НАПРАВЛЕНИЕ 552500 - РАДИОТЕХНИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный номер
153 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552500 - РАДИОТЕХНИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления "Радиотехника"
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению "Радиотехника" при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению подготовки "Радиотехника" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998, N 37, может занимать следующие должности: инженер-электроник, младший научный сотрудник, ассистент, инженер-лаборант и прочие.
1.3.1. Место направления в области науки и техники.
Радиотехника является частью области науки и техники, включающей в себя совокупность физических принципов, методов и средств, направленных на исследование, создание и эксплуатацию систем, комплексов и устройств, предназначенных для передачи, приема и обработки информации об окружающей среде, природных и технических объектах, а также для воздействия на них с целью изменения их свойств с использованием электромагнитных колебаний и волн.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности магистра по направлению "Радиотехника" являются радиотехнические системы, комплексы и устройства, методы и средства их исследования и проектирования, а также иные объекты, при исследовании которых используются радиотехнические методы.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению "Радиотехника" может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектная;
- организационно-управленческая.
1.3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению "Радиотехника" в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) может быть подготовлен к решению следующих типов задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- постановка задачи исследования, формирование плана его реализации;
- выбор из ряда существующих или разработка новых методов исследования;
- построение математических моделей объектов и процессов; выбор метода их исследования и разработка алгоритма его реализации;
- моделирование объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований, включая стандартные пакеты прикладных программ;
- разработка программы экспериментальных исследований, ее реализация, включая выбор технических средств и обработку результатов;
- составление обзоров и отчетов по результатам проводимых исследований;
- разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;
б) проектная деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников; определение цели и постановка задач проектирования;
- разработка структурных и функциональных схем радиотехнических систем и комплексов и принципиальных схем устройств с использованием средств компьютерного проектирования, проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием принимаемых решений;
- участие в испытаниях опытных образцов радиотехнических устройств и систем, обработка результатов;
г) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, придание ей творческого характера, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений;
- разработка перспективных и текущих планов научно-исследовательских и экспериментальных работ;
- организация делового сотрудничества с соисполнителями с учетом складывающейся конъюнктуры в конкретной проблемной области.
Магистр по направлению "Радиотехника", имея углубленную фундаментальную профессиональную подготовку и практику научно-исследовательской работы, может занимать должности, принятые в научно-исследовательских и проектных организациях.
При условии освоения магистром соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля он может заниматься педагогической деятельностью.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр по направлению "Радиотехника" подготовлен к обучению в аспирантуре по следующим научным специальностям:
05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения;
05.12.07 - Антенны, СВЧ устройства и их технологии;
05.12.13 - Системы, сети и устройства телекоммуникаций;
05.09.08 - Электроакустика и звукотехника.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
552501 - Теоретическая радиотехника
Математическая модель сигнала. Преставление сигнала как элемента функционального пространства. Разложение сигналов по системам базисных функций. Модулированные сигналы. Случайные процессы, виды представлений, свойства. Случайный узкополосный процесс. Преобразование сигналов в линейных и нелинейных цепях. Дискретная и цифровая фильтрация сигналов. Основы теории оптимального приема сигналов. Помехоустойчивость радиоприема, задачи обнаружения и различения сигналов, статистические критерии. Фильтрация параметров сигналов, нелинейная фильтрация. Теория колебаний и волновых процессов. Уравнения движения, критерии устойчивости. Колебания в распределенных системах. Волны, волновые пакеты и импульсы. Нелинейные пакеты и импульсы. Нелинейные волны в средах с дисперсией, солитоны. Элементы электродинамики, уравнения Максвелла, граничные условия. Электромагнитные волны в свободном пространстве и направляющих системах. Излучение электромагнитных волн, дифракция. Вычислительные методы в электродинамике.
552502 - Системы и устройства передачи, приема и обработки сигналов
Случайные процессы и методы их анализа. Корреляционный и спектральный анализ случайных процессов. Оптимальные алгоритмы обнаружения и различения детерминированных и случайных сигналов. Основы нелинейной теории генерирования высокочастотных колебаний. Основные ограничения на широкополосные свойства генераторов. Сложение мощностей генераторов. Основы теории автогенераторов и стабилизации частоты. Теория модуляции и методы формирования модулированных сигналов. Основы теории усиления, преобразования и демодуляции радиосигналов. Кодирование и декодирование сигналов. Автоматизация проектирования радиотехнических устройств и систем. Модели радиоэлектронных элементов, устройств и систем.
552503 - Радиоэлектронные системы и устройства локации, навигации и управления
Теория и методы оптимального приема сообщений. Обнаружение и различение сигналов. Оценка и фильтрация параметров сигналов. Разрешение и разрешающая способность. Пространственно-временная обработка сигналов. Основы теории сложных сигналов и проблемы синтеза сигналов. Физические принципы радиолокации и радионавигации. Методы измерения координат. Точность радиотехнических методов местоопределения. Рабочие области радиосистем. Импульсные, фазовые и частотные дальномеры. Системы и устройства селекции движущихся целей. Доплеровские измерители скорости. Измерители угловых координат. Принципы построения радионавигационных сетей наземного и космического базирования. Системы и комплексы радиоуправления. Принципы комплексирования средств навигации.
552504 - Микроволновая техника и антенны
Основы теории электромагнитного поля. Электромагнитные волны в изотропных и анизотропных средах. Явления на границе раздела сред. Излучение электромагнитных волн. Теория дифракции. Основы радиооптики. Численные методы электродинамики. Рефракция в неоднородных средах. Распространение радиоволн в природных условиях и в условиях города. Электромагнитные волны в направляющих системах. Замедляющие системы. Резонаторы. Теория цепей сверхвысоких частот (СВЧ). Фильтры и согласующие цепи СВЧ. Пассивные и активные микроволновые устройства. Микроэлектронные устройства СВЧ. Автоматизированное проектирование СВЧ-устройств. Теория антенн и антенных решеток. Синтез антенн. Фазированные антенные решетки. Активные антенны и активные решетки. Антенные системы с обработкой сигналов. Адаптивные антенные системы. Антенны для мобильной связи. Антенны сверхширокополосных и видеосигналов. Антенны с синтезированной апертурой. Эффективная поверхность антенн. Антенны в условиях реального окружения. Основы электромагнитной совместимости. Антенная техника различных диапазонов волн. Конструктивно-технологические особенности проектирования антенн. Методы и средства автоматизированного проектирования антенн и фидерных систем.
552505 - Телевизионные системы и видеотехника
Теория телевизионной (ТВ) передачи, формирование ТВ изображения, особенности восприятия изображений, анализ и синтез ТВ изображений, переходные характеристики элементов ТВ системы, спектральные характеристики, цветокоррекция, теория синхронизации. Фотоэлектрические преобразователи. Обработка сигналов изображения. Кодирование и передача сигналов изображения по каналам связи. Воспроизведение ТВ изображений. Консервация сигналов изображения. Обработка изображений с помощью современных ЭВМ. Теория обнаружения и распознавания объектов в различных условиях помеховой обстановки. Обеспечение качества цветного телевизионного изображения. Новые физические принципы построения устройств телевидения и видеотехники.
552506 - Оптические методы и устройства в системах локации и обработки информации
Свойства и параметры лазерного излучения и методы их измерения. Физические основы приема оптического излучения. Параметры и характеристики фотоприемников. Методы оценки и анализа шумовых свойств приемных систем оптического диапазона. Основные методы приема оптического излучения. Статистическое обнаружение оптических сигналов. Устройства управления характеристиками лазерного излучения. Влияние атмосферы на распространение лазерного излучения. Отражение оптического излучения от целей и подстилающих поверхностей. Принципы построения оптических локаторов. Атмосферные и космические линии связи. Общая характеристика линейных оптических систем. Оптические интегральные преобразования. Информационная структура оптического сигнала. Основные принципы голографии. Устройства оптической обработки информации. Оптические анализаторы спектра и устройства согласованной фильтрации пространственных сигналов. Оптические корреляторы. Многофункциональные акустооптические сигнальные процессоры.
552507 - Радиофизика
Радиоэлектронные устройства и системы, основанные на новых физических принципах. Излучение и распространение радиоволн, способы управления характеристиками излучателей. Электродинамика искусственных сред. Волоконно-оптические устройства и распределенные системы на их основе для сбора и обработки информации. Квантовые генераторы и усилители, спектроскопия. Статистическая теория радиоэлектронных устройств и систем. Радиоэлектронные методы в физике.
552508 - Аудиовидеосистемы
Модели зрительной системы и слухового аппарата человека с позиций физиологии и психологии. Психофизиологическое совмещение зрительных и слуховых образов. Методы анализа звукового поля. Методы и средства акустической обработки помещений. Расчет и конструирование электроакустических аппаратов. Теория аналоговой и цифровой магнитной записи аудио- и видеосигналов. Теория оптической записи аудио- и видеосигналов. Теория телевизионной передачи изображений. Новые физические принципы построения средств телевидения и видеотехники. Аналоговые и цифровые методы обработки аудио- и видеосигналов. Квалиметрия аудиовидеосистем. Методы и средства передачи аудио- и видеоданных по каналам связи. Мультимедийные системы. Компьютерные методы линейного и нелинейного монтажа, создания аудио- и видеоэффектов. Методы анализа и синтеза аудиовидеотехнических систем и устройств.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для
освоения программы специализированной подготовки
магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению "Радиотехника" зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению "Радиотехника"
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и программы учебных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению "Радиотехника"
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению "Радиотехника" ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T-------------------------------------------------T------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦350 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы радиотехники ¦100 ¦
¦ ¦Теория сигналов: теория линейных пространств и ¦ ¦
¦ ¦методы аналитического представления сигналов; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмы синтеза по метрическим и ¦ ¦
¦ ¦информационным критериям; теория цепей и систем: ¦ ¦
¦ ¦аксиоматика и классификация цепей, критерии ¦ ¦
¦ ¦реализуемости и фундаментальные свойства цепей, ¦ ¦
¦ ¦объектно-ориентированный подход к моделированию ¦ ¦
¦ ¦технических систем; связь электродинамических и ¦ ¦
¦ ¦цепных моделей систем, матричные и топологические¦ ¦
¦ ¦методы анализа и принципы синтеза цепей; основы ¦ ¦
¦ ¦теории и алгоритмы устройств функциональной ¦ ¦
¦ ¦электроники, области их применения и перспективы ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология радиотехники ¦100 ¦
¦ ¦эволюция полевых и волновых концепций теории ¦ ¦
¦ ¦электромагнетизма; создание Максвеллом теории ¦ ¦
¦ ¦электромагнитного поля, вклад в нее Герца и ¦ ¦
¦ ¦Хевисайда; основные изобретения, предварившие ¦ ¦
¦ ¦создание действующих линий радиосвязи, роль ¦ ¦
¦ ¦А.С. Попова и Г. Маркони; развитие ¦ ¦
¦ ¦"доэлектровакуумной" радиотехники; основные ¦ ¦
¦ ¦направления развития радиотехники до второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; роль радио во второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войне; развитие радиотехники после войны; ¦ ¦
¦ ¦последовательные революционные изменения ¦ ¦
¦ ¦элементной базы; роль цифровых и компьютерных ¦ ¦
¦ ¦технологий в прогрессе радиоэлектроники ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦150 ¦
¦ ¦ Информационно-вычислительные системы (ИВС): ¦ ¦
¦ ¦принципы организации и направления развития ¦ ¦
¦ ¦средств ИВС; эволюция технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; объектно-ориентированный ¦ ¦
¦ ¦подход; среды конечного пользователя; ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационные системы (ТКС): виды и ¦ ¦
¦ ¦характеристики технических средств ТКС; ¦ ¦
¦ ¦организация передачи информации в ТКС; понятие ¦ ¦
¦ ¦протокола; маршрутизация и адресация; ¦ ¦
¦ ¦информационные сети (ИС): локальные и глобальные ¦ ¦
¦ ¦ИС и их интеграция, функциональные возможности ¦ ¦
¦ ¦ИС, средства их поддержки; распределенная ¦ ¦
¦ ¦обработка информации; сетевые системы управления ¦ ¦
¦ ¦базами данных; технология клиент - сервер ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦784 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦524 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦260 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦(Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦конкретной магистерской программы) ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДВМ ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.02¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦2 ¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦недели¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L-------+-------------------------------------------------+-------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению "Радиотехника"
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
- образовательная программа
подготовки бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение,
включая научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы - 72 недели,
- экзаменационные сессии - не менее 2 недель,
- практики - не менее 10 недель,
в том числе:
- научно-исследовательская - не менее 6 недель,
- педагогическая - не менее 4 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретической подготовки по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению "Радиотехника"
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Магистрант должен освоить и уметь применять:
- методы исследования и проектирования объектов радиотехники, анализа и обработки экспериментальных данных;
- методы планирования, организации и проведения научных исследований;
- базовые языки и основы программирования, методы хранения, обработки, передачи и защиты информации;
- стандартные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение научно-исследовательских и проектных задач радиотехники;
- информационные и телекоммуникационные технологии в науке и образовании;
- действующие стандарты и нормы по оформлению научно-технической документации;
- научную методологию и культуру мышления, позволяющие перерабатывать и подготавливать полученные по результатам исследований материалы к опубликованию в печати, а также к выпуску их в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций;
- организационные формы и методы проведения занятий в высшем учебном заведении.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Общие требования.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
В вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре; более 50% магистерских программ для данного направления подготовки магистров должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень или ученое звание. Один научный руководитель может руководить не более чем пятью студентами-магистрантами.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук. Один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами. По решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, имеющими право на руководство аспирантами. Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ. По тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций и симпозиумов. Более половины объема научных исследований по направлению магистратуры и тематике магистерских программ должны составлять фундаментальные и поисковые исследования.
Образовательная деятельность научных руководителей студентов-магистрантов должна подкрепляться изданием учебников или учебных пособий, подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс по соответствующей программе, а также чтением основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам и курсовому проектированию, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами. Основные дисциплины учебного плана подготовки магистров должны включать лабораторный практикум и/или практические занятия.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебниками или учебными пособиями, а также учебно-методической литературой по всем видам учебных занятий; к моменту аттестации направления уровень обеспеченности всеми видами учебно-методической литературы должен быть не менее 1 экз. на одного студента дневного отделения.
Библиотечный фонд вуза должен содержать научную литературу по профилю направления и отечественные периодические издания, такие как: - журналы: "Радио", "Радиотехника и электроника", "Известия вузов. Радиоэлектроника";
- реферативные журналы: "Радиотехника", "Электроника", "Связь", "Техническая кибернетика", "Метрология и измерительная техника".
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лекционных, практических и лабораторных занятий, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современной измерительной аппаратурой, средствами вычислительной техники, промышленными образцами приборов и систем и специализированными установками исследовательского назначения, которые обеспечивают изучение систем, устройств и процессов в соответствии с содержанием образовательных программ (специализаций) магистров.
Для проведения научно-исследовательской работы каждому студенту-магистранту должно быть предоставлено индивидуальное рабочее место, оснащенное необходимым исследовательским оборудованием и средствами вычислительной техники.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Педагогическая практика.
Педагогическая практика студентов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Практика, как правило, проводится на выпускающих кафедрах высшего учебного заведения. Руководство педагогической практикой возлагается на научного руководителя магистранта. Во время педагогической практики студент должен
изучить:
- государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из основных образовательных программ;
- учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- организационные формы и методы проведения занятий в высшем учебном заведении;
освоить:
- методику проведения практических и лабораторных занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;
- методику чтения лекций в студенческих аудиториях.
6.2.5.2. Научно-исследовательская практика.
Имеет своей целью систематизацию, расширение и закрепление профессиональных знаний и формирование навыков ведения самостоятельной научной работы. Во время научно-исследовательской практики студент должен:
изучить:
- патентные и литературные источники по теме исследования;
- методы организации и проведения экспериментальных работ;
- методы анализа и обработки экспериментальных результатов;
- физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;
- информационные технологии в научных исследованиях, профессиональные пакеты прикладных программ;
- требования стандартов по оформлению научно-технической документации;
выполнить:
- анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;
- теоретическое или экспериментальное исследование, включая натурный или имитационный эксперимент;
- качественный и количественный анализ полученных результатов и оценить их достоверность;
- сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными достижениями в данной предметной области;
- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также их технико-экономической эффективности.
За время научно-исследовательской практики студент совместно с научным руководителем должен сформулировать тему магистерской диссертации и составить программу ее реализации.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
"Радиотехника"
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению "Радиотехника".
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение:
- навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
- методами исследования и проектирования объектов радиотехники;
- методами и средствами компьютерного моделирования процессов и явлений в устройствах и системах радиотехники;
- информационными и телекоммуникационными технологиями в науке и образовании;
умение:
- формулировать и решать задачи; грамотно использовать математический аппарат и численные методы, физические и математические модели процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия радиотехнических устройств и систем;
- использовать все многообразие современной элементной базы для построения радиотехнических систем и устройств различного функционального назначения;
- эффективно применять стандартные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение научно-исследовательских и проектных задач радиотехники.
7.1.3. Специальные требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями подготовки по конкретной магистерской программе направления "Радиотехника".
Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи.
Требования к структуре, содержанию и объему магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению "Радиотехника" и методических рекомендаций УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, должно составлять не менее 20 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Программа государственного экзамена и порядок его проведения по специализациям, относящимся к направлению подготовки магистров "Радиотехника", определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований на вступительных экзаменах в аспирантуру или кандидатских экзаменах по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей, указанных в п. 1.4.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.
Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса.

НАПРАВЛЕНИЕ 552500 - РАДИОТЕХНИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также