СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350300 - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - РЕГИОНОВЕД (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
40 мд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350300 - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - РЕГИОНОВЕД
1. Общая характеристика специальности
350300 - Регионоведение
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Квалификация выпускника - регионовед.
Предусматривается квалификация с уточнением по следующим направлениям (видам) регионоведения <*>:
востоковед;
специалист по регионам Российской Федерации;
специалист по странам Африки;
специалист по странам и регионам Европы;
специалист по странам Латинской Америки;
специалист по странам Северной Америки.
--------------------------------
<*> Квалификация выпускника указывается в дипломе с уточнением вида регионоведения (основного направления специализации), например: регионовед (востоковед); регионовед (специалист по странам и регионам Европы); регионовед (специалист по странам Латинской Америки) и др. наименование конкретной специализации по специальности выпускника, указываемое в приложении к диплому, более точно устанавливает объект углубленного изучения в рамках направления (вида) профессиональной деятельности специалиста (например: арабские страны, Китай, США и Канада, Япония и др.).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 350300 - Регионоведение при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей.
Квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист, освоивший основную образовательную программу по специальности 350300 - Регионоведение, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности, в том числе вступительный экзамен по редкому и (или) восточному иностранному языку или языку народов Российской Федерации.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350300 - Регионоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области регионоведения разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста в области регионоведения, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области регионоведения состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста в области регионоведения должна предусматривать итоговую государственную аттестацию и изучение следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины.
3.5. Содержание вузовского (национально-регионального) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста в области регионоведения должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 350300 - Регионоведение
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦<1> ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история <2> ¦ ¦
¦<2> ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦ Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в 60 - 80-е гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦ Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковх факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. Личность как социальный тип. ¦ ¦
¦ ¦Социальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦ Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. ¦ ¦
¦ ¦ Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод; основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры; вероятность и статистика; ¦ ¦
¦ ¦математические модели; алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; законы¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принцип возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦процессы, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦внутреннее строение и история геологического ¦ ¦
¦ ¦развития Земли; современные концепции развития ¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотическая ¦ ¦
¦ ¦основа жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера ¦ ¦
¦ ¦и космические циклы; ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общие профессиональные дисциплины ¦5100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦4080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Язык (языки) изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦<3> ¦ Усвоение минимума, необходимого для овладения ¦ ¦
¦ ¦языком (языками) изучаемого региона, программы ¦ ¦
¦ ¦изучения которых устанавливаются вузами. ¦ ¦
¦ ¦Переводческая практика, реферирование и ¦ ¦
¦ ¦аннотирование материалов средств массовой ¦ ¦
¦ ¦информации и специальной литературы на ¦ ¦
¦ ¦соответствующем языке; курсы специальных видов ¦ ¦
¦ ¦перевода: политического, военно-политического и ¦ ¦
¦ ¦др. ¦ ¦
¦ ¦ Основной язык изучаемого региона (страны): ¦ ¦
¦ ¦хронологические и территориальные границы ¦ ¦
¦ ¦функционирования основного языка; языковая ¦ ¦
¦ ¦ситуация в изучаемом регионе (стране); фонетика ¦ ¦
¦ ¦и графика, орфоэпия, морфологические категории ¦ ¦
¦ ¦основного языка; синтаксические схемы основного ¦ ¦
¦ ¦языка; лексическая сочетаемость, несвободные ¦ ¦
¦ ¦словосочетания; особенности порождения ¦ ¦
¦ ¦синтаксических конструкций; виды предложений; ¦ ¦
¦ ¦формирование и развитие навыков основных видов ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности в коммуникативных сферах: ¦ ¦
¦ ¦учебно-профессиональной, профессиональной, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политической, социально-культурной. ¦ ¦
¦ ¦ Второй язык: фонетика и графика, орфоэпия, ¦ ¦
¦ ¦морфологические категории второго языка; ¦ ¦
¦ ¦синтаксические схемы; лексическая сочетаемость, ¦ ¦
¦ ¦несвободные словосочетания; виды предложений; ¦ ¦
¦ ¦формирование и развитие навыков основных видов ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности в коммуникативных сферах и ¦ ¦
¦ ¦др. <3> ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Введение в регионоведение ¦ ¦
¦ ¦ Регионоведение и регионалистика. Определение ¦ ¦
¦ ¦понятий и разграничение субдисциплин. ¦ ¦
¦ ¦Регионоведение и региональная политика. ¦ ¦
¦ ¦Регионоведение как часть международных ¦ ¦
¦ ¦отношений. Региональная политика как часть ¦ ¦
¦ ¦национальной стратегии. Комплексное ¦ ¦
¦ ¦регионоведение и комплексное страноведение: ¦ ¦
¦ ¦вопросы методологии, функции, структура и ¦ ¦
¦ ¦опорные элементы комплексных регионоведческих и ¦ ¦
¦ ¦страноведческих характеристик, единицы ¦ ¦
¦ ¦социально-экономического пространства, ¦ ¦
¦ ¦структурно-функциональная организация и ¦ ¦
¦ ¦структурные характеристики региона и регионов. ¦ ¦
¦ ¦Методы регионоведения и региональных ¦ ¦
¦ ¦исследований. Теории регионоведения и ¦ ¦
¦ ¦региональной политики. Прогнозирование в ¦ ¦
¦ ¦регионоведении ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ История народов региона (страны) в контексте ¦ ¦
¦ ¦всемирно-исторического процесса; характерные ¦ ¦
¦ ¦черты и этапы эволюции общества; особенности ¦ ¦
¦ ¦исторического формирования и современного ¦ ¦
¦ ¦функционирования основных общественных ¦ ¦
¦ ¦институтов; соотношение факторов внутреннего ¦ ¦
¦ ¦развития и внешних влияний; выдающиеся ¦ ¦
¦ ¦исторические деятели и их значение в ¦ ¦
¦ ¦формировании национального самосознания. ¦ ¦
¦ ¦Источники, литература по истории региона (страны)¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Культура, литература и религия изучаемого ¦ ¦
¦ ¦региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы исторической типологии культур и ¦ ¦
¦ ¦особенности культурного развития региона ¦ ¦
¦ ¦(страны); вклад народов региона в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру; выдающиеся мыслители, деятели ¦ ¦
¦ ¦культуры и искусства и их значение в ¦ ¦
¦ ¦национальной и мировой культуре; проблемы ¦ ¦
¦ ¦культурного взаимовлияния, синтеза различных ¦ ¦
¦ ¦национальных культур и сохранения культурной ¦ ¦
¦ ¦идентичности. ¦ ¦
¦ ¦ История литературы региона (страны); традиция ¦ ¦
¦ ¦и современная литература, ее основные жанры, ¦ ¦
¦ ¦отражение социальных процессов; история ¦ ¦
¦ ¦литературоведческих исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности религиозной жизни региона ¦ ¦
¦ ¦(страны); история формирования религиозных ¦ ¦
¦ ¦институтов и их влияние на социальные и ¦ ¦
¦ ¦политические процессы в регионе; мифология, ¦ ¦
¦ ¦культы, религиозно-философские системы; ¦ ¦
¦ ¦отношение религий региона и мировых религий. ¦ ¦
¦ ¦ Связь современных религиозных, культурных и ¦ ¦
¦ ¦политических процессов в регионе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Этнология изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы этногенеза народов региона и ¦ ¦
¦ ¦современный национально-этнический состав; ¦ ¦
¦ ¦первичные формы общности, системы родства; ¦ ¦
¦ ¦народные традиции, культы, обряды, верования. ¦ ¦
¦ ¦ Влияние глобальных социальных и культурных ¦ ¦
¦ ¦процессов на развитие материальной и духовной ¦ ¦
¦ ¦культуры региона. Современные проблемы ¦ ¦
¦ ¦национальных и этнических отношений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Экономика и экономическая география изучаемого ¦ ¦
¦ ¦региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Краткие сведения по экономической истории ¦ ¦
¦ ¦региона (страны); общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦хозяйства и отдельных его отраслей, уровень ¦ ¦
¦ ¦развития национального рынка; анализ факторов ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной динамики и результаты ¦ ¦
¦ ¦экономического роста. ¦ ¦
¦ ¦ Характеристика природных и демографических ¦ ¦
¦ ¦условий; экономико-географическое районирование ¦ ¦
¦ ¦региона (страны); трудовые и производственные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы, типы земледелия; отраслевая структура ¦ ¦
¦ ¦хозяйства региона (страны); структура ¦ ¦
¦ ¦внутренней и внешней торговли ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Социально-политическая система изучаемого ¦ ¦
¦ ¦региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Социальная структура общества, его основные ¦ ¦
¦ ¦социальные группы, характеристика их интересов; ¦ ¦
¦ ¦массовые социальные движения и их состав; ¦ ¦
¦ ¦характеристика политических отношений и режима ¦ ¦
¦ ¦власти в регионе (стране); политические и ¦ ¦
¦ ¦общественные организации. ¦ ¦
¦ ¦ Основы правовой системы, принципы ¦ ¦
¦ ¦функционирования законодательных ¦ ¦
¦ ¦(представительных), исполнительных и судебных ¦ ¦
¦ ¦органов власти в центре и на местах. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности политического процесса и принятия ¦ ¦
¦ ¦политических решений страны (региона) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Международные отношения и внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Положение региона (страны) в структуре ¦ ¦
¦ ¦международных отношений после второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны; изменения в международном положении ¦ ¦
¦ ¦региона (страны) после распада Ялтинско- ¦ ¦
¦ ¦Потсдамской системы международных отношений; ¦ ¦
¦ ¦воздействие этих процессов на внутриполитическое ¦ ¦
¦ ¦положение государств изучаемого региона, ¦ ¦
¦ ¦специфика внешней политики изучаемого региона ¦ ¦
¦ ¦(страны), процесс принятия внешнеполитических ¦ ¦
¦ ¦решений в изучаемом регионе (стране), характерные¦ ¦
¦ ¦черты и этапы становления внешнеполитических ¦ ¦
¦ ¦доктрин изучаемого региона (страны), особенности ¦ ¦
¦ ¦национальной дипломатии и функционирования ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитического механизма изучаемого региона ¦ ¦
¦ ¦(страны), специфика связи внешней и внутренней ¦ ¦
¦ ¦политики в изучаемом регионе (стране) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Мировая экономика и международные экономические ¦ ¦
¦<4> ¦отношения ¦ ¦
¦ ¦ Особенности мирового размещения ¦ ¦
¦ ¦производительных сил; международное разделение ¦ ¦
¦ ¦труда; научно-техническая революция и ¦ ¦
¦ ¦формирование центров экономической мощи; ¦ ¦
¦ ¦особенности развития важнейших региональных и ¦ ¦
¦ ¦национальных экономических систем современного ¦ ¦
¦ ¦мира; интеграционные процессы и экономические ¦ ¦
¦ ¦объединения государств; ТНК; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы экономического развития ¦ ¦
¦ ¦(энергетическая, сырьевая, продовольственная, ¦ ¦
¦ ¦демографическая, экологическая). ¦ ¦
¦ ¦ Страны региона в системе международного ¦ ¦
¦ ¦разделения труда; их торговые, валютно- ¦ ¦
¦ ¦финансовые связи; тенденции и противоречия ¦ ¦
¦ ¦современной экономической интеграции; проблемы ¦ ¦
¦ ¦активизации внешнеэкономической деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Международное право ¦ ¦
¦ ¦ Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦юридических норм; субъекты международного ¦ ¦
¦ ¦права; источники международного права и процесс ¦ ¦
¦ ¦создания норм; взаимодействие международного и ¦ ¦
¦ ¦внутригосударственного права; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦международного права; право международных ¦ ¦
¦ ¦договоров; международные организации и ¦ ¦
¦ ¦конференции; ответственность в международном ¦ ¦
¦ ¦праве; дипломатическое и консульское право; ¦ ¦
¦ ¦право международной безопасности; права ¦ ¦
¦ ¦человека и международное право; международное ¦ ¦
¦ ¦экономическое право; морское право; воздушное ¦ ¦
¦ ¦право; экологическое право; мирные средства ¦ ¦
¦ ¦разрешения международных споров. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и объекты международного частного ¦ ¦
¦ ¦права; источники международного частного права; ¦ ¦
¦ ¦международное частное и международное публичное ¦ ¦
¦ ¦право; правовое регулирование международных ¦ ¦
¦ ¦имущественных, семейных, трудовых и ¦ ¦
¦ ¦процессуальных отношений юридических и ¦ ¦
¦ ¦физических лиц; исполнение иностранных судебных ¦ ¦
¦ ¦и арбитражных решений; международный арбитраж; ¦ ¦
¦ ¦обязательное право (внешнеторговые сделки, ¦ ¦
¦ ¦транспортные перевозки, кредитные отношения, ¦ ¦
¦ ¦авторское право) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦История и теория международных отношений ¦ ¦
¦ ¦ Понятие системы (подсистемы) международных ¦ ¦
¦ ¦отношений и закономерности ее формирования, ¦ ¦
¦ ¦эволюции, смены. Развитие системы международных ¦ ¦
¦ ¦отношений (СМО) в Европе в период с XVII в. по ¦ ¦
¦ ¦начало XX в. Версальско-Вашингтонская ¦ ¦
¦ ¦(межвоенная) СМО, ее возникновение, эволюция и ¦ ¦
¦ ¦крах. Международные отношения периода второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Ялтинско-Потсдамская ¦ ¦
¦ ¦(послевоенная) СМО, ее становление, эволюция и ¦ ¦
¦ ¦распад. Формирование современной СМО. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в системах (подсистемах) ¦ ¦
¦ ¦международных отношений. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет теории международных отношений (ТМО); ¦ ¦
¦ ¦история развития ТМО; основные теоретические ¦ ¦
¦ ¦школы и направления изучения международных ¦ ¦
¦ ¦отношений; основные понятия и категории ТМО; ¦ ¦
¦ ¦основные методы и методики прикладного анализа ¦ ¦
¦ ¦и прогнозирования международных процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Содружество независимых государств (СНГ) ¦ ¦
¦ ¦ Процесс формирования СНГ, базовые документы. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. ¦ ¦
¦ ¦Экономическое, политическое и военное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в рамках СНГ. ¦ ¦
¦ ¦ Разноскоростная и разноформатная интеграция. ¦ ¦
¦ ¦Роль союза Российской Федерации и Белоруссии. ¦ ¦
¦ ¦Приоритеты политики России в отношениях с ¦ ¦
¦ ¦другими странами СНГ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦510 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦510 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС ¦Дисциплины специализации ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.00 ¦Федеральный компонент <5> ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент по видам подготовки ¦ ¦
¦ ¦специалистов по зарубежным странам и регионам ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.01 ¦Конституционное (государственное) право ¦ ¦
¦ ¦зарубежных стран ¦ ¦
¦ ¦ Классификация зарубежных государств по уровню ¦ ¦
¦ ¦их социально-экономического и политического ¦ ¦
¦ ¦режима; основные тенденции развития ¦ ¦
¦ ¦конституционного права зарубежных государств. ¦ ¦
¦ ¦Сравнительный анализ и качественные ¦ ¦
¦ ¦характеристики конституционно-правового ¦ ¦
¦ ¦развития и конституционного права отдельных ¦ ¦
¦ ¦стран (США, Великобритания, Франция, Италия, ¦ ¦
¦ ¦Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, ¦ ¦
¦ ¦Иран и др.). Правовое положение граждан в ¦ ¦
¦ ¦зарубежных странах, разновидности политических ¦ ¦
¦ ¦режимов; формы государства; избирательное право ¦ ¦
¦ ¦и избирательные системы; органы государства и ¦ ¦
¦ ¦их положение; парламент и парламентаризм; ¦ ¦
¦ ¦муниципальные системы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.02 ¦Международные интеграционные процессы и ¦ ¦
¦ ¦международные организации ¦ ¦
¦ ¦ Многосторонние интеграционные соглашения, ¦ ¦
¦ ¦проблема гармонизации национального ¦ ¦
¦ ¦законодательства с международными стандартами, ¦ ¦
¦ ¦генезис ведущих межгосударственных и ¦ ¦
¦ ¦наднациональных структур, принцип национального ¦ ¦
¦ ¦суверенитета и проблема делегирования его части ¦ ¦
¦ ¦наднациональным органам, соотношение принципов ¦ ¦
¦ ¦консультации и обязательного исполнения, ¦ ¦
¦ ¦взаимозависимость интеграционных систем, ¦ ¦
¦ ¦сочетание процессов политической и экономической ¦ ¦
¦ ¦интеграции, проблемы внутриполитического ¦ ¦
¦ ¦консенсуса в вопросах интеграции. ¦ ¦
¦ ¦ Роль международных организаций в современных ¦ ¦
¦ ¦международных отношениях и в мировом развитии в ¦ ¦
¦ ¦целом; международные организации и глобальная ¦ ¦
¦ ¦взаимозависимость; основные виды международных ¦ ¦
¦ ¦организаций; важнейшие международные ¦ ¦
¦ ¦организации, направления и особенности их ¦ ¦
¦ ¦деятельности; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦деятельности международных организаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.03 ¦Региональные конфликты в современном мире ¦ ¦
¦ ¦ Типология конфликтов, методики анализа ¦ ¦
¦ ¦поведения в конфликт

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350200 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также