СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060800 - ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ПО ОТРАСЛЯМ). КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
238 эк/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060800 - ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ (ПО ОТРАСЛЯМ)
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР
1. Общая характеристика специальности 060800 -
Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Квалификация выпускника: экономист-менеджер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям) при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник по специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям) должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.
Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.
Распределение отраслей по сферам материального производства и непроизводственной производится в соответствии с ОКОНХ (ред. на 29.10.97). Отраслевые особенности подготовки специалистов учитываются в настоящем стандарте.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения;
- объекты инфраструктуры предприятия;
- проектные организации;
- научно-исследовательские учреждения;
- образовательные учреждения;
- органы государственного управления и местного самоуправления.
Выпускник по специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям) должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- планово-экономическая;
- проектно-экономическая;
- финансово-экономическая;
- аналитическая;
- внешнеэкономическая;
- предпринимательская;
- научно-исследовательская;
- образовательная.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист-менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям), подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 060800 - Экономика
и управление на предприятии (по отраслям)
3.1. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста-менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки экономиста-менеджера
по специальности 060800 - Экономика и управление
на предприятии (по отраслям)
---------T--------------------------------------------T----------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины и ее основные ¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологичес- ¦ ¦
¦ ¦кого характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразо- ¦ ¦
¦ ¦вания. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении: ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребитель-¦ ¦
¦ ¦ных и относительно простых лексико-граммати-¦ ¦
¦ ¦ческих средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального ¦ ¦
¦ ¦общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагмати- ¦ ¦
¦ ¦ческие тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка ¦ ¦
¦ ¦в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография ¦ ¦
¦ ¦в прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники.¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. Особенности и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право ¦ ¦
¦ ¦в России. Мануфактурно-промышленное произ- ¦ ¦
¦ ¦водство. Становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности обществен- ¦ ¦
¦ ¦ного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глоба- ¦ ¦
¦ ¦лизация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Рево- ¦ ¦
¦ ¦люция и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций интерна- ¦ ¦
¦ ¦ционализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общена- ¦ ¦
¦ ¦ционального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их резуль- ¦ ¦
¦ ¦таты и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. СССР в середине 60 - 80 гг.; ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский ¦ ¦
¦ ¦Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государст- ¦ ¦
¦ ¦венности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ¦ ¦
¦ ¦радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России ¦ ¦
¦ ¦и внешнеполитическая деятельность в ¦ ¦
¦ ¦условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культуроло-¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. ¦ ¦
¦ ¦ Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и националь- ¦ ¦
¦ ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточ- ¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы культур. Специфические ¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры. Локальные культуры.¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической ¦ ¦
¦ ¦науки. Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокуль- ¦ ¦
¦ ¦турные основания, историческая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния и процессы. Политические конфликты и ¦ ¦
¦ ¦способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦политические движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Особенности мирового политичес- ¦ ¦
¦ ¦кого процесса. Национально-государственные ¦ ¦
¦ ¦интересы России в новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальнос-¦ ¦
¦ ¦ти. Парадигмы политического знания. ¦ ¦
¦ ¦Экспертное политическое знание; политическая¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства ¦ ¦
¦ ¦России. Система органов государственной ¦ ¦
¦ ¦власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования ¦ ¦
¦ ¦будущей профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. Законодательные и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе ¦ ¦
¦ ¦наук. История развития психологического ¦ ¦
¦ ¦знания и основные направления в психологии. ¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, субъект, индивидуаль- ¦ ¦
¦ ¦ность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие. Представление. Воображение. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, воспи- ¦ ¦
¦ ¦тание, обучение, педагогическая деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Урок, лекция, семинарские, практи- ¦ ¦
¦ ¦ческие и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сферы деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особен- ¦ ¦
¦ ¦ности устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов.¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Условия функционирования разговорной ¦ ¦
¦ ¦речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. Социоло- ¦ ¦
¦ ¦гический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды ¦ ¦
¦ ¦общностей. ¦ ¦
¦ ¦ Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России ¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философ- ¦ ¦
¦ ¦ского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралис- ¦ ¦
¦ ¦тические концепции бытия, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономер- ¦ ¦
¦ ¦ности. Научные, философские и религиозные ¦ ¦
¦ ¦картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальные связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема ¦ ¦
¦ ¦истины. Действительность, мышление, логика ¦ ¦
¦ ¦и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1200 <**>/¦
¦ ¦ ¦1350 <*> ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная ¦ ¦
¦ ¦алгебра; последовательности и ряды; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦векторный анализ и элементы теории поля; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; численные методы; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы функци- ¦ ¦
¦ ¦онального анализа; вероятность и статистка: ¦ ¦
¦ ¦теория вероятностей, случайные процессы, ¦ ¦
¦ ¦статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информацион-¦ ¦
¦ ¦ных процессов; модели решения функциональных¦ ¦
¦ ¦и вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты инфор- ¦ ¦
¦ ¦мации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Физика <*> ¦200 ¦
¦ ¦ Научный метод познания. Фундаментальные ¦ ¦
¦ ¦закономерности современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦как теоретический фундамент новых наукоемких¦ ¦
¦ ¦технологий. Роль физики в социальном и ¦ ¦
¦ ¦экономическом развитии общества. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления развития научно-технического ¦ ¦
¦ ¦прогресса в отрасли. Основы механики: ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики и закономерности ¦ ¦
¦ ¦кинематики и динамики твердого тела; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения механики; основные характеристики¦ ¦
¦ ¦и закономерности гидроаэромеханики. ¦ ¦
¦ ¦Колебательные и волновые процессы: основные ¦ ¦
¦ ¦характеристики и закономерности свободных, ¦ ¦
¦ ¦затухающих и вынужденных колебаний; основные¦ ¦
¦ ¦характеристики и закономерности волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов; интерференция; дифракция; ¦ ¦
¦ ¦поляризация. Молекулярная физика и термоди- ¦ ¦
¦ ¦намика: статистический и термодинамический ¦ ¦
¦ ¦методы исследования; основы молекулярно- ¦ ¦
¦ ¦кинетической теории; классическая и кванто- ¦ ¦
¦ ¦вая статистика; основные характеристики и ¦ ¦
¦ ¦закономерности агрегатных состояний и ¦ ¦
¦ ¦фазовых переходов; явления переноса; законы ¦ ¦
¦ ¦термодинамики; термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния; равновесные состояния и процессы;¦ ¦
¦ ¦неравновесные состояния и процессы; ¦ ¦
¦ ¦синергетика и экономика. Электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм: основные характеристики и ¦ ¦
¦ ¦закономерности электростатики; вещество в ¦ ¦
¦ ¦электрическом поле; основные характеристики ¦ ¦
¦ ¦и закономерности магнитостатики; вещество в ¦ ¦
¦ ¦магнитном поле; явление электромагнитной ¦ ¦
¦ ¦индукции; электромагнитные волны. Принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в электродинамике. Элементы ¦ ¦
¦ ¦атомной физики и квантовой механики: ¦ ¦
¦ ¦корпускулярно-волновой дуализм; волны де ¦ ¦
¦ ¦Бройля; принцип неопределенности; волновая ¦ ¦
¦ ¦функция и ее физический смысл; энергетичес- ¦ ¦
¦ ¦кий спектр атомов и молекул; поглощение; ¦ ¦
¦ ¦спонтанное и вынужденное излучение; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Химия <*> ¦150 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катали- ¦ ¦
¦ ¦заторы и каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры; химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, колеба- ¦ ¦
¦ ¦тельные реакции; реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно-¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; ¦ ¦
¦ ¦химическая идентификация: качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ, аналитический ¦ ¦
¦ ¦сигнал, химический, физико-химический и ¦ ¦
¦ ¦физический анализ; основные биохимические ¦ ¦
¦ ¦процессы и их применение в технологии ¦ ¦
¦ ¦отрасли; теоретические основы мембранных ¦ ¦
¦ ¦технологий; современные мембранные материа- ¦ ¦
¦ ¦лы; перспективы развития мембранных ¦ ¦
¦ ¦технологий; химический практикум ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.08 ¦Концепции современного естествознания <**> ¦200 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная ¦ ¦
¦ ¦культура; научный метод; история естество- ¦ ¦
¦ ¦знания; панорама современного естествозна- ¦ ¦
¦ ¦ния; тенденции развития; корпускулярная и ¦ ¦
¦ ¦континуальная концепция описания природы; ¦ ¦
¦ ¦порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; ¦ ¦
¦ ¦микро-, макро- и мегамиры; пространство, ¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодейст- ¦ ¦
¦ ¦вие: близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, неопре- ¦ ¦
¦ ¦деленности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; внутреннее строение и ¦ ¦
¦ ¦история геологического развития Земли; ¦ ¦
¦ ¦современные концепции развития геосферных ¦ ¦
¦ ¦оболочек; литосфера как абиотическая основа ¦ ¦
¦ ¦жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, ¦ ¦
¦ ¦геофизико-геохимическая; географическая ¦ ¦
¦ ¦оболочка Земли; особенности биологического ¦ ¦
¦ ¦уровня организации материи; принципы ¦ ¦
¦ ¦эволюции, воспроизводства и развития живых ¦ ¦
¦ ¦систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, ¦ ¦
¦ ¦биосфера и космические циклы, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального ¦ ¦
¦ ¦эволюционизма; путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.07 ¦Экология ¦80 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды, ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики природопользова- ¦ ¦
¦ ¦ния; экозащитная техника и технологии; ¦ ¦
¦ ¦основы экологического права, профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ная ответственность; международное сотрудни-¦ ¦
¦ ¦чество в области охраны окружающей среды ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Ф.09 ¦Информационные технологии в экономике ¦ ¦
¦ ¦Информационные технологии: основные понятия,¦ ¦
¦ ¦терминология и классификация; информационная¦ ¦
¦ ¦модель предприятия; технология баз ¦ ¦
¦ ¦информации; автоматизация операционных ¦ ¦
¦ ¦задач; электронная документация и ее защита;¦ ¦
¦ ¦автоматизация текущего планирования; ¦ ¦
¦ ¦автоматизация стратегических задач ¦ ¦
¦ ¦управления; информационные системы на ¦ ¦
¦ ¦предприятии ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦150 <**>/ ¦
¦ ¦компонент ¦75 <*> ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦150 <**>/ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦75 <*> ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2946 ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2346 ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.01¦Экономическая теория ¦ ¦
¦ ¦ Общая экономическая теория. Экономические ¦ ¦
¦ ¦агенты (рыночные и нерыночные), собствен- ¦ ¦
¦ ¦ность и хозяйствование: структура прав, ¦ ¦
¦ ¦передача прав, согласование обязанностей, ¦ ¦
¦ ¦экономические интересы, цели и средства, ¦ ¦
¦ ¦проблема выбора оптимального решения, ¦ ¦
¦ ¦экономическая стратегия и экономическая ¦ ¦
¦ ¦политика, конкуренция и ее виды; экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие блага и их классификация, полные и ¦ ¦
¦ ¦частичные взаимодополняемость и взаимозаме- ¦ ¦
¦ ¦щение благ, фактор времени и дисконтирова- ¦ ¦
¦ ¦ние, потоки и запасы, номинальные и ¦ ¦
¦ ¦реальные величины; кругообороты благ и ¦ ¦
¦ ¦доходов; затраты и результаты: общие, ¦ ¦
¦ ¦предельные и средние величины; альтернатив- ¦ ¦
¦ ¦ные издержки (издержки отвергнутых ¦ ¦
¦ ¦возможностей); экономические ограничения: ¦ ¦
¦ ¦граница производственных возможностей, ¦ ¦
¦ ¦компромисс общества между эффективностью и ¦ ¦
¦ ¦равенством, компромисс индивида между ¦ ¦
¦ ¦потреблением и досугом; экономические риски ¦ ¦
¦ ¦и неопределенность; внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦(экстерналии); краткосрочный и долгосрочный ¦ ¦
¦ ¦периоды в экономическом анализе; метод ¦ ¦
¦ ¦сравнительной статики, показатели эластич- ¦ ¦
¦ ¦ности замещения. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Закон предложения, закон ¦ ¦
¦ ¦спроса, равновесие, рынок, равновесная ¦ ¦
¦ ¦цена; излишки потребителя и производителя, ¦ ¦
¦ ¦теории поведения потребителя и производителя¦ ¦
¦ ¦(предприятия); монополия, естественная ¦ ¦
¦ ¦монополия, ценовая дискриминация; олигопо- ¦ ¦
¦ ¦лия, монополистическая конкуренция, барьеры ¦ ¦
¦ ¦входа и выхода (в отрасли); сравнительное ¦ ¦
¦ ¦преимущество; производственная функция, ¦ ¦
¦ ¦факторы производства, рабочая сила, ¦ ¦
¦ ¦физический капитал; инфляция и безработица; ¦ ¦
¦ ¦рынки факторов производства, рента, ¦ ¦
¦ ¦заработная плата; бюджетное ограничение, ¦ ¦
¦ ¦кривые безразличия, эффект. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие предприятия, классификация, внешняя¦ ¦
¦ ¦и внутренняя среда, диверсификация, ¦ ¦
¦ ¦концентрация и централизация производства; ¦ ¦
¦ ¦открытие и закрытие предприятий, санация и ¦ ¦
¦ ¦банкротство; валовые выручка и издержки; ¦ ¦
¦ ¦прибыль бухгалтерская и экономическая, ¦ ¦
¦ ¦чистый денежный поток, приведенная ¦ ¦
¦ ¦(дисконтированная) стоимость, внутренняя ¦ ¦
¦ ¦норма доходности; переменные и постоянные ¦ ¦
¦ ¦издержки; общие, средние и предельные ¦ ¦
¦ ¦величины выручки и издержек, эффективности; ¦ ¦
¦ ¦отдача от масштаба производства (снижаю- ¦ ¦
¦ ¦щаяся, повышающаяся, неизменная); неопреде- ¦ ¦
¦ ¦ленность: технологическая, внутренней и ¦ ¦
¦ ¦внешней среды, риски, страхование, экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческая безопасность. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Общественное воспроиз- ¦ ¦
¦ ¦водство, резидентные и нерезидентные ¦ ¦
¦ ¦институциональные единицы; макроэкономичес- ¦ ¦
¦ ¦кие показатели: валовой внутренний продукт ¦ ¦
¦ ¦(производство, распределение и потребление),¦ ¦
¦ ¦личный располагаемый доход, конечное ¦ ¦
¦ ¦потребление, модели потребления, сбережения,¦ ¦
¦ ¦инвестиции (валовые и чистые); ¦ ¦
¦ ¦национальное богатство, отраслевая и ¦ ¦
¦ ¦секторальная структуры национальной эконо- ¦ ¦
¦ ¦мики, межотраслевой баланс; теневая ¦ ¦
¦ ¦экономика; равновесие совокупного спроса и ¦ ¦
¦ ¦совокупного предложения (модель AD-AS), ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор автономных расходов; ¦ ¦
¦ ¦адаптивные и рациональные ожидания, гисте- ¦ ¦
¦ ¦резис; денежное обращение (М. Фридман), ¦ ¦
¦ ¦сеньораж, количественная теория денег, ¦ ¦
¦ ¦классическая дихотомия; государственный ¦ ¦
¦ ¦бюджет, его дефицит и профицит, пропорци- ¦ ¦
¦ ¦ональный налог, прямые и косвенные налоги, ¦ ¦
¦ ¦чистые налоги; закрытая и открытая эконо- ¦ ¦
¦ ¦мика, фиксированный и плавающий курсы ¦ ¦
¦ ¦валюты, паритет покупательной способности; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономическое равновесие и реальная ¦ ¦
¦ ¦процентная ставка (модель IS-LM): сравни- ¦ ¦
¦ ¦тельный анализ эффективности инструментов ¦ ¦
¦ ¦макроэкономической политики государства; ¦ ¦
¦ ¦стабилизационная политика; технологические ¦ ¦
¦ ¦уклады и "длинные волны"; теория экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческого роста и экономического цикла; ¦ ¦
¦ ¦"золотое правило накопления". ¦ ¦
¦ ¦ Переходная экономика: либерализация цен, ¦ ¦
¦ ¦приватизация собственности, инфраструктура ¦ ¦
¦ ¦хозяйствования, структурная перестройка ¦ ¦
¦ ¦экономики, влияние глобализации на выбор ¦ ¦
¦ ¦стратегии национальной экономики. ¦ ¦
¦ ¦ История экономических учений: особенности ¦ ¦
¦ ¦экономических воззрений в традиционных ¦ ¦
¦ ¦обществах (отношение к собственности, ¦ ¦
¦ ¦труду, богатству, деньгам, ссудному процен- ¦ ¦
¦ ¦ту), систематизация экономических знаний, ¦ ¦
¦ ¦первые теоретические системы (меркантилизм, ¦ ¦
¦ ¦физиократы, классическая политическая эко- ¦ ¦
¦ ¦номия, марксизм). Формирование и эволюция ¦ ¦
¦ ¦современной экономической мысли: ¦ ¦
¦ ¦маржиналистская революция, австрийская ¦ ¦
¦ ¦школа, неоклассическое направление, ¦ ¦
¦ ¦кейнсианство, монетаризм, институционализм. ¦ ¦
¦ ¦Вклад российских ученых в развитие мировой ¦ ¦
¦ ¦экономической мысли: особенности развития ¦ ¦
¦ ¦экономической науки в России, научный вклад ¦ ¦
¦ ¦М.И. Туган-Барановского в понимание эконо- ¦ ¦
¦ ¦мических циклов, А.В. Чаянова в изучение ¦ ¦
¦ ¦крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева ¦ ¦
¦ ¦в понимание экономической динамики; ¦ ¦
¦ ¦традиции экономико-математической школы в ¦ ¦
¦ ¦России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, ¦ ¦
¦ ¦Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. ¦ ¦
¦ ¦Канторович) ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.02¦Статистика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, метод и задачи статистики. ¦ ¦
¦ ¦ Статистическое измерение и наблюдение ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений. Классифи- ¦ ¦
¦ ¦кация, виды и типы показателей, используемых¦ ¦
¦ ¦при статистических измерениях, правила ¦ ¦
¦ ¦построения статистических показателей и ¦ ¦
¦ ¦индексов, организация статистических работ. ¦ ¦
¦ ¦ Статистические методы классификации и ¦ ¦
¦ ¦группировки, анализа взаимосвязей и динамики¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Статистическая методология национального ¦ ¦
¦ ¦счетоводства и макроэкономических расчетов. ¦ ¦
¦ ¦Построение балансов для регионов и экономики¦ ¦
¦ ¦в целом. Статистические методы исследования ¦ ¦
¦ ¦экономической конъюнктуры, деловой ¦ ¦
¦ ¦активности, выявления трендов и циклов, ¦ ¦
¦ ¦моделирования и прогнозирования развития ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических процессов. ¦ ¦
¦ ¦ Статистический анализ эффективности ¦ ¦
¦ ¦функционирования предприятий разных форм ¦ ¦
¦ ¦собственности, качества продуктов и услуг. ¦ ¦
¦ ¦Статистические методы оценки финансовых, ¦ ¦
¦ ¦страховых и бизнес-рисков ¦ ¦
+--------+--------------------------------------------+----------+
¦ОПД.Ф.03¦Бухгалтерский учет ¦ ¦
¦ ¦ Сущность и виды учета; предмет и метод ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета; счета и двойная ¦ ¦
¦ ¦запись, балансовое обобщение, документация ¦ ¦
¦ ¦и документооборот, калькуляция, оценка ¦ ¦
¦ ¦капитала. Бухгалтерский учет как информа- ¦ ¦
¦ ¦ционная система, его правовое и методическое¦ ¦
¦ ¦обеспечение. Международная система ¦ ¦
¦ ¦финансовой (бухгалтерской) отчетности: ¦ ¦
¦ ¦сущность, принципы; гармонизация националь- ¦ ¦
¦ ¦ных моделей учета: российской, северо- ¦ ¦
¦ ¦американской (GAAP), континентальной и др. ¦ ¦
¦ ¦Бухгалтерский учет: цели, концепции и ¦ ¦
¦ ¦принципы. Учет основных средств и немате- ¦ ¦
¦ ¦риальных активов; учет материальных ¦ ¦
¦ ¦оборотных активов; учет заработной платы; ¦ ¦
¦ ¦учет денежных средств; учет текущих ¦ ¦
¦ ¦обязательств и расчетов; учет затрат на ¦ ¦
¦ ¦производство продукции (работ, услуг); учет ¦ ¦
¦ ¦реализации продукции (работ, услуг); учет ¦ ¦
¦ ¦финансовых результатов от реализации ¦ ¦
¦ ¦продукции (работ, услуг) и распределения ¦ ¦
¦ ¦прибыли; учет финансовых вложений; сост

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061100 - МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также