НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650300 - ГЕОДЕЗИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный N 146тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО
СПЕЦИАЛИСТА 650300 - ГЕОДЕЗИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Геодезия
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
300100 - Прикладная геодезия;
300200 - Астрономогеодезия;
300500 - Космическая геодезия.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Геодезия при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки - Геодезия являются: поверхность Земли и других планет, процессы, происходящие внутри Земли и планет, искусственные и естественные объекты на поверхности и внутри Земли и других планет, физические тела Земли, Луны и планет, их гравитационные и другие физические поля, а также особенности их суточного вращения и движения полюсов.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению подготовки - Геодезия могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускников.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста - Геодезия в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
топографо-геодезическое обеспечение изображения поверхности Земли в целом, отдельных территорий и участков земной поверхности;
проведение специальных геодезических измерений при эксплуатации поверхности и недр Земли;
изучение динамики изменения поверхности Земли геодезическими методами;
выполнение специализированных инженерно-геодезических работ при изысканиях, проектировании, сооружении и эксплуатации инженерных объектов;
разработка технологий инженерно-геодезических работ и инженерно-технических изысканий для проектирования, строительства и монтажа инженерных сооружений;
инженерно-геодезическое обеспечение городского хозяйства, кадастра застроенных территорий и землеустройства;
обеспечение единой системы координат на территориях промышленных площадок, городов и других участков земной поверхности;
получение и обработка инженерно-геодезической информации об инженерных сооружениях и их элементах для соблюдения проектной геометрии сооружения при его строительстве и эксплуатации;
наблюдения за деформациями инженерных сооружений;
определение формы и размеров Земли и других планет;
создание, развитие и реконструкция государственных геодезических сетей и сетей специального назначения;
изучение внешнего гравитационного поля Земли;
организация геодезического мониторинга геодинамических процессов;
определение фундаментальных геодезических постоянных;
задание геоцентрической и референцной систем координат, определение их взаимного положения и распространение на территории государств, регионов и поверхность Земли в целом;
создание опорных гравиметрических и высотных сетей, а также моделей гравитационного поля Земли;
определение количественных характеристик движения литосферных плит, уровней морей и океанов;
изучение гравитационных полей планет;
определение орбит искусственных спутников и астероидов;
создание глобальных высокоточных систем отсчета;
определение параметров геодинамических явлений и их предсказание, а также предсказание возможной астероидной опасности;
сбор, обобщение и анализ картографической, топографо-геодезической, астрономо-геодезической и гравиметрической информации, разработка и исследование на ее основе новых методов и средств решения конкретных геодезических задач;
изучение развития процессов деформаций и смещений природных и инженерных объектов, обеспечение их безопасности при развитии негативных природных явлений и инженерной деятельности;
разработка алгоритмов, программ и методик решений геодезических задач и математической обработки результатов геодезических измерений;
разработка нормативно-технических документов по организации и проведению топографо-геодезических работ на основе научных исследований;
составление математических моделей получения и обработки геодезической информации;
научно-техническая экспертиза новых методов геодезических работ и технической документации;
проведение полевых испытаний новых геодезических, астрономических и гравиметрических приборов;
рецензирование технических проектов, изобретений, статей;
осуществление технического контроля и управление качеством геодезической продукции.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
составляет проекты производства геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работ;
участвует в производстве полевых геодезических измерений, астрономических наблюдений, гравиметрических определений и обработке их результатов;
участвует в разработке технически обоснованных норм выработки;
рассчитывает экономическую эффективность проектируемых геодезических, гравиметрических, астрономических и топографических работ;
осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины производства топографо-геодезических работ;
разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности топографо-геодезического производства, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда;
анализирует причины брака и возникновения результатов геодезических измерений низкого качества, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на результаты геодезических работ;
разрабатывает методы технического контроля полевых геодезических измерений и других видов топографо-геодезической продукции;
участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения;
рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии топографо-геодезических, астрономических и гравиметрических работ, дает заключения о целесообразности их использования;
участвует в проведении научных исследований и выполнении научно-технических разработок;
осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование, работы и т.п.;
разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектные работы;
участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при проведении топографо-геодезических, астрономических и гравиметрических работ;
изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области геодезии;
подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
консультирует по вопросам разработки конкурентоспособных методов проведения геодезических измерений и обработки их результатов.
Инженер должен знать:
федеральные программы, постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативно-технические материалы по технологии топографо-геодезического производства;
технологии и методы геодезических измерений, астрономических наблюдений и гравиметрических определений;
методы математической обработки результатов геодезических измерений, астрономических наблюдений и гравиметрических определений;
перспективы технического развития предприятий, организаций, экспертизу топографо-геодезического производства;
системы и методы проектирования технологических процессов и методов топографо-геодезического производства;
основные геодезические, астрономические и гравиметрические приборы, принципы их работы, технические характеристики и уметь их использовать;
технические решения и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных технологий топографо-геодезических работ;
технические требования, предъявляемые к топографо-геодезическим работам со стороны потребителей;
стандарты и технические условия;
нормативы расхода материалов, топлива, энергии и т.п.;
виды брака топографо-геодезических работ и способы его предупреждения;
порядок и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства;
методы анализа технического уровня методик и технологий топографо-геодезических работ, а также геодезических, астрономических и гравиметрических приборов;
современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
основные требования организации при проектировании топографо-геодезических работ;
методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ в области геодезии и картографии;
специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
назначение, условия технической эксплуатации объектов, требующих инженерно-геодезического обеспечения;
стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
основы экономики, организации труда и топографо-геодезического производства;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда и безопасность жизнедеятельности.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Геодезия, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного
специалиста - Геодезия
3.1. Основная образовательная программа подготовки дипломированных специалистов разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Геодезия
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, акценту-¦ ¦
¦ ¦ации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; ¦ ¦
¦ ¦основные особенности полного стиля произношения, ¦ ¦
¦ ¦характерные для сферы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение транскрипции; лексический ¦ ¦
¦ ¦минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц ¦ ¦
¦ ¦общего и терминологического характера; ¦ ¦
¦ ¦понятие дифференциации лексики по сферам приме- ¦ ¦
¦ ¦нения (бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦понятие об основных способах словообразования; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональной ¦ ¦
¦ ¦речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; ¦ ¦
¦ ¦основные особенности научного стиля; культура ¦ ¦
¦ ¦и традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦говорение; диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых произведений:¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное ¦ ¦
¦ ¦письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов, ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы; физическая культура и спорт¦ ¦
¦ ¦как социальные феномены общества; законодатель- ¦ ¦
¦ ¦ство Российской Федерации о физической культуре и¦ ¦
¦ ¦спорте; физическая культура личности; ¦ ¦
¦ ¦основы здорового образа жизни студента; особен- ¦ ¦
¦ ¦ности использования средств физической культуры ¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и само- ¦ ¦
¦ ¦контроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания; ¦ ¦
¦ ¦методы и источники изучения истории; понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника; ¦ ¦
¦ ¦отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное; методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки; история России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории; ¦ ¦
¦ ¦античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов; проблема этногенеза восточных славян; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы становления государственности; ¦ ¦
¦ ¦древняя Русь и кочевники; византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи; особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси; этнокультурные и социально-поли- ¦ ¦
¦ ¦тические процессы становления русской государ- ¦ ¦
¦ ¦ственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция восточнославян- ¦ ¦
¦ ¦ской государственности в ХI - ХII вв.; ¦ ¦
¦ ¦социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии; специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства; возвышение Москвы; формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества; ¦ ¦
¦ ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма; ¦ ¦
¦ ¦дискуссии о генезисе самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю; структура феодального землевладения; ¦ ¦
¦ ¦крепостное право в России; мануфактурно-промыш- ¦ ¦
¦ ¦ленное производство; становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в.; реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России; русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов; проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации; революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦социальная трансформация общества; столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦Россия в конце XX века; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века; политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса; революция 1917 г.; гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и последствия;¦ ¦
¦ ¦российская эмиграция; социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20 гг.; НЭП; формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима; образование ¦ ¦
¦ ¦СССР; культурная жизнь страны в 20 гг.; внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика; ¦ ¦
¦ ¦курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия; социально-экономические пре- ¦ ¦
¦ ¦образования в 30 гг.; усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР ¦ ¦
¦ ¦накануне и в начальный период второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы; холодная война; ¦ ¦
¦ ¦попытки осуществления политических и экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ских реформ; НТР и ее влияние на ход обществен- ¦ ¦
¦ ¦ного развития; СССР в середине 60 - 80 гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений; Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государ- ¦ ¦
¦ ¦ственного переворота 1991 г. и ее провал; распад-¦ ¦
¦ ¦СССР; Беловежские соглашения; октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России; внешнеполитическая деятель-¦ ¦
¦ ¦ность в условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания; ¦ ¦
¦ ¦культурология и философия культуры, социология ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная антропология; культурология ¦ ¦
¦ ¦и история культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; ¦ ¦
¦ ¦методы культурологических исследований; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия культурологии: культура, циви- ¦ ¦
¦ ¦лизация, морфология культуры, функции культуры, ¦ ¦
¦ ¦субъект культуры, культурогенез, динамика куль- ¦ ¦
¦ ¦туры, язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры; локальные культуры; место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре; тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе; ¦ ¦
¦ ¦культура и природа; культура и общество; культура¦ ¦
¦ ¦и глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ; социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики; ¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская политиче-¦ ¦
¦ ¦ская традиция: истоки, социокультурные основания,¦ ¦
¦ ¦историческая динамика; ¦ ¦
¦ ¦современные политологические школы; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество, его происхождение и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности; особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России; институциональные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; политическая власть; политическая ¦ ¦
¦ ¦система; политические режимы, политические пар- ¦ ¦
¦ ¦тии, электоральные системы; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения; политические ¦ ¦
¦ ¦технологии; политический менеджмент; политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация; ¦ ¦
¦ ¦политические организации и движения; политические¦ ¦
¦ ¦элиты; политическое лидерство; ¦ ¦
¦ ¦социокультурные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса; ¦ ¦
¦ ¦национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации; ¦ ¦
¦ ¦методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности; международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права; источники ¦ ¦
¦ ¦российского права; ¦ ¦
¦ ¦закон и подзаконные акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; ¦ ¦
¦ ¦правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной закон¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦
¦ ¦особенности федеративного устройства России; ¦ ¦
¦ ¦система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; ¦ ¦
¦ ¦понятие гражданского правоотношения; физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица; право собственности; обяза- ¦ ¦
¦ ¦тельства в гражданском праве и ответственность ¦ ¦
¦ ¦за их нарушение; наследственное право; ¦ ¦
¦ ¦брачно-семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦понятие преступления; уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт; трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение); особенности ¦ ¦
¦ ¦правового регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; правовые основы защиты государст- ¦ ¦
¦ ¦венной тайны; законодательные и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты в области защиты информации ¦ ¦
¦ ¦и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Инженерная психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; ¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность; психика и организм; психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность; основные функции пси- ¦ ¦
¦ ¦хики; ¦ ¦
¦ ¦развитие психики в процессе онтогенеза и фило- ¦ ¦
¦ ¦генеза; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; структура психики; соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного; ¦ ¦
¦ ¦основные психические процессы; структура созна- ¦ ¦
¦ ¦ния; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприятие; ¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и интеллект;¦ ¦
¦ ¦творчество; внимание; мнемонические процессы; ¦ ¦
¦ ¦эмоции и чувства; психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности; ¦ ¦
¦ ¦общение и речь; ¦ ¦
¦ ¦психология личности; межличностные отношения; ¦ ¦
¦ ¦психология малых групп; межгрупповые отношения ¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача;¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и педаго-¦ ¦
¦ ¦гический процесс; образовательная система России;¦ ¦
¦ ¦цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообразова-¦ ¦
¦ ¦ния; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения; ¦ ¦
¦ ¦воспитание в педагогическом процессе; общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности; урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные ¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация; методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом; ¦ ¦
¦ ¦семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности; управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы общения;¦ ¦
¦ ¦устная и письменная разновидность литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦функциональные стили современного русского языка;¦ ¦
¦ ¦взаимодействие функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦научный стиль; специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи; ¦ ¦
¦ ¦речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности; ¦ ¦
¦ ¦официальный деловой стиль; сфера его функциони- ¦ ¦
¦ ¦рования, жанровое разнообразие; языковые формулы ¦ ¦
¦ ¦официальных документов; приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов; интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи; язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль распорядительных документов; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов; ¦ ¦
¦ ¦реклама в деловой речи; правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов; речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле; особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи; оратор и его аудитория; ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов; подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи; ¦ ¦
¦ ¦основные приемы поиска материала и виды вспомога-¦ ¦
¦ ¦тельных материалов; словесное оформление публич- ¦ ¦
¦ ¦ного выступления; понятливость, информативность и¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; разговорная речь ¦ ¦
¦ ¦в системе функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦культура речи; основные направления совершенство-¦ ¦
¦ ¦вания навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; мировая система и процессы глобализа- ¦ ¦
¦ ¦ции; социальные группы и общности; виды общнос- ¦ ¦
¦ ¦тей; общность и личность; малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы; социальная организация; социальные ¦ ¦
¦ ¦движения; социальное неравенство, стратификация ¦ ¦
¦ ¦и социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры; личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип; социальный контроль и девиация; ¦ ¦
¦ ¦личность как деятельный субъект; социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения; социальные революции и реформы; кон- ¦ ¦
¦ ¦цепция социального прогресса; формирование ми- ¦ ¦
¦ ¦ровой системы; место России в мировом сообществе;¦ ¦
¦ ¦методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия; ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия; понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального; пространство, время; ¦ ¦
¦ ¦движение и развитие, диалектика; детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности; научные, философские и религиоз- ¦ ¦
¦ ¦ные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и природа; ¦ ¦
¦ ¦общество и его структура; гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство; человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей; человек и исторический процесс; ¦ ¦
¦ ¦личность и массы; свобода и необходимость; форма-¦ ¦
¦ ¦ционная и цивилизационная концепции общественного¦ ¦
¦ ¦развития; ¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право; нравственные ценности; представле- ¦ ¦
¦ ¦ния о совершенном человеке в различных культурах;¦ ¦
¦ ¦эстетические ценности и их роль в человеческой ¦ ¦
¦ ¦жизни; религиозные ценности и свобода совести; ¦ ¦
¦ ¦сознание и познание; сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность; познание, творчество, практика; вера ¦ ¦
¦ ¦и знание; понимание и объяснение; рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦проблема истины; действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык; научное и вненаучное знание; ¦ ¦
¦ ¦научные революции и смены типов рациональности; ¦ ¦
¦ ¦наука и техника; ¦ ¦
¦ ¦будущее человечества; глобальные проблемы совре- ¦ ¦
¦ ¦менности; взаимодействие цивилизаций и сценарии ¦ ¦
¦ ¦будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию; блага; потреб- ¦ ¦
¦ ¦ности, ресурсы; экономический выбор; экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие отношения; экономические системы; основные¦ ¦
¦ ¦этапы развития экономической теории; методы ¦ ¦
¦ ¦экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦микроэкономика; рынок; спрос и предложение; по- ¦ ¦
¦ ¦требительские предпочтения и предельная полез- ¦ ¦
¦ ¦ность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный ¦ ¦
¦ ¦спрос; эффект дохода и эффект замещения; ¦ ¦
¦ ¦эластичность; предложение и его факторы; закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности; эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба; виды издержек; фирма; выручка и при- ¦ ¦
¦ ¦быль; принцип максимизации прибыли; предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффек- ¦ ¦
¦ ¦тивность конкурентных рынков; рыночная власть; ¦ ¦
¦ ¦монополия; монополистическая конкуренция; ¦ ¦
¦ ¦олигополия; антимонопольное регулирование; ¦ ¦
¦ ¦спрос на фактор производства; рынок труда; ¦ ¦
¦ ¦спрос и предложение труда; заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость; рынок капитала; процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие ¦ ¦
¦ ¦и благосостояние; распределение доходов; ¦ ¦
¦ ¦неравенство; внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага; роль государства; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономика; национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; без- ¦ ¦
¦ ¦работица и ее формы; инфляция и ее виды; эконо- ¦ ¦
¦ ¦мические циклы; макроэкономическое равновесие; ¦ ¦
¦ ¦совокупный спрос и совокупное предложение; ста- ¦ ¦
¦ ¦билизационная политика; равновесие на товарном ¦ ¦
¦ ¦рынке; потребление и сбережения; инвестиции; ¦ ¦
¦ ¦государственные расходы и налоги; эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; ¦ ¦
¦ ¦деньги и их функции; равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке; денежный мультипликатор; банковская сис- ¦ ¦
¦ ¦тема; денежно-кредитная политика; экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая политика; ¦ ¦
¦ ¦платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; привати-¦ ¦
¦ ¦зация; формы собственности; предпринимательство; ¦ ¦
¦ ¦теневая экономика; рынок труда; распределение и ¦ ¦
¦ ¦доходы; преобразования в социальной сфере; ¦ ¦
¦ ¦структурные сдвиги в экономике; формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦основы вычислительного эксперимента; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы функциональ- ¦ ¦
¦ ¦ного анализа; ¦ ¦
¦ ¦теория вероятностей; теоремы теории вероятностей;¦ ¦
¦ ¦законы распределения случайной величины; ¦ ¦
¦ ¦нормальный закон распределения (одномерный и ¦ ¦
¦ ¦многомерный) и связанные с ним законы; числовые ¦ ¦
¦ ¦характеристики случайной величины; многомерное ¦ ¦
¦ ¦распределение случайных величин; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия и задачи математической статис- ¦ ¦
¦ ¦тики; методы оценивания параметров распределения;¦ ¦
¦ ¦теория проверки статистических гипотез; ¦ ¦
¦ ¦корреляционный дисперсионный анализ; ¦ ¦
¦ ¦корреляционная теория случайных функций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика про- ¦ ¦
¦ ¦цессов сбора, передачи, обработки и накопления ¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки прог- ¦ ¦
¦ ¦раммирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология программи- ¦ ¦
¦ ¦рования; компьютерная графика; локальные и гло- ¦ ¦
¦ ¦бальные сети ЭВМ; основы защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦сведений, составляющих государственную тайну; ¦ ¦
¦ ¦методы защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦500 ¦
¦ ¦Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; электри- ¦ ¦
¦ ¦чество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная ¦ ¦
¦ ¦физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦70 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные системы,¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы, катализаторы и ¦ ¦
¦ ¦каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое равно-¦ ¦
¦ ¦весие, скорость реакции и методы ее регулирова- ¦ ¦
¦ ¦ния, колебательные реакции; реакционная способ- ¦ ¦
¦ ¦ность веществ: химия и Периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая ¦ ¦
¦ ¦связь, комплементарность; химическая идентифи- ¦ ¦
¦ ¦кация: качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико-хими- ¦ ¦
¦ ¦ческий и физический анализ; химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек; структура биосферы, экосис- ¦ ¦
¦ ¦темы, взаимоотношения организма и среды, экология¦ ¦
¦ ¦и здоровье человека; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; экологические принципы рацио- ¦ ¦
¦ ¦нального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы; основы экономики природопользо- ¦ ¦
¦ ¦вания; экозащитная техника и технологии; основы ¦ ¦
¦ ¦экологического права, профессиональная ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность; международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Астрономия ¦100 ¦
¦ ¦Элементы сферической астрономии; системы счета ¦ ¦
¦ ¦времени; оптические телескопы; Солнечная система,¦ ¦
¦ ¦строение, видимые движения планет Солнечной ¦ ¦
¦ ¦системы, законы Кеплера, элементы орбит планет, ¦ ¦
¦ ¦понятие о возмущенном движении; Земля, ¦ ¦
¦ ¦особенности орбитального и вращательного движе- ¦ ¦
¦ ¦ния, прецессия и нутация; Луна, движение Луны, ¦ ¦
¦ ¦фазы Луны, солнечные и лунные затмения; звезды, ¦ ¦
¦ ¦спектральная классификация звезд, Галактика; ¦ ¦
¦ ¦космогонические проблемы; гипотезы Канта, Лапласа¦ ¦
¦ ¦и Джинса, современные представления о происхож- ¦ ¦
¦ ¦дении и эволюции Солнечной системы; основы ¦ ¦
¦ ¦астрофизики; черные дыры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Геоморфология с основами геологии ¦80 ¦
¦ ¦Общие сведения о Земле; эндогенные и экзогенные ¦ ¦
¦ ¦процессы и их рельефообразующее значение; основ- ¦ ¦
¦ ¦ные структуры литосферы; морфология и морфометрия¦ ¦
¦ ¦рельефа; вещественный состав земной коры; ¦ ¦
¦ ¦породообразующие минералы и наиболее распростра- ¦ ¦
¦ ¦ненные горные породы; современные геотектониче- ¦ ¦
¦ ¦ские гипотезы; геологические, геоморфологические,¦ ¦
¦ ¦тектонические и инженерно-геологические карты и ¦ ¦
¦ ¦построение по ним профилей; ¦ ¦
¦ ¦общие сведения о результатах геоморфологического ¦ ¦
¦ ¦и геологического изучения планет Солнечной ¦ ¦
¦ ¦системы и Луны; роль космических методов в ¦ ¦
¦ ¦исследовании планет и их спутников; геоморфоло- ¦ ¦
¦ ¦гическое дешифрирование аэроснимков; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия и теория инженерно-геологических иссле- ¦ ¦
¦ ¦дований ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.08 ¦Физика Земли ¦80 ¦
¦ ¦Происхождение и строение Земли, слои внутри ¦ ¦
¦ ¦Земли; современные движения земной коры; иссле- ¦ ¦
¦ ¦дование магнитного поля Земли; ¦ ¦
¦ ¦состав и строение атмосферы, физические процессы,¦ ¦
¦ ¦происходящие в атмосфере; динамические и тепловые¦ ¦
¦ ¦пограничные слои атмосферы; модели атмосферы, ¦ ¦
¦ ¦используемые при определении поправки в ¦ ¦
¦ ¦геодезические измерения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1890 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1710 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Инженерная графика и топографическое черчение ¦150 ¦
¦ ¦Инженерная графика: стандарты ЕСКД оформления ¦ ¦
¦ ¦чертежей; теоретические основы изображения точек,¦ ¦
¦ ¦прямых, плоскостей и отдельных видов поверхнос- ¦ ¦
¦ ¦тей на плоскости; основы проекционного черчения: ¦ ¦
¦ ¦построение третьего вида по двум заданным, ¦ ¦
¦ ¦выполнение разрезов и наклонного сечения; ¦ ¦
¦ ¦элементы строительного черчения: виды и разрезы ¦ ¦
¦ ¦строительных конструкций; узлы металлических ¦ ¦
¦ ¦конструкций; проекции с числовыми отметками; ¦ ¦
¦ ¦понятие о компьютерной графике; ¦ ¦
¦ ¦топографическое черчение: основные приемы и ¦ ¦
¦ ¦методы топографического черчения; инструменты и ¦ ¦
¦ ¦принадлежности для топографического черчения, ¦ ¦
¦ ¦методы и приемы работы с ними; надписи на ориги- ¦ ¦
¦ ¦налах топографических планов; скоростное письмо ¦ ¦
¦ ¦цифр для оформления результатов геодезических ¦ ¦
¦ ¦измерений; работа акварельными красками; вычер- ¦ ¦
¦ ¦чивание оригиналов топографических планов и ¦ ¦
¦ ¦фотопланов; черчение и гравирование на прозрачных¦ ¦
¦ ¦пластиках ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Теоретическая механика ¦90 ¦
¦ ¦Статика: система сходящихся сил, приведение ¦ ¦
¦ ¦системы сил к заданному центру, управления рав- ¦ ¦
¦ ¦новесия твердого тела, расчет усилий в стержнях ¦ ¦
¦ ¦металлической фермы способом вырезания узлов и ¦ ¦
¦ ¦способом сечений; ¦ ¦
¦ ¦кинематика: кинематика точки, определение ско- ¦ ¦
¦ ¦ростей и ускорений точки при различных способах ¦ ¦
¦ ¦задания ее движения, поступательное и вращатель- ¦ ¦
¦ ¦ное движение твердого тела, плоскопараллельное ¦ ¦
¦ ¦движение твердого тела, сложное движение точки, ¦ ¦
¦ ¦теоремы сложения скоростей и ускорений; ¦ ¦
¦ ¦динамика: динамика материальной точки, свободные ¦ ¦
¦ ¦и вынужденные колебания материальной точки, ¦ ¦
¦ ¦теоремы об изменении количества движения и о ¦ ¦
¦ ¦движении центра масс, теорема об изменении ¦ ¦
¦ ¦кинетического момента, теорема об изменении ¦ ¦
¦ ¦кинетической энергии, принцип Даламбера, общие ¦ ¦
¦ ¦уравнения динамики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Общая электротехника и электроника ¦100 ¦
¦ ¦Введение: роль радиоэлектроники в науке и тех- ¦ ¦
¦ ¦нике, в автоматизации геодезических работ; ¦ ¦
¦ ¦электрические цепи постоянного и переменного ¦ ¦
¦ ¦тока; резонансные явления в цепях переменного ¦ ¦
¦ ¦тока; полупроводниковые приборы, их свойства и ¦ ¦
¦ ¦применение; электронные усилители и генераторы ¦ ¦
¦ ¦электрических сигналов; источники питания элек- ¦ ¦
¦ ¦тронной аппаратуры; импульсные и цифровые элек- ¦ ¦
¦ ¦тронные устройства; передача информации с помощью¦ ¦
¦ ¦радиоволн ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦Значение и роль стандартизации, метрологии и ¦ ¦
¦ ¦сертификации в науке, технике и промышленности; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия метрологии; система единиц ¦ ¦
¦ ¦физических величин; государственная система ¦ ¦
¦ ¦обеспечения единства измерений; методы и средства¦ ¦
¦ ¦измерений; эталоны; поверочные схемы; ¦ ¦
¦ ¦метрологические характеристики средств измерений;¦ ¦
¦ ¦структура и задачи Государственной метрологиче- ¦ ¦
¦ ¦ской службы; организация поверочной деятельности;¦ ¦
¦ ¦оценка качества продукции; показатели качества; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия, этапы и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; государственная система ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; нормативные документы по ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; международная стандартизация; ¦ ¦
¦ ¦система сертификации; экспертный метод оценки ¦ ¦
¦ ¦качества; государственная и отраслевая ¦ ¦
¦ ¦стандартизация, метрология и сертификация в ¦ ¦
¦ ¦топографо-геодезическом производстве ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Человек и среда обитания; характерные состояния ¦ ¦
¦ ¦системы "человек - среда обитания"; основы ¦ ¦
¦ ¦физиологии труда и комфортные условия жизнедея- ¦ ¦
¦ ¦тельности в техносфере; критерии комфортности; ¦ ¦
¦ ¦негативные факторы техносферы, их воздействие ¦ ¦
¦ ¦на человека, техносферу и природную среду; ¦ ¦
¦ ¦критерии безопасности; опасности технических ¦ ¦
¦ ¦систем: отказ, вероятность отказа, качественный ¦ ¦
¦ ¦и количественный анализ опасностей; средства ¦ ¦
¦ ¦снижения травмоопасности и вредного воздействия ¦ ¦
¦ ¦технических систем; безопасность функционирования¦ ¦
¦ ¦автоматизированных и роботизированных произ- ¦ ¦
¦ ¦водств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦управление безопасностью жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦правовые и нормативно-технические основы ¦ ¦
¦ ¦управления; системы контроля требований безо- ¦ ¦
¦ ¦пасности и экологичности; профессиональный отбор ¦ ¦
¦ ¦операторов технических систем; экономические ¦ ¦
¦ ¦последствия и материальные затраты на обеспечение¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области безопас- ¦ ¦
¦ ¦ности жизнедеятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Геодезия ¦320 ¦
¦ ¦Предмет геодезии; научное содержание дисциплины; ¦ ¦
¦ ¦история развития; понятие о форме и размерах ¦ ¦
¦ ¦Земли; определение местоположения точек на земной¦ ¦
¦ ¦поверхности и плоскости; ориентирование; прямая и¦ ¦
¦ ¦обратная геодезические задачи на плоскости; ¦ ¦
¦ ¦изображение земной поверхности на плоскости; ¦ ¦
¦ ¦геодезические измерения и их виды; методы и ¦ ¦
¦ ¦приборы для линейных и угловых измерений; ¦ ¦
¦ ¦измерение превышений; виды нивелирования; приборы¦ ¦
¦ ¦для нивелирования; геометрическое и техническое ¦ ¦
¦ ¦нивелирование, передача и вычисление высот; ¦ ¦
¦ ¦топографические съемки, их виды и масштабы; ¦ ¦
¦ ¦главная геодезическая основа и съемочные сети; ¦ ¦
¦ ¦теодолитные и тахеометрические ходы, передача и ¦ ¦
¦ ¦вычисление координат; съемка подробностей; ¦ ¦
¦ ¦проектирование съемочных сетей для ¦ ¦
¦ ¦топографических съемок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Геодезическое инструментоведение ¦100 ¦
¦ ¦Стандарти

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 560700 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также