НАПРАВЛЕНИЕ 520500 - ЛИНГВИСТИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ЛИНГВИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
65 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520500 - ЛИНГВИСТИКА
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ЛИНГВИСТИКИ
1. Общая характеристика направления 520500 - Лингвистика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - бакалавр лингвистики.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр лингвистики может в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной фундаментальной и специальной подготовкой. Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются общая и частная теория языкознания, иностранные языки как средство межъязыковой коммуникации.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр лингвистики подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлениям 520500 - Лингвистика, 520300 - Филология, 520100 - Культурология, 521300 - Регионоведение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520500 - Лингвистика
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01.1¦Стилистика русского языка и культура речи ¦340 ¦
¦ ¦Русский литературный язык, его функциональные ¦ ¦
¦ ¦разновидности; система стилей современного ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка и ее ¦ ¦
¦ ¦внутриструктурная организация; принципы ¦ ¦
¦ ¦организации речевых средств в пределах ¦ ¦
¦ ¦определенного функционально-стилевого единства;¦ ¦
¦ ¦стилистическая характеристика языковых единиц, ¦ ¦
¦ ¦вариантов, синонимических способов выражения и ¦ ¦
¦ ¦закономерности их использования в соответствии ¦ ¦
¦ ¦с условиями и целями коммуникации; норма и ¦ ¦
¦ ¦кодификация; вариативность языка и норма; ¦ ¦
¦ ¦нормативный, коммуникативный и этический уровни¦ ¦
¦ ¦культуры речи; орфографическая, пунктуационная,¦ ¦
¦ ¦орфоэпическая, лексическая, грамматическая ¦ ¦
¦ ¦нормы русского литературного языка; основы ¦ ¦
¦ ¦риторики; средства, способы и приемы заданного ¦ ¦
¦ ¦смысла; взаимосвязь стилистики, культуры речи и¦ ¦
¦ ¦риторики; нормативное и стилистически ¦ ¦
¦ ¦целесообразное использование языковых средств в¦ ¦
¦ ¦процессе построения выразительной речи во всех ¦ ¦
¦ ¦областях речевой деятельности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01.2¦Древние языки и культуры ¦ ¦
¦ ¦Территориальные и хронологические границы ¦ ¦
¦ ¦древних культур, основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦истории и культуры народов - их носителей, ¦ ¦
¦ ¦выдающиеся деятели, представляющие эти ¦ ¦
¦ ¦культуры; религия, образование и различные ¦ ¦
¦ ¦стороны повседневной жизни народов - носителей ¦ ¦
¦ ¦древних культур; место древних языков в ¦ ¦
¦ ¦классификации языков мира, их роль в дальнейшем¦ ¦
¦ ¦языковом развитии народов мира; сведения о ¦ ¦
¦ ¦грамматической системе древних языков в ¦ ¦
¦ ¦сопоставлении с системами русского и изучаемых ¦ ¦
¦ ¦современных иностранных языков; роль древних ¦ ¦
¦ ¦языков в формировании лексического тезауруса ¦ ¦
¦ ¦современных языков - родственных древнему или ¦ ¦
¦ ¦имеющих с ним исторические и культурные связи; ¦ ¦
¦ ¦элементарные навыки чтения, грамматического ¦ ¦
¦ ¦анализа и перевода древних текстов ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦о классификации исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблема взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения в России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально-¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР, Беловежские соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦современном мировом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые ¦ ¦
¦ ¦основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структуры психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности.¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. ¦ ¦
¦ ¦Место России в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; ¦ ¦
¦ ¦личность и массы, свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы, преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦300 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦200 ¦
¦ ¦Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки и ¦ ¦
¦ ¦программирование, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦100 ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарные культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; микро-, макро- и ¦ ¦
¦ ¦мегамиры; пространство, время; принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействие; близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы ¦ ¦
¦ ¦суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; особенности биологического уровня ¦ ¦
¦ ¦организации материи; принципы эволюции, ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и развития живых систем; ¦ ¦
¦ ¦многообразие живых организмов - основа ¦ ¦
¦ ¦организации и устойчивости биосферы; генетика ¦ ¦
¦ ¦и эволюция; человек: физиология, здоровье, ¦ ¦
¦ ¦эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические ¦ ¦
¦ ¦циклы: ноосфера, необратимость времени, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принципы универсального эволюционизма; путь к ¦ ¦
¦ ¦единой культуре ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3648 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2984 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Языкознание ¦250 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.1¦Введение в языкознание ¦ ¦
¦ ¦Язык как предмет языкознания. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦языкознания в системе наук. Комплексные ¦ ¦
¦ ¦научные дисциплины как отражение процесса ¦ ¦
¦ ¦дифференциации научных областей и синтеза ¦ ¦
¦ ¦научного знания (социолингвистика, ¦ ¦
¦ ¦этнолингвистика, психолингвистика, ¦ ¦
¦ ¦нейролингвистика, математическая лингвистика ¦ ¦
¦ ¦и др.). ¦ ¦
¦ ¦Разделы языкознания. Общее и частное ¦ ¦
¦ ¦языкознание. Синхроническое и диахроническое ¦ ¦
¦ ¦языкознание. Теоретическое и прикладное ¦ ¦
¦ ¦языкознание. ¦ ¦
¦ ¦Язык как особое общественное явление. Функции ¦ ¦
¦ ¦языка как его сущностные характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Языки живые и мертвые, искусственные языки. ¦ ¦
¦ ¦Перспективы языкового развития человечества. ¦ ¦
¦ ¦Языковые контакты. Билингвизм. ¦ ¦
¦ ¦Язык и культура. Отражение в языке культуры ¦ ¦
¦ ¦общества. Язык и "картина мира". ¦ ¦
¦ ¦Социальная дифференциация языков. ¦ ¦
¦ ¦Территориальная дифференциация языков. Виды ¦ ¦
¦ ¦диалектов. ¦ ¦
¦ ¦Основные теории происхождения языка. ¦ ¦
¦ ¦Историческое развитие языков. Развитие языков ¦ ¦
¦ ¦и диалектов в разные исторические эпохи. ¦ ¦
¦ ¦Развитие национальных языков, понятие ¦ ¦
¦ ¦литературного языка и нормы. ¦ ¦
¦ ¦Исторические изменения в словарном составе, ¦ ¦
¦ ¦грамматическом строе, звуковой стороне языка. ¦ ¦
¦ ¦Язык как системно-структурное образование. ¦ ¦
¦ ¦Понятие системы и структуры. Структурные ¦ ¦
¦ ¦отношения в языке. Понятие уровня языка, ¦ ¦
¦ ¦основные языковые уровни и единицы системы ¦ ¦
¦ ¦языка. ¦ ¦
¦ ¦Синтагматические, парадигматические и ¦ ¦
¦ ¦иерархические отношения в языке. ¦ ¦
¦ ¦Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де ¦ ¦
¦ ¦Соссюра о лингвистическом знаке. ¦ ¦
¦ ¦История и теория письма, значение письма и ¦ ¦
¦ ¦письменности в истории общества, соотношение ¦ ¦
¦ ¦письменного и звукового языка. Пиктография, ¦ ¦
¦ ¦идеография, алфавитное письмо. Письменность ¦ ¦
¦ ¦народов изучаемых языков. Графика, орфография ¦ ¦
¦ ¦и ее основные принципы. Классификация языков. ¦ ¦
¦ ¦Принципы классификации языков: ¦ ¦
¦ ¦географический, культурно-исторический, ¦ ¦
¦ ¦этногенетический, типологический и др. ¦ ¦
¦ ¦Генеалогическая классификация языков. ¦ ¦
¦ ¦Сравнительно-исторический метод и установление ¦ ¦
¦ ¦родства языков. ¦ ¦
¦ ¦Типологическая классификация языков ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.2¦Общее языкознание ¦ ¦
¦ ¦Языкознание как гуманитарная дисциплина и его ¦ ¦
¦ ¦место в системе научного знания о человеке. ¦ ¦
¦ ¦Современная структура знаний о языке. ¦ ¦
¦ ¦Определение языка. Физиолого-акустическая и ¦ ¦
¦ ¦социальная сущность языка. ¦ ¦
¦ ¦Социально-деятельностные основы вербальной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Текст и коммуникация. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия теории текста. ¦ ¦
¦ ¦Коммуникативный анализ речевых единиц. ¦ ¦
¦ ¦Речемыслительная деятельность автора и ¦ ¦
¦ ¦порождение текста. ¦ ¦
¦ ¦Речемыслительная деятельность реципиента. ¦ ¦
¦ ¦Герменевтика и проблема понимания. ¦ ¦
¦ ¦Социальная обусловленность языка. ¦ ¦
¦ ¦Специфика обслуживания языком общества. Задачи ¦ ¦
¦ ¦и методы социолингвистики. Понятие языковой ¦ ¦
¦ ¦ситуации, языковой политики, языкового ¦ ¦
¦ ¦строительства. Актуальные проблемы языковой ¦ ¦
¦ ¦политики на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦Проблема соотношения языка и мышления. ¦ ¦
¦ ¦Современные представления о ¦ ¦
¦ ¦психофизиологической основе мышления. Понятие ¦ ¦
¦ ¦языковой способности человека и его речевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. ¦ ¦
¦ ¦Идеи и методы исследования. ¦ ¦
¦ ¦Концептуальная картина мира. ¦ ¦
¦ ¦Языковая картина мира. ¦ ¦
¦ ¦Языковая личность, вторичная языковая ¦ ¦
¦ ¦личность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие системы и структуры в языкознании. ¦ ¦
¦ ¦Уровневая модель языковой структуры. Уровни ¦ ¦
¦ ¦языки и единицы. ¦ ¦
¦ ¦Фонология. Основные фонологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Трактовка основных фонологических понятий. ¦ ¦
¦ ¦Грамматика. Основные грамматические традиции ¦ ¦
¦ ¦мира. Влияние греко-латинской традиции. ¦ ¦
¦ ¦Грамматика и логика. Грамматика формальная и ¦ ¦
¦ ¦функциональная. Грамматическая категория и ¦ ¦
¦ ¦грамматическое поле. ¦ ¦
¦ ¦Лексикология. Свойства слова. Семасиология. ¦ ¦
¦ ¦Понятие значения. Принципы номинации. ¦ ¦
¦ ¦Лингвистическая типология. Специфика ¦ ¦
¦ ¦универсальной и специальной, общей и частной ¦ ¦
¦ ¦типологии. Характерологическая, историческая ¦ ¦
¦ ¦и контенсивная типологии. ¦ ¦
¦ ¦Проблема универсалий. ¦ ¦
¦ ¦Прикладная лингвистика. Моделирование ¦ ¦
¦ ¦языковых процессов. Лингвистические аспекты ¦ ¦
¦ ¦искусственного интеллекта. Текстовые ¦ ¦
¦ ¦процессоры. Искусственные языки. ¦ ¦
¦ ¦Лингвостатистические методы. Новые ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии. ¦ ¦
¦ ¦Основные методы в науке. Технические приемы и ¦ ¦
¦ ¦процедуры. Сравнительно-исторический метод. ¦ ¦
¦ ¦Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. ¦ ¦
¦ ¦Анализ по НС и трансформационный анализ ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Теория и история изучаемых языков ¦670 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.1¦История языка и введение в спецфилологию ¦ ¦
¦ ¦Связь истории языка и истории народа. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦и внутренняя история языка. Проблема языковых ¦ ¦
¦ ¦изменений. ¦ ¦
¦ ¦Исторические и лингвистические условия ¦ ¦
¦ ¦формирования изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Периодизация истории изучаемого языка. Критерии¦ ¦
¦ ¦периодизации. Характеристика основных периодов.¦ ¦
¦ ¦Эволюция форм существования изучаемого языка ¦ ¦
¦ ¦в ходе его исторического развития. ¦ ¦
¦ ¦Историческая фонетика. Становление фонемной ¦ ¦
¦ ¦системы изучаемого языка. Основные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития фонемной системы изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Историческая грамматика. Становление ¦ ¦
¦ ¦грамматических категорий изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Основные тенденции развития грамматического ¦ ¦
¦ ¦строя изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Историческая лексикология. Становление ¦ ¦
¦ ¦словарного состава изучаемого языка. Основные ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития словарного состава ¦ ¦
¦ ¦изучаемого языка. Историческая стилистика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.2¦Теоретическая фонетика ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная, общая и частная ¦ ¦
¦ ¦фонетика. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная формы речи. Литературное ¦ ¦
¦ ¦произношение. Понятие орфоэпии. Региональная ¦ ¦
¦ ¦и социальная вариантология. ¦ ¦
¦ ¦Фонетика и фонология изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Фонетическая база изучаемого языка и ее ¦ ¦
¦ ¦компоненты: артикуляционная, перцептивная и ¦ ¦
¦ ¦интонационно-ритмическая. ¦ ¦
¦ ¦Фонемный состав изучаемого языка. Принципы ¦ ¦
¦ ¦классификации фонем: вокализм, консонантизм. ¦ ¦
¦ ¦Система фонологических оппозиций. Позиционно- ¦ ¦
¦ ¦комбинаторные изменения фонем, аллофония. ¦ ¦
¦ ¦Слог как фонолого-фонетическая единица. ¦ ¦
¦ ¦Функции слога в фонетической структуре слова, ¦ ¦
¦ ¦синтагмы и фразы. ¦ ¦
¦ ¦Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац,¦ ¦
¦ ¦текст. ¦ ¦
¦ ¦Виды ударения и их функция в структуре ¦ ¦
¦ ¦высказывания. ¦ ¦
¦ ¦Интонация и просодия. Компоненты интонации и ¦ ¦
¦ ¦просодические характеристики речи. Функции ¦ ¦
¦ ¦интонации и просодики. ¦ ¦
¦ ¦Просодия, просодика, просодемика. ¦ ¦
¦ ¦Фоностилистика. Понятие типа произнесения и ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения. Культура речи. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет. ¦ ¦
¦ ¦Фонетика текста и дискурса. Методы анализа ¦ ¦
¦ ¦звучащего текста ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.3¦Лексикология ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная лексикология. ¦ ¦
¦ ¦Связь лексикологии с другими разделами ¦ ¦
¦ ¦языкознания. ¦ ¦
¦ ¦Слово как основная единица лексической системы.¦ ¦
¦ ¦Основные способы номинации в языке. ¦ ¦
¦ ¦Этимологические основы лексикона. ¦ ¦
¦ ¦Семасиология. Семантика лексических единиц. ¦ ¦
¦ ¦Значение слова в функциональном аспекте. ¦ ¦
¦ ¦Методы разграничения значений и выявления ¦ ¦
¦ ¦компонентов значения. Национально-культурная ¦ ¦
¦ ¦специфика смысловой структуры соотносительных ¦ ¦
¦ ¦слов в русском и изучаемых иностранных языках. ¦ ¦
¦ ¦Историческая изменчивость смысловой структуры ¦ ¦
¦ ¦слова. Семантические группировки в лексической ¦ ¦
¦ ¦системе языка. ¦ ¦
¦ ¦Омонимия и ее место в лексической системе ¦ ¦
¦ ¦языка. Источники омонимии. ¦ ¦
¦ ¦Словообразование. Морфологическое и ¦ ¦
¦ ¦деривационное строение слова. Историческая ¦ ¦
¦ ¦изменчивость структуры слова. Принципы и методы¦ ¦
¦ ¦морфемного и словообразовательного анализа ¦ ¦
¦ ¦структуры слова в языке. Понятие ¦ ¦
¦ ¦словообразовательной модели. Основные и ¦ ¦
¦ ¦комплексные единицы системы словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Функциональный аспект в системе ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Способы словообразования в ¦ ¦
¦ ¦языке. Национально-культурная специфика ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Сочетаемость лексических единиц. Понятие ¦ ¦
¦ ¦валентности. Свободные и устойчивые ¦ ¦
¦ ¦словосочетания. Фразеологические единицы. ¦ ¦
¦ ¦Соотнесенность фразеологической единицы и ¦ ¦
¦ ¦слова. Классификация фразеологических единиц. ¦ ¦
¦ ¦Социальная и территориальная дифференциация ¦ ¦
¦ ¦словарного состава. ¦ ¦
¦ ¦Основы лексикографии ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.4¦Теоретическая грамматика ¦ ¦
¦ ¦Грамматический строй изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Основные разделы грамматики - морфология и ¦ ¦
¦ ¦синтаксис, их соотношение. Методы описания ¦ ¦
¦ ¦грамматического строя. ¦ ¦
¦ ¦Морфология. Основные единицы морфологического ¦ ¦
¦ ¦уровня: словоформа, морфема. Особенности ¦ ¦
¦ ¦морфемики изучаемого языка. Части речи, их ¦ ¦
¦ ¦классификация. Грамматические категории ¦ ¦
¦ ¦частей речи. ¦ ¦
¦ ¦Синтаксис. Основные единицы синтаксического ¦ ¦
¦ ¦уровня: словосочетание, предложение, текст. ¦ ¦
¦ ¦Простое предложение. Главные и второстепенные ¦ ¦
¦ ¦члены. Синтагматические и парадигматические ¦ ¦
¦ ¦связи. Моделирование простого предложения. ¦ ¦
¦ ¦Категории предложения. Коммуникативное ¦ ¦
¦ ¦членение предложения. ¦ ¦
¦ ¦Сложносочиненное и сложноподчиненное ¦ ¦
¦ ¦предложения. Их классификация. ¦ ¦
¦ ¦Текст, его единицы: высказывание, ¦ ¦
¦ ¦сверхфразовое единство. Семантическая, ¦ ¦
¦ ¦структурная, коммуникативная целостность ¦ ¦
¦ ¦текста. Категории текста. Категория дискурса ¦ ¦
¦ОПД.Ф.02.5¦Стилистика ¦ ¦
¦ ¦Лингвистические основы курса стилистики: ¦ ¦
¦ ¦отношение лингвостилистики к другим разделам ¦ ¦
¦ ¦общего языкознания. ¦ ¦
¦ ¦Понятие выразительных средств языка и ¦ ¦
¦ ¦стилистических приемов, их взаимоотношение и ¦ ¦
¦ ¦функции. ¦ ¦
¦ ¦Стилистическая классификация словарного ¦ ¦
¦ ¦состава изучаемого языка. ¦ ¦
¦ ¦Фонетические, лексические и синтаксические ¦ ¦
¦ ¦выразительные средства и стилистические приемы.¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка. ¦ ¦
¦ ¦Стиль языка художественной литературы (проза, ¦ ¦
¦ ¦поэзия, драма). Публицистический стиль и его ¦ ¦
¦ ¦разновидности. ¦ ¦
¦ ¦Газетный стиль, его разновидности: краткие ¦ ¦
¦ ¦сообщения, заголовки, объявления, реклама. ¦ ¦
¦ ¦Стиль научной прозы и его разновидности. ¦ ¦
¦ ¦Стиль официальных документов и его ¦ ¦
¦ ¦разновидности. ¦ ¦
¦ ¦Анализ и интерпретация текстов различных ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Практический курс первого и второго иностранных¦2064 ¦
¦ ¦языков ¦ ¦
¦ ¦Орфографическая, орфоэпическая, лексическая, ¦ ¦
¦ ¦грамматическая и стилистическая нормы ¦ ¦
¦ ¦изучаемых языков. ¦ ¦
¦ ¦Развитие общей и коммуникативной ¦ ¦
¦ ¦(лингвистической, социокультурной, ¦ ¦
¦ ¦прагматической) компетенций применительно ко ¦ ¦
¦ ¦всем видам коммуникативной деятельности в ¦ ¦
¦ ¦различных сферах речевой коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Основные речевые формы высказывания: ¦ ¦
¦ ¦повествование, описание, рассуждение; монолог, ¦ ¦
¦ ¦диалог, полилог. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи, речевой этикет ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦332 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦332 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦2558 ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
-----------+-----------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8532 ¦
¦ ¦часа ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Итоговая государственная аттестация ¦324 ¦
¦ ¦часа ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Практики ¦216 ¦
¦ ¦часов¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Итого ¦9072 ¦
¦ ¦часа ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 158 недель;
производственная практика - не менее 4 недель;
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 6 недель;
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 40 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может предусматривать изучение одного иностранного языка. В этом случае нормативный срок обучения составляет 4 года.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента должен составлять 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520550 - Лингвистика
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки бакалавра на основе настоящего Государственного образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, пр

НАПРАВЛЕНИЕ 520700 - КНИЖНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КНИЖНОГО ДЕЛА (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также