СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061700 - СТАТИСТИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
264 эк/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061700 - СТАТИСТИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ
1. Общая характеристика специальности 061700 - Статистика
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - экономист.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 061700 - Статистика при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Деятельность специалиста по статистике состоит в: эконометрическом и балансовом моделировании экономических и социальных процессов на различных уровнях управления, включая задачи анализа и прогнозирования статистических показателей для количественной оценки социально-экономической ситуации на микро-, макро- и глобальном уровнях; проведении статистического анализа и прогнозирования.
Объектами профессиональной деятельности экономиста являются: органы государственного, регионального и муниципального управления, финансовые, экономические и аналитические подразделения предприятий и учреждений всех организационно-правовых форм, включая отделы развития и маркетинга частных фирм и ассоциаций, банков и страховых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов, требующих комплексных знаний в области экономики, статистики и компьютерных технологий.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 061700 - Статистика, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
3.1. Основная образовательная программа подготовки экономиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки экономиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки экономиста
по специальности 061700 - Статистика
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1396 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦Не менее¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦340 ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другие). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦Не менее¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦408 ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятия и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦ Эволюция восточнославянской государственности¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические ¦ ¦
¦ ¦изменения в русских землях в XIII - XV вв. ¦ ¦
¦ ¦Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота в 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности.¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы современности.¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦ Правовое государство. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица.¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. Структура психики.¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦Основные психические процессы. Структура ¦ ¦
¦ ¦сознания. Познавательные процессы. Ощущение. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие. Представление. Воображение. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых ¦ ¦
¦ ¦групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные категории¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. Семья как¦ ¦
¦ ¦субъект педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. Жанровая дифференциация и отбор ¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и ¦ ¦
¦ ¦социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Общая экономическая теория. Экономические ¦ ¦
¦ ¦агенты (рыночные и нерыночные), собственность ¦ ¦
¦ ¦и хозяйствование: структура прав, передача ¦ ¦
¦ ¦прав, согласование обязанностей, экономические¦ ¦
¦ ¦интересы, цели и средства, проблема выбора ¦ ¦
¦ ¦оптимального решения, экономическая стратегия ¦ ¦
¦ ¦и экономическая политика, конкуренция и ее ¦ ¦
¦ ¦виды; экономические блага и их классификации, ¦ ¦
¦ ¦полные и частичные взаимодополняемость и ¦ ¦
¦ ¦взаимозамещение благ, фактор времени и ¦ ¦
¦ ¦дисконтирование, потоки и запасы, номинальные ¦ ¦
¦ ¦и реальные величины; кругообороты благ и ¦ ¦
¦ ¦доходов; затраты и результаты: общие, ¦ ¦
¦ ¦предельные и средние величины; альтернативные ¦ ¦
¦ ¦издержки (издержки отвергнутых возможностей); ¦ ¦
¦ ¦экономические ограничения: граница ¦ ¦
¦ ¦производственных возможностей, компромисс ¦ ¦
¦ ¦общества между эффективностью и равенством, ¦ ¦
¦ ¦компромисс индивида между потреблением и ¦ ¦
¦ ¦досугом; экономические риски и ¦ ¦
¦ ¦неопределенность; внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦(экстерналии); краткосрочный и долгосрочный ¦ ¦
¦ ¦периоды в экономическом анализе; метод ¦ ¦
¦ ¦сравнительной статики, показатели ¦ ¦
¦ ¦эластичности. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Закон предложения, закон ¦ ¦
¦ ¦спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; ¦ ¦
¦ ¦излишки потребителя и производителя, теории ¦ ¦
¦ ¦поведения потребителя и производителя ¦ ¦
¦ ¦(предприятия); монополия, естественная ¦ ¦
¦ ¦монополия, ценовая дискриминация; олигополия, ¦ ¦
¦ ¦монополистическая конкуренция, барьеры входа и¦ ¦
¦ ¦выхода (в отрасли); сравнительное ¦ ¦
¦ ¦преимущество; производственная функция, ¦ ¦
¦ ¦факторы производства, рабочая сила, физический¦ ¦
¦ ¦капитал; инфляция и безработица; рынки ¦ ¦
¦ ¦факторов производства, рента, заработная ¦ ¦
¦ ¦плата; бюджетное ограничение, кривые ¦ ¦
¦ ¦безразличия, эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦ Понятие предприятия, классификация, внешняя и¦ ¦
¦ ¦внутренняя среда, диверсификация, концентрация¦ ¦
¦ ¦и централизация производства; открытие и ¦ ¦
¦ ¦закрытие предприятий, санация и банкротство; ¦ ¦
¦ ¦валовые выручка и издержки; прибыль ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерская и экономическая, чистый денежный¦ ¦
¦ ¦поток, приведенная (дисконтированная) ¦ ¦
¦ ¦стоимость, внутренняя норма доходности; ¦ ¦
¦ ¦переменные и постоянные издержки; общие, ¦ ¦
¦ ¦средние и предельные величины выручки и ¦ ¦
¦ ¦издержек, эффективности; отдача от масштаба ¦ ¦
¦ ¦производства (снижающаяся, повышающаяся, ¦ ¦
¦ ¦неизменная); неопределенность: ¦ ¦
¦ ¦технологическая, внутренней и внешней среды, ¦ ¦
¦ ¦риски, страхование, экономическая ¦ ¦
¦ ¦безопасность. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Общественное воспроизводство,¦ ¦
¦ ¦резидентные и нерезидентные институциональные ¦ ¦
¦ ¦единицы; макроэкономические показатели: ¦ ¦
¦ ¦валовой внутренний продукт (производство, ¦ ¦
¦ ¦распределение и потребление), личный ¦ ¦
¦ ¦располагаемый доход, конечное потребление, ¦ ¦
¦ ¦модели потребления, сбережения, инвестиции ¦ ¦
¦ ¦(валовые и чистые); национальное богатство, ¦ ¦
¦ ¦отраслевая и секторальная структуры ¦ ¦
¦ ¦национальной экономики, межотраслевой баланс; ¦ ¦
¦ ¦теневая экономика; равновесие совокупного ¦ ¦
¦ ¦спроса и совокупного предложения (модель ¦ ¦
¦ ¦AD-AS), мультипликатор автономных расходов; ¦ ¦
¦ ¦адаптивные и рациональные ожидания, ¦ ¦
¦ ¦гистерезис; денежное обращение (М. Фридман), ¦ ¦
¦ ¦сеньораж, количественная теория денег, ¦ ¦
¦ ¦классическая дихотомия; государственный ¦ ¦
¦ ¦бюджет, его дефицит и профицит, ¦ ¦
¦ ¦пропорциональный налог, прямые и косвенные ¦ ¦
¦ ¦налоги, чистые налоги; закрытая и открытая ¦ ¦
¦ ¦экономика, фиксированный и плавающий курсы ¦ ¦
¦ ¦валюты, паритет покупательной способности; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономическое равновесие и реальная ¦ ¦
¦ ¦процентная ставка (модель IS-LM): ¦ ¦
¦ ¦сравнительный анализ эффективности ¦ ¦
¦ ¦инструментов макроэкономической политики ¦ ¦
¦ ¦государства; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦технологические уклады и "длинные волны"; ¦ ¦
¦ ¦теории экономического роста и экономического ¦ ¦
¦ ¦цикла; "золотое правило накопления". ¦ ¦
¦ ¦ Переходная экономика: либерализация цен, ¦ ¦
¦ ¦приватизация собственности, инфраструктура ¦ ¦
¦ ¦хозяйствования, структурная перестройка ¦ ¦
¦ ¦экономики, влияние глобализации на выбор ¦ ¦
¦ ¦стратегии национальной экономики. ¦ ¦
¦ ¦ История экономических учений: особенности ¦ ¦
¦ ¦экономических воззрений в традиционных ¦ ¦
¦ ¦обществах (отношение к собственности, труду, ¦ ¦
¦ ¦богатству, деньгам, ссудному проценту), ¦ ¦
¦ ¦систематизация экономических знаний, первые ¦ ¦
¦ ¦теоретические системы (меркантилизм, ¦ ¦
¦ ¦физиократы, классическая политическая ¦ ¦
¦ ¦экономия, марксизм). Формирование и эволюция ¦ ¦
¦ ¦современной экономической мысли: ¦ ¦
¦ ¦маржиналистская революция, австрийская школа, ¦ ¦
¦ ¦неоклассическое направление, кейнсианство, ¦ ¦
¦ ¦монетаризм, институционализм. Вклад российских¦ ¦
¦ ¦ученых в развитие мировой экономической мысли:¦ ¦
¦ ¦особенности развития экономической науки в ¦ ¦
¦ ¦России, научный вклад М.И. Туган-Барановского ¦ ¦
¦ ¦в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова¦ ¦
¦ ¦в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. ¦ ¦
¦ ¦Кондратьева в понимание экономической ¦ ¦
¦ ¦динамики; традиции экономико-математической ¦ ¦
¦ ¦школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. ¦ ¦
¦ ¦Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. ¦ ¦
¦ ¦Канторович) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00¦Региональный (вузовский) компонент (30%); ¦404 ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00¦по выбору студента, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) (15%) ¦202 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1250 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦ ¦
¦ ¦ Математический анализ. Понятие множества. ¦ ¦
¦ ¦Операции над множествами. Понятие окрестности ¦ ¦
¦ ¦точки. Функциональная зависимость. Графики ¦ ¦
¦ ¦основных элементарных функций. Предел числовой¦ ¦
¦ ¦последовательности. Предел функции. ¦ ¦
¦ ¦Непрерывность функции в точке. Свойства ¦ ¦
¦ ¦числовых множеств и последовательностей. ¦ ¦
¦ ¦Глобальные свойства непрерывных функций. ¦ ¦
¦ ¦Производная и дифференциал. Основные теоремы о¦ ¦
¦ ¦дифференцируемых функциях и их приложения. ¦ ¦
¦ ¦Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. ¦ ¦
¦ ¦Несобственные интегралы. Точечные множества в ¦ ¦
¦ ¦N-мерном пространстве. Функции нескольких ¦ ¦
¦ ¦переменных, их непрерывность. Производные и ¦ ¦
¦ ¦дифференциалы функций нескольких переменных. ¦ ¦
¦ ¦Классические методы оптимизации. Функции ¦ ¦
¦ ¦спроса и предложения. Функция полезности. ¦ ¦
¦ ¦Кривые безразличия. ¦ ¦
¦ ¦ Линейная алгебра. Системы линейных уравнений.¦ ¦
¦ ¦Элементы аналитической геометрии на прямой, ¦ ¦
¦ ¦плоскости и в трехмерном пространстве. ¦ ¦
¦ ¦Определители. Системы векторов, ранг матрицы. ¦ ¦
¦ ¦ N-мерное линейное векторное пространство. ¦ ¦
¦ ¦Линейные операторы и матрицы. Комплексные ¦ ¦
¦ ¦числа и многочлены. Собственные векторы ¦ ¦
¦ ¦линейных операторов. Евклидово пространство. ¦ ¦
¦ ¦Квадратичные формы. Системы линейных ¦ ¦
¦ ¦неравенств. Линейные задачи оптимизации. ¦ ¦
¦ ¦ Численные методы. Типы ошибок, численные ¦ ¦
¦ ¦методы и их значение в компьютерных ¦ ¦
¦ ¦исследованиях. Проблема сходимости. ¦ ¦
¦ ¦Погрешность численного решения задачи. ¦ ¦
¦ ¦Итеративные методы решения нелинейных ¦ ¦
¦ ¦уравнений. Численные методы линейной алгебры. ¦ ¦
¦ ¦Приближение функций. Численное ¦ ¦
¦ ¦дифференцирование и интегрирование. Понятия ¦ ¦
¦ ¦аппроксимации, устойчивости и сходимости. ¦ ¦
¦ ¦Численные методы решения обыкновенных ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных уравнений. Численные методы ¦ ¦
¦ ¦оптимизации ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Основные понятия о современных информационных¦ ¦
¦ ¦технологиях; аппаратные и программные средства¦ ¦
¦ ¦персональных ЭВМ; использование персональных ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ в локальных и глобальных вычислительных ¦ ¦
¦ ¦сетях; основные принципы алгоритмизации и ¦ ¦
¦ ¦программирования; операционные системы: ¦ ¦
¦ ¦назначение, файлы и их организация на дисках, ¦ ¦
¦ ¦основные команды; программы-утилиты и ¦ ¦
¦ ¦программы-оболочки; текстовые редакторы и ¦ ¦
¦ ¦текстовые процессоры: функциональные ¦ ¦
¦ ¦возможности и области применения; электронные ¦ ¦
¦ ¦таблицы: основные команды, функции, области ¦ ¦
¦ ¦применения; системы управления базами данных: ¦ ¦
¦ ¦основные сведения и области применения. ¦ ¦
¦ ¦Программирование ¦ ¦
¦ ¦ Введение в вычислительные процессы и ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизацию процессов обработки данных; ¦ ¦
¦ ¦языки программирования и их назначение. ¦ ¦
¦ ¦ Среда программирования; представление данных ¦ ¦
¦ ¦в языке программирования; выражения, ¦ ¦
¦ ¦встроенные функции и процедуры; описание ¦ ¦
¦ ¦базовых структур; программирование линейных и ¦ ¦
¦ ¦ветвящихся вычислительных процессов; ¦ ¦
¦ ¦программирование циклических процессов; ¦ ¦
¦ ¦процедуры и их использование в программах; ¦ ¦
¦ ¦организация ввода-вывода данных; ¦ ¦
¦ ¦программирование построения и ввода табличных ¦ ¦
¦ ¦форм; работа с файлами; динамические ¦ ¦
¦ ¦переменные и указатели. Методы проектирования ¦ ¦
¦ ¦программ. Разработка диалогов и оконных ¦ ¦
¦ ¦приложений ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепция современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культура; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; ¦ ¦
¦ ¦панорама современного естествознания; ¦ ¦
¦ ¦тенденция развития; корпускулярная и ¦ ¦
¦ ¦континуальная концепции описания природы; ¦ ¦
¦ ¦порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; ¦ ¦
¦ ¦микро-, макро- и мегамиры; пространство, ¦ ¦
¦ ¦принципы относительности; принципы симметрии; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения; взаимодействие; ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принципы возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические системы, энергетика химических ¦ ¦
¦ ¦процессов, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня и ¦ ¦
¦ ¦организации материи; принципы эволюции, ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и развития живых систем; ¦ ¦
¦ ¦многообразие живых организмов - основа ¦ ¦
¦ ¦организации и устойчивости биосферы; генетика ¦ ¦
¦ ¦и эволюция; человек: физиология, здоровье, ¦ ¦
¦ ¦эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика; человек, биосфера и космические ¦ ¦
¦ ¦циклы; ноосфера; необратимость времени; ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принципы универсального эволюционизма; путь к ¦ ¦
¦ ¦единой культуре ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Дисциплины, установленные УМО ¦250 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Теория вероятностей и математическая ¦ ¦
¦ ¦статистика ¦ ¦
¦ ¦ Теория вероятностей. Правила действия со ¦ ¦
¦ ¦случайными событиями и вероятностями. ¦ ¦
¦ ¦ Случайные величины и законы распределения ¦ ¦
¦ ¦вероятностей. ¦ ¦
¦ ¦ Основные числовые характеристики случайных ¦ ¦
¦ ¦величин. ¦ ¦
¦ ¦ Модели законов распределения вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦наиболее распространенные в практике ¦ ¦
¦ ¦статистических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Закон больших чисел и центральная предельная ¦ ¦
¦ ¦теорема. ¦ ¦
¦ ¦ Последовательности случайных величин в ¦ ¦
¦ ¦дискретном вероятностном пространстве, цепи ¦ ¦
¦ ¦Маркова. ¦ ¦
¦ ¦ Математическая статистика. Генеральная ¦ ¦
¦ ¦совокупность, выборка и основные способы ее ¦ ¦
¦ ¦организации. Основные выборочные ¦ ¦
¦ ¦характеристики и их свойства. ¦ ¦
¦ ¦ Законы распределения выборочных характеристик¦ ¦
¦ ¦в нормальной генеральной совокупности. ¦ ¦
¦ ¦ Вариационный ряд и порядковые статистики. ¦ ¦
¦ ¦ Статистическое оценивание параметров. ¦ ¦
¦ ¦Точечные оценки и их свойства. Метод ¦ ¦
¦ ¦максимального правдоподобия и метод моментов. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об интервальных оценках и ¦ ¦
¦ ¦доверительных областях. Интервальные оценки ¦ ¦
¦ ¦математического ожидания, дисперсии и ¦ ¦
¦ ¦вероятности. ¦ ¦
¦ ¦ Статистическая проверка гипотез. Основные ¦ ¦
¦ ¦типы гипотез и общая логическая схема ¦ ¦
¦ ¦статистического критерия. Характеристики ¦ ¦
¦ ¦качества статистического критерия. Критерии ¦ ¦
¦ ¦согласия, однородности и о числовых значениях ¦ ¦
¦ ¦параметра ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Информационные технологии в статистике ¦ ¦
¦ ¦ Основы проектирования информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий, средства описания статистической ¦ ¦
¦ ¦информации (классификаторы, отчеты, массивы ¦ ¦
¦ ¦информации на различных носителях); ¦ ¦
¦ ¦технологические процессы обработки информации ¦ ¦
¦ ¦(формирование и ведение информационной базы, ¦ ¦
¦ ¦решение регламентных задач и задач ¦ ¦
¦ ¦информационно-справочного обслуживания, ¦ ¦
¦ ¦обработки материалов переписей и ¦ ¦
¦ ¦обследований); эффективность внедрения ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий; обработка ¦ ¦
¦ ¦информации в органах государственной ¦ ¦
¦ ¦статистики, предприятиях и фирмах. Статистика ¦ ¦
¦ ¦в Internet ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент (20%) ¦150 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2640 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2080 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.01¦История статистики ¦ ¦
¦ ¦ Зарождение социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦статистики. Статистика XVII - XVIII веков. ¦ ¦
¦ ¦Зарубежная статистика XIX века. Статистика в ¦ ¦
¦ ¦России до и после реформы 1861 г. Зарубежная ¦ ¦
¦ ¦статистика XX века. История развития советской¦ ¦
¦ ¦статистики. Российская статистика в период ¦ ¦
¦ ¦перехода от командно-административной системы ¦ ¦
¦ ¦управления к рыночным отношениям ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.02¦Бухгалтерский учет ¦ ¦
¦ ¦ Содержание и функции бухгалтерского учета. ¦ ¦
¦ ¦Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета;¦ ¦
¦ ¦балансовое обобщение, система бухгалтерских ¦ ¦
¦ ¦счетов, двойная запись. Первичное наблюдение, ¦ ¦
¦ ¦документация, учетные регистры; инвентаризация¦ ¦
¦ ¦и инвентарь; методы стоимостного измерения. ¦ ¦
¦ ¦Формы бухгалтерского учета; основы ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерской (финансовой) отчетности; ¦ ¦
¦ ¦организация бухгалтерского учета; нормативное ¦ ¦
¦ ¦регулирование бухучета. ¦ ¦
¦ ¦ Пользователи бухгалтерской информации; цели и¦ ¦
¦ ¦концепции финансового учета; принципы ¦ ¦
¦ ¦финансового учета; организационно-правовые ¦ ¦
¦ ¦особенности предприятий и их влияние на ¦ ¦
¦ ¦постановку финансового учета в хозяйствующих ¦ ¦
¦ ¦субъектах; основное содержание и порядок ¦ ¦
¦ ¦ведения учета: денежных средств, дебиторской ¦ ¦
¦ ¦задолженности; инвестиций в основной капитал; ¦ ¦
¦ ¦основных средств; арендованного имущества; ¦ ¦
¦ ¦нематериальных активов; долгосрочных и ¦ ¦
¦ ¦краткосрочных финансовых вложений; ¦ ¦
¦ ¦производственных запасов; текущих и ¦ ¦
¦ ¦долгосрочных обязательств; готовой продукции, ¦ ¦
¦ ¦работ, услуг и их реализации; финансовых ¦ ¦
¦ ¦результатов и использования прибыли; ¦ ¦
¦ ¦хозяйственных операций на забалансовых счетах;¦ ¦
¦ ¦содержание и порядок составления финансовой ¦ ¦
¦ ¦отчетности. ¦ ¦
¦ ¦ Цели и концепции управленческого учета; ¦ ¦
¦ ¦системы учета издержек в связи с особенностями¦ ¦
¦ ¦технологии и организации производства, ¦ ¦
¦ ¦проведением затрат; учет налоговых и ¦ ¦
¦ ¦приравненных к ним издержек; модели ¦ ¦
¦ ¦формирования издержек в финансовом и ¦ ¦
¦ ¦управленческом учете; системы учета издержек ¦ ¦
¦ ¦по видам затрат; системы калькулирования и ¦ ¦
¦ ¦анализа себестоимости; модели формирования ¦ ¦
¦ ¦издержек; взаимосвязь управленческого учета и ¦ ¦
¦ ¦анализа. Международные стандарты ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.03¦Статистика <*> ¦ ¦
¦ ¦ Теория статистики. Предмет, метод и задачи ¦ ¦
¦ ¦статистики. ¦ ¦
¦ ¦ Статистическое измерение и наблюдение ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений. ¦ ¦
¦ ¦Классификация, виды и типы показателей, ¦ ¦
¦ ¦используемых при статистических измерениях, ¦ ¦
¦ ¦правила построения статистических показателей ¦ ¦
¦ ¦и индексов. Статистические методы ¦ ¦
¦ ¦классификации и группировки, анализа ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязей и динамики ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических явлений. Организация ¦ ¦
¦ ¦статистических работ. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономическая статистика. Статистический¦ ¦
¦ ¦анализ эффективности функционирования ¦ ¦
¦ ¦хозяйствующих объектов разных форм ¦ ¦
¦ ¦собственности, качества технологий, продуктов ¦ ¦
¦ ¦и услуг. Статистические методы оценки ¦ ¦
¦ ¦финансовых, страховых и бизнес-рисков ¦ ¦
¦ ¦предприятий при принятии решений в условиях ¦ ¦
¦ ¦неопределенности. ¦ ¦
¦ ¦ Доходы, сбережения и потребление домашних ¦ ¦
¦ ¦хозяйств. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономическая статистика. Статистическая¦ ¦
¦ ¦методология национального счетоводства и ¦ ¦
¦ ¦макроэкономических расчетов, построения ¦ ¦
¦ ¦балансов для регионов и экономики в целом. ¦ ¦
¦ ¦Статистика населения и занятости. Статистика ¦ ¦
¦ ¦национального богатства, доходов и потребления¦ ¦
¦ ¦населением товаров и услуг. Статистические ¦ ¦
¦ ¦показатели денежного обращения, инфляции и ¦ ¦
¦ ¦цен, банковской и биржевой деятельности, ¦ ¦
¦ ¦налогообложения. Статистика финансовых рынков.¦ ¦
¦ ¦Статистические методы исследования ¦ ¦
¦ ¦экономической конъюнктуры и деловой активности¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.08¦Эконометрика ¦ ¦
¦ ¦ Линейная модель множественной регрессии. ¦ ¦
¦ ¦Метод наименьших квадратов (МНК). Линейные ¦ ¦
¦ ¦регрессионные модели с гетероскедастичными и ¦ ¦
¦ ¦автокоррелированными остатками. Обобщенный ¦ ¦
¦ ¦метод наименьших квадратов (ОМНК). ¦ ¦
¦ ¦Регрессионные модели с переменной структурой ¦ ¦
¦ ¦(фиктивные переменные). Нелинейные модели ¦ ¦
¦ ¦регрессии и линеаризация. Характеристики ¦ ¦
¦ ¦временных рядов. Модели стационарных и ¦ ¦
¦ ¦нестационарных временных рядов, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация. Система линейных одновременных ¦ ¦
¦ ¦уравнений и их иден

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020700 - ИСТОРИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ - ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ (утв. Минобразованием РФ 17.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также