СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350400 - СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
42 мжд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350400 - СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
1. Общая характеристика специальности
350400 - Связи с общественностью
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Квалификация выпускника - специалист по связям с общественностью.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 350400 - Связи с общественностью при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Квалификация специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.
Профессиональная деятельность выпускника направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни; межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; научное и культурное сотрудничество; информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом; создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессы глобализации; процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350400 - Связи с общественностью, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350400 - Связи с общественностью
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста по связям с общественностью разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также дополнительных и факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области связей с общественностью должна предусматривать итоговую государственную аттестацию и изучение следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины.
3.5. Содержание вузовского (национально-регионального) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 350400 - Связи с общественностью
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦<*> ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие ¦ ¦
¦ ¦о свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь с¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и специальная¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история <**> ¦ ¦
¦<**> ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦ Этнокультурные и социально-политические процессы¦ ¦
¦ ¦становления русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века и¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в 60 - 80-е гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал. ¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. Институциональные¦ ¦
¦ ¦аспекты политики. Политическая власть. ¦ ¦
¦ ¦Политическая система. Политические режимы, ¦ ¦
¦ ¦политические партии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения ¦ ¦
¦ ¦и административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое ¦ ¦
¦ ¦право. Особенности правового регулирования ¦ ¦
¦ ¦будущей профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. Основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда воспитания¦ ¦
¦ ¦и развития личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль распорядительных документов. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦ Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность ¦ ¦
¦ ¦и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. Личность как социальный тип. Социальный¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦ Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос ¦ ¦
¦ ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и занятость. ¦ ¦
¦ ¦Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. ¦ ¦
¦ ¦ Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод; основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры; вероятность и статистика; ¦ ¦
¦ ¦математические модели; алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействие; близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции,¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; законы¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принцип возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦процессы, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦внутреннее строение и история геологического ¦ ¦
¦ ¦развития Земли; современные концепции развития ¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотическая ¦ ¦
¦ ¦основа жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общие профессиональные дисциплины ¦5100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦4080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Теория и практика связей с общественностью (СО) ¦ ¦
¦ ¦ Социальные, экономические и политические причины¦ ¦
¦ ¦возникновения и развития связей с общественностью¦ ¦
¦ ¦как профессии и отрасли бизнеса; роль связей с ¦ ¦
¦ ¦общественностью в современном гражданском ¦ ¦
¦ ¦обществе и рыночной экономике; основные ¦ ¦
¦ ¦профессиональные термины и понятия; принципы, ¦ ¦
¦ ¦классификация услуг, функции специалиста по ¦ ¦
¦ ¦связям с общественностью, профессиональные ¦ ¦
¦ ¦требования к специалисту, стандарты, сертификация¦ ¦
¦ ¦и лицензирование. ¦ ¦
¦ ¦ Регулирование деятельности в сфере связей ¦ ¦
¦ ¦с общественностью: правовое обеспечение связей с ¦ ¦
¦ ¦общественностью; законы и нормативные акты, ¦ ¦
¦ ¦регулирующие общественную и коммерческую ¦ ¦
¦ ¦деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите ¦ ¦
¦ ¦авторских прав, прав потребителей; ¦ ¦
¦ ¦профессиональная этика: виды кодексов ¦ ¦
¦ ¦профессионального поведения специалиста (Афинский¦ ¦
¦ ¦и Лиссабонский кодексы, кодекс профессиональных ¦ ¦
¦ ¦стандартов PRSA, декларация профессиональных ¦ ¦
¦ ¦стандартов РАСО); неформальные способы ¦ ¦
¦ ¦регулирования в области связей с ¦ ¦
¦ ¦общественностью: традиции, нормы, мораль, ¦ ¦
¦ ¦общественное мнение. ¦ ¦
¦ ¦ Основные организационные структуры; типовое ¦ ¦
¦ ¦агентство; составные части профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: информирование общественности, ¦ ¦
¦ ¦формирование общественного мнения, управление ¦ ¦
¦ ¦кризисными ситуациями. Процесс влияния служб ¦ ¦
¦ ¦связей с общественностью на общественное мнение: ¦ ¦
¦ ¦определение целевой и ключевой аудитории, виды и ¦ ¦
¦ ¦категории целевых аудиторий, внешняя и внутренняя¦ ¦
¦ ¦аудитория, журналисты как ключевая аудитория; ¦ ¦
¦ ¦определение понятий "лидеры мнений" и "группы ¦ ¦
¦ ¦интересов", экономическое, финансовое сообщество,¦ ¦
¦ ¦политическая, социокультурная, клерикальная, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная среда; понятия корпоративного ¦ ¦
¦ ¦имиджа, фирменного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Каналы выхода на различные аудитории: СМИ, ¦ ¦
¦ ¦мероприятия и акции, документы; критерии отбора и¦ ¦
¦ ¦оценка эффективности воздействия разных каналов. ¦ ¦
¦ ¦ Стратегия и тактика использования СМИ в связях с¦ ¦
¦ ¦общественностью; медиапланирование; функции и ¦ ¦
¦ ¦задачи специалиста в работе с каналами СМИ (media¦ ¦
¦ ¦relations); различия и сходство в работе ¦ ¦
¦ ¦специалиста по связям с общественностью и пресс- ¦ ¦
¦ ¦секретаря; правила разработки коммуникационных и ¦ ¦
¦ ¦информационных кампаний в СМИ; медиа-программы; ¦ ¦
¦ ¦организация работы корпоративного пресс-центра, ¦ ¦
¦ ¦пресс-бюро; подготовка материалов для СМИ; ¦ ¦
¦ ¦профессиональные стандарты во взаимоотношениях со¦ ¦
¦ ¦средствами массовой информации. ¦ ¦
¦ ¦ Виды рабочих мероприятий: новостной повод, ¦ ¦
¦ ¦презентация, пресс-конференция, выставки, прием, ¦ ¦
¦ ¦клубный вечер, деловой завтрак, ¦ ¦
¦ ¦благотворительность. ¦ ¦
¦ ¦ Виды документов: информационные, имиджевые, ¦ ¦
¦ ¦корпоративные документы, реклама. Презентационный¦ ¦
¦ ¦буклет, годовой отчет, письмо акционерам, ¦ ¦
¦ ¦летопись фирмы, биография руководства, слайдовый ¦ ¦
¦ ¦видеофильм. Виды коммуникации во взаимоотношениях¦ ¦
¦ ¦с персоналом: корпоративная многотиражная газета,¦ ¦
¦ ¦информационные бюллетени, другие формы. ¦ ¦
¦ ¦ Исследования в области связей с общественностью;¦ ¦
¦ ¦использование статистики; вторичные исследования;¦ ¦
¦ ¦тематические и проблемные обзоры материалов СМИ, ¦ ¦
¦ ¦медиа-досье, Интернет; социологические ¦ ¦
¦ ¦исследования аудитории, общественного мнения, ¦ ¦
¦ ¦контент-анализ. ¦ ¦
¦ ¦ Международные и национальные профессиональные ¦ ¦
¦ ¦объединения специалистов в области связей с ¦ ¦
¦ ¦общественностью; крупнейшие международные и ¦ ¦
¦ ¦национальные агентства; профессиональные издания,¦ ¦
¦ ¦СО в Интернете ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦История мировой литературы и искусства ¦ ¦
¦ ¦ Отечественная литература - древнерусская ¦ ¦
¦ ¦литература; литература XIX века, А.С. Пушкин ¦ ¦
¦ ¦и поэты пушкинской плеяды; "натуральная школа" - ¦ ¦
¦ ¦расцвет реализма; мировое значение русской ¦ ¦
¦ ¦литературы XIX века; литература XX века. ¦ ¦
¦ ¦ Зарубежная литература - античность, литература ¦ ¦
¦ ¦средних веков, эпохи Возрождения, Просвещения; ¦ ¦
¦ ¦реалистический роман XIX века; XX век - реализм, ¦ ¦
¦ ¦модернизм, постмодернизм. Мировой литературный ¦ ¦
¦ ¦процесс. Проблема Запада и Востока в литературе. ¦ ¦
¦ ¦ От первобытного художественного синкретизма к ¦ ¦
¦ ¦современной системе искусств; изобразительное ¦ ¦
¦ ¦искусство (графика, скульптура, живопись, ¦ ¦
¦ ¦архитектура); музыка, театр. Технологическая база¦ ¦
¦ ¦образования новых форм искусства. Мировой ¦ ¦
¦ ¦кинематограф. Зрелищное искусство в ¦ ¦
¦ ¦коммуникативной ситуации XX века ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Логика и теория аргументации ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и основные понятия логики. Формальная и ¦ ¦
¦ ¦математическая логика как наука о законах ¦ ¦
¦ ¦познания. Формализация доказательств в исчислении¦ ¦
¦ ¦высказываний. Теория доказательств в исчислении ¦ ¦
¦ ¦предикатов. Доказательство как способ обоснования¦ ¦
¦ ¦истинности суждений или теорий. Эмпирические и ¦ ¦
¦ ¦дедуктивные доказательства. Логические выводы. ¦ ¦
¦ ¦Логика и "внелогические" элементы мышления. ¦ ¦
¦ ¦Доказательство и интуиция. ¦ ¦
¦ ¦ Классическая логика высказываний; ¦ ¦
¦ ¦пропозиционные связки; интерпретация и модели. ¦ ¦
¦ ¦Теория дедуктивных рассуждений. Силлогистика; ¦ ¦
¦ ¦семантика традиционной силлогистики; негативная ¦ ¦
¦ ¦силлогистика. ¦ ¦
¦ ¦ Представление об аргументации. Аргументы и ¦ ¦
¦ ¦аргументация в формальной логике. Структура ¦ ¦
¦ ¦довода. Порядок аргументации и основные виды ¦ ¦
¦ ¦аргументов. Методы установления причинных ¦ ¦
¦ ¦зависимостей; аналогия; гипотеза. ¦ ¦
¦ ¦ Связи с общественностью и искусство убеждения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Современные международные отношения ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения как часть процесса ¦ ¦
¦ ¦глобализации современного мира. Роль информации в¦ ¦
¦ ¦системе межгосударственных отношений и ¦ ¦
¦ ¦мирохозяйственный связей. Информационное ¦ ¦
¦ ¦измерение международных отношений. ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения как объект исследования.¦ ¦
¦ ¦Основные вопросы глобализации и ¦ ¦
¦ ¦интернационализации международной жизни. Роль ¦ ¦
¦ ¦внешней политики национальных государств. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение национальных интересов и глобальных ¦ ¦
¦ ¦проблем. ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения после окончания ¦ ¦
¦ ¦"холодной войны". Новые геополитические ¦ ¦
¦ ¦реальности, закат биполярного мира. Формирование ¦ ¦
¦ ¦новой системы международных отношений. ¦ ¦
¦ ¦ Внешняя политика России. Принципы, цели, ¦ ¦
¦ ¦приоритеты. Концепция многополярного мира и ¦ ¦
¦ ¦ее практическая реализация. ¦ ¦
¦ ¦ Деятельность основных международных ¦ ¦
¦ ¦организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Мировая экономика и внешнеэкономическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность ¦ ¦
¦ ¦ Всемирное хозяйство и мировой ¦ ¦
¦ ¦воспроизводственный процесс. Материальная ¦ ¦
¦ ¦инфраструктура и финансовая структура всемирного ¦ ¦
¦ ¦хозяйства. Регулирование воспроизводственных ¦ ¦
¦ ¦процессов во всемирном хозяйстве. Промышленно ¦ ¦
¦ ¦развитые страны, экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦национальные рынки. Формирование глобального ¦ ¦
¦ ¦рынка. Процесс накопления и внутренние и внешние ¦ ¦
¦ ¦источники финансирования. Страны среднего уровня ¦ ¦
¦ ¦развития. Развивающиеся страны. Новые ¦ ¦
¦ ¦индустриальные страны. Сельское хозяйство и ¦ ¦
¦ ¦продовольственная проблема в развивающихся ¦ ¦
¦ ¦странах. Формы международных экономических ¦ ¦
¦ ¦отношений: движение товаров и услуг; движение ¦ ¦
¦ ¦капиталов; движение рабочей силы; валютные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Интеграционные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) и ее ¦ ¦
¦ ¦виды. Торговля и экономическое сотрудничество. ¦ ¦
¦ ¦Определение экспортной стратегии участников ВЭД. ¦ ¦
¦ ¦Регулирование ВЭД на национальном и ¦ ¦
¦ ¦межправительственном уровне. Особенности реформ ¦ ¦
¦ ¦управления и регулирования ВЭД в России. ¦ ¦
¦ ¦Структура мировой экономики, динамика объемов и ¦ ¦
¦ ¦структуры экспорта (импорта) России, нормативная ¦ ¦
¦ ¦база и роль государства в регулировании ВЭД, ¦ ¦
¦ ¦состав элементов механизма государственного ¦ ¦
¦ ¦регулирования ВЭД, нетарифные ограничения и ¦ ¦
¦ ¦принципы таможенно-тарифного и налогового ¦ ¦
¦ ¦регулирования, экспортный и валютный контроль ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Основы статистики и бухгалтерского учета ¦ ¦
¦ ¦ Статистика как наука; предмет, метод, задачи; ¦ ¦
¦ ¦источники статистической информации; группировка ¦ ¦
¦ ¦и сводка статистических наблюдений; абсолютные и ¦ ¦
¦ ¦относительные величины; средние величины; ¦ ¦
¦ ¦ряды динамики; индексы; показатели вариации. ¦ ¦
¦ ¦ Выборочное наблюдение, статистическое изучение ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязи социально-экономических явлений; ¦ ¦
¦ ¦статистические методы классификации, группировки ¦ ¦
¦ ¦и моделирования социально-экономических явлений. ¦ ¦
¦ ¦Статистические методы исследования экономической ¦ ¦
¦ ¦конъюнктуры, рыночной инфраструктуры, деловой ¦ ¦
¦ ¦активности, оценки финансовых и бизнес-рисков, ¦ ¦
¦ ¦принятия решений в условиях неопределенности; ¦ ¦
¦ ¦выявление трендов и циклов. Прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦развития социально-экономических процессов. ¦ ¦
¦ ¦ Статистика продукции, численности работников и ¦ ¦
¦ ¦использования рабочего времени, ¦ ¦
¦ ¦производительности труда, заработной платы, ¦ ¦
¦ ¦основных фондов, себестоимости продукции, ¦ ¦
¦ ¦финансов; социальная статистика. ¦ ¦
¦ ¦ Основные принципы бухгалтерского учета. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и составные части бухгалтерского баланса.¦ ¦
¦ ¦Применение принципов бухгалтерского учета при ¦ ¦
¦ ¦составлении бюджета проектов в связях с ¦ ¦
¦ ¦общественностью. Определение рентабельности ¦ ¦
¦ ¦мероприятий в области связей с общественностью ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Конфликтология ¦ ¦
¦ ¦ Конфликтология, ее предмет и задачи, история ¦ ¦
¦ ¦становления как науки. Формирование отечественной¦ ¦
¦ ¦школы конфликтологии. ¦ ¦
¦ ¦ Природа социального конфликта. Источники и ¦ ¦
¦ ¦причины его возникновения. Позитивные и ¦ ¦
¦ ¦деструктивные функции. Структурные элементы ¦ ¦
¦ ¦конфликта. Процесс и динамика конфликта. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема типологии конфликтов. Человеческий ¦ ¦
¦ ¦фактор в конфликте. Проблема эмоций и ¦ ¦
¦ ¦психологической несовместимости. Типы конфликтных¦ ¦
¦ ¦личностей. Типичное поведение в конфликтной ¦ ¦
¦ ¦ситуации (тест К. Килмена). Характеристика ¦ ¦
¦ ¦основных стилей: конфронтация, избегание, ¦ ¦
¦ ¦приспособление, компромисс, сотрудничество. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. ¦ ¦
¦ ¦Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации¦ ¦
¦ ¦как процесс с обратной связью. Механизм искажения¦ ¦
¦ ¦информации. Основные функции коммуникаций. ¦ ¦
¦ ¦"Барьеры" коммуникаций. ¦ ¦
¦ ¦ Регулирование и разрешение социальных кризисов и¦ ¦
¦ ¦конфликтов: определение основных понятий - ¦ ¦
¦ ¦регулирование, разрешение, управление, ¦ ¦
¦ ¦предотвращение, минимизация последствий. Этапы и ¦ ¦
¦ ¦последовательность оптимального урегулирования ¦ ¦
¦ ¦конфликтов. Институционализация конфликтов. ¦ ¦
¦ ¦Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и ¦ ¦
¦ ¦институциональной процедуры. Структурирование ¦ ¦
¦ ¦конфликтующих групп. Анализ основных форм ¦ ¦
¦ ¦регулирования и разрешения конфликтов. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема предупреждения и предотвращения ¦ ¦
¦ ¦конфликтов. ¦ ¦
¦ ¦ Информационное противоборство в конфликте. ¦ ¦
¦ ¦Принципы организации собственного информационного¦ ¦
¦ ¦потока. "Связи с общественностью" как средство ¦ ¦
¦ ¦кризисного регулирования, как средство ¦ ¦
¦ ¦предотвращения конфликта или минимизации его ¦ ¦
¦ ¦последствий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Религиоведение ¦ ¦
¦ ¦ Слагаемые и компоненты религии как предмета ¦ ¦
¦ ¦познания; существующие определения, понятия ¦ ¦
¦ ¦религии; религия и культ; религия и ритуал; ¦ ¦
¦ ¦религия и мифология; религия и магия; религия и ¦ ¦
¦ ¦мистика; религия и эзотерика; понятие ¦ ¦
¦ ¦религиозного опыта; религия и богословие; религия¦ ¦
¦ ¦и вера; религия и ее роль в обществе; ¦ ¦
¦ ¦социологический аспект религии; религия в системе¦ ¦
¦ ¦культуры; классификация религий; религии ¦ ¦
¦ ¦национальные и мировые. ¦ ¦
¦ ¦ Религии Запада; религии древнего Средиземноморья¦ ¦
¦ ¦- египетская, месопотамская, древнегреческая, ¦ ¦
¦ ¦древнеримская, древнегерманская, ¦ ¦
¦ ¦древнеславянская, митраизм и его распространение ¦ ¦
¦ ¦на Западе. Авраамические религии - иудаизм, ¦ ¦
¦ ¦гностицизм, христианство (католицизм, ¦ ¦
¦ ¦православие, протестантство, несторианство, ¦ ¦
¦ ¦монофизитство), мусульманство, бахаизм. ¦ ¦
¦ ¦ Восточные религии; иранские, индийские, ¦ ¦
¦ ¦дальневосточные и др. религии. ¦ ¦
¦ ¦ Многообразие религий; судьбы религиозного ¦ ¦
¦ ¦сознания в современном мире ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Теория и практика массовой информации ¦ ¦
¦ ¦ Социально-политические реформы общества и ¦ ¦
¦ ¦возникновение журналистики; развитие массовой ¦ ¦
¦ ¦прессы; процесс монополизации прессы; особенности¦ ¦
¦ ¦информационной инфраструктуры в национальных ¦ ¦
¦ ¦границах различных стран; глобализация ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; понятие ¦ ¦
¦ ¦информационного общества. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦журналистики в XX веке; современные СМИ ¦ ¦
¦ ¦России; законодательное обеспечение свободы ¦ ¦
¦ ¦слова и информации в постсоветский период. ¦ ¦
¦ ¦ Массовая информация и ее роль в современном ¦ ¦
¦ ¦мире. Средства массовой коммуникации: печать, ¦ ¦
¦ ¦радио и телевидение; организация работы редакции;¦ ¦
¦ ¦журналистский корпус; источники информации, ¦ ¦
¦ ¦информационные агентства, агентства в сфере ¦ ¦
¦ ¦общественных связей, корреспондентская ¦ ¦
¦ ¦сеть, Интернет, редакционные базы данных. ¦ ¦
¦ ¦ СМИ как предприятие; рынок современной прессы; ¦ ¦
¦ ¦позиционирование издания; распространение ¦ ¦
¦ ¦издания; ценообразование, себестоимость; оценка ¦ ¦
¦ ¦спроса, стимулирование сбыта; рынок типографских ¦ ¦
¦ ¦услуг; стандарты качества информации; финансовая ¦ ¦
¦ ¦политика; кредитование; государственные дотации ¦ ¦
¦ ¦средствам массовой информации. Связи с ¦ ¦
¦ ¦общественностью в редакционной структуре. ¦ ¦
¦ ¦ Теория и методика журналистского творчества; ¦ ¦
¦ ¦журналистское творчество как профессиональная ¦ ¦
¦ ¦деятельность; Интернет и его использование ¦ ¦
¦ ¦журналистом; технические средства в процессе ¦ ¦
¦ ¦журналистского творчества. Журналистское ¦ ¦
¦ ¦произведение как текст - жанровые разновидности

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 620200 - ЛИНГВИСТИКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЛИНГВИСТ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также