СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350100 - СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ АНТРОПОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
307 мжд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350100 - СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ АНТРОПОЛОГ
1. Общая характеристика специальности
350100 - Социальная антропология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - социальный антрополог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социального антрополога по специальности 350100 - Социальная антропология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника - социальный антрополог.
Специалист - социальный антрополог в соответствии с общепрофесиональной подготовкой должен:
- знать теоретические основы социальной антропологии как науки;
- владеть методологией и методами социоантропологического исследования;
- уметь использовать компьютерную технику для обработки полученной информации;
- уметь квалифицированно анализировать понятия цивилизации и культуры, архетипы культуры, ментальность, проблемы общественного мнения;
- знать парадигмы социоантропологического познания, семиотические системы как "кладовые" опыта жизнедеятельности людей;
- уметь определять показатели социокультурного процесса;
- уметь исследовать поведение и жизнедеятельность человека в условиях социокультурных перемещений;
- владеть знаниями и методами социокультурного просвещения общества.
Специалист - социальный антрополог должен быть подготовлен:
- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;
- к профессиональной работе в органах управления государственного, федерального и муниципального уровня, требующей базового высшего образования;
- к деятельности в общественных и политических организациях;
- к работе в коммерческих структурах в целях научно-информационного обеспечения их деятельности;
- к деятельности по социокультурному просвещению общества;
- к работе в научных институтах и консультантом-экспертом в социологических службах.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - социального антрополога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350100 - Социальная антропология.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350100 - Социальная антропология
3.1. Основная образовательная программа подготовки социального антрополога разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального антрополога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки социального антрополога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки социального антрополога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки социального антрополога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки социального антрополога
по специальности 350100 - Социальная антропология
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. ¦ ¦
¦ ¦ Культурология и философия культуры, социология ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦ Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦ Основные психические процессы. Структура ¦ ¦
¦ ¦сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ История становления и развития социологии. ¦ ¦
¦ ¦Общество как социокультурная система. Социальные¦ ¦
¦ ¦общности как источник самодвижения, социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Культура как система ценностей, ¦ ¦
¦ ¦смыслов, образцов действий индивидов. Влияние ¦ ¦
¦ ¦культуры на социальные и экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Обратное влияние экономики и ¦ ¦
¦ ¦социально-политической жизни на культуру. ¦ ¦
¦ ¦Личность как активный субъект. Взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦личности и общества. Ролевые теории личности. ¦ ¦
¦ ¦Социальный статус личности. Социальные связи, ¦ ¦
¦ ¦действия, взаимодействия между индивидами и ¦ ¦
¦ ¦группами. Групповая динамика, социальное ¦ ¦
¦ ¦поведение, социальный обмен и сравнение как ¦ ¦
¦ ¦механизм социальных связей. Социальная ¦ ¦
¦ ¦структура, социальная стратификация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦институты и социальная организация. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Социальный контроль. ¦ ¦
¦ ¦Массовое сознание и массовые действия. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Источники социального ¦ ¦
¦ ¦напряжения. Социальные конфликты и логика их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Социальные изменения. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦социальных и культурных процессов в современном ¦ ¦
¦ ¦мире. Социально-культурные особенности и ¦ ¦
¦ ¦проблемы развития российского общества. ¦ ¦
¦ ¦Возможные альтернативы его развития в будущем. ¦ ¦
¦ ¦Методология и методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦ Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 270¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 270¦
¦ ¦устанавливаемые по предложению УМО ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не ¦
¦ ¦ ¦менее ¦
¦ ¦ ¦1250 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации, компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; генетика и эволюция; ¦ ¦
¦ ¦человек: физиология, здоровье, эмоции, ¦ ¦
¦ ¦творчество, работоспособность; биоэтика; ¦ ¦
¦ ¦человек, биосфера и космические циклы; ¦ ¦
¦ ¦ноосфера; необратимость времени; ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принципы универсального эволюционизма; путь к ¦ ¦
¦ ¦единой культуре ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 150¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 250¦
¦ ¦устанавливаемые по предложению УМО ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2200 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1760 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Введение в специальность ¦40 ¦
¦ ¦ Социальная (культурная) антропология как ¦ ¦
¦ ¦специальность и как научная дисциплина; объект, ¦ ¦
¦ ¦предмет и метод социальной антропологии; ¦ ¦
¦ ¦сопряжение позиций исследователя и практика; ¦ ¦
¦ ¦наука и нравственность; знание и мораль; ¦ ¦
¦ ¦критерии научности и человечности; личность и ¦ ¦
¦ ¦деятельность социального антрополога; сферы и ¦ ¦
¦ ¦границы профессиональной компетенции; ¦ ¦
¦ ¦психологическое обеспечение профессиональной ¦ ¦
¦ ¦подготовки; социальная (культурная) ¦ ¦
¦ ¦антропология в современном мире ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Социальная антропология ¦250 ¦
¦ ¦ Социальная антропология, ее объект и ¦ ¦
¦ ¦предметный статус; социальная (культурная) ¦ ¦
¦ ¦антропология в системе гуманитарной мысли и ¦ ¦
¦ ¦наук о человеке и культуре; мир человека; ¦ ¦
¦ ¦повседневность, жизненный уклад, межличностная ¦ ¦
¦ ¦среда, обыденное знание, менталитет; культурный ¦ ¦
¦ ¦контекст человеческого поведения; сферы и ¦ ¦
¦ ¦факторы социокультурной адаптации; культура ¦ ¦
¦ ¦традиционных обществ как изначальный предмет ¦ ¦
¦ ¦изучения; принципы интерпретаций явлений ¦ ¦
¦ ¦культуры; культура и социальная структура; ¦ ¦
¦ ¦институт родства; соотношение биологического и ¦ ¦
¦ ¦социального; культура и политика; политическая ¦ ¦
¦ ¦антропология как субдисциплина; культура и ¦ ¦
¦ ¦личность; основные течения психологической ¦ ¦
¦ ¦антропологии; культура и экономика; ¦ ¦
¦ ¦экономическая антропология как субдисциплина; ¦ ¦
¦ ¦культура и природная среда; социальная ¦ ¦
¦ ¦структура, обычаи и хозяйственные традиции в ¦ ¦
¦ ¦контексте экологической адаптации общества; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие культур; методы социальной ¦ ¦
¦ ¦антропологии (включенное наблюдение, ¦ ¦
¦ ¦сравнительный, эволюционно-исторический, ¦ ¦
¦ ¦структурно-функциональный и др.); антропологизм ¦ ¦
¦ ¦как мировоззренческая установка; практическое ¦ ¦
¦ ¦применение современной социальной антропологии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦История социальной (культурной) антропологии ¦100 ¦
¦ ¦ Донаучный период развития социально- ¦ ¦
¦ ¦антропологической мысли; становление социальной ¦ ¦
¦ ¦антропологии как науки; связь с историей общей ¦ ¦
¦ ¦антропологии; формирование понятийно- ¦ ¦
¦ ¦терминологической системы и стандартов полевой ¦ ¦
¦ ¦работы; основные теоретические направления: ¦ ¦
¦ ¦классический эволюционизм, "историческая ¦ ¦
¦ ¦школа", "социологизм", "экспериментальная ¦ ¦
¦ ¦революция", этнопсихологическая школа, ¦ ¦
¦ ¦релятивизм, символическая антропология, ¦ ¦
¦ ¦когнитивная антропология, интерпретативная ¦ ¦
¦ ¦антропология и др.; антропология (этнография) в ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Методы социально-антропологических исследований ¦150 ¦
¦ ¦ Классические методы изучения жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦людей различных культур; включенное наблюдение: ¦ ¦
¦ ¦прямое наблюдение, интервьюирование, ¦ ¦
¦ ¦звуковидеозапись; исследование письменных ¦ ¦
¦ ¦источников и документов; компаративные (кросс- ¦ ¦
¦ ¦культурные), структурно-функциональные, ¦ ¦
¦ ¦эволюционно-исторические, мемуарные, ¦ ¦
¦ ¦"понимающие" методы; использование ¦ ¦
¦ ¦социологических методов в изучении культур; ¦ ¦
¦ ¦специфика работы с информантами; организация ¦ ¦
¦ ¦социально-антропологического исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Этнология (этнография) ¦80 ¦
¦ ¦ Определение этнологии как науки; место ¦ ¦
¦ ¦этнологии (этнографии) в системе ¦ ¦
¦ ¦социогуманитарного знания; соотношение ¦ ¦
¦ ¦этнологии (этнографии) и социальной ¦ ¦
¦ ¦(культурной) антропологии; основные направления ¦ ¦
¦ ¦и школы в этнологии; предмет, методологические ¦ ¦
¦ ¦основания и методы современной этнологии; ¦ ¦
¦ ¦история становления и развития этнологии ¦ ¦
¦ ¦(этнографии) в России; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦этнологической классификации; расовые, ¦ ¦
¦ ¦лингвистические, культурно-хозяйственные, ¦ ¦
¦ ¦конфессиональные характеристики человеческих ¦ ¦
¦ ¦общностей; региональная этнология; основные ¦ ¦
¦ ¦этнологические характеристики народов России и ¦ ¦
¦ ¦мира; теоретические и прикладные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современной этнологии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦История материальной культуры и хозяйства ¦80 ¦
¦ ¦ Понятия материальной культуры и хозяйства и их ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь; региональные, этнические и ¦ ¦
¦ ¦локальные комплексы материальной культуры; ¦ ¦
¦ ¦основные типы жилища, одежды, транспорта, пищи, ¦ ¦
¦ ¦ведения хозяйства у различных народов и история ¦ ¦
¦ ¦их развития; взаимосвязь форм хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности и материальной культуры с формами ¦ ¦
¦ ¦социальной жизни ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Социальная статистика ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи социальной статистики; методы ¦ ¦
¦ ¦измерения и система показателей; статистика ¦ ¦
¦ ¦численности, состава и движения населения; ¦ ¦
¦ ¦статистика производительных сил, уровня и ¦ ¦
¦ ¦качества жизни, социальных условий, характера ¦ ¦
¦ ¦труда и доходов населения; статистика ¦ ¦
¦ ¦потребления материальных благ и услуг, ¦ ¦
¦ ¦национального дохода, социального обеспечения, ¦ ¦
¦ ¦природоохранной деятельности; статистика ¦ ¦
¦ ¦общественного мнения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦Социальная демография ¦80 ¦
¦ ¦ Предмет и метод измерения в демографии; ¦ ¦
¦ ¦демографическое прогнозирование; ¦ ¦
¦ ¦демографическая политика и ее взаимосвязь с ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическим положением; социальные, ¦ ¦
¦ ¦экономические, правовые и др. мероприятия по ¦ ¦
¦ ¦реализации демографической политики; проблемы ¦ ¦
¦ ¦рождаемости, смертности, брачности, здоровья и ¦ ¦
¦ ¦миграции населения и их учета в социальной ¦ ¦
¦ ¦политике государства ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Общая психология ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность человека и его взаимоотношения с ¦ ¦
¦ ¦окружающей социальной средой; рождение научной ¦ ¦
¦ ¦психологии: структурализм и функционализм; ¦ ¦
¦ ¦школы и направления в психологии XX столетия: ¦ ¦
¦ ¦бихевиоризм, биологический подход, когнитивный ¦ ¦
¦ ¦подход, гештальт-психология, конструктивизм, ¦ ¦
¦ ¦психоанализ, гуманистическая психология; ¦ ¦
¦ ¦сознание, восприятие мира и мотивация; высшие ¦ ¦
¦ ¦психологические функции; научение, память, ¦ ¦
¦ ¦мышление, общение, адаптация, творчество; ¦ ¦
¦ ¦самосознание и развитие "я" индивида; этапы ¦ ¦
¦ ¦жизненного цикла; человек среди других людей, ¦ ¦
¦ ¦динамика межличностной среды; отклоняющееся ¦ ¦
¦ ¦поведение; коррекция и терапия ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦Социальная психология ¦100 ¦
¦ ¦ Социальная психология как социогуманитарная ¦ ¦
¦ ¦наука; микро- и макроподходы; социологическое и ¦ ¦
¦ ¦психологическое направления; феномены групповой ¦ ¦
¦ ¦интеграции: симпатия, подражание, внушение; ¦ ¦
¦ ¦элементы анализа: инстинкт, привычка, ¦ ¦
¦ ¦сентимент; аттитюд и его компоненты, измерение ¦ ¦
¦ ¦аттитюдов; мотивация и целеполагание; нормы, ¦ ¦
¦ ¦ценности, правила как продукт организованных ¦ ¦
¦ ¦обстоятельств их применения; роли и ¦ ¦
¦ ¦экспектации; паттерны межличностного ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; речевые и невербальные коды; ¦ ¦
¦ ¦групповая динамика и лидерство; социализация и ¦ ¦
¦ ¦инкультурация индивида; трансситуационное ¦ ¦
¦ ¦научение; социальная психология больших групп и ¦ ¦
¦ ¦массовых процессов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.11¦Теория и история социологии ¦200 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи социологии; история ¦ ¦
¦ ¦становления и развития социологии; предмет и ¦ ¦
¦ ¦задачи социологии; общество как социокультурная ¦ ¦
¦ ¦система; социальные общности и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; основные виды и функции; социальная ¦ ¦
¦ ¦структура: классы, социальные группы и слои; ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; социология личности, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие личности и общества; отраслевые ¦ ¦
¦ ¦социологии; структура, уровни и методы ¦ ¦
¦ ¦социологической теории ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.12¦Этносоциология ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет и метод этносоциологии как научной ¦ ¦
¦ ¦дисциплины; этнические факторы социального ¦ ¦
¦ ¦развития, социальная обусловленность ¦ ¦
¦ ¦функционирования этнических общностей; ¦ ¦
¦ ¦самоопределение человека в различных типах ¦ ¦
¦ ¦этнокультурных систем; социальная культура ¦ ¦
¦ ¦этнических общностей; этносоциальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦производственной деятельности и социальной ¦ ¦
¦ ¦мобильности; этнические аспекты миграционных ¦ ¦
¦ ¦процессов; этносоциология семейно-брачных ¦ ¦
¦ ¦отношений, культурной и языковой жизни; ¦ ¦
¦ ¦социальный контекст формирования этнического ¦ ¦
¦ ¦сознания и самосознания; методы сбора ¦ ¦
¦ ¦информации и процедуры этносоциологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.13¦Социолингвистика ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи социолингвистики; язык и ¦ ¦
¦ ¦культура; социальная антропология и ¦ ¦
¦ ¦социолингвистика; предмет и задачи ¦ ¦
¦ ¦социолингвистики; изоморфизм языковых и ¦ ¦
¦ ¦социокультурных систем; методология и методы ¦ ¦
¦ ¦исследования речевого поведения; ¦ ¦
¦ ¦междисциплинарный характер социолингвистики, ¦ ¦
¦ ¦социолингвистика и семиотика; проблемы ¦ ¦
¦ ¦невербальной коммуникации; бикультуральность и ¦ ¦
¦ ¦билингвизм; этнолингвистика; языковая политика ¦ ¦
¦ ¦и языковое строительство ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.14¦Семиотика ¦100 ¦
¦ ¦ Семиотический аспект социальной антропологии; ¦ ¦
¦ ¦семиотика как наука, инструмент и феномен ¦ ¦
¦ ¦повседневного общения; язык и речь; знак, ¦ ¦
¦ ¦значение, смысл; слова и вещи, семиотический ¦ ¦
¦ ¦статус явлений, предметов и действий; знак и ¦ ¦
¦ ¦символ; архетипы как культурные универсалии; ¦ ¦
¦ ¦знаки и символы как средство паттернизации ¦ ¦
¦ ¦картины мира в различных культурах; семиотика ¦ ¦
¦ ¦межличностного и межгруппового взаимодействия ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.15¦Теория и практика социальной работы ¦180 ¦
¦ ¦ Сущность, цели и задачи социальной работы, ее ¦ ¦
¦ ¦практика, методы, формы; социокультурные ¦ ¦
¦ ¦факторы дифференциации ее содержания, уровней и ¦ ¦
¦ ¦форм; социальные перспективы и вариативность ¦ ¦
¦ ¦моделей социальной работы; взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦социальной политики и социальной работы; ¦ ¦
¦ ¦групповая и индивидуальная терапия; социальная ¦ ¦
¦ ¦диагностика и профилактика; социальная ¦ ¦
¦ ¦адаптация и реабилитация; социальное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение, страхование, опека, посредничество ¦ ¦
¦ ¦и консультирование; социальная экспертиза и ¦ ¦
¦ ¦прогнозирование; современные теории социальной ¦ ¦
¦ ¦работы; развитие социальной работы в России ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦220 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦220 ¦
¦ ¦устанавливаемые по предложению УМО ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦1300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДС.01 ¦Методология и методика социологического ¦150 ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
¦ ¦ Социологическое исследование как отрасль ¦ ¦
¦ ¦социологической науки; предмет и метод ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; понятие ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; ¦ ¦
¦ ¦методологическая роль теории в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; виды социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования; программа социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования; концептуальная и операциональная ¦ ¦
¦ ¦модели объекта и предмета социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования; переменные в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; гипотезы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования; измерение в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; шкалы и индексы в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; выборка в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; методика, техника и процедура в ¦ ¦
¦ ¦социологическом исследовании; количественные и ¦ ¦
¦ ¦качественные методы в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; анализ документов; метод ¦ ¦
¦ ¦наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод ¦ ¦
¦ ¦экспертных оценок; социометрия; социальный ¦ ¦
¦ ¦эксперимент; метод фокус-групп; метод ¦ ¦
¦ ¦исследования случая (case study); ¦ ¦
¦ ¦биографический метод; анализ и обработка данных ¦ ¦
¦ ¦в социологии; многомерные методы анализа ¦ ¦
¦ ¦данных; обобщение данных и представление ¦ ¦
¦ ¦результатов; подготовка и представление

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 311200 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ТЕХНОЛОГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также