Направление подготовки дипломированного специалиста 656400 - природообустройство. квалификация - инженер (утв. минобразованием рф 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный
N 156 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
656400 - ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста 656400 - Природообустройство
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
320500 - Мелиорация, рекультивация и охрана земель;
320800 - Природоохранное обустройство территорий.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Водные ресурсы и водопользование" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- природные объекты в виде географических компонентов геосистем различного уровня: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир;
- природно-техногенные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность компонентов природы: гидромелиоративные системы, инженерно-экологические системы, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник подготовлен к выполнению следующих видов деятельности:
- проектная;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательной программы вуза.
1.4.3. Обобщенные задачи профессиональной деятельности и квалификационные требования.
Проектная деятельность:
- участвует в проектировании современных технически совершенных систем мелиорации и рекультивации земель, по природоохранному обустройству территорий, по созданию культурных ландшафтов;
- участвует в проектировании высокоэффективных природоохранных технологий по поддержанию требуемого состояния окружающей среды и разрабатывает мероприятия по предотвращению, уменьшению или устранению негативных последствий антропогенных воздействий;
- проводит эколого-экономическую экспертизу проектов природообустройства, выполняет экспертизу проектов, влияющих на природные объекты.
Производственно-технологическая деятельность:
- реализует проекты современных технически совершенных систем по природоохранному обустройству территорий, мелиорации и рекультивации земель, по созданию культурных ландшафтов;
- реализует проекты высокоэффективных технологий природоохранных мероприятий по поддержанию требуемого состояния окружающей среды и мероприятий по предотвращению, уменьшению или устранению негативных последствий антропогенных воздействий;
- участвует в проведении изысканий по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, по определению исходных данных, необходимых для проектирования объектов природообустройства;
- проводит анализ природных условий для определения возможности удовлетворения социально-экономических потребностей человека в условиях неопределенности и изменчивости свойств среды;
- выполняет работы по мониторингу и составлению ресурсных и территориальных кадастров.
Организационно-управленческая деятельность:
- выполняет организационно-техническое руководство строительством, ремонтом и реконструкцией сооружений, объектов природообустройства разного назначения, мелиоративных систем, противоэрозионных, регулирующих и защитных сооружений, проведением рекультивационных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, государственными и ведомственными нормативами и стандартами, применяя современные методы, технологии и средства механизации, современные методы управления строительным производством, обеспечивая высокую производительность труда, экономию всех видов ресурсов, высокое качество работ, повышение надежности объектов, безопасность труда, охрану окружающей среды;
- выполняет работы по информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю в области природообустройства;
- разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ в области природообустройства, обеспечивая безотказную и эффективную работу всех сооружений и элементов в соответствии с назначением, проектными параметрами;
- участвует в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы;
- участвует в проведении эколого-экономического и технико-экономического анализа;
- участвует в проверке соблюдения водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов, осуществляет контроль за восстановлением нарушенных земель, участвует в регламентации отношений между водопользователями, землепользователями, ведении государственного водного и земельного кадастров; инспектирует работу водохозяйственных, мелиоративных, строительных предприятий и организаций, водопользователей и землепользователей;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в определенные сроки;
- оказывает консультационную помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
Научно-исследовательская деятельность:
- участвует в исследованиях процессов, возникающих при природопользовании и природообустройстве, в частности, мелиорации сельскохозяйственных земель, земель водного и лесного фондов, населенных мест и зон рекреаций; рекультивации земель, нарушенных при строительстве, добыче полезных ископаемых и другой деятельности, технологий первичного освоения рекультивированных земель, инженерных мероприятий по поддержанию требуемого мелиоративного режима рекультивированных земель, системы мероприятий по охране природных объектов, предупреждению и ликвидации последствий их загрязнения в результате антропогенной деятельности;
- изучает и анализирует результаты работ по природообустройству, обобщает и систематизирует их с целью прогноза ожидаемых изменений окружающей среды, включая гидрогеологический, гидрологический и мелиоративный режимы земель и вод;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников. Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу предприятия.
1.5. Возможности продолжения образования.
Выпускник подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Природообустройство"
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации, срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФАК - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы выпускника определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки дипломированного
специалиста по направлению "Природообустройство"
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении общего ¦ ¦
¦ ¦характера; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. Основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры

Постановления и Указы »
Читайте также