ ¦тие образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.02 ¦Основы управления ¦ 70 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 38 ¦Интегр. ¦
¦ ¦образовательными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зачет ¦
¦ ¦учреждениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.03 ¦Методы управления ¦ 70 ¦ 24 ¦ 16 ¦ 30 ¦Интегр. ¦
¦ ¦образовательными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зачет ¦
¦ ¦учреждениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.04 ¦Проектирование ¦ 50 ¦ 16 ¦ 8 ¦ 26 ¦Зачет ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем. Образова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельные технологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.05 ¦Управление иннова-¦ 50 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 18 ¦Зачет ¦
¦ ¦циями в образова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельном учреждении¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.06 ¦Управление персо- ¦ 50 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 18 ¦Зачет ¦
¦ ¦налом в образова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельном учреждении¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.07 ¦Организация финан-¦ 70 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 38 ¦Инд. ра- ¦
¦ ¦сово-хозяйственной¦ ¦ ¦ ¦ ¦бота ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.08 ¦Организация дело- ¦ 30 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 14 ¦Зачет ¦
¦ ¦производства в об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разовательном уч- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реждении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СД.09 ¦Информационные ¦ 50 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 26 ¦Зачет ¦
¦ ¦технологии в обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зовательном учреж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СДФ.00¦Специальные дис- ¦ 40 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 16 ¦ ¦
¦ ¦циплины по выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателей (одна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изучается обяза- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельно) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СДФ.01¦Методика социоло- ¦ 40 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 16 ¦Зачет ¦
¦ ¦гических исследо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ваний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СДФ.02¦Методика педагоги-¦ 40 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 16 ¦Зачет ¦
¦ ¦ческих исследова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СДФ.03¦Социодинамика ¦ 40 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 16 ¦Зачет ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦СДФ.04¦Теория организации¦ 40 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 16 ¦Зачет ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины ¦ 50 ¦ 16 ¦ 8 ¦ 26 ¦Зачет ¦
¦ ¦специализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ДР.00 ¦Государственная ¦ 80 ¦ 4 ¦ 12 ¦ 64 ¦Защита ¦
¦ ¦аттестация - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диплома ¦
¦ ¦выпускная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(дипломная) работа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
¦ ¦Итого ¦1200 ¦ 320 ¦ 284 ¦ 596 ¦ ¦
L------+------------------+-----+------+---------+-----+----------
4.3. Текущий, промежуточный и итоговый контроль обучения
Текущий контроль при обучении (аудиторном) осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины. Промежуточный контроль после изучения каждого модуля проводится в форме зачетов, собеседований, самостоятельных работ. Возможно проведение интегрированных форм контроля по содержательно связанным модулям.
Итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (диплома), которая предварительно рецензируется специалистами по данной проблеме.
К выполнению итоговой квалификационной работы допускаются слушатели, выполнившие все требования учебного плана, и в случае успешной защиты по решению государственной аттестационной комиссии получают государственный диплом о профессиональной переподготовке по специализации "Менеджмент в образовании".
4.4. Требования к профессорско-преподавательским кадрам, ведущим учебный процесс
К ведению обучения по профессиональной переподготовке привлекаются доценты и профессора, имеющие опыт преподавательской деятельности в вузах и образовательных учреждениях системы повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по проблеме данного курса, имеющие авторские разработки и научные школы. К чтению лекций и проведению практических занятий могут привлекаться ведущие специалисты по конкретным проблемам из вузов, академий и т.п.
4.5. Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса создается на кафедрах образовательного учреждения и может быть представлено в виде брошюр по отдельным темам, разделам курсов; тестами, позволяющими оценить уровень подготовки слушателей; материалами с разработками тренингов, практических и семинарских занятий, ОДИ и т.п. Обязательной является разработка вопросов для проведения зачетов по всем учебным дисциплинам, примерная тематика дипломных работ и методические рекомендации по подготовке и защите дипломной работы.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал для слушателей по темам занятий.
4.6. Информационное и материально-техническое обеспечение
Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, кодоскопы, кино-, теле- и аудиоаппаратуру. Учебное заведение должно иметь необходимую информационную базу на бумажных (библиотека) и электронных носителях, позволяющую вести индивидуальную работу со слушателями в период сессий.

ПРИКАЗ Минсельхозпрода РФ от 20.03.2000 n 215 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА  »
Постановления и Указы »
Читайте также