НАПРАВЛЕНИЕ 522200 - СТАТИСТИКА. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР СТАТИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
266эк/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522200 - СТАТИСТИКА
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР СТАТИСТИКИ
1. Общая характеристика направления 522200 - Статистика
1.1. Направление утверждено Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - магистр статистики.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 522200 - Статистика при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр статистики должен быть подготовлен к профессиональной работе в экономических и аналитических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, связанной с применением методов математико-статистического анализа, моделирования и прогнозирования социально-экономической конъюнктуры, обладать фундаментальными научными знаниями в области эконометрики, экономической статистики и национального счетоводства.
Магистр может осуществлять аналитическую и управленческую деятельность, требующую углубленной профессиональной подготовки, в том числе научно-исследовательскую работу, а также педагогическую деятельность, при условии освоения соответствующей образовательной программы.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям экономического профиля перечня Номенклатуры специальностей научных работников.
1.5. Магистерские программы разрабатываются высшими учебными заведениями, принимаются УМО по направлению, утверждаются на Межведомственном методическом совете по экономике и управлению и включаются в аннотированный перечень магистерских программ.
Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
Международная статистика (522201)
Международная методология оценки мировой и национальной экономики, ее результатов; методология международных сопоставлений; оценки внешнеэкономической деятельности. Рекомендации Статистической Комиссии ООН, Международных организаций труда и туризма в области статистики. Международные классификаторы. Методы оценки функционирования международных рынков труда и валютного рынка. Международная статистика окружающей среды и туризма в Internet.
Демография и социальная мобильность населения (522202)
Источники данных о населении, их виды. Переписи населения, их цели и принципы проведения. Выборочные обследования населения. Текущий учет естественного движения населения и миграции. Регистр населения. Статистика численности, состава и размещения населения. Статистическое изучение естественного и миграционного движения населения. Демографические прогнозы. Взаимосвязь воспроизводства и занятости населения. Методы оценки современной экономико-демографической ситуации. Методы измерения и анализа социальной информации. Понятия и факторы социальной мобильности населения. Изучение социальных перемещений населения. Влияние социальной мобильности на репродуктивное поведение. Современные тенденции изменений ценностных ориентаций личности. Социальная мобильность и социальные функции семьи. Теория и практика выборочных обследований населения. Таблицы рождаемости, смертности, брачности и разводимости. Статистика качества населения, его здоровья, заболеваемости и инвалидности в Internet.
Прикладная статистика и эконометрика (522203)
Основы статистического описания, оценивания и сравнения (статистическая проверка гипотез). Методы первичной статистической обработки исходных данных, изучение корреляционных связей между количественными, порядковыми и классификационными переменными. Статистический анализ многомерных социально-экономических данных, включая методы классификации, дискриминации и снижения размерностей. Эконометрическая модель как формализованный способ представления экономических закономерностей. Классическая и обобщенная модели множественной линейной регрессии. Понятие систем одновременных эконометрических уравнений и прикладной эконометрический анализ. Модели анализа временных рядов, используемые в эконометрическом моделировании: модели авторегрессии, авторегрессии - скользящего среднего с учетом и без учета сезонных составляющих.
Макроэкономическая статистика (522204)
Социально-экономический потенциал, его состав, факторы роста. Методология статистической оценки трудовых ресурсов, их воспроизводства и миграции; рынка труда и его конъюнктуры, занятости и безработицы; структуры экономики по секторам, формам собственности и регионам. Национальное богатство, его состав, система показателей, методика расчетов. Методы оценки материальных и нематериальных активов; воспроизводства и движения основных фондов по стоимости и по натурально-вещественному составу: показатели состояния, обновления и использования; балансовый и индексный методы изучения их динамики; метод переоценки их в сопоставимые цены. Статистика инвестиций, оборотных фондов, резервов и запасов в Internet. Статистика результатов экономической деятельности: производства товаров и услуг; образования, распределения и использования доходов по методологии СНС. Инвестирование экономики и его источники. Статистическая характеристика уровня жизни населения. Система показателей уровня жизни населения, методы их расчета и направления анализа. Факторы изменения уровня жизни и методы их оценки. Статистика финансов и цен: методы изучения инфляции и ее влияния на экономические процессы; платежный баланс России. Показатели экономической эффективности ресурсов и затрат на производство продуктов и услуг. Методика их исчисления и анализа. Факторы роста эффективности и способы определения их влияния.
Актуарий для банков, страховых компаний и фирм (522205)
Работа на рынке ценных бумаг и на валютном рынке. Теория ренты, составление инвестиционного портфеля на основе результатов прогноза курса ценных бумаг. Методы оценки финансового риска. Основные принципы проведения актуарных расчетов. Рисковая премия, нетто- и брутто-премии. Влияние капитала на вероятности разорения. Роль резервов. Перестрахование. Применение общих принципов в страховании жизни и пенсии, в имущественном страховании. Использование аппарата теории принятия решений, теории игр и распознавания образов в условии рыночной экономики. Уточнение демографических характеристик для личного страхования в сети Internet.
Государственная и региональная статистика (522206)
Регион как объект статистического изучения. Способы оценки его социально-экономического финансового и природно-ресурсного потенциалов; рынка труда; материально-технических ресурсов. Характеристика укладности экономики. Методы оценки результатов функционирования экономики региона и факторов, ее определяющих. Выявление ее специфики. Способы оценки межрегиональных и международных взаимосвязей региональной экономики и их влияние на эффективность экономики региона. Методы статистической оценки вклада региона в экономику страны. Характеристика уровня жизни населения региона и его динамики. Показатели статистики внешнеэкономической деятельности региона в Internet. Статистическое обеспечение целевых программ и мониторинга социально-экономического развития региона. Классификация регионов по уровню экономического, социального и демографического развития.
Социальный и экономический мониторинг (522207)
Современные методы организации систематического статистического наблюдения, сбора, обработки и анализа информации о социально-экономических явлениях в Internet. Особенности мониторинга различных социально-экономических процессов и их результатов: воспроизводства населения и трудовых ресурсов; экономических и экологических условий жизни и труда; производственной деятельности; цен и тарифов; образования, здравоохранения, физкультуры и спорта; социального обеспечения и культурно-бытового обслуживания; туристских и банковских услуг.
Статистика предприятий (522208)
Применение статистических методов в обосновании управленческих решений на предприятиях. Система статистических показателей, характеризующих деятельность предприятия. Факторный индексный анализ производственных и финансовых результатов деятельности предприятий. Анализ и оценка деятельности финансово-промышленных групп и др. сложных структур. Оценка эффективности и качества работы. Бухгалтерский и статистический учет как информационная база для внешнего и внутреннего статистического анализа деятельности предприятия. Статистическая оценка производственных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, его устойчивости. Статистическая поддержка управленческих решений на предприятии с использованием мировых информационных ресурсов.
Экологический и природоохранительный мониторинг (522209)
Природные ресурсы как материальная основа производства продуктов и услуг, их состав, классификации и группировки. Современные экологические проблемы, их особенности и пути решения. Природопользование и направления его рационализации. Взаимосвязь экономических и экологических проблем. Природоохранная деятельность, ее экологические, экономические и социальные результаты. Природно-ресурсная статистика в Internet. Экономический механизм природопользования. Нормативы платы за загрязнение природных ресурсов, их назначение. Принципы определения нормативов экологических платежей. Методика расчета платы за сбросы, выбросы и размещение твердых отходов. Затраты экологического назначения и методы определения их эффективности.
Статистический мониторинг фондового рынка (522210)
Организация биржевого дела. Общая характеристика методов фундаментального и технического анализа фондового рынка, условия и границы их применения. Внебиржевой рынок. Анализ общеэкономической ситуации, политических, социальных и международных факторов, оценка их воздействия на рынок ценных бумаг. Изучение экономического положения эмитентов, технического уровня их производств, и оценка перспектив развития бизнеса. Организационные и методологические аспекты проведения мониторинга фондового рынка. Основные виды биржевых графиков, правила их построения и анализа. Идентификация графических разворотных моделей и моделей продолжения. Выявление трендов и построение трендовых каналов. Методика расчета простых, взвешенных и экспоненциальных скользящих средних и определение на их основе торговых сигналов. Построение и анализ осцилляторов. Метод конвергенции-дивергенции, технические макроиндикаторы рынка. Статистические прогнозные модели. Анализ автокорреляций и динамических зависимостей. Выявление циклов и оценка сезонного фактора. Информационная система Рейтер. Прикладное программное обеспечение для мониторинга фондового рынка с использованием мировых информационных ресурсов.
Мониторинг цен на товары и услуги (522211)
Проблемы формирования системы показателей статистики рынка товаров и услуг на федеральном и региональном уровнях. Специфика создания информационной по данным статистики рынка в Internet. Роль выборки и экспертных оценок. Проблема оценки, анализа и прогноза рыночной конъюнктуры. Методология анализа тенденций развития и устойчивости основных параметров рынка. Анализ деловой активности рынка. Проблема изучения эластичности, методы оценки и прогноза предложения и спроса. Проблема анализа товародвижения и товарооборота на уровне фирмы, региона и на федеральном уровне, моделирование динамики и территориальных сопоставлений товарооборота. Проблема анализа цен и стоимости жизни. Проблемы индексной характеристики территориальной вариации цен. Анализ и моделирование уровня и структуры цен. Перекрестная эластичность цен. Проблема анализа товарных запасов и товарооборачиваемости с позиций статистики эффективности коммерческой деятельности. Моделирование динамики и взаимосвязей показателей оборачиваемости товаров на основе индексных и регрессионных методов. Проблема статистического анализа эффективности рыночного процесса. Моделирование затрат и прибыли. Оценки инфраструктуры рыночных предприятий.
Национальное счетоводство (522212)
Национальное счетоводство как балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и их результатов, принятый в мировой практике. Рекомендации ООН по методологии системы национальных счетов и их реализация в отечественной практике. Счета производства продуктов и услуг, образования, распределения, перераспределения и использования доходов; счета остального мира и др.; методика их составления, исчисления показателей и балансирующих статей. Направления и методы анализа.
Финансовый мониторинг (522213)
Финансы и их роль в экономической деятельности. Источники финансовых ресурсов и их мониторинг. Специфика финансового мониторинга. Доходы госбюджета и их структура. Финансовые показатели предприятий (фирм) и их мониторинг. Роль отдельных видов деятельности и секторов экономики в формировании финансовых ресурсов. Налоговые поступления и фискальный мониторинг. Показатели финансовых результатов различных видов деятельности, методы их исчисления и анализа; источники информации в Internet. Проблема учета доходов незаконной и теневой деятельности и их мониторинга. Методы учета влияния инфляции на финансовые результаты. Роль мировых информационных ресурсов в оценке эффективности различных видов финансовой деятельности.
Статистический мониторинг туризма и туристических услуг (522214)
Туризм как вид деятельности и объект статистического изучения. Его типы и категории, цели и задачи. Концепции туризма. Туристические услуги населению как отрасль экономики. Стандартная международная классификация видов туристской деятельности СИКТА и ее цели. Потенциал туризма в России и факторы его роста. Организация туризма в России и за рубежом.
Мониторинг туризма и туристической деятельности; система показателей; источники информации, включая Internet о развитии туризма. Характеристики эффективности туризма, его влияние на экономические и социальные процессы в стране. Стандартная международная классификация видов туристской деятельности. Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации.
Статистический мониторинг рынка недвижимости (522215)
Недвижимость и ее формы как объект мониторинга и как товар. Правовые и организационные основы функционирования рынка недвижимости. Характеристика конъюнктуры на рынке и ее мониторинг. Цены и ценообразование на рынке недвижимости и их мониторинг. Факторы, определяющие доходность на рынке недвижимости, и способы определения их влияния. Роль рынка недвижимости в перераспределении национального богатства. Источники информации в сети Internet по рынку недвижимости.
Статистический мониторинг интернет-экономики (522216)
Интернет-экономика как объект статистического изучения. Концепция интернет-экономики, ее цели и задачи. Потенциал интернет-экономики, особенности ее организации в России и за рубежом.
Мониторинг интернет-экономики, система показателей и источники информации о ее развитии. Характеристики эффективности интернет-экономики, ее влияние на экономические и социальные процессы в стране.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие соответствующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 522200 - Статистика, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
Указываемый перечень направлений может дополняться и корректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 522200 - Статистика
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 522200 - Статистика
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦7236 ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 522200 - Статистика ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7236 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Методология социальной и экономической статистики ¦260 ¦
¦ ¦ Современные проблемы методологии статистического ¦ ¦
¦ ¦наблюдения, измерения и анализа социально- ¦ ¦
¦ ¦экономических явлений и процессов. ¦ ¦
¦ ¦Принципы построения основных систем показателей, ¦ ¦
¦ ¦классификаторов и шкал в социальной и ¦ ¦
¦ ¦экономической статистике. Методы оценки и ¦ ¦
¦ ¦анализа социально-экономического потенциала и ¦ ¦
¦ ¦национального богатства, трудовых ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦занятости и безработицы, производства продуктов ¦ ¦
¦ ¦и услуг, образования и использования доходов на ¦ ¦
¦ ¦потребление и сбережение, рентабельность и ¦ ¦
¦ ¦эффективность использования ресурсов и затрат, ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской деятельности, товарного и ¦ ¦
¦ ¦денежного обращения, финансов банковского и ¦ ¦
¦ ¦страхового дела, цен и инфляции, уровня жизни и ¦ ¦
¦ ¦общественного мнения. ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы статистической оценки социальной ¦ ¦
¦ ¦структуры, социальной мобильности и социального ¦ ¦
¦ ¦расслоения общества. Мониторинг здоровья, ¦ ¦
¦ ¦качества жизни населения и демографическая ¦ ¦
¦ ¦безопасность. Методы статистического ¦ ¦
¦ ¦исследования воздействия социально-демографических¦ ¦
¦ ¦факторов на экономику страны ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы многомерных статистических ¦240 ¦
¦ ¦методов и эконометрики ¦ ¦
¦ ¦ Распознавание образов и типологизация объектов в ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических исследованиях (методы ¦ ¦
¦ ¦классификации). Задача расщепления смесей ¦ ¦
¦ ¦вероятностных распределений. Построение ¦ ¦
¦ ¦интегрального показателя с помощью экспертно- ¦ ¦
¦ ¦статистического метода. Задачи метрического ¦ ¦
¦ ¦многомерного шкалирования. ¦ ¦
¦ ¦ Линейные регрессионные модели с переменной ¦ ¦
¦ ¦структурой, модели со стохастическими ¦ ¦
¦ ¦объясняющими переменными. Эконометрическое ¦ ¦
¦ ¦моделирование сценариев социально-экономического ¦ ¦
¦ ¦развития страны, финансово-экономического ¦ ¦
¦ ¦состояния фирмы и процессов распределительных ¦ ¦
¦ ¦отношений в обществе. ¦ ¦
¦ ¦ Анализ временных рядов. Модели стационарных и ¦ ¦
¦ ¦нестационарных временных рядов, их идентификация. ¦ ¦
¦ ¦ Система линейных одновременных уравнений и их ¦ ¦
¦ ¦идентификация ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в статистических ¦200 ¦
¦ ¦исследованиях экономики ¦ ¦
¦ ¦ Распределенные системы обработки данных, ¦ ¦
¦ ¦"электронный офис", информационные хранилища. ¦ ¦
¦ ¦Изучение компьютерных средств и технологий ¦ ¦
¦ ¦создания и поддержки баз данных и знаний для ¦ ¦
¦ ¦актуализации и удобного использования ¦ ¦
¦ ¦информационной базы в экономических расчетах ¦ ¦
¦ ¦различных типов (оптимизационные задачи, прямая ¦ ¦
¦ ¦обработка информации, эконометрическое ¦ ¦
¦ ¦моделирование, прогнозирование и т.п.), при ¦ ¦
¦ ¦создании компьютерных систем обработки ¦ ¦
¦ ¦статистической информации. Этапы проектирования ¦ ¦
¦ ¦экспертных систем и принципы логического ¦ ¦
¦ ¦программирования, организация пополнения базы ¦ ¦
¦ ¦знаний ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦284 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦150 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦1000 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦384 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦50 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦600 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦4 не-¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦дели ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦11304¦
L-------+--------------------------------------------------+------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 522200 - Статистика
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные
работы, подготовку выпускной
квалификационной работы, а также
экзаменационные сессии - 72 недели,
практики (научно-исследовательская
и научно-педагогическая) - не менее 14 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы (магистерской
диссертации) - не менее 4 недель,
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 14 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной работы).
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 522200 - Статистика
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Магистр должен уметь формулировать цель и задачи исследования, построить план исследования; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью. Не менее 50% преподавателей, работающих по магистерской программе, должны иметь ученую степень и звание.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспеченны учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим социально-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 522200 - Статистика
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 522200 - Статистика.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умение:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
7.1.3. По циклу дисциплин специальности:
магистр должен знать и уметь использовать:
методы научных исследований по теории организации выборочных наблюдений обработки и анализа полученной статистической информации;
современные методы социально-экономического анализа, идентификации и распознавания образов, а также информационные технологии для статистического обоснования принятия решений в области управления и бизнеса;
магистр должен уметь:
обобщать и анализировать результаты обработки статистических материалов, владеть методами эконометрического моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов на федеральном и региональном уровне, а также на уровне предприятия;
разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по статистическим критериям социально-экономической эффективности.
7.1.4. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области экономики, статистики, информационных систем и математических методов в экономике.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 061700 - Статистика 8 декабря 1999 г.

НАПРАВЛЕНИЕ 522200 - СТАТИСТИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СТАТИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также