НАПРАВЛЕНИЕ 510900 - ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
112 ЕН/МАГ
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510900 - ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
510900 - Гидрометеорология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - магистр гидрометеорологии - гидролог; магистр гидрометеорологии - океанолог; магистр гидрометеорологии - метеоролог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы магистра по направлению 510900 - Гидрометеорология при очной форме обучения - 6 лет, в том числе 4 года подготовки бакалавра и 2 года - специализированной магистерской подготовки.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению 510900 - Гидрометеорология должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и проектно-производственной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Магистр гидрометеорологии может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: гидролога (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999, N 20614), метеоролога (N 24078), океанолога (N 25288), младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (N 22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), гидрохимика (N 20618), стажера-исследователя в области гидрологии и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля магистр гидрометеорологии может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
Магистр гидрометеорологии подготовлен к выполнению:
- функций научного сотрудника (младшего научного сотрудника) в научно-исследовательских учреждениях РАН, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и других научных организаций всех форм собственности, связанных с исследованиями атмосферы, вод суши и океана и их мониторингом;
- функций инженера в прогностических учреждениях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- функций эксперта-гидрометеоролога в государственных органах охраны природы и управления природопользованием;
- функций инженера в проектных, изыскательных институтах, бюро, фирмах и т.п. различных форм собственности, зависящих в своей деятельности от состояния погоды и климата и ведущих работы на водах суши и шельфе;
- ассистента на кафедрах метеорологии, климатологии, гидрологии и океанологии и других кафедрах географических факультетов, имеющих в учебном плане дисциплины гидрометеорологического профиля;
- преподавателя гидрометеорологических колледжей и других образовательных учреждений, имеющих в своих программах дисциплины гидрометеорологического профиля.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по научным специальностям: 25.00.27 - Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия, 25.00.88 - Океанология, 25.00.30 - Метеорология, климатология, агрометеорология и другим смежным научным специальностям.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ.
1.5.1. Магистр гидрометеорологии - гидролог.
510901 - Гидрология суши
Воды суши, формы их существования в природе, свойства, химический состав, качество, режим; закономерности пространственного распределения; взаимосвязи с атмосферой, океаном, литосферой и биосферой в процессе общего и регионального круговорота вещества и энергии. Физические, химические и биологические процессы в водных объектах суши; слежение за их состоянием. Морфодинамические процессы и закономерности. Расчеты и прогнозы гидрологических характеристик, необходимых для экологически безопасного и экономически целесообразного использования водных объектов и предупреждения об опасных и нежелательных явлениях, связанных с водной стихией. Методы оценки и прогноза антропогенных изменений вод суши. Проблемы рационального использования и охраны вод суши.
510902 - Водные ресурсы
Оценка водных ресурсов, прогноз их количественных и качественных изменений, вызванных естественными и антропогенными причинами. Водное хозяйство, современные проблемы водообеспечения. Охрана водных ресурсов от истощения и загрязнения. Борьба с вредным воздействием вод. Учет и управление водными ресурсами. Методы гидрологических и водохозяйственных расчетов. Гидролого-экологические экспертизы проектов, водные и водохозяйственные балансы, планирование водоохранных мероприятий, разработка рекомендаций по экологически безопасному использованию ресурсов. Водное законодательство.
510903 - Гидрохимия
Химический состав природных вод и его пространственно-временные изменения в причинной взаимосвязи с химическими, физическими и биологическими процессами в водных объектах и окружающей природной среде. Лабораторный анализ природных вод, полевые гидрохимические исследования. Процессы формирования и трансформации качества воды, их связь с экологическим состоянием водных объектов. Оценка и прогноз изменений химического состава природных вод. Методы контроля, управления и регулирования качества воды в водных объектах. Рациональное использование и охрана природных вод от загрязнения.
1.5.2. Магистр гидрометеорологии - океанолог.
510904 - Океанология
Мировой океан как компонент климатической системы Земли, его взаимодействие с атмосферой и материковым стоком на разных пространственно-временных масштабах; построение специализированных информационных систем; гидрохимический режим морей и океанов; динамика вод в шельфовых областях; организация и проведение судовых океанологических наблюдений; анализ океанологических условий биопродуктивности отдельных акваторий; численное моделирование океанологических процессов и явлений; мониторинг океана и разработка рекомендаций по рациональному использованию его ресурсов.
1.5.3. Магистр гидрометеорологии - метеоролог.
510905 - Метеорология
Радиационные процессы, атмосферный пограничный слой, волновые процессы и турбулентность в атмосфере. Общая циркуляция атмосферы. Малые газовые составляющие, аэрозоли, атмосферные осадки, переносы вещества и энергии в атмосфере и на границах атмосфера - океан, атмосфера - суша. Метеорологические прогнозы. Средняя и верхняя атмосфера.
510906 - Климатология
Климатическая система. Локальный и глобальный климат. Методы обработки метеорологических наблюдений для целей климатологии. Основные факторы формирования климата. Классификация климатов, климатическое районирование и распределение климатов по Земному шару. Изменения и колебания климатов. Теория климата. Антропогенные изменения климата.
510907 - Агрометеорология
Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства. Солнечная радиация, значение солнечной энергии для биосферы. Растение и солнечная энергия. Температурный режим почвы, атмосферы и растения. Влажность воздуха, осадки, снежный покров, почвенная влага, их значение для сельскохозяйственных культур и пастбищ. Метеорологические явления, опасные для растений и сельского хозяйства. Климат и его значение для сельскохозяйственного производства. Методы оценки агроклиматических ресурсов. Агроклиматическое районирование. Агрометеорологические прогнозы. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу подготовки магистра должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца определенной степени.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 510900 -Гидрометеорология, специалисты по специальностям 012600 - Метеорология, 012700 - Гидрология и 012800 - Океанология и по специальности группы 03 (педагогическая группа специальностей) зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология.
2.3. Лица, желающие освоить программу подготовки магистра по данному направлению, но не имеющие высшего профессионального образования по направлениям подготовки, указанным в п. 2.2, допускаются к конкурсу после сдачи экзаменов в объеме подготовки бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология. Для выполнения данного требования Научно-методический совет по географии УМО университетов разрабатывает программу вступительного экзамена.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению
510900 - Гидрометеорология
3.1. Основная образовательная программа магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа магистра географии должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
ФТД - факультативные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГА - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Требования к обязательному минимуму содержания программы специализированной подготовки магистра устанавливаются федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 510900 - Гидрометеорология
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы подготовки бакалавра ¦ ¦
¦ ¦по данному направлению определено в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 510900 - ¦ ¦
¦ ¦Гидрометеорология ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8316 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы гидрометеорологии ¦250 ¦
¦ ¦ Естественные и антропогенные изменения климата. ¦ ¦
¦ ¦Глобальный водный баланс и баланс замкнутых ¦ ¦
¦ ¦водоемов в свете изменений климата. Синоптическая¦ ¦
¦ ¦океанология. Взаимодействие атмосферы и ¦ ¦
¦ ¦гидросферы. Модели общей циркуляции атмосферы и ¦ ¦
¦ ¦океана. Теория климата и гидрологический цикл ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология гидрометеорологии ¦200 ¦
¦ ¦ Исторические этапы развития метеорологических, ¦ ¦
¦ ¦гидрологических и океанологических наблюдений. ¦ ¦
¦ ¦Роль великих географов и мореплавателей в ¦ ¦
¦ ¦становлении гидрометеорологических наук. ¦ ¦
¦ ¦Потребности общества и развитие ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологии. Методы гидрометеорологических ¦ ¦
¦ ¦наук как объект изучения. Методологические ¦ ¦
¦ ¦проблемы эмпирических обобщений и теоретических ¦ ¦
¦ ¦исследований в гидрологии, метеорологии и ¦ ¦
¦ ¦океанологии. Современные тенденции в развитии ¦ ¦
¦ ¦теории гидрометеорологических наук и пути их ¦ ¦
¦ ¦интеграции ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в гидрометеорологии ¦250 ¦
¦ ¦ Сетевые технологии сбора и распространения ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологической информации, усвоение ¦ ¦
¦ ¦данных в прогностических моделях, пакеты ¦ ¦
¦ ¦обработки и графического представления, работа ¦ ¦
¦ ¦с геоинформационными системами и ¦ ¦
¦ ¦специализированными базами данных, создание ¦ ¦
¦ ¦обучающих программ ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Региональный (вузовский) компонент, в т.ч. ¦434 ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.01 ¦Гидрология суши ¦ ¦
¦ ¦ Глобальный гидрологический цикл, процессы ¦ ¦
¦ ¦глобального водообмена. Гидрология материков. ¦ ¦
¦ ¦Физические, химические, биологические и ¦ ¦
¦ ¦морфодинамические процессы в водных объектах ¦ ¦
¦ ¦суши. Фундаментальные основы гидрологических ¦ ¦
¦ ¦расчетов и прогнозов. Закономерности и модели ¦ ¦
¦ ¦пространственной дифференциации гидрологических ¦ ¦
¦ ¦характеристик. Математическое моделирование ¦ ¦
¦ ¦гидрологических процессов в русле и на водосборе ¦ ¦
¦ ¦рек. Моделирование внутриводоемных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Русловые и устьевые процессы. Методы изучения и ¦ ¦
¦ ¦расчета водного баланса. Методы оценки и прогноза¦ ¦
¦ ¦антропогенных изменений вод суши ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.02 ¦Водные ресурсы ¦ ¦
¦ ¦ Виды водных ресурсов, их оценка и прогноз ¦ ¦
¦ ¦изменений. Водное хозяйство, его структура и ¦ ¦
¦ ¦географическое размещение. Эколого-экономические ¦ ¦
¦ ¦основы водопользования. Учет и охрана водных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов. Управление водными ресурсами. Методы ¦ ¦
¦ ¦водохозяйственных расчетов. Гидролого- ¦ ¦
¦ ¦экологическая экспертиза проектов, ¦ ¦
¦ ¦водохозяйственные балансы, водоохранные ¦ ¦
¦ ¦мероприятия. Экологически безопасное ¦ ¦
¦ ¦использование водных объектов. Водное ¦ ¦
¦ ¦законодательство ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.03 ¦Гидрохимия ¦ ¦
¦ ¦ Химический состав природных вод и его ¦ ¦
¦ ¦пространственно-временные изменения в причинной ¦ ¦
¦ ¦связи с химическими, физическими и ¦ ¦
¦ ¦биологическими процессами в водных объектах и ¦ ¦
¦ ¦окружающей природной среде. Лабораторный анализ ¦ ¦
¦ ¦природных вод, полевые гидрохимические ¦ ¦
¦ ¦исследования. Процессы формирования и ¦ ¦
¦ ¦трансформации качества воды, их связь с ¦ ¦
¦ ¦экологическим состоянием водных объектов. ¦ ¦
¦ ¦Оценка и прогноз изменений химического состава ¦ ¦
¦ ¦природных вод. Методы контроля, управления и ¦ ¦
¦ ¦регулирования качества воды в водных объектах ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.04 ¦Океанология ¦ ¦
¦ ¦ Океанография шельфа. Модели циркуляции океана. ¦ ¦
¦ ¦Спутниковая океанология. Синоптическая ¦ ¦
¦ ¦океанология. Пограничные слои в океане. ¦ ¦
¦ ¦Экологические проблемы океанологии ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.05 ¦Метеорология ¦ ¦
¦ ¦ Физическая метеорология. Синоптическая ¦ ¦
¦ ¦метеорология. Теория общей циркуляции атмосферы. ¦ ¦
¦ ¦Теория климата. Циркуляционные системы атмосферы ¦ ¦
¦ ¦в умеренных и тропических широтах. ¦ ¦
¦ ¦ Геоэкология атмосферы (охрана атмосферы) ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.06 ¦Климатология ¦ ¦
¦ ¦ Методы климатической обработки. Классификации ¦ ¦
¦ ¦климатов, климатическое районирование и ¦ ¦
¦ ¦распределение климатов по земному шару. Теория ¦ ¦
¦ ¦общей циркуляции. Теория климата. Прикладная ¦ ¦
¦ ¦климатология ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.07 ¦Агрометеорология ¦ ¦
¦ ¦ Метеорология и растение. Агроклиматические ¦ ¦
¦ ¦показатели состояния сельскохозяйственных ¦ ¦
¦ ¦культур. Солнечная радиация и продукционный ¦ ¦
¦ ¦процесс сельскохозяйственных культур. ¦ ¦
¦ ¦Гидротермический режим растений в посевах. ¦ ¦
¦ ¦Снежный покров и перезимовка сельскохозяйственных¦ ¦
¦ ¦культур. Экстремальные метеорологические условия ¦ ¦
¦ ¦и продуктивность. Агрометеорологические ресурсы ¦ ¦
¦ ¦продуктивности. Теория и практика ¦ ¦
¦ ¦агрометеорологических прогнозов ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДВМ ¦Дисциплины по выбору студента ¦234 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦477 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦477 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦216 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦864 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦2 ¦
¦ ¦числе защита магистерской диссертации ¦недели¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦12384 ¦
L-------+-------------------------------------------------+-------
5. Сроки реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению
510900 - Гидрометеорология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет - 312 недель, в том числе:
- образовательная программа бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение,
экзаменационные сессии - 52 недели,
научно-исследовательская работа в семестре,
научно-исследовательская
и научно-педагогическая практики - 22 недели,
подготовка магистерской диссертации - 16 недель,
итоговая государственная аттестация и защита
выпускной квалификационной работы - 2 недели,
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - 12 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут быть увеличены на один год относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 32 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 510900 - Гидрометеорология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы магистра, включая всю научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки магистра на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра по направлению 510900 - Гидрометеорология должна содержать:
- постановку научной задачи;
- изложение состояния вопроса на основе обзора относящейся к задаче научной литературы;
- методику решения поставленной задачи;
- описание использованного материала наблюдений или использованных баз данных и геоинформационных систем;
- анализ полученных результатов с оценкой их научной и практической значимости;
- выводы из проделанной работы.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов и отдельных дисциплин, - в пределах 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка магистра по направлению 510900 - Гидрометеорология производится на кафедрах гидрологии, метеорологии, климатологии, океанологии вузов, имеющих заведующими кафедрой профессора, доктора наук, профессорами кафедры и доцентами - кандидатами наук.
6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса:
- все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научно-методической и учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий;
- вуз предоставляет обучающемуся в магистратуре возможность пользоваться:
а) научными журналами, издающимися в России: "Водные ресурсы", "Известия РАН, серия География", "Известия РАН, серия Физика атмосферы и океана", "Океанология", "Метеорология и гидрология", "Вестник МГУ, серия География";
б) научно-справочными изданиями: Государственный Водный Кадастр, "Климатический справочник СССР", "Краткий климатический справочник по странам мира", "Климатические характеристики Земного шара" и другими изданиями, а также агроклиматическими и географическими справочниками;
в) иностранными научными журналами: "Water International (Official Journal of the International Water Resources Association)", "Journal of Physical Oceanography", "Journal of Geophysical Research", "Monthly Weather Review", "Journal of Climate";
г) атласами и картами по атмосфере, океану и отдельным морям;
д) базами данных на электронных носителях;
е) реферативными журналами "География" и "Геофизика";
- вуз обеспечивает доступ обучающегося к оперативной гидрометеорологической информации;
- вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической литературой по гидрологии, океанологии, метеорологии и климатологии в расчете 0,5 экземпляра на 1 обучающегося и научной литературой.
6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Вуз обеспечивает обучающегося стандартной гидрологической, океанологической и метеорологической аппаратурой и приборами, компьютерной техникой, пакетами прикладных программ, реализующих образовательную программу магистра. Вуз должен располагать помещениями и оборудованием, соответствующими действующим санитарно-техническим нормам.
6.6. Требования к организации практик магистра:
- выполнение учебной и производственной практик бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология;
- прохождение научно-исследовательской и научно-педагогической практик:
в институтах РАН;
в научных учреждениях Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
в вузах, ведущих научно-исследовательскую работу в области гидрометеорологии;
в государственных заповедниках;
в проектных, изыскательских институтах, бюро, фирмах всех форм собственности, связанных с состоянием атмосферы, океана и водных объектов суши;
в научных экспедициях (в том числе на научных судах), организуемых для исследования атмосферных, гидрологических и океанологических процессов;
в зарубежных университетах и институтах гидрометеорологического профиля.
Научно-методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
510900 - Гидрометеорология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
навыки:
- владение самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, требующей широкого образования в гидрометеорологии,
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Содержание отчета, реферата, статьи должно отражать результаты, полученные в магистерской диссертации, в области исследования вод суши, морей, океанов, атмосферы и их взаимодействия.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра географии включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра гидрометеорологии к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по географическим специальностям в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.27 - Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия, 25.00.88 - Океанология, 25.00.30 - Метеорология, климатология, агрометеорология и другим смежным научным специальностям. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по перечисленным научным специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 510900 - Гидрометеорология и методических рекомендаций Научно-методического совета по географии УМО университетов. Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для магистра не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра гидрометеорологии.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 510900 - Гидрометеорология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных Научно-методическим советом по географии УМО университетов, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 510900 - Гидрометеорология.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей, родственных данному направлению: 25.00.27 - Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия, 25.00.88 - Океанология, 25.00.30 - Метеорология, климатология, агрометеорология и другим смежным научным специальностям.
Составители:
Научно-методический совет по географии Учебно-методического объединения университетов.
Одобрено на заседании Научно-методического совета по географии Учебно-методического объединения университетов 1 октября 1999 г., протокол N 3 гео.

НАПРАВЛЕНИЕ 553400 - БИОМЕДИЦИНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также