НАПРАВЛЕНИЕ 521100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
N 521100-m 85 гум/маг
Действуют с момента
утверждения стандарта
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Общая характеристика направления
521100 - Социальная работа
1.1. Направление утверждено Приказом Минобразования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521100 - Социальная работа при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная подготовка магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационные характеристики выпускника:
- организует на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
- участвует в разработке стратегий и конкретных программ социальной работы в курируемом районе, регионе, стране;
- проводит самостоятельно и творчески исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
- дает консультации по вопросам нормативно-правовой базы социальной работы, методам ее проведения и формам защиты прав населения;
- умеет содержательно и методически грамотно организовать процесс профессионального обучения и воспитания будущих специалистов социальной работы в высших учебных заведениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: социальная философия, социология, социальная история, социальная психология, социальное воспитание и др.
1.5. Проблемное поле направления:
521101 - История, методология и теория социальной работы.
Основные этапы возникновения и становления за рубежом и в России теории и практики социальной работы как общественного явления. Функции социальной работы в обществе. Исторические и теоретико-методологические аспекты взаимоотношений между социальной политикой и социальной работой.
Философско-социологические основы, этические и эстетические ценности и праксеологические вопросы социальной работы.
Методы эмпирических и теоретических исследований в социальной работе. Специфика диагностики, прогностики, проектирования и социального конструирования в социальной работе. Проблемы теоретической идентификации социальной работы.
Объекты, субъекты, типы, виды и уровни социальной работы, их исторические, методологические и теоретические основания. Социокультурные и социополитические факторы дифференциации содержания, форм и методов социальной работы.
Категории, закономерности, принципы и методы социальной работы. Инновации в социальной работе.
Теоретические и методологические основы процесса социальной работы, деятельности специалиста социальной работы. Системы критериев эффективности социальной работы. Теоретические аспекты информатизации в социальной работе.
Социальная работа в условиях современной духовной ситуации в мире и в России.
521102 - Технологии социальной работы.
Теоретико-методологические основы технологии социальной работы. Сравнительно-исторический анализ технологий в России и за рубежом.
Инструментарий и методы теории и практики социальной работы. Проблемы организации и методики социальной диагностики, социальной экспертизы, социального прогнозирования и проектирования. Социальная защита, социальное обслуживание, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация и т.п.
Содержание и методика психосоциальной работы. Педагогическая работа в системе социальной работы. Социально-медицинская технология в социальной работе. Технологии организации, управления и администрирования в социальной работе. Социально-правовые аспекты в системе социальной работы.
Информационные технологии в области социальной работы.
Технология обучения социальной работе. Проблемы совершенствования системы непрерывного образования в социальной работе.
521103 - Социальная работа с разными группами населения.
Теоретико-методологические и методические аспекты социальной работы с разными группами населения. Сравнительно-исторический анализ социальной работы с различными группами населения в России и за рубежом.
Теоретические проблемы социальной психологии, социальной педагогики, семьеведения, феминологии, социальной ювенологии и социальной геронтологии в системе социальной работы.
Человек на разных этапах своего возрастного существования как объект и субъект социальной работы. Теоретические, праксеологические и содержательные проблемы социальной работы с детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми. Мужчина и женщина как объект и субъект социальной работы.
Проблемы практики социальной работы с семьями различных типов.
Принципы, закономерности и методика социальной работы с лицами девиантного поведения, людьми и группами, имеющими особые социальные нужды и ограниченные возможности.
Содержание и методика социальной работы с военнослужащими, среди отбывающих и отбывших наказание, с жертвами природных, техногенных, социальных, экономических и т.п. ситуаций и катастроф, межэтнических конфликтов, с мигрантами, беженцами, бездомными и др. группами населения.
521104 - Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности.
Теоретико-методологические и методические проблемы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Сравнительно-исторический анализ социальной работы в различных сферах жизнедеятельности в России и за рубежом.
Государство и общество, партии и общественные организации как объект и субъект социальной работы. Религия и церковь в системе социальной работы.
Содержание и методика социальной работы в городе и на селе. История, теория и практика социальной работы в системе образования, здравоохранения и культуры, в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, в социально-этнической области, в силовых структурах, правоохранительных органах и т.д.
521105 - Экономика, право, организация и управление в социальной работе.
Теоретические, методологические и методические основы экономики, права, организации, управления и администрирования в социальной работе. Сравнительно-исторический анализ экономики, права, организации, управления и администрирования в системе социальной работы в России и за рубежом.
Проблемы нормативно-правового, информационного и ресурсного обеспечения экономики, организации, управления и администрирования в социальной работе. Теоретические и практические вопросы совершенствования социального законодательства, социальных прав и гарантий населения.
Теория и методика принятия решения в социальной работе, принципы и формы совершенствования руководства системой социальной работы. Проблемы кадрового обеспечения экономики, организации, управления и администрирования в социальной работе. Пути и методы повышения профессиональной компетентности работников системы социальной работы. Проблемы профессионального образования в области социальной работы.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специальности), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 521100 - Социальная работа зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра данного направления.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра социальной работы.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 521100
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплина по выбору студента в каждом цикле содержательно должна дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и/или научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521100 - Социальная работа
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование ¦Всего¦
¦ ¦ дисциплины ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Образовательный минимум содержания программы ¦ ¦
¦ ¦обучения бакалавра ¦ ¦
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦Государственном образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки бакалавра¦ ¦
¦ ¦по направлению 521100 - Социальная работа ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
¦ ¦Федеральный компонент ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦История и методология науки ¦241 ¦
¦ ¦ Основные этапы и факторы возникновения и ¦ ¦
¦ ¦становления научного знания. ¦ ¦
¦ ¦ Природа и типы научного знания. Научное и ¦ ¦
¦ ¦ненаучное знание. Проблемы научной идентификации ¦ ¦
¦ ¦теорий. ¦ ¦
¦ ¦ Методология научного познания: сущность, ¦ ¦
¦ ¦структура, этапы, общие и специфические методы ¦ ¦
¦ ¦исследования. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика знания в теории и практике социальной ¦ ¦
¦ ¦работы. Проблемы закономерностей в социальной ¦ ¦
¦ ¦работе. ¦ ¦
¦ ¦ Формы, методы и средства познания, проектирования¦ ¦
¦ ¦и конструирования в социальной работе. Понимание в¦ ¦
¦ ¦социальной работе ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы науки ¦216 ¦
¦ ¦ Предметная, мировоззренческая и методологическая ¦ ¦
¦ ¦специфика естественных, гуманитарных, социальных, ¦ ¦
¦ ¦технических наук. ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, принципы, функции и типы социальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Социальная работа как вид социальной¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Исторические, синергетические, праксеологические,¦ ¦
¦ ¦персонологические и т.п. проблемы современной ¦ ¦
¦ ¦работы. ¦ ¦
¦ ¦ Современные основные научные концепции в модели. ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции и проблемы развития современного ¦ ¦
¦ ¦научного познания в социально-гуманитарной области¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦243 ¦
¦ ¦ Основные направления использования компьютерных ¦ ¦
¦ ¦технологий в социально-гуманитарных исследованиях ¦ ¦
¦ ¦и в социальном образовании. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика социально-гуманитарных методов ¦ ¦
¦ ¦исследования с использованием компьютера. ¦ ¦
¦ ¦ Пути интенсификации социально-гуманитарных ¦ ¦
¦ ¦исследований и принципы образования в свете ¦ ¦
¦ ¦перспектив использования международных ¦ ¦
¦ ¦компьютерных сетей. ¦ ¦
¦ ¦ Типы компьютерных моделей, технологические этапы ¦ ¦
¦ ¦и методы компьютерных исследований в системе ¦ ¦
¦ ¦социальной работы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые по выбору вуза ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦918 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦342 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦342 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦432 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ИГАМ.00¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦216 ¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦ ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4284 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
L-------+--------------------------------------------------+------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению
521100 - Социальная работа
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель;
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной
работы, а также экзаменационные сессии - 57 недель;
практики:
научно-исследовательская работа в семестре - 17 недель,
научно-исследовательская практика - 6 недель,
научно-педагогическая практика - 6 недель;
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 4 недель;
каникулы, включая 4 недели
последипломного отпуска - не менее 14 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очной-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составить 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521100 - Социальная работа
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы:
в научно-исследовательской части программы должны быть предусмотрены преимущественно активные формы ее освоения (в том числе, спецсеминары, дискуссии, лекции, другие виды аудиторных занятий, "деловые игры", написание научных рефератов, статей, рецензий и т.д.).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программе, составленной на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и соответствующую ученую степень и звание, плодотворно занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью по профилю избранного проблемного поля подготовки магистра.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Вуз должен:
- иметь необходимую научную, научно-педагогическую литературу и т.д. по избранному проблемному полю направления;
- обеспечить все дисциплины учебного плана учебно-методической документацией, учебниками и учебными пособиями по всем видам учебных занятий (включая практику, курсовые и магистерские работы), а к моменту аттестации направления уровень обеспечения должен быть не менее 1 экземпляра на 2 студентов дневного отделения;
- создать информационную базу данных на мультимедийной, аудио- и видеотехнической основе и т.д.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Вуз должен располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательских работ студентов, предусмотренных учебным планом, в частности, иметь книжные, журнальные и т.п. фонды, достаточные для подготовки магистра:
- компьютерный класс и кабинет информатики;
- лабораторию-кабинет проблем социальной работы и методики преподавания дисциплин направления в высшей школе;
- опорно-экспериментальные учреждения, организации, службы социальной работы и т.п.
6.2.5. Требования к организации практик.
Вуз должен разработать специальные положения и программы о содержании и технологии подготовки и проведения различных видов практик. В них необходимо предусмотреть подготовительный этап (подбор объектов практики, учебно-методическое, научное и кадровое обеспечение, проведение установленных конференций), этап проведения (по конкретной программе и под руководством научного консультанта и/или руководителя магистранта), этапы подведения итогов (индивидуальный отчет, итоговая конференция по практике).
Научно-исследовательская практика, как правило, должна проводиться в опорно-экспериментальных организациях, учреждениях и службах социальной работы при вузах либо в специально подобранных организациях и учреждениях в районах, городах, областях, органах системы социальной работы на основе договоров между вузами и названными органами, организациями, учреждениями, службами.
В ходе научно-исследовательской практики у будущего магистра социальной работы должны быть закреплены полученные в ходе научно-исследовательской работы на семинаре знания, умения и навыки (п. 6.1.1).
Научно-педагогическая практика, как правило, должна проводиться на базе опорно-экспериментальных, при вузе или специально подобранной вузом организации, учреждении, службе и студенческих курсов при данном вузе под руководством опытного педагога и/или опытного преподавателя вуза (научного руководителя магистранта).
В ходе научно-педагогической практики будущий магистр должен:
- освоить практически основные принципы и методы воспитательной работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;
- научиться планировать, организовывать и проводить педагогический процесс;
- получить навыки планирования, подготовки и проведения различных видов аудиторных занятий по дисциплинам направления (выборочно);
- научиться организовывать внеаудиторные воспитательные мероприятия, помогать развитию органов студенческого самоуправления с учетом специфики направления подготовки.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
521100 - Социальная работа
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521100 - Социальная работа.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
- умение вести библиографическую работу с привлечением информационных технологий;
- умение предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, современных средств редактирования и печати;
- знание и умение реализовывать специфику научно-исследовательской и научно-педагогической работы в области социальной работы (п. 1.3).
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает итоговый государственный экзамен по программе его специализированной подготовки и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются (утверждаются) Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам образовательных аттестационных испытаний выпускников.
В ходе аттестационных испытаний по проблемному полю направления подготовки необходимо обратить внимание на уровень и степень освоения магистром содержания и методики научно-исследовательской и научно-педагогической подготовки.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области социальной работы.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета УМО по образованию в области социальной работы 24 ноября и 4 декабря 1999 г.

НАПРАВЛЕНИЕ 521100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также