НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 656800 - ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный номер
166 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
656800 - ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста 656800 - Водные
ресурсы и водопользование
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
311600 - Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения;
320600 - Комплексное использование и охрана водных ресурсов.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста 656800 - Водные ресурсы и водопользование при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- водные объекты;
- водохозяйственные системы и объекты;
- системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник подготовлен к выполнению следующих видов деятельности:
- проектная;
- технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательной программы вуза.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности.
Проектная деятельность:
- выполняет работы по созданию проектов современных высокоэффективных технически совершенных инженерных систем водного хозяйства с использованием анализа эффективности реализуемого инженерного варианта в сравнении с другими вариантами, предусмотренными проектной документацией;
- выполняет работы по проектированию мероприятий по охране и улучшению природных вод и очистки сточных вод;
- участвует в разработке "Схем комплексного использования и охраны водных ресурсов", бассейновых соглашений по использованию и охране водных ресурсов;
- проводит эколого-экономическую оценку бассейнов рек, водохозяйственных объектов и производств (паспортизация водных объектов, экологическая паспортизация водохозяйственных производств), выполняет работы по проектированию и реализации проектов восстановления природного состояния рек и водоемов; выполняет экспертизу проектов, влияющих на водные и водохозяйственные объекты;
- проводит эколого-экономическую экспертизу водохозяйственных проектов.
Технологическая деятельность:
- выполняет работы по реализации проектов создания современных высокоэффективных технически совершенных инженерных водохозяйственных систем, систем забора, подачи и распределения воды для водоснабжения и отвода сточных вод;
- выполняет работы по реализации проектов природообустройства на водосборах;
- выполняет работы по реализации проектов охраны и улучшения природных вод и очистки сточных вод;
- участвует в проведении изысканий по определению исходных данных, необходимых для проектирования объектов водопользования и водоотведения;
- проводит анализ природных условий для определения возможности удовлетворения хозяйственных и рекреационных потребностей человека в водных ресурсах в условиях неопределенности и изменчивости свойств водной среды;
- участвует в оценке состояния водных ресурсов и объектов, водохозяйственных систем;
- выполняет работы по мониторингу и составлению кадастра водных объектов и ресурсов.
Организационно-управленческая деятельность:
- выполняет работы по информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю в области водопользования;
- разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ в области водопользования, обеспечивая безотказную и эффективную работу всех сооружений и элементов в соответствии с назначением, проектными параметрами;
- участвует в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы;
- содействует обеспечению предприятий водопользования необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием;
- участвует в разработке нормативных актов и положений по использованию и охране водных объектов и ресурсов; выполняет экспертизу проектов, влияющих на них;
- участвует в проверке соблюдения водного законодательства и правил охраны водных ресурсов, осуществляет контроль за восстановлением нарушенных природных вод, участвует в регламентации отношений между водопользователями, ведении государственного водного кадастра;
- инспектирует работу водохозяйственных, водоохранных предприятий и организаций;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в определенные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
Научно-исследовательская деятельность:
- участвует в исследованиях процессов, возникающих при водопользовании, осуществлении мероприятий по охране водных объектов, предупреждению и ликвидации последствий их загрязнения в результате антропогенной деятельности;
- изучает и анализирует результаты работ по водопользованию, обобщает и систематизирует их с целью прогноза ожидаемых изменений гидрогеологического и гидрологического режимов вод.
1.5. Возможности продолжения образования.
Выпускник подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
656800 - Водные ресурсы и водопользование
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации, срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы выпускника определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста 656800 - Водные
ресурсы и водопользование
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении общего ¦ ¦
¦ ¦характера; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо, виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. Основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности. Общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. Спорт, индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений. Профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов. Основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятия и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в 11 - ¦ ¦
¦ ¦12 вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в 13 - 15 вв. Русь и орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого Российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. Особенности и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития России. Эволюция форм ¦ ¦
¦ ¦собственности на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России:¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦19 в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура 19 в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль 20 столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революция¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦XX в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века.¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. СССР накануне и в начальный ¦ ¦
¦ ¦период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоенные¦ ¦
¦ ¦годы. Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.) Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функция ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. Типология культур. ¦ ¦
¦ ¦Этническая и национальная, элитарная и ¦ ¦
¦ ¦массовая культуры. Восточные и западные типы ¦ ¦
¦ ¦культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы. Политические партии. ¦ ¦
¦ ¦Электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политическая элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности. Международное право как особая ¦ ¦
¦ ¦система права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. Система российского ¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность. Значение ¦ ¦
¦ ¦законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность ¦ ¦
¦ ¦по семейному праву. Трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: объект и методы психологии. Место¦ ¦
¦ ¦психологии в системе наук. История развития ¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика,¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношения сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Мнемические¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательные системы России. Цели,¦ ¦
¦ ¦содержание, структуры непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функция обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общая форма организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникационные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. Жанровая дифференциация и ¦ ¦
¦ ¦отбор языковых средств в публицистическом ¦ ¦
¦ ¦стиле. Особенности устной публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Оратор и его аудитория. Основные виды ¦ ¦
¦ ¦аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель ¦ ¦
¦ ¦речи, поиск материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общности. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальные организации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальные неравенства, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятия социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом обществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство и время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство.¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и¦ ¦
¦ ¦исторический процесс: личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость, формация и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. Смысл человеческого бытия. Насилие ¦ ¦
¦ ¦и ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познание, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. Будущее человечества. Глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦значения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирмы. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополии. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход и индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и функции.¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Форма собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Математические и естественнонаучные дисциплины¦2117 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1897 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения,¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры; геометрия: аналитическая ¦ ¦
¦ ¦геометрия, многомерная евклидова геометрия, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальная геометрия кривых и ¦ ¦
¦ ¦поверхностей, элементы топологий; дискретная ¦ ¦
¦ ¦математика: логические исчисления, графы, ¦ ¦
¦ ¦теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; анализ: ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы обработки¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; математические ¦ ¦
¦ ¦методы в водном хозяйстве ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технология программирования; ¦ ¦
¦ ¦компьютерная графика; локальные сети и их ¦ ¦
¦ ¦использование в решении прикладных задач ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; защита информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03.01 ¦Общая физика ¦ ¦
¦ ¦ Физические основы механики, закон Ньютона, ¦ ¦
¦ ¦уравнение движения и равновесия твердого ¦ ¦
¦ ¦тела, законы сохранения (импульса, момента ¦ ¦
¦ ¦импульса, энергии), уравнение Бернулли, закон ¦ ¦
¦ ¦Гука, статистическая физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦распределение Максвелла, закон Больцмана, ¦ ¦
¦ ¦первое начало термодинамики, второе начало ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, электричество и магнетизм, ¦ ¦
¦ ¦закон Кулона, электростатическая теорема ¦ ¦
¦ ¦Гаусса, законы Ома, Джоуля - Ленца, Фарадея - ¦ ¦
¦ ¦Максвелла, правило Кирхгофа, физика колебаний ¦ ¦
¦ ¦и волн, уравнение гармонических колебаний, ¦ ¦
¦ ¦сложение колебаний, резонанс, свободные ¦ ¦
¦ ¦затухающие колебания; физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03.02 ¦Основы гидрофизики ¦ ¦
¦ ¦ Молекулярная физика воды в трех ее агрегатных¦ ¦
¦ ¦состояниях. Физические свойства воды, льда и ¦ ¦
¦ ¦снега. Основные положения теплообмена ¦ ¦
¦ ¦применительно к задачам гидрологии и ¦ ¦
¦ ¦гидротехники. Физические процессы и явления, ¦ ¦
¦ ¦протекающие в воде, снеге, льдах и ¦ ¦
¦ ¦почвогрунте. Методы теплотехнических расчетов ¦ ¦
¦ ¦водоемов и водотоков ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦227 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04.01 ¦Общая химия ¦ ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ, химическая связь; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04.02 ¦Химия и микробиология воды ¦ ¦
¦ ¦ Физико-химические и микробиологические ¦ ¦
¦ ¦свойства воды. Аномалии свойств воды и их ¦ ¦
¦ ¦связь со структурой. Химический состав ¦ ¦
¦ ¦природных вод. Гидрохимические классификации. ¦ ¦
¦ ¦Физико-химические основы вод. Систематика и ¦ ¦
¦ ¦морфологическая характеристика основных групп ¦ ¦
¦ ¦микроорганизмов. Физиология микроорганизмов. ¦ ¦
¦ ¦Функции микроорганизмов в процессах очистки ¦ ¦
¦ ¦сточных вод ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Общая биология и экология ¦150 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды, ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы, экозащитная техника и технологии, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность, ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Физическая география ¦85 ¦
¦ ¦ Общие сведения о Земле. Атмосфера, литосфера,¦ ¦
¦ ¦гидросфера, биосфера, почва. Геоморфология. ¦ ¦
¦ ¦Геосистемы. Физико-географическое ¦ ¦
¦ ¦районирование. Русская равнина, Урал, ¦ ¦
¦ ¦Северный Кавказ, Западная и Восточная Сибирь, ¦ ¦
¦ ¦Дальний Восток. Ландшафтные зоны, ландшафты, ¦ ¦
¦ ¦их свойства, нарушенные и культурные ¦ ¦
¦ ¦ландшафты, агроэкосистемы, почвы России ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Метеорология и климатология ¦85 ¦
¦ ¦ Атмосфера, ее состав и строение. Солнечная ¦ ¦
¦ ¦радиация и радиационный баланс. Теплообмен, ¦ ¦
¦ ¦влагооборот и атмосферная циркуляция. Погода, ¦ ¦
¦ ¦физические процессы и метеорологические ¦ ¦
¦ ¦факторы, определяющие погоду. Климат и ¦ ¦
¦ ¦климатообразующие факторы. Макроклимат и ¦ ¦
¦ ¦фитоклимат ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.08 ¦Гидрогеология и основы геологии ¦150 ¦
¦ ¦ Вода в природе. Круговорот воды в природе. ¦ ¦
¦ ¦Виды воды в горных породах и минералах. ¦ ¦
¦ ¦Классификация подземных вод по происхождению, ¦ ¦
¦ ¦условиям залегания, составу и типам ¦ ¦
¦ ¦водосодержащих пород. Основы динамики ¦ ¦
¦ ¦подземных вод. Режим, баланс, запасы, ресурсы ¦ ¦
¦ ¦и охрана подземных вод. Использование ¦ ¦
¦ ¦подземных вод. ¦ ¦
¦ ¦Земля и Земная кора, происхождение, строение, ¦ ¦
¦ ¦состав и свойства. Геохронология и ¦ ¦
¦ ¦геотектоника. Минералы: состав, состояние, ¦ ¦
¦ ¦свойства и краткая кристаллохимическая ¦ ¦
¦ ¦классификация. Горные породы их происхождение,¦ ¦
¦ ¦состав, свойства и классификации. ¦ ¦
¦ ¦Геологические процессы и явления. ¦ ¦
¦ ¦Геологические карты и разрезы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦120 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦100 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2085 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1885 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Мировой водный баланс, водные ресурсы Земли, ¦85 ¦
¦ ¦водный кадастр и мониторинг ¦ ¦
¦ ¦ Гидросфера. Влагооборот в природе. Водный ¦ ¦
¦ ¦баланс Земного шара. Водные ресурсы мира. ¦ ¦
¦ ¦Статические, возобновляемые, региональные, ¦ ¦
¦ ¦межгосударственные водные ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Распределение водных ресурсов по территории и ¦ ¦
¦ ¦во времени. Водообеспеченность отдельных ¦ ¦
¦ ¦стран и России. Качество природных вод. ¦ ¦
¦ ¦Показатели качества вод. Антропогенное ¦ ¦
¦ ¦воздействие на водные ресурсы. Вредные ¦ ¦
¦ ¦воздействия вод, их предупреждение и борьба с ¦ ¦
¦ ¦ними. Охрана водных ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы, цели и задачи водного ¦ ¦
¦ ¦кадастра. Структура и общий порядок ведения. ¦ ¦
¦ ¦Классификация водных объектов и ¦ ¦
¦ ¦водопользователей. Организация первичного ¦ ¦
¦ ¦учета вод, их использование и качество. ¦ ¦
¦ ¦Территориальное деление, пункты наблюдения и ¦ ¦
¦ ¦потоки информации. Первичная кадастровая ¦ ¦
¦ ¦документация. Методы обработки и анализа ¦ ¦
¦ ¦информации. Ежегодные и многолетние данные по ¦ ¦
¦ ¦водным ресурсам, их использованию и качеству. ¦ ¦
¦ ¦Отчетные водохозяйственные балансы. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированная информационная система ¦ ¦
¦ ¦ведения кадастра ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Гидрология и регулирование стока ¦198 ¦
¦ ¦ Общие закономерности гидрологических ¦ ¦
¦ ¦процессов; формирование поверхностного стока; ¦ ¦
¦ ¦водный баланс речного бассейна; генетические ¦ ¦
¦ ¦и статистические методы расчета основных ¦ ¦
¦ ¦характеристик годового стока и его ¦ ¦
¦ ¦внутригодового распределения; расчеты ¦ ¦
¦ ¦максимального и минимального стока, испарения ¦ ¦
¦ ¦с водной поверхности и суши. Методы и приборы ¦ ¦
¦ ¦измерения уровней и глубин воды, скоростей ¦ ¦
¦ ¦течения, расходов воды речных наносов. ¦ ¦
¦ ¦Задачи и виды регулирования речного стока. ¦ ¦
¦ ¦Водохранилища. Общая методика расчета ¦ ¦
¦ ¦водохранилищ. Суточное, недельное, сезонное и ¦ ¦
¦ ¦многолетнее регулирование стока; методы ¦ ¦
¦ ¦расчета. Компенсирующее и каскадное ¦ ¦
¦ ¦регулирование стока. Регулирование стока ¦ ¦
¦ ¦половодий и паводков. Диспетчерские графики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Гидравлика ¦150 ¦
¦ ¦ Основные законы гидростатики, виды движений, ¦ ¦
¦ ¦основные гидравлические параметры потока, ¦ ¦
¦ ¦уравнение Бернулли для потока реальной ¦ ¦
¦ ¦жидкости, режимы движения жидкости, ¦ ¦
¦ ¦определение потерь напора, истечение через ¦ ¦
¦ ¦отверстия, насадки и короткие трубы, ¦ ¦
¦ ¦гидравлические расчеты трубопроводов, ¦ ¦
¦ ¦гидравлический удар, установившееся движение ¦ ¦
¦ ¦жидкости в открытых руслах, равномерное ¦ ¦
¦ ¦движение жидкости в каналах, неравномерное ¦ ¦
¦ ¦движение жидкости в призматических руслах, ¦ ¦
¦ ¦гидравлический прыжок, водосливы, истечение ¦ ¦
¦ ¦из-под затворов, расчеты сопряжения бьефов, ¦ ¦
¦ ¦неустановившееся движение в открытых руслах, ¦ ¦
¦ ¦гидравлические основы расчета распространения ¦ ¦
¦ ¦примесей в водотоках и водоемах, основы ¦ ¦
¦ ¦фильтрации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Гидротехнические сооружения комплексного и ¦170 ¦
¦ ¦отраслевого назначения ¦ ¦
¦ ¦ Фильтрация воды в зоне гидротехнических ¦ ¦
¦ ¦сооружений. Устойчивость и прочность ¦ ¦
¦ ¦водоподпорных сооружений. Плотины: грунтовые, ¦ ¦
¦ ¦бетонные, железобетонные, деревянные. ¦ ¦
¦ ¦Водопропускные сооружения при плотинах: ¦ ¦
¦ ¦водосбросы, водовыпуски, водоспуски. Затворы ¦ ¦
¦ ¦и гидромеханическое оборудование ГТС. ¦ ¦
¦ ¦Компоновки речных гидроузлов. Специальные ¦ ¦
¦ ¦сооружения гидроузлов и энергетических ¦ ¦
¦ ¦объектов: рыбопропускные, рыбозащитные, шуго- ¦ ¦
¦ ¦и ледопропускные, лесопропускные, ¦ ¦
¦ ¦противоэрозионные, противоселевые. ¦ ¦
¦ ¦Регулирование речных русел. Водохранилища и ¦ ¦
¦ ¦подпертые бьефы. Ремонт, реконструкция и ¦ ¦
¦ ¦эксплуатация гидротехнических сооружений ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Водное хозяйство и основы водохозяйственного ¦115 ¦
¦ ¦проектирования ¦ ¦
¦ ¦ Цель и задачи водного хозяйства. Структура и ¦ ¦
¦ ¦функции водного хозяйства, региональные ¦ ¦
¦ ¦особенности отрасли на примере крупных ¦ ¦
¦ ¦экономических районов России. Схемы принятия ¦ ¦
¦ ¦решения в области водного хозяйства. ¦ ¦
¦ ¦Водохозяйственные объекты. Отраслевое ¦ ¦
¦ ¦использование водных ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Водохозяйственные комплексы (ВХК) и ¦ ¦
¦ ¦водохозяйственные системы (ВХС). ¦ ¦
¦ ¦Характеристика участников ВХК, принципиальные ¦ ¦
¦ ¦схемы систем водоснабжения, нормы ¦ ¦
¦ ¦водопотребления и водоотведения. Мероприятия ¦ ¦
¦ ¦по экономии водных ресурсов и поддержанию ¦ ¦
¦ ¦качества вод. Регулирование стока и его ¦ ¦
¦ ¦территориальное перераспределение. Состав и ¦ ¦
¦ ¦компоновка гидроузлов комплексного ¦ ¦
¦ ¦назначения. Защита территорий от естественных ¦ ¦
¦ ¦и антропогенных факторов воздействия. ¦ ¦
¦ ¦Проектная документация. Федеральные, ¦ ¦
¦ ¦бассейновые и территориальные органы ¦ ¦
¦ ¦управления и контроля в водном хозяйстве. ¦ ¦
¦ ¦Государственный мониторинг водных объектов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Мелиорация водосборов ¦115 ¦
¦ ¦ Задачи и принципы природообустройства на ¦ ¦
¦ ¦водосборах, геосистемный подход. Мелиорация ¦ ¦
¦ ¦земель различного назначения. Виды, методы, ¦ ¦
¦ ¦способы и приемы мелиорации. Мелиоративные ¦ ¦
¦ ¦системы, состав, проектирование, управление. ¦ ¦
¦ ¦Влияние мелиорации на поверхностный и ¦ ¦
¦ ¦подземный сток. Рекультивация нарушенных ¦ ¦
¦ ¦земель. Этапы, принципы, способы, технические ¦ ¦
¦ ¦средства и технологии рекультивации. Очистка ¦ ¦
¦ ¦земель от загрязнения. Борьба с природными ¦ ¦
¦ ¦стихиями: суховеями, затоплением и ¦ ¦
¦ ¦подтоплением земель, размывом берегов, водной ¦ ¦
¦ ¦и ветровой эрозией ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Управление водохозяйственными системами ¦100 ¦
¦ ¦ Водохозяйственные системы как большие ¦ ¦
¦ ¦кибернетические системы. Основные понятия ¦ ¦
¦ ¦теории управления большими кибернетическими ¦ ¦
¦ ¦системами, условия осуществимости управления, ¦ ¦
¦ ¦виды управления, процесс принятия решений при ¦ ¦
¦ ¦управлении. Преимущества и недостатки ¦ ¦
¦ ¦технократического и пошагового методов ¦ ¦
¦ ¦принятия решений. Соотношения многомерных ¦ ¦
¦ ¦целей при управлении. Методы достижения ¦ ¦
¦ ¦компромиссов при решении многоцелевых задач ¦ ¦
¦ ¦управления. Сравнение методов решения задач ¦ ¦
¦ ¦управления по их социальной и экономической ¦ ¦
¦ ¦эффективности, технологической сложности ¦ ¦
¦ ¦осуществления. Информационное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦задач управления. Состав задач, решаемых при ¦ ¦
¦ ¦формировании структуры водохозяйственных ¦ ¦
¦ ¦систем различного уровня иерархии. Задачи ¦ ¦
¦ ¦управления ф

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 656400 - ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также