НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 656400 - ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный
N 156 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
656400 - ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста 656400 - Природообустройство
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
320500 - Мелиорация, рекультивация и охрана земель;
320800 - Природоохранное обустройство территорий.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Водные ресурсы и водопользование" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- природные объекты в виде географических компонентов геосистем различного уровня: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир;
- природно-техногенные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность компонентов природы: гидромелиоративные системы, инженерно-экологические системы, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник подготовлен к выполнению следующих видов деятельности:
- проектная;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательной программы вуза.
1.4.3. Обобщенные задачи профессиональной деятельности и квалификационные требования.
Проектная деятельность:
- участвует в проектировании современных технически совершенных систем мелиорации и рекультивации земель, по природоохранному обустройству территорий, по созданию культурных ландшафтов;
- участвует в проектировании высокоэффективных природоохранных технологий по поддержанию требуемого состояния окружающей среды и разрабатывает мероприятия по предотвращению, уменьшению или устранению негативных последствий антропогенных воздействий;
- проводит эколого-экономическую экспертизу проектов природообустройства, выполняет экспертизу проектов, влияющих на природные объекты.
Производственно-технологическая деятельность:
- реализует проекты современных технически совершенных систем по природоохранному обустройству территорий, мелиорации и рекультивации земель, по созданию культурных ландшафтов;
- реализует проекты высокоэффективных технологий природоохранных мероприятий по поддержанию требуемого состояния окружающей среды и мероприятий по предотвращению, уменьшению или устранению негативных последствий антропогенных воздействий;
- участвует в проведении изысканий по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, по определению исходных данных, необходимых для проектирования объектов природообустройства;
- проводит анализ природных условий для определения возможности удовлетворения социально-экономических потребностей человека в условиях неопределенности и изменчивости свойств среды;
- выполняет работы по мониторингу и составлению ресурсных и территориальных кадастров.
Организационно-управленческая деятельность:
- выполняет организационно-техническое руководство строительством, ремонтом и реконструкцией сооружений, объектов природообустройства разного назначения, мелиоративных систем, противоэрозионных, регулирующих и защитных сооружений, проведением рекультивационных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, государственными и ведомственными нормативами и стандартами, применяя современные методы, технологии и средства механизации, современные методы управления строительным производством, обеспечивая высокую производительность труда, экономию всех видов ресурсов, высокое качество работ, повышение надежности объектов, безопасность труда, охрану окружающей среды;
- выполняет работы по информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю в области природообустройства;
- разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ в области природообустройства, обеспечивая безотказную и эффективную работу всех сооружений и элементов в соответствии с назначением, проектными параметрами;
- участвует в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы;
- участвует в проведении эколого-экономического и технико-экономического анализа;
- участвует в проверке соблюдения водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов, осуществляет контроль за восстановлением нарушенных земель, участвует в регламентации отношений между водопользователями, землепользователями, ведении государственного водного и земельного кадастров; инспектирует работу водохозяйственных, мелиоративных, строительных предприятий и организаций, водопользователей и землепользователей;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в определенные сроки;
- оказывает консультационную помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
Научно-исследовательская деятельность:
- участвует в исследованиях процессов, возникающих при природопользовании и природообустройстве, в частности, мелиорации сельскохозяйственных земель, земель водного и лесного фондов, населенных мест и зон рекреаций; рекультивации земель, нарушенных при строительстве, добыче полезных ископаемых и другой деятельности, технологий первичного освоения рекультивированных земель, инженерных мероприятий по поддержанию требуемого мелиоративного режима рекультивированных земель, системы мероприятий по охране природных объектов, предупреждению и ликвидации последствий их загрязнения в результате антропогенной деятельности;
- изучает и анализирует результаты работ по природообустройству, обобщает и систематизирует их с целью прогноза ожидаемых изменений окружающей среды, включая гидрогеологический, гидрологический и мелиоративный режимы земель и вод;
- организует работу по повышению научно-технических знаний работников. Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу предприятия.
1.5. Возможности продолжения образования.
Выпускник подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Природообустройство"
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации, срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФАК - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы выпускника определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки дипломированного
специалиста по направлению "Природообустройство"
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении общего ¦ ¦
¦ ¦характера; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. Основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности. Общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. Спорт, индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений. Профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов. Основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятия и¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов.¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Этнокультурные и социально-политические¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого Российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I.¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и ¦ ¦
¦ ¦основные этапы экономического развития России.¦ ¦
¦ ¦Эволюция форм собственности на землю. ¦ ¦
¦ ¦Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ ¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революция¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦ХХ в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века.¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. СССР накануне и в начальный период¦ ¦
¦ ¦второй мировой войны. Великая Отечественная ¦ ¦
¦ ¦война. Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функция ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. Типология культур. ¦ ¦
¦ ¦Этническая и национальная, элитарная и ¦ ¦
¦ ¦массовая культуры. Восточные и западные типы ¦ ¦
¦ ¦культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы. Политические партии. ¦ ¦
¦ ¦Электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политическая элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица. Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые ¦ ¦
¦ ¦основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: объект и методы психологии. Место ¦ ¦
¦ ¦психологии в системе наук. История развития ¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика,¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие. Психика в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношения сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество.¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемонические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательные системы России. Цели,¦ ¦
¦ ¦содержание, структуры непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общая форма организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникационные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общности. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальные организации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальные неравенства, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятия социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом обществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство и время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство.¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и¦ ¦
¦ ¦исторический процесс: личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость, формация и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. Смысл человеческого бытия. Насилие ¦ ¦
¦ ¦и ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. Будущее человечества. Глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирмы. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополии. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход и индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и функции.¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Математические и естественнонаучные дисциплины¦2090 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1870 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения,¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры; геометрия: аналитическая ¦ ¦
¦ ¦геометрия, многомерная евклидова геометрия, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальная геометрия кривых и ¦ ¦
¦ ¦поверхностей, элементы топологий; дискретная ¦ ¦
¦ ¦математика: логические исчисления, графы, ¦ ¦
¦ ¦теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; анализ: ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы обработки¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; математические ¦ ¦
¦ ¦методы в текстильной технологии ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технология программирования; ¦ ¦
¦ ¦компьютерная графика; локальные сети и их ¦ ¦
¦ ¦использование в решении прикладных задач ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; защита информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики, закон Ньютона, ¦ ¦
¦ ¦уравнение движения и равновесия твердого ¦ ¦
¦ ¦тела, законы сохранения (импульса, момента ¦ ¦
¦ ¦импульса, энергии), уравнение Бернулли, закон ¦ ¦
¦ ¦Гука, статистическая физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦распределение Максвелла, закон Больцмана, ¦ ¦
¦ ¦первое начало термодинамики, второе начало ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, электричество и магнетизм, ¦ ¦
¦ ¦закон Кулона, электростатическая теорема ¦ ¦
¦ ¦Гаусса, законы Ома, Джоуля - Ленца, Фарадея - ¦ ¦
¦ ¦Максвелла, правило Кирхгофа, физика колебаний ¦ ¦
¦ ¦и волн, уравнение гармонических колебаний, ¦ ¦
¦ ¦сложение колебаний, резонанс, свободные ¦ ¦
¦ ¦затухающие колебания; физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства ¦ ¦
¦ ¦веществ, химическая связь; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ, ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Общая экология и биология ¦150 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды,¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы, экозащитная техника¦ ¦
¦ ¦и технологии, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность, международное сотрудничество ¦ ¦
¦ ¦в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Почвоведение ¦115 ¦
¦ ¦Роль почвы в биосферных процессах, факторы и ¦ ¦
¦ ¦условия почвообразования, основные почвенные ¦ ¦
¦ ¦процессы, обмен энергией и веществом между ¦ ¦
¦ ¦литосферой, биосферой и внешней средой, закон ¦ ¦
¦ ¦зональности, основные типы и свойства почв по ¦ ¦
¦ ¦почвенно-географическим зонам, строение и ¦ ¦
¦ ¦состав почв, моделирование и прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦почвенных процессов, изменения почв при ¦ ¦
¦ ¦освоении, мелиорации и рекультивации, ¦ ¦
¦ ¦бонитировка и экономическая оценка почв, ¦ ¦
¦ ¦окультуривание почв, эрозия почв ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Ландшафтоведение ¦85 ¦
¦ ¦Компоненты природы; геосистемы; иерархия ¦ ¦
¦ ¦геосистем; ландшафты; свойства геосистем; ¦ ¦
¦ ¦функционирование геосистем; геосистемы как ¦ ¦
¦ ¦объекты природообустройства; техногенные ¦ ¦
¦ ¦воздействия на геосистемы; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦геосистем; измененные ландшафты, культурные ¦ ¦
¦ ¦ландшафты; агрогеосистемы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.08 ¦Геология и гидрогеология ¦85 ¦
¦ ¦Земля и земная кора, происхождение, строение, ¦ ¦
¦ ¦состав и свойства. Геохронология и ¦ ¦
¦ ¦геотектоника. Минералы: состав; состояние; ¦ ¦
¦ ¦свойства и краткая кристаллохимическая ¦ ¦
¦ ¦классификация. Горные породы, их ¦ ¦
¦ ¦происхождение, состав, свойства и ¦ ¦
¦ ¦классификации. Геологические процессы и ¦ ¦
¦ ¦явления. Геологические карты и разрезы. ¦ ¦
¦ ¦Вода в природе. Круговорот воды в природе. ¦ ¦
¦ ¦Виды воды в горных породах и минералах. ¦ ¦
¦ ¦Классификация подземных вод по происхождению, ¦ ¦
¦ ¦условиям залегания, составу и типам ¦ ¦
¦ ¦водосодержащих пород. Основы динамики ¦ ¦
¦ ¦подземных вод. Режим, баланс, запасы, ресурсы ¦ ¦
¦ ¦и охрана подземных вод. Использование ¦ ¦
¦ ¦подземных вод ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.09 ¦Климатология, метеорология и гидрология ¦85 ¦
¦ ¦Климат и климатообразующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦метеорологические наблюдения и прогнозы; ¦ ¦
¦ ¦атмосфера, ее состав и строение; солнечная ¦ ¦
¦ ¦радиация и радиационный баланс; теплообмен, ¦ ¦
¦ ¦влагооборот и атмосферная циркуляция; погода, ¦ ¦
¦ ¦физические процессы и метеорологические ¦ ¦
¦ ¦факторы, определяющие погоду. ¦ ¦
¦ ¦Общие закономерности гидрологических ¦ ¦
¦ ¦процессов; формирование поверхностного стока; ¦ ¦
¦ ¦водный баланс Земли, суши и речного бассейна; ¦ ¦
¦ ¦генетические и статистические методы расчета ¦ ¦
¦ ¦основных характеристик годового стока и его ¦ ¦
¦ ¦внутригодового распределения; расчеты ¦ ¦
¦ ¦максимального и минимального стока, испарения ¦ ¦
¦ ¦с водной поверхности и суши. Методы и приборы ¦ ¦
¦ ¦измерения уровней и глубин воды, скоростей ¦ ¦
¦ ¦течения, расходов воды речных наносов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦120 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦100 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2052 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1732 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Природно-техногенные комплексы ¦85 ¦
¦ ¦Виды природно-техногенных комплексов, ¦ ¦
¦ ¦возникающих при природообустройстве: ¦ ¦
¦ ¦гидромелиоративные системы, инженерно- ¦ ¦
¦ ¦экологические системы, природоохранные ¦ ¦
¦ ¦комплексы, водохозяйственные системы, ¦ ¦
¦ ¦экологические инфраструктуры; принципы их ¦ ¦
¦ ¦создания и управления; геосистемный подход; ¦ ¦
¦ ¦особенности и закономерности функционирования,¦ ¦
¦ ¦устойчивость, экологическая безопасность; ¦ ¦
¦ ¦методы и способы моделирования: натурные ¦ ¦
¦ ¦исследования и эксперименты, лабораторные ¦ ¦
¦ ¦исследования, физическое, аналоговое и ¦ ¦
¦ ¦математическое моделирование; прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦природных и техногенных процессов, в том числе¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций. Задачи управления ¦ ¦
¦ ¦природно-техногенными комплексами. ¦ ¦
¦ ¦Необходимость и задачи мониторинга природно- ¦ ¦
¦ ¦техногенных комплексов, особенности ¦ ¦
¦ ¦мониторинга природных объектов и природно- ¦ ¦
¦ ¦техногенных комплексов, экологическая ¦ ¦
¦ ¦значимость и информационные свойства; уровни ¦ ¦
¦ ¦организации мониторинга: глобальный, ¦ ¦
¦ ¦национальный, региональный, локальный, ¦ ¦
¦ ¦специальный; информационная база: состав, ¦ ¦
¦ ¦объем и периодичность наблюдений; ¦ ¦
¦ ¦использование данных мониторинга при ¦ ¦
¦ ¦управлении природно-техногенными комплексами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Основы рационального природопользования ¦400 ¦
¦ ¦Понятие о ресурсном, отраслевом и ¦ ¦
¦ ¦территориальном природопользовании, основы ¦ ¦
¦ ¦ресурсного природопользования: природно- ¦ ¦
¦ ¦ресурсный и эколого-экономический потенциал ¦ ¦
¦ ¦Земли, основные принципы воспроизводства ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов, основы отраслевого ¦ ¦
¦ ¦природопользования: понятие об экологически ¦ ¦
¦ ¦вредных технологиях, последствиях их ¦ ¦
¦ ¦применения в различных отраслях производства, ¦ ¦
¦ ¦принципы выбора экологически безопасного и ¦ ¦
¦ ¦экономически эффективного варианта ¦ ¦
¦ ¦технических, технологических и хозяйственных ¦ ¦
¦ ¦решений, возможности внедрения в различных ¦ ¦
¦ ¦отраслях ресурсо- и энергосберегающих ¦ ¦
¦ ¦технологий, безотходных технологий, получения ¦ ¦
¦ ¦экологически чистой продукции. ¦ ¦
¦ ¦Основные определения и понятия в области ¦ ¦
¦ ¦кадастров; государственные кадастры: ¦ ¦
¦ ¦земельный, водный, лесной, запасов полезных ¦ ¦
¦ ¦ископаемых; отраслевые кадастры: кадастр ¦ ¦
¦ ¦орошаемых и осушенных земель, промысловый и ¦ ¦
¦ ¦другие; основные разделы кадастров; ¦ ¦
¦ ¦хозяйственные, экономические и природоохранные¦ ¦
¦ ¦функции кадастров; необходимость ¦ ¦
¦ ¦дополнительных кадастров; сопоставимость и ¦ ¦
¦ ¦сводимость кадастровых сведений; использование¦ ¦
¦ ¦кадастровых сведений в системе проектно- ¦ ¦
¦ ¦изыскательских работ. Компьютерные кадастровые¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Земля как природный ресурс, земельные ресурсы ¦ ¦
¦ ¦России; свойства земли, классификация земель, ¦ ¦
¦ ¦особенности использования земель различного ¦ ¦
¦ ¦назначения, методика проведения мониторинга и ¦ ¦
¦ ¦составления кадастра земельных ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦надзор и контроль за рациональным ¦ ¦
¦ ¦использованием земельных ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Землеустройство как социально-экономический ¦ ¦
¦ ¦процесс; землеустроительные работы в России; ¦ ¦
¦ ¦виды, формы, принципы и содержание ¦ ¦
¦ ¦землеустройства; природные, экономические и ¦ ¦
¦ ¦социальные условия, учитываемые при ¦ ¦
¦ ¦землеустройстве; методы землеустроительного ¦ ¦
¦ ¦проектирования; природоохранные аспекты ¦ ¦
¦ ¦землеустройства. ¦ ¦
¦ ¦Леса России; древесно-кустарниковые породы, ¦ ¦
¦ ¦условия их произрастания; основные принципы и ¦ ¦
¦ ¦правила лесного дела, охрана лесов, охрана ¦ ¦
¦ ¦природной среды при лесопользовании. Степное ¦ ¦
¦ ¦защитное лесоразведение; полезащитные, ¦ ¦
¦ ¦гидролесомелиоративные, зоолесомелиоративные, ¦ ¦
¦ ¦противоэрозионные, оздоровительные ¦ ¦
¦ ¦лесонасаждения; закрепление песков; ¦ ¦
¦ ¦агромелиоративные приемы на водосборах; ¦ ¦
¦ ¦озеленение населенных пунктов. ¦ ¦
¦ ¦Цели, задачи и структура водного хозяйства; ¦ ¦
¦ ¦водохозяйственные объекты; водохозяйственные ¦ ¦
¦ ¦комплексы и системы, межбассейновые и ¦ ¦
¦ ¦внутрибассейновые перераспределения водных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов; отраслевое водное хозяйство; ¦ ¦
¦ ¦управление водным хозяйством: бассейновые и ¦ ¦
¦ ¦территориальные органы управления и контроля; ¦ ¦
¦ ¦государственный мониторинг водных объектов. ¦ ¦
¦ ¦Задачи и виды регулирования речного стока. ¦ ¦
¦ ¦Водохранилища. Инженерные методы ¦ ¦
¦ ¦проектирования и эксплуатации водохранилищ. ¦ ¦
¦ ¦Суточное, недельное, сезонное и многолетнее ¦ ¦
¦ ¦регулирование стока; методы расчета. ¦ ¦
¦ ¦Компенсирующее и каскадное регулирование ¦ ¦
¦ ¦стока. Регулирование стока половодий и ¦ ¦
¦ ¦паводков, защита территории от наводнений, ¦ ¦
¦ ¦подтопления и затопления. Диспетчерские ¦ ¦
¦ ¦графики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Машины и оборудование для природообустройства ¦85 ¦
¦ ¦Классификация машин, применяемых при ¦ ¦
¦ ¦природообустройстве, мелиоративных, ¦ ¦
¦ ¦рекультивационных работах и охране земель; ¦ ¦
¦ ¦основные требования к машинам: конструктивные,¦ ¦
¦ ¦технологические, эксплуатационные, социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические и экологические; основные ¦ ¦
¦ ¦параметры машин, виды производительности и ¦ ¦
¦ ¦пути ее повышения; функциональные части машин,¦ ¦
¦ ¦их составные части; технологические ¦ ¦
¦ ¦возможности машин и способы управления ими; ¦ ¦
¦ ¦устройство, работа и условия применения ¦ ¦
¦ ¦дренажных машин, каналокопателей, машин для ¦ ¦
¦ ¦культуртехнических работ, для подготовки полей¦ ¦
¦ ¦к поливу, для эксплуатационных работ на ¦ ¦
¦ ¦системах, кавальероразравнивателей и ¦ ¦
¦ ¦планировщиков откосов и дна каналов, для ¦ ¦
¦ ¦создания противофильтрационных одежд и ¦ ¦
¦ ¦экранов, машин для орошения, охраны земель и ¦ ¦
¦ ¦другие; агротехнические требования, показатели¦ ¦
¦ ¦качества; виды сменного оборудования, ¦ ¦
¦ ¦показатели качества; техническое обслуживание ¦ ¦
¦ ¦и техническая эксплуатация машин. ¦ ¦
¦ ¦Приборы и средства контроля за состоянием ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Экологическое нормирование

НАПРАВЛЕНИЕ 552000 - ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также