СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 062100 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
279 эк/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 062100 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР
1. Общая характеристика специальности
062100 - Управление персоналом
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - менеджер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера высшей квалификации по специальности 062100 - Управление персоналом при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускники специальности Управление персоналом предназначены для работы в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах занятости и биржах труда.
Специалист подготовлен к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.
Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.
Для успешного осуществления такой деятельности выпускник должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства; структуру управления; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; этику делового общения; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 062100 - Управление персоналом, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности в области искусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
062100 - Управление персоналом
3.1. Основная образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программ учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки менеджера
по специальности 062100 - Управление персоналом
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Часы ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другие). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. Грамматические ¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном общении¦ ¦
¦ ¦общего характера. Основные грамматические ¦ ¦
¦ ¦явления, характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. Диалогиче- ¦ ¦
¦ ¦ская и монологическая речь с использованием ¦ ¦
¦ ¦наиболее употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). Аудирование. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи в ¦ ¦
¦ ¦сфере бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых произведе- ¦ ¦
¦ ¦ний: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке специалиста. Ее социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о физи- ¦ ¦
¦ ¦ческой культуре и спорте. Физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. Спорт. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальный выбор видов спорта или систем ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений. Профессионально-приклад- ¦ ¦
¦ ¦ная физическая подготовка. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятия и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория ¦ ¦
¦ ¦исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I. ¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право в ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX в.¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская культура¦ ¦
¦ ¦XIX века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции и¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, демо- ¦ ¦
¦ ¦кратии и авторитаризма. Россия в начале XX в. ¦ ¦
¦ ¦Объективная потребность индустриальной модер- ¦ ¦
¦ ¦низации России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие партии России: генезис, классификация, ¦ ¦
¦ ¦программы, тактика. Россия в условиях мировой ¦ ¦
¦ ¦войны и общенационального кризиса. Революция ¦ ¦
¦ ¦1917 г. Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. Культур-¦ ¦
¦ ¦ная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР ¦ ¦
¦ ¦накануне и в начальный период второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие, общественно-политическая¦ ¦
¦ ¦жизнь, культура, внешняя политика СССР в ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы. Холодная война. Попытки ¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ. НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал.¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культурологиче-¦ ¦
¦ ¦ского знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. Методы¦ ¦
¦ ¦культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦процессы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. Россий- ¦ ¦
¦ ¦ская политическая традиция: истоки, социокуль- ¦ ¦
¦ ¦турные основания, историческая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Современные политологические школы. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество, его происхождение и особенности. ¦ ¦
¦ ¦Особенности становления гражданского общества ¦ ¦
¦ ¦в России. Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы. Политические партии и ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. Политиче- ¦ ¦
¦ ¦ская модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система российского ¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и юридиче- ¦ ¦
¦ ¦ская ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система органов¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административ- ¦ ¦
¦ ¦ные правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты государст- ¦ ¦
¦ ¦венной тайны. Законодательные нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы.¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология личнос-¦ ¦
¦ ¦ти. Межличностные отношения. Психология малых ¦ ¦
¦ ¦групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, ситуационные ¦ ¦
¦ ¦занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факульта-¦ ¦
¦ ¦тивные занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления педагогическим¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистичес- ¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦ Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦ Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная ¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально-стилисти- ¦ ¦
¦ ¦ческий состав книжной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Условия функционирования разговорной речи и ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Лингвистические и ¦ ¦
¦ ¦экстралингвистические факторы публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Сфера функционирования, видовое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦языковые черты официально-делового стиля. ¦ ¦
¦ ¦Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов ¦ ¦
¦ ¦всех языковых уровней в научной речи. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация, отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публичном стиле. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности устной публичной речи. Оратор и его¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформление¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятность, информатив- ¦ ¦
¦ ¦ность и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Языковые формулы официальных документов. Приемы¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль распорядительных документов. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Основные единицы общения (речевое событие, ¦ ¦
¦ ¦речевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи и совершенствование грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения (литературное произношение, ¦ ¦
¦ ¦смысловое ударение, функции порядка слов, ¦ ¦
¦ ¦словоупотребление). Невербальные средства ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Региональный (вузовский компонент) ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦800 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦ ¦
¦ ¦ Математический анализ. Понятие множества. ¦ ¦
¦ ¦Операции над множествами. Понятие окрестности ¦ ¦
¦ ¦точки. Функциональная зависимость. Графики ¦ ¦
¦ ¦основных элементарных функций. Предел числовой ¦ ¦
¦ ¦последовательности. Предел функции. Непрерыв- ¦ ¦
¦ ¦ность функции в точке. Свойства числовых мно- ¦ ¦
¦ ¦жеств и последовательностей. Глобальные свойства¦ ¦
¦ ¦непрерывных функций. Производная и дифференциал.¦ ¦
¦ ¦Основные теоремы о дифференцируемых функциях и ¦ ¦
¦ ¦их приложения. Выпуклость функции. ¦ ¦
¦ ¦Неопределенный интеграл. Несобственные интегра- ¦ ¦
¦ ¦лы. Точечные множества в N-мерном пространстве. ¦ ¦
¦ ¦Функции нескольких переменных, их непрерывность.¦ ¦
¦ ¦Производные и дифференциалы функций нескольких ¦ ¦
¦ ¦переменных. Классические методы оптимизации. ¦ ¦
¦ ¦Функции спроса и предложения. Функция ¦ ¦
¦ ¦полезности. Кривые безразличия. ¦ ¦
¦ ¦ Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. ¦ ¦
¦ ¦Элементы аналитической геометрии на прямой, ¦ ¦
¦ ¦плоскости и в трехмерном пространстве. Определи-¦ ¦
¦ ¦тели. Системы векторов, ранг матрицы. N-мерное ¦ ¦
¦ ¦линейное векторное пространство. Линейные ¦ ¦
¦ ¦операторы и матрицы. Комплексные числа и ¦ ¦
¦ ¦многочлены. Собственные векторы линейных ¦ ¦
¦ ¦операторов. Евклидово пространство. Квадратичные¦ ¦
¦ ¦формы. Системы линейных неравенств. Линейные ¦ ¦
¦ ¦задачи оптимизации. Основные определения и ¦ ¦
¦ ¦задачи линейного программирования. Симплексный ¦ ¦
¦ ¦метод. Теория двойственности. Дискретное ¦ ¦
¦ ¦программирование. Динамическое программирование.¦ ¦
¦ ¦Нелинейное программирование. ¦ ¦
¦ ¦ Теория вероятностей и математическая статисти- ¦ ¦
¦ ¦ка. Сущность и условия применимости теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей. Основные понятия теории вероятнос-¦ ¦
¦ ¦тей. Вероятностное пространство. Случайные ¦ ¦
¦ ¦величины и способы их описания. Модели законов ¦ ¦
¦ ¦распределения вероятностей, наиболее употреб- ¦ ¦
¦ ¦ляемые в социально-экономических приложениях. ¦ ¦
¦ ¦Закон распределения вероятностей для функций ¦ ¦
¦ ¦от известных случайных величин. Неравенство ¦ ¦
¦ ¦Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. ¦ ¦
¦ ¦Особая роль нормального распределения: централь-¦ ¦
¦ ¦ная предельная теорема. Цепи Маркова и их ¦ ¦
¦ ¦использование в моделировании социально-экономи-¦ ¦
¦ ¦ческих процессов. Статистическое оценивание и ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦ Понятие информации. Общая характеристика про- ¦ ¦
¦ ¦цессов сбора, передачи, обработки и накопления ¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач: ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования; локальные и глобальные сети ЭВМ. ¦ ¦
¦ ¦ Основы защиты информации и сведений, методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации. Компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития;¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; пространст- ¦ ¦
¦ ¦во, время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦близкодействие; дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические системы, ¦ ¦
¦ ¦энергетика химических процессов, реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; особенности биологического ¦ ¦
¦ ¦уровня организации материи; принципы эволюции, ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и развития живых систем; ¦ ¦
¦ ¦многообразие живых организмов - основа ¦ ¦
¦ ¦организации и устойчивости биосферы; генетика и ¦ ¦
¦ ¦эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции,¦ ¦
¦ ¦творчество, работоспособность; биоэтика; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье; человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера; необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени; самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский компонент) ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2500 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2000 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Экономическая теория ¦250 ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Экономические ¦ ¦
¦ ¦агенты (рыночные и нерыночные), собственность и ¦ ¦
¦ ¦хозяйствование: структура прав, передача прав, ¦ ¦
¦ ¦согласование обязанностей, экономические ¦ ¦
¦ ¦интересы, цели и средства, проблема выбора ¦ ¦
¦ ¦оптимального решения, экономическая стратегия и ¦ ¦
¦ ¦экономическая политика, конкуренция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические блага и их классификации, полные и¦ ¦
¦ ¦частичные взаимодополняемость и взаимозамещение ¦ ¦
¦ ¦благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и¦ ¦
¦ ¦запасы, номинальные и реальные величины; ¦ ¦
¦ ¦кругообороты благ и доходов; затраты и ¦ ¦
¦ ¦результаты: общие, предельные и средние ¦ ¦
¦ ¦величины; альтернативные издержки (издержки ¦ ¦
¦ ¦отвергнутых возможностей); экономические ¦ ¦
¦ ¦ограничения: граница производственных ¦ ¦
¦ ¦возможностей, компромисс общества между ¦ ¦
¦ ¦эффективностью и равенством, компромисс индивида¦ ¦
¦ ¦между потреблением и досугом; экономические ¦ ¦
¦ ¦риски и неопределенность; внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦(экстерналии); краткосрочный и долгосрочный ¦ ¦
¦ ¦периоды в экономическом анализе; метод ¦ ¦
¦ ¦сравнительной статики, показатели эластичности. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Закон предложения, закон ¦ ¦
¦ ¦спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; ¦ ¦
¦ ¦излишки потребителя и производителя, теории ¦ ¦
¦ ¦поведения потребителя и производителя (пред- ¦ ¦
¦ ¦приятия); монополия, естественная монополия, ¦ ¦
¦ ¦ценовая дискриминация; олигополия, монополис- ¦ ¦
¦ ¦тическая конкуренция, барьеры входа и выхода ¦ ¦
¦ ¦(в отрасли); сравнительное преимущество; ¦ ¦
¦ ¦производственная функция, факторы производства, ¦ ¦
¦ ¦рабочая сила, физический капитал; инфляция и ¦ ¦
¦ ¦безработица; рынки факторов производства, рента,¦ ¦
¦ ¦заработная плата; бюджетное ограничение, кривые ¦ ¦
¦ ¦безразличия, эффект дохода и эффект замещения. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие предприятия, классификация, внешняя и ¦ ¦
¦ ¦внутренняя среда, диверсификация, концентрация ¦ ¦
¦ ¦и централизация производства; открытие и ¦ ¦
¦ ¦закрытие предприятий, санация и банкротство; ¦ ¦
¦ ¦валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтер- ¦ ¦
¦ ¦ская и экономическая, чистый денежный поток, ¦ ¦
¦ ¦приведенная (дисконтированная) стоимость, ¦ ¦
¦ ¦внутренняя норма доходности; переменные и ¦ ¦
¦ ¦постоянные издержки; общие, средние и предельные¦ ¦
¦ ¦величины выручки и издержек, эффективности; ¦ ¦
¦ ¦отдача от масштаба производства (снижающаяся, ¦ ¦
¦ ¦повышающаяся, неизменная); неопределенность: ¦ ¦
¦ ¦технологическая, внутренней и внешней среды, ¦ ¦
¦ ¦риски, страхование, экономическая безопасность. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Общественное воспроизводство, ¦ ¦
¦ ¦резидентные и нерезидентные институциональные ¦ ¦
¦ ¦единицы; макроэкономические показатели: валовой ¦ ¦
¦ ¦внутренний продукт (производство, распределение ¦ ¦
¦ ¦и потребление), личный располагаемый доход, ¦ ¦
¦ ¦конечное потребление, модели потребления, ¦ ¦
¦ ¦сбережения, инвестиции (валовые и чистые); ¦ ¦
¦ ¦национальное богатство, отраслевая и ¦ ¦
¦ ¦секторальная структуры национальной экономики, ¦ ¦
¦ ¦межотраслевой баланс; теневая экономика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие совокупного спроса и совокупного ¦ ¦
¦ ¦предложения (модель AD-AS), мультипликатор ¦ ¦
¦ ¦автономных расходов; адаптивные и рациональные ¦ ¦
¦ ¦ожидания, гистерезис; денежное обращение ¦ ¦
¦ ¦(М. Фридман), сеньораж, количественная теория ¦ ¦
¦ ¦денег, классическая дихотомия; государственный ¦ ¦
¦ ¦бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный¦ ¦
¦ ¦налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги;¦ ¦
¦ ¦закрытая и открытая экономика, фиксированный и ¦ ¦
¦ ¦плавающий курсы валюты, паритет покупательной ¦ ¦
¦ ¦способности; макроэкономическое равновесие и ¦ ¦
¦ ¦реальная процентная ставка (модель IS-LM): ¦ ¦
¦ ¦сравнительный анализ эффективности инструментов ¦ ¦
¦ ¦макроэкономической политики государства; ¦ ¦
¦ ¦стабилизационная политика; технологические ¦ ¦
¦ ¦уклады и "длинные волны"; теории экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и экономического цикла; "золотое правило ¦ ¦
¦ ¦накопления". ¦ ¦
¦ ¦ История экономических учений: особенности ¦ ¦
¦ ¦экономических воззрений в традиционных обществах¦ ¦
¦ ¦(отношение к собственности, труду, богатству, ¦ ¦
¦ ¦деньгам, ссудному проценту), систематизация ¦ ¦
¦ ¦экономических знаний, первые теоретические ¦ ¦
¦ ¦системы (меркантилизм, физиократы, классическая ¦ ¦
¦ ¦политическая экономия, марксизм). Формирование и¦ ¦
¦ ¦эволюция современной экономической мысли: ¦ ¦
¦ ¦маржиналистская революция, австрийская школа, ¦ ¦
¦ ¦неоклассическое направление, кейнсианство, ¦ ¦
¦ ¦монетаризм, институционализм. Вклад российских ¦ ¦
¦ ¦ученых в развитие мировой экономической мысли: ¦ ¦
¦ ¦особенности развития экономической науки в ¦ ¦
¦ ¦России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в ¦ ¦
¦ ¦понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в ¦ ¦
¦ ¦изучение крестьянского хозяйства и ¦ ¦
¦ ¦Н.Д. Кондратьева в понимание экономической ¦ ¦
¦ ¦динамики; традиции экономико-математической ¦ ¦
¦ ¦школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, ¦ ¦
¦ ¦Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, ¦ ¦
¦ ¦Л.В. Канторович) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Статистика ¦220 ¦
¦ ¦ Предмет, метод и задачи статистики; источники ¦ ¦
¦ ¦статистической информации; группировка и сводка ¦ ¦
¦ ¦материалов статистических наблюдений; абсолютные¦ ¦
¦ ¦и относительные величины; средние величины; ¦ ¦
¦ ¦ряды динамики; индексы; статистика продукции; ¦ ¦
¦ ¦статистика численности работников и ¦ ¦
¦ ¦использования рабочего времени; статистика ¦ ¦
¦ ¦производительности труда; статистика заработной ¦ ¦
¦ ¦платы; статистика основных фондов; статистика ¦ ¦
¦ ¦научно-технического прогресса; статистика ¦ ¦
¦ ¦себестоимости ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Финансы и кредит ¦150 ¦
¦ ¦ Сущность и роль финансов и кредита; государст- ¦ ¦
¦ ¦венный бюджет; формирование и использование ¦ ¦
¦ ¦денежных накоплений предприятий; основные ¦ ¦
¦ ¦принципы финансирования и кредитования капиталь-¦ ¦
¦ ¦ных вложений; оборотные средства предприятий, ¦ ¦
¦ ¦система их финансирования и кредитования; ¦ ¦
¦ ¦безналичные расчеты между предприятиями; ¦ ¦
¦ ¦краткосрочный кредит в хозяйственном механизме ¦ ¦
¦ ¦управления предприятием; финансовая работа и ¦ ¦
¦ ¦финансовое планирование в системе управления ¦ ¦
¦ ¦предприятием; роль финансов и кредита в развитии¦ ¦
¦ ¦внешнеэкономической деятельности предприятий ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Бухгалтерский учет ¦150 ¦
¦ ¦ Содержание и функции бухучета. Объекты, предмет¦ ¦
¦ ¦и метод бухгалтерского учета; балансовое ¦ ¦
¦ ¦обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная¦ ¦
¦ ¦запись. Первичное наблюдение, документация, ¦ ¦
¦ ¦учетные регистры, инвентаризация и инвентарь; ¦ ¦
¦ ¦методы стоимостного измерения. Формы ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета; основы бухгалтерской ¦ ¦
¦ ¦(финансовой) отчетности; организация ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета; нормативное регулирование ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерской¦ ¦
¦ ¦информации; цели и концепции финансового учета; ¦ ¦
¦ ¦принципы финансового учета; организационно- ¦ ¦
¦ ¦правовые особенности предприятий и их влияние на¦ ¦
¦ ¦постановку финансового учета хозяйствующих ¦ ¦
¦ ¦объектов; основное содержание и порядок ведения ¦ ¦
¦ ¦учета: денежных средств, дебиторской ¦ ¦
¦ ¦задолженности, инвестиций в основной капитал, ¦ ¦
¦ ¦основных средств, арендованного имущества, ¦ ¦
¦ ¦нематериальных активов, долгосрочных и ¦ ¦
¦ ¦краткосрочных финансовых вложений, производст- ¦ ¦
¦ ¦венных запасов, текущих и долгосрочных обяза- ¦ ¦
¦ ¦тельств, капитала, фондов и резервов, издержек ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности, готовой продукции, ¦ ¦
¦ ¦работ, услуг и их реализации, финансовых ¦ ¦
¦ ¦результатов и использования прибыли, хозяйствен-¦ ¦
¦ ¦ных операций на забалансовых счетах; содержание ¦ ¦
¦ ¦и порядок составления финансовой отчетности. ¦ ¦
¦ ¦Цели и концепции управленческого учета; системы ¦ ¦
¦ ¦учета издержек в связи с особенностями ¦ ¦
¦ ¦технологии и организации производства, проведе- ¦ ¦
¦ ¦нием затрат; учет налоговых и приравненных к ним¦ ¦
¦ ¦издержек; модели формирования издержек в ¦ ¦
¦ ¦финансовом и управленческом учете; системы ¦ ¦
¦ ¦учета издержек по видам затрат; системы ¦ ¦
¦ ¦калькулирования и анализа себестоимости, модели ¦ ¦
¦ ¦формирования издержек; взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦управленческого учета и анализа ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Основы менеджмента ¦ ¦
¦ ¦ Общая теория управления. Закономерности ¦ ¦
¦ ¦управления различными системами. Управление ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическими системами (организа- ¦ ¦
¦ ¦циями). Методологические основы менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦инфраструктура менеджмента; социофакторы и ¦ ¦
¦ ¦этика менеджмента; интеграционные процессы в ¦ ¦
¦ ¦менеджменте; моделирование ситуаций и разработка¦ ¦
¦ ¦решений; природа и состав функций менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦стратегические и тактические планы в системе ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; организационные отношения в системе¦ ¦
¦ ¦менеджмента; формы организации системы ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; мотивация деятельности в ¦ ¦
¦ ¦менеджменте; регулирование и контроль в системе ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; динамика групп и лидерство в ¦ ¦
¦ ¦системе менеджмента; управление человеком и ¦ ¦
¦ ¦управление группой; руководство: власть и ¦ ¦
¦ ¦партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) ¦ ¦
¦ ¦менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы ¦ ¦
¦ ¦эффективности менеджмента ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Теория организации ¦ ¦
¦ ¦ Организация как система; социальная организа- ¦ ¦
¦ ¦ция, хозяйственные организации; организация и ¦ ¦
¦ ¦управление; теория организации и ее место в ¦ ¦
¦ ¦системе научных знаний; закон синергии; закон ¦ ¦
¦ ¦информированности - упорядоченности; закон ¦ ¦
¦ ¦самосохранения; закон единства анализа ¦ ¦
¦ ¦(синтеза); закон развития; законы композиции и ¦ ¦
¦ ¦пропорциональности; специфические законы ¦ ¦
¦ ¦социальной организации; принципы статической ¦ ¦
¦ ¦организации; принципы динамической организации; ¦ ¦
¦ ¦принципы рационализации; проектирование ¦ ¦
¦ ¦организационных систем; развитие организаторской¦ ¦
¦ ¦и организационно-управленческой мысли; организа-¦ ¦
¦ ¦ционная культура; субъекты организаторской ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Социология и психология управления ¦ ¦
¦ ¦ Управление как общественное явление; объект и ¦ ¦
¦ ¦предмет социологии и психологии управления; ¦ ¦
¦ ¦современные тенденции и принципы управления ¦ ¦
¦ ¦социальными организациями; аппарат управления ¦ ¦
¦ ¦как социальная группа; структура и потенциал ¦ ¦
¦ ¦социальной организации; личность; личность и ¦ ¦
¦ ¦малые группы в организации; отношения в соци- ¦ ¦
¦ ¦альной организации - предмет труда руководителя;¦ ¦
¦ ¦социально-управленческая ситуация: понятие, ¦ ¦
¦ ¦методы анализа и регулирования; организационная ¦ ¦
¦ ¦культура как социально-психологическая ¦ ¦
¦ ¦проблема; социальные роли руководителя органи- ¦ ¦
¦ ¦зации; проявление индивидуальных особенностей ¦ ¦
¦ ¦личности в поведении, деятельности и общении; ¦ ¦
¦ ¦мотивация поведения личности в организации; ¦ ¦
¦ ¦психодиагностика предпринимательских и организа-¦ ¦
¦ ¦торских способностей; социальные и психологиче- ¦ ¦
¦ ¦ские основы принятия управленческих решений; ¦ ¦
¦ ¦социальная ответственность менеджера ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦Организационное поведение ¦ ¦
¦ ¦ Теории поведения человека в организации; лич- ¦ ¦
¦ ¦ность и организация; коммуникативное поведение ¦ ¦
¦ ¦в организации; мотивация и результативность ¦ ¦
¦ ¦организации; формирование группового поведения ¦ ¦
¦ ¦в организации; анализ и конструирование ¦ ¦
¦ ¦организации; управление поведением организации; ¦ ¦
¦ ¦лидерство в организации; персональное развитие ¦ ¦
¦ ¦в организации; управление нововведениями в ¦ ¦
¦ ¦организации; поведенческий маркетинг ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Трудовое право ¦ ¦
¦ ¦ Трудовые отношения работников и производные от ¦ ¦
¦ ¦них отношения как предмет трудового права; ¦ ¦
¦ ¦метод и системы трудового права; основные ¦ ¦
¦ ¦принципы трудового права; источники трудового ¦ ¦
¦ ¦права; субъекты трудового права; понятие ¦ ¦
¦ ¦трудового правоотношения; трудовой коллектив; ¦ ¦
¦ ¦права и роль профсоюзов; понятие коллективного ¦ ¦
¦ ¦договора и его роль; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦трудоустройства; понятие трудового договора; ¦ ¦
¦ ¦виды трудовых договоров; контракт; рабочее время¦ ¦
¦ ¦и время отдыха; методы правового регулирования ¦ ¦
¦ ¦заработной платы; тарифная система оплаты ¦ ¦
¦ ¦рабочих и служащих; система заработной платы; ¦ ¦
¦ ¦правила внутреннего распорядка; трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина; материальная ответственность сторон ¦ ¦
¦ ¦трудового правоотношения; охрана труда; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальные и коллективные трудовые споры и ¦ ¦
¦ ¦порядок их разрешения; трудовые конфликты и ¦ ¦
¦ ¦порядок их разрешения; надзор и контроль за ¦ ¦
¦ ¦соблюдением законодательства о труде ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦Основы управления персоналом ¦250 ¦
¦ ¦ Теория управления о роли человека в организа- ¦ ¦
¦ ¦ции. Государственная система управления трудовы-¦ ¦
¦ ¦ми ресурсами. Философия и концепция управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом. Принципы и методы управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом. Организационное проектирование ¦ ¦
¦ ¦системы управления персоналом. Цели, функции, ¦ ¦
¦ ¦организационная структура системы управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом. Кадровое, информационное, техни- ¦ ¦
¦ ¦ческое, нормативно-методическое, правовое и ¦ ¦
¦ ¦делопроизводственное обеспечение системы ¦ ¦
¦ ¦управления персоналом. Кадровая политика и ¦ ¦
¦ ¦стратегия управления персоналом. Кадровое ¦ ¦
¦ ¦планирование: оперативный план работы с персона-¦ ¦
¦ ¦лом, планирование потребности в персонале, ¦ ¦
¦ ¦планирование производительности труда и ¦ ¦
¦ ¦показателей по труду. Технология управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом и его развитием: наем, отбор, прием, ¦ ¦
¦ ¦деловая оценка персонала; профориентация и ¦ ¦
¦ ¦трудовая адаптация, обучение персонала; аттес- ¦ ¦
¦ ¦тация персонала; управление деловой карьерой и ¦ ¦
¦ ¦служебно-профессиональным продвижением, работа ¦ ¦
¦ ¦с кадровым резервом; мотивация и стимулирование ¦ ¦
¦ ¦трудовой деятельности персонала; условия, ¦ ¦
¦ ¦режим и дисциплина труда; высвобождение ¦ ¦
¦ ¦персонала. Оценка результатов труда персонала, ¦ ¦
¦ ¦оценка затрат на персонал. Оценка социальной и ¦ ¦
¦ ¦экономической эффективности проектов ¦ ¦
¦ ¦совершенствования системы процессов управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.11¦Управление трудовыми ресурсами ¦ ¦
¦ ¦ Трудовые ресурсы: формирование и использование.¦ ¦
¦ ¦Количественные и качественные характеристики ¦ ¦
¦ ¦трудовых ресурсов. Миграция трудовых ресурсов: ¦ ¦
¦ ¦сущность, виды, причины. Миграционная политика, ¦ ¦
¦ ¦управление миграционными процессами. Занятость ¦ ¦
¦ ¦населения: понятие, формы, виды. Безработица: ¦ ¦
¦ ¦понятие, характеристика основных типов, причины ¦ ¦
¦ ¦возникновения, тенденции. Методы оценки и ¦ ¦
¦ ¦показатели безработицы. Рынок труда как ¦ ¦
¦ ¦регулятор занятости, безработицы. Структуризация¦ ¦
¦ ¦и сегментация рынков труда. Внешний и ¦ ¦
¦ ¦внутренний рынки труда. Прогнозирование ситуации¦ ¦
¦ ¦на рынке труда. Государственное регулирование ¦ ¦
¦ ¦рынка труда и занятости, основные принципы и ¦ ¦
¦ ¦направления государственной политики в области ¦ ¦
¦ ¦занятости населения. Механизм реализации ¦ ¦
¦ ¦государственной политики занятости. Обеспечение ¦ ¦
¦ ¦занятости на предприятиях и их взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦со службой занятости. Сокращение рабочей силы: ¦ ¦
¦ ¦политика и мероприятия по защите высвобожденных ¦ ¦
¦ ¦работников. Социальные гарантии и компенсации ¦ ¦
¦ ¦гражданам, потерявшим работу, высвобожденным ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060600 - МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также