НАПРАВЛЕНИЕ 552800 - ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 13.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
13 марта 2000 года
Регистрационный номер
35 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552800 - ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
"Информатика и вычислительная техника"
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению "Информатика и вычислительная техника" при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр по направлению подготовки "Информатика и вычислительная техника" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности:
- инженер;
- инженер-программист (программист);
- инженер-электроник (электроник);
- инженер по автоматизированным системам управления и другие должности, соответствующие его квалификации.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Информатика и вычислительная техника - это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение:
- ЭВМ, систем и сетей;
- автоматизированных систем обработки информации и управления;
- систем автоматизированного проектирования;
- программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению "Информатика и вычислительная техника" являются:
- вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
- автоматизированные системы обработки информации и управления;
- системы автоматизированного проектирования;
- программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);
- математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению "Информатика и вычислительная техника" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторскую;
- производственно-технологическую;
- научно-исследовательскую;
- организационно-управленческую;
- эксплуатационную.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению "Информатика и вычислительная техника" в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) проектно-конструкторская деятельность:
- разработка требований и спецификаций отдельных компонентов объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможностей технических средств;
- проектирование архитектуры компонентов аппаратно-программных комплексов;
- проектирование человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов;
- применение средств вычислительной техники (ВТ), средств программирования для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;
- проектирование элементов математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;
б) производственно-технологическая деятельность:
- создание компонентов ВС, автоматизированных систем и производство программ и программных комплексов заданного качества в заданный срок;
- тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов;
- разработка программы и методики испытаний, проведение испытаний объектов профессиональной деятельности;
- комплексирование аппаратных и программных средств, компоновка вычислительных систем, комплексов и сетей;
- сертификация объектов профессиональной деятельности;
в) научно-исследовательская деятельность:
- выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами ВТ;
- выбор математических моделей, методов, компьютерных технологий и систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;
- анализ, теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем;
- создание и исследование математических и программных моделей вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;
- разработка планов, программ и методик исследования программно-аппаратных комплексов;
- разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;
г) организационно-управленческая деятельность:
- организация отдельных этапов процесса разработки объектов профессиональной деятельности с заданным качеством в заданный срок;
- оценка, контроль и управление процессом разработки объектов профессиональной деятельности;
- выбор технологии, инструментальных средств и средств ВТ при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности;
- обучение персонала в рамках принятой организации процесса разработки объектов профессиональной деятельности;
д) эксплуатационная деятельность:
- инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения, ВС и автоматизированных систем;
- сопровождение программных продуктов, ВС и автоматизированных систем;
- выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.
1.3.5. Квалификационные требования.
Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач бакалавр:
- готов участвовать во всех фазах проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;
- готов участвовать в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;
- способен использовать современные методы, средства и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;
- готов участвовать в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;
- способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;
- взаимодействует со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при разработке объектов профессиональной деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
Бакалавр должен знать:
- методические и нормативные материалы по проектированию и разработке объектов профессиональной деятельности;
- технологию проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;
- перспективы и тенденции развития информационных технологий;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;
- порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;
- методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;
- правила, методы и средства подготовки технической документации;
- основы экономики, организации труда, организации производства и научных исследований;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 552800 - Информатика и вычислительная техника;
- освоение в сокращенные сроки основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированных специалистов 654600 - Информатика и вычислительная техника.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению "Информатика
и вычислительная техника"
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 552800 - Информатика и вычислительная техника
-----------T---------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1802 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1262 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, и научном стилях, ¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля; культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности; письмо; виды ¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое ¦ ¦
¦ ¦письмо, биография ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦(см. п.¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦6.1.2) ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России как неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов; проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности; Древняя Русь и кочевники; ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи; особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв.; социально-политические ¦ ¦
¦ ¦изменения в русских землях в ХIII - ХV вв.; ¦ ¦
¦ ¦Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии; специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства; возвышение Москвы; ¦ ¦
¦ ¦формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества; реформы Петра I; век Екатерины; ¦ ¦
¦ ¦предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма; дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю; структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения; крепостное право в России; ¦ ¦
¦ ¦мануфактурно-промышленное производство; ¦ ¦
¦ ¦становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное; общественная мысль¦ ¦
¦ ¦и особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦ХIХ в.; реформы и реформаторы в России; ¦ ¦
¦ ¦русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории; ¦ ¦
¦ ¦глобализация общественных процессов; ¦ ¦
¦ ¦проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации; революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма ¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в.; объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России; российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века; ¦ ¦
¦ ¦политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса; революция 1917 г.;¦ ¦
¦ ¦гражданская война и интервенция, ¦ ¦
¦ ¦их результаты и последствия; российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция; социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг.; НЭП; формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима; ¦ ¦
¦ ¦образование СССР; культурная жизнь страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг.; внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг.; ¦ ¦
¦ ¦усиление режима личной власти Сталина; ¦ ¦
¦ ¦сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные ¦ ¦
¦ ¦годы; холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ; НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; ¦ ¦
¦ ¦перестройка; попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения; октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.); ¦ ¦
¦ ¦Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦экономической модернизации; культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России; внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология ¦ ¦
¦ ¦и история культуры; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦культурологии: типология культур, этническая ¦ ¦
¦ ¦и национальная, элитарная и массовая ¦ ¦
¦ ¦культуры; восточные и западные типы культур; ¦ ¦
¦ ¦культура и глобальные проблемы современности ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика; политическая власть; политическая ¦ ¦
¦ ¦система: политические режимы, политические ¦ ¦
¦ ¦партии, электоральные системы; политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы; политические конфликты ¦ ¦
¦ ¦и способы их разрешения; политические ¦ ¦
¦ ¦технологии; политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения; политические элиты; политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной ¦ ¦
¦ ¦и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка; взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль; специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи; речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие; ¦ ¦
¦ ¦языковые формулы официальных документов; ¦ ¦
¦ ¦приемы унификации языка служебных документов;¦ ¦
¦ ¦интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи; язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов; язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции; язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов; ¦ ¦
¦ ¦реклама в деловой речи; правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов; речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле; особенности¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи; оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория; основные виды аргументов; ¦ ¦
¦ ¦подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение¦ ¦
¦ ¦речи; основные приемы поиска материала и виды¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов; словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления; ¦ ¦
¦ ¦понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; структура психики; основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; эмоции и чувства; ¦ ¦
¦ ¦психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности; психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, ¦ ¦
¦ ¦обучение, педагогическая деятельность, ¦ ¦
¦ ¦педагогическое взаимодействие, педагогическая¦ ¦
¦ ¦технология, педагогическая задача ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; система российского ¦ ¦
¦ ¦права; Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства; понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения; физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица; право собственности; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки; общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты; мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации; социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности; виды общностей; общность и ¦ ¦
¦ ¦личность; малые группы и коллективы; ¦ ¦
¦ ¦социальная организация; социальные движения; ¦ ¦
¦ ¦социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; личность как социальный тип; ¦ ¦
¦ ¦социальный контроль и девиация; социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения; социальные революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦концепция социального прогресса; место России¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе; методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия; понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального; пространство, время; движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика; детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности; научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура; человек и ¦ ¦
¦ ¦природа; общество и его структура; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество и государство; ¦ ¦
¦ ¦человек в системе социальных связей; ¦ ¦
¦ ¦человек и исторический процесс: личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость; ¦ ¦
¦ ¦формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия; насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие; свобода и ответственность; ¦ ¦
¦ ¦мораль, справедливость, право; нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности; представление о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах; эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни; ¦ ¦
¦ ¦религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание; сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность; познание, творчество, практика; ¦ ¦
¦ ¦вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности; проблема истины;¦ ¦
¦ ¦действительность, мышление, логика и язык; ¦ ¦
¦ ¦научное и вненаучное знание; критерии ¦ ¦
¦ ¦научности; структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы; рост научного знания; научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности; наука¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические ¦ ¦
¦ ¦системы; основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории; методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика; рынок; спрос и предложения; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос; эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения; эластичность; предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы; закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности; эффект масштаба; виды ¦ ¦
¦ ¦издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли; предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли; эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков; рыночная власть; ¦ ¦
¦ ¦монополия; монополистическая конкуренция; ¦ ¦
¦ ¦олигополия; антимонопольное регулирование; ¦ ¦
¦ ¦спрос на факторы производства; рынок труда; ¦ ¦
¦ ¦спрос и предложение труда; заработная плата и¦ ¦
¦ ¦занятость; рынок капитала; процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции; рынок земли; рента; общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние; неравенство; ¦ ¦
¦ ¦внешние эффекты и общественные блага; роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика: национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроскопическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения; инвестиции; государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги; эффект мультипликатора; ¦ ¦
¦ ¦бюджетно-налоговая политика; деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции; равновесие на денежном рынке; ¦ ¦
¦ ¦денежный мультипликатор; банковская система; ¦ ¦
¦ ¦денежно-кредитная политика; экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство; теневая экономика; рынок¦ ¦
¦ ¦труда; распределение и доходы; преобразования¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере; структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике; формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2190 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1850 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦1240 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.1 ¦Алгебра и геометрия ¦140 ¦
¦ ¦Основные алгебраические структуры, векторные ¦ ¦
¦ ¦пространства и линейные отображения; ¦ ¦
¦ ¦аналитическая геометрия, многомерная ¦ ¦
¦ ¦евклидова геометрия, дифференциальная ¦ ¦
¦ ¦геометрия кривых и поверхностей, элементы ¦ ¦
¦ ¦топологии ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.2 ¦Математический анализ ¦340 ¦
¦ ¦Дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦обыкновенные дифференциальные уравнения, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения в частных ¦ ¦
¦ ¦производных, уравнения математической физики;¦ ¦
¦ ¦элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа; теория функций комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного; последовательности и ряды; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; преобразование Лапласа ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.3 ¦Дискретная математика ¦140 ¦
¦ ¦Множества и их спецификации; диаграммы Венна;¦ ¦
¦ ¦отношения; свойства отношений; разбиения и ¦ ¦
¦ ¦отношение эквивалентности; отношение порядка;¦ ¦
¦ ¦функции и отображения; операции; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия теории графов; маршруты; циклы; ¦ ¦
¦ ¦связность; планарные графы; переключательные ¦ ¦
¦ ¦функции (ПФ); способы задания ПФ; специальные¦ ¦
¦ ¦разложения ПФ; не полностью определенные ¦ ¦
¦ ¦(частные) ПФ; минимизация ПФ и не полностью ¦ ¦
¦ ¦определенных ПФ; теорема о функциональной ¦ ¦
¦ ¦полноте; примеры функционально-полных ¦ ¦
¦ ¦базисов; разрешимые и неразрешимые проблемы; ¦ ¦
¦ ¦схемы алгоритмов; схемы потоков данных ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.4 ¦Математическая логика и теория алгоритмов ¦100 ¦
¦ ¦Логика высказываний; логика предикатов; ¦ ¦
¦ ¦исчисления; непротиворечивость; полнота; ¦ ¦
¦ ¦синтаксис и семантика языка логики ¦ ¦
¦ ¦предикатов; клазуальная форма; метод ¦ ¦
¦ ¦резолюций в логике предикатов; принцип ¦ ¦
¦ ¦логического программирования; темпоральные ¦ ¦
¦ ¦логики; нечеткая и модальные логики; нечеткая¦ ¦
¦ ¦арифметика; алгоритмическая логика Ч. Хоара; ¦ ¦
¦ ¦логика высказываний; логическое следование, ¦ ¦
¦ ¦принцип дедукции; метод резолюций; ¦ ¦
¦ ¦аксиоматические системы, формальный вывод; ¦ ¦
¦ ¦метатеория формальных систем; понятие ¦ ¦
¦ ¦алгоритмической системы; рекурсивные функции;¦ ¦
¦ ¦формализация понятия алгоритма; машина ¦ ¦
¦ ¦Тьюринга; тезис Черча; алгоритмически ¦ ¦
¦ ¦неразрешимые проблемы; меры сложности ¦ ¦
¦ ¦алгоритмов; легко и трудноразрешимые задачи; ¦ ¦
¦ ¦классы задач Р и NP; NP-полные задачи; ¦ ¦
¦ ¦понятие сложности вычислений; эффективные ¦ ¦
¦ ¦алгоритмы; основы нечеткой логики; элементы ¦ ¦
¦ ¦алгоритмической логики ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.5 ¦Вычислительная математика ¦140 ¦
¦ ¦Особенности математических вычислений, ¦ ¦
¦ ¦реализуемых на ЭВМ: теоретические основы ¦ ¦
¦ ¦численных методов: погрешности вычислений; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость и сложность алгоритма ¦ ¦
¦ ¦(по памяти, по времени); численные методы ¦ ¦
¦ ¦линейной алгебры; решение нелинейных ¦ ¦
¦ ¦уравнений и систем; интерполяция функций; ¦ ¦
¦ ¦численное интегрирование и дифференцирование;¦ ¦
¦ ¦решение обыкновенных дифференциальных ¦ ¦
¦ ¦уравнений; методы приближения и ¦ ¦
¦ ¦аппроксимации функций; преобразование ¦ ¦
¦ ¦Фурье; равномерное приближение функций; ¦ ¦
¦ ¦математические программные системы ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.6 ¦Теория вероятностей, математическая ¦100 ¦
¦ ¦статистика и случайные процессы ¦ ¦
¦ ¦Теория вероятностей; случайная величина, ¦ ¦
¦ ¦ее функция распределения, математическое ¦ ¦
¦ ¦ожидание и дисперсия; распределение ¦ ¦
¦ ¦монотонной функции от случайной величины; ¦ ¦
¦ ¦системы случайных величин, условные ¦ ¦
¦ ¦плотности, зависимость и независимость ¦ ¦
¦ ¦случайных величин, корреляционный момент; ¦ ¦
¦ ¦закон больших чисел и центральная ¦ ¦
¦ ¦предельная теорема; точечные и ¦ ¦
¦ ¦интервальные оценки случайных величин; ¦ ¦
¦ ¦критерии проверки гипотез; статистические ¦ ¦
¦ ¦характеристики случайных процессов; ¦ ¦
¦ ¦стационарный случайный процесс; метод ¦ ¦
¦ ¦статистических испытаний ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.7 ¦Методы оптимизации ¦140 ¦
¦ ¦Необходимые и достаточные условия минимума ¦ ¦
¦ ¦гладких функций одной и нескольких ¦ ¦
¦ ¦переменных; основные численные методы ¦ ¦
¦ ¦безусловной минимизации (методы нулевого, ¦ ¦
¦ ¦первого и второго порядка); задача выпуклого ¦ ¦
¦ ¦программирования; функция Лагранжа; задача ¦ ¦
¦ ¦линейного программирования; симплекс-метод ¦ ¦
¦ ¦решения задачи линейного программирования; ¦ ¦
¦ ¦оптимизация на графах; простейшая задача ¦ ¦
¦ ¦вариационного исчисления; уравнение Эйлера ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01.8 ¦Теория принятия решений ¦140 ¦
¦ ¦Основные понятия исследования операций и ¦ ¦
¦ ¦системного анализа; методологические основы ¦ ¦
¦ ¦теории принятия решений; задачи выбора ¦ ¦
¦ ¦решений, отношения; функции выбора, функции ¦ ¦
¦ ¦детерминированные, стохастические задачи, ¦ ¦
¦ ¦задачи в условиях неопределенности; задачи ¦ ¦
¦ ¦скалярной оптимизации, линейные, нелинейные, ¦ ¦
¦ ¦дискретные, многокритериальные задачи; ¦ ¦
¦ ¦парето-оптимальность, схемы компромиссов, ¦ ¦
¦ ¦динамические задачи, марковские модели ¦ ¦
¦ ¦принятия решений; принятие решений в условиях¦ ¦
¦ ¦неопределенности ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦140 ¦
¦ ¦Понятие информатики; история развития ¦ ¦
¦ ¦информатики; место информатики в ряду других ¦ ¦
¦ ¦фундаментальных наук; мировоззренческие ¦ ¦
¦ ¦экономические и правовые аспекты ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий; понятие информации¦ ¦
¦ ¦и ее измерение; количество и качество ¦ ¦
¦ ¦информации; единицы измерения информации; ¦ ¦
¦ ¦информация и энтропия; сообщения и сигналы; ¦ ¦
¦ ¦кодирование и квантование сигналов; ¦ ¦
¦ ¦информационный процесс в автоматизированных ¦ ¦
¦ ¦системах; фазы информационного цикла и их ¦ ¦
¦ ¦модели; информационный ресурс и его ¦ ¦
¦ ¦составляющие; информационные технологии; ¦ ¦
¦ ¦технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий; основные виды ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; обработка аналоговой и ¦ ¦
¦ ¦цифровой информации; устройства обработки ¦ ¦
¦ ¦данных и их характеристики; понятие и ¦ ¦
¦ ¦свойства алгоритма; принцип программного ¦ ¦
¦ ¦управления; функциональная и структурная ¦ ¦
¦ ¦организация компьютера; сетевые технологии ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; виды и характеристики ¦ ¦
¦ ¦носителей и сигналов; спектры сигналов; ¦ ¦
¦ ¦модуляция и кодирование; каналы передачи ¦ ¦
¦ ¦данных и их характеристики; методы повышения ¦ ¦
¦ ¦помехоустойчивости передачи и приема; ¦ ¦
¦ ¦современные технические средства обмена ¦ ¦
¦ ¦данных и каналообразующей аппаратуры; типы и ¦ ¦
¦ ¦структуры данных; организация данных на ¦ ¦
¦ ¦устройствах с прямым и последовательным ¦ ¦
¦ ¦доступом; файлы данных; файловые структуры; ¦ ¦
¦ ¦носители информации и технические средства ¦ ¦
¦ ¦для хранения данных; представление информации¦ ¦
¦ ¦в цифровых автоматах (ЦА); позиционные ¦ ¦
¦ ¦системы счисления; методы перевода чисел; ¦ ¦
¦ ¦форматы представления чисел с плавающей ¦ ¦
¦ ¦запятой; двоичная арифметика; коды: прямой, ¦ ¦
¦ ¦обратный, дополнительный, модифицированный; ¦ ¦
¦ ¦выполнение арифметических операций с числами ¦ ¦
¦ ¦с фиксированной и плавающей запятой; ¦ ¦
¦ ¦информационные основы контроля работы ¦ ¦
¦ ¦цифровых автоматов; систематические коды; ¦ ¦
¦ ¦контроль по четности, нечетности, по ¦ ¦
¦ ¦Хеммингу; подготовка, редактирование и ¦ ¦
¦ ¦оформление текстовой документации, ¦ ¦
¦ ¦графиков, диаграмм и рисунков; обработка ¦ ¦
¦ ¦числовых данных в электронных таблицах; ¦ ¦
¦ ¦основы компьютерной коммуникации ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состояния¦ ¦
¦ ¦в классической механике, уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, инерциальные и ¦ ¦
¦ ¦неинерциальные системы отсчета, кинематика и ¦ ¦
¦ ¦динамика твердого тела, жидкостей и газов, ¦ ¦
¦ ¦основы релятивистской механики; физика ¦ ¦
¦ ¦колебаний и волн; гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, свободные и ¦ ¦
¦ ¦вынужденные колебания, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн; молекулярная физика и ¦ ¦
¦ ¦термодинамика: три начала термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦термодинамические функции состояния, ¦ ¦
¦ ¦классическая и квантовая статистики, ¦ ¦
¦ ¦кинетические явления, порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; электричество и магнетизм: ¦ ¦
¦ ¦электростатика и магнитостатика в вакууме и ¦ ¦
¦ ¦веществе, электрический ток, уравнение ¦ ¦
¦ ¦непрерывности, уравнения Максвелла, ¦ ¦
¦ ¦электромагнитное поле, принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в электродинамике; оптика: ¦ ¦
¦ ¦отражение и преломление света, оптическое ¦ ¦
¦ ¦изображение, волновая оптика, принцип ¦ ¦
¦ ¦голографии, квантовая оптика, тепловое ¦ ¦
¦ ¦излучение, фотоны; атомная и ядерная физика: ¦ ¦
¦ ¦корпускулярно-волновой дуализм в микромире, ¦ ¦
¦ ¦принцип неопределенности, квантовые уравнения¦ ¦
¦ ¦движения, строение атома, магнетизм ¦ ¦
¦ ¦микрочастиц, молекулярные спектры, электроны ¦ ¦
¦ ¦в кристаллах, атомное ядро, радиоактивность, ¦ ¦
¦ ¦элементарные частицы; современная физическая ¦ ¦
¦ ¦картина мира: иерархия структур материи, ¦ ¦
¦ ¦эволюция Вселенной, физическая картина мира ¦ ¦
¦ ¦как философская категория; физический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды; ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики природопользования;¦ ¦
¦ ¦экозащитная техника и технологии; основы ¦ ¦
¦ ¦экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество¦ ¦
¦ ¦в области окружающей среды ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦170 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦170 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦1920 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1580 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Компьютерная графика ¦140 ¦
¦ ¦Области применения компьютерной графики; ¦ ¦
¦ ¦тенденции построения современных графических ¦ ¦
¦ ¦систем: графическое ядро, приложения, ¦ ¦
¦ ¦инструментарий для написания приложений; ¦ ¦
¦ ¦стандарты в области разработки графических ¦ ¦
¦ ¦систем; технические средства компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики: мониторы, графические адаптеры, ¦ ¦
¦ ¦плоттеры, принтеры, сканеры; графические ¦ ¦
¦ ¦процессоры, аппаратная реализация графических¦ ¦
¦ ¦функций; понятие конвейеров ввода и вывода ¦ ¦
¦ ¦графической информации; системы координат, ¦ ¦
¦ ¦типы преобразований графической информации; ¦ ¦
¦ ¦форматы хранения графической информации; ¦ ¦
¦ ¦принципы построения "открытых" графических ¦ ¦
¦ ¦систем; 2D и 3D моделирование в рамках ¦ ¦
¦ ¦графических систем; проблемы геометрического ¦ ¦
¦ ¦моделирования; виды геометрических моделей, ¦ ¦
¦ ¦их свойства, параметризация моделей; ¦ ¦
¦ ¦геометрические операции над моделями; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмы визуализации: отсечения, развертки,¦ ¦
¦ ¦удаления невидимых линий и поверхностей, ¦ ¦
¦ ¦закраски; способы создания ¦ ¦
¦ ¦фотореалистических изображений; основные ¦ ¦
¦ ¦функциональные возможности современных ¦ ¦
¦ ¦графических систем; организация диалога в ¦ ¦
¦ ¦графических системах; классификация и ¦ ¦
¦ ¦обзор современных графических систем ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Электротехника и электроника ¦220 ¦
¦ ¦Основные законы теории электрических и ¦ ¦
¦ ¦магнитных цепей; переходные процессы во ¦ ¦
¦ ¦временной области; анализ установившегося ¦ ¦
¦ ¦режима в цепях синусоидального тока; ¦ ¦
¦ ¦трехфазные цепи; многополюсные цепи; ¦ ¦
¦ ¦использование преобразования Лапласа для ¦ ¦
¦ ¦анализа цепей; передаточная функция и ее ¦ ¦
¦ ¦связь с дифференциальным уравнением, с ¦ ¦
¦ ¦импульсной и частотными характеристиками; ¦ ¦
¦ ¦дискретный спектр; апериодические сигналы ¦ ¦
¦ ¦и их спектры; основные понятия и модели ¦ ¦
¦ ¦теории электромагнитного поля. ¦ ¦
¦ ¦Схемы замещения, параметры и характеристики ¦ ¦
¦ ¦полупроводниковых приборов; усилительные ¦ ¦
¦ ¦каскады переменного и постоянного тока; ¦ ¦
¦ ¦частотные и переходные характеристики; ¦ ¦
¦ ¦обратные связи в усилительных устройствах; ¦ ¦
¦ ¦операционные и решающие усилители; активные ¦ ¦
¦ ¦фильтры; компараторы; аналоговые ключи и ¦ ¦
¦ ¦коммутаторы; вторичные источники питания; ¦ ¦
¦ ¦источники эталонного напряжения и тока; ¦ ¦
¦ ¦цифровой ключ; базовые элементы, свойства и ¦ ¦
¦ ¦сравнительные характеристики современных ¦ ¦
¦ ¦интегральных систем элементов; методы и ¦ ¦
¦ ¦средства автоматизации схемотехнического ¦ ¦
¦ ¦проектирования электронных схем ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Человек и среда обитания; характерные ¦ ¦
¦ ¦состояния системы "человек - среда обитания";¦ ¦
¦ ¦основы физиологии труда и комфортные условия ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в техносфере; критерии ¦ ¦
¦ ¦комфортности; негативные факторы техносферы, ¦ ¦
¦ ¦их воздействие на человека, техносферу и ¦ ¦
¦ ¦природную среду; критерии безопасности; ¦ ¦
¦ ¦опасности технических систем: отказ, ¦ ¦
¦ ¦вероятность отказа, качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ опасностей; средства ¦ ¦
¦ ¦снижения травмоопасности и вредного ¦ ¦
¦ ¦воздействия технических систем; безопасность ¦ ¦
¦ ¦функционирования автоматизированных и ¦ ¦
¦ ¦роботизированных производств; безопасность в ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях; управление ¦ ¦
¦ ¦безопасностью жизнедеятельности; правовые и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-технические основы управления; ¦ ¦
¦ ¦системы контроля требований безопасности и ¦ ¦
¦ ¦экологичности; профессиональный отбор ¦ ¦
¦ ¦операторов технических систем; экономические ¦ ¦
¦ ¦последствия и материальные затраты на ¦ ¦
¦ ¦обеспечение безопасности жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Организация и планирование производства ¦80 ¦
¦ ¦Подготовка и организация ¦ ¦
¦ ¦высокотехнологичного производства; ¦ ¦
¦ ¦организация вспомогательных цехов и служб ¦ ¦
¦ ¦предприятия; стратегическое и оперативное ¦ ¦
¦ ¦планирование производства; методы ¦ ¦
¦ ¦управления производством и информационное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение; методы разработки и принятия ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений; методы управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом, рациональная организация ¦ ¦
¦ ¦труда; мотивация, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦адаптация и деловая карьера на предприятии ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05 ¦Программирование на языке высокого уровня ¦250 ¦
¦ ¦Основные этапы решения задач на ЭВМ; критерии¦ ¦
¦ ¦качества программы; жизненный цикл программы;¦ ¦
¦ ¦постановка задачи и спецификация программы; ¦ ¦
¦ ¦способы записи алгоритма; программа на языке ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; стандартные типы данных; ¦ ¦
¦ ¦представление основных управляющих структур ¦ ¦
¦ ¦программирования; теорема структуры и ¦ ¦
¦ ¦структурное программирование; анализ ¦ ¦
¦ ¦корректность программ; правила вывода для ¦ ¦
¦ ¦программ; утверждения о программах; основных ¦ ¦
¦ ¦структур программирования; инвариантные ¦ ¦
¦ ¦утверждения; процедуры и функции; массивы; ¦ ¦
¦ ¦утверждения о массивах; записи; файлы; ¦ ¦
¦ ¦индуктивные функции на последовательностях ¦ ¦
¦ ¦(файлах, массивах); динамические структуры ¦ ¦
¦ ¦данных; линейные списки: основные виды и ¦ ¦
¦ ¦способы реализации; линейный список как ¦ ¦
¦ ¦абстрактный тип данных; модульные программы; ¦ ¦
¦ ¦рекурсивные определения и алгоритмы; ¦ ¦
¦ ¦программирование рекурсивных алгоритмов; ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ 552800 - ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 13.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также