НАПРАВЛЕНИЕ 520500 - ЛИНГВИСТИКА. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЛИНГВИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ от 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
66 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520500 - ЛИНГВИСТИКА
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЛИНГВИСТИКИ
1. Общая характеристика направления 520500 - Лингвистика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - магистр лингвистики.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520500 - Лингвистика при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр лингвистики может в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в сфере лингвистического образования, межкультурной коммуникации и общественных связей. Объектом профессиональной деятельности магистра является общее и прикладное языкознание, частное языкознание, теория межкультурной коммуникации, иностранные языки и культуры.
Магистр лингвистики подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр лингвистики в зависимости от специализации подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям 10.02.01 - Русский язык; 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации; 10.02.03 - Славянские языки; 10.02.04 - Германские языки; 10.02.05 - Романские языки; 10.02.06 - Тюркские языки; 10.02.09 - Кавказские языки; 10.02.15 - Балтийские языки; 10.02.07 - Финно-угорские и самодийские языки; 10.02.08 - Иранские языки; 10.02.17 - Семитские языки; 10.02.22 - Языки народов зарубежных стран Азии и Африки, аборигенов Америки и Австралии; 10.02.14 - Классическая филология; 10.02.19 - Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика; 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; 10.02.21 - Структурная, прикладная и математическая лингвистика; 13.00.02 - Теория и методика обучения иностранным языкам; 24.00.04 - Прикладная культурология.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ.
520501 - Русский язык
Русский язык в кругу индоевропейских, славянских, восточнославянских языков. Русский язык в период самостоятельного исторического развития. Источники, этапы развития русского литературного языка. Национальные языковые проблемы и процессы интернационализации. Памятники русской словесности.
Языковая ситуация. Современный литературный язык, проблема нормы и вариантов. Литературный язык и диалекты. Литературный язык: разговорный, просторечье и социальные диалекты (жаргоны, сленг).
Языковая политика в разные периоды развития русского языка. Идея общерусского языка.
Лексикография как хранитель истории языка, истории и культуры. Лексикография как нормативная справочная литература. Русские одноязычные и двуязычные словари. Грамматики и риторики в процессе развития языка.
Системно-структурное единство русского языка. Особенности языкового строя. Когнитивно-культурные особенности семантической системы русского языка (лексика, фразеология, грамматика). Коммуникативно-стилистические особенности русского языка.
Проблема заимствований. Терминологические системы.
Русский язык в нерусском окружении. Билингвизм. Преподавание русского языка как иностранного.
520502 - Славянские языки
Общая и частная славистика. Контрастивная, синхроническая и диахроническая славистика.
Системно-структурные особенности славянских языков. Проблемы изучения фонолого-фонетических систем, грамматики и лексического состава.
Языковая ситуация. Литературный язык и диалекты. Социальное варьирование.
Процессы и закономерности образования славянских языков в кругу индоевропейских языков и в период их самостоятельного развития.
Культурно-когнитивные особенности семантической системы славянских языков (лексика, фразеология, грамматика). Коммуникативно-стилистические особенности славянских языков.
Лексикография. Этимология, топонимика и ономастика.
520503 - Языки народов Российской Федерации
Фонология, грамматика, семантика, прагматика языков народов РФ.
Эволюция и формирование языков народов РФ, их системно-структурные и функционально-типологические особенности. Соотношение языковых аспектов литературных языков и диалектов.
Теоретические и прикладные аспекты лексикографии.
Лингвистические проблемы исчезающих языков России и сопредельных стран и регионов. Языковые и этнокультурные особенности этнических диаспор в России. Языковые контакты. Лингвокультуроведческие аспекты языковой ситуации. Билингвизм. Многоязычие. Роль русского языка как государственного языка РФ и как средства межнационального общения. Языковая политика.
Проблемы межъязыковой и межкультурной коммуникации. Этнолингвистические, этнопсихологические и этнокультурологические проблемы. Сравнительно-сопоставительное изучение языковых памятников.
520504 - Германские языки
Фонология, грамматика, семантика и прагматика германских языков. Проблемы эволюции и формирования германских языков. Лингвокультуроведческие проблемы языковой ситуации в странах германских языков.
Системно-структурные особенности германских языков в диахронии и синхронии, парадигматике и синтагматике. Типологические различия литературных германских языков и их диалектов.
Теоретическое и экспериментальное изучение фонолого-фонетических систем, грамматики и лексического состава германских языков. Теоретические и прикладные аспекты лексикографии. Культурно-коммуникативное взаимодействие германских языков в контексте современных цивилизационных процессов.
Системно-языковые и функционально-речевые аспекты нормы в германских языках.
520505 - Романские языки
Фонология, грамматика, семантика и прагматика романских языков. Проблемы эволюции и формирования романских языков. Лингвокультуроведческие проблемы языковой ситуации в странах романских языков.
Системно-структурные особенности романских языков в диахронии и синхронии, парадигматике и синтагматике. Типологические различия литературных романских языков и их диалектов.
Теоретическое и экспериментальное изучение фонолого-фонетических систем, грамматики и лексического состава романских языков. Теоретические и прикладные аспекты лексикографии. Системно-языковые и функционально-речевые аспекты нормы в романских языках.
Культурно-коммуникативное взаимодействие романских языков в контексте современных цивилизационных процессов.
520506 - Языки народов стран СНГ
Фонология, грамматика, семантика, прагматика языков народов стран СНГ.
Социально обусловленные закономерности функционирования, развития и взаимодействия языков стран СНГ, их системно-структурные и функционально-типологические особенности. Соотношение языковых аспектов литературных языков и диалектов.
Языковая ситуация. Проблемы двуязычия и многоязычия, изучения родного и русского языков. Контрастивные исследования языков, ориентированные на практику преподавания. Теоретические и прикладные аспекты лексикографии.
Проблемы межъязыковой и межкультурной коммуникации. Этнолингвистические, этнопсихологические и этнокультурологические проблемы.
Роль русского языка как средства межнационального общения. Проблемы языковой политики.
520507 - Языки народов стран Балтии
Фонология, грамматика, семантика и прагматика языков народов стран Балтии.
Проблемы эволюции и формирования языков стран Балтии, их системно-структурные и функционально-типологические особенности. Соотношение языковых аспектов литературных языков и диалектов.
Языковая политика. Языковая ситуация. Проблемы двуязычия и многоязычия, изучение родного и русского языков. Контрастивные исследования, ориентированные на практику преподавания.
Проблемы межъязыковой и межкультурной коммуникации. Этнолингвистические, этнопсихологические и этнокультурологические проблемы.
520508 - Языки Ближнего, Среднего Востока и Африки
Языковая ситуация. Диглоссия (соотношение литературного языка и диалектальных языков). Территориальная дифференциация литературного языка. Билингвизм. Социолингвистические проблемы. Лингвистическое прогнозирование и языковая политика.
Типологические характеристики языков и диалектов. История языка, периодизация. Древние языки. Современное состояние языка. Языковедческие традиции. Традиционные лингвистические учения.
Письмо, типы письма. Письменные традиции. Письменные памятники.
Письмо и культура.
Системно-структурные особенности языков. Проблемы выделения единиц структуры языка и их лингвистического описания. Соотношение консонантизма и вокализма. Словообразовательные модели и их элементы. Особенности грамматических систем.
Формирование и развитие словарного состава языка. Заимствования. Формирование национальных терминологических систем. Лексикография.
Языки и национальные культуры.
520509 - Языки Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
Языковая ситуация. Литературный язык и диалекты. История формирования диалектов. Основные группы диалектов. Социолингвистические проблемы и языковая политика. Идея общего языка в Китае.
Типологические и генеалогические характеристики языков. Основные этнические и языковые ареалы.
История этносов. История языков, периодизация. Древние языки. Формирование национальных языков. Влияние китайского языка на развитие языков Восточной Азии. Современное состояние языков.
Письменность. Иероглифическое письмо, проблемы его совершенствования. Реформы письменности. Систематизация и стандартизация письменности. Письменность и культура.
Системно-структурные особенности языков. Фонетические системы, консонантизм и вокализм, просодия. Особенности грамматических и лексических систем.
Формирование и развитие словарного состава. Заимствования. Терминологические системы. Лексикография.
Языки и национальные культуры. Проблемы коммуникации в восточной культуре.
520510 - Классические языки
Теоретическая и историческая грамматика. Теоретическая и историческая фонетика и фонология. Лексикология и лексикография. Грамматическая и лексическая семантика. Этимология.
Текстология и палеография. Влияние системно-структурных особенностей классических языков на языки мира. Лингвокультурологические ценности классических языков.
520511 - Одноязычная и двуязычная лексикография
Методологические, теоретические и экспериментальные основы создания одноязычных и двуязычных словарей. История и основные теоретические направления современной лексикографии. Типология словарей. Теоретические основы современных методов сопоставительного изучения языков и семасиологических исследований. Взаимосвязь языка и культуры и представление культурного фона языка в терминах лексикографии. Компьютерные технологии в лексикографической практике. Принципы разработки макро- и микроструктур словаря с учетом потенциального пользователя.
520512 - Общее языкознание
Структура и функции языка, модели языковой системы. Когнитивные основы речемыслительной деятельности. Концептуальная и языковая картины мира.
Историография лингвистики.
Лингвистическая текстология и дискурсология, коммуникативная лингвистическая феноменология.
Когнитивная и контрастивная лингвистика.
Теория коммуникации.
Изучение языка в сопоставлении с другими семиотическими системами.
Изучение языковой нормы и ее разночтений, факторов национально-исторического развития литературных языков и их отражение в словарях различных типов. Лексикография.
520513 - Сравнительное языкознание
Контрастивная лингвистика. Сравнительно-сопоставительная фонология, морфология, морфонология, синтаксис, семантика в диахронии и синхронии, парадигматике и синтагматике.
Типология изучения лингвистических объектов с позиций лингвистических универсалий.
Компаративистика. Сравнительно-историческое исследование языков. Историческая фонетика, фонология, морфология, морфонология, синтаксис, семантика, этимология. Лексикография. Внешняя и внутренняя реконструкция, лингвистическое датирование методом глоттохронии, ностратика.
Хронологические процессы смешения языков. Языковые союзы.
520514 - Психолингвистика
Психолингвистические особенности развития языка и личности. Возрастная психолингвистика. Эволюция языка и речи в фило- и онтогенезе. Психолингвистические механизмы интерференции. Психолингвистические проблемы патологии языка и речи.
Нейролингвистика. Программирование высказывания. Порождение высказывания.
Этнопсихолингвистические проблемы.
520515 - Социолингвистика
Социальная стратификация языка. Моделирование процессов взаимовлияния языка и общества. Типология языковых ситуаций. Надэтническое многоязычие.
Лингвосоциокультурологические проблемы языковой коммуникации. Становление национальных языков. Соотношение литературного языка и диалектов, социолектов.
Национально-культурная специфика речевого поведения.
Языки межэтнического общения. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники. Языки в контексте мировой цивилизации.
Функциональное двуязычие. Культовые и неродные языки. Конфессиональные факторы социальной истории языков. Конфессиональные языковые жанры и их влияние на письменную культуру.
Социальная и культурная эволюция языков. Роль переводов в культурном обогащении языков. Этнолингвистика.
520516 - Прикладная, экспериментальная и математическая лингвистика
Автоматизированные системы обработки письменных и устных текстов. Квантитативная лингвистика. Компьютерные фонология, морфология, синтаксис, семантика. Автоматизированные системы понимания письменного и устного текста. Структурные алгоритмы русского и иностранного языков. Искусственный интеллект. Лингвистическое обеспечение компьютерных обучающих систем.
Полевая лингвистика. Ареальная лингвистика. Пара- и экстралингвистика.
Акустика речи. Фоноскопия. Экспертные системы. Системы анализа и синтеза речи.
Компьютерная лексикография. Банки данных и базы знаний. Системы информационного поиска. Лингвистические страницы в интернете.
Автоматизированные системы перевода. Машинные фонды языков.
520517 - Теория перевода и межкультурная/межъязыковая коммуникация
Основные этапы истории перевода. Особенности переводческой деятельности в современном мире. Психолингвистическая характеристика видов перевода. Личность переводчика (лингвистическая, психологическая, интеллектуальная), "социальная" характеристика.
Перевод и другие виды языкового посредничества. Методологические и теоретические основы перевода как многоаспектного вида межъязыковой коммуникации. Лингвистические и экстралингвистические аспекты письменного и устного перевода. Перевод в контексте межъязыковой и межкультурной коммуникации. Социолингвистические, психолингвистические, культурологические и нейропсихологические детерминанты адекватности и эквивалентности перевода. Этносоциальные и культурно-исторические ценности и их адекватная передача при переводе.
Модели перевода и переводческие трансформации применительно к различным функциональным стилям и жанрам.
Прагматические аспекты перевода, прагматическая адаптация перевода. Машинный и автоматизированный перевод. Редакция машинного перевода.
Критика перевода. Методы оценки качества перевода.
Принципы создания учебных материалов для письменного и устного перевода; теоретические основы и методы оптимизации процесса обучения письменному и устному переводу.
Методика преподавания перевода.
520518 - Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация
Методологические проблемы изучения языка как основного средства человеческого общения. Принципы анализа языковой системы в лингводидактическом аспекте. Методологические, теоретические и экспериментальные проблемы анализа социальной природы языка и его общественных функций. Методологические, теоретические и прикладные аспекты психолингвистического анализа. Принципы и методы преподавания иностранных языков в контексте межкультурной коммуникации.
Лингвопсихологическая характеристика межкультурной коммуникации. Лингводидактическая модель способности к межкультурной коммуникации.
Формирование у обучающихся способности к межкультурной коммуникации как цель обучения иностранным языкам. Концепт вторичной языковой личности. Социокультурный подход в обучении иностранным языкам. Страноведение и лингвострановедение. Взаимосвязанное обучение языку и культуре.
Современные теории, методы, формы и способы организации учебного процесса в области преподавания иностранных языков на разных этапах возрастного и индивидуального развития. Психолого-педагогические основы преподавания иностранных языков в средней и высшей школе.
Проблемы целей и содержания обучения иностранным языкам. Уровни владения иностранным языком и их отражение в программах и учебниках для разных условий обучения.
Принципы обучения иностранным языкам.
Стратегии овладения языком, усвоения языка, их методическая интерпретация.
Проблемы учебника. Средства новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Социальные формы и интерактивные методы обучения.
Контроль, самоконтроль, оценка, самооценка. Тестирование.
520519 - Теория коммуникации и международные связи с общественностью (PR)
Методологические, теоретические и экспериментальные основы изучения процесса общения в различных сферах социальной жизни. Анализ лингвистических, психолингвистических, социально-психологических аспектов интраличностной, межличностной и массовой коммуникации. Структура видов словесности; законы речи и общественно-речевая практика; принципы создания риторически организованных текстов различной типологии. Теоретические основы и методы управления восприятием личности и организации в различных сегментах их внешнего окружения. Принципы составления программ в области "связей с общественностью"; применение законов речевой коммуникации для решения задач "связей с общественностью".
520520 - Сопоставительное изучение культур и межкультурная коммуникация
Теоретические и методологические основы компаративного изучения национальных культур. Национально-историческая типология культур и ее соотнесение с концепцией мировой культуры как единого целого. История и основные направления компаративистики: изучение связей и влияний, контактов, историко-функционального бытования явлений культуры, аналогий и различий, архетипических основ, диалогов и конфликтов, культурной диффузии и синтезии. Теоретические и методологические основы межкультурной коммуникации. Понятия лакун и национально-культурных стереотипов. История формирования межкультурной коммуникации как научной дисциплины. Использование статистических, социологических и психологических методов анализа в области межкультурной коммуникации. Понятийный аппарат и методики анализа критических случаев межличностных конфликтов в процессе общения представителей разных культур. Межкультурная коммуникация в разных сферах человеческой деятельности. Методологические основы преподавания культурологии и межкультурной коммуникации в высшей школе.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика, 520300 - Филология, 520100 - Культурология, 520600 - Журналистика, 521300 - Регионоведение, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 520500 - Лингвистика
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплин направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520500 - Лингвистика
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦Требования к обязательному минимуму содержания основной ¦ ¦
¦образовательной программы подготовки бакалавра по данному ¦ ¦
¦направлению определены в Государственном образовательном ¦ ¦
¦стандарте высшего профессионального образования подготовки¦ ¦
¦бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦9072 ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Семиотика ¦ ¦
¦ ¦Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие знака, различные подходы к определению и ¦ ¦
¦ ¦описанию знака. ¦ ¦
¦ ¦Язык как семиотическая система. ¦ ¦
¦ ¦План выражения и план содержания языка. Типы и ¦ ¦
¦ ¦свойства знаков. Родовидовые отношения знака и ¦ ¦
¦ ¦языка. Производство знаковых материалов. ¦ ¦
¦ ¦Понимание семиотики как средства передачи ¦ ¦
¦ ¦культуры. Понимание семиотических систем как ¦ ¦
¦ ¦систем, служащих для сбора, фиксации и ¦ ¦
¦ ¦систематизации фактов культуры. Понимание ¦ ¦
¦ ¦семиотических систем как систем, обеспечивающих ¦ ¦
¦ ¦жизнь культуры, и как факта культуры. ¦ ¦
¦ ¦Объединяющие семиотические системы и системы ¦ ¦
¦ ¦специального назначения. ¦ ¦
¦ ¦Тезаурус семиотических систем и его содержательная¦ ¦
¦ ¦интерпретация. Совокупность семиотических систем ¦ ¦
¦ ¦(I - язык; II - игры; III - обряды; IV - средства ¦ ¦
¦ ¦исчисления) - основа образования общества как ¦ ¦
¦ ¦целого и возможность объяснения природы ¦ ¦
¦ ¦социализированной психической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Понятие класса семиотических систем. ¦ ¦
¦ ¦Семиотические ряды: 1) знаки прогностики (приметы,¦ ¦
¦ ¦гадания, знамения); 2) знаки неприкладных ¦ ¦
¦ ¦искусств (мусические искусства, изобразительные ¦ ¦
¦ ¦искусства, музыка, пластика или хореография); ¦ ¦
¦ ¦3) знаки управления (меры, средства и способы ¦ ¦
¦ ¦измерения; средства ориентирования, команды). ¦ ¦
¦ ¦Законы развития семиотики ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История языкознания ¦ ¦
¦ ¦Научная парадигма в лингвистике как результат ¦ ¦
¦ ¦выделения определенных свойств языка. Смена ¦ ¦
¦ ¦научных парадигм в истории лингвистики как ¦ ¦
¦ ¦отражение изменения уровня науки в целом и уровня ¦ ¦
¦ ¦научных знаний в конкретной области науки. ¦ ¦
¦ ¦Логическая парадигма в Античности, Средневековье, ¦ ¦
¦ ¦Новое время. ¦ ¦
¦ ¦Сравнительно-историческое языкознание XIX в. ¦ ¦
¦ ¦Создание сравнительных грамматик европейских ¦ ¦
¦ ¦языков. ¦ ¦
¦ ¦Естественнонаучные истоки натуралистической ¦ ¦
¦ ¦парадигмы. Языкознание как естественноисторическая¦ ¦
¦ ¦наука. ¦ ¦
¦ ¦Философия лингвистического психологизма. Трактовка¦ ¦
¦ ¦языковых категорий как категорий психологических. ¦ ¦
¦ ¦Идеоэтническая парадигма, ее противопоставленность¦ ¦
¦ ¦логико-универсалистской парадигме языка. ¦ ¦
¦ ¦Младограмматический этап (Лейпцигская школа, ¦ ¦
¦ ¦Московская школа, Казанская школа). ¦ ¦
¦ ¦Социологическая парадигма. Женевская и ¦ ¦
¦ ¦французская социологические школы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦психология и функционирование языка. ¦ ¦
¦ ¦Структурно-функциональная парадигма в ¦ ¦
¦ ¦языкознании XX в. ¦ ¦
¦ ¦Философские основания структурализма, его ¦ ¦
¦ ¦методология. Понятие структуры языка. Теория ¦ ¦
¦ ¦лингвистического моделирования. Пражский, ¦ ¦
¦ ¦Копенгагенский и Американский структурализм. ¦ ¦
¦ ¦Современная научная парадигма. Психолингвистика. ¦ ¦
¦ ¦Социолингвистика. Лингвистика текста. ¦ ¦
¦ ¦Коммуникативная лингвистика. Когнитивная ¦ ¦
¦ ¦лингвистика ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Методы лингвистического анализа ¦ ¦
¦ ¦Философское мировоззрение, методология и методы ¦ ¦
¦ ¦научного исследования языка. Понятие объекта и ¦ ¦
¦ ¦предмета исследования. ¦ ¦
¦ ¦Понятие метода в науке. ¦ ¦
¦ ¦Основные методы лингвистического исследования и ¦ ¦
¦ ¦лежащие в основе каждого философские концепции. ¦ ¦
¦ ¦Сравнительно-исторический метод. Метод ¦ ¦
¦ ¦типологического анализа языка. Сопоставительный ¦ ¦
¦ ¦метод описания языков. Контрастивный метод ¦ ¦
¦ ¦описания языка. ¦ ¦
¦ ¦Методы и приемы системно-функционального описания ¦ ¦
¦ ¦языка в структурном языкознании: коммутационные ¦ ¦
¦ ¦процедуры, дистрибутивный анализ и анализ по ¦ ¦
¦ ¦существенным дифференциальным признакам. ¦ ¦
¦ ¦Анализ по непосредственно-составляющим (НС) и ¦ ¦
¦ ¦трансформационный анализ. Трансформационный ¦ ¦
¦ ¦анализ и теория порождающих грамматик. ¦ ¦
¦ ¦Методы исследования семантики. Компонентный и ¦ ¦
¦ ¦валентный анализ, контент-анализ. Метод ¦ ¦
¦ ¦глоттохронологии и лексико-статистический метод ¦ ¦
¦ ¦описания словарного состава языка. ¦ ¦
¦ ¦Проблема использования математических методов в ¦ ¦
¦ ¦лингвистическом описании языка: статистический, ¦ ¦
¦ ¦вероятностный и др. ¦ ¦
¦ ¦Теория лингвистического моделирования. ¦ ¦
¦ ¦Методы и приемы исследования в психолингвистике ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Компьютерные технологии в лингвистических ¦ ¦
¦ ¦исследованиях ¦ ¦
¦ ¦Математическое моделирование, методы: ¦ ¦
¦ ¦статистический, спектрального и корреляционного ¦ ¦
¦ ¦анализа, распознавания образов; компьютерные ¦ ¦
¦ ¦словари, системы компьютерного перевода; ¦ ¦
¦ ¦компьютерные технологии в лингвистическом ¦ ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Практикум по культуре речевого общения (первый ¦ ¦
¦ ¦и второй иностранные языки) ¦ ¦
¦ ¦Языковые характеристики и национально-культурная ¦ ¦
¦ ¦специфика лексического, семантического, ¦ ¦
¦ ¦грамматического, прагматического и дискурсивного ¦ ¦
¦ ¦аспектов устной/письменной речи, подготовленной/ ¦ ¦
¦ ¦неподготовленной, официальной/неофициальной речи. ¦ ¦
¦ ¦Дискурсивные способы выражения фактуальной, ¦ ¦
¦ ¦концептуальной и подтекстовой информации в ¦ ¦
¦ ¦иноязычном тексте. ¦ ¦
¦ ¦Дискурсивная структура и языковая организация ¦ ¦
¦ ¦функционально-стилевых разновидностей ¦ ¦
¦ ¦художественного, газетно-публицистического, ¦ ¦
¦ ¦научного, делового текста. ¦ ¦
¦ ¦Языковая, эстетическая, культурологическая ¦ ¦
¦ ¦интерпретация художественного и газетно- ¦ ¦
¦ ¦публицистического текста, лингвистический анализ ¦ ¦
¦ ¦научного, научно-популярного и делового текста ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Речевая деятельность общества ¦ ¦
¦ ¦Речь как искусство слова. Речь как техника ¦ ¦
¦ ¦изобретения мысли и слова. Общая структура речевых¦ ¦
¦ ¦отношений. Языковое существование человека и ¦ ¦
¦ ¦народа. Основные этапы развития риторики от ¦ ¦
¦ ¦искусства к науке. Законы речи и правила риторики.¦ ¦
¦ ¦Речевая структура общества. Классы речедеятелей. ¦ ¦
¦ ¦Виды речевой коммуникации. Общество, государство, ¦ ¦
¦ ¦организация речи. Новые формы риторики ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.02 ¦Фундаментальная дисциплина специализации ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.03 ¦Вспомогательная дисциплина специализации ¦ ¦
¦ ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ... ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ИГАМ.00¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦10 ¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦не- ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦дель ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки магистра¦4068 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦13140¦
L-------+--------------------------------------------------+------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 520500 - Лингвистика
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель;
специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели;
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии - 69 недель;
научно-исследовательская/научно-
педагогическая практика - 5 недель;
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - 10 недель;
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - 20 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента должен составлять 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520500 - Лингвистика
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Магистр лингвистики владеет методологией научного творчества, умеет обосновать выбор темы и методов исследования, актуальность и новизну поставленной задачи; способен проводить самостоятельные теоретические и экспериментальные исследования, аргументированно излагать полученные результаты, видеть место проведенного им исследования в ряду научных работ по избранной проблематике и его практическую значимость.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и имеющими ученую степень и/или звание, систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования и иметь публикации по тематике заявленных магистерских программ.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Вуз должен располагать необходимым лабораторным и информационным обеспечением учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе иметь не менее одного базового учебника и/или учебного пособия по дисциплинам направления специализированной подготовки из расчета 0,5 экземпляра на студента-магистранта, иметь не менее пяти наименований профессиональных и реферативных журналов.
Должен быть обеспечен доступ к научным библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим профилю основной образовательной подготовки магистра, а также необходимым аудио-, видео- и мультимедийным материалам.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Вуз должен располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов учебной и научно-исследовательской работы студентов-магистрантов, предусмотренных примерным учебным планом и программами научно-исследовательской работы.
6.2.5. Требования к организации практик.
Содержание производственной практики должно быть направлено на формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков в сфере избранной специализации, включая навыки научно-исследовательской работы.
Вуз должен располагать постоянными местами практик в профильных учреждениях и организациях, способных обеспечить необходимые условия для ее проведения.
Сроки проведения производственной практики определяются графиком учебного процесса.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 520500 - Лингвистика
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Магистр лингвистики:
- владеет системой представлений о взаимосвязи лингвистики, филологии и культурологии, связи языка, истории и культуры народа, национально-культурной специфике стран изучаемых языков и своей страны;
- владеет системой представлений о взаимосвязи общего языкознания и изучаемых частных языковедческих дисциплин, современном строении лингвистики, задачах и методах ее разделов и ответвлений, имеет представление о развитии знания о языке в контексте исторического развития науки и культуры;
- владеет системой представлений о языковой системе как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании, рассматриваемом в единстве парадигматики и синтагматики, понимает взаимосвязь и взаимодействие языковых уровней, имеет представление о социальной природе языка, механизме воздействия социальных факторов на язык, роли языка в жизни общества;
- понимает специфику коммуникации как особого вида деятельности, знает ее виды и модели, имеет представление об основах межкультурной коммуникации;
- практически владеет системой изучаемых иностранных языков и принципами ее функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимает принципы и особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра лингвистики включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и не менее трех государственных экзаменов, устанавливаемых в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников.
Аттестационные испытания должны иметь, как правило, междисциплинарную направленность и позволять выявить уровень подготовленности выпускника к решению задач в сфере научно-исследовательской работы и практической профессиональной деятельности.
Составители:
Учебно-методическое объединение по лингвистическому образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-методического объединения по лингвистическому образованию от 06.12.1999, протокол N 2.

НАПРАВЛЕНИЕ 520500 - ЛИНГВИСТИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ЛИНГВИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также