НАПРАВЛЕНИЕ 521000 - ПСИХОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПСИХОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
77 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521000 - ПСИХОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПСИХОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 521000 - Психология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр психологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы бакалавра по направлению 521000 - Психология при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- диагностическую и коррекционную;
- экспертную и консультативную;
- научно-исследовательскую;
- учебно-воспитательную.
Конкретное содержание профессиональной подготовки бакалавра определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 521000 - Психология;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:
020400 - Психология;
022700 - Клиническая психология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 521000 - Психология
3.1. Задача основной образовательной программы подготовки бакалавра - сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521000 - Психология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революция ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет, задачи, функции, методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Основные категории педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функция обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль. Сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования. Жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методологических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления. Школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы;¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и ненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦240 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1200 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦300 ¦
¦ ¦ Введение в дискретную математику; элементы ¦ ¦
¦ ¦теории множеств; векторная алгебра; матрицы; ¦ ¦
¦ ¦элементы функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика; теория вероятностей; статистическое ¦ ¦
¦ ¦оценивание и проверка гипотез; параметрические ¦ ¦
¦ ¦и непараметрические методы; элементы ¦ ¦
¦ ¦дисперсионного анализа; статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика в психологии ¦100 ¦
¦ ¦ Назначение и устройство персонального ¦ ¦
¦ ¦компьютера; понятие формализации, алгоритмизации,¦ ¦
¦ ¦программирования; офисные приложения; работа с ¦ ¦
¦ ¦текстом; защита информации; компьютерные сети; ¦ ¦
¦ ¦Интернет; поиск информации; психологические ¦ ¦
¦ ¦ресурсы Интернет; электронные базы данных в ¦ ¦
¦ ¦психологии; компьютерные статистические системы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦60 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействие; близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции,¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; законы¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принцип возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦процессы, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Антропология ¦60 ¦
¦ ¦ Проблема происхождения человека; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное развитие человека и конституция; ¦ ¦
¦ ¦популяционная и этническая антропология; ¦ ¦
¦ ¦экология человека ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Анатомия центральной нервной системы ¦120 ¦
¦ ¦ Микроструктура нервной ткани; онтогенез ¦ ¦
¦ ¦центральной нервной системы; строение ¦ ¦
¦ ¦центральной нервной системы; проводящие пути ¦ ¦
¦ ¦центральной нервной системы и черепные нервы; ¦ ¦
¦ ¦вегетативная нервная система ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Физиология центральной нервной системы ¦120 ¦
¦ ¦ Вклад нейробиологии в понимание психической ¦ ¦
¦ ¦деятельности; физиологические закономерности ¦ ¦
¦ ¦эмбрионального и постнатального развития ¦ ¦
¦ ¦головного мозга; фундаментальные процессы - ¦ ¦
¦ ¦возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и ¦ ¦
¦ ¦нейрохимия нейронов и глии; соматические и ¦ ¦
¦ ¦вегетативные нервные системы; физиология боли, ¦ ¦
¦ ¦роль тахикинонов и опиатных рецепторов; ¦ ¦
¦ ¦физиология вегетативной нервной системы; ¦ ¦
¦ ¦организация бульбарного дыхательного центра. ¦ ¦
¦ ¦Реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром ¦ ¦
¦ ¦внезапной остановки дыхания; интеграция ¦ ¦
¦ ¦вегетативных, нейроэндокринных и центральных ¦ ¦
¦ ¦регуляций при осуществлении поведения на базе ¦ ¦
¦ ¦основных биологических мотиваций; нервные ¦ ¦
¦ ¦структуры, нейрогормональные механизмы в ¦ ¦
¦ ¦регуляции питьевого, пищевого, полового ¦ ¦
¦ ¦поведения; половая дифференцировка мозга; ¦ ¦
¦ ¦терморегуляционные рефлексы; функции лимбической ¦ ¦
¦ ¦системы мозга ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Физиология высшей нервной деятельности и ¦140 ¦
¦ ¦сенсорных систем ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия физиологии высшей нервной ¦ ¦
¦ ¦деятельности, механизмы ассоциативного ¦ ¦
¦ ¦обучения, памяти и индивидуальных различий, ¦ ¦
¦ ¦потребностей, мотивации и эмоций; нейронные ¦ ¦
¦ ¦механизмы переработки информации в сенсорных ¦ ¦
¦ ¦системах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦180 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦120 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Введение в профессию ¦60 ¦
¦ ¦ Житейская, научная и практическая психология; ¦ ¦
¦ ¦психология как профессия; специфика учебно- ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовки психологов; ¦ ¦
¦ ¦психологи как профессиональная общность; ¦ ¦
¦ ¦личность профессионала; профессиональная этика ¦ ¦
¦ ¦психолога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Общая психология ¦540 ¦
¦ ¦ Общая характеристика психологии как науки; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития представлений о ¦ ¦
¦ ¦предмете психологии; понятие предмета и объекта ¦ ¦
¦ ¦науки; душа как предмет исследования; переход к ¦ ¦
¦ ¦изучению сознания; психология как наука о ¦ ¦
¦ ¦поведении; современные представления о предмете ¦ ¦
¦ ¦психологии; культурно-историческая парадигма в ¦ ¦
¦ ¦психологии; высшие психические функции; ¦ ¦
¦ ¦деятельностный подход в психологии; строение ¦ ¦
¦ ¦деятельности; механизмы регуляции действий и ¦ ¦
¦ ¦операций; эволюционное введение в психологию; ¦ ¦
¦ ¦понятие отражения и психики; классификация ¦ ¦
¦ ¦психических явлений и процессов; возникновение ¦ ¦
¦ ¦и развитие психики в филогенезе; возникновение ¦ ¦
¦ ¦и развитие сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Общее представление о восприятии; классификация ¦ ¦
¦ ¦ощущений; феноменология восприятия; ощущения и ¦ ¦
¦ ¦образы; основные свойства перцептивных образов; ¦ ¦
¦ ¦теории восприятия; научение в восприятии, ¦ ¦
¦ ¦проблема врожденного и приобретенного в ¦ ¦
¦ ¦восприятии; восприятие и деятельность; ¦ ¦
¦ ¦психофизика ощущений; восприятие пространства и ¦ ¦
¦ ¦движения; константность и предметность ¦ ¦
¦ ¦восприятия. ¦ ¦
¦ ¦ Общее представление о памяти; основные факты и ¦ ¦
¦ ¦закономерности психологии памяти; виды памяти и ¦ ¦
¦ ¦процессы памяти; аномалии памяти; память и ¦ ¦
¦ ¦научение; принципы организации памяти; ¦ ¦
¦ ¦исследование памяти в когнитивной психологии; ¦ ¦
¦ ¦память и деятельность; развитие и тренировка ¦ ¦
¦ ¦памяти; память как высшая психическая функция. ¦ ¦
¦ ¦ Общее представление о внимании; виды и свойства ¦ ¦
¦ ¦внимания; внимание и сознание; теории внимания; ¦ ¦
¦ ¦исследование внимания в когнитивной психологии; ¦ ¦
¦ ¦экспериментальные исследования внимания; внимание¦ ¦
¦ ¦и деятельность; развитие внимания. ¦ ¦
¦ ¦ Основные направления развития представлений об ¦ ¦
¦ ¦эмоциях; назначение и виды эмоциональных ¦ ¦
¦ ¦процессов; эмоциональные состояния; ¦ ¦
¦ ¦экспериментальное исследование эмоций; ¦ ¦
¦ ¦потребности и мотивация; проблема мотивации в ¦ ¦
¦ ¦психологии деятельности; теории мотивации в ¦ ¦
¦ ¦зарубежной психологии; мотивация отдельных ¦ ¦
¦ ¦видов деятельности; эмпирические исследования ¦ ¦
¦ ¦мотивации. ¦ ¦
¦ ¦ Психические состояния. Определение состояния. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место состояний среди других психических ¦ ¦
¦ ¦явлений. Функции состояний. Классификация ¦ ¦
¦ ¦состояний. Диагностики состояний. Управление ¦ ¦
¦ ¦состояниями. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и методы исследования в психологии ¦ ¦
¦ ¦мышления; виды мышления; основные подходы к ¦ ¦
¦ ¦изучению мышления; теории мышления; изучение ¦ ¦
¦ ¦мышления как познавательного процесса; ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-личностная детерминация мышления; ¦ ¦
¦ ¦исследования мышления с позиций деятельностного ¦ ¦
¦ ¦подхода; воображение и творческое мышление; ¦ ¦
¦ ¦мышление и интеллект, структура интеллекта; ¦ ¦
¦ ¦фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие ¦ ¦
¦ ¦понятийного мышления; сознание и мышление. ¦ ¦
¦ ¦ Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды ¦ ¦
¦ ¦речи, механизмы порождения и понимания речи; ¦ ¦
¦ ¦развитие речи в онтогенезе; психосемантика, ¦ ¦
¦ ¦вербальное и невербальное общение. ¦ ¦
¦ ¦ Воля и волевые процессы. Понятие воли в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Признаки волевых явлений. ¦ ¦
¦ ¦Произвольное и волевое. Воля как высший уровень ¦ ¦
¦ ¦регуляции. Волевые процессы и их изучение. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание. Сознание и психика. Признаки и ¦ ¦
¦ ¦свойства сознания. Неосознаваемые явления в ¦ ¦
¦ ¦психике, их классификация (подсознательное, ¦ ¦
¦ ¦надсознательное и бессознательное) и ¦ ¦
¦ ¦динамические связи с осознаваемым. Различные ¦ ¦
¦ ¦подходы к изучению неосознаваемого. Защитные ¦ ¦
¦ ¦механизмы и факторы их осознания. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание как психический процесс. Определение, ¦ ¦
¦ ¦функции, эмпирические характеристики сознания ¦ ¦
¦ ¦(пространственная, временная, информационная, ¦ ¦
¦ ¦энергетическая). Структурный анализ сознания. ¦ ¦
¦ ¦Статистическая и динамическая модель. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие личности в системе человекознания. ¦ ¦
¦ ¦Личность в философии, социологии и психологии. ¦ ¦
¦ ¦Понятие личности в общей, дифференциальной и ¦ ¦
¦ ¦социальной психологии. Индивид, субъект ¦ ¦
¦ ¦деятельности, личность, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Личность как предмет психологического ¦ ¦
¦ ¦исследования. Психические процессы, состояния и ¦ ¦
¦ ¦свойства. Генотипическое и фенотипическое, ¦ ¦
¦ ¦биологическое и социальное в индивидуальном ¦ ¦
¦ ¦развитии человека. Свойства, структура и ¦ ¦
¦ ¦типология личности. Номотетическое и ¦ ¦
¦ ¦идеографическое описание личности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Экспериментальная психология ¦180 ¦
¦ ¦ Теоретическое и эмпирическое знание в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Методология экспериментального ¦ ¦
¦ ¦психологического исследования. Классификация ¦ ¦
¦ ¦исследовательских методов в психологии. Теория ¦ ¦
¦ ¦психологического эксперимента. Планирование ¦ ¦
¦ ¦эксперимента и контроль переменных. ¦ ¦
¦ ¦Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. ¦ ¦
¦ ¦Измерение в психологии. Систематизация и ¦ ¦
¦ ¦специфика экспериментальных исследований в ¦ ¦
¦ ¦различных областях психологии (сенсорных, ¦ ¦
¦ ¦перцептивных, мнемических процессов, внимания). ¦ ¦
¦ ¦Анализ и представление результатов ¦ ¦
¦ ¦психологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Общий психологический практикум ¦310 ¦
¦ ¦ Методы исследования в психологии; процедуры ¦ ¦
¦ ¦получения и описания эмпирических данных; ¦ ¦
¦ ¦стандартные способы представления и обработки ¦ ¦
¦ ¦данных и анализа результатов; планирование ¦ ¦
¦ ¦эмпирических исследований; виды наблюдения в ¦ ¦
¦ ¦психологии: стандартизованное, лабораторное, ¦ ¦
¦ ¦полевое, включенное, не включенное; навыки ¦ ¦
¦ ¦ведения, обработки и интерпретации протоколов; ¦ ¦
¦ ¦навыки создания психологического и поведенческого¦ ¦
¦ ¦портретов личности на основе наблюдения; виды ¦ ¦
¦ ¦беседы в психологии: стандартизированная, ¦ ¦
¦ ¦частично стандартизированная, свободная; навыки ¦ ¦
¦ ¦ведения беседы; подготовка и проведение частично ¦ ¦
¦ ¦стандартизированной беседы; психологические ¦ ¦
¦ ¦измерения: методы нольмерного (классические и ¦ ¦
¦ ¦современные процедуры измерения порогов ¦ ¦
¦ ¦чувствительности), одномерного и многомерного ¦ ¦
¦ ¦шкалирования; типы шкал; эксперимент и его ¦ ¦
¦ ¦разновидности в различных психологических ¦ ¦
¦ ¦школах, представленные как типы исследования в ¦ ¦
¦ ¦психологии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦История психологии ¦180 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи истории психологии; функции ¦ ¦
¦ ¦истории психологии в современной психологической ¦ ¦
¦ ¦науке; развитие психологических знаний в рамках ¦ ¦
¦ ¦учения о душе и философское учение о сознании; ¦ ¦
¦ ¦развитие естествознания и выделение психологии в ¦ ¦
¦ ¦самостоятельную науку; развитие психологии до ¦ ¦
¦ ¦периода открытого кризиса; зарубежная психология ¦ ¦
¦ ¦периода открытого кризиса; бихевиоризм; ¦ ¦
¦ ¦психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; ¦ ¦
¦ ¦французская социологическая школа; описательная ¦ ¦
¦ ¦психология; развитие отечественной психологии; ¦ ¦
¦ ¦идеология и психология; поведенческое ¦ ¦
¦ ¦направление; культурно-историческая теория; ¦ ¦
¦ ¦развитие деятельностного подхода; комплексный и ¦ ¦
¦ ¦системный подходы в отечественной психологии; ¦ ¦
¦ ¦психология установки; теория планомерного ¦ ¦
¦ ¦формирования умственных действий; современное ¦ ¦
¦ ¦состояние зарубежной психологии; межкультурные ¦ ¦
¦ ¦исследования; гуманистическая психология; ¦ ¦
¦ ¦когнитивная психология ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Зоопсихология и сравнительная психология ¦90 ¦
¦ ¦ Общая характеристика психики животных; ¦ ¦
¦ ¦врожденное и приобретенное в поведении животных; ¦ ¦
¦ ¦эволюция психики; развитие психики животных в ¦ ¦
¦ ¦онтогенезе; эволюция психики человека в ¦ ¦
¦ ¦филогенезе; этология как одно из направлений ¦ ¦
¦ ¦изучения психики животных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Психогенетика ¦60 ¦
¦ ¦ Основные положения современной ¦ ¦
¦ ¦дифференциальной психологии и генетики, ¦ ¦
¦ ¦необходимые для профессионального понимания ¦ ¦
¦ ¦психологических данных; методы психогенетики и ¦ ¦
¦ ¦их разрешающая способность; результаты ¦ ¦
¦ ¦исследований наследственных и средовых ¦ ¦
¦ ¦детерминант в изменчивости психологических и ¦ ¦
¦ ¦психофизиологических признаков в индивидуальном ¦ ¦
¦ ¦развитии и некоторых формах дизонтогенеза; ¦ ¦
¦ ¦место психогенетики в системе психологических ¦ ¦
¦ ¦знаний ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Психология личности ¦60 ¦
¦ ¦ Человек в зеркале природы, истории и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной жизни; движущие силы и условия ¦ ¦
¦ ¦развития личности; периодизация развития ¦ ¦
¦ ¦индивида, личности и индивидуальности; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальные свойства человека и их роль в ¦ ¦
¦ ¦развитии личности; личность в социогенезе; ¦ ¦
¦ ¦социально-исторический образ жизни - источник ¦ ¦
¦ ¦развития личности; персоногенез личности: ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность личности и ее жизненный путь; ¦ ¦
¦ ¦структура личности и различные методические ¦ ¦
¦ ¦подходы к ее изучению в психологии; проблема ¦ ¦
¦ ¦воли; волевая регуляция деятельности и ее ¦ ¦
¦ ¦смысловая природа; психологическая защита и ¦ ¦
¦ ¦совладание - механизмы овладения поведением; ¦ ¦
¦ ¦личностный выбор; свобода и ответственность; ¦ ¦
¦ ¦теории личности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Психодиагностика ¦240 ¦
¦ ¦ Психодиагностика: принципы, сфера применения, ¦ ¦
¦ ¦классификация методик, дифференциальная ¦ ¦
¦ ¦психометрика, валидность, надежность, ¦ ¦
¦ ¦репрезентативность, достоверность, тестовые ¦ ¦
¦ ¦нормы, методы диагностики интеллекта, личности, ¦ ¦
¦ ¦психических функций и психических состояний; ¦ ¦
¦ ¦стандартизованные и нестандартизованные ¦ ¦
¦ ¦личностные методики; проективные, рисуночные ¦ ¦
¦ ¦методики; психосемантические методы; проведение ¦ ¦
¦ ¦и интерпретация 8 - 10 универсальных методик ¦ ¦
¦ ¦исследования личности и интеллекта: например, ¦ ¦
¦ ¦Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела ¦ ¦
¦ ¦(16 PF), Методика исследования самоотношения ¦ ¦
¦ ¦(МИС), уровень субъективного контроля (УСК), ¦ ¦
¦ ¦рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), ¦ ¦
¦ ¦проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты ¦ ¦
¦ ¦интеллекта (тест Векслера); принципы построения ¦ ¦
¦ ¦комплексного психологического портрета личности; ¦ ¦
¦ ¦психодиагностические задачи и комплектование ¦ ¦
¦ ¦психодиагностических батарей. Этика, деонтология ¦ ¦
¦ ¦и правовые основы психодиагностики; методы ¦ ¦
¦ ¦постановки психологического диагноза ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Методологические основы психологии ¦60 ¦
¦ ¦ Общее представление о методологии науки; ¦ ¦
¦ ¦методология психологии, теория, метод и ¦ ¦
¦ ¦методика; парадигма; классическая и ¦ ¦
¦ ¦постклассическая парадигма науки; специфика ¦ ¦
¦ ¦психологического знания; научное и ненаучное ¦ ¦
¦ ¦психологическое знание; проблема объективности; ¦ ¦
¦ ¦категории психологии: деятельность, отражение, ¦ ¦
¦ ¦личность; сознание и общение; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦психологии: активность, развитие, детерминизм, ¦ ¦
¦ ¦системность; структура психологических учений; ¦ ¦
¦ ¦психофизическая и психофизиологическая проблемы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Математические методы в психологии ¦120 ¦
¦ ¦ Измерение в психологии; типы шкал; представление¦ ¦
¦ ¦данных; описательная статистика; меры связи; ¦ ¦
¦ ¦метрика; методы одномерной и многомерной ¦ ¦
¦ ¦прикладной статистики; многомерное шкалирование; ¦ ¦
¦ ¦многомерный анализ данных (факторный, ¦ ¦
¦ ¦кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных ¦ ¦
¦ ¦на компьютере, статистические пакеты; ¦ ¦
¦ ¦приближенные вычисления; возможности и ¦ ¦
¦ ¦ограничения конкретных компьютерных методов ¦ ¦
¦ ¦обработки данных; стандарты обработки данных; ¦ ¦
¦ ¦нормативы представления результатов анализа ¦ ¦
¦ ¦данных в научной психологии; методы ¦ ¦
¦ ¦математического моделирования; модели ¦ ¦
¦ ¦индивидуального и группового поведения, ¦ ¦
¦ ¦моделирование когнитивных процессов и структур, ¦ ¦
¦ ¦проблема искусственного интеллекта ¦ ¦
+--------+---------

НАПРАВЛЕНИЕ 551100 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также