НАПРАВЛЕНИЕ 551200 - ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный
N 161 тех/бак
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551200 - ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
"Технология и проектирование текстильных изделий"
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению "Технология и проектирование текстильных изделий" при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются волокна растительного и животного происхождения (хлопок, лен, шелк, шерсть, конопля, кенаф и др.), химические волокна, нити, ткани, трикотаж, нетканые текстильные материалы; технологические процессы и оборудование их производства; нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества текстильных материалов и изделий.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению подготовки "Технология и проектирование текстильных изделий" подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы - к научно-педагогической деятельности).
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению подготовки "Технология и проектирование текстильных изделий" подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
- осуществление сложных экспериментов и наблюдений;
- обработка, анализ результатов экспериментов и наблюдений;
- участие в составлении планов и методических программ исследований и разработок;
- участие в составлении практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области техники и технологии текстильного производства;
- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых текстильных изделий;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки прогрессивных технологических процессов.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
05.19.01 - Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности;
05.19.02 - Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
551201 - Технология текстильных материалов.
Исследование и оптимизация текстильных технологий при создании новых видов пряжи, нитей, текстильных материалов с улучшенными эксплуатационными и потребительскими свойствами; разработка ресурсосберегающих технологических процессов, систем автоматизированного проектирования текстильных материалов и прогнозирование качества выпускаемой продукции в прядении, ткачестве, трикотажном производстве и производстве нетканых материалов.
551202 - Текстильное материаловедение.
Исследование основных свойств текстильных материалов; разработка требований к системам стандартизации и сертификации текстильных технологий, конкурентоспособной продукции и системам автоматизированного контроля, управления и прогнозирования качества текстильных изделий.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям: "Технология и проектирование текстильных изделий" и "Технология и конструирование изделий легкой промышленности" зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению "Технология
и проектирование текстильных изделий"
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы производственных (научно-исследовательской и/или научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
а) в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины;
итоговая государственная аттестация бакалавра;
б) в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и/или научно-педагогическая) работа магистра;
итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
"Технология и проектирование текстильных изделий"
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению "Технология и ¦ ¦
¦ ¦проектирование текстильных изделий" ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T-------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы текстильной науки ¦100 ¦
¦ ¦ Структура задач управления современным ¦ ¦
¦ ¦предприятием, интегрированном на базе ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники; разработка и ¦ ¦
¦ ¦использование САПР в текстильной промышленности; ¦ ¦
¦ ¦разработка технологически гибких производств; ¦ ¦
¦ ¦безотходные и ресурсосберегающие технологии; ¦ ¦
¦ ¦разработка методов повышения технологической ¦ ¦
¦ ¦точности и стабилизации технологических процессов¦ ¦
¦ ¦в текстильной промышленности; система управления ¦ ¦
¦ ¦качеством продукции - условие успешного развития ¦ ¦
¦ ¦отрасли и конкурентоспособности продукции; ¦ ¦
¦ ¦надежность технологических процессов; методы ¦ ¦
¦ ¦снижения обрывности и предотвращения дефектов в ¦ ¦
¦ ¦текстильных изделиях; оптимизация параметров ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов и выявление резервов ¦ ¦
¦ ¦роста производительности труда и улучшения ¦ ¦
¦ ¦качества текстильных изделий; основные принципы и¦ ¦
¦ ¦проблемы автоматизации технологических процессов;¦ ¦
¦ ¦критерии эффективности технологических процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦100 ¦
¦ ¦ Важнейшие этапы развития естественнонаучного, ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного и социально-экономического знания; ¦ ¦
¦ ¦основные научные школы, направления, концепции, ¦ ¦
¦ ¦источники знания и приемы работы с ними; ¦ ¦
¦ ¦методология научных исследований; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного метода познания; теория ¦ ¦
¦ ¦познания - философские аспекты; роль интуиции в ¦ ¦
¦ ¦научном познании; история выдающихся открытий; ¦ ¦
¦ ¦классификация науки и научных исследований: ¦ ¦
¦ ¦поисковые, фундаментальные и прикладные ¦ ¦
¦ ¦исследования; функции науки: эмпирические, ¦ ¦
¦ ¦теоретические, производственные (практические); ¦ ¦
¦ ¦принцип воспроизводимости результатов; ¦ ¦
¦ ¦инновационная (изобретательская) деятельность в ¦ ¦
¦ ¦развитии науки; программно-целевые методы решения¦ ¦
¦ ¦научных проблем; структура научно-технических ¦ ¦
¦ ¦программ, стадии разработок; наука и общество, ¦ ¦
¦ ¦влияние науки на развитие общественного ¦ ¦
¦ ¦производства и социальные условия жизни людей; ¦ ¦
¦ ¦основные проблемы развития цивилизации; парадигмы¦ ¦
¦ ¦в науке; затраты на проведение научных ¦ ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦100 ¦
¦ ¦ Аппаратные и программные средства в новых ¦ ¦
¦ ¦информационных технологиях; технические средства ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; операционная система; пути развития ¦ ¦
¦ ¦информационных систем; обработка текстов; ¦ ¦
¦ ¦машинная графика; особенности разработки ¦ ¦
¦ ¦прикладных программ; программная документация; ¦ ¦
¦ ¦электронные таблицы; базы данных; примеры баз ¦ ¦
¦ ¦данных учебно-методического назначения; ¦ ¦
¦ ¦экспертные системы; представление знаний; примеры¦ ¦
¦ ¦экспертных систем соответствующей научной ¦ ¦
¦ ¦области; локальные и глобальные компьютерные ¦ ¦
¦ ¦сети, телекоммуникации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Структурная механика текстильных материалов ¦100 ¦
¦ ¦ Структура и сопротивление растяжению ленты и ¦ ¦
¦ ¦жгута; структура и сопротивление растяжению ¦ ¦
¦ ¦пряжи: идеальная слоисто-винтовая структура ¦ ¦
¦ ¦пряжи, геометрические характеристики крученого ¦ ¦
¦ ¦продукта; деформация и натяжение волокон при ¦ ¦
¦ ¦формировании и растяжении; изменение их по ¦ ¦
¦ ¦сечению пряжи; взаимное давление волокон в ¦ ¦
¦ ¦элементарном объеме пряжи; расчет сопротивления ¦ ¦
¦ ¦скользящего волокна в пряже при известной длине ¦ ¦
¦ ¦скольжения; определение сопротивления растяжению ¦ ¦
¦ ¦пряжи в зависимости от крутки; критическая крутка¦ ¦
¦ ¦пряжи и верхний предел крутки ровницы; ¦ ¦
¦ ¦определение удлинения пряжи при разрыве; ¦ ¦
¦ ¦многократное растяжение пряжи; структура и ¦ ¦
¦ ¦сопротивление растяжению ткани: фазы строения ¦ ¦
¦ ¦ткани; оценка геометрических характеристик ¦ ¦
¦ ¦взаимного расположения основных и уточных нитей в¦ ¦
¦ ¦ткани без учета и с учетом сплющивания нитей в ¦ ¦
¦ ¦ткани: двухосное растяжение ткани полотняного ¦ ¦
¦ ¦переплетения; зависимость деформации ткани от ¦ ¦
¦ ¦структуры ткани и свойств нитей; одноосное ¦ ¦
¦ ¦растяжение ткани; релаксация напряжения и ¦ ¦
¦ ¦деформации ткани; ползучесть; многократное ¦ ¦
¦ ¦растяжение ткани; структура и сопротивление ¦ ¦
¦ ¦растяжению трикотажа: оценка геометрических ¦ ¦
¦ ¦характеристик кулирного трикотажа; двухосное ¦ ¦
¦ ¦растяжение кулирного трикотажа; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦скольжению нитей и деформация сжатия нитей в ¦ ¦
¦ ¦местах контакта деформируемых петель; особенности¦ ¦
¦ ¦строения и деформации двойного кулирного ¦ ¦
¦ ¦трикотажа; двухосное растяжение основовязаного ¦ ¦
¦ ¦трикотажа; структура и деформация нетканых ¦ ¦
¦ ¦материалов: оценка характеристик структуры ¦ ¦
¦ ¦холстов, иглопробивных материалов; деформация ¦ ¦
¦ ¦этих материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Прикладная механика текстильных нитей и полотен ¦100 ¦
¦ ¦ Теоретические основы механики нитей и полотен: ¦ ¦
¦ ¦объекты и модели нитей и полотен, деформационные ¦ ¦
¦ ¦свойства нитей и полотен, кинематика нитей и ¦ ¦
¦ ¦полотен, динамика нитей и полотен; наследственная¦ ¦
¦ ¦механика нитей и полотен: основные понятия и ¦ ¦
¦ ¦уравнения наследственной механики, методы решения¦ ¦
¦ ¦краевых задач вязкоупругости, простейшие задачи ¦ ¦
¦ ¦наследственной механики; прикладные задачи ¦ ¦
¦ ¦механики нитей и полотен в текстильных процессах ¦ ¦
¦ ¦и машинах: механические системы с нитями и ¦ ¦
¦ ¦полотнами в текстильных машинах, расчет ¦ ¦
¦ ¦параметров нити (пряжи) в прядении, теория ¦ ¦
¦ ¦наматывания и сматывания нитей и полотен, расчеты¦ ¦
¦ ¦параметров нитей и полотен в ткачестве, механика ¦ ¦
¦ ¦нитей и полотен в трикотажных машинах, расчеты ¦ ¦
¦ ¦параметров полотна в машинах отделочного ¦ ¦
¦ ¦производства; механика разрушения: теория ¦ ¦
¦ ¦прочности, экспериментальные основы механики ¦ ¦
¦ ¦нитей и полотен ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.06 ¦Моделирование технологических процессов ¦100 ¦
¦ ¦ Динамические модели объектов механической ¦ ¦
¦ ¦технологии текстильных материалов, полученные из ¦ ¦
¦ ¦условия материального баланса; математические ¦ ¦
¦ ¦модели объектов механической технологии ¦ ¦
¦ ¦текстильных материалов, полученные из условия ¦ ¦
¦ ¦динамического равновесия; математические модели ¦ ¦
¦ ¦процессов, полученные при кинематическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании объекта; динамические модели сложных¦ ¦
¦ ¦объектов; имитационное моделирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.07 ¦Оптимизация технологических процессов ¦100 ¦
¦ ¦ Понятие об оптимизации; объект оптимизации; ¦ ¦
¦ ¦критерий оптимальности; этапы решения задачи ¦ ¦
¦ ¦оптимизации; виды задач оптимизации ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; аналитические методы ¦ ¦
¦ ¦оптимизации; линейное программирование; ¦ ¦
¦ ¦нелинейное программирование; многокритериальные ¦ ¦
¦ ¦задачи оптимизации; специальные виды ¦ ¦
¦ ¦программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Дисциплины по выбору студента ¦134 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ... ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦11232¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению "Технология
и проектирование текстильных изделий"
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов
в семестре, практикумы, в том числе
лабораторные работы - 72 недели,
- экзаменационные сессии - не менее 2 недель,
- практики - не менее 9 недель,
в том числе:
научно-исследовательская практика - 7 недель,
научно-педагогическая практика - 2 недели,
- итоговая аттестация, включая защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличивается на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
"Технология и проектирование текстильных изделий"
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план для подготовки магистра на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
Высшее учебное заведение должно проводить научные исследования по направлению магистратуры и тематике магистерских программ. При этом:
- более половины общего объема НИР по соответствующему направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования;
- научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ;
- в вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре, т.е. более 50% магистерских программ должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами; руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не более, чем пятью студентами-магистрантами.
Научные руководители должны читать основные или специальные курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Текстильная промышленность",
"Технология текстильной промышленности. Известия вузов",
"Легкая промышленность. Сводный том. Реферативный журнал",
"Экономика промышленности. Реферативный журнал",
"Химические волокна",
"Стандарты и качество",
"Надежность и контроль качества",
"Машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности",
"Filiere Malle",
"International Textile Bulletin",
"Industrie Textile",
"Textile Research Journal",
"Milliand Textilberichte",
"Textile World".
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормами материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать технологические процессы и проводить научные исследования в соответствии с реализуемым вузами направлением.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской практики: подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к преподаванию дисциплин специализации.
Место проведения практики: кафедры высшего учебного заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
"Технология и проектирование текстильных изделий"
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению "Технология и проектирование текстильных изделий".
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра.
Магистр по направлению "Технология и проектирование текстильных изделий" должен:
а) знать:
- современные методы и приборы для измерений, исследования и контроля показателей качества текстильных материалов;
- теорию и практические методы метрологии;
- методы оценки качества текстильных материалов;
- принципы сертификации и стандартизации;
- современные методы и планы технического контроля текстильных материалов;
- теорию и практику управления качеством текстильных изделий;
- цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам;
- методы автоматизации исследовательских работ;
- рациональные приемы поиска научно-технической информации, патентного поиска;
- схемы контроля технологического процесса, автоматизации оборудования и аппаратуру для его оснащения, включая микропроцессоры и ЭВМ;
- методы диагностики современного оборудования с использованием современных приборов и аппаратуры;
б) уметь:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- определять свойства исходного сырья и влияние свойств сырья на текстильные изделия и надежность технологических процессов;
- обеспечить реализацию основных технологических процессов получения текстильных изделий;
- разрабатывать малоотходные, энергосберегающие, экологически чистые текстильные технологии;
- проводить стандартные испытания по определению физико-механических свойств полуфабрикатов и текстильных изделий;
- осуществлять технический контроль технологических процессов в текстильной промышленности;
в) владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и/или научно-педагогической деятельности, требующей широкого образования в направлении "Технология и проектирование текстильных изделий".
7.1.3. Специальные требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по научным специальностям 05.19.01 - Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности и 05.19.02 - Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям 05.19.01 - Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности и 05.19.02 - Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по вышеназванным научным специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации магистра.
Магистерская диссертация магистра должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразования России, государственного образовательного стандарта по направлению "Технология и проектирование текстильных изделий" и методических рекомендаций УМО по образованию в области текстильной промышленности.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее 20 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 551200 - Технология и проектирование текстильных изделий определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области текстильной промышленности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 551200 - Технология и проектирование текстильных изделий.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей 05.19.01 - Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности и 05.19.02 - Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области текстильной промышленности.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по образованию в области текстильной промышленности 2 декабря 1999 года, протокол N 4.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 656900 - ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО И УПАКОВОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также