НАПРАВЛЕНИЕ 521700 - АРХИТЕКТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
82 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521700 - АРХИТЕКТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ
1. Общая характеристика направления 521700 - Архитектура
1.1. Направление утверждено Приказом Министра образования Российской Федерации 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр архитектуры.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521700 - Архитектура при очной форме обучения - 7 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4,5 года) и специализированной подготовки магистра (2,5 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника имеет три аспекта:
- научный историко-теоретический;
- научно-творческий
- научно-педагогический.
Научный историко-теоретический.
Должностные обязанности. Под руководством ответственного исполнителя проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками. Участвует в выполнении экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы. Изучает научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Должен знать: цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности - не менее 3 лет. При наличии ученой степени, окончании аспирантуры и прохождении стажировки - без предъявления требований к стажу работы. При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены, в порядке исключения, выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения.
Научно-творческий.
Должностные обязанности. На основе новейших достижений отечественного и зарубежного градостроительства, архитектурной науки, практики и с использованием средств автоматизации проектирования разрабатывает градостроительные решения и архитектурно-строительную часть проектов. Принимает участие в подготовке технических заданий на разработку градостроительных и архитектурных решений. Увязывает принятые решения с проектными разработками других разделов (частей) проекта. Обеспечивает соответствие разрабатываемых градостроительных и архитектурных решений действующим нормативам, требованиям охраны окружающей среды и экологическим стандартам. Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в анализе и обобщении опыта разработки и реализации в строительстве архитектурно-градостроительных решений. Подготавливает отзывы на рационализаторские предложения и изобретения, проекты нормативных материалов по проектированию и строительству, касающиеся архитектурных решений. Принимает участие в работе семинаров и конференций.
Должен знать: методы проектирования и проведения теоретико-экономических расчетов; технические, художественные, экономические, экологические, социальные и другие требования, предъявляемые к проектируемым объектам; специфику региональных и местных природных, экономических, экологических, социальных и других условий реализации градостроительных и архитектурных решений; виды и свойства строительных материалов и конструкций; требования охраны окружающей среды; передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов; стандарты, технические условия и другие требования к разработке и оформлению проектно-сметной документации; технологию строительства; технические средства проектирования и строительства; организацию труда; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.
Научно-педагогический.
Должностные обязанности. Под руководством ведущего педагога проводит учебные занятия в учебных группах архитектурного вуза и в классах школ, лицеев, колледжей. Под руководством ответственного исполнителя проводит научно-педагогические исследования и разработки по актуальным научно-методическим темам или разделам темы (этапам, заданиям). Участвует в организации и проведении педагогических экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы. Изучает научно-педагогическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Должен знать: методы анализа социально-экономических ситуаций, выявления актуальных социальных и профессиональных проблем архитектурного образования и проведения научных исследований по выявлению путей их решения; цели и задачи учебного процесса и отдельных заданий и занятий, а также проводимых научно-педагогических исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; знать отечественный и зарубежный опыт проведения и внедрения архитектурно-педагогических исследований; современные методы и средства планирования и организации научно-педагогических исследований и разработок, проведения дидактических экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Магистр подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого архитектурного образования и углубленной профессиональной специализации в области архитектурных исследований, архитектурного проектирования, архитектурной педагогики (общеобразовательной и профессиональной), владения навыками научно-исследовательской, проектно-творческой и научно-педагогической работы в рамках преподавания ведущих архитектурных дисциплин; к обучению в аспирантуре по однопрофильным специальностям; к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы научной историко-теоретической, научно-творческой, научно-педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия;
18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности;
18.00.04 - Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура и планировка сельских населенных мест.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки магистра архитектуры).
521701 Теория и история архитектуры.
Теория архитектурных форм. Современные проблемы архитектурного формообразования. Теория пропорционирования зданий и метрология. Теория предпочтительных пропорций. Архитектурно-композиционные принципы. Сенсорные качества среды: теория восприятия архитектуры. Видеоэкология, радиэстезия и др. Проблемы методологии истории архитектуры. Историческая городская среда как объект современной теории архитектуры. Взаимные влияния искусств и архитектуры. Методологические проблемы современного архитектуроведения. Интеграция и коммуникативная идентификация архитектурной мысли. Генезис архитектуроведения. Макроструктуры и микроструктуры архитектурной мысли. Инвентаризация идей, образов и представлений. Системы деятельности и коммуникации. Теория архитектурного процесса. Роль критики в структуре архитектурного процесса. Критика как творческая деятельность и общественное явление. Методологические проблемы архитектурной критики.
521702 Теория градостроительства и районной планировки.
Теоретические проблемы расселения и формирования городов во взаимосвязи с задачами обеспечения глобального экологического равновесия, рационального использования возобновляемых природных ресурсов и обеспечения их воспроизводства. Принципы и методы анализа территории в районной планировке, социально-экономические тенденции, расселение и планировочная организация территории, экологические проблемы районной планировки, ландшафтное планирование. Структурно-функциональная организация градостроительных систем, классификация задач градостроительного анализа и планирования, совершенствование стратегии градостроительного проектирования, функциональное основание композиции градостроительных форм. Морфологическое обоснование форм городского плана и городского общественного центра; демометрическое обоснование композиции города; своеобразие исторической планировочно-пространственной структуры города. Эволюция форм использования территории города и его окружения: жилище в структуре города и региона. Транспортные связи и пешеходное движение в генеральном плане города и пригородной зоны: исторические ландшафты в градостроительном проектировании.
521703 Архитектура жилых и общественных зданий.
Формирование новых направлений в архитектуре жилых и общественных зданий. Экологические проблемы в гражданской архитектуре. Социальные проблемы в гражданской архитектуре. Экономические проблемы в гражданской архитектуре. Адаптация старых гражданских зданий к городской среде. Современные проблемы экстерьеров и интерьеров гражданских зданий.
Современные проблемы и исторические особенности сельской архитектуры.
521704 Архитектурная реставрация и реконструкция.
Исторический и современный отечественный и зарубежный опыт сохранения ценного архитектурного наследия, теория и методология реставрации и реконструкции ценной исторической среды городов и памятников архитектуры, преемственность в развитии архитектурных ансамблей и комплексов, сохранение и развитие архитектурного облика исторического города, проблемы воссоздания ценных фрагментов исторической городской среды, утраченных памятников архитектуры и их элементов.
521705 Ландшафтная архитектура.
Урбоэкология. Система открытых пространств городских агломераций, межселенные и агроландшафты, озеленение сельских населенных пунктов, ландшафтная организация транспортных коммуникаций; архитектурно-ландшафтная организация городских центров селитебных и промышленных территорий городов. Методология архитектурно-ландшафтного анализа территории. Охрана и рациональное использование природного и исторического ландшафта, проблемы формирования национальных парков: рекреационно и экологически новые виды парков и пригородных зон отдыха, реконструкция и реставрация исторических парков-памятников. Ландшафтный дизайн, малые архитектурно-ландшафтные композиции на улицах, площадях, в интерьерах, придомовом пространстве: использование достижений научно-технического прогресса в ландшафтной архитектуре, сады на искусственных основаниях, под крышами, на рекультивируемых территориях, научные, тематические, гидро- и аквапарки.
521706 Дизайн архитектурной среды.
Формирование архитектурной среды как новое направление в архитектурно-дизайнерской науке. Комплексное проектирование архитектурно-пространственной ситуации для средовых процессов; дизайн архитектурной среды в системе "проектная культура" (история, связи с архитектурой и другими видами художественного творчества); формообразование в дизайне архитектурной среды, задачи композиционного формирования архитектурной среды (средства композиции и задачи их использования, "язык" формирования среды, ансамбль в дизайне среды). Дизайн интерьера (структура и типология интерьерных пространств, слагаемые архитектурно-дизайнерского решения, особенности формирования предметного наполнения средовых объектов); дизайн среды открытых пространств (типология, задачи и приемы комплексного формирования; особенности композиции средовых объектов и систем, колористика городской среды). Традиционные и новые типы архитектурно-дизайнерских задач при формировании среды, процесс архитектурно-дизайнерского проектирования (роль предпроектного анализа, разработки дизайн-концепции и дизайн-программы), особенности учебного проектирования в архитектурно-дизайнерском образовании, технология архитектурно-дизайнерского проектирования (проектная графика, моделирование, компьютерные методы).
521707 Архитектурная организация сельской среды.
Задачи XXI века по освоению и развитию территории России; комплексное исследование и проектирование четырех основных составляющих сельской среды - жилой, производственной, социальной инфраструктуры и природно-ландшафтного окружения. Взаимосвязь природной и антропогенной среды в сельской местности, концепция комплексного освоения и развития сельской среды, архитектурная организация жилой среды сельских поселений, архитектурное формирование сельскохозяйственных производственных зон в условиях многоукладности хозяйства; система объектов социальной инфраструктуры в новых экономических условиях; архитектурное формирование центров социального и производственного обслуживания в сельскохозяйственных районах и в структуре сельских поселений. Традиции русской сельской архитектуры и их трансформация в современной практике; архитектурный ансамбль фамильной усадьбы и семейного дома, особенности архитектуры фермерского хозяйства, крестьянская усадьба как безотходный энергобиологический комплекс и его архитектурное выражение, развитие архитектурно-пространственных систем малоэтажного жилища. Взаимосвязь архитектурных и экологических вопросов проектирования сельской среды, современные технология и архитектура предприятий агропромышленного комплекса (производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции). Архитектурная организация агроландшафта.
521708 Архитектура объектов промышленной инфраструктуры города.
Градостроительные проблемы размещения объектов производственной инфраструктуры, промышленно-селитебные комплексы; реновация городской среды с преимущественно промышленной застройкой; реновация промышленных зон города: использование прирельсовых зон; объекты транспорта в городе; формирование технопарков; объекты в экстремальной среде. Реконструкция промышленных предприятий в исторической среде и на набережных рек города; сохранение и использование памятников промышленной архитектуры в контексте общей концепции сохранения архитектурного наследия; история промышленной архитектуры, узловые аспекты возникновения и изменения во взаимосвязи с концепцией развития европейской архитектуры. Закономерности и принципы формирования инфраструктуры зданий производственного и административно-управленческого назначения промышленных предприятий; типология зданий и сооружений предприятий различных отраслей промышленности (легкой, пищевой, химии, металлургии и пр.); объекты социального обслуживания на промышленных предприятиях: развитие производственного здания, ориентированного на новые социальные требования к содержанию труда; самоорганизующиеся системы развития производственного интерьера; теоретические основы и практические методы формирования благоприятной в социопсихологическом и биопсихологическом отношении внутренней среды промышленных зданий. Благоустройство территории, дизайн элементов производственной среды, система визуальной информации, фирменный стиль промышленного предприятия. Проблемы влияния новых методов технологии строительства на развитие приемов архитектурной композиции промышленных сооружений.
521709 Материал и архитектурная форма.
Проблемы взаимосвязи архитектуры с ее материальной базой. Влияние материалов и конструкций на создание, развитие и восприятие архитектурных объектов и форм архитектурного стиля. Роль и возможности материалов и конструкций в создании художественного образа сооружения. Концепция системного комплексного подхода к выбору материалов и конструкции в процессе архитектурного проектирования и к их применению в архитектурно-строительной практике. История развития строительных материалов и конструкций как средства архитектурной основы и выразительности зданий. Своеобразие материалов русской архитектуры. Опыт применения материалов различного функционального назначения в современной отечественной и зарубежной архитектурно-строительной практике. Возможности современной технологии при производстве материалов с заданными свойствами, в том числе с заданными эстетическими характеристиками. Принципы классификации и систематизации данных о номенклатуре, свойствах, производстве и производителях строительных материалов для работы на ЭВМ.
521710 Экономические и правовые основы архитектурной деятельности.
Теория и практика управления инвестиционным проектом, изучение рынка, разработка бизнес-планов, организация архитектурного проектирования, экономика архитектурных решений, страхование архитектурной деятельности, оценка недвижимости, государственное регулирование проектной деятельности, авторское право.
521711 Архитектурная педагогика.
Философия креативного образования: творческое образование как предмет философии, понятийно-категориальный аппарат философии творческого образования, генеалогия философских учений творческого образования, современные философские концепции творческого образования личности. Этика креативного образования: нравственные и юридические принципы и нормы креативно-педагогической деятельности. Психология креативного образования: предмет и понятийно-категориальный аппарат психологии творчества и творческого образования, история становления психологии творчества и творческого образования, современные направления и средства психологии творчества и творческого образования. Педагогика креативного образования: предмет и понятийно-категориальный аппарат креативной педагогики, история развития креативно-педагогических учений, современные креативно-педагогические теории и понятийно-категориальные системы. Методология архитектурного образования: история, теория и методы архитектурного общекультурного и профессионального образования. Архитектурная педагогика: архитектурно-педагогическая практика (общекультурное и профессиональное направление) - подходы, методы, приемы к организации учебного материала и учебного процесса.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 521700 - Архитектура, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 521700 - Архитектура
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру (в соответствии с программой подготовки бакалавра):
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521700 - Архитектура
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦ Всего ¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦Государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по направлению ¦ ¦
¦ ¦521700 - Архитектура ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦8821 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Практики ¦504 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦9325 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1417 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.01¦Актуальные философские проблемы архитектурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦Характерные для конца XX века изменения в ¦ ¦
¦ ¦понимании природы и функций философии. Общая ¦ ¦
¦ ¦актуализация роли философии как интегральной ¦ ¦
¦ ¦части цивилизованного развития человечества. ¦ ¦
¦ ¦Культурные парадигмы эпохи и философское ¦ ¦
¦ ¦осмысление архитектуры как феномена культуры. ¦ ¦
¦ ¦Значение общего видения мира для решения ¦ ¦
¦ ¦важнейшей проблемы современной культуры - ¦ ¦
¦ ¦синтеза естественных и гуманитарных наук. ¦ ¦
¦ ¦Значение философского учения о цельности бытия,¦ ¦
¦ ¦возникновения и организации знания глобальных ¦ ¦
¦ ¦систем и процессов. Философский аспект науки, ¦ ¦
¦ ¦техники и технологий; научно-технический ¦ ¦
¦ ¦прогресс и его последствия. Компьютеризация ¦ ¦
¦ ¦и ее социальные последствия. Взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦экологических, социальных и технико- ¦ ¦
¦ ¦технологических проблем; человек как ¦ ¦
¦ ¦центральная проблема современной философии. ¦ ¦
¦ ¦Актуализация идей единства практического, ¦ ¦
¦ ¦познавательного и ценностного отношения ¦ ¦
¦ ¦человека к миру. Проблемы морали в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Идентификация личности в условиях ¦ ¦
¦ ¦массовой культуры. Проблемы культурного ¦ ¦
¦ ¦суверенитета и культурной экспансии. Роль ¦ ¦
¦ ¦образования и воспитания в современном мире. ¦ ¦
¦ ¦Формирование личности архитектора и ее роль в ¦ ¦
¦ ¦изменении среды человеческого обитания. Смена ¦ ¦
¦ ¦представлений о природе человеческого знания, ¦ ¦
¦ ¦способностях его получения и использования. ¦ ¦
¦ ¦Интерсубъективность и диалог Я и Другого в ¦ ¦
¦ ¦познании. Информация, язык и общество. Человек ¦ ¦
¦ ¦и информация. Информация как средство ¦ ¦
¦ ¦управления. Общественное мнение, политика и ¦ ¦
¦ ¦наука. Манипулирование сознанием. Культурно- ¦ ¦
¦ ¦коммуникационные источники власти. Культурный ¦ ¦
¦ ¦образ и свободный поток информации. Новое ¦ ¦
¦ ¦понимание исторического процесса как формы ¦ ¦
¦ ¦бытия человека. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности и социальный прогресс. Культура ¦ ¦
¦ ¦и цивилизация. Своеобразие реалий цивилизации. ¦ ¦
¦ ¦Многообразие форм проявления личностного начала¦ ¦
¦ ¦в культуре. Проективная деятельность как ¦ ¦
¦ ¦важнейший культурообразующий фактор, свобода ¦ ¦
¦ ¦творчества. Проективная деятельность и ¦ ¦
¦ ¦архитектор ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.02¦Теоретико-методологические проблемы науки и ¦ ¦
¦ ¦научного творчества в архитектуре. Методика ¦ ¦
¦ ¦научной работы в архитектуре ¦ ¦
¦ ¦Сознание и язык. Сознание и психика, ¦ ¦
¦ ¦сознательное и бессознательное. Творческий ¦ ¦
¦ ¦характер человеческого сознания. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦чувственного и логического, эмпирического и ¦ ¦
¦ ¦теоретического в познании. Интуиция, здравый ¦ ¦
¦ ¦смысл и логика. Знание в науке и культуре. ¦ ¦
¦ ¦Знание научное и ненаучное. Творчество и ¦ ¦
¦ ¦интуиция. Объяснение и понимание. Знание и ¦ ¦
¦ ¦вера, знание и ценности. Проблема истинности ¦ ¦
¦ ¦знания. Релятивизм и догматизм в науке. Понятие¦ ¦
¦ ¦объективной истины; относительная и абсолютная ¦ ¦
¦ ¦истина. Взаимосвязь теории, метода и практики. ¦ ¦
¦ ¦Теория и гипотеза. Выдвижение, развитие и ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотезы. Доказательство и ¦ ¦
¦ ¦опровержение гипотезы. Две стороны научных ¦ ¦
¦ ¦теорий. Семиотика. Понятие. Суждение. Основные ¦ ¦
¦ ¦формально-логические законы. Специфика ¦ ¦
¦ ¦архитектурных теоретических концепций. ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь теории и метода. Метод и ¦ ¦
¦ ¦методология. Общелогические методы познания. ¦ ¦
¦ ¦Методы теоретического и эмпирического ¦ ¦
¦ ¦исследования. Исторический и логический методы ¦ ¦
¦ ¦исследования. Методы исследования культуры. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного исследования. ¦ ¦
¦ ¦Межпрофессиональный характер архитектурных ¦ ¦
¦ ¦научных исследований. Системный подход в ¦ ¦
¦ ¦архитектурной науке. Методики научного анализа ¦ ¦
¦ ¦в архитектуре. Научные критерии предвидения и ¦ ¦
¦ ¦методы проектирования и прогнозирования. Выбор ¦ ¦
¦ ¦темы и обоснование ее актуальности, цели, ¦ ¦
¦ ¦задачи, объект и предмет, структура ¦ ¦
¦ ¦исследования, его теоретико-методологические ¦ ¦
¦ ¦предпосылки и практическая значимость. Проблемы¦ ¦
¦ ¦интерпретации, оформление и формы внедрения ¦ ¦
¦ ¦результатов научного исследования. Методы ¦ ¦
¦ ¦использования научных результатов в ¦ ¦
¦ ¦архитектурном творчестве. Разработка социально-¦ ¦
¦ ¦архитектурной концепции как специфический вид ¦ ¦
¦ ¦научно-проектного творчества. Архитектурное ¦ ¦
¦ ¦творчество как жизнестроительство. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦индивидуального и коллективного в сфере ¦ ¦
¦ ¦архитектурного творчества. Особенности работы ¦ ¦
¦ ¦архитектурного коллектива как творческой ¦ ¦
¦ ¦единицы. Творческий процесс архитектора. ¦ ¦
¦ ¦Архитектурное творчество как постановка и как ¦ ¦
¦ ¦решение задач по взаимоувязке со смежниками. ¦ ¦
¦ ¦Проектно-научный эксперимент как специфическая ¦ ¦
¦ ¦разновидность архитектурного творчества. ¦ ¦
¦ ¦Методические приемы, способствующие ¦ ¦
¦ ¦архитектурному новаторству. Задачи и методы ¦ ¦
¦ ¦обследования архитектурных объектов в натуре, ¦ ¦
¦ ¦выявления их социальной оценки потребителем. ¦ ¦
¦ ¦Основы информатики применительно к работе с ¦ ¦
¦ ¦литературой по архитектуре. Методика создания ¦ ¦
¦ ¦персональной базы данных и последующего ¦ ¦
¦ ¦научного анализа на ее основе ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.03¦Современные компьютерные технологии в ¦ ¦
¦ ¦архитектурной науке и образовании ¦ ¦
¦ ¦Современная компьютерная техника. Типология ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения научных исследований ¦ ¦
¦ ¦в архитектуре. Типология программного ¦ ¦
¦ ¦обеспечения научных исследований в системе ¦ ¦
¦ ¦архитектурного образования. Методики проведения¦ ¦
¦ ¦научных и научно-педагогических исследований ¦ ¦
¦ ¦в архитектуре с использованием компьютеров. ¦ ¦
¦ ¦Оформление результатов научных исследований ¦ ¦
¦ ¦(статей, отчетов, монографий, диссертаций) ¦ ¦
¦ ¦на компьютерах ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.04¦Архитектурное проектирование ¦ ¦
¦ ¦Теоретические основы градостроительства и ¦ ¦
¦ ¦районной планировки, проектирования гражданских¦ ¦
¦ ¦и промышленных зданий и сооружений; ¦ ¦
¦ ¦ортогональный чертеж архитектурного сооружения;¦ ¦
¦ ¦тектонические системы в архитектуре; изучение ¦ ¦
¦ ¦архитектурной детали и выполнение ее в чертеже ¦ ¦
¦ ¦с отмывкой тушью; шрифтовая композиция ¦ ¦
¦ ¦в архитектуре; отмывка фасада (разреза); ¦ ¦
¦ ¦перспективный чертеж архитектурного сооружения;¦ ¦
¦ ¦разработка открытого пространства (с включением¦ ¦
¦ ¦небольшого объекта без внутреннего ¦ ¦
¦ ¦пространства); освоение внутреннего ¦ ¦
¦ ¦пространства с несложной функцией общественного¦ ¦
¦ ¦характера; проект малоэтажного жилого дома; ¦ ¦
¦ ¦проект общественного здания с зальным ¦ ¦
¦ ¦помещением; проект небольшого общественного ¦ ¦
¦ ¦здания с зально-ячеистой структурой; проект ¦ ¦
¦ ¦жилого дома средней этажности; проект ¦ ¦
¦ ¦небольшого промышленного здания; проект ¦ ¦
¦ ¦поселка; проект жилого района; проект ¦ ¦
¦ ¦многофункционального здания с разработкой ¦ ¦
¦ ¦интерьера; проект многоэтажного жилого дома ¦ ¦
¦ ¦в новой или реконструируемой городской среде ¦ ¦
¦ ¦(с разработкой раздела - дизайн архитектурной ¦ ¦
¦ ¦среды) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.05¦Современные проблемы истории и теории ¦ ¦
¦ ¦архитектуры, градостроительства, дизайна ¦ ¦
¦ ¦Архитектура в контексте мировой культуры; ¦ ¦
¦ ¦основные направления в архитектурной и ¦ ¦
¦ ¦градостроительной науке и ее место в системе ¦ ¦
¦ ¦наук; закономерности развития функции, ¦ ¦
¦ ¦формирования и развертывания архитектурного ¦ ¦
¦ ¦пространства; реализация фундаментальных ¦ ¦
¦ ¦человеческих представлений в мировой ¦ ¦
¦ ¦архитектуре; содержание и принципы построения ¦ ¦
¦ ¦современной системы законодательства в сфере ¦ ¦
¦ ¦архитектуры и градостроительства ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.06¦Проблемы композиции в архитектуре и дизайне ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
¦ ¦Композиция как процесс и как результат ¦ ¦
¦ ¦деятельности архитектора и дизайнера по ¦ ¦
¦ ¦созданию совершенной материально- ¦ ¦
¦ ¦пространственной среды. Функция, структура, ¦ ¦
¦ ¦форма и их взаимосвязь в композиции ¦ ¦
¦ ¦архитектурного объекта. Гармонизация ¦ ¦
¦ ¦архитектурной формы. Средства гармонизации ¦ ¦
¦ ¦общего композиционного решения среды, ее ¦ ¦
¦ ¦пространственной основы, предметного наполнения¦ ¦
¦ ¦и процесса их потребления. Условия потребления ¦ ¦
¦ ¦средового объекта и динамика его композиционной¦ ¦
¦ ¦структуры. Особенности восприятия архитектурной¦ ¦
¦ ¦композиции. Типология видов и форм среды; ¦ ¦
¦ ¦ведущие факторы классификации и принципы ¦ ¦
¦ ¦построения типологических рядов. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦уровнях организации средовых структур, их ¦ ¦
¦ ¦функциональные разновидности. Художественная ¦ ¦
¦ ¦интерпретация типологических форм, цели и ¦ ¦
¦ ¦критерии. Городская среда как интегральная ¦ ¦
¦ ¦сфера существования архитектурно- ¦ ¦
¦ ¦градостроительных объектов, ее структурные ¦ ¦
¦ ¦уровни и пространственные формы. Слагаемые ¦ ¦
¦ ¦городской среды, этапы и особенности их ¦ ¦
¦ ¦становления и развития. Композиционные принципы¦ ¦
¦ ¦и приемы формирования средовых ансамблей ¦ ¦
¦ ¦в городе. Композиция интерьеров зданий ¦ ¦
¦ ¦и сооружений как синтез архитектурно- ¦ ¦
¦ ¦пространственных, декоративно-художественных и ¦ ¦
¦ ¦дизайнерских разработок, их связь с общим ¦ ¦
¦ ¦решением объекта. Типология интерьеров. ¦ ¦
¦ ¦Особенности восприятия и масштабность ¦ ¦
¦ ¦интерьерных решений, роль детализации в ¦ ¦
¦ ¦образном формировании композиционного целого ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.07¦Основы архитектурной педагогики ¦ ¦
¦ ¦Философия креативного образования: понятийно- ¦ ¦
¦ ¦категориальный аппарат философии творческого ¦ ¦
¦ ¦образования, философские концепции творческого ¦ ¦
¦ ¦образования личности. Этика креативного ¦ ¦
¦ ¦образования: основные нравственные и ¦ ¦
¦ ¦юридические принципы и нормы креативно- ¦ ¦
¦ ¦педагогической деятельности. Психология ¦ ¦
¦ ¦креативного образования: основные направления ¦ ¦
¦ ¦и средства психологии творческого образования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика креативного образования: основные ¦ ¦
¦ ¦креативно-педагогические учения. Методология ¦ ¦
¦ ¦архитектурного образования: основные методы ¦ ¦
¦ ¦архитектурного общекультурного и ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. Архитектурная ¦ ¦
¦ ¦педагогика: архитектурно-педагогическое ¦ ¦
¦ ¦моделирование концепций и средств учебного ¦ ¦
¦ ¦процесса ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦283 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦1125 ¦
¦ ¦(В соответствии с "Перечнем магистерских ¦ ¦
¦ ¦программ") п. 1.5 Госстандарта ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.01 ¦Теория и история архитектуры ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.02 ¦Теория градостроительства и районной планировки¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.03 ¦Архитектура жилых и общественных зданий ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.04 ¦Архитектурная реставрация и реконструкция ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.05 ¦Ландшафтная архитектура ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.06 ¦Дизайн архитектурной среды ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.07 ¦Архитектурная организация сельской среды ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.08 ¦Архитектура объектов промышленной ¦ ¦
¦ ¦инфраструктуры города ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.09 ¦Материал и архитектурная форма ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.10 ¦Экономические и правовые основы архитектурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.11 ¦Архитектурная педагогика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.В.00¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1741 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦1200 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.02 ¦Научно-исследовательская практика ¦269 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.03 ¦Научно-педагогическая практика ¦272 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦2288 ¦
¦ ¦(в том числе 1088 часов: ¦ ¦
¦ ¦ - для историко-теоретических и педагогических ¦ ¦
¦ ¦магистерских диссертаций - на подготовку ¦ ¦
¦ ¦графической экспозиции; ¦ ¦
¦ ¦ - для проектно-творческих диссертаций - ¦ ¦
¦ ¦на проектирование) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ИГАМ.00 ¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦51 ¦
¦ ¦числе защита выпускной квалификационной работы ¦неделя ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4283 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов, включая объем подготовки ¦13608 ¦
¦ ¦бакалавра ¦ ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 521700 - Архитектура
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 364 недели, в том числе:
- образовательная программа подготовки
бакалавра - 234 недели
- специализированная программа подготовки
магистра - 130 недель,
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной
работы, а также экзаменационные сессии - 93 недели
- практики - не менее 15 недель
- итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 3 недель
- каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 19 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра - 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра по
направлению 521700 - Архитектура
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Магистр должен уметь:
- самостоятельно проводить научные исследования по актуальным проблемам архитектуры;
- формулировать цели, задачи, границы исследований, составлять планы их осуществления;
- выбирать необходимые существующие исследовательские средства, разрабатывать новые, исходя из задач конкретных исследований; обрабатывать и представлять полученные результаты в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и имеющими соответствующие квалификации (степени), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью; преподаватели, имеющие ученые степени и звания, должны составлять не менее 80%.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Учебный процесс подготовки магистров - высококвалифицированных исследователей и преподавателей - должен иметь:
- примерный учебный план, составленный в соответствии с настоящим Государственным стандартом по заявленным вузом магистерским программам;
- аннотации заявленных магистерских программ;
- рабочие программы по каждой из учебных дисциплин;
- необходимое лабораторно-проектное и информационное обеспечение;
- перечень профессиональных журналов и реферативных журналов (см. Приложение), специальную научную литературу, современные информационные базы, доступ к Интернету и другим современным сетевым источникам информации;
- все дисциплины учебного плана, обеспеченные учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 1 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам.
Не менее 50% научно-исследовательских работ вуза должно соответствовать направлениям магистерских исследований.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей качественное проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и программами учебных дисциплин и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.
6.2.5. Требования к организации практик.
Практики должны соответствовать выбранным темам магистерских диссертационных исследований, проводиться в передовых научно-исследовательских и проектных организациях, располагающих современной информационно-компьютерной базой и современными технологиями ведения работ.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 521700 - Архитектура
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521700 - Архитектура.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографический поиск с использованием Интернета и других современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде научных отчетов, научных рефератов, научных статей, аннотаций.
Диссертация на звание "Магистр архитектуры" может быть представлена тремя типами работ:
1 Тип. Научно-исследовательская историко-теоретическая диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование в области теории и истории архитектуры и градостроительства. Диссертация состоит из трех частей: текстовой, экспозиционной и развернутого автореферата. Объем текста такой магистерской диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста через два интервала. Текст имеет оглавление и библиографию и сопровождается графической частью (рисунки, чертежи, таблицы, графики и т.п.), а при необходимости - приложением. Экспозиционная часть представляется на защиту в объеме 2 - 6 кв. м в виде стандартных метровых подрамников или планшетов/таблиц другого размера. Возможна иная подача по усмотрению диссертанта.
2 Тип. Творческая проектно-экспериментальная диссертация может иметь несколько разновидностей, в основе которых лежит принцип преобладания проектной части над теоретической. Такая работа, наряду с проектом, включает либо небольшую теоретическую часть (реферат) с авторскими разработками задания на проектирование, систематизацией и анализом вариантного проектирования, выполненного соискателем по определенной теме и проведенного на основе изучения современной архитектурной и строительной практики, либо пояснительную записку к проекту, объясняющую его цель, поставленную и решенную в нем проблему. Объем такой магистерской диссертации не должен превышать 30 - 35 страниц машинописного текста через два интервала, исключая таблицы, рисунки, графики, список использованной литературы и оглавление.
Графическая часть, включая развернутый проект или проектные варианты, представляется в виде 8 - 12 кв. м экспозиции (стандартные метровые подрамники, планшеты другого размера или иная подача по усмотрению диссертанта).
3 Тип. Научно-исследовательская педагогическая диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование в области архитектурной педагогики общекультурного или профессионального направления. Диссертация состоит из трех частей: текстовой, экспозиционной и развернутого автореферата. Объем текста педагогической магистерской диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста через два интервала. Текст имеет оглавление, библиографию и сопровождается графической частью (рисунки, чертежи, таблицы, графики, фото и др.), а при необходимости - приложением (текстовым, графическим, фотографическим, видео и др.). Экспозиционная часть представляется на защиту в объеме 2 - 6 кв. м (в виде стандартных метровых подрамников или планшетов/таблиц другого размера, возможна и иная подача по усмотрению диссертанта).
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников.
Для научных диссертаций (историко-теоретических и педагогических) обязательны: автореферат (объемом 15 - 20 страниц текста через два интервала) и не менее одной публикации. Для творческих диссертаций обязательно аннотированное изложение проектной концепции (объемом 2 - 6 страниц).
Составители:
Учебно-методическое объединение по архитектурному образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета


Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информационные журналы
Российская Государственная библиотека
64904 Музейное дело и охрана памятников
64906 Культура в современном мире
64925 Материальная база сферы культуры
64928 Консервация и реставрация памятников
64902 Изобразительное искусство
Всероссийский научно-исследовательский институт проблем научно-технического прогресса и информации в строительстве
62003 Архитектура. Градостроительство. Жилищно-гражданское строительство.
62045 Инженерное обеспечение объектов строительства
62012 Сейсмостойкое строительство
62043 Строительные конструкции и материалы
62041 Экономика, организация и управление в строительстве
Обзорная информация
62098 Инженерное обеспечение объектов строительства
62093 Промышленные и сельскохозяйственные комплексы
62090 Строительные конструкции и материалы
62100 Архитектура. Градостроительство. Жилищно-гражданское строительство
62095 Архитектура. Районная планировка.
Реферативные журналы
62000 Строительные материалы и конструкции
Инженерно-теоретические основы строительства
Архитектура и градостроительство
Фермерское хозяйство
62016 Российская архитектурно-строительная энциклопедия (в 4-х томах)
Периодические издания
Архитектура и строительство Москвы
Архитектура и строительство России
Бурда
Архитектура, строительство, дизайн (Москва)
Архитектура, строительство, дизайн (Самара)
Архитектон
Союз дизайнеров
Декоративное искусство
Жилищное строительство
Зодчество мира
Искусство в школе
Интерьер
Мир музея
Мир дизайна
Народное творчество

НАПРАВЛЕНИЕ 511000 - ГЕОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также