СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 014100 МИКРОЭЛЕКТРОНИКА И ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ. КВАЛИФИКАЦИЯ: ФИЗИК-МИКРОЭЛЕКТРОНЩИК (утв. Минобразованием РФ 15.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
15 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
434 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
014100 МИКРОЭЛЕКТРОНИКА И ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ
КВАЛИФИКАЦИЯ: ФИЗИК-МИКРОЭЛЕКТРОНЩИК
1. Общая характеристика специальности
014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - физик-микроэлектронщик, нормативный срок освоения программы при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Микроэлектроника и полупроводниковые приборы включает совокупность средств, приемов, способов и методов, направленных на фундаментальные физические исследования, использование и разработку физических принципов для получения новых материалов, приборов, технологий и устройств микроэлектроники и наноэлектроники.
Объектом профессиональной деятельности физика-микроэлектронщика по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы являются физические процессы и явления, определяющие функционирование и технологию изготовления приборов и устройств во всех направлениях современной электроники, микроэлектроники, физические свойства материалов и активных сред электроники, способы и методы исследования и контроля этих свойств, наукоемкое аналитическое и технологическое оборудование с применением систем автоматической регистрации и обработки данных, алгоритмы решения типовых задач твердотельной электроники, микроэлектроники и наноэлектроники.
Виды профессиональной деятельности специалиста в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой
Физик-микроэлектронщик может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
организационно-технологическая;
производственно-управленческая;
научно-исследовательская.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Физик-микроэлектронщик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
выпускника по специальности 014100 Микроэлектроника
и полупроводниковые приборы
3.1. Основная образовательная программа специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста и к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста-геоинформатика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста-геоинформатика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы геоинформатика по специальности
014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
--------------T-------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основных ¦Всего ¦
¦ ¦ разделов ¦часов ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально- ¦ 1800 ¦
¦ ¦экономические дисциплины ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1260 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ¦ 340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изу-¦ ¦
¦ ¦чаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение тран-¦ ¦
¦ ¦скрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологичес-¦ ¦
¦ ¦кого характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, об-¦ ¦
¦ ¦щенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосоче-¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразова-¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ос-¦ ¦
¦ ¦новные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официаль-¦ ¦
¦ ¦но-деловом, научном стилях, стиле художест-¦ ¦
¦ ¦венной литературы. Основные особенности на-¦ ¦
¦ ¦учного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка,¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употреби- ¦ ¦
¦ ¦тельных и относительно простых лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматических средств в основных коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кативных ситуациях неофициального и офици- ¦ ¦
¦ ¦ального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и мо- ¦ ¦
¦ ¦нологической речи в сфере бытовой и профес-¦ ¦
¦ ¦сиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагмати- ¦ ¦
¦ ¦ческие тексты и тексты по широкому и узкому¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннота- ¦ ¦
¦ ¦ция, реферат, тезисы, сообщения, частное ¦ ¦
¦ ¦письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ¦ 408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и про-¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов. Ее со- ¦ ¦
¦ ¦циально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Феде-¦ ¦
¦ ¦рации о физической культуре и спорте. Физи-¦ ¦
¦ ¦ческая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физичес- ¦ ¦
¦ ¦кой культуры для оптимизации работоспособ- ¦ ¦
¦ ¦ности. Общая физическая и специальная под- ¦ ¦
¦ ¦готовка в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая под- ¦ ¦
¦ ¦готовка студентов. Основы методики самосто-¦ ¦
¦ ¦ятельных занятий и самоконтроль за состоя- ¦ ¦
¦ ¦нием своего организма ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического зна-¦ ¦
¦ ¦ния. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ис- ¦ ¦
¦ ¦точника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. Ме-¦ ¦
¦ ¦тодология и теория исторической науки. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тория России - неотъемлемая часть всемирной¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого пересе- ¦ ¦
¦ ¦ления народов. Проблема этногенеза восточ- ¦ ¦
¦ ¦ных славян. Основные этапы становления го- ¦ ¦
¦ ¦сударственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти социального строя Древней Руси. Этно- ¦ ¦
¦ ¦культурные и социально-политические процес-¦ ¦
¦ ¦сы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ис- ¦ ¦
¦ ¦лама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности в XI - XII вв. Социально-политические¦ ¦
¦ ¦изменения в русских землях в XIII - XV вв. ¦ ¦
¦ ¦Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого рос-¦ ¦
¦ ¦сийского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. Особенности и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура фео-¦ ¦
¦ ¦дального землевладения. Крепостное право в ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное произ- ¦ ¦
¦ ¦водство. Становление индустриального об- ¦ ¦
¦ ¦щества в России: общее и особенное. Общест-¦ ¦
¦ ¦венная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформато-¦ ¦
¦ ¦ры в России. Русская культура XIX века и ее¦ ¦
¦ ¦вклад в мировую культуру. Роль XX столетия ¦ ¦
¦ ¦в мировой истории. Глобализация обществен- ¦ ¦
¦ ¦ных процессов. Проблема экономического рос-¦ ¦
¦ ¦та и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкно-¦ ¦
¦ ¦вение тенденций интернационализма и нацио- ¦ ¦
¦ ¦нализма, интеграции и сепаратизма, демокра-¦ ¦
¦ ¦тии и авторитаризма. Россия в начале XX в. ¦ ¦
¦ ¦Объективная потребность индустриальной мо- ¦ ¦
¦ ¦дернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века. Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенаци-¦ ¦
¦ ¦онального кризиса. Революция 1917 г. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного поли- ¦ ¦
¦ ¦тического режима. Образование СССР. Куль- ¦ ¦
¦ ¦турная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя по- ¦ ¦
¦ ¦литика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-эконо- ¦ ¦
¦ ¦мические преобразования в 30-е гг. Усиление¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление¦ ¦
¦ ¦сталинизму. СССР накануне и в начальный пе-¦ ¦
¦ ¦риод второй мировой войны. Великая Отечест-¦ ¦
¦ ¦венная война. Социально-экономическое раз- ¦ ¦
¦ ¦витие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в после- ¦ ¦
¦ ¦военные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и эконо-¦ ¦
¦ ¦мических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 ¦ ¦
¦ ¦- 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой-¦ ¦
¦ ¦ка. Попытка государственного переворота ¦ ¦
¦ ¦1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловеж- ¦ ¦
¦ ¦ские соглашения. Октябрьские события 1993 ¦ ¦
¦ ¦г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ¦ ¦
¦ ¦радикальной социально-экономической модер- ¦ ¦
¦ ¦низации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦КУЛЬТУРОЛОГИЯ ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло-¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль-¦ ¦
¦ ¦туры. Теоретическая и прикладная культуро- ¦ ¦
¦ ¦логия. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. Ос-¦ ¦
¦ ¦новные понятия культурологии: культура, ци-¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры,¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции, культурные ценности и нормы, культур- ¦ ¦
¦ ¦ные традиции, культурная картина мира, со- ¦ ¦
¦ ¦циальные институты культуры, культурная са-¦ ¦
¦ ¦моидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и националь- ¦ ¦
¦ ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточ-¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы культур. Специфические ¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры. Локальные куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Место и роль России в мировой культу-¦ ¦
¦ ¦ре. Тенденции культурной универсализации ¦ ¦
¦ ¦в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современно- ¦ ¦
¦ ¦сти. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социа-¦ ¦
¦ ¦лизация ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦ПОЛИТОЛОГИЯ ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки.¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функ-¦ ¦
¦ ¦ции политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ди-¦ ¦
¦ ¦намика. Современные политологические школы.¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Полити-¦ ¦
¦ ¦ческая власть. Политическая система. Поли- ¦ ¦
¦ ¦тические режимы, политические партии, элек-¦ ¦
¦ ¦торальные системы. Политические отношения и¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. По-¦ ¦
¦ ¦литический менеджмент. Политическая модер- ¦ ¦
¦ ¦низация. Политические организации и движе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Политические элиты. Политическое ли- ¦ ¦
¦ ¦дерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особен-¦ ¦
¦ ¦ности мирового политического процесса. На- ¦ ¦
¦ ¦ционально-государственные интересы России в¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальнос-¦ ¦
¦ ¦ти. Парадигмы политического знания. Экс- ¦ ¦
¦ ¦пертное политическое знание; политическая ¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦ПРАВОВЕДЕНИЕ ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общес-¦ ¦
¦ ¦тва. Норма права и нормативно-правовые ак- ¦ ¦
¦ ¦ты. Основные правовые системы современнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. Система россий- ¦ ¦
¦ ¦ского права. Отрасли права. Правонарушение ¦ ¦
¦ ¦и юридическая ответственность. Значение за-¦ ¦
¦ ¦конности и правопорядка в современном об- ¦ ¦
¦ ¦ществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон госу-¦ ¦
¦ ¦дарства. Особенности федеративного устрой- ¦ ¦
¦ ¦ства России. Система органов государствен- ¦ ¦
¦ ¦ной власти в Российской Федерации. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения. Физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обя-¦ ¦
¦ ¦зательства в гражданском праве и ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные ¦ ¦
¦ ¦права и обязанности супругов, родителей и ¦ ¦
¦ ¦детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дис- ¦ ¦
¦ ¦циплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и админист-¦ ¦
¦ ¦ративная ответственность. Понятие преступ- ¦ ¦
¦ ¦ления. Уголовная ответственность за совер- ¦ ¦
¦ ¦шение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые ос-¦ ¦
¦ ¦новы защиты государственной тайны. Законо- ¦ ¦
¦ ¦дательные и нормативно-правовые акты в об- ¦ ¦
¦ ¦ласти защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психо-¦ ¦
¦ ¦логии. Место психологии в системе наук. Ис-¦ ¦
¦ ¦тория развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид,¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психи-¦ ¦
¦ ¦ка и организм. Психика, поведение и дея- ¦ ¦
¦ ¦тельность. Основные функции психики. Разви-¦ ¦
¦ ¦тие психики в процессе онтогенеза и филоге-¦ ¦
¦ ¦неза. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦Основные психические процессы. Структура ¦ ¦
¦ ¦сознания. Познавательные процессы. Ощуще- ¦ ¦
¦ ¦ние. Восприятие. Представление. Воображе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Мышление и интеллект. Творчество. Вни-¦ ¦
¦ ¦мание. Мнемические процессы. Эмоции и чув- ¦ ¦
¦ ¦ства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психоло-¦ ¦
¦ ¦гия малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функ- ¦ ¦
¦ ¦ции, методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обуче-¦ ¦
¦ ¦ние, педагогическая деятельность, педагоги-¦ ¦
¦ ¦ческое взаимодействие, педагогическая тех- ¦ ¦
¦ ¦нология, педагогическая задача. Образование¦ ¦
¦ ¦как общечеловеческая ценность. Образование ¦ ¦
¦ ¦как социокультурный феномен и педагогичес- ¦ ¦
¦ ¦кий процесс. Образовательная система Рос- ¦ ¦
¦ ¦сии. Цели, содержание, структура непрерыв- ¦ ¦
¦ ¦ного образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развиваю-¦ ¦
¦ ¦щая функции обучения. Воспитание в педаго- ¦ ¦
¦ ¦гическом процессе. Общие формы организации ¦ ¦
¦ ¦учебной деятельности. Урок, лекция, семи- ¦ ¦
¦ ¦нарские, практические и лабораторные заня- ¦ ¦
¦ ¦тия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Мето-¦ ¦
¦ ¦ды, приемы, средства организации и управле-¦ ¦
¦ ¦ния педагогическим процессом. Семья как ¦ ¦
¦ ¦субъект педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными сис- ¦ ¦
¦ ¦темами ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становле- ¦ ¦
¦ ¦нии и функционировании литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кативные, этические аспекты устной и пись- ¦ ¦
¦ ¦менной речи. Функциональные стили современ-¦ ¦
¦ ¦ного русского языка. Взаимодействие функ- ¦ ¦
¦ ¦циональных стилей. Научный стиль. Специфика¦ ¦
¦ ¦использования элементов различных языковых ¦ ¦
¦ ¦уровней в научной речи. Речевые нормы учеб-¦ ¦
¦ ¦ной и научной сфер деятельности. Официаль- ¦ ¦
¦ ¦но-деловой стиль, сфера его функционирова- ¦ ¦
¦ ¦ния, жанровое разнообразие. Языковые форму-¦ ¦
¦ ¦лы официальных документов. Приемы унифика- ¦ ¦
¦ ¦ции языка служебных документов. Интернацио-¦ ¦
¦ ¦нальные свойства русской официально-деловой¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распоряди- ¦ ¦
¦ ¦тельных документов. Язык и стиль коммерчес-¦ ¦
¦ ¦кой корреспонденции. Язык и стиль инструк- ¦ ¦
¦ ¦тивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Ос-¦ ¦
¦ ¦новные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, на-¦ ¦
¦ ¦чало, развертывание и завершение речи. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное офор-¦ ¦
¦ ¦мление публичного выступления. Понятли- ¦ ¦
¦ ¦вость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ли- ¦ ¦
¦ ¦тературного языка. Условия функционирования¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факто- ¦ ¦
¦ ¦ров. Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦СОЦИОЛОГИЯ ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо-¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологичес-¦ ¦
¦ ¦кие теории. Современные социологические те-¦ ¦
¦ ¦ории. Русская социологическая мысль. Общес-¦ ¦
¦ ¦тво и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы ¦ ¦
¦ ¦и общности. Виды общностей. Общность и лич-¦ ¦
¦ ¦ность. Малые группы и коллективы. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦ная организация. Социальные движения. Со- ¦ ¦
¦ ¦циальное неравенство, стратификация и соци-¦ ¦
¦ ¦альная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и соци- ¦ ¦
¦ ¦альные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура ¦ ¦
¦ ¦как фактор социальных изменений. Взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. Личность как социальный тип. Со- ¦ ¦
¦ ¦циальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. Концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса. Формирование мировой¦ ¦
¦ ¦системы. Место России в мировом сообществе.¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦ФИЛОСОФИЯ ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ис-¦ ¦
¦ ¦торического развития. Структура философско-¦ ¦
¦ ¦го знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, самоорга-¦ ¦
¦ ¦низация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и инде- ¦ ¦
¦ ¦терминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ре- ¦ ¦
¦ ¦лигиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государс-¦ ¦
¦ ¦тво. Человек в системе социальных связей. ¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и ¦ ¦
¦ ¦массы, свобода и необходимость. Формацион- ¦ ¦
¦ ¦ная и цивилизационная концепции обществен- ¦ ¦
¦ ¦ного развития. Смысл человеческого бытия. ¦ ¦
¦ ¦Насилие и ненасилие. Свобода и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность. Мораль, справедливость, право. Нрав-¦ ¦
¦ ¦ственные ценности. Представления о совер- ¦ ¦
¦ ¦шенном человеке в различных культурах. Эс- ¦ ¦
¦ ¦тетические ценности и их роль в человечес- ¦ ¦
¦ ¦кой жизни. Религиозные ценности и свобода ¦ ¦
¦ ¦совести. Сознание и познание. Сознание, са-¦ ¦
¦ ¦мосознание и личность. Познание, творчест- ¦ ¦
¦ ¦во, практика. Вера и знание. Понимание и ¦ ¦
¦ ¦объяснение. Рациональное и иррациональное в¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема исти-¦ ¦
¦ ¦ны. Действительность, мышление, логика и ¦ ¦
¦ ¦язык. Научное и вненаучное знание. Критерии¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Науч-¦ ¦
¦ ¦ные революции и смены типов рациональности.¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. Будущее человечества. Гло-¦ ¦
¦ ¦бальные проблемы современности. Взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦ЭКОНОМИКА ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические сис-¦ ¦
¦ ¦темы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. Микро-¦ ¦
¦ ¦экономика. Рынок. Спрос и предложение. Пот-¦ ¦
¦ ¦ребительские предпочтения и предельная по- ¦ ¦
¦ ¦лезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект за- ¦ ¦
¦ ¦мещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной произ- ¦ ¦
¦ ¦водительности. Эффект масштаба. Виды издер-¦ ¦
¦ ¦жек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип мак-¦ ¦
¦ ¦симизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Моно-¦ ¦
¦ ¦полия. Монополистическая конкуренция. Оли- ¦ ¦
¦ ¦гополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда.¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. Распре- ¦ ¦
¦ ¦деление доходов. Неравенство. Внешние эф- ¦ ¦
¦ ¦фекты и общественные блага. Роль государст-¦ ¦
¦ ¦ва. Макроэкономика. Национальная экономика ¦ ¦
¦ ¦как целое. Кругооборот доходов и продуктов.¦ ¦
¦ ¦ВВП и способы его измерения. Национальный ¦ ¦
¦ ¦доход. Располагаемый личный доход. Индексы ¦ ¦
¦ ¦цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее ¦ ¦
¦ ¦виды. Экономические циклы. Макроэкономичес-¦ ¦
¦ ¦кое равновесие. Совокупный спрос и совокуп-¦ ¦
¦ ¦ное предложение. Стабилизационная политика.¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. Де- ¦ ¦
¦ ¦нежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономичес- ¦ ¦
¦ ¦кие отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри-¦ ¦
¦ ¦нимательство. Теневая экономика. Рынок тру-¦ ¦
¦ ¦да. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компо-¦ 540 ¦
¦ ¦нент ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.01 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ус- ¦до 270¦
¦ ¦танавливаемые вузом (факультетом) ¦часов ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦ 3370 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1190 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦МАТЕМАТИКА ¦ 1050 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра,¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления;¦ ¦
¦ ¦ряды; дифференциальные уравнения, элементы ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей; элементы функциональ- ¦ ¦
¦ ¦ного анализа; статистические методы обра- ¦ ¦
¦ ¦ботки экспериментальных данных ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦ИНФОРМАТИКА ¦ 150 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки, на- ¦ ¦
¦ ¦копления информации; технические и програм-¦ ¦
¦ ¦мные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Основные понятия: алгоритм для ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ, базовые конструкции для записи алго- ¦ ¦
¦ ¦ритмов, циклы "для", "пока", "если-то-ина- ¦ ¦
¦ ¦че", выбор, условный и безусловный переход;¦ ¦
¦ ¦простейшие типы данных: целый, веществен- ¦ ¦
¦ ¦ный, символьный, логический и их представ- ¦ ¦
¦ ¦ление в ЭВМ, массивы доступа и прямого ¦ ¦
¦ ¦доступа, форматный и бесформатный ввод/вы- ¦ ¦
¦ ¦вод; простейшие алгоритмы обработки данных:¦ ¦
¦ ¦вычисление по формулам, последовательный и ¦ ¦
¦ ¦бинарный поиск, сортировка, итерационные ¦ ¦
¦ ¦алгоритмы поиска корней уравнения, индук- ¦ ¦
¦ ¦тивная обработка последовательностей дан- ¦ ¦
¦ ¦ных, рекуррентные вычисления; структуры ¦ ¦
¦ ¦данных: вектор, матрица, запись (структу- ¦ ¦
¦ ¦ра), стек, дек, очередь, последователь- ¦ ¦
¦ ¦ность, список, множество, бинарное дерево, ¦ ¦
¦ ¦реализация структур данных, реализация мно-¦ ¦
¦ ¦жества (битовая, непрерывная, хеш-реализа- ¦ ¦
¦ ¦ция), алгоритмы обработки коллизий в хеш- ¦ ¦
¦ ¦реализации; рекурсивные и итерационные ал- ¦ ¦
¦ ¦горитмы обработки данных, условия, обеспе- ¦ ¦
¦ ¦чивающие завершение последовательности ре- ¦ ¦
¦ ¦курсивных вызовов, идеи реализации рекур- ¦ ¦
¦ ¦сивных вызовов в подпрограммах, инвариант- ¦ ¦
¦ ¦ная функция и инвариант цикла, взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦итерации и рекурсии, индуктивное вычисление¦ ¦
¦ ¦функции на последовательности данных; ¦ ¦
¦ ¦структуры данных в прикладных программах: ¦ ¦
¦ ¦примеры использования и реализации различ- ¦ ¦
¦ ¦ных структур (редактор текстов, стековой ¦ ¦
¦ ¦калькулятор), принципы построения файловых ¦ ¦
¦ ¦систем, каталог, таблица размещения файлов,¦ ¦
¦ ¦распределение блоков файла по диску; компи-¦ ¦
¦ ¦ляция и интерпретация: основные этапы ком- ¦ ¦
¦ ¦пиляции, лексический семантический анализ ¦ ¦
¦ ¦выражения, формальная грамматика, компиля- ¦ ¦
¦ ¦тор формулы, дерево синтаксического разбо- ¦ ¦
¦ ¦ра; понятие об операционной системе: их ус-¦ ¦
¦ ¦транения; надежность программного обеспече-¦ ¦
¦ ¦ния: методы тестирования и отладки прог- ¦ ¦
¦ ¦рамм, переносимость программ, технология ¦ ¦
¦ ¦программирования, принципы создания пакетов¦ ¦
¦ ¦стандартных программ, принципы обеспечения ¦ ¦
¦ ¦дружественного интерфейса прикладных прог- ¦ ¦
¦ ¦рамм; понятие об архитектуре ЭВМ: процессор¦ ¦
¦ ¦и система его команд, структура памяти ЭВМ ¦ ¦
¦ ¦и способы адресации, выполнение команды в ¦ ¦
¦ ¦процессоре, взаимодействие процессора памя-¦ ¦
¦ ¦ти и периферийных устройств. Локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ, основы защиты информа-¦ ¦
¦ ¦ции и сведений, составляющих государствен- ¦ ¦
¦ ¦ную тайну; методы защиты информации. Ком- ¦ ¦
¦ ¦пьютерный и вычислительный практикум: реа- ¦ ¦
¦ ¦лизация алгоритмов обработки данных, возни-¦ ¦
¦ ¦кающих в задачах алгебры, математического ¦ ¦
¦ ¦анализа, математической статистики, задачах¦ ¦
¦ ¦обработки изображений, задачах линейного ¦ ¦
¦ ¦программирования, сети и работа в них ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦ФИЗИКА ¦ 870 ¦
¦ ¦Физические основы механики, электричество и¦ ¦
¦ ¦магнетизм, физика колебаний и волн, кванто-¦ ¦
¦ ¦вая физика, статистическая физика и термо- ¦ ¦
¦ ¦динамика ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦ХИМИЯ ¦ 90 ¦
¦ ¦Химические системы, химическая термодинами-¦ ¦
¦ ¦ка и кинетика, реакционная способность ве- ¦ ¦
¦ ¦ществ, их идентификация ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ¦ 70 ¦
¦ ¦Биологические знания и теория эволюции, жи-¦ ¦
¦ ¦вые системы, уровни организации живых сис- ¦ ¦
¦ ¦тем; клетки и организмы, анатомия, морфоло-¦ ¦
¦ ¦гия и систематика растений, животных и че- ¦ ¦
¦ ¦ловека, геоботаника, учение о биосфере ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА ¦ 600 ¦
¦ ¦Теоретическая механика, основы механики ¦ ¦
¦ ¦сплошных сред, электродинамика, квантовая ¦ ¦
¦ ¦теория, термодинамика, статфизика ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Физический практикум ¦ 650 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент, в том ¦ 320 ¦
¦ ¦числе дисциплины и курсы по выбору студента¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 1750 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1400 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦ФИЗИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА ¦ 320 ¦
¦ ¦Кристаллография и кристаллофизика; кристал-¦ ¦
¦ ¦лохимия; электронное строение кристалличе- ¦ ¦
¦ ¦ских и неупорядоченных сред ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦ФИЗИКА ПОЛУПРОВОДНИКОВ И НИЗКОМЕРНЫХ СИСТЕМ¦ 180 ¦
¦ ¦Явления переноса в объеме и на поверхности ¦ ¦
¦ ¦полупроводника ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И ¦ 180 ¦
¦ ¦МИКРОСХЕМОТЕХНИКИ ¦ ¦
¦ ¦Общие сведения об электронных цепях и сиг- ¦ ¦
¦ ¦налах; активные линейные и нелинейные цепи ¦ ¦
¦ ¦и устройства; методы расчета сложных цепей;¦ ¦
¦ ¦резонансные явления и переходные процессы в¦ ¦
¦ ¦электронных цепях; импульсные и цифровые ¦ ¦
¦ ¦электронные цепи; элементы общей теории ¦ ¦
¦ ¦усилителей и генераторов электрических сиг-¦ ¦
¦ ¦налов; особенности работы различных типов ¦ ¦
¦ ¦генераторов и усилителей; преобразователь- ¦ ¦
¦ ¦ные электронные цепи и устройства; схемо- ¦ ¦
¦ ¦техника аналоговых и цифровых микросхем; ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорные устройства; аналого-циф- ¦ ¦
¦ ¦ровые и цифро-аналоговые преобразователи; ¦ ¦
¦ ¦функциональные узлы на основе логических ¦ ¦
¦ ¦микросхем ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ¦ 130 ¦
¦ ¦СХЕМЫ ¦ ¦
¦ ¦Приборы на основе контактных явлений; бипо-¦ ¦
¦ ¦лярные тринзисторы, тиристоры, полевые ¦ ¦
¦ ¦транзисторы и приборы с зарядовой связью, ¦ ¦
¦ ¦приборы на основе объемных эффектов, опто- ¦ ¦
¦ ¦электронные приборы. Физические основы тех-¦ ¦
¦ ¦нологии интегральных схем (ИС). Проектиро- ¦ ¦
¦ ¦вание и конструирование активных и пассив- ¦ ¦
¦ ¦ных элементов ИС. Цифровые ИС на биполярных¦ ¦
¦ ¦и полевых транзисторах. Аналоговые ИС. Ав- ¦ ¦
¦ ¦томатизированное проектирование БИС и СБИС ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05 ¦ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ¦ 150 ¦
¦ ¦ДЛЯ МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОНИКИ ¦ ¦
¦ ¦Фазовые переходы; фазовые равновесия в ¦ ¦
¦ ¦одно- и многокомпонентных системах; законо-¦ ¦
¦ ¦мерности образования полупроводниковых, ¦ ¦
¦ ¦сверхпроводящих, диэлектрических, магнитных¦ ¦
¦ ¦и металлических фаз с заданными свойствами ¦ ¦
¦ ¦для электронной техники; физико-химические ¦ ¦
¦ ¦принципы технологии ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06 ¦ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ ¦ 200 ¦
¦ ¦Физическая, схемная и технологическая ин- ¦ ¦
¦ ¦теграция; классификация ИС по функциональ- ¦ ¦
¦ ¦ному назначению; пределы микроэлектроники; ¦ ¦
¦ ¦предельная производительность микроэлек- ¦ ¦
¦ ¦тронной аппаратуры и цифровых схем; физи- ¦ ¦
¦ ¦ческое и конструктивное ограничение; полу- ¦ ¦
¦ ¦проводниковые ИС; трехмерные ИС; пленочные ¦ ¦
¦ ¦и гибридные ИС; качество и надежность ИС; ¦ ¦
¦ ¦виды и механизмы отказов БИС и СБИС; СВЧ- ¦ ¦
¦ ¦электронные устройства; функциональная мик-¦ ¦
¦ ¦роэлектроника; перспективные направления ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07 ¦ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАНОЭЛЕКТРОНИКИ ¦ 120 ¦
¦ ¦Свойства двумерного электронного газа в ¦ ¦
¦ ¦МДП-структурах; полупроводниковые сверхре- ¦ ¦
¦ ¦шетки; энергетический спектр электронов в ¦ ¦
¦ ¦квантовых ямах; электронная структура леги-¦ ¦
¦ ¦рованных сверхрешеток; оптические переходы ¦ ¦
¦ ¦и явления переноса в сверхрешетках; кванто-¦ ¦
¦ ¦вые провода и квантовые точки; пористый ¦ ¦
¦ ¦кремний ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08 ¦ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ НИЗКОРАЗМЕРНЫХ СИСТЕМ ¦ 120 ¦
¦ ¦Молекулярно-лучевая эпитаксия; рост из га- ¦ ¦
¦ ¦зовой фазы; использование металлоорганики; ¦ ¦
¦ ¦квантовые нити; квантовые цепочки; пористый¦ ¦
¦ ¦кремний; квантовые точки; металлические ¦ ¦
¦ ¦кластеры в диэлектрической среде; примене- ¦ ¦
¦ ¦ние ионной имплантации ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09 ¦Регионально-вузовский компонент ¦ 320 ¦
¦ ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 892 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦ 450 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦ 450 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ФТД.02 ¦Дисциплины дополнительных квалификаций ¦ 450 ¦
+-------------+-------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения: ¦ 8262 ¦
L-------------+-------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 014100 Микроэлектроника
и полупроводниковые приборы
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки геоинформатика при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы 156 недель
- экзаменационные сессии 29 недель
- практики 16 недель
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы 16 недель
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) 43 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки геоинформатика по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке основной
образовательной программы выпускника по специальности
014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста-геоинформатика на основе настоящего образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по согласованию с УМО.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов и отдельных дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов, "Философия" и "Отечественная история". Объем часов по каждой из последних дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально- экономических дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
- при формировании основной образовательной программы вуз (факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) - не менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30% объема часов;
в состав регионального (вузовского) компонента - половину количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовать основную образовательную программу подготовки специалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.
По всем дисциплинам естественнонаучного, общепрофессионального циклов и дисциплинам специализации лекторами могут быть только профессора и доценты, имеющие научную степень доктора или кандидата наук по специальности дисциплины.
К преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие опыт работы со студентами по данной дисциплине (не более 50%).
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса при подготовке специалиста-физика должно включать лабораторно-практическую и информационную базу, предусматриваемую основными разделами циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин настоящего стандарта, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного выпускника. Вуз должен располагать основными отечественными академическими и отраслевыми научными журналами специальности, сводным реферативным журналом "Физика", иметь известные иностранные журналы. Вуз должен быть обеспечен научной литературой в области физики, а также иметь программы по всем курсам дисциплин, предусмотренным настоящим стандартом. Вуз должен иметь выход в Internet и предоставить студенту свободный доступ к информационным базам и сетевым источникам физической информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста-физика должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Библиотека вуза должна располагать учебниками и учебными пособиями, включенными в основной список литературы, приводимый в программах естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, утвержденных НМС и УМО. К моменту аттестации специальности уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Учебный процесс должен быть обеспечен лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в соответстви

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 010500 МЕХАНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕХАНИК (утв. Минобразованием РФ 15.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также