НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 560700 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный
N 157 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 560700 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления подготовки бакалавра
560700 Природообустройство
1.1. Направление подготовки бакалавра утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 560700 Природообустройство при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- природные объекты в виде географических компонентов геосистем различного уровня: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир;
- природно-техногенные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность компонентов природы.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности
Выпускник подготовлен к выполнению следующих видов деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектная;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательной программы вуза.
1.3.3. Обобщенные задачи профессиональной деятельности и квалификационные требования
Научно-исследовательская деятельность:
- участвует в работах по исследованию процессов, возникающих при антропогенной деятельности;
- участвует в работах по разработке новых технологий природообустройства.
Проектная деятельность:
- участвует в проектировании современных высокоэффективных технически совершенных систем по природоохранному обустройству территорий, мелиорации и рекультивации земель, по созданию культурных ландшафтов, по поддержанию требуемого состояния окружающей среды и проектированию мероприятий по предотвращению, уменьшению или устранению негативных последствий антропогенных воздействий;
- участвует в проведении эколого-экономической экспертизы проектов, влияющих на природные объекты.
Производственно-технологическая деятельность:
- участвует в реализации проектов создания современных высокоэффективных технически совершенных систем по природоохранному обустройству территорий, мелиорации и рекультивации земель, по созданию культурных ландшафтов;
- участвует в реализации проектов высокоэффективных технологий природоохранных мероприятий по поддержанию требуемого состояния окружающей среды и мероприятий по предотвращению, уменьшению или устранению негативных последствий антропогенных воздействий;
- участвует в проведении изысканий по оценке состояния природно-техногенных объектов, по определению исходных данных, необходимых для проектирования объектов природообустройства;
- участвует в проведении анализа природных условий для определения возможности удовлетворения социально-экономических потребностей человека в условиях неопределенности и изменчивости свойств среды;
- выполняет экологический контроль состояния окружающей среды;
- выполняет работы по мониторингу и составлению кадастра природно-техногенных систем и составлению ресурсных и территориальных кадастров.
Организационно-управленческая деятельность:
- выполняет работы по информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю в области природообустройства;
- участвует в разработке методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по осуществлению разработанных проектов и программ в области природообустройства, обеспечивая безотказную и эффективную работу всех сооружений и элементов в соответствии с назначением, проектными параметрами;
- участвует в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы;
- участвует в работе по технико-экономическому анализу принимаемых инженерных решений;
- участвует в обеспечении предприятий природообустройства необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием;
- участвует в проверке соблюдения водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов, осуществляет контроль за восстановлением нарушенных земель, участвует в регламентации отношений между водопользователями, землепользователями, ведении государственного водного и земельного кадастров; инспектирует работу водохозяйственных, мелиоративных, строительных предприятий и организаций, водопользователей и землепользователей;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в определенные сроки;
- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
1.4. Возможности продолжения образования
Выпускник подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 560700 Природообустройство;
- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлениям подготовки дипломированного специалиста:
Природообустройство;
Водные ресурсы и водопользование.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
560700 Природообустройство
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации, срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
ФАК - факультативы
и итоговую аттестацию.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы выпускника определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 560700 Природообустройство
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных ¦ ¦
¦ ¦и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. Грамматические ¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура ¦ ¦
¦ ¦и традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая ¦ ¦
¦ ¦и монологическая речь с использованием ¦ ¦
¦ ¦наиболее употребительных и относительно ¦ ¦
¦ ¦простых лексико-грамматических средств в ¦ ¦
¦ ¦основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. ¦ ¦
¦ ¦Основы публичной речи (устное сообщение, ¦ ¦
¦ ¦доклад). Аудирование. Понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности. Письмо. ¦ ¦
¦ ¦Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. Основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности. Общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. Спорт, индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений. Профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов. Основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения ¦ ¦
¦ ¦истории. Понятия и классификация ¦ ¦
¦ ¦исторического источника. Отечественная ¦ ¦
¦ ¦историография в прошлом и настоящем: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория ¦ ¦
¦ ¦исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов.¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в 11 - ¦ ¦
¦ ¦12 вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в 13 - 15 вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I.¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и ¦ ¦
¦ ¦основные этапы экономического развития ¦ ¦
¦ ¦России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России 19 в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура 19 ¦ ¦
¦ ¦в. и ее вклад в мировую культуру. Роль 20 ¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революция и реформы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале 20 в. ¦ ¦
¦ ¦Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века. Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы. Тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма ¦ ¦
¦ ¦в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в ¦ ¦
¦ ¦30-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999). Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной ¦ ¦
¦ ¦России. Внешнеполитическая деятельность в ¦ ¦
¦ ¦условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и ¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. Методы ¦ ¦
¦ ¦культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия: культура, цивилизация, морфология ¦ ¦
¦ ¦культуры, функция культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая ¦ ¦
¦ ¦и национальная, элитарная и массовая ¦ ¦
¦ ¦культуры. Восточные и западные типы ¦ ¦
¦ ¦культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и ¦ ¦
¦ ¦личность. Инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные ¦ ¦
¦ ¦функции политики. История политических ¦ ¦
¦ ¦учений. Российская политическая традиция: ¦ ¦
¦ ¦истоки, социокультурные основания, ¦ ¦
¦ ¦историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии. ¦ ¦
¦ ¦Электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса. Национально-государственные интересы¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы современности.¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица. Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения ¦ ¦
¦ ¦и административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое ¦ ¦
¦ ¦право. Особенности правового регулирования ¦ ¦
¦ ¦будущей профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. Законодательные и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦правовые акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм.¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие. Психика в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношения сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество.¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемонические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательные системы России. ¦ ¦
¦ ¦Цели, содержание, структуры непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общая форма организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникационные, этические аспекты устной ¦ ¦
¦ ¦и письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала и ¦ ¦
¦ ¦виды вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Условия функционирования разговорной ¦ ¦
¦ ¦речи, роль внеязыковых факторов. Культура ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общности. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальные организации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальные неравенства, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятия социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. Концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса. Формирование мировой ¦ ¦
¦ ¦системы. Место России в мировом обществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. Учение о бытии. ¦ ¦
¦ ¦Монистические и плюралистические концепции ¦ ¦
¦ ¦бытия, самоорганизация бытия. Понятие ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство и ¦ ¦
¦ ¦время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс: личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость, формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. Сознание и ¦ ¦
¦ ¦познание. Сознание, самосознание и личность. ¦ ¦
¦ ¦Познание, творчество, практика. Вера и знание.¦ ¦
¦ ¦Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦значения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирмы. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополии. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный ¦ ¦
¦ ¦доход. Располагаемый личный доход и индексы ¦ ¦
¦ ¦цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее ¦ ¦
¦ ¦виды. Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и функции.¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Форма собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. Структурные¦ ¦
¦ ¦сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Математические и естественнонаучные дисциплины¦2005 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1785 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные ¦ ¦
¦ ¦отображения, булевы алгебры; геометрия: ¦ ¦
¦ ¦аналитическая геометрия, многомерная евклидова¦ ¦
¦ ¦геометрия, дифференциальная геометрия кривых и¦ ¦
¦ ¦поверхностей, элементы топологий; дискретная ¦ ¦
¦ ¦математика: логические исчисления, графы, ¦ ¦
¦ ¦теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; анализ: ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного, дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, модели случайных процессов, ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, принцип максимального ¦ ¦
¦ ¦правдоподобия, статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных; ¦ ¦
¦ ¦математические методы в текстильной технологии¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования; компьютерная графика; ¦ ¦
¦ ¦локальные сети и их использование в решении ¦ ¦
¦ ¦прикладных задач обработки данных; защита ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики, закон Ньютона, ¦ ¦
¦ ¦уравнение движения и равновесия твердого ¦ ¦
¦ ¦тела, законы сохранения (импульса, момента ¦ ¦
¦ ¦импульса, энергии), уравнение Бернулли, закон ¦ ¦
¦ ¦Гука, статистическая физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦распределение Максвелла, закон Больцмана, ¦ ¦
¦ ¦первое начало термодинамики, второе начало ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, электричество и магнетизм, ¦ ¦
¦ ¦закон Кулона, электростатическая теорема ¦ ¦
¦ ¦Гаусса, законы Ома, Джоуля - Ленца, Фарадея - ¦ ¦
¦ ¦Максвелла, правило Кирхгофа, физика колебаний ¦ ¦
¦ ¦и волн, уравнение гармонических колебаний, ¦ ¦
¦ ¦сложение колебаний, резонанс, свободные ¦ ¦
¦ ¦затухающие колебания; физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования; реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ: химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая¦ ¦
¦ ¦связь; химическая идентификация: качественный ¦ ¦
¦ ¦и количественный анализ, аналитический ¦ ¦
¦ ¦сигнал, химический, физико-химический и ¦ ¦
¦ ¦физический анализ; химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Общая экология и биология ¦150 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды, ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы, экозащитная техника и технологии, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность, ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Науки о Земле ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Почвоведение ¦115 ¦
¦ ¦Роль почвы в биосферных процессах, факторы ¦ ¦
¦ ¦и условия почвообразования, основные ¦ ¦
¦ ¦почвенные процессы, обмен энергией и ¦ ¦
¦ ¦веществом между литосферой, биосферой и ¦ ¦
¦ ¦внешней средой, закон зональности, основные ¦ ¦
¦ ¦типы и свойства почв по почвенно- ¦ ¦
¦ ¦географическим зонам, строение и состав ¦ ¦
¦ ¦почв, моделирование и прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦почвенных процессов, изменения почв при ¦ ¦
¦ ¦освоении, мелиорации и рекультивации, ¦ ¦
¦ ¦бонитировка и экономическая оценка почв, ¦ ¦
¦ ¦окультуривание почв, эрозия почв ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Геология и гидрогеология ¦85 ¦
¦ ¦Земля и земная кора, происхождение, ¦ ¦
¦ ¦строение, состав и свойства. Геохронология ¦ ¦
¦ ¦и геотектоника. Минералы: состав; ¦ ¦
¦ ¦состояние; свойства и краткая ¦ ¦
¦ ¦кристаллохимическая классификация. Горные ¦ ¦
¦ ¦породы, их происхождение, состав, свойства и ¦ ¦
¦ ¦классификации. Геологические процессы и ¦ ¦
¦ ¦явления. Геологические карты и разрезы. ¦ ¦
¦ ¦Вода в природе. Круговорот воды в природе. ¦ ¦
¦ ¦Виды воды в горных породах и минералах. ¦ ¦
¦ ¦Классификация подземных вод по ¦ ¦
¦ ¦происхождению, условиям залегания, составу ¦ ¦
¦ ¦и типам водосодержащих пород. Основы ¦ ¦
¦ ¦динамики подземных вод. Режим, баланс, ¦ ¦
¦ ¦запасы, ресурсы и охрана подземных вод. ¦ ¦
¦ ¦Использование подземных вод ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.08 ¦Климатология, метеорология и гидрология ¦85 ¦
¦ ¦Климат и климатообразующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦метеорологические наблюдения и прогнозы; ¦ ¦
¦ ¦атмосфера, ее состав и строение; солнечная ¦ ¦
¦ ¦радиация и радиационный баланс; теплообмен, ¦ ¦
¦ ¦влагооборот и атмосферная циркуляция; погода, ¦ ¦
¦ ¦физические процессы и метеорологические ¦ ¦
¦ ¦факторы, определяющие погоду. ¦ ¦
¦ ¦Общие закономерности гидрологических ¦ ¦
¦ ¦процессов; формирование поверхностного ¦ ¦
¦ ¦стока; водный баланс Земли, суши и речного ¦ ¦
¦ ¦бассейна; генетические и статистические ¦ ¦
¦ ¦методы расчета основных характеристик ¦ ¦
¦ ¦годового стока и его внутригодового ¦ ¦
¦ ¦распределения; расчеты максимального и ¦ ¦
¦ ¦минимального стока, испарения с водной ¦ ¦
¦ ¦поверхности и суши. Методы и приборы ¦ ¦
¦ ¦измерения уровней и глубин воды, скоростей ¦ ¦
¦ ¦течения, расходов воды, речных наносов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦120 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2514 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2244 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Ландшафты и природно-техногенные комплексы ¦142 ¦
¦ ¦Компоненты природы; геосистемы; иерархия ¦ ¦
¦ ¦геосистем; ландшафты; свойства геосистем; ¦ ¦
¦ ¦функционирование геосистем; геосистемы как ¦ ¦
¦ ¦объекты природообустройства; техногенные ¦ ¦
¦ ¦воздействия на геосистемы; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦геосистем; измененные ландшафты, культурные ¦ ¦
¦ ¦ландшафты; агрогеосистемы. ¦ ¦
¦ ¦Виды природно-техногенных комплексов, ¦ ¦
¦ ¦возникающих при природообустройстве: ¦ ¦
¦ ¦гидромелиоративные системы, инженерно- ¦ ¦
¦ ¦экологические системы, природоохранные ¦ ¦
¦ ¦комплексы, водохозяйственные системы, ¦ ¦
¦ ¦экологические инфраструктуры; принципы их ¦ ¦
¦ ¦создания и управления; геосистемный подход; ¦ ¦
¦ ¦особенности и закономерности функционирования,¦ ¦
¦ ¦устойчивость, экологическая безопасность; ¦ ¦
¦ ¦методы и способы моделирования: натурные ¦ ¦
¦ ¦исследования и эксперименты, лабораторные ¦ ¦
¦ ¦исследования, физическое, аналоговое и ¦ ¦
¦ ¦математическое моделирование; прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦природных и техногенных процессов, в том ¦ ¦
¦ ¦числе чрезвычайных ситуаций. ¦ ¦
¦ ¦Необходимость и задачи мониторинга, ¦ ¦
¦ ¦экологическая значимость и информационные ¦ ¦
¦ ¦свойства; уровни организации мониторинга: ¦ ¦
¦ ¦глобальный, национальный, региональный, ¦ ¦
¦ ¦локальный, специальный; особенности ¦ ¦
¦ ¦мониторинга природных объектов и природно- ¦ ¦
¦ ¦техногенных комплексов; информационная ¦ ¦
¦ ¦база: состав, объем и периодичность ¦ ¦
¦ ¦наблюдений; использование данных мониторинга ¦ ¦
¦ ¦при управлении природно-техногенными ¦ ¦
¦ ¦комплексами. ¦ ¦
¦ ¦Геоинформационные технологии. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированные системы сбора и хранения ¦ ¦
¦ ¦и анализа информации. Основы ¦ ¦
¦ ¦автоматизированных систем проектно- ¦ ¦
¦ ¦изыскательских работ в природообустройстве. ¦ ¦
¦ ¦Форма представления визуальной информации, ¦ ¦
¦ ¦электронные и цифровые карты. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированные системы мониторинга ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Рациональное природопользование ¦255 ¦
¦ ¦Рациональное природопользование как один из ¦ ¦
¦ ¦компонентов природообустройства. Виды ¦ ¦
¦ ¦природопользования: ресурсное, ¦ ¦
¦ ¦территориальное, отраслевое. Принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального природопользования. ¦ ¦
¦ ¦Земельные ресурсы, их классификация, ¦ ¦
¦ ¦особенности использования земель различного ¦ ¦
¦ ¦назначения, методика проведения мониторинга ¦ ¦
¦ ¦и составления кадастра земельных ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦надзор и контроль за рациональным ¦ ¦
¦ ¦использованием земельных ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственные земли, особенности ¦ ¦
¦ ¦агротехники различных культур, проектирование ¦ ¦
¦ ¦севооборотов, водопотребление ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных культур, особенности ¦ ¦
¦ ¦возделывания растений на мелиорируемых землях.¦ ¦
¦ ¦Водные ресурсы. Цели, задачи и структура ¦ ¦
¦ ¦водного хозяйства; водохозяйственные ¦ ¦
¦ ¦объекты; водохозяйственные комплексы и ¦ ¦
¦ ¦системы, межбассейновые и внутрибассейновые ¦ ¦
¦ ¦перераспределения водных ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦отраслевое водное хозяйство: коммунальное, ¦ ¦
¦ ¦промышленное и сельскохозяйственное ¦ ¦
¦ ¦водоснабжение, гидроэнергетика, водный ¦ ¦
¦ ¦транспорт, орошение и осушение земель, ¦ ¦
¦ ¦рыбное хозяйство; защита территории от ¦ ¦
¦ ¦наводнений, подтопления и затопления; ¦ ¦
¦ ¦управление водным хозяйством: бассейновые и ¦ ¦
¦ ¦территориальные органы управления и контроля; ¦ ¦
¦ ¦государственный мониторинг водных объектов. ¦ ¦
¦ ¦Основные положения регулирования стока. ¦ ¦
¦ ¦Леса России; древесно-кустарниковые породы, ¦ ¦
¦ ¦условия их произрастания; степное защитное ¦ ¦
¦ ¦лесоразведение; полезащитные, ¦ ¦
¦ ¦гидролесомелиоративные, зоолесомелиоративные, ¦ ¦
¦ ¦противоэрозионные, оздоровительные ¦ ¦
¦ ¦лесонасаждения; закрепление песков; ¦ ¦
¦ ¦агромелиоративные приемы на водосборах; ¦ ¦
¦ ¦озеленение населенных пунктов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Экологическое нормирование и кадастры ¦170 ¦
¦ ¦Понятие о качестве природной среды как ¦ ¦
¦ ¦среды обитания, виды антропогенной нагрузки ¦ ¦
¦ ¦на природу в целом и отдельные ¦ ¦
¦ ¦экологические компоненты. Оценка ¦ ¦
¦ ¦воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ¦ ¦
¦ ¦отдельные компоненты природы. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия и термины в ОВОС. Правовое и ¦ ¦
¦ ¦нормативное обеспечение ОВОС. Нормативные ¦ ¦
¦ ¦требования к составу проектных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Состав исходной природно-климатической и ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической информации в ¦ ¦
¦ ¦проектах, подлежащих государственной ¦ ¦
¦ ¦экологической экспертизе. Параметры и ¦ ¦
¦ ¦критерии оценки состояния территории в зоне ¦ ¦
¦ ¦расположения объекта проектирования. ¦ ¦
¦ ¦Экологическая характеристика проектируемого ¦ ¦
¦ ¦объекта как источника воздействия. Оценка ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических условий района ¦ ¦
¦ ¦проектирования. Общественное здоровье. ¦ ¦
¦ ¦Структура проектов с разделами ОВОС. ¦ ¦
¦ ¦Экологическая экспертиза как законодательно- ¦ ¦
¦ ¦нормативная процедура. Закон РФ об ¦ ¦
¦ ¦экологической экспертизе. Виды, стадии и этапы¦ ¦
¦ ¦экологической экспертизы. Формы и порядок ¦ ¦
¦ ¦проведения экологической экспертизы на разных ¦ ¦
¦ ¦стадиях инженерной деятельности. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦заключение. Последствия отрицательного ¦ ¦
¦ ¦решения. Финансирование государственной ¦ ¦
¦ ¦экологической экспертизы. Понятия ¦ ¦
¦ ¦экологической сертификации и экологического ¦ ¦
¦ ¦аудита. Объекты, этапы и процедура проведения ¦ ¦
¦ ¦экологического аудита. Экологические паспорта ¦ ¦
¦ ¦предприятий. Экологические требования к ¦ ¦
¦ ¦персоналу, процессам, результатам деятельности¦ ¦
¦ ¦(продукции) и отходам производства. ¦ ¦
¦ ¦Законодательно-нормативное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦экологической сертификации и экологического ¦ ¦
¦ ¦аудита. ¦ ¦
¦ ¦Состояние защищенности жизненно важных ¦ ¦
¦ ¦экологических интересов человека. ¦ ¦
¦ ¦Благоприятная для жизни окружающая среда. ¦ ¦
¦ ¦Экологический вред здоровью человека от ¦ ¦
¦ ¦воздействия окружающей среды. Экологический ¦ ¦
¦ ¦вред природной среды. Экологический риск, ¦ ¦
¦ ¦установленный предел вредного воздействия ¦ ¦
¦ ¦человека на среду обитания. Нормальный ¦ ¦
¦ ¦экологический риск. Зоны чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦экологических ситуаций. Принципы, механизмы ¦ ¦
¦ ¦возмещения вреда окружающей среде, ¦ ¦
¦ ¦состоянию здоровья населения, обеспечения ¦ ¦
¦ ¦экологической безопасности. ¦ ¦
¦ ¦Экологические нормативы. Санитарно- ¦ ¦
¦ ¦гигиенические нормативы качества. ¦ ¦
¦ ¦Производственно-хозяйственные нормативы ¦ ¦
¦ ¦качества. Комплексные нормативы качества. ¦ ¦
¦ ¦Предельно допустимые нагрузки (ПДН) и ¦ ¦
¦ ¦уровни. Отраслевые и региональные ПДН. ¦ ¦
¦ ¦Санитарные, защитные зоны, охранительные и ¦ ¦
¦ ¦защитные функции. Функциональное ¦ ¦
¦ ¦зонирование окружающей природной среды. ¦ ¦
¦ ¦Основные определения и понятия в области ¦ ¦
¦ ¦кадастров; государственные кадастры:

НАПРАВЛЕНИЕ 560100 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также