НАПРАВЛЕНИЕ 520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР КУЛЬТУРОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
45гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр культурологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Профессиональная деятельность бакалавра по направлению 520100 - Культурология направлена на:
- исследование проблем теории, методологии, истории культуры;
- изучение и освоение форм и процессов современной культуры, объектов историко-культурного назначения;
- разработку и использование научно-практических программ сохранения обществом культурного и природного наследия.
1.3.2. Бакалавр по направлению 520100 - Культурология подготовлен к выполнению научно-исследовательской или к следующим конкретным видам профессиональной деятельности, которые определяются задачами и содержанием образовательной программы, разрабатываемой вузом:
- конкретно-исследовательской;
- культурно-просветительской;
- проектной;
- организационной.
1.3.3. Бакалавр по направлению 520100 - Культурология подготовлен к решению следующих задач:
- изучение проблем теории и истории культуры;
- исследование современных культурных форм и процессов;
- работа по выявлению, сохранению и использованию культурного и природного наследия;
- культурно-образовательная работа в государственных и негосударственных учреждениях и организациях;
- работа в проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного и природного наследия;
- работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры;
- консультирование в сфере культуры.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 520100 - Культурология;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности 020600 - Культурология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520100 - Культурология
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера без¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления российской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I, ¦ ¦
¦ ¦век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право в ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX ¦ ¦
¦ ¦в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале XX в. ¦ ¦
¦ ¦Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития начала века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и ¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в ¦ ¦
¦ ¦начальный период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. Становление новой ¦ ¦
¦ ¦российской государственности (1993 - 1999 гг.). ¦ ¦
¦ ¦Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦политической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная ¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может быть представлена как ¦ ¦
¦ ¦вводный курс по направлению "культурология") ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические ¦ ¦
¦ ¦школы. Гражданское общество, его происхождение и¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение сознания¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. Специфика ¦ ¦
¦ ¦использования элементов различных языковых ¦ ¦
¦ ¦уровней в научной речи. Речевые формы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности. Официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦стиль. Сфера его функционирования, жанровое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие. Языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятность, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы; свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество, практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смена типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. Будущее человечества. Глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. ¦ ¦
¦ ¦Принцип максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ¦ ¦
¦ ¦ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦700 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦600 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦300 ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки и ¦ ¦
¦ ¦программирование, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦природе; ¦ ¦
¦ ¦ законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принципы возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические системы, энергетика химических ¦ ¦
¦ ¦процессов, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность;¦ ¦
¦ ¦биоэтика; человек, биосфера и космические циклы;¦ ¦
¦ ¦ноосфера; необратимость времени; самоорганизация¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы ¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Дисциплины, устанавливаемые УМО ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦История науки ¦100 ¦
¦ ¦ Предпосылки возникновения науки; наука и ¦ ¦
¦ ¦магия; система знаний в древних обществах; ¦ ¦
¦ ¦натурфилософия и логика в античном мире; ¦ ¦
¦ ¦значение арабской системы знаний в истории ¦ ¦
¦ ¦науки; генезис и основания науки Нового ¦ ¦
¦ ¦времени; наука в XX веке; структура, формы, ¦ ¦
¦ ¦функции и динамика науки в истории; ¦ ¦
¦ ¦исторические типы научной рациональности; наука ¦ ¦
¦ ¦как социальный институт; специализация научного ¦ ¦
¦ ¦знания и проблемы его синтеза; научно- ¦ ¦
¦ ¦техническая революция и современные глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы науки ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3500 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2800 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Теория культуры ¦550 ¦
¦ ¦ Предмет теории культуры; основные категории и ¦ ¦
¦ ¦понятия теории культуры. Структура и функции ¦ ¦
¦ ¦культуры. Динамика культуры. Принципы типологии ¦ ¦
¦ ¦культуры. Культурогенез; культура и природа; ¦ ¦
¦ ¦культура и язык; культура и общество; ¦ ¦
¦ ¦социальное и индивидуальное в культуре; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; культура и история; ¦ ¦
¦ ¦культура и цивилизация; единство и многообразие ¦ ¦
¦ ¦культур; межкультурные коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы философского и теоретического ¦ ¦
¦ ¦осмысления культуры в интеллектуальной истории; ¦ ¦
¦ ¦культура как ценность, норма, образ жизни, ¦ ¦
¦ ¦результат жизнедеятельности, способ ¦ ¦
¦ ¦смыслополагания, способ коммуникаций. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика направлений, концепций, школ. ¦ ¦
¦ ¦Современные концепции культуры. ¦ ¦
¦ ¦ История становления методов культурологии, ¦ ¦
¦ ¦типов культурологического анализа. Методы ¦ ¦
¦ ¦изучения культурных форм и процессов. ¦ ¦
¦ ¦Исторический подход в культурологии (историко- ¦ ¦
¦ ¦генетический, историко-сравнительный методы). ¦ ¦
¦ ¦Значение структурного (структурно- ¦ ¦
¦ ¦функционального) подхода для исследования ¦ ¦
¦ ¦культуры. Семиотический подход к изучению и ¦ ¦
¦ ¦описанию культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Возможности феноменологии, философской ¦ ¦
¦ ¦герменевтики, психоанализа в культурологии. ¦ ¦
¦ ¦Специфика гендерного анализа при изучении ¦ ¦
¦ ¦культуры. Системный и информационный подходы к ¦ ¦
¦ ¦исследованию культуры. Постструктурализм, ¦ ¦
¦ ¦методы деконструкции культурных текстов. Роль ¦ ¦
¦ ¦познавательных "поворотов" в методологии ¦ ¦
¦ ¦изучения культуры. Интердисциплинарные подходы ¦ ¦
¦ ¦в культурологических исследованиях. ¦ ¦
¦ ¦Культурология в системе современного ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного знания. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может быть представлена в виде ¦ ¦
¦ ¦отдельного курса или совокупности родственных ¦ ¦
¦ ¦дисциплин по теории, философии, социологии, ¦ ¦
¦ ¦методологии культуры) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦История культуры ¦500 ¦
¦ ¦ Предмет, категории и понятия истории культуры; ¦ ¦
¦ ¦место истории культуры в социально-гуманитарном ¦ ¦
¦ ¦знании. Типы и виды культурно-исторических ¦ ¦
¦ ¦источников. Методы изучения вещественных, ¦ ¦
¦ ¦устных, письменных, визуальных источников по ¦ ¦
¦ ¦истории культуры. Роль вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦исторических дисциплин (хронологии, метрологии, ¦ ¦
¦ ¦палеографии, геральдики, генеалогии, ¦ ¦
¦ ¦биографики) в изучении истории культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы генезиса культуры; проблемы ¦ ¦
¦ ¦хронологии и периодизации истории культуры. ¦ ¦
¦ ¦Историческая типология культур; характеристика ¦ ¦
¦ ¦культурно-исторических эпох (согласно основным ¦ ¦
¦ ¦концепциям); Восток и Запад как идеальные типы ¦ ¦
¦ ¦мировой культуры. Язычество как феномен истории ¦ ¦
¦ ¦культуры; культурные ареалы буддизма, ¦ ¦
¦ ¦христианства, ислама. Традиционные культуры ¦ ¦
¦ ¦Востока. Культуры Древней Греции и Рима; ¦ ¦
¦ ¦культуры средневековой Европы; культура ¦ ¦
¦ ¦европейского Возрождения; нововременная ¦ ¦
¦ ¦культура. Основные периоды истории культуры ¦ ¦
¦ ¦России; роль Византии, Азии, Европы в истории ¦ ¦
¦ ¦русской культуры. Проблемы синхронности и ¦ ¦
¦ ¦асинхронности социокультурного развития стран и ¦ ¦
¦ ¦регионов мира, типы их культурно-исторических ¦ ¦
¦ ¦ориентаций; взаимовлияние культур в XVIII - XIX ¦ ¦
¦ ¦веках. Проблемы культуры XX века; особенности ¦ ¦
¦ ¦культурного семиозиса и культурных коммуникаций ¦ ¦
¦ ¦в связи со сменой научных парадигм; модернизм и ¦ ¦
¦ ¦постмодернизм. Сущность и особенности ¦ ¦
¦ ¦межкультурного общения в XX веке. Принципы и ¦ ¦
¦ ¦методы изучения личности в истории культуры. ¦ ¦
¦ ¦ История культуры отдельных стран и регионов. ¦ ¦
¦ ¦ (История культуры может реализовываться как ¦ ¦
¦ ¦единый курс либо как система согласованных ¦ ¦
¦ ¦курсов или родственных дисциплин) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Эстетика ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально- ¦ ¦
¦ ¦практической деятельности людей; история ¦ ¦
¦ ¦эстетической мысли; эстетическое сознание и его ¦ ¦
¦ ¦структура; основные сферы эстетической ¦ ¦
¦ ¦деятельности (бытовая, производственная, ¦ ¦
¦ ¦профессионально-художественная); эстетические ¦ ¦
¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; ¦ ¦
¦ ¦художественный образ как интегральная структура ¦ ¦
¦ ¦искусства; проблема художественного восприятия; ¦ ¦
¦ ¦эстетическая культура общества и личности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Теория и история искусств ¦160 ¦
¦ ¦ Основы теории искусства, искусство как феномен ¦ ¦
¦ ¦культуры; виды и формы искусств; понятие ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. Ранние синкретические ¦ ¦
¦ ¦формы искусства. Основные памятники архитектуры ¦ ¦
¦ ¦и искусства Востока. Античная скульптура, ¦ ¦
¦ ¦живопись и мозаика. История искусств в ¦ ¦
¦ ¦средневековом мире. Своеобразие иконописи ¦ ¦
¦ ¦Византии и России. Художественная культура ¦ ¦
¦ ¦Возрождения. Основные художественные стили в ¦ ¦
¦ ¦искусстве Нового времени. История искусств в ¦ ¦
¦ ¦России Нового времени. Ведущие направления и ¦ ¦
¦ ¦проблемы искусства в XX веке. Модернизм и ¦ ¦
¦ ¦постмодернизм в искусстве. Теоретико- ¦ ¦
¦ ¦методологические подходы к изучению искусств в ¦ ¦
¦ ¦Новое и Новейшее время. Характеристика ¦ ¦
¦ ¦направлений и школ в искусствознании XIX - ХX ¦ ¦
¦ ¦вв. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может реализовываться как единый ¦ ¦
¦ ¦курс либо как система согласованных курсов или ¦ ¦
¦ ¦родственных дисциплин) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Теория и история литературы ¦160 ¦
¦ ¦ Литература в контексте теории и истории ¦ ¦
¦ ¦культуры. Слово и образ; жанры и стили ¦ ¦
¦ ¦литературного творчества. Памятники литературы ¦ ¦
¦ ¦традиционного Востока. Классические ¦ ¦
¦ ¦литературные жанры античности. Литература ¦ ¦
¦ ¦европейского Средневековья и эпохи Возрождения. ¦ ¦
¦ ¦Основные литературные направления Нового ¦ ¦
¦ ¦времени. История русской литературы; русская ¦ ¦
¦ ¦литература ХIХ века как явление мировой ¦ ¦
¦ ¦культуры. Барокко, классицизм, романтизм, ¦ ¦
¦ ¦реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ¦ ¦
¦ ¦Нового и Новейшего времени. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия литератур различных культурных ¦ ¦
¦ ¦регионов мира в XIX и XX веке. Феномен русской ¦ ¦
¦ ¦советской литературы. Ведущие направления в ¦ ¦
¦ ¦мировой литературе конца XX века. Теоретико- ¦ ¦
¦ ¦методологические проблемы изучения литературы в ¦ ¦
¦ ¦XX веке. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может реализовываться как единый ¦ ¦
¦ ¦курс либо как система согласованных курсов или ¦ ¦
¦ ¦родственных дисциплин) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦История религий ¦160 ¦
¦ ¦ Религия как феномен культуры. Ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозной культуры. История индуизма и ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства и даосизма. История ¦ ¦
¦ ¦иудаизма. Возникновение христианства и его роль ¦ ¦
¦ ¦в истории мировой культуры. Основные ¦ ¦
¦ ¦христианские конфессии. История ислама и ¦ ¦
¦ ¦специфика исламской культуры. История ¦ ¦
¦ ¦православия и православной культуры Византии и ¦ ¦
¦ ¦России. Современные религиозные движения. ¦ ¦
¦ ¦Фундаментализм и модернизм в мировых религиях. ¦ ¦
¦ ¦Культура межконфессионального диалога в XX веке ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Семиотика и лингвистика ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет семиотики; основные категории, понятия ¦ ¦
¦ ¦и концепции; типы знаковых систем; естественные ¦ ¦
¦ ¦знаки и их системы; образы и образные системы ¦ ¦
¦ ¦знаков; языковые знаковые системы и их логика; ¦ ¦
¦ ¦метаязык в языковых знаковых системах. ¦ ¦
¦ ¦ Генезис языка, соотношение языка и мышления, ¦ ¦
¦ ¦структура языковой модели. Современные ¦ ¦
¦ ¦представления о семантике и прагматике. Типы ¦ ¦
¦ ¦означающих, означаемых. Синтактические ¦ ¦
¦ ¦характеристики знаков и их прагматика. Приемы ¦ ¦
¦ ¦анализа и описания языковых фактов, обоснования ¦ ¦
¦ ¦лингвистических утверждений. Природа текста ¦ ¦
¦ ¦(речевого произведения). Текст как целое, ¦ ¦
¦ ¦отношения между текстами. Значение лингвистики ¦ ¦
¦ ¦текста для культурологии. Современные ¦ ¦
¦ ¦лингвистические теории. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может реализовываться как единый ¦ ¦
¦ ¦курс либо как система согласованных курсов или ¦ ¦
¦ ¦родственных дисциплин) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦Культурная антропология ¦250 ¦
¦ ¦ Предмет культурной антропологии; ведущие ¦ ¦
¦ ¦подходы к изучению; исследовательские ¦ ¦
¦ ¦направления, школы, концепции; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, понятие об этносе и этнических ¦ ¦
¦ ¦процессах; антропогенез и этногенез: ¦ ¦
¦ ¦расообразование и история расселения народов; ¦ ¦
¦ ¦язык как этнический фактор; этнолингвистическая ¦ ¦
¦ ¦классификация; понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦хозяйственно-культурных типах; родоплеменная ¦ ¦
¦ ¦структура этносов; фратрии и брачные классы; ¦ ¦
¦ ¦тотем и табу; первобытная магия и происхождение ¦ ¦
¦ ¦власти; формы обмена и общения; этническое ¦ ¦
¦ ¦самосознание и взаимодействие этнических ¦ ¦
¦ ¦культур; преемственность культурных традиций; ¦ ¦
¦ ¦проблемы передачи культурной информации; типы ¦ ¦
¦ ¦культурно-исторического наследования. ¦ ¦
¦ ¦Конкретно-исторические аспекты восприятия, ¦ ¦
¦ ¦описания и понимания "своей" и "чужой" культур ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Культура повседневности ¦250 ¦
¦ ¦ Способы существования человека в различной ¦ ¦
¦ ¦экологической среде. Материальные остатки ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности людей, их типология и методы ¦ ¦
¦ ¦изучения в археологии. Общие черты и ¦ ¦
¦ ¦характерные особенности жизни древних обществ, ¦ ¦
¦ ¦формирования этнокультурных миров. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие культуры повседневности и его ¦ ¦
¦ ¦составляющие. Формы взаимодействия человека и ¦ ¦
¦ ¦природы в истории культуры. Природные, ¦ ¦
¦ ¦исторические, экономические, социальные факторы ¦ ¦
¦ ¦формирования и динамики повседневной культуры в ¦ ¦
¦ ¦традиционных обществах Востока, в античном ¦ ¦
¦ ¦мире, в европейском средневековье, Новое и ¦ ¦
¦ ¦Новейшее время. Особенности частной жизни и ¦ ¦
¦ ¦быта в различные культурно-исторические эпохи. ¦ ¦
¦ ¦Гендерные аспекты культуры повседневности. ¦ ¦
¦ ¦Многообразие и специфика номенклатуры предметов ¦ ¦
¦ ¦повседневной культуры в локально-историческом ¦ ¦
¦ ¦контексте. Соотношение и взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦культуры повседневности с народной культурой и ¦ ¦
¦ ¦массовой культурой. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие ментальности (коллективного сознания) ¦ ¦
¦ ¦в современном гуманитарном знании, его значение ¦ ¦
¦ ¦для изучения истории культуры повседневности. ¦ ¦
¦ ¦Приемы и процедуры исследования коллективных ¦ ¦
¦ ¦представлений, образов, символов, ритуалов. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика основных школ и концепций ¦ ¦
¦ ¦изучения ментальностей и коллективного ¦ ¦
¦ ¦поведения в контексте истории культуры ¦ ¦
¦ ¦повседневности. Возможности изучения культуры ¦ ¦
¦ ¦повседневности средствами исторического ¦ ¦
¦ ¦краеведения и микроистории. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может реализовываться как единый ¦ ¦
¦ ¦курс либо как система согласованных курсов или ¦ ¦
¦ ¦родственных дисциплин) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦Риторика ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет, основные категории и понятия ¦ ¦
¦ ¦риторики; культурно-исторический генезис ¦ ¦
¦ ¦риторики; риторика в истории мировой культуры; ¦ ¦
¦ ¦исторические критерии оценки искусства ¦ ¦
¦ ¦риторики; риторика в системе форм словесной ¦ ¦
¦ ¦культуры; риторические аспекты литературы, ¦ ¦
¦ ¦философии, теологии, историографии, ¦ ¦
¦ ¦журналистики, педагогики; когнитивные функции ¦ ¦
¦ ¦риторики в производстве гуманитарного знания. ¦ ¦
¦ ¦Культурная семантика общения. Речевые модели и ¦ ¦
¦ ¦речевой этикет в контексте межкультурных ¦ ¦
¦ ¦коммуникаций ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.11¦Древний язык ¦300 ¦
¦ ¦ Основы фонетики и грамматики; принципы и ¦ ¦
¦ ¦методы перевода, поиска смысловых соответствий ¦ ¦
¦ ¦и толкования текстов; практическая работа с ¦ ¦
¦ ¦текстами источников, их перевод, интерпретация ¦ ¦
¦ ¦и культурно-исторический анализ ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.12¦Прикладная культурология ¦120 ¦
¦ ¦ Предмет прикладной культурологии и его ¦ ¦
¦ ¦составляющие. Информационная среда современной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Виды и возможности современных ¦ ¦
¦ ¦массовых коммуникаций, их роль в производстве ¦ ¦
¦ ¦культурных форм. Использование в ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности новых технологий ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Современные принципы классификации и ¦ ¦
¦ ¦кодификации культурных артефактов и ¦ ¦
¦ ¦свидетельств о них. Способы выявления, ¦ ¦
¦ ¦исследования, популяризации, сохранения ¦ ¦
¦ ¦историко-культурных памятников. Подготовка и ¦ ¦
¦ ¦реализация научно-практических программ ¦ ¦
¦ ¦сохранения обществом культурного и природного ¦ ¦
¦ ¦наследия. ¦ ¦
¦ ¦ Основы моделирования социокультурных процессов ¦ ¦
¦ ¦и управления ими. Направления и методы ¦ ¦
¦ ¦управления в сфере культуры. Организация ¦ ¦
¦ ¦управления в учреждениях культуры. Экономика ¦ ¦
¦ ¦культуры. Формы культурного консультирования. ¦ ¦
¦ ¦Виды проектной деятельности в сфере культуры. ¦ ¦
¦ ¦ (Дисциплина может реализовываться как единый ¦ ¦
¦ ¦курс либо как система согласованных курсов или ¦ ¦
¦ ¦родственных дисциплин) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.13¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦50 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦350 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦350 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦1000 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7450 ¦
L--------+------------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение - 138 недель,
экзаменационные сессии - 22 недели,
прак

НАПРАВЛЕНИЕ 520500 - ЛИНГВИСТИКА. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЛИНГВИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ от 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также