СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351200 - НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
Д.Г.ЧЕРНИК
14 марта 1999 года
Номер государственной
регистрации
236мжд/сп
Вводится в действие
с момента утверждения
------------------------------------------------------------------
С 8 июля 2003 года введен новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 351200 - Налоги и налогообложение, квалификация - специалист по налогообложению.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351200 - НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
1. Общая характеристика специальности 351200 - Налоги
и налогообложение и уровня подготовки специалиста
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования России от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - специалист по налогообложению.
Нормативный срок основной образовательной программы подготовки по специальности 351200 - Налоги и налогообложение специалиста по налогообложению при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место специальности в системе финансово-бюджетной деятельности государства.
Область профессиональной деятельности налогового служащего - обеспечение эффективного функционирования всех звеньев налоговой системы на национальном, региональном и местном уровнях, в государственных учреждениях и на предприятиях всех форм собственности. Организация контрольной работы с налогоплательщиком; контрольная ревизия целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов; взаимодействие с налоговыми органами зарубежных стран.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в системе органов Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции, Министерства финансов РФ, государственных органах федерального, территориального и муниципального уровня, в юридических, экономических службах предприятий, организаций и учреждений на должностях, требующих высшего профессионального образования.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности специалиста:
- налогово-бюджетная;
- правовая;
- нормативно-методическая;
- финансово-экономическая;
- налогово-правоохранительная.
1.3.4. Возможности профессиональной адаптации.
Специалист может адаптироваться к следующим видам смежной профессиональной деятельности:
- контрольно-ревизионной;
- аудиторской;
- аналитической, включая прогнозирование;
- организационно-управленческой;
- нормативно-правовой;
- научно-методической;
- внешнеэкономической.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - специалиста по налогообложению, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 351200 - Налоги и налогообложение.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре по юридическим, экономическим и налоговым научным дисциплинам.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 351200 -
Налоги и налогообложение
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста по налогообложению разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по налогообложению, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста по налогообложению состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста по налогообложению должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по налогообложению должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки специалиста
по налогообложению по специальности 351200 -
Налоги и налогообложение
----------T----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятия дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-политической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история мировой культуры; история культуры ¦ ¦
¦ ¦России; школы, направления и теории в ¦ ¦
¦ ¦культурологии; охрана и использование ¦ ¦
¦ ¦культурного наследия. Теоретическая и ¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символ культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культура. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая экономика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности.¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика. Сравнительная политология ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели,¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепции социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦до 15% ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.01 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования навыков¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 15% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (логика и др.) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.01 ¦Логика ¦ ¦
¦ ¦ Логика и язык права. Суждение и норма. ¦ ¦
¦ ¦Вопросно-ответные ситуации. Понятие. ¦ ¦
¦ ¦Определение и классификация. Дедукция, ¦ ¦
¦ ¦индукция и аналогия. Логические основы ¦ ¦
¦ ¦аргументации. Формы развития знания: проблема,¦ ¦
¦ ¦гипотеза, судебно-следственная версия, теория ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не ¦
¦ ¦ ¦менее ¦
¦ ¦ ¦80% от ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦ ¦
¦ ¦ Роль математики в гуманитарных науках; ¦ ¦
¦ ¦понятие функции: предел, непрерывность, ¦ ¦
¦ ¦график; основы дифференциального исчисления: ¦ ¦
¦ ¦производная, правила дифференцирования, ¦ ¦
¦ ¦исследование функций; основы интегрального ¦ ¦
¦ ¦исчисления: первообразная и неопределенный ¦ ¦
¦ ¦интеграл, методы интегрирования, определенный ¦ ¦
¦ ¦интеграл и его свойства; функции нескольких ¦ ¦
¦ ¦переменных: частные производные, экстремум; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; основы линейной ¦ ¦
¦ ¦алгебры: векторы, матрицы, системы линейных ¦ ¦
¦ ¦уравнений и методы их решений; теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей: случайные события, случайные ¦ ¦
¦ ¦величины, основные законы распределения, закон¦ ¦
¦ ¦больших чисел, предельные теоремы; основы ¦ ¦
¦ ¦математической статистики: основные понятия, ¦ ¦
¦ ¦точечные и интервальные оценки; математические¦ ¦
¦ ¦методы принятия решений, применение ¦ ¦
¦ ¦математического аппарата для моделирования ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений и процессов ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦ Организационно-экономическое управление - ¦ ¦
¦ ¦объект компьютеризации; понятия, виды и ¦ ¦
¦ ¦особенности информации; аппаратные и ¦ ¦
¦ ¦программные средства компьютерных систем; ¦ ¦
¦ ¦основы функционирования ЭВМ; персональные ЭВМ;¦ ¦
¦ ¦вычислительные системы и сети; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования экономических задач; основы ¦ ¦
¦ ¦создания программного продукта; пакеты ¦ ¦
¦ ¦прикладных программ общего назначения; ¦ ¦
¦ ¦эргономическое обеспечение использования ЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦обеспечение безопасности и сохранности ¦ ¦
¦ ¦информации в вычислительных системах и сетях; ¦ ¦
¦ ¦тенденции и перспективы развития компьютерной ¦ ¦
¦ ¦техники и информационных технологий ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; ¦ ¦
¦ ¦панорама современного естествознания; ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности;¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы ¦ ¦
¦ ¦суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические системы, энергетика химических ¦ ¦
¦ ¦процессов, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов; ¦ ¦
¦ ¦основы организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: эмоции, ¦ ¦
¦ ¦творчество, работоспособность; биоэтика; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье; человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера; необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени; самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального ¦ ¦
¦ ¦эволюционизма; путь к единой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Особенности технологических процессов и ¦ ¦
¦ ¦методов организации в основных отраслях ¦ ¦
¦ ¦хозяйства ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Экономическая география и регионалистика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, методы исследования экономической ¦ ¦
¦ ¦географии и региональной экономики; ¦ ¦
¦ ¦использование методов математического ¦ ¦
¦ ¦моделирования в экономической географии; ¦ ¦
¦ ¦принципы, особенности, факторы и общие условия¦ ¦
¦ ¦размещения производства; понятие ¦ ¦
¦ ¦географической среды; теория географического ¦ ¦
¦ ¦детерминизма; методика оценки природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов; балансовые запасы минерального сырья¦ ¦
¦ ¦и топлива; их экологическая оценка и методы ¦ ¦
¦ ¦разработки; экономическая оценка земельных, ¦ ¦
¦ ¦водных и других природных ресурсов; методика ¦ ¦
¦ ¦оценки трудовых ресурсов; методы отраслевого ¦ ¦
¦ ¦обоснования размещения производства; ¦ ¦
¦ ¦размещение межотраслевых комплексов отраслей ¦ ¦
¦ ¦народного хозяйства России и стран СНГ; ¦ ¦
¦ ¦региональная экономика и региональная политика¦ ¦
¦ ¦России и других стран СНГ; методы обоснования ¦ ¦
¦ ¦развития экономики региона; экономическое ¦ ¦
¦ ¦районирование России; специализация и ¦ ¦
¦ ¦комплексное развитие хозяйства регионов страны¦ ¦
¦ ¦в условиях перехода к рыночной экономике; ¦ ¦
¦ ¦проблема структурной перестройки хозяйства ¦ ¦
¦ ¦регионов с высокой концентрацией ¦ ¦
¦ ¦производительных сил и большой антропогенной ¦ ¦
¦ ¦нагрузкой; внешнеэкономические связи России и ¦ ¦
¦ ¦ее регионов ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Природопользование ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи курса; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦общества и природной среды в процессе ¦ ¦
¦ ¦производства; природные ресурсы как важнейшие ¦ ¦
¦ ¦объекты охраны окружающей среды; экономическая¦ ¦
¦ ¦эффективность осуществления природоохранных ¦ ¦
¦ ¦мероприятий; планирование рационального ¦ ¦
¦ ¦природопользования и охраны окружающей среды; ¦ ¦
¦ ¦финансирование мероприятий по охране ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды и рациональному ¦ ¦
¦ ¦природопользованию; социальные аспекты ¦ ¦
¦ ¦экономики природопользования; управление ¦ ¦
¦ ¦природопользованием и правовая защита ¦ ¦
¦ ¦природной среды; научно-технический прогресс и¦ ¦
¦ ¦направления улучшения природопользования; ¦ ¦
¦ ¦экономические стимулы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования и охраны природы ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦основы экологического нормирования; ¦ ¦
¦ ¦региональные эколого-экономические проблемы ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации и других членов СНГ; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в природоохранной¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦до 10% ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦80 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3830 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не ¦
¦ ¦ ¦менее ¦
¦ ¦ ¦80% от ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Экономическая теория ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и метод экономической науки; основные¦ ¦
¦ ¦понятия собственности; основы макроэкономики: ¦ ¦
¦ ¦системы национальных счетов, национальный ¦ ¦
¦ ¦доход, совокупный спрос, совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; деньги и денежное обращение, ¦ ¦
¦ ¦теория циклов и экономический рост; ¦ ¦
¦ ¦государственное регулирование, инфляция и ¦ ¦
¦ ¦безработица, ценовая политика, распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов, фискальная политика; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономические школы; основы ¦ ¦
¦ ¦микроэкономики: спрос и предложение, рыночное ¦ ¦
¦ ¦равновесие, рынок совершенной и несовершенной ¦ ¦
¦ ¦конкуренции, рынки факторов производства; ¦ ¦
¦ ¦теория фирмы; организационно-правовые формы ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства; экономика ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных и природных ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦мировая экономика ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02 ¦История экономических учений ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы развития экономической науки: ¦ ¦
¦ ¦развитие экономических учений Древнего ¦ ¦
¦ ¦Востока, античного мира и Средневековья; ¦ ¦
¦ ¦эволюция экономической мысли в период ¦ ¦
¦ ¦зарождения рыночной экономики (меркантилисты, ¦ ¦
¦ ¦физиократы); классическая школа политической ¦ ¦
¦ ¦экономии; социалистическая школа в экономике; ¦ ¦
¦ ¦марксизм; историческая школа; формирование ¦ ¦
¦ ¦основных направлений современной экономической¦ ¦
¦ ¦мысли (маржинализм, неоклассические школы: ¦ ¦
¦ ¦австрийская, лозаннская, кембриджская), ¦ ¦
¦ ¦американский институционализм, кейнсианство; ¦ ¦
¦ ¦современные экономические теории: ¦ ¦
¦ ¦неокейнсианство, неолиберализм, неоклассицизм,¦ ¦
¦ ¦институционально-социологическое направление; ¦ ¦
¦ ¦экономическая мысль в России ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Мировая экономика и международные отношения ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи курса; понятие мирового ¦ ¦
¦ ¦хозяйства; природно-ресурсный потенциал ¦ ¦
¦ ¦мирового хозяйства; население и трудовые ¦ ¦
¦ ¦ресурсы мира; отраслевая структура мирового ¦ ¦
¦ ¦хозяйства: промышленность, агропромышленный ¦ ¦
¦ ¦комплекс, транспорт и мировая торговля; ¦ ¦
¦ ¦международное движение капитала; классификация¦ ¦
¦ ¦стран по уровню социально-экономического ¦ ¦
¦ ¦развития; экономика стран Европейского ¦ ¦
¦ ¦сообщества; экономика развитых стран; ¦ ¦
¦ ¦экономика новых индустриальных и развивающихся¦ ¦
¦ ¦государств и регионов; страны с переходной ¦ ¦
¦ ¦экономикой; место России в мировом хозяйстве; ¦ ¦
¦ ¦международные экономические организации ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Право ¦1844 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.01¦Теория государства и права ¦ ¦
¦ ¦ Понятие, признаки, сущность государства и ¦ ¦
¦ ¦права; механизм, формы и функции государства; ¦ ¦
¦ ¦государство, право, личность и общество; право¦ ¦
¦ ¦в системе нормативного регулирования ¦ ¦
¦ ¦общественных отношений, формы (источники) ¦ ¦
¦ ¦права; правотворчество и систематизация ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовых актов; норма права; ¦ ¦
¦ ¦система права; правоотношение; реализация ¦ ¦
¦ ¦права; толкование права; правосознание и ¦ ¦
¦ ¦правовая культура; правомерное поведение, ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦законность и правопорядок ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.02¦Конституционное (государственное) право РФ ¦ ¦
¦ ¦ Понятие и предмет конституционного права; ¦ ¦
¦ ¦место российского конституционного права в ¦ ¦
¦ ¦системе права России; конституционное развитие¦ ¦
¦ ¦России; Конституция РФ 1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦конституционные основы общественного и ¦ ¦
¦ ¦государственного строя; основы ¦ ¦
¦ ¦конституционного строя РФ; основы правового ¦ ¦
¦ ¦положения граждан; конституционный статус ¦ ¦
¦ ¦человека и гражданина РФ; гражданство в РФ ¦ ¦
¦ ¦(гражданство РФ, гражданство республик, ¦ ¦
¦ ¦двойное гражданство); конституционные права, ¦ ¦
¦ ¦свободы и обязанности российских граждан, их ¦ ¦
¦ ¦реализация и защита; форма правления и форма ¦ ¦
¦ ¦государственного устройства РФ: содержание и ¦ ¦
¦ ¦правовое закрепление российского федерализма; ¦ ¦
¦ ¦административно-территориальное деление в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; автономия в России; РФ -¦ ¦
¦ ¦член Содружества Независимых Государств; ¦ ¦
¦ ¦избирательная система и избирательное право в ¦ ¦
¦ ¦РФ; референдум; порядок принятия и изменения ¦ ¦
¦ ¦Конституции; федеральные конституционные ¦ ¦
¦ ¦законы; конституционная система органов ¦ ¦
¦ ¦государства; виды государственных органов в ¦ ¦
¦ ¦РФ, их система и конституционно-правовой ¦ ¦
¦ ¦статус; Президент РФ; Федеральное Собрание - ¦ ¦
¦ ¦парламент РФ, его палаты; законодательный ¦ ¦
¦ ¦процесс в Федеральном Собрании; Правительство ¦ ¦
¦ ¦РФ; судебная власть в РФ; Конституционный Суд ¦ ¦
¦ ¦РФ; конституционные основы системы ¦ ¦
¦ ¦государственной власти субъектов РФ; местное ¦ ¦
¦ ¦управление и самоуправление в РФ ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.03¦Гражданское право ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и метод гражданско-правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования; понятие, содержание и виды ¦ ¦
¦ ¦гражданских правоотношений; субъекты ¦ ¦
¦ ¦гражданских правоотношений; виды объектов ¦ ¦
¦ ¦гражданских правоотношений; понятие и виды ¦ ¦
¦ ¦юридических фактов в гражданском праве; сделки¦ ¦
¦ ¦и условия их действительности; понятие, ¦ ¦
¦ ¦способы и пределы осуществления гражданских ¦ ¦
¦ ¦прав; право на защиту, гражданско-правовая ¦ ¦
¦ ¦ответственность, ее условия и размер; сроки в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие, объекты, содержание, формы ¦ ¦
¦ ¦собственности, понятие и содержание иных ¦ ¦
¦ ¦(ограниченных) вещных прав; наследование ¦ ¦
¦ ¦собственности граждан; гражданско-правовая ¦ ¦
¦ ¦защита права собственности и иных вещных прав;¦ ¦
¦ ¦гражданско-правовое регулирование отношений в ¦ ¦
¦ ¦сфере интеллектуальной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦исключительное право (интеллектуальная ¦ ¦
¦ ¦собственность); авторское и патентное право; ¦ ¦
¦ ¦гражданско-правовое регулирование личных ¦ ¦
¦ ¦неимущественных отношений; понятие, виды и ¦ ¦
¦ ¦исполнение обязательств; содержание и виды ¦ ¦
¦ ¦гражданско-правовых договоров; заключение, ¦ ¦
¦ ¦применение и расторжение договоров; отдельные ¦ ¦
¦ ¦виды договорных и иных обязательств; ¦ ¦
¦ ¦обязательства по передаче имущества в ¦ ¦
¦ ¦пользование, по производству работ, по ¦ ¦
¦ ¦реализации результатов интеллектуальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности, по оказанию услуг, по совместной¦ ¦
¦ ¦деятельности; обязательства из односторонних ¦ ¦
¦ ¦действий; внедоговорные (правоохранительные) ¦ ¦
¦ ¦обязательства ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.04¦Гражданское процессуальное право ¦ ¦
¦ ¦ Формы защиты гражданских прав; понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского процесса, источники гражданского ¦ ¦
¦ ¦процессуального права, процессуальная форма; ¦ ¦
¦ ¦принципы российского гражданского ¦ ¦
¦ ¦процессуального права; гражданские ¦ ¦
¦ ¦процессуальные отношения; подведомственность ¦ ¦
¦ ¦гражданских дел; подсудность, участники ¦ ¦
¦ ¦гражданского процесса; иск; судебное ¦ ¦
¦ ¦доказывание; судебное разбирательство; виды ¦ ¦
¦ ¦судебных постановлений; исполнительное ¦ ¦
¦ ¦производство; нотариат; третейские суды; ¦ ¦
¦ ¦основы знаний об арбитражном процессе ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.05¦Административное право ¦ ¦
¦ ¦ Административное право в правовой системе ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; управление, ¦ ¦
¦ ¦государственное управление, исполнительная ¦ ¦
¦ ¦власть; понятие административного права, ¦ ¦
¦ ¦предмет и метод административно-правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования; соотношение административного ¦ ¦
¦ ¦права с другими отраслями права; система ¦ ¦
¦ ¦административного права; административно- ¦ ¦
¦ ¦правовые нормы; источники административного ¦ ¦
¦ ¦права; административно-правовые отношения; ¦ ¦
¦ ¦субъекты административного права; ¦ ¦
¦ ¦административно-правовые формы и методы ¦ ¦
¦ ¦государственного управления; ответственность ¦ ¦
¦ ¦по административному праву; административное ¦ ¦
¦ ¦право и законность в управлении; ¦ ¦
¦ ¦административно-процессуальное право; ¦ ¦
¦ ¦административно-правовая организация в ¦ ¦
¦ ¦отраслях материального производства, в ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной и административно- ¦ ¦
¦ ¦политической сфере; административное право ¦ ¦
¦ ¦зарубежных стран ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.06¦Трудовое право ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, метод и система трудового права; ¦ ¦
¦ ¦основные принципы и источники трудового права;¦ ¦
¦ ¦субъекты трудового права; понятие трудового ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; трудовой коллектив; права и ¦ ¦
¦ ¦роль профсоюзов; понятие коллективного ¦ ¦
¦ ¦договора и его роль; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦трудоустройства; понятие и виды трудовых ¦ ¦
¦ ¦договоров; контракт, рабочее время и время ¦ ¦
¦ ¦отдыха; методы правового регулирования ¦ ¦
¦ ¦заработной платы; тарифная система оплаты ¦ ¦
¦ ¦труда рабочих и служащих; система заработной ¦ ¦
¦ ¦платы; правила внутреннего распорядка; ¦ ¦
¦ ¦трудовая дисциплина; материальная ¦ ¦
¦ ¦ответственность сторон трудового ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; охрана труда; индивидуальные и¦ ¦
¦ ¦коллективные трудовые споры и порядок их ¦ ¦
¦ ¦разрешения; трудовые конфликты и порядок их ¦ ¦
¦ ¦разрешения; надзор и контроль за соблюдением ¦ ¦
¦ ¦законодательства о труде ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.07¦Уголовное право ¦ ¦
¦ ¦ Понятие, предмет, метод, задачи уголовного ¦ ¦
¦ ¦права; принципы российского уголовного права; ¦ ¦
¦ ¦уголовный закон; уголовная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦понятие преступления; состав преступления; ¦ ¦
¦ ¦неоконченное преступление; соучастие в ¦ ¦
¦ ¦преступлении; множественность преступлений, ¦ ¦
¦ ¦обстоятельства, исключающие преступность ¦ ¦
¦ ¦деяния; наказание и его цели; система и виды ¦ ¦
¦ ¦наказаний; назначение наказания; освобождение ¦ ¦
¦ ¦от уголовной ответственности и наказания; ¦ ¦
¦ ¦принудительные меры медицинского характера; ¦ ¦
¦ ¦особенность уголовной ответственности ¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних; понятие общей части ¦ ¦
¦ ¦уголовного права; характеристика составов ¦ ¦
¦ ¦преступлений, указанных в особенной части ¦ ¦
¦ ¦Уголовного кодекса; зарубежное уголовное ¦ ¦
¦ ¦законодательство ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04.08¦Уголовно-процессуальное право ¦ ¦
¦ ¦ Сущность и основные понятия уголовного ¦ ¦
¦ ¦процесса; уголовно-процессуальное право; ¦ ¦
¦ ¦источники; принципы уголовного процесса; ¦ ¦
¦ ¦субъекты уголовного процесса; доказательства в¦ ¦
¦ ¦уголовном процессе; общие положения и ¦ ¦
¦ ¦источники доказательств; процесс доказывания и¦ ¦
¦ ¦меры уголовно-процессуального принуждения; ¦ ¦
¦ ¦возбуждение уголовного дела; предварительное ¦ ¦
¦ ¦следствие и дознание (общие условия); ¦ ¦
¦ ¦следственные действия; приостановление ¦ ¦
¦ ¦расследования; окончание расследования; ¦ ¦
¦ ¦подсудность уголовных дел; назначение ¦ ¦
¦ ¦судебного заседания; судебное разбирательство;¦ ¦
¦ ¦кассационное производство; исполнение ¦ ¦
¦ ¦приговора; производство в порядке надзора; ¦ ¦
¦ ¦производство по вновь открывшимся ¦ ¦
¦ ¦обстоятельствам; особенности производства в ¦ ¦
¦ ¦суде присяжных; производство по делам ¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних; производство по применению¦ ¦
¦ ¦принудительных мер медицинского характера; ¦ ¦
¦ ¦протокольная форма досудебной подготовки ¦ ¦
¦ ¦материалов; возмещение ущерба, причиненного ¦ ¦
¦ ¦гражданину незаконными действиями органов ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060800 - ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ПО ОТРАСЛЯМ). КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также