СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 060400 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. КВАЛИФИКАЦИЯ: ЭКОНОМИСТ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
180эк/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 060400 "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ"
КВАЛИФИКАЦИЯ: ЭКОНОМИСТ
1. Общая характеристика специальности
060400 "Финансы и кредит"
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - экономист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Экономист по специальности "Финансы и кредит" должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня; банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, Министерстве финансов РФ, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Специальность "Финансы и кредит" дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности "Финансы и кредит", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 060400
"Финансы и кредит"
3.1. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста по специальности "Финансы и кредит", к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
3.4. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы экономиста по специальности "Финансы и кредит" определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Финансы и кредит" должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки экономиста
по специальности 060400 "Финансы и кредит"
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ¦1800 ¦
¦ ¦ДИСЦИПЛИНЫ ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00.¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.01.¦ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, акцен- ¦ ¦
¦ ¦туации и ритма нейтральной речи в изучаемом язы-¦ ¦
¦ ¦ке; основные особенности полного стиля произно- ¦ ¦
¦ ¦шения, характерные для сферы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение транскрипции; лексический ¦ ¦
¦ ¦минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц¦ ¦
¦ ¦общего и терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения (бы-¦ ¦
¦ ¦товая, терминологическая, общенаучная, официаль-¦ ¦
¦ ¦ная и другая); понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах; по- ¦ ¦
¦ ¦нятие об основных способах словообразования; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие коммуника-¦ ¦
¦ ¦цию общего характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональной¦ ¦
¦ ¦речи; понятие об обиходно-литературном, офици- ¦ ¦
¦ ¦ально-деловом, научных стилях, стиле художест- ¦ ¦
¦ ¦венной литературы; основные особенности научного¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого язы-¦ ¦
¦ ¦ка, правила речевого этикета; говорение; диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь с использованием ¦ ¦
¦ ¦наиболее употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ком- ¦ ¦
¦ ¦муникативных ситуациях неофициального и офи- ¦ ¦
¦ ¦циального общения; основы публичной речи (устное¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад); аудирование; понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере бы- ¦ ¦
¦ ¦товой и профессиональной коммуникации; чтение; ¦ ¦
¦ ¦виды текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю специаль- ¦ ¦
¦ ¦ности; письмо; виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное ¦ ¦
¦ ¦письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02.¦ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов; ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы; физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества; законо- ¦ ¦
¦ ¦дательство Российской Федерации о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте; физическая культура личности;¦ ¦
¦ ¦основы здорового образа жизни студента; особен- ¦ ¦
¦ ¦ности использования средств физической культуры ¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности; общая физи- ¦ ¦
¦ ¦ческая и специальная подготовка в системе физи- ¦ ¦
¦ ¦ческого воспитания; спорт; индивидуальный выбор ¦ ¦
¦ ¦видов спорта или систем физических упражнений; ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов; основы методики самостоятельных заня-¦ ¦
¦ ¦тий и самоконтроль за состоянием своего орга- ¦ ¦
¦ ¦низма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03.¦ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания; ¦ ¦
¦ ¦методы и источники изучения истории; понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника; оте- ¦ ¦
¦ ¦чественная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное; методология и теория истори- ¦ ¦
¦ ¦ческой науки; история России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории; античное наследие в ¦ ¦
¦ ¦эпоху Великого переселения народов; проблема ¦ ¦
¦ ¦этногенеза восточных славян; основные этапы ста-¦ ¦
¦ ¦новления государственности; Древняя Русь и ко- ¦ ¦
¦ ¦чевники; византийско-древнерусские связи; осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности социального строя Древней Руси; этно- ¦ ¦
¦ ¦культурные и социально-политические процессы ¦ ¦
¦ ¦становления русской государственности; принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства; распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв.; социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния; Россия и средневековые государст-¦ ¦
¦ ¦ва Европы и Азии; специфика формирования единого¦ ¦
¦ ¦российского государства; возвышение Москвы; ¦ ¦
¦ ¦формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества; реформы Петра I; век Екатерины; пред- ¦ ¦
¦ ¦посылки и особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦особенности и основные этапы экономического раз-¦ ¦
¦ ¦вития России; эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю; структура феодального землевладения; кре-¦ ¦
¦ ¦постное право в России; мануфактурно-промышлен- ¦ ¦
¦ ¦ное производство; становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное; обществен-¦ ¦
¦ ¦ная мысль и особенности общественного движения ¦ ¦
¦ ¦России XIX века; реформы и реформаторы в России;¦ ¦
¦ ¦русская культура XIX века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру; роль XX столетия в мировой истории; ¦ ¦
¦ ¦глобализация общественных процессов; проблемы ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации; революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы; социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма и на- ¦ ¦
¦ ¦ционализма, интеграции и сепаратизма, демократии¦ ¦
¦ ¦и авторитаризма; Россия в начале XX века; ¦ ¦
¦ ¦объективная потребность индустриальной модерни- ¦ ¦
¦ ¦зации России; российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века; политиче- ¦ ¦
¦ ¦ские партии России: генезис, классификация, про-¦ ¦
¦ ¦граммы, тактика; Россия в условиях мировой войны¦ ¦
¦ ¦и общенационального кризиса; революция 1917 го- ¦ ¦
¦ ¦да; гражданская война и интервенция, их резуль- ¦ ¦
¦ ¦таты и последствия; российская эмиграция; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е годы; НЭП; формирование однопартийного по- ¦ ¦
¦ ¦литического режима; образование СССР; культурная¦ ¦
¦ ¦жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс¦ ¦
¦ ¦на строительство социализма в одной стране и его¦ ¦
¦ ¦последствия; социально-экономические преобразо- ¦ ¦
¦ ¦вания в 30-е годы; усиление режима личной власти¦ ¦
¦ ¦Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне¦ ¦
¦ ¦и в начальный период второй мировой войны; Вели-¦ ¦
¦ ¦кая Отечественная война; социально-экономическое¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, куль- ¦ ¦
¦ ¦тура, внешняя политика СССР в послевоенные годы;¦ ¦
¦ ¦холодная война; попытки осуществления полити- ¦ ¦
¦ ¦ческих и экономических реформ; НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития; СССР ¦ ¦
¦ ¦в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; ¦ ¦
¦ ¦перестройка; попытка государственного переворота¦ ¦
¦ ¦в 1991 году и ее провал; распад СССР; Бело- ¦ ¦
¦ ¦вежские соглашения; октябрьские события 1993 г.;¦ ¦
¦ ¦становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; культура в¦ ¦
¦ ¦современной России; внешнеполитическая деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность в условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04.¦КУЛЬТУРОЛОГИЯ ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания; культурология и философия куль- ¦ ¦
¦ ¦туры, культурная антропология; культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических иссле- ¦ ¦
¦ ¦дований; основные понятия культурологии: культу-¦ ¦
¦ ¦ра, цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, дина-¦ ¦
¦ ¦мика культуры, язык и символы культуры, культур-¦ ¦
¦ ¦ные коды, межкультурные коммуникации, культурные¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, культур- ¦ ¦
¦ ¦ная картина мира, социальные институты культуры,¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная модерни-¦ ¦
¦ ¦зация; типология культур; этническая и нацио- ¦ ¦
¦ ¦нальная, элитарная и массовая культуры; восточ- ¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре; тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном¦ ¦
¦ ¦процессе; культура и природа; культура и общест-¦ ¦
¦ ¦во; культура и глобальные проблемы современ- ¦ ¦
¦ ¦ности; культура и личность ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05.¦ПОЛИТОЛОГИЯ ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и власт-¦ ¦
¦ ¦ные отношения; роль и место политики в жизни ¦ ¦
¦ ¦современных обществ; социальные функции полити- ¦ ¦
¦ ¦ки; история политических учений, российская по- ¦ ¦
¦ ¦литическая традиция: истоки, социокультурные ос-¦ ¦
¦ ¦нования, историческая динамика; современные по- ¦ ¦
¦ ¦литологические школы; гражданское общество, его ¦ ¦
¦ ¦особенности; особенности становления гражданско-¦ ¦
¦ ¦го общества в России; институциональные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; политическая власть; политическая сис-¦ ¦
¦ ¦тема; политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы; политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы; политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения; политические технологии; политичес- ¦ ¦
¦ ¦кий менеджмент; политическая модернизация; поли-¦ ¦
¦ ¦тические организации и движения; политические ¦ ¦
¦ ¦элиты; политическое лидерство; социокультурные ¦ ¦
¦ ¦аспекты политики; мировая политика и международ-¦ ¦
¦ ¦ные отношения; особенности мирового политическо-¦ ¦
¦ ¦го процесса; национально-государственные интере-¦ ¦
¦ ¦сы России в новой геополитической ситуации; ме- ¦ ¦
¦ ¦тодология познания политической реальности; па- ¦ ¦
¦ ¦радигмы политического знания; политическая ана- ¦ ¦
¦ ¦литика и прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06.¦ПРАВОВЕДЕНИЕ ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Источники рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского права. Закон и подзаконные акты. Систе-¦ ¦
¦ ¦ма российского права. Отрасли права. Правонару- ¦ ¦
¦ ¦шение и юридическая ответственность. Значение ¦ ¦
¦ ¦законности и правопорядка в современном общест- ¦ ¦
¦ ¦ве. Правовое государство. Конституция Российской¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. Особен- ¦ ¦
¦ ¦ности федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Экологическое право. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Основы правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования экономической деятельности: поня- ¦ ¦
¦ ¦тие правового регулирования экономических ¦ ¦
¦ ¦отношений; государственное регулирование и ¦ ¦
¦ ¦управление в сфере экономики; административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; лицензирование отдельных видов ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской деятельности; ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за нарушение антимонопольного законода- ¦ ¦
¦ ¦тельства. Гражданское право: специфические ¦ ¦
¦ ¦особенности гражданско-правового регулирования; ¦ ¦
¦ ¦правовое положение субъектов предпринимательской¦ ¦
¦ ¦деятельности; организационно-правовые формы ¦ ¦
¦ ¦юридических лиц; право собственности и ¦ ¦
¦ ¦его защита; общие положения об обязательствах ¦ ¦
¦ ¦и договорах; сроки и исковая давность; ¦ ¦
¦ ¦основные договоры в хозяйственной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦правовое регулирование расчетов; защита ¦ ¦
¦ ¦нарушенных прав и судебный порядок разрешения ¦ ¦
¦ ¦споров. Трудовое право: трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт), порядок его заключения и основания ¦ ¦
¦ ¦прекращения; перевод на другую работу; обеспече-¦ ¦
¦ ¦ние занятости высвобождаемых работников; дисцип-¦ ¦
¦ ¦линарная и материальная ответственность работни-¦ ¦
¦ ¦ка; порядок рассмотрения трудовых споров. Зако- ¦ ¦
¦ ¦нодательство в области финансов, банков и бух- ¦ ¦
¦ ¦галтерского учета: характеристика финансовых ¦ ¦
¦ ¦правоотношений; основные институты финансового ¦ ¦
¦ ¦права; правовые основы финансового контроля; на-¦ ¦
¦ ¦логовое регулирование предпринимательской дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности; ответственность за нарушение налого- ¦ ¦
¦ ¦вого законодательства; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦отношений в области банковской деятельности; ¦ ¦
¦ ¦правовой статус Банка России; понятие кредитной ¦ ¦
¦ ¦организации; меры, применяемые Банком России в ¦ ¦
¦ ¦случае нарушения банковского законодательства; ¦ ¦
¦ ¦правовое регулирование валютных отношений; виды ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг и их правовой режим, правовое регу-¦ ¦
¦ ¦лирование эмиссии и обращения ценных бумаг; юри-¦ ¦
¦ ¦дическая ответственность участников рынка ценных¦ ¦
¦ ¦бумаг, общая характеристика законодательства в ¦ ¦
¦ ¦сфере страховой деятельности, страховое право- ¦ ¦
¦ ¦отношение, договор страхования и его условия, ¦ ¦
¦ ¦страховые санкции ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07.¦ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии;¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история разви- ¦ ¦
¦ ¦тия психологического знания и основные направле-¦ ¦
¦ ¦ния в психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность; психика и организм; психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность; основные функции пси- ¦ ¦
¦ ¦хики; развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза; психология личности; структура пси- ¦ ¦
¦ ¦хики; соотношение сознания и бессознательного; ¦ ¦
¦ ¦основные психические процессы; структура созна- ¦ ¦
¦ ¦ния; познавательные процессы; ощущение; воспри- ¦ ¦
¦ ¦ятие; представление; воображение; мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект; творчество; внимание; эмоции; психи- ¦ ¦
¦ ¦ческая регуляция поведения и деятельности; обще-¦ ¦
¦ ¦ние и речь; межличностные отношения; психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп; межгрупповые отношения и взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действия. Психология делового общения: личность,¦ ¦
¦ ¦психологические типы, архетип, взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦перцепция, коммуникация, конформизм, нонкон- ¦ ¦
¦ ¦формизм, референтная группа, атрибуция, иденти- ¦ ¦
¦ ¦фикация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вер- ¦ ¦
¦ ¦бальная и невербальная коммуникация, конфликт, ¦ ¦
¦ ¦этические нормы общения; национально-психологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие типы; универсальные этические и психоло- ¦ ¦
¦ ¦гические нормы и принципы; психология и общест- ¦ ¦
¦ ¦во; психология и труд; экономическая, правовая ¦ ¦
¦ ¦психология; модели политической психологии: фе- ¦ ¦
¦ ¦деральный и региональный аспект; психология гло-¦ ¦
¦ ¦бальных проблем современности; психология и ¦ ¦
¦ ¦личность: телесная психология и психология пов- ¦ ¦
¦ ¦седневности, профессиональная психология, психо-¦ ¦
¦ ¦логия и культура ноосферного мышления; деловые ¦ ¦
¦ ¦переговоры: характер их, определение целей, ор- ¦ ¦
¦ ¦ганизация, методы и навыки ведения деловых пере-¦ ¦
¦ ¦говоров; способы оценки достигнутых в процессе ¦ ¦
¦ ¦переговоров соглашений. Педагогика: объект, ¦ ¦
¦ ¦предмет, задачи, функции, методы педагогики; ос-¦ ¦
¦ ¦новные категории педагогики: образование, воспи-¦ ¦
¦ ¦тание, обучение, педагогическая деятельность, ¦ ¦
¦ ¦педагогическое взаимодействие, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦технология, педагогическая задача; образование ¦ ¦
¦ ¦как общечеловеческая ценность; образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический про- ¦ ¦
¦ ¦цесс; образовательная система России; цели, со- ¦ ¦
¦ ¦держание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования; педаго- ¦ ¦
¦ ¦гический процесс; образовательная, воспитатель- ¦ ¦
¦ ¦ная и развивающая функции обучения; воспитание ¦ ¦
¦ ¦в педагогическом процессе; общие формы организа-¦ ¦
¦ ¦ции учебной деятельности; урок, лекция, семи- ¦ ¦
¦ ¦нарские, практические и лабораторные занятия, ¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, факульта- ¦ ¦
¦ ¦тивные занятия, консультация; методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления педагогическим¦ ¦
¦ ¦процессом; семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда воспита- ¦ ¦
¦ ¦ния и развития личности; управление образова- ¦ ¦
¦ ¦тельными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08.¦РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка; языковая ¦ ¦
¦ ¦норма, ее роль в становлении и функционировании ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; речевое взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦основные единицы общения; устная и письменная ¦ ¦
¦ ¦разновидности русского языка; нормативные, ком- ¦ ¦
¦ ¦муникативные, этические аспекты устной и пись- ¦ ¦
¦ ¦менной речи; функциональные стили современного ¦ ¦
¦ ¦русского языка; взаимодействие функциональных ¦ ¦
¦ ¦стилей; научный стиль; специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи; речевые нормы учебной и научной сфер дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности; официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие; языко- ¦ ¦
¦ ¦вые формулы официальных документов; приемы уни- ¦ ¦
¦ ¦фикации языка служебных документов; интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нальные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; язык и стиль распорядительных ¦ ¦
¦ ¦документов; язык и стиль коммерческой корреспон-¦ ¦
¦ ¦денции; язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов; реклама в деловой речи; правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов; речевой этикет в докумен-¦ ¦
¦ ¦те. Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле; особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи; оратор и его аудитория; ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, раз- ¦ ¦
¦ ¦вертывание и завершение речи; основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных материа-¦ ¦
¦ ¦лов; словесное оформление публичного выступле- ¦ ¦
¦ ¦ния; понятливость, информативность и выразитель-¦ ¦
¦ ¦ность публичной речи. Разговорная речь в системе¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского литера- ¦ ¦
¦ ¦турного языка; условия функционирования разго- ¦ ¦
¦ ¦ворной речи, роль внеязыковых факторов. Культура¦ ¦
¦ ¦речи; основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09.¦СОЦИОЛОГИЯ ¦ ¦
¦ ¦Социально-философские предпосылки развития соци-¦ ¦
¦ ¦ологии как науки; классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории; современные социологические теории и за-¦ ¦
¦ ¦коны, их связь с экономическими законами; рус- ¦ ¦
¦ ¦ская социологическая мысль; общество и социаль- ¦ ¦
¦ ¦ные институты; мировая система и процессы глоба-¦ ¦
¦ ¦лизации; социальные группы, общности, слои; виды¦ ¦
¦ ¦общностей; общность и личность; малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы; социальная организация; социальные ¦ ¦
¦ ¦движения; социальное неравенство, социальная ¦ ¦
¦ ¦структура общества, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность; социальный статус и социальная ¦ ¦
¦ ¦роль; социальное взаимодействие и социальные от-¦ ¦
¦ ¦ношения; сознание и поведение личности и групп; ¦ ¦
¦ ¦общественное мнение как социальный институт; ¦ ¦
¦ ¦культура как фактор социальных изменений; взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры; социальные аспекты развития рынка; ¦ ¦
¦ ¦личность как социальный тип; социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация; личность как деятельный субъект; со-¦ ¦
¦ ¦циальные изменения; социальные революции, конф- ¦ ¦
¦ ¦ликты и реформы; концепция социального прогрес- ¦ ¦
¦ ¦са; место России в мировом сообществе; методоло-¦ ¦
¦ ¦гия и методика социологического исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10.¦ФИЛОСОФИЯ ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, самоорганиза- ¦ ¦
¦ ¦ция бытия; понятия материального и идеального; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; движение и развитие, диа- ¦ ¦
¦ ¦лектика; детерминизм и индетерминизм; динами- ¦ ¦
¦ ¦ческие и статистические закономерности; научные,¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира; человек,¦ ¦
¦ ¦общество, культура; человек и природа; общество ¦ ¦
¦ ¦и его структура; гражданское общество и госу- ¦ ¦
¦ ¦дарство; человек в системе социальных связей; ¦ ¦
¦ ¦человек и исторический процесс: личность и мас- ¦ ¦
¦ ¦сы, свобода и необходимость; формационная и ци- ¦ ¦
¦ ¦вилизационная концепции общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право; нравственные ценности; представле-¦ ¦
¦ ¦ния о совершенном человеке в различных культу- ¦ ¦
¦ ¦рах; эстетические ценности и их роль в челове- ¦ ¦
¦ ¦ческой жизни; религиозные ценности и свобода со-¦ ¦
¦ ¦вести; сознание и познание; сознание, самосозна-¦ ¦
¦ ¦ние и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; рацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное и иррациональное в познавательной дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности; проблема истины; действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление; логика и язык; искусство спора; основы¦ ¦
¦ ¦логики; научное и вненаучное знание; критерии ¦ ¦
¦ ¦научности; структура научного познания, его ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды и формы; рост научного знания; научные ре- ¦ ¦
¦ ¦волюции и смены типов рациональности; наука и ¦ ¦
¦ ¦техника; будущее человечества; глобальные проб- ¦ ¦
¦ ¦лемы современности; взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11.¦ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ¦ ¦
¦ ¦Общая экономическая теория. Экономические агенты¦ ¦
¦ ¦(рыночные и нерыночные), собственность и хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйствование: структура прав, передача прав, ¦ ¦
¦ ¦согласование обязанностей, экономические интере-¦ ¦
¦ ¦сы, цели и средства, проблема выбора оптимально-¦ ¦
¦ ¦го решения, экономическая стратегия и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мическая политика, конкуренция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические блага и их классификации, полные ¦ ¦
¦ ¦и частичные взаимодополняемость и взаимозамеще- ¦ ¦
¦ ¦ние благ, фактор времени и дисконтирование, по- ¦ ¦
¦ ¦токи и запасы, номинальные и реальные величины; ¦ ¦
¦ ¦кругообороты благ и доходов; затраты и результа-¦ ¦
¦ ¦ты: общие, предельные и средние величины; аль- ¦ ¦
¦ ¦тернативные издержки (издержки отвергнутых воз- ¦ ¦
¦ ¦можностей); экономические ограничения: граница ¦ ¦
¦ ¦производственных возможностей, компромисс об- ¦ ¦
¦ ¦щества между эффективностью и равенством, ком- ¦ ¦
¦ ¦промисс индивида между потреблением и досугом; ¦ ¦
¦ ¦экономические риски и неопределенность; внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты (экстерналии); краткосрочный и долго- ¦ ¦
¦ ¦срочный периоды в экономическом анализе; метод ¦ ¦
¦ ¦сравнительной статики, показатели эластичности. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса,¦ ¦
¦ ¦равновесие, рынок, равновесная цена; излишки ¦ ¦
¦ ¦потребителя и производителя, теории поведения ¦ ¦
¦ ¦потребителя и производителя (предприятия); моно-¦ ¦
¦ ¦полия, естественная монополия, ценовая дискрими-¦ ¦
¦ ¦нация; олигополия, монополистическая конкурен- ¦ ¦
¦ ¦ция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравни-¦ ¦
¦ ¦тельное преимущество; производственная функция, ¦ ¦
¦ ¦факторы производства, рабочая сила, физический ¦ ¦
¦ ¦капитал; инфляция и безработица; рынки факторов ¦ ¦
¦ ¦производства, рента, заработная плата; бюджетное¦ ¦
¦ ¦ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и¦ ¦
¦ ¦эффект замещения. Понятие предприятия, классифи-¦ ¦
¦ ¦кация, внешняя и внутренняя среда, диверсифика- ¦ ¦
¦ ¦ция, концентрация и централизация производства; ¦ ¦
¦ ¦открытие и закрытие предприятий, санация и банк-¦ ¦
¦ ¦ротство; валовые выручка и издержки; прибыль ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерская и экономическая, чистый денежный ¦ ¦
¦ ¦поток, приведенная (дисконтированная) стоимость,¦ ¦
¦ ¦внутренняя норма доходности; переменные и посто-¦ ¦
¦ ¦янные издержки; общие, средние и предельные ве- ¦ ¦
¦ ¦личины выручки и издержек, эффективности; отдача¦ ¦
¦ ¦от масштаба производства (снижающаяся, повышаю- ¦ ¦
¦ ¦щаяся, неизменная); неопределенность: технологи-¦ ¦
¦ ¦ческая, внутренней и внешней среды, риски, стра-¦ ¦
¦ ¦хование, экономическая безопасность. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Общественное воспроизводство, ¦ ¦
¦ ¦резидентные и нерезидентные институциональные ¦ ¦
¦ ¦единицы; макроэкономические показатели: ¦ ¦
¦ ¦валовой внутренний продукт (производство, ¦ ¦
¦ ¦распределение и потребление), личный ¦ ¦
¦ ¦располагаемый доход, конечное потребление, ¦ ¦
¦ ¦модели потребления, сбережения, инвестиции ¦ ¦
¦ ¦(валовые и чистые); национальное богатство, ¦ ¦
¦ ¦отраслевая и секторальная структуры национальной¦ ¦
¦ ¦экономики, межотраслевой баланс; теневая эконо- ¦ ¦
¦ ¦мика; равновесие совокупного спроса и совокуп- ¦ ¦
¦ ¦ного предложения (модель AD-AS), мультипликатор ¦ ¦
¦ ¦автономных расходов; адаптивные и рациональные ¦ ¦
¦ ¦ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. ¦ ¦
¦ ¦Фридман), сеньораж, количественная теория денег,¦ ¦
¦ ¦классическая дихотомия; государственный бюджет, ¦ ¦
¦ ¦его дефицит и профицит, пропорциональный ¦ ¦
¦ ¦налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги;¦ ¦
¦ ¦закрытая и открытая экономика, фиксированный ¦ ¦
¦ ¦и плавающий курсы валюты, паритет покупательной ¦ ¦
¦ ¦способности; макроэкономическое равновесие и ре-¦ ¦
¦ ¦альная процентная ставка (модель IS-LM): ¦ ¦
¦ ¦сравнительный анализ эффективности инструментов ¦ ¦
¦ ¦макроэкономической политики государства; ¦ ¦
¦ ¦стабилизационная политика; технологические ¦ ¦
¦ ¦уклады и "длинные волны"; теории экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и экономического цикла; "золотое правило ¦ ¦
¦ ¦накопления". ¦ ¦
¦ ¦Переходная экономика: либерализация цен, прива- ¦ ¦
¦ ¦тизация собственности, инфраструктура хозяй- ¦ ¦
¦ ¦ствования, структурная перестройка экономики, ¦ ¦
¦ ¦влияние глобализации на выбор стратегии нацио- ¦ ¦
¦ ¦нальной экономики. ¦ ¦
¦ ¦История экономических учений: особенности ¦ ¦
¦ ¦экономических воззрений в традиционных обществах¦ ¦
¦ ¦(отношение к собственности, труду, богатству, ¦ ¦
¦ ¦деньгам, ссудному проценту), систематизация эко-¦ ¦
¦ ¦номических знаний, первые теоретические системы ¦ ¦
¦ ¦(меркантилизм, физиократы, классическая полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая экономия, марксизм). Формирование и ¦ ¦
¦ ¦эволюция современной экономической мысли: маржи-¦ ¦
¦ ¦налистская революция, австрийская школа, нео- ¦ ¦
¦ ¦классическое направление, кейнсианство, монета- ¦ ¦
¦ ¦ризм, институционализм. Вклад российских ученых ¦ ¦
¦ ¦в развитие мировой экономической мысли: особен- ¦ ¦
¦ ¦ности развития экономической науки в России, ¦ ¦
¦ ¦научный вклад М.И. Туган-Барановского в ¦ ¦
¦ ¦понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в ¦ ¦
¦ ¦изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Конд- ¦ ¦
¦ ¦ратьева в понимание экономической динамики; тра-¦ ¦
¦ ¦диции экономико-математической школы в России и ¦ ¦
¦ ¦СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельд- ¦ ¦
¦ ¦ман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович) ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00.¦Региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00.¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ¦1400 ¦
¦ ¦ДИСЦИПЛИНЫ ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00. ¦Федеральный компонент ¦1120 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01. ¦МАТЕМАТИКА ¦600 ¦
¦ ¦Линейная алгебра с элементами аналитической ¦ ¦
¦ ¦геометрии: операции над векторами и матрицами; ¦ ¦
¦ ¦системы линейных алгебраических уравнений; опре-¦ ¦
¦ ¦делители и их свойства; собственные значения ¦ ¦
¦ ¦матриц; комплексные числа; прямые и плоскости в ¦ ¦
¦ ¦аффинном пространстве; выпуклые множества и их ¦ ¦
¦ ¦свойства; математический анализ и дифференциаль-¦ ¦
¦ ¦ные уравнения: предел последовательности и его ¦ ¦
¦ ¦свойства; предел и непрерывность функции; ¦ ¦
¦ ¦экстремумы функций нескольких переменных; неоп- ¦ ¦
¦ ¦ределенный и определенный интегралы; числовые и ¦ ¦
¦ ¦степенные ряды; дифференциальные уравнения пер- ¦ ¦
¦ ¦вого порядка; линейные дифференциальные уравне- ¦ ¦
¦ ¦ния с постоянными коэффициентами. ¦ ¦
¦ ¦Теория вероятностей и математическая статис- ¦ ¦
¦ ¦тика: случайные события; частота и вероятность; ¦ ¦
¦ ¦основные формулы для вычисления вероятностей; ¦ ¦
¦ ¦случайные величины; числовые характеристики ¦ ¦
¦ ¦дискретной и непрерывной случайных величин; ¦ ¦
¦ ¦нормальный закон распределения; генеральная ¦ ¦
¦ ¦совокупность и выборка; оценки параметров; кор- ¦ ¦
¦ ¦реляция и регрессия. ¦ ¦
¦ ¦Экономико-математические методы: линейное и ¦ ¦
¦ ¦целочисленное программирование; графический ¦ ¦
¦ ¦метод и симплекс-метод решения задач линейного ¦ ¦
¦ ¦программирования; динамическое программирование;¦ ¦
¦ ¦рекуррентные соотношения Беллмана; математичес- ¦ ¦
¦ ¦кая теория оптимального управления; матричные ¦ ¦
¦ ¦игры; кооперативные игры; игры с природой; ¦ ¦
¦ ¦плоские графы; эйлеровы графы; гамильтоновы ¦ ¦
¦ ¦графы; орграфы; сетевые графики; сети Петри; ¦ ¦
¦ ¦марковские процессы; задачи анализа замкнутых и ¦ ¦
¦ ¦разомкнутых систем массового обслуживания. ¦ ¦
¦ ¦Экономико-математические модели: функции ¦ ¦
¦ ¦полезности; кривые безразличия; функции спроса; ¦ ¦
¦ ¦уравнение Слуцкого; кривые "доход-потребление"; ¦ ¦
¦ ¦кривые "цены-потребление"; коэффициенты эластич-¦ ¦
¦ ¦ности; материальные балансы; функции выпуска ¦ ¦
¦ ¦продукции; производственные функции затрат ¦ ¦
¦ ¦ресурсов; модели поведения фирмы в условиях ¦ ¦
¦ ¦совершенной и несовершенной конкуренции; модели ¦ ¦
¦ ¦общего экономического равновесия; модель Эрроу -¦ ¦
¦ ¦Гурвица; статистическая и динамическая модели ¦ ¦
¦ ¦межотраслевого баланса; общие модели развития ¦ ¦
¦ ¦экономики; модель Солоу ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02. ¦ИНФОРМАТИКА ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика процес-¦ ¦
¦ ¦сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- ¦ ¦
¦ ¦формации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; инструмен- ¦ ¦
¦ ¦тарии решения функциональных задач; алгоритмиза-¦ ¦
¦ ¦ция и программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня, базы данных; программное обе- ¦ ¦
¦ ¦спечение ЭВМ и технологии программирования; ло- ¦ ¦
¦ ¦кальные и глобальные сети ЭВМ; основы и методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03. ¦ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ ¦ ¦
¦ ¦Экономическая информация как часть информацион- ¦ ¦
¦ ¦ного ресурса общества; информация и информацион-¦ ¦
¦ ¦ные процессы в организационно-экономической сфе-¦ ¦
¦ ¦ре; технология и методы обработки экономической ¦ ¦
¦ ¦информации; роль и место автоматизированных ин- ¦ ¦
¦ ¦формационных систем в экономике; проектирование ¦ ¦
¦ ¦автоматизированных информационных систем; функ- ¦ ¦
¦ ¦циональные и обеспечивающие подсистемы; роль и ¦ ¦
¦ ¦место специалиста экономического профиля на ста-¦ ¦
¦ ¦диях жизненного цикла создания, развития и эксп-¦ ¦
¦ ¦луатации информационной системы; интеллектуаль- ¦ ¦
¦ ¦ные технологии и системы; применение интеллекту-¦ ¦
¦ ¦альных технологий в экономических системах; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные принципы построения и использования авто-¦ ¦
¦ ¦матизированных систем во внешнеэкономической ¦ ¦
¦ ¦деятельности; телекоммуникационные технологии в ¦ ¦
¦ ¦экономических информационных системах ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04. ¦ЭКОНОМЕТРИКА ¦ ¦
¦ ¦Линейная модель множественной регрессии; метод ¦ ¦
¦ ¦наименьших квадратов (мнк); свойства оценок мнк;¦ ¦
¦ ¦показатели качества регрессии; линейные регрес- ¦ ¦
¦ ¦сионные модели с гетероскедастичными и автокор- ¦ ¦
¦ ¦релированными остатками; обобщенный метод наи- ¦ ¦
¦ ¦меньших квадратов (омнк); регрессионные модели с¦ ¦
¦ ¦переменной структурой (фиктивные переменные); ¦ ¦
¦ ¦нелинейные модели регрессии и их линеаризация; ¦ ¦
¦ ¦характеристики временных рядов; модели стацио- ¦ ¦
¦ ¦нарных и нестационарных временных рядов, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация; система линейных одновременных ¦ ¦
¦ ¦уравнений; косвенный, двухшаговый и трехшаговый ¦ ¦
¦ ¦метод наименьших квадратов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05. ¦КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ¦ ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития;¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описа- ¦ ¦
¦ ¦ния природы; порядок и беспорядок в природе; ¦ ¦
¦ ¦хаос; структурные уровни организации материи; ¦ ¦
¦ ¦микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; ¦ ¦
¦ ¦принципы относительности; принципы симметрии; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения; взаимодействие; близкодейст- ¦ ¦
¦ ¦вие, дальнодействие; состояние; принципы супер- ¦ ¦
¦ ¦позиции, неопределенности, дополнительности; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦природе; законы сохранения энергии в макроскопи-¦ ¦
¦ ¦ческих процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ве-¦ ¦
¦ ¦ществ; внутреннее строение и история геологиче- ¦ ¦
¦ ¦ского развития Земли; современные концепции раз-¦ ¦
¦ ¦вития геосферных оболочек; литосфера как абиоти-¦ ¦
¦ ¦ческая основа жизни; экологические функции лито-¦ ¦
¦ ¦сферы: ресурсная, геодинамическая, геофизикоге- ¦ ¦
¦ ¦охимическая; географическая оболочка Земли; осо-¦ ¦
¦ ¦бенности биологического уровня организации мате-¦ ¦
¦ ¦рии; принципы эволюции, воспроизводства и разви-¦ ¦
¦ ¦тия живых систем; многообразие живых организмов ¦ ¦
¦ ¦- основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, здоро-¦ ¦
¦ ¦вье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические циклы:¦ ¦
¦ ¦ноосфера, необратимость времени, самоорганизация¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы универсаль- ¦ ¦
¦ ¦ного эволюционизма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00. ¦Региональный (вузовский) компонент ¦140 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00. ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦140 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦1800 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00.¦Федеральный компонент ¦1300 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.¦ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) ¦ ¦
¦ ¦Структура национальной экономики: сферы, секто- ¦ ¦
¦ ¦ра, комплексы, отрасли; предприятие - основное ¦ ¦
¦ ¦звено экономики; предприятие и предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство в рыночной среде; типы предприятий; ¦ ¦
¦ ¦производственная и организационная структура ¦ ¦
¦ ¦предприятий; типы производства; организация про-¦ ¦
¦ ¦изводственного процесса; инфрастуктура предприя-¦ ¦
¦ ¦тий; уставный капитал и имущество предприятий; ¦ ¦
¦ ¦основной капитал, его оценка; оборотные средст- ¦ ¦
¦ ¦ва: их состав, классификация, оборачиваемость; ¦ ¦
¦ ¦трудовые ресурсы: их состав, управление; органи-¦ ¦
¦ ¦зация, нормирование и оплата труда; рынок труда;¦ ¦
¦ ¦экономическая и функциональная стратегии, их ¦ ¦
¦ ¦типы, факторы выбора; разработка маркетинговой ¦ ¦
¦ ¦и товарной стратегии; теория оптимального объе- ¦ ¦
¦ ¦ма выпуска продукции; производственная программа¦ ¦
¦ ¦и мощность; издержки производства и себестои- ¦ ¦
¦ ¦мость продукции; смета и калькуляция затрат; це-¦ ¦
¦ ¦новая политика на различных рынках; качество и ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособность; стандарты и системы ка- ¦ ¦
¦ ¦чества; инновационная и инвестиционная политика;¦ ¦
¦ ¦подготовка нового производства; виды деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности предприятия; производственное планирование¦ ¦
¦ ¦и бизнес-план предприятия; оценка эффективности ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности и состояния баланса ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.¦МЕНЕДЖМЕНТ ¦ ¦
¦ ¦Особенности современной российской экономики и ¦ ¦
¦ ¦необходимость совершенствования организации ¦ ¦
¦ ¦управления в России; понятие, сущность, цели, ¦ ¦
¦ ¦задачи и основные функции менеджмента; опыт ме- ¦ ¦
¦ ¦неджмента за рубежом; возможности и пути его ис-¦ ¦
¦ ¦пользования в России; специфика менеджмента в ¦ ¦
¦ ¦России; цели и задачи управления предприятием; ¦ ¦
¦ ¦методы обоснования, принятия и реализации управ-¦ ¦
¦ ¦ленческих решений; внутренняя и внешняя среда ¦ ¦
¦ ¦предприятия; использование мировых информацион- ¦ ¦
¦ ¦ных ресурсов в менеджменте; система коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ций; стратегический менеджмент; разработка и ¦ ¦
¦ ¦реализация перспективных и текущих планов; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные качества менеджера; работа менеджера; ¦ ¦
¦ ¦создание системы мотивации труда; организация ¦ ¦
¦ ¦контроля за деятельностью подчиненных; контрол- ¦ ¦
¦ ¦линг; инновационная программа менеджера; управ- ¦ ¦
¦ ¦ление рисками; особенности работы менеджеров в ¦ ¦
¦ ¦кризисной ситуации; этика делового общения; уп- ¦ ¦
¦ ¦равление конфликтами; психология менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦управление экономическими отношениями предприя- ¦ ¦
¦ ¦тия ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.¦МАРКЕТИНГ ¦ ¦
¦ ¦Понятие и сущность маркетинга, его цели, принци-¦ ¦
¦ ¦пы и функции; информационное обеспечение марке- ¦ ¦
¦ ¦тинга на базе мировых информационных ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦стратегия и система маркетинга; их особенности в¦ ¦
¦ ¦России; исследования рынка; разработка продук- ¦ ¦
¦ ¦ции; особенности ценообразования в маркетинге; ¦ ¦
¦ ¦продвижение продукции; реклама; маркетинговый ¦ ¦
¦ ¦контроль; маркетинг в системе контроллинга; ор- ¦ ¦
¦ ¦ганизация и деятельность маркетинговой службы ¦ ¦
¦ ¦предприятия; маркетинговые коммуникации; между- ¦ ¦
¦ ¦народный маркетинг; специфика маркетинговой де- ¦ ¦
¦ ¦ятельности российских предприятий на внешних ¦ ¦
¦ ¦рынках ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04.¦СТАТИСТИКА ¦ ¦
¦ ¦Теория статистики: предмет, метод, задачи и ¦ ¦
¦ ¦организация, статистическое измерение, методы ¦ ¦
¦ ¦сплошного и выборочного наблюдения социально- ¦ ¦
¦ ¦экономических явлений и процессов, статистичес- ¦ ¦
¦ ¦кие группировки, методы обработки и анализа ста-¦ ¦
¦ ¦тистической информации, метод средних величин, ¦ ¦
¦ ¦вариационный анализ, корреляционный, индексный ¦ ¦
¦ ¦методы анализа, анализ рядов динамики, многомер-¦ ¦
¦ ¦ный статистический анализ, статистические методы¦ ¦
¦ ¦моделирования и прогнозирования социально-эконо-¦ ¦
¦ ¦мических явлений и процессов; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическая статистика: статистика ¦ ¦
¦ ¦населения, системы статистических показателей ¦ ¦
¦ ¦отраслей и секторов экономики, статистика рынка ¦ ¦
¦ ¦труда, статистика национального богатства, ¦ ¦
¦ ¦анализ эффективности функционирования предпри- ¦ ¦
¦ ¦ятий и организаций, экономической конъюнктуры, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы исследования уровня жизни ¦ ¦
¦ ¦населения; ¦ ¦
¦ ¦система национальных счетов: статистическая ¦ ¦
¦ ¦методология построения национальных счетов, ба- ¦ ¦
¦ ¦лансов и системы показателей, характеризующих ¦ ¦
¦ ¦экономические процессы на макроуровне; ¦ ¦
¦ ¦статистика финансов: методология финансово-эко- ¦ ¦
¦ ¦номических расчетов и их использование в статис-¦ ¦
¦ ¦тическом анализе, статистика государственных ¦ ¦
¦ ¦финансов, системы статистических показателей ¦ ¦
¦ ¦финансовой деятельности предприятий и организа- ¦ ¦
¦ ¦ций, статистические показатели денежного обра- ¦ ¦
¦ ¦щения, инфляции и цен, банковской и биржевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности, страхования, налогов и налого- ¦ ¦
¦ ¦обложения, финансовых рынков ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05.¦МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ¦ ¦
¦ ¦Современное мировое хозяйство: понятие; структу-¦ ¦
¦ ¦ра, субъекты и тенденции развития; международное¦ ¦
¦ ¦разделение труда; глобализация мирового хозяйст-¦ ¦
¦ ¦ва; ресурсы мирового хозяйства; глобальные проб-¦ ¦
¦ ¦лемы в мировом хозяйстве; классификация стран по¦ ¦
¦ ¦экономическому потенциалу и уровню социально- ¦ ¦
¦ ¦экономического развития; неравномерность эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического развития в современном мировом хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйстве; система современных международных эко- ¦ ¦
¦ ¦номических отношений; мировой рынок и его ¦ ¦
¦ ¦конъюнктура; международная торговля: структура, ¦ ¦
¦ ¦динамика, ценообразование; государственное регу-¦ ¦
¦ ¦лирование внешней торговли, тарифные и нетариф- ¦ ¦
¦ ¦ные методы; международное регулирование торгов- ¦ ¦
¦ ¦ли; роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной ¦ ¦
¦ ¦торговли; внешняя торговля России: динамика, ¦ ¦
¦ ¦структура и формы государственного регулирова- ¦ ¦
¦ ¦ния; международный рынок услуг; международное ¦ ¦
¦ ¦движение капитала: сущность, структура, динами- ¦ ¦
¦ ¦ка; транснациональные корпорации; иностранные ¦ ¦
¦ ¦инвестиции в России и их регулирование; вывоз ¦ ¦
¦ ¦капитала из России; международные валютно-рас- ¦ ¦
¦ ¦четные отношения; платежный и расчетный балансы;¦ ¦
¦ ¦международный рынок рабочей силы, его регулиро- ¦ ¦
¦ ¦вание; интеграционные процессы в мировом хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйстве, формы интеграционных объединений; Евро-¦ ¦
¦ ¦пейский Союз; международные экономические орга- ¦ ¦
¦ ¦низации (системы ООН, региональные организации);¦ ¦
¦ ¦Россия в системе современных международных ¦ ¦
¦ ¦экономических отношений ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06.¦БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ¦ ¦
¦ ¦Содержание и функции бухгалтерского учета; ¦ ¦
¦ ¦объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; ¦ ¦
¦ ¦балансовое обобщение, система бухгалтерских ¦ ¦
¦ ¦счетов, двойная запись; первичное наблюдение, ¦ ¦
¦ ¦документация, учетные регистры; инвентаризация ¦ ¦
¦ ¦и инвентарь; методы стоимостного измерения; ¦ ¦
¦ ¦формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской¦ ¦
¦ ¦(финансовой) отчетности; организация бухгалтер- ¦ ¦
¦ ¦ского учета; нормативное регулирование бухгал- ¦ ¦
¦ ¦терского учета; пользователи бухгалтерской ин- ¦ ¦
¦ ¦формации; цели и концепции финансового учета; ¦ ¦
¦ ¦принципы финансового учета, организационно-пра- ¦ ¦
¦ ¦вовые особенности предприятий и их влияние на ¦ ¦
¦ ¦пост

НАПРАВЛЕНИЕ 510400 - ФИЗИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ФИЗИКИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также