НАПРАВЛЕНИЕ 521300 - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕГИОНОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
39 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521300 - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
1. Общая характеристика направления 521300 - Регионоведение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника <*> - Бакалавр регионоведения.
--------------------------------
<*> Квалификация (степень) выпускника указывается в дипломе с уточнением вида (основного профиля) регионоведения, например: Бакалавр регионоведения (Востоковед); Бакалавр регионоведения (Страны Европы); Бакалавр регионоведения (Регионы Российской Федерации); Бакалавр регионоведения (Страны Латинской Америки) и др.
Предусматривается уточнение квалификации по видам подготовки по направлению:
Востоковед;
Регионы Российской Федерации;
Страны Африки;
Страны Европы;
Страны Латинской Америки;
Страны Северной Америки.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению 521300 - Регионоведение при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, страны или стран: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде анализа информации по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей.
Квалификация (степень) бакалавра регионоведения предусматривает выполнение функций референта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу подготовки бакалавра регионоведения, подготовлен для продолжения образования в магистратуре по направлению 521300 - Регионоведение и к освоению в сокращенные до одного года сроки образовательной программы по специальности 350300 - Регионоведение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или о высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по программе бакалавра регионоведения высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности, в том числе вступительный экзамен по редкому или восточному иностранному языку, языку народов Российской Федерации.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 521300 - Регионоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра регионоведения разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра регионоведения, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра регионоведения состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также дополнительных и факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра регионоведения должна предусматривать итоговую государственную аттестацию и изучение следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины.
3.5. Содержание вузовского (национально-регионального) компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра регионоведения должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521300 - Регионоведение
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦<1> ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. Общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история <2> ¦ ¦
¦<2> ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦ Этнокультурные и социально-политические процессы¦ ¦
¦ ¦становления русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. Россия и средневековые государства¦ ¦
¦ ¦Европы и Азии. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в 60 - 80-е гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал. ¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. Инкультурация¦ ¦
¦ ¦и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. Институциональные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Политическая власть. Политическая ¦ ¦
¦ ¦система. Политические режимы, политические ¦ ¦
¦ ¦партии, электоральные системы. Политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы. Политические конфликты ¦ ¦
¦ ¦и способы их разрешения. Политические технологии.¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации ¦ ¦
¦ ¦и движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза ¦ ¦
¦ ¦и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. Основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен ¦ ¦
¦ ¦и педагогический процесс. Образовательная система¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда воспитания¦ ¦
¦ ¦и развития личности. Управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦ Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы ¦ ¦
¦ ¦и общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. Личность как социальный тип. Социальный¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы ¦ ¦
¦ ¦и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦ Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос ¦ ¦
¦ ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и занятость. ¦ ¦
¦ ¦Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. ¦ ¦
¦ ¦ Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод; основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры; вероятность и статистика; ¦ ¦
¦ ¦математические модели; алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействие; близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции,¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; законы¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принцип возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦процессы, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦внутреннее строение и история геологического ¦ ¦
¦ ¦развития земли; современные концепции развития ¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотическая ¦ ¦
¦ ¦основа жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общие профессиональные дисциплины ¦4600 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент <3> ¦4060 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Язык (языки) изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦<4> ¦ Усвоение минимума, необходимого для овладения ¦ ¦
¦ ¦языком (языками) изучаемого региона, программы ¦ ¦
¦ ¦изучения которых устанавливаются вузами. ¦ ¦
¦ ¦Переводческая практика, реферирование и ¦ ¦
¦ ¦аннотирование материалов средств массовой ¦ ¦
¦ ¦информации и специальной литературы на ¦ ¦
¦ ¦соответствующем языке; курсы специальных видов ¦ ¦
¦ ¦перевода: политического, военно-политического и ¦ ¦
¦ ¦др. ¦ ¦
¦ ¦ Основной язык изучаемого региона (страны): ¦ ¦
¦ ¦хронологические и территориальные границы ¦ ¦
¦ ¦функционирования основного языка; языковая ¦ ¦
¦ ¦ситуация в изучаемом регионе (стране); фонетика ¦ ¦
¦ ¦и графика, орфоэпия, морфологические категории ¦ ¦
¦ ¦основного языка; синтаксические схемы основного ¦ ¦
¦ ¦языка; лексическая сочетаемость, несвободные ¦ ¦
¦ ¦словосочетания; особенности порождения ¦ ¦
¦ ¦синтаксических конструкций; виды предложений; ¦ ¦
¦ ¦формирование и развитие навыков основных видов ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности в коммуникативных сферах: ¦ ¦
¦ ¦учебно-профессиональной, профессиональной, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политической, социально-культурной. ¦ ¦
¦ ¦ Второй язык: фонетика и графика, орфоэпия, ¦ ¦
¦ ¦морфологические категории второго языка; ¦ ¦
¦ ¦синтаксические схемы; лексическая сочетаемость, ¦ ¦
¦ ¦несвободные словосочетания; виды предложений; ¦ ¦
¦ ¦формирование и развитие навыков основных видов ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности в коммуникативных сферах и ¦ ¦
¦ ¦др. <3> ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Введение в регионоведение ¦ ¦
¦ ¦ Регионоведение и регионалистика. Определение ¦ ¦
¦ ¦понятий и разграничение субдисциплин. ¦ ¦
¦ ¦Регионоведение и региональная политика. ¦ ¦
¦ ¦Регионоведение как часть международных отношений.¦ ¦
¦ ¦Региональная политика как часть национальной ¦ ¦
¦ ¦стратегии. Комплексное регионоведение и ¦ ¦
¦ ¦комплексное страноведение. Методы регионоведения ¦ ¦
¦ ¦и региональных исследований. Теории ¦ ¦
¦ ¦регионоведения и региональной политики. ¦ ¦
¦ ¦Прогнозирование в регионоведении ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ История народов региона (страны) в контексте ¦ ¦
¦ ¦всемирно-исторического процесса; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦эволюции общества; особенности исторического ¦ ¦
¦ ¦формирования и современного функционирования ¦ ¦
¦ ¦основных общественных институтов; соотношение ¦ ¦
¦ ¦факторов внутреннего развития и внешних влияний; ¦ ¦
¦ ¦выдающиеся исторические деятели и их значение в ¦ ¦
¦ ¦формировании национального самосознания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦История международных отношений ¦ ¦
¦ ¦ Понятие системы (подсистемы) международных ¦ ¦
¦ ¦отношений и закономерности ее формирования, ¦ ¦
¦ ¦эволюции, смены. Развитие системы международных ¦ ¦
¦ ¦отношений (СМО) в Европе в период с XVII в. по ¦ ¦
¦ ¦начало XX в. Версальско-Вашингтонская ¦ ¦
¦ ¦(межвоенная) СМО, ее возникновение, эволюция и ¦ ¦
¦ ¦крах. Международные отношения периода второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Ялтинско-Потсдамская ¦ ¦
¦ ¦(послевоенная) СМО, ее становление, эволюция и ¦ ¦
¦ ¦распад. Формирование современной СМО. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в системах (подсистемах) ¦ ¦
¦ ¦международных отношений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Основы теории международных отношений ¦ ¦
¦ ¦ Предмет теории международных отношений (ТМО); ¦ ¦
¦ ¦история развития ТМО; основные теоретические ¦ ¦
¦ ¦школы и направления изучения международных ¦ ¦
¦ ¦отношений; основные понятия и категории ТМО; ¦ ¦
¦ ¦основные методы и методики прикладного анализа и ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования международных процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Международные отношения изучаемого региона ¦ ¦
¦ ¦ Положение региона (страны) в структуре ¦ ¦
¦ ¦международных отношений после второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны; изменения в международном положении ¦ ¦
¦ ¦региона (страны) после распада Ялтинско- ¦ ¦
¦ ¦Потсдамской системы международных отношений; ¦ ¦
¦ ¦воздействие этих процессов на внутриполитическое ¦ ¦
¦ ¦положение государств изучаемого региона ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Мировая экономика и международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения стран региона ¦ ¦
¦ ¦ Особенности мирового размещения производительных¦ ¦
¦ ¦сил; международное разделение труда; научно- ¦ ¦
¦ ¦техническая революция и формирование центров ¦ ¦
¦ ¦экономической мощи; особенности развития ¦ ¦
¦ ¦важнейших региональных и национальных ¦ ¦
¦ ¦экономических систем современного мира; ¦ ¦
¦ ¦интеграционные процессы и экономические ¦ ¦
¦ ¦объединения государств; ТНК; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития. ¦ ¦
¦ ¦ Страны региона в системе международного ¦ ¦
¦ ¦разделения труда; их торговые, валютно-финансовые¦ ¦
¦ ¦связи; проблемы их современной экономической ¦ ¦
¦ ¦интеграции ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Экономика изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Общая характеристика хозяйства региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦и его основных отраслей, уровень развития ¦ ¦
¦ ¦национального рынка; факторы хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦динамики и экономического роста. Характеристика ¦ ¦
¦ ¦природных и демографических условий; экономико- ¦ ¦
¦ ¦географическое районирование региона (страны); ¦ ¦
¦ ¦трудовые и производственные ресурсы, отраслевая ¦ ¦
¦ ¦структура хозяйства региона (страны); структура ¦ ¦
¦ ¦внутренней и внешней торговли ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Социально-политическая система изучаемого ¦ ¦
¦ ¦региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Социальная структура общества; характеристика ¦ ¦
¦ ¦интересов основных социальных групп; массовые ¦ ¦
¦ ¦социальные движения и их состав; характеристика ¦ ¦
¦ ¦политических отношений и режима власти в регионе ¦ ¦
¦ ¦(стране); основы правовой системы; политические ¦ ¦
¦ ¦и общественные организации; система и принципы ¦ ¦
¦ ¦функционирования законодательных ¦ ¦
¦ ¦(представительных), исполнительных и судебных ¦ ¦
¦ ¦органов власти в центре и на местах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Основы международного права ¦ ¦
¦ ¦ Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦юридических норм; субъекты международного права; ¦ ¦
¦ ¦источники международного права и процесс создания¦ ¦
¦ ¦норм; взаимодействие международного и ¦ ¦
¦ ¦внутригосударственного права; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦международного права; право международных ¦ ¦
¦ ¦договоров; ответственность в международном праве;¦ ¦
¦ ¦дипломатическое и консульское право; права ¦ ¦
¦ ¦человека и международное право; международное ¦ ¦
¦ ¦экономическое право; морское право; воздушное ¦ ¦
¦ ¦право; экологическое право; мирные средства ¦ ¦
¦ ¦разрешения международных споров. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и объекты международного частного права;¦ ¦
¦ ¦источники международного частного права; ¦ ¦
¦ ¦международное частное и международное публичное ¦ ¦
¦ ¦право; правовое регулирование международных ¦ ¦
¦ ¦имущественных, семейных, трудовых и ¦ ¦
¦ ¦процессуальных отношений юридических и физических¦ ¦
¦ ¦лиц; исполнение иностранных судебных ¦ ¦
¦ ¦и арбитражных решений; международный арбитраж ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Конституционное право стран региона ¦ ¦
¦ ¦ Классификация государств региона по уровню их ¦ ¦
¦ ¦социально-экономического и политического режима; ¦ ¦
¦ ¦качественные характеристики конституционно- ¦ ¦
¦ ¦правового развития и конституционного права стран¦ ¦
¦ ¦региона; правовое положение граждан в странах ¦ ¦
¦ ¦региона, разновидности политических режимов; ¦ ¦
¦ ¦формы государства; избирательное право ¦ ¦
¦ ¦и избирательные системы; органы государства и их ¦ ¦
¦ ¦положение; парламент и парламентаризм; ¦ ¦
¦ ¦муниципальные системы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Культура, религия и литература изучаемого региона¦ ¦
¦ ¦(страны) ¦ ¦
¦ ¦ Особенности культурного развития региона ¦ ¦
¦ ¦(страны); вклад народов региона в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру; выдающиеся мыслители, деятели культуры ¦ ¦
¦ ¦и искусства и их значение в национальной и ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре; проблемы культурного ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния и синтеза различных национальных ¦ ¦
¦ ¦культур. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности религиозной жизни региона (страны); ¦ ¦
¦ ¦история формирования религиозных институтов и их ¦ ¦
¦ ¦влияние на социальные и политические процессы в ¦ ¦
¦ ¦регионе; мифология, культы, религиозно- ¦ ¦
¦ ¦философские системы; современные процессы в ¦ ¦
¦ ¦религиозной жизни. ¦ ¦
¦ ¦ История литературы региона (страны); традиция и ¦ ¦
¦ ¦современная литература, ее основные жанры, ¦ ¦
¦ ¦отражение социальных процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Этнология изучаемого региона (страны) ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы этногенеза народов региона; первичные ¦ ¦
¦ ¦формы общности, системы родства; народные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культы, обряды, верования; влияние ¦ ¦
¦ ¦глобальных социальных и культурных процессов на ¦ ¦
¦ ¦развитие материальной и духовной культуры региона¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦0ПД.Ф.14¦Региональная и национальная безопасность ¦ ¦
¦ ¦ Понятие региональных подсистем международных ¦ ¦
¦ ¦отношений (МО), устойчивые региональные ¦ ¦
¦ ¦подсистемы и варианты прикладной классификации, ¦ ¦
¦ ¦соотношение конфликта и сотрудничества в ¦ ¦
¦ ¦региональных подсистемах МО, проблема негативной ¦ ¦
¦ ¦(конфликтной) и комплиментарной взаимозависимости¦ ¦
¦ ¦в региональных подсистемах МО, соотношение ¦ ¦
¦ ¦региональных конфликтов и проблем международной ¦ ¦
¦ ¦безопасности, типология конфликтов по проблемам ¦ ¦
¦ ¦территорий, распределение водных и минеральных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов, разделенных этносов. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие региональной и национальной безопасности¦ ¦
¦ ¦(НБ), военно-политические механизмы обеспечения ¦ ¦
¦ ¦НБ, комплекс политико-дипломатических мероприятий¦ ¦
¦ ¦по обеспечению НБ, НБ и экспорт вооружений ¦ ¦
¦ ¦и военной технологии, мероприятия по поддержанию ¦ ¦
¦ ¦мира и кризисная дипломатия, глобальные договоры ¦ ¦
¦ ¦в области ограничения и сокращения вооружений, ¦ ¦
¦ ¦международные соглашения по ограничению ¦ ¦
¦ ¦вооружений, международные соглашения по ¦ ¦
¦ ¦ограничению вооружений и вооруженных сил на ¦ ¦
¦ ¦различных региональных направлениях, исторический¦ ¦
¦ ¦опыт международных соглашений в сфере ¦ ¦
¦ ¦разоружения, многосторонние соглашения в ¦ ¦
¦ ¦экономической сфере и интересы НБ, экологические ¦ ¦
¦ ¦и гуманитарные проблемы и их увязка с вопросами ¦ ¦
¦ ¦НБ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦0ПД.Ф.15¦Процесс формирования внешней политики ¦ ¦
¦ ¦ Методологические проблемы процесса подготовки и ¦ ¦
¦ ¦принятия внешнеполитических решений. Механизм ¦ ¦
¦ ¦принятия внешнеполитических решений. Организация ¦ ¦
¦ ¦процесса принятия внешнеполитических решений в ¦ ¦
¦ ¦изучаемой стране (регионе) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦0ПД.Ф.16¦Содружество независимых государств (СНГ) ¦ ¦
¦ ¦ Процесс формирования СНГ, базовые документы. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. ¦ ¦
¦ ¦Экономическое, политическое и военное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в рамках СНГ. ¦ ¦
¦ ¦ Разноскоростная и разноформатная интеграция. ¦ ¦
¦ ¦Роль союза Российской Федерации и Белоруссии. ¦ ¦
¦ ¦Приоритеты политики России в отношениях с ¦ ¦
¦ ¦другими странами СНГ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦340 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦225 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДФД ¦Дополнительные и факультативные дисциплины ¦832 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Военная подготовка, безопасность ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности, гражданская оборона и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦8532 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
--------------------------------
<1> Дисциплина ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык является также общей профессиональной дисциплиной (ОПД.Ф.01).
<2> Отдельные разделы дисциплин ГСЭ.Ф.03, 05, 06, 11 являются разделами дисциплин цикла ОПД.
<3> При составлении рабочего учебного плана вузы имеют право переноса 2 - 3 дисциплин федерального компонента цикла ОПД в цикл СД или их замены на другие профессионально ориентированные дисциплины соответствующего вида регионоведения (в частности, при подготовке по виду "Регионы Российской Федерации").
<4> Предусматривается выделение не менее 2000 часов на изучение основного языка региона (страны) и от 340 до 1500 часов и более - на изучение второго языка. В общий объем программы языковой подготовки входит 340 часов, отводимых на иностранный язык в цикле ГСЭ. Общее количество часов на освоение программы языковой подготовки, превышающее 3000 часов, распределяется по вузовским компонентам и курсам по выбору ОПД и СД. Дополнительные часы предусматриваются также в цикле ДФД.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 521300 - Регионоведение
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая учебно-
исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - в объеме 158 недель;
практика - не менее 2 недель;
итоговая государственная аттестация, включая
защиту выпускной квалификационной работы - 4 - 6 недель;
каникулы - не менее 30 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной общеобразовательной программы подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента - 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем обязательных аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического обучения - 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521300 - Регионоведение
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образоват

НАПРАВЛЕНИЕ 521300 - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) МАГИСТР РЕГИОНОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также