НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
74 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520300 - Филология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр филологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520300 - Филология при очной форме обучения - 6 (шесть) лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Практическая и исследовательская деятельность магистра по направлению 520300 - Филология сосредоточена в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности:
- языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, историческом и диалектологическом аспектах;
- литература (отечественная и зарубежная) с учетом закономерностей ее развития в различных странах.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к осуществлению научно-исследовательской и практической деятельности, конкретные виды которой определяются содержанием образовательной профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к решению следующих задач.
В научно-исследовательской сфере:
- исследование языка и литературы в их современном состоянии и историческом развитии.
В практической сфере:
- осуществление практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
10.01.01 - Русская литература
10.01.02 - Литература народов РФ
10.01.03 - Литература стран народов нового зарубежья
10.02.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии
10.01.08 - Теория литературы
10.01.09 - Фольклористика
10.02.01 - Русский язык
10.01.02 - Языки народов РФ
10.02.03 - Славянские языки
10.02.04 - Германские языки
10.01.05 - Романские языки
10.01.06 - Тюркские языки
10.02.07 - Финно-угорские и самодийские языки
10.02.14 - Классическая филология
10.02.19 - Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика
10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, теория перевода
10.02.21 - Структурная, прикладная и математическая лингвистика.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
1. Русская литература.
Углубленное изучение истории русской литературы и современного литературного процесса в контексте отечественной и мировой истории и культуры с опорой на новейшие достижения в области теории литературы; осмысление места русской литературы в мировом литературном процессе; изучение истории и современного состояния науки о русской литературе; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области истории русской литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
2. Литература народов России.
Совершенствование знаний об историко-литературном процессе в контексте национальной, русской и других культур с опорой на новейшие достижения в области теории литературы; осмысление места национальной литературы в российском и мировом литературном процессе; углубленное изучение истории и современного состояния отечественной и зарубежной науки о национальной литературе; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области конкретной национальной литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
3. Литература народов зарубежных стран.
Расширение и углубление знаний по изучаемой зарубежной литературе на основе практического владения соответствующим иностранным языком; углубленное изучение законов и основных этапов литературного процесса в контексте истории и культуры; приобретение фундаментальных знаний о природе, структуре и функциях поэтического (литературного) творчества, включая знакомство со школами и концепциями зарубежной науки о литературе; научное осмысление литературных текстов, принадлежащих к различным художественным системам, изучение связей с русской литературой; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области зарубежных литератур и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
4. Античная литература.
Изучение корпуса текстов античных авторов в контексте истории и культуры древних цивилизаций; осмысление влияния античных литератур на отечественную и мировую литературу и культуру последующих эпох; осознание места античной литературы в системе религиозных, философских, эстетических воззрений различных эпох; освоение достижений отечественной и зарубежной классической филологии; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области античной литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
5. Теория литературы.
Осмысление художественной литературы как феномена культуры; изучение закономерностей развития искусства слова, его специфической природы и многообразия форм воплощения; овладение системой категорий и понятий теории литературы; расширенное изучение истории и современных отечественных и зарубежных концепций теоретического литературоведения; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области теории литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
6. Фольклористика и мифология.
Углубленное изучение устного народного творчества в его связях с историей и культурой определенного народа с учетом особенностей национального менталитета; освоение научных концепций, школ и направлений отечественной и зарубежной фольклористики; осмысление истории и теории мифа и мифологического сознания, форм взаимодействия мифологии, фольклора и литературы в процессе развития цивилизации; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области фольклористики и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
7. Теория и история литературной критики.
Углубленное изучение литературной критики как специфического феномена духовной жизни общества; осознание специфической природы литературной критики в процессе исторического развития культуры, во взаимодействии с искусством слова, литературоведением, философией; изучение отечественных и зарубежных концепций литературной критики; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области теории и истории литературной критики и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
8. Русский язык.
Углубленное изучение структуры русского языка и особенностей его функционирования в синхроническом и диахроническом аспектах; совершенствование теоретической подготовки по актуальным проблемам русского языка в его истории и современном состоянии, знаний о тенденциях развития русского языка, о социолингвистических, исторических и типологических его характеристиках; изучение истории и современных концепций отечественной и зарубежной русистики; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области русского языкознания на основе современных подходов (системного, деятельного и др.) с учетом своеобразия языковых уровней, стилистического расслоения языка и аспектов его функционирования; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания русского языка в высшей школе.
9. Языки народов России.
Углубление и совершенствование знаний о строе и функционально-стилевом расслоении литературного языка, диалектном разнообразии и взаимоотношениях литературного языка и диалектов, исторической эволюции языка и его генетических связях, социолингвистических условиях его существования; углубление теоретической подготовки по проблемам анализа и описания национальных языков в синхронии и диахронии, освоение методологии научно-исследовательской деятельности применительно к изучаемому языку (языкам); изучение развития науки о языках народов России, осмысление отечественных и зарубежных концепций языкового развития и функционирования национальных языков; изучение взаимоотношений и связей национальных языков народов России и русского языка; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания языка в вузе в родной и иноязычной среде.
10. Славянская филология.
Углубленное изучение инославянского языка или группы языков в современном состоянии и исторической ретроспекции; теоретическое и практическое освоение всех ярусов системы инославянского языка и их функционирования; осознание типологического своеобразия инославянского языка (языков) в его (их) литературной форме и диалектном варьировании; осмысление взаимоотношений и связей инославянских языков и русского языка; изучение истории славянского языкознания и вклада в него отечественных славистов; освоение современных методов научного изучения и описания близкородственных языков, овладение исследовательскими приемами сравнительно-исторического и синхронно-сопоставительного языкознания; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания инославянских языков в высшей школе.
11. Романская и германская филология.
Углубленное изучение структуры изучаемого иностранного языка в его литературной норме, в теоретическом, историческом, функциональном аспектах и устной, письменной разновидностях; изучение современных концепций отечественной и зарубежной романской и/или германской филологии; освоение методологии, методики научно-исследовательской работы в области зарубежной (романской и германской) филологии на основе современных подходов; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания иностранного языка в высшей школе.
12. Классическая филология.
Углубленное изучение одного или совокупности древних литературных языков, осознание их роли в истории мировой культуры, освоение всех элементов системы классического языка (языков), овладение навыками чтения и перевода текстов любой трудности; освоение методов анализа и комментирования древних текстов; достижение основательной осведомленности о совокупности текстов на изучаемом языке (языках) и о произведениях, игравших особо значительную роль в развитии мировой литературы; изучение истории науки о классических языках, ее современного состояния и перспектив развития; достижение ясного представления об использовании материала классических языков в сравнительно-исторических исследованиях; приобретение сведений о влиянии классических языков на формирование современных литературных языков, их лексического состава и словообразовательных моделей, а также о стилистическом использовании речевых единиц классических языков в литературно-языковом обиходе нашего времени; получение лингводидактической подготовки, необходимой для преподавания классических языков.
13. Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика.
Углубление представлений о языке как объекте лингвистической теории, о генетическом и типологическом разнообразии языков мира, о системе языка и составляющих ее компонентах и уровнях, о процессе речеобразования и восприятия речи, о письменности в ее многообразии; освоение методологии, совокупности методов и приемов анализа, интерпретации и описания языковых систем и их фрагментов в синхронии и диахронии; основательное изучение истории лингвистических учений с античности до наших дней и современных лингвистических теорий; изучение связей и взаимоотношений языка и мышления, осмысление существующих теоретических воззрений по проблеме языка и мышления; осмысление роли языка в истории и современной жизни общества, освоение и критический анализ различных социолингвистических и психолингвистических концепций; расширение языковой компетентности, изучение ряда родственных и неродственных языков; приобретение навыков преподавания лингвистической теории и истории языкознания в вузе.
14. Сравнительное языкознание.
Углубленное изучение группы родственных или неродственных языков, совершенствование знаний об особенностях типологии данных языков в синхроническом и диахроническом аспектах, осознание тождества и своеобразия всех уровней сопоставляемых языков; установление генетического родства и языковых контактов, осмысление процесса взаимодействия языков; освоение методологии и современных методов сравнительного языкознания, овладение научно-исследовательским аппаратом соответствующего профиля и навыками научно-педагогической деятельности.
15. Русский язык как иностранный.
Углубленное изучение русского языка и особенностей его функционирования в синхронии и диахронии; фундаментальная подготовка по общему языкознанию, в частности по сравнительной грамматике и фонологии; овладение знаниями о тенденциях развития современного русского языка, о социо- и психолингвистических его характеристиках; изучение классических и современных концепций отечественной и зарубежной русистики; углубленное изучение иностранного языка, овладение навыками бытового и дидактического общения на иностранном языке; изучение теории перевода, овладение практическими навыками перевода с русского языка на иностранный и с иностранного на русский; освоение методологии, методики и практики самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области лингвистики на основе современных концепций и подходов; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания русского языка иностранным учащимся и студентам.
16. Иностранные языки.
Углубленное изучение строя языка и его функционирования с учетом социолингвистических факторов и стилистического расслоения литературного языка, совершенствование представлений об исторической эволюции языка и его диалектном разнообразии, о взаимоотношениях с другими языками, тенденциях современного развития; совершенствование теоретической подготовки в сфере описательного и сравнительно-исторического языкознания применительно к данному языку в синхронии и диахронии, освоение методологии научно-исследовательской деятельности в области языкознания на основе современных методов; изучение истории науки и перспективных научных подходов к исследованию иностранного языка; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания иностранного языка в вузе в родной и иноязычной среде.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям:
520300 - Филология
520500 - Лингвистика,
зачисляются на специализированную магистерскую программу на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520300 - Филология.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по направлению 520300 - Филология и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 520300 - Филология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая);
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Образовательная программа может предусматривать получение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" при условии выполнения требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения данной квалификации за счет времени, отведенного на изучение дисциплин ДНМ.04, ДНМ.05, ДВМ, и вводимых вузом факультативов.
3.6. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра призвано обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
--------T-----------------------------------------------T--------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦8856 ¦
¦ ¦основной образовательной программы бакалавра по¦ ¦
¦ ¦данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦Государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по направлению ¦ ¦
¦ ¦520300 - Филология ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8856 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы филологии ¦ ¦
¦ ¦ Коммуникативная деятельность посредством языка¦ ¦
¦ ¦(текста) как объект современной филологии; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы научного знания в современной ¦ ¦
¦ ¦филологии, их множественность; основные идеи, ¦ ¦
¦ ¦принципы и концепции филологии; антропоцентризм¦ ¦
¦ ¦современной филологии как ее отличительная ¦ ¦
¦ ¦черта; место современной филологии в ¦ ¦
¦ ¦гуманитарном знании; филология и негуманитарные¦ ¦
¦ ¦науки; взаимодействие отечественной и ¦ ¦
¦ ¦зарубежной филологии на современном этапе ее ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология филологии ¦ ¦
¦ ¦ История возникновения и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦развития филологии; вклад выдающихся ученых в ¦ ¦
¦ ¦развитие филологии; филология и философия; ¦ ¦
¦ ¦филологическое исследование, его специфика; ¦ ¦
¦ ¦методология филологических исследований как ¦ ¦
¦ ¦совокупность исходных принципов и совокупность ¦ ¦
¦ ¦методов; методологический аспект развития ¦ ¦
¦ ¦филологии; конкретные технологии филологических¦ ¦
¦ ¦исследований в их развитии ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в филологии ¦ ¦
¦ ¦ Отечественные и зарубежные базы данных, ¦ ¦
¦ ¦филологические ресурсы Интернет. Вторичная ¦ ¦
¦ ¦обработка первичной эмпирической информации. ¦ ¦
¦ ¦Современные компьютерные технологии обработки ¦ ¦
¦ ¦данных и анализа статистической информации. ¦ ¦
¦ ¦Использование компьютерных программ в ¦ ¦
¦ ¦филологическом образовании. Интернет и ¦ ¦
¦ ¦филологическое образование ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦СДМ.00,¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦СДМ.01 ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦и т.д. ¦магистра при реализации конкретной магистерской¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
¦ ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦ ¦
¦ ¦Научно-исследовательская практика ¦ ¦
¦ ¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
¦ ¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦4 недели¦
¦ ¦числе защита выпускной квалификационной работы ¦ ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего ¦12924 ¦
L-------+-----------------------------------------------+---------
5. Сроки реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 520300 - Филология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:
Образовательная программа
подготовки бакалавра 208 недель
Специализированная программа
подготовки магистра 104 недели
из них:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
подготовку выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии 64 недели
Практики
- научно-исследовательская 14 недель
- научно-педагогическая 6 недель
Итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной квалификационной
работы и сдачу государственных экзаменов 4 недели
Каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) 16 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю, в период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом, в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
Образовательные технологии, принятые в вузе, должны обеспечивать получение студентами полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области филологии, овладение гуманитарной культурой, культурой мышления и умением на научной основе организовывать свой труд; возможность постоянно приобретать новые знания, используя фонды библиотек, компьютерную и аудиовизуальную технику; возможность выбора студентами индивидуальной программы образования.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Осмысление области исследования, определение объекта, предмета и аспекта исследования, постановка проблемы, формулирование цели и задач, разработка методологии исследования, включая методы и приемы, обоснование гипотезы исследования, сбор фактического материала, проведение эксперимента, сбор, обработка научной информации по теме исследования, целевое планирование научно-исследовательской деятельности и ее структурирование, участие в научной коммуникации (устные выступления, публикации и др.), подготовка магистерской диссертации. Научно-исследовательская и научно-педагогическая практика.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план для магистранта утверждается деканом факультета.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью; не менее 90% из них должны иметь ученую степень и звание.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Учебный процесс по основной образовательной программе подготовки магистра должен обеспечиваться необходимыми учебно-методическими материалами. К ним относятся соответствующие библиотечные фонды, включающие необходимое количество учебников и учебных пособий по дисциплинам образовательной программы, монографий и сборников работ, изданных по наиболее актуальным вопросам филологии, профессиональных журналов, реферативных журналов и библиографических указателей по литературоведению и лингвистике; ресурсы Интернет и иной информационный материал.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого магистранта к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий и практик, курсовому и дипломному проектированию, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой (аудио- и видеоаппаратурой, компьютерными классами, соответствующим аудиторным фондом), обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы магистрантов, предусмотренных образовательной программой.
6.5. Требования к организации практик.
В качестве практик рассматриваются следующие виды работ: проведение семинарских, практических и лабораторных занятий по дисциплинам ОПД, консультирование и проверка письменных работ студентов, самостоятельное исследование по теме диссертации, подготовка научных публикаций. Конкретное содержание практики определяется вузом.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520300 - Филология.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмыслять их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Магистр филологии должен обладать фундаментальной подготовкой в области избранной специальности и специализации и пограничных, смежных проблем, быть способным вычленять, формулировать и разрешать научную проблему, вести общение в соответствующей отрасли филологической науки, владеть профессионально-практическими умениями и навыками обучения языку или литературе в вузе (и других типах учебных заведений), владеть двумя иностранными языками (европейскими, славянскими); ориентируясь на состояние современной филологической науки, педагогики, психологии, лингводидактики и их новейшие достижения в осуществлении различных видов деятельности, магистр филологии должен уметь: оценивать состояние и факторы развития литературно-языковых процессов и их исследования; выдвигать, обосновывать и решать научные проблемы современными методами и средствами научного познания в области филологии, включая ЭВТ(М), активно используя достижения современной информационной культуры; работать в научном коллективе, осуществлять коммуникацию в науке, овладевать информацией об организации научно-исследовательского процесса и научно-исследовательской деятельности; использовать современные методы, технологии и средства обучения, включая ЭВМ, в высшей школе, а также в средних учебных заведениях нового типа.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен по программе спецподготовки магистра. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимается ученым советом вуза (факультета) на основе содержания проблемного поля программ подготовки магистра в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешнего рецензента.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников.
К другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников относятся государственные экзамены по философии и иностранному языку в соответствии с программой вступительных экзаменов в аспирантуру.
Составители:
Научно-методический совет по филологии Учебно-методического объединения университетов РФ.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума НМС по филологии УМО университетов РФ 2 декабря 1999 года (г. Москва).

НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПОЧВОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также