НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПОЧВОВЕДЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
124 ЕН/БАК
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПОЧВОВЕДЕНИЯ
1. Общая характеристика направления 510700 - Почвоведение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - бакалавр почвоведения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 510700 - Почвоведение при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр по направлению 510700 - Почвоведение имеет право занимать младшие должности работников науки и научного обслуживания Российской Федерации: лаборант-исследователь, стажер-исследователь и другие в соответствии с Общероссийскими общеотраслевыми квалификационными характеристиками должностей специалистов и служащих (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 1998; Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. М., 1999) соответствующей отрасли (предприятия).
Бакалавр по направлению 510700 - Почвоведение в составе трудового коллектива под руководством более квалифицированных специалистов может проводить:
в области научно-исследовательской деятельности:
- исследование почв и почвенного покрова целинных, сельскохозяйственных и других территорий;
- составление почвенных, агрохимических, экологических карт, картограмм и картосхем различных масштабов;
- изучение элементного и вещественного состава, физических и химических свойств почв с целью управления почвенными процессами и рационального использования почвенных ресурсов;
- изучение биосферных функций почвенного покрова;
- почвенно-экологический мониторинг;
в области проектно-производственной деятельности:
- разработку и проектирование мелиоративных мероприятий;
- обоснование практических приемов использования минеральных и органических удобрений;
- проектирование типовых природоохранных мероприятий;
- проведение экологической экспертизы и других видов деятельности в учреждениях экологического профиля;
- разработку методов и стандартов на методы исследования и анализа почв;
- бонитировку почв и составление земельного кадастра;
в области педагогической деятельности (при условии получения соответствующей дополнительной квалификации):
- учебную и воспитательную работу в качестве преподавателя основной школы.
1.4. Возможности продолжения образования:
- обучение в магистратуре по направлениям 510700 - Почвоведение, 511100 - Экология и природопользование;
- освоение в сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 013000 - Почвоведение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 510700 - Почвоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки почвоведа разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки почвоведа, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки почвоведа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки почвоведа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки почвоведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510700 - Почвоведение
----------T----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1548 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Представление об основных способах ¦ ¦
¦ ¦сочетаемости лексических единиц и основных ¦ ¦
¦ ¦словообразовательных моделях. Овладение ¦ ¦
¦ ¦навыками и умениями речевой деятельности ¦ ¦
¦ ¦применительно к сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации, основами ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Овладение формами деловой ¦ ¦
¦ ¦переписки, навыками подготовки текстовых ¦ ¦
¦ ¦документов в управленческой деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Работа с оригинальной литературой по ¦ ¦
¦ ¦специальности, иметь навык работы со словарем,¦ ¦
¦ ¦владеть основной иноязычной терминологией ¦ ¦
¦ ¦специальности; знать русские эквиваленты ¦ ¦
¦ ¦основных слов и выражений профессиональной ¦ ¦
¦ ¦речи. Овладение основами реферирования и ¦ ¦
¦ ¦аннотирования литературы по специальности ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 <*>¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория, методика, практика); профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. ¦ ¦
¦ ¦ Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине ¦ ¦
¦ ¦60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитарная ¦ ¦
¦ ¦и массовая культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль современной России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦ Инкультурация и социализация ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. Истории политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертные политические ¦ ¦
¦ ¦знания; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушения и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Обязательства в¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Административные¦ ¦
¦ ¦нарушения и административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и¦ ¦
¦ ¦организм. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознательного и бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: предмет, объект, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Цели, содержание, ¦ ¦
¦ ¦структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало. Развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы развития социологической мысли¦ ¦
¦ ¦и современные направления социологической ¦ ¦
¦ ¦теории. Определение общества как ¦ ¦
¦ ¦надындивидуальной реальности и целостной ¦ ¦
¦ ¦саморегулирующейся системы; предпосылки ¦ ¦
¦ ¦функционирования и воспроизводства ¦ ¦
¦ ¦общественного целого. Представление об ¦ ¦
¦ ¦основных социальных институтах, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих воспроизводство социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений. Анализ основных проблем ¦ ¦
¦ ¦стратификации российского общества, ¦ ¦
¦ ¦возникновение классов, причины бедности и ¦ ¦
¦ ¦неравенства, взаимоотношений социальных групп,¦ ¦
¦ ¦общностей, этносов ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. ¦ ¦
¦ ¦ Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. ¦ ¦
¦ ¦Выручка и прибыль. Принцип максимизации ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на ¦ ¦
¦ ¦факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦200 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦52 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2100 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1900 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Высшая математика ¦500 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы, ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа, вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика; теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных¦ ¦
¦ ¦процессов, модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; понятие о языках ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня, базы данных;¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования. Компьютерный практикум ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦300 ¦
¦ ¦ Физические основы механики, колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика. Физический практикум ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦500 ¦
¦ ¦ Общая и неорганическая химия. Химические ¦ ¦
¦ ¦системы: растворы, дисперсные системы, ¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы, катализаторы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры, химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика; энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; реакционная способность¦ ¦
¦ ¦веществ; химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая¦ ¦
¦ ¦связь, комплиментарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, физико-химический анализ. Химический ¦ ¦
¦ ¦практикум. ¦ ¦
¦ ¦ Органическая химия. Углеводороды. Спирты, ¦ ¦
¦ ¦фенолы, меркаптаны. Простые эфиры и эфиры ¦ ¦
¦ ¦неорганических кислот. Карбоновые кислоты, их ¦ ¦
¦ ¦производные. Жиры. Углеводы. Амины. ¦ ¦
¦ ¦Аминокислоты и белки. ¦ ¦
¦ ¦ Физическая химия. Основы химической ¦ ¦
¦ ¦термодинамики. Законы термодинамики. ¦ ¦
¦ ¦Химическое равновесие. Фазовые равновесия. ¦ ¦
¦ ¦Растворы. Электропроводность электролитов. ¦ ¦
¦ ¦Электродные равновесия. ¦ ¦
¦ ¦ Коллоидная химия. Молекулярно-кинетические и ¦ ¦
¦ ¦оптические свойства дисперсных систем. ¦ ¦
¦ ¦Свойства поверхности раздела фаз. Адсорбция. ¦ ¦
¦ ¦Электроповерхностные свойства дисперсных ¦ ¦
¦ ¦систем. Устойчивость и разрушение лиофобных ¦ ¦
¦ ¦дисперсных систем. Основы физико-химической ¦ ¦
¦ ¦механики ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦100 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды,¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды. Основные¦ ¦
¦ ¦законы экологии. Экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов¦ ¦
¦ ¦и охраны природы. Экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Ботаника с основами геоботаники ¦100 ¦
¦ ¦ Современная ботаника как комплекс дисциплин, ¦ ¦
¦ ¦связанных с изучением растений. Строение и ¦ ¦
¦ ¦жизнь растений. Клетка, ткани растений, ¦ ¦
¦ ¦вегетативные органы растений, их ¦ ¦
¦ ¦морфологические и анатомические особенности. ¦ ¦
¦ ¦Размножение растений. Систематика растений. ¦ ¦
¦ ¦Основы экологии растений. Основы ¦ ¦
¦ ¦фитоценологии. Растительный покров России. ¦ ¦
¦ ¦Лабораторные занятия ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.07 ¦Геология с основами геоморфологии ¦100 ¦
¦ ¦ Основной объект и методы геологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Общие сведения о строении и ¦ ¦
¦ ¦развитии земного шара и главнейших элементов ¦ ¦
¦ ¦Земли. Основные сведения о земной коре, ее ¦ ¦
¦ ¦составе и строении. Геологические процессы и ¦ ¦
¦ ¦их рельефообразующая роль. Экзогенные ¦ ¦
¦ ¦процессы и связанные с ними формы рельефа. ¦ ¦
¦ ¦Процессы внутренней динамики. Элементы ¦ ¦
¦ ¦исторической геологии. Основные структурные ¦ ¦
¦ ¦элементы земной коры и главнейшие этапы ее ¦ ¦
¦ ¦развития. Четвертичный период развития Земли ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.08 ¦Минералогия ¦100 ¦
¦ ¦ Понятие о минерале. Минералы и их роль в ¦ ¦
¦ ¦процессе почвообразования. Основы ¦ ¦
¦ ¦кристаллографии. Общие сведения о минералах. ¦ ¦
¦ ¦Описание минералов. Основы петрографии. ¦ ¦
¦ ¦Практические занятия ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦200 ¦
¦ ¦компонент, в том числе дисциплины и курсы по ¦ ¦
¦ ¦выбору студентов ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2600 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2250 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Основы почвоведения ¦190 ¦
¦ ¦ Фундаментальные основы почвообразования, ¦ ¦
¦ ¦систематика и классификация почв, их роль в ¦ ¦
¦ ¦биосфере и круговорот элементов, устойчивость ¦ ¦
¦ ¦почв к изменению факторов внешней среды и к ¦ ¦
¦ ¦техногенезу. Основные проблемы современного ¦ ¦
¦ ¦почвоведения, почвы зарубежных стран и ¦ ¦
¦ ¦дистанционные методы изучения почвенного ¦ ¦
¦ ¦покрова суши, систематика и эволюция почв, ¦ ¦
¦ ¦основные почвообразовательные процессы в связи¦ ¦
¦ ¦с естественным изменением факторов ¦ ¦
¦ ¦почвообразования и деятельностью человека, ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы устойчивости почв к ¦ ¦
¦ ¦антропогенным воздействиям. Математическое ¦ ¦
¦ ¦моделирование биогеохимических циклов в почвах¦ ¦
¦ ¦и экосистемах, методы оценки антропогенного ¦ ¦
¦ ¦воздействия на почвы и экологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза, полевые почвенные и аналитические ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Агрохимия ¦200 ¦
¦ ¦ Фундаментальные основы агрохимии, процессы ¦ ¦
¦ ¦оптимизации питания растений, формирования их ¦ ¦
¦ ¦качества и повышения плодородия почв путем ¦ ¦
¦ ¦применения различных удобрительных средств с ¦ ¦
¦ ¦учетом экологической ситуации. Изучение ¦ ¦
¦ ¦физиологических и биохимических аспектов ¦ ¦
¦ ¦питания растений, химических, физико- ¦ ¦
¦ ¦химических и биологических процессов в ¦ ¦
¦ ¦агроэкосистеме с учетом почвенно-климатических¦ ¦
¦ ¦условий, использованием современных методов ¦ ¦
¦ ¦исследования, моделирования и прогнозирования ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Биология почв ¦200 ¦
¦ ¦ Фундаментальные основы микробиологии почв, ¦ ¦
¦ ¦пути управления функционированием комплексов ¦ ¦
¦ ¦почвенных микроорганизмов, микробиологические ¦ ¦
¦ ¦вопросы охраны почв. Изучение процессов, ¦ ¦
¦ ¦протекающих с участием почвенных организмов, ¦ ¦
¦ ¦закономерности пространственно-функционального¦ ¦
¦ ¦распределения микроорганизмов в наземных ¦ ¦
¦ ¦экосистемах, проблемы почвенно-биологического ¦ ¦
¦ ¦мониторинга ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04 ¦География почв ¦150 ¦
¦ ¦ Фундаментальные основы региональной и ¦ ¦
¦ ¦глобальной географии почв: закономерности ¦ ¦
¦ ¦дифференциации почвенного покрова, почвенно- ¦ ¦
¦ ¦географическое районирование, принципы и ¦ ¦
¦ ¦методы картографирования почвенных ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Законы дифференциации почвенного покрова, ¦ ¦
¦ ¦специфика почвообразования в различных ¦ ¦
¦ ¦природных обстановках, современные методы ¦ ¦
¦ ¦картографии и районирования почвенного ¦ ¦
¦ ¦покрова, оценка деградации почвенного покрова ¦ ¦
¦ ¦и вопросы его охраны, методы биологической и ¦ ¦
¦ ¦микроморфологической диагностики почв и ¦ ¦
¦ ¦протекающих в них процессов. Региональная ¦ ¦
¦ ¦география почв и современные методы почвенно- ¦ ¦
¦ ¦географических исследований ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05 ¦Общее земледелие и растениеводство ¦180 ¦
¦ ¦ Особенности почв, почвенного покрова как ¦ ¦
¦ ¦основного средства производства. Почвенные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы мира и их ограниченность. История ¦ ¦
¦ ¦развития земледелия. Научные основы ¦ ¦
¦ ¦земледелия. Факторы жизни и условия обитания ¦ ¦
¦ ¦растений. Факторы лучистой энергии, воды, ¦ ¦
¦ ¦воздуха, их оптимальные соотношения. Виды ¦ ¦
¦ ¦плодородия почв и их характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Севооборот - основные понятия и определения. ¦ ¦
¦ ¦Схема, ротация и звенья севооборотов. Способы ¦ ¦
¦ ¦посева и посадки сельскохозяйственных культур.¦ ¦
¦ ¦Обработка почвы. Сорные растения и меры борьбы¦ ¦
¦ ¦с ними. Уборка урожая. Системы земледелия. ¦ ¦
¦ ¦Основы полевого опытного дела ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.06 ¦Мелиорация почв ¦200 ¦
¦ ¦ Оптимизация свойств и режимов почв в связи с ¦ ¦
¦ ¦их использованием в областях народного ¦ ¦
¦ ¦(сельского, лесного, водного, рекреационного и¦ ¦
¦ ¦др.) хозяйства. Системы мероприятий по ¦ ¦
¦ ¦орошению, осушению, фитомелиорации, ¦ ¦
¦ ¦агромелиорации, тепловым, химическим и другим ¦ ¦
¦ ¦мелиорациям почв. Режимы и свойства почв в ¦ ¦
¦ ¦естественном состоянии и их изменение в ¦ ¦
¦ ¦результате современных способов мелиорации в ¦ ¦
¦ ¦основных природных зонах. Эколого-генетическое¦ ¦
¦ ¦и эколого-экономическое обоснование ¦ ¦
¦ ¦целесообразности мелиорации почв. Соответствие¦ ¦
¦ ¦разных приемов мелиорации конкретным почвенно-¦ ¦
¦ ¦гидрологическим условиям, системе мероприятий ¦ ¦
¦ ¦по экологической защите почв и агроландшафтов ¦ ¦
¦ ¦от деградации, современным процессам ¦ ¦
¦ ¦почвообразования, структуре мелиорированных ¦ ¦
¦ ¦территорий и эволюции почв в условиях режима, ¦ ¦
¦ ¦обусловленного антропогенными нагрузками, ¦ ¦
¦ ¦методике и задачам почвенно-мелиоративных ¦ ¦
¦ ¦изысканий и исследований ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.07 ¦Физика почв ¦200 ¦
¦ ¦ Фазы почвы. Твердая фаза: гранулометрический,¦ ¦
¦ ¦микроагрегатный, агрегатный составы. Структура¦ ¦
¦ ¦и физическое состояние почв, закономерности ¦ ¦
¦ ¦переноса воды и веществ в почве и ландшафте, ¦ ¦
¦ ¦моделирование процессов энерго- и массообмена.¦ ¦
¦ ¦Физические свойства и режимы естественных почв¦ ¦
¦ ¦и специфических природных (торф, пески) и ¦ ¦
¦ ¦искусственных (смеси для теплиц) образований. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о потенциале почвенной влаги, об ¦ ¦
¦ ¦основной гидрофизической характеристике, ¦ ¦
¦ ¦функции влагопроводности. Закон Дарси, ¦ ¦
¦ ¦коэффициент фильтрации. Перенос веществ в ¦ ¦
¦ ¦почвах, гидродинамическая дисперсия. Прогноз ¦ ¦
¦ ¦поведения, миграции и влияния выбросов ¦ ¦
¦ ¦промышленных предприятий. Теплофизика почв. ¦ ¦
¦ ¦Тепловой и радиационный балансы. Реологические¦ ¦
¦ ¦характеристики почв. Механические свойства ¦ ¦
¦ ¦почв: сопротивление сдвигу, усадка, набухание,¦ ¦
¦ ¦липкость и др. Значение физических свойств и ¦ ¦
¦ ¦режимов почв в осуществлении почвой биосферных¦ ¦
¦ ¦функций ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.08 ¦Эрозия и охрана почв ¦80 ¦
¦ ¦ Теоретические основы эрозионно-аккумулятивных¦ ¦
¦ ¦процессов. Экологические и экономические ¦ ¦
¦ ¦аспекты охраны почв от эрозии. Факторы водной ¦ ¦
¦ ¦и ветровой эрозии почв. Совершенствование ¦ ¦
¦ ¦методов оценки и опасности эрозии почв, ¦ ¦
¦ ¦классификация и картографирование ¦ ¦
¦ ¦эродированных почв. Моделирование эрозионно- ¦ ¦
¦ ¦аккумулятивных процессов. Научные основы ¦ ¦
¦ ¦экологически сбалансированного использования ¦ ¦
¦ ¦эрозионно опасных земель. Агротехнические, ¦ ¦
¦ ¦лесомелиоративные, гидротехнические и ¦ ¦
¦ ¦организационно-хозяйственные мероприятия по ¦ ¦
¦ ¦предупреждению водной и ветровой эрозии почв. ¦ ¦
¦ ¦Мелиорация и повышение плодородия ¦ ¦
¦ ¦эродированных почв. Охрана почв в системе ¦ ¦
¦ ¦народного хозяйства России ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.09 ¦Химия почв ¦200 ¦
¦ ¦ Фундаментальные основы химических почвенных ¦ ¦
¦ ¦процессов, теория и практика регулирования ¦ ¦
¦ ¦химического состояния почв и охраны почв от ¦ ¦
¦ ¦химического загрязнения. Химическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика почвенных процессов, минералогия¦ ¦
¦ ¦и гумусное состояние почв, органоминеральные ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия, оптические свойства почв и ¦ ¦
¦ ¦почвенных компонентов, проблемы почвенно- ¦ ¦
¦ ¦химического мониторинга. Химическое состояние ¦ ¦
¦ ¦почв и управление почвенно-химическими ¦ ¦
¦ ¦процессами в различных природных ¦ ¦
¦ ¦биоклиматических зонах России и мира, ¦ ¦
¦ ¦химические особенности почв целинных, ¦ ¦
¦ ¦техногенных и агроландшафтов ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.10 ¦Биогеохимия почв ¦180 ¦
¦ ¦ Взаимосвязь почвенного покрова со всеми ¦ ¦
¦ ¦компонентами биогеоценозов и биосферы. Почвы и¦ ¦
¦ ¦почвенный покров как объект, выполняющий ¦ ¦
¦ ¦важнейшие биогеоценологические функции, ¦ ¦
¦ ¦связанные с формированием химического ¦ ¦
¦ ¦состояния атмосферы, наземных и подземных вод,¦ ¦
¦ ¦вод океанов, теплового баланса Земли, ¦ ¦
¦ ¦осуществляющий защитные функции при химическом¦ ¦
¦ ¦загрязнении окружающей среды. Учение о ¦ ¦
¦ ¦биосфере, биогеохимические циклы элементов, ¦ ¦
¦ ¦химия и трансформация алюмосиликатов, простых ¦ ¦
¦ ¦солей, биоорганических соединений, гуминовых ¦ ¦
¦ ¦веществ в главнейших структурных блоках ¦ ¦
¦ ¦биосферы. Устойчивость биосферы и ее ¦ ¦
¦ ¦компонентов, мониторинг и охрана природной ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.11 ¦Химический анализ почв ¦170 ¦
¦ ¦ Особенности почвы как объекта химического ¦ ¦
¦ ¦анализа и показатели химических свойств почв и¦ ¦
¦ ¦химических почвенных процессов. Теоретическое ¦ ¦
¦ ¦обоснование приемов исследования химического ¦ ¦
¦ ¦состояния почв и интерпретации полученных ¦ ¦
¦ ¦результатов. Показатели и методы определения ¦ ¦
¦ ¦элементного, вещественного, группового и ¦ ¦
¦ ¦фракционного состава почв, показатели и ¦ ¦
¦ ¦способы оценки подвижности соединений ¦ ¦
¦ ¦химических элементов в почвах, показатели и ¦ ¦
¦ ¦методы оценки кислотно-основных и ¦ ¦
¦ ¦катионообменных свойств почв ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.12 ¦Картография почв ¦100 ¦
¦ ¦ Карта - ее особенности как средства сбора, ¦ ¦
¦ ¦представления, передачи информации, языка наук¦ ¦
¦ ¦о Земле. Свойства географической карты. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о математической основе карт, ¦ ¦
¦ ¦картографических проекциях. Основные проекции,¦ ¦
¦ ¦применяемые для почвенных карт мира и России. ¦ ¦
¦ ¦Начала полевых методов создания базовых ¦ ¦
¦ ¦почвенных карт. Почвенные карты крупного ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Назначение и содержание в ¦ ¦
¦ ¦зависимости от особенностей картографируемой ¦ ¦
¦ ¦территории, вида ее использования, целевого ¦ ¦
¦ ¦назначения карты, сложности территории и круга¦ ¦
¦ ¦пользователей карты. Составление карты ¦ ¦
¦ ¦агропроизводственных групп почв. Масштабы, ¦ ¦
¦ ¦основы, источники, способы и методы ¦ ¦
¦ ¦составления агропроизводственных групп почв. ¦ ¦
¦ ¦Их назначение. Основные критерии выделения ¦ ¦
¦ ¦агропроизводственных групп почв. Рекомендации ¦ ¦
¦ ¦к практике сельского хозяйства и охране почв ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.13 ¦Физиология и биохимия растений ¦100 ¦
¦ ¦ Клетка как структурная и функциональная ¦ ¦
¦ ¦основа растительного организма. Организация ¦ ¦
¦ ¦растительной клетки. Апопласт и симпласт, их ¦ ¦
¦ ¦структурная основа и значение для интеграции ¦ ¦
¦ ¦физиологических процессов. Онтогенез ¦ ¦
¦ ¦растительной клетки. Фотосинтез как основа ¦ ¦
¦ ¦продукционного процесса. Фотосинтез целого ¦ ¦
¦ ¦растения. Биологическая роль дыхания в ¦ ¦
¦ ¦растительной клетке. Этапы дыхания, ¦ ¦
¦ ¦организация процесса во времени и в ¦ ¦
¦ ¦пространстве клетки, ткани, органа. Вода и ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельность растений. Роль растений в ¦ ¦
¦ ¦круговороте воды в биосфере. Минеральное ¦ ¦
¦ ¦питание растений. Функции корней. Рост, ¦ ¦
¦ ¦развитие и гормональная регуляция. ¦ ¦
¦ ¦Устойчивость растений к неблагоприятным ¦ ¦
¦ ¦факторам ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.14 ¦Земельный кадастр и сертификация почв ¦100 ¦
¦ ¦ Оценка земель. Технологии оценки. Бонитировка¦ ¦
¦ ¦почвы. Кадастр. Кадастровые технологии, ¦ ¦
¦ ¦переход на новые компьютерные ведения ¦ ¦
¦ ¦кадастровых работ, широкое использование ¦ ¦
¦ ¦геоинформационных систем в процессе получения ¦ ¦
¦ ¦прав на землю ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦250 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦946 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.П1 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.П2 ¦Педагогика с основами психологии ¦50 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Экзаменационные сессии (при составлении ¦10 ¦
¦ ¦учебного плана время, выделенное на ¦недель ¦
¦ ¦экзаменационные сессии, включается в ¦(540 ¦
¦ ¦трудоемкость дисциплин, по которым сдаются ¦часов) ¦
¦ ¦экзамены) ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7896 ¦
L---------+----------------------------------------------+--------
--------------------------------
<*> Дисциплины цикла ГСЭ, рекомендуемые УМО, перечислены в Примерном учебном плане.
В дисциплине "Физическая культура" 158 часов занятий проводится во время полевой производственной практики 1-го курса "Профессионально-прикладная подготовка".
ОСНОВНЫЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 510700 - ПОЧВОВЕДЕНИЕ
----------T---------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование практики ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ недель ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦П.01 <*> ¦Комплексная практика по профессиольнально- ¦8 недель¦
¦ ¦прикладной подготовке, ботанике, геологии, ¦ ¦
¦ ¦геоморфологии, геодезии, почвоведению ¦ ¦
¦ ¦ Практика проводится для студентов 1-го курса¦ ¦
¦ ¦и включает следующие разделы. В разделе ¦ ¦
¦ ¦"Профессионально-прикладная подготовка": ¦ ¦
¦ ¦основы поведения в полевых условиях, разбивка¦ ¦
¦ ¦полевого лагеря, основы туризма и поведения в¦ ¦
¦ ¦критических ситуациях в полевых ¦ ¦
¦ ¦экспедиционных условиях. В разделе "Ботаника ¦ ¦
¦ ¦с основами геоботаники": проживание студентов¦ ¦
¦ ¦на загородной учебной базе, близ территории, ¦ ¦
¦ ¦на которой выражены основные биоценозы, ¦ ¦
¦ ¦характерные для данной местности растения и ¦ ¦
¦ ¦природные ассоциации. Выполняется в виде ¦ ¦
¦ ¦экскурсий, лабораторной работы в камеральных ¦ ¦
¦ ¦помещениях, подготовки гербария. В разделе ¦ ¦
¦ ¦"Геология и геоморфология": экскурсии ¦ ¦
¦ ¦студентов по геологическим разрезам, ¦ ¦
¦ ¦геоморфологическим основным формам рельефа. ¦ ¦
¦ ¦Сбор и камеральная обработка образцов. ¦ ¦
¦ ¦ В разделе "Геодезия": полевые работы по ¦ ¦
¦ ¦геодезической съемке территории с помощью ¦ ¦
¦ ¦теодолита, нивелира и других геодезических ¦ ¦
¦ ¦приборов. Создание топографической карты ¦ ¦
¦ ¦участка.

НАПРАВЛЕНИЕ 510500 - ХИМИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также