НАПРАВЛЕНИЕ 520700 - КНИЖНОЕ ДЕЛО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КНИЖНОГО ДЕЛА (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
60 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520700 - КНИЖНОЕ ДЕЛО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КНИЖНОГО ДЕЛА
1. Общая характеристика направления 520700 - Книжное дело
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр книжного дела.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520700 - Книжное дело при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.2. Согласно требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих магистр должен проводить научные исследования в области книжного дела, заключающиеся в изучении теоретических и методологических проблем науки о книге:
- исторические проблемы книги, заключающиеся в познании исторических закономерностей книжного дела; собственно книговедческие проблемы историко-книговедческого знания;
- фундаментальные методологические и теоретические проблемы, процессы и закономерности возникновения, существования, движения, развития, функционирования книги в обществе; мировоззренческие и науковедческие проблемы научного знания о книге;
- методологические, теоретические и практические проблемы книгоиздательской, книготорговой, рекламной деятельности и информационного обеспечения.
Основные сферы профессиональной деятельности:
- научные и научно-производственные учреждения и организации отрасли любой формы собственности;
- научные и научно-производственные учреждения системы научно-технической информации;
- издательства, издающие организации, редакционно-издательские отделы;
- книготорговые организации любого уровня (оптовые, розничные) и любой формы собственности;
- государственные и негосударственные средние специальные и высшие учебные заведения.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
05.25.03 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (технические, исторические, педагогические, филологические науки);
05.25.05 - Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики (технические, филологические, юридические науки);
10.01.08 - Теория литературы, текстология (филологические науки);
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (технические, экономические науки).
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
520701 - Книговедение
Экспликация сущности и логических форм книги и книговедческого знания; сходства и различия книги с радио, кино, ТВ, прессой, "электронной книгой"; разработка мировоззренческих, методологических, науковедческих оснований книговедения как науки; приведение в систему книговедческих знаний; исследование процессов, форм и механизмов взаимодействия книговедения со смежными дисциплинами; обоснование теории метода книговедческого познания; приведение в систему категориально-понятийного аппарата книговедения; разработка типологии книги; разработка и реализация методологии книговедческого познания любого явления книг и книжного дела.
Исторические проблемы книговедения, раскрывающие процессы, закономерности и формы развития книги и книжного дела; проблемы историографии и источниковедения истории книги, периодизация истории книги.
520702 - Редакционно-издательская деятельность
Методологические и теоретические проблемы книгоиздательского книговедческого знания и редакционно-издательской книговедческой деятельности, направленные на обоснование структуры, логической организации, практических методов и средств книгоиздания, а также на создание логической структуры и принципов организации книгоиздательского знания.
520703 - Книгораспространение
Методологические и теоретические проблемы книгораспространения, направленные на разработку научных основ управления процессами книгораспространения, на исследование закономерностей и тенденций развития практики книжного дела, на решение научных задач в области маркетинга, менеджмента книгораспространения и антикварно-букинистического дела.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра, и условия
конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 520700 - Книжное дело, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 520700 - Книжное дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520700 - Книжное дело
--------T----------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦(Суммар- ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦ный объем¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦часов ¦
¦государственном образовательном стандарте высшего ¦теорети- ¦
¦профессионального образования подготовки бакалавра ¦ческого ¦
¦по направлению 520700 - Книжное дело ¦обучения ¦
¦ ¦и практик¦
¦ ¦ГОС ба- ¦
¦ ¦калавра) ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T----------------------------------------------T---------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы книговедения ¦250 ¦
¦ ¦Обобщенное представление о современном уровне ¦ ¦
¦ ¦развития науки о книге. Интеграция специально-¦ ¦
¦ ¦книговедческого и частно-дисциплинарного ¦ ¦
¦ ¦знания в методологии - ведущая тенденция ¦ ¦
¦ ¦развития современной науки о книге. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления развития, актуальные проблемы и ¦ ¦
¦ ¦перспективные задачи науки о книге: ¦ ¦
¦ ¦- углубление исследований сущности системы ¦ ¦
¦ ¦"книга - книжное дело - книжное издание" на ¦ ¦
¦ ¦всех стадиях и уровнях ее развития, способов ¦ ¦
¦ ¦существования и форм движения во времени и ¦ ¦
¦ ¦пространстве; ¦ ¦
¦ ¦- исследование и теоретическое обоснование ¦ ¦
¦ ¦оптимального для индивидуального, группового ¦ ¦
¦ ¦и общественного сознания соотношения книги с ¦ ¦
¦ ¦другими формами и способами социальной массо- ¦ ¦
¦ ¦вой коммуникации: прессой, радио, кино, ТВ; ¦ ¦
¦ ¦- детализация адекватной модели объекта ¦ ¦
¦ ¦теоретического книговедческого познания, смены¦ ¦
¦ ¦форм его существования и процессов их ¦ ¦
¦ ¦взаимопереходов; модели развития теоретичес- ¦ ¦
¦ ¦кого знания о данном объекте; ¦ ¦
¦ ¦- исследование и экспликация функций книги в ¦ ¦
¦ ¦обществе; ¦ ¦
¦ ¦- дальнейшая детализация системы книговед- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания; ¦ ¦
¦ ¦- дальнейшая детализация объекта, предмета, ¦ ¦
¦ ¦структуры общекниговедческого знания; ¦ ¦
¦ ¦- углубление теории и детализация обоснования ¦ ¦
¦ ¦системы специально-книговедческих и частно- ¦ ¦
¦ ¦дисциплинарных книговедческих методов ¦ ¦
¦ ¦познания книги; ¦ ¦
¦ ¦- исследование сущности и форм взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦книговедческих методов с методами смежных ¦ ¦
¦ ¦дисциплин; ¦ ¦
¦ ¦- разработка актуальных междисциплинарных ¦ ¦
¦ ¦способов обогащения книговедения "чужим" ¦ ¦
¦ ¦знанием; ¦ ¦
¦ ¦- разработка специально-книговедческой ¦ ¦
¦ ¦методологии на уровне книгоиздательского, ¦ ¦
¦ ¦книготоргового, библиотечного и библиографиче-¦ ¦
¦ ¦ского знания и в единстве с общекниговедческой¦ ¦
¦ ¦методологией; ¦ ¦
¦ ¦- разработка категориально-понятийной системы ¦ ¦
¦ ¦науки о книге общекниговедческого, специально-¦ ¦
¦ ¦книговедческого, частно-дисциплинарного ¦ ¦
¦ ¦книговедческого уровня; ¦ ¦
¦ ¦- разработка фундаментальной проблемы ¦ ¦
¦ ¦типологии книги на всю глубину содержания, ¦ ¦
¦ ¦структуры и форм существования категории ¦ ¦
¦ ¦"книга"; ¦ ¦
¦ ¦- дальнейшее историографическое и источнико- ¦ ¦
¦ ¦ведческое оснащение книговедческих исследо- ¦ ¦
¦ ¦ваний; ¦ ¦
¦ ¦- более обстоятельное изучение зарубежного ¦ ¦
¦ ¦опыта книговедческих исследований; более ¦ ¦
¦ ¦организованное интегрирование в международные ¦ ¦
¦ ¦книговедческие исследования; ¦ ¦
¦ ¦- разработка научных основ управления практи- ¦ ¦
¦ ¦кой книжного дела как социальной коммуникаци- ¦ ¦
¦ ¦онной системы и сферы духовного производства; ¦ ¦
¦ ¦- разработка конкретных методик конкретных ¦ ¦
¦ ¦видов практической деятельности в книжном деле¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология книговедения ¦250 ¦
¦ ¦Общее представление о науке. Современная ¦ ¦
¦ ¦классификация наук. Критерии классификации. ¦ ¦
¦ ¦Научная парадигма. Ведущие тенденции развития ¦ ¦
¦ ¦современной науки. Наука и научная дисциплина.¦ ¦
¦ ¦Содержание понятий "теория", "теоретическое ¦ ¦
¦ ¦познание", "теоретическое знание". Формы ¦ ¦
¦ ¦существования теоретического знания. Теория - ¦ ¦
¦ ¦ядро научного знания. Структурно-уровневое ¦ ¦
¦ ¦строение научного знания: история, теория, ¦ ¦
¦ ¦методика, методология. Соотношение теории и ¦ ¦
¦ ¦практики: сходство и различие. Система ¦ ¦
¦ ¦книговедческого знания. Компонентное и ¦ ¦
¦ ¦структурно-уровневое строение книговедческого ¦ ¦
¦ ¦знания. Современная философская и ¦ ¦
¦ ¦науковедческая трактовка методологии. ¦ ¦
¦ ¦Определение методологии. Соотношение теории, ¦ ¦
¦ ¦методики и методологии: сходство и различие. ¦ ¦
¦ ¦Содержание методологического знания. Структура¦ ¦
¦ ¦методологического знания. ¦ ¦
¦ ¦Специально-научная методология как мировоз- ¦ ¦
¦ ¦зренчески и науковедчески целеосознанная ¦ ¦
¦ ¦познавательная деятельность и соответствующее ¦ ¦
¦ ¦знание, детерминированное природой и сущностью¦ ¦
¦ ¦исследуемого объекта и предметом данной науки.¦ ¦
¦ ¦Общее книговедение как специально-научная ¦ ¦
¦ ¦методология. Фундаментальные мировоззренческие¦ ¦
¦ ¦и науковедческие проблемы общего книговедения.¦ ¦
¦ ¦Структура методологического книговедческого ¦ ¦
¦ ¦знания: общекниговедческое, книгоиздательское,¦ ¦
¦ ¦книготорговое, библиотечное, библиографи- ¦ ¦
¦ ¦ческое. ¦ ¦
¦ ¦Историография и источниковедение науки о ¦ ¦
¦ ¦книге. ¦ ¦
¦ ¦Основные исторические закономерности ¦ ¦
¦ ¦формирования и развития научного книговедче- ¦ ¦
¦ ¦ского знания и методологической проблематики в¦ ¦
¦ ¦его границах. ¦ ¦
¦ ¦Общие закономерности становления книговедения ¦ ¦
¦ ¦в России до 1917 г. Деятели, организации, ¦ ¦
¦ ¦концепты и концепции, первые методологические ¦ ¦
¦ ¦разработки. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления, методологическая проб- ¦ ¦
¦ ¦лематика исследований, наиболее значительные ¦ ¦
¦ ¦теоретики и публикации, организационные ¦ ¦
¦ ¦формы развития теории книговедения в период ¦ ¦
¦ ¦1917 - 1959 гг. ¦ ¦
¦ ¦Развитие современного книговедения: последова-¦ ¦
¦ ¦тельная смена теоретических концепций, ¦ ¦
¦ ¦наиболее значительные публикации, организа- ¦ ¦
¦ ¦ционные формы функционирования науки о книге, ¦ ¦
¦ ¦разработчики методологической проблематики ¦ ¦
¦ ¦науки о книге ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦200 ¦
¦ ¦Основные направления использования компьютер- ¦ ¦
¦ ¦ных технологий в гуманитарных исследованиях и ¦ ¦
¦ ¦образовании. Специфика книговедческих методов ¦ ¦
¦ ¦исследования в ситуациях использования ¦ ¦
¦ ¦компьютера. Компьютер как средство оптимизации¦ ¦
¦ ¦рутинных работ в научных книговедческих ¦ ¦
¦ ¦исследованиях. Рациональные для книговедческих¦ ¦
¦ ¦исследований прикладные программы - "Каталог",¦ ¦
¦ ¦"Электронная библиотека исследователя - ЭЛБИ" ¦ ¦
¦ ¦и другие. Анализ путей интенсификации ¦ ¦
¦ ¦книговедческих исследований и процесса ¦ ¦
¦ ¦образования в свете перспектив использования ¦ ¦
¦ ¦международных компьютерных сетей (Интернет) ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦434 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины магистерской программы ¦900 ¦
¦ ¦Книговедение ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.01 ¦Методология исторического познания книги ¦ ¦
¦ ¦История книги как книговедческая дисциплина. ¦ ¦
¦ ¦Методология историко-книговедческого ¦ ¦
¦ ¦исследования. Обоснование и интерпретация ее ¦ ¦
¦ ¦содержания, объектной области, объекта, ¦ ¦
¦ ¦предмета, состава, структуры. Разработка ¦ ¦
¦ ¦историографии и источниковедения истории ¦ ¦
¦ ¦книги. Исследование исторических форм и ¦ ¦
¦ ¦закономерностей развития явлений и процессов ¦ ¦
¦ ¦книги и книжного дела. Выявление и обоснование¦ ¦
¦ ¦критериев периодизации истории книги и ¦ ¦
¦ ¦книжного дела. Формы и механизмы взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия истории книги с фундаментальными и ¦ ¦
¦ ¦прикладными историческими дисциплинами. ¦ ¦
¦ ¦Обоснование системы метода историко- ¦ ¦
¦ ¦книговедческого исследования. Приведение в ¦ ¦
¦ ¦систему категориально-понятийной системы ¦ ¦
¦ ¦истории книги как научной дисциплины ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.02 ¦Методология и теория книговедения ¦ ¦
¦ ¦Познание феномена и адекватное объяснение ¦ ¦
¦ ¦сущности книги как способа отражения и сред- ¦ ¦
¦ ¦ства формирования индивидуального, группового ¦ ¦
¦ ¦и общественного сознания, ее исторических и ¦ ¦
¦ ¦логических форм, процессов и закономерностей ¦ ¦
¦ ¦возникновения, развития, функционирования в ¦ ¦
¦ ¦обществе и во взаимодействии с другими ¦ ¦
¦ ¦способами социальной коммуникации (прессой, ¦ ¦
¦ ¦радио, кино, ТВ, компьютерной коммуникацией). ¦ ¦
¦ ¦Разработка мировоззренческих и науковедческих ¦ ¦
¦ ¦оснований книговедения. Систематизация ¦ ¦
¦ ¦книговедческих знаний. Обоснование способов ¦ ¦
¦ ¦приращения нового книговедческого знания. ¦ ¦
¦ ¦Обоснование и содержательная интерпретация ¦ ¦
¦ ¦методов книговедческого познания. Исследование¦ ¦
¦ ¦процесса, форм и механизмов взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦книговедения со смежными дисциплинами. ¦ ¦
¦ ¦Разработка источниковедения и историографии ¦ ¦
¦ ¦книговедения. Приведение в систему катего- ¦ ¦
¦ ¦риально-понятийного аппарата книговедения ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.03 ¦Методология исследования и прогнозирования ¦ ¦
¦ ¦научного знания о книге в обществе ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория книговедческого знания ¦ ¦
¦ ¦о книге в системе социальных коммуникаций. ¦ ¦
¦ ¦Систематизация категориально-понятийного ¦ ¦
¦ ¦аппарата знания о книге. Разработка социально-¦ ¦
¦ ¦психологических аспектов книговедческой науки.¦ ¦
¦ ¦Исследование психологических и семиотических ¦ ¦
¦ ¦проблем популяризации чтения. Разработка ¦ ¦
¦ ¦форм и методов исследования и прогнозирования ¦ ¦
¦ ¦социальной роли книги ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины магистерской программы ¦900 ¦
¦ ¦Редакционно-издательская деятельность ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.01 ¦Методология и теория редакционно-издательской ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦Книгоиздательская и редакционно-издательская ¦ ¦
¦ ¦деятельность как разновидность книговедческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Исследование форм книги в ¦ ¦
¦ ¦редакционно-издательском деле. Исследование ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса формирования редакти- ¦ ¦
¦ ¦рования как разновидности книговедческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности и книгоиздательского знания как ¦ ¦
¦ ¦компонента книговедения. Обоснование методов ¦ ¦
¦ ¦исследования форм книги в книгоиздательском ¦ ¦
¦ ¦деле и редакционно-издательских процессов, ¦ ¦
¦ ¦методов разработки теории редактирования. ¦ ¦
¦ ¦Произведение, его контекст и текст как объект ¦ ¦
¦ ¦работы автора, редактора, издателя. Психология¦ ¦
¦ ¦редакторской деятельности. Редакторское ¦ ¦
¦ ¦мастерство как объект анализа при обосновании ¦ ¦
¦ ¦критериев редакторской деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Разработка категориально-понятийного аппарата ¦ ¦
¦ ¦редакционно-издательской деятельности и ¦ ¦
¦ ¦книгоиздательского знания ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.02 ¦Теоретические основы редактирования ¦ ¦
¦ ¦переводной литературы ¦ ¦
¦ ¦Истоки и традиции издания переводной ¦ ¦
¦ ¦литературы в России. Переводная литература в ¦ ¦
¦ ¦системе современного книгоиздания. Разработка ¦ ¦
¦ ¦критериев редакторской оценки перевода ¦ ¦
¦ ¦произведений литературы ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.03 ¦Психология редакторской деятельности ¦ ¦
¦ ¦Психологические основы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Психология общения и межлич- ¦ ¦
¦ ¦ностных отношений в редактировании. Психология¦ ¦
¦ ¦профессионального мышления. Объект и субъект ¦ ¦
¦ ¦мышления в редакторской деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Психология творчества ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.04 ¦Проблемы редакторского мастерства ¦ ¦
¦ ¦Редактирование как вид профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема интерпретации авторс- ¦ ¦
¦ ¦кого замысла. Оценка сюжетно-композиционных ¦ ¦
¦ ¦приемов. Искусство изображения человеческой ¦ ¦
¦ ¦личности. Использование изобразительно- ¦ ¦
¦ ¦выразительных средств. Художественное и ¦ ¦
¦ ¦научное творчество. Художественно-образова- ¦ ¦
¦ ¦тельная и понятийная литература ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины магистерской программы ¦900 ¦
¦ ¦Книгораспространение ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.01 ¦История, теория, методология, практика ¦ ¦
¦ ¦экономической науки в книгораспространении ¦ ¦
¦ ¦Исторические этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦науки. Теоретические и методологические ¦ ¦
¦ ¦аспекты экономического знания в книгораспро- ¦ ¦
¦ ¦странении. Методология исследования и анализа ¦ ¦
¦ ¦экономических явлений в книгораспространении, ¦ ¦
¦ ¦выявления тенденций и закономерностей развития¦ ¦
¦ ¦экономики в книгораспространении. Практические¦ ¦
¦ ¦методы оценки эффективности финансово- ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности предприятий ¦ ¦
¦ ¦книгораспространения ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.02 ¦Методология и практика информационно- ¦ ¦
¦ ¦аналитической работы в книгораспространении ¦ ¦
¦ ¦Методологические исследования, изучение и ¦ ¦
¦ ¦формирование информационного обеспечения. ¦ ¦
¦ ¦Влияние информационных технологий на процесс ¦ ¦
¦ ¦книгораспространения. Системы сбора, обработки¦ ¦
¦ ¦и передачи аналитической информации в книжном ¦ ¦
¦ ¦деле. ¦ ¦
¦ ¦Критерии выбора программно-сетевого обеспече- ¦ ¦
¦ ¦ния для информационно-аналитической работы ¦ ¦
¦ ¦в книгораспространении ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.03 ¦Теория и методика маркетинговых исследований ¦ ¦
¦ ¦Научная методология и методика маркетинговых ¦ ¦
¦ ¦исследований в книгораспространении. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления маркетинговых исследований в ¦ ¦
¦ ¦книгораспространении. Формы и средства ¦ ¦
¦ ¦проведения маркетинговых исследований. Научно-¦ ¦
¦ ¦прикладное значение маркетинговых исследова- ¦ ¦
¦ ¦ний. Обобщение результатов, использование их в¦ ¦
¦ ¦книгораспространении ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦СДМ.04 ¦Теория, исследования и практика рекламы в ¦ ¦
¦ ¦книжном деле ¦ ¦
¦ ¦Научные исследования в области рекламы ¦ ¦
¦ ¦печатных изданий. Исследование форм и методов ¦ ¦
¦ ¦рекламы на различных этапах продвижения ¦ ¦
¦ ¦печатных изданий от издателя до потребителя. ¦ ¦
¦ ¦Выявление и анализ факторов, влияющих на ¦ ¦
¦ ¦восприятие потребителями различных видов ¦ ¦
¦ ¦рекламной информации. Критерии оценки эффек- ¦ ¦
¦ ¦тивности рекламных средств, методов. Систе- ¦ ¦
¦ ¦матизация результатов научных исследований, ¦ ¦
¦ ¦их использование в практике распространения ¦ ¦
¦ ¦печатных изданий ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦954 ¦
¦ ¦(3 семестра) ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦288 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦144 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦648 ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦4 недели ¦
¦ ¦числе защита выпускной квалификационной ¦ ¦
¦ ¦работы (магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+----------------------------------------------+---------+
¦Итого часов специализированной подготовки магистра ¦4068 ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦Всего ¦11412 ¦
L------------------------------------------------------+----------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 520700 - Книжное дело
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
- образовательная программа
подготовки бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии - 71 неделя,
практики: - не менее 12 недель,
научно-исследовательская - не менее 8 недель,
научно-педагогическая - не менее 4 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 4 недель,
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 13 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520700 - Книжное дело
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
Магистр должен уметь:
- осознавать и определять проблему, формулировать гипотезы, цели и задачи исследования;
- формировать структуру и план исследования;
- вести библиографические, историографические, источниковедческие, маркетинговые исследования с привлечением современных информационных технологий;
- выбирать адекватные подходы и методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из предмета и задач конкретного исследования;
- интерпретировать полученные результаты, осмысливать их с учетом объективной реальности;
- представлять результаты исследовательской работы в виде отчетов, рефератов, тезисов научных сообщений, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую степень, систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна быть не менее 80%.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Обеспечение учебного процесса осуществляется на базе вузовского лабораторно-практического и информационного оснащения, необходимого для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей.
Среди источников информации используются:
- научные и научно-практические журналы "Полиграфист и издатель", "Полиграфия", "Книжное дело", "Книжный бизнес", "Компьюарт", "Компьюпринт", "Высшее образование в России", "Университетская книга", "Научно-техническая информация", "Международный форум информации и документации";
- библиографические и реферативные издания "Новые книги", "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Книги Российской Федерации", "Books in print", "Издательское дело и полиграфия", "Информатика";
- научно-технические и справочные информационные сборники "Издательское дело", "Полиграфическая промышленность", "Книжная торговля", "Библиотечное дело и библиография", "Маркетинг", "Менеджмент", "Бухгалтерский учет";
- научные и научно-практические издания "Книга. Исследования и материалы";
- монографии и научные издания, посвященные истории, экономике, организации книжного дела;
- учебники и учебные пособия по всем дисциплинам образовательной программы;
- информационные базы "Internet", "Intranet" и сетевые источники информации.
В процессе обучения каждый магистрант имеет свободный доступ к библиотечным фондам и базам данных вуза.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Вуз располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам, и обеспечивает проведение всех видов подготовки и научно-исследовательской работы магистрантов, предусмотренных примерным учебным планом.
6.2.5. Требования к организации практик.
Подготовка магистра книжного дела включает научно-исследовательскую и научно-педагогическую практику.
Научно-исследовательская практика осуществляется магистрантом в соответствующих научно-исследовательских учреждениях согласно индивидуальному плану работы магистранта. В результате практики студент должен овладеть умением научно-исследовательской работы:
- формулировать гипотезы, цели, задачи исследования;
- формировать структуру и план исследования;
- вести разыскания;
- выбирать методы исследования с учетом предмета, целей, задач;
- обобщать результаты исследований.
Научно-педагогическая практика осуществляется магистрантом в вузе. В результате научно-педагогической практики магистрант должен овладеть навыками педагогической деятельности в соответствии с планом индивидуальной подготовки магистранта.
Практики обеспечиваются соответствующими методическими материалами. Руководство практиками осуществляют руководители практик от обучающего учреждения и от предприятия, на котором магистрант проходит практику. Руководитель от вуза обеспечивает научно-методическое руководство и контроль за выполнением плана практики. Руководитель практики от предприятия организует проведение практики в соответствии с программой и планом прохождения практики. По итогам практики составляется отчет, который магистрант защищает в установленном порядке.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
520700 - Книжное дело
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520700 - Книжное дело.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в направлении 520700 - Книжное дело;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Магистр книжного дела должен быть подготовлен:
- к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования по направлению 520700 - Книжное дело и смежным областям знания, углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы;
- к обучению в аспирантуре по однопрофильным специальностям;
- к обучению в аспирантуре в области книжного дела.
Общие требования к образованности магистра.
Общие требования к образованности магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и требованиями, связанными со специализированной подготовкой. Магистр книжного дела должен быть широко эрудирован в основных областях гуманитарного и филологического знания, обладать фундаментальной научной базой, позволяющей свободно ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом и глобальных проблем современной цивилизации; владеть теорией познания и методологией научного творчества, различать концептуальные подходы к использованию современных информационных технологий в книжном деле и книговедческих исследованиях, быть готовым в научно-исследовательской деятельности к самостоятельному осознанию, обоснованию и формулировке проблем, соответствующих основным тенденциям, приоритетным направлениям развития книговедческой мысли и социальным потребностям; к творческой разработке программ их исследования с учетом междисциплинарных связей; в научно-педагогической деятельности быть готовым к построению целей и разработке содержания учебных книговедческих курсов.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области полиграфии, издательского дела и книговедения.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Научно-методического совета по направлению 520700 - Книжное дело, специальностям 021500 - Издательское дело и редактирование и 021600 - Книгораспространение 13 января 2000 г., протокол N 1.

НАПРАВЛЕНИЕ 520100 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР КУЛЬТУРОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также